Какие формы социальных отношений складывались в индустриальном обществе?

7 ответов на вопрос “Какие формы социальных отношений складывались в индустриальном обществе?”

  1. Crazy Men Ответить

    В эпоху индустриальных трансформаций усиливается роль коллективных социальных субъектов. Речь идет о таких феноменах, как “толпа”, “общественное мнение”, “публика”, обладающих масштабным влиянием на общественные процессы (особенно в политической сфере). Их появление объясняется рядом обстоятельств объективного плана. Универсальной чертой процесса индустриализации выступает урбанизация, предполагающая распространение городского образа жизни. Города превращаются в промышленные центры, их население зачастую многократно возрастает. Концентрация индивидов приводит к феномену массовидного поведения, на который не случайно было обращено внимание в конце XIX в. (Г. Ле Бон, Г. де Тард, Х. Ортега-и-Гассет, С. Сигеле и др.), то есть в эпоху окончательного утверждения индустриализма. Тенденции массовизации соответственно усиливали вероятность иррациональных проявлений в индустриальном обществе. Социологи первой половины XX в. высказывали опасения о том, что рационализированные в трудовой сфере индивиды “могут в любой момент превратиться в разрушителей машин и не ведающих сомнения ратников”.
    Став специфичным явлением для индустриальных стран, массовизация приобрела устойчивое влияние на социально-политические процессы. Общественная элита, видя объективность данного процесса, стремилась сделать его управляемым, подконтрольным. В этом зачастую, как следует из вышеизложенного, крылся залог политического успеха в демократических государствах. В решении данной задачи одну из первостепенных ролей должны были играть средства трансляции тех мировоззренческих элементов (установок, убеждений, политических мифов и др.), которые бы способствовали стабилизации общественных отношений Фролов С. Общая социология. – М.: Проспект, 2010. – С. 104..
    Технический прогресс способствовал разработке новых технологий управления (“вторая волна” по определению А. Тоффлера). Изобретение книгопечатания и дальнейшее его техническое развитие дало возможность массового тиражирования сообщений (пресса). Результатом подобных технологических новаций стал феномен публики, заслуга описания которого принадлежит французскому мыслителю Г. Тарду. По его определению, публика – это духовная общность людей, разделенных физически, но соединенных чисто умственной связью. По ходу индустриализации в обществе искусственно формируется нечто вроде коллективного сознания, питаемого внешней информацией. Публика и есть тот коллективный субъект индустриального общества, значение которого (особенно в политических процессах) переоценить трудно. Но теперь в качестве объединяющего момента выступает не столько традиция, сколько общественное мнение, представляющее собой совокупность суждений, навязанных преимущественно внешними источниками (книгами, газетами, журналами). При этом, как отмечает Г. Тард, сила общественного мнения обратно пропорциональна силе традиции Там же. – С. 106..
    На объективность и даже на определенную тотальность общественного мнения указывал испанский социальный философ Х. Ортега-и-Гассет. Его определяющей чертой он считал независимость от индивидуальных воззрений. В то же время “ощутимая реальность коллективного мнения состоит не в том, что я или ты его разделяем, напротив, это оно само, независимо от нашей воли, навязывает нам свою реальность, вынуждая с собой считаться”. Общественное мнение в силах подняться над классовыми барьерами, а в перспективе – даже преодолеть национальные рамки. Что продемонстрировала вторая половина двадцатого столетия.
    Итак, с утверждением индустриального типа общественных отношений актуализируется проблема создания относительно самостоятельных и независимых организаций, занимающихся распространением сообщений среди индивидов, социальных групп с целью формирования оценок, мнений и поведения Кошкаров А. Механизмы распада и сохранения религиозной культуры в индустриальном обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. – №5-4. – С. 117..
    В индустриальном обществе не короткие, персонифицированные социальные связи, но вещноинституционально опосредованные анонимные олицетворяют социальные коммуникации Модерна. Индустриальная современность знаменует собой глубокое изменение социального образа человека. Из элементарной частицы первичной социальной группы он преобразуется в “гражданина мира”, способного к социально-культурной миграции. Ролевую идентичность, заданную жестким положением в традиционалистской социальной иерархии, замещает социальная мобильность. Ценности индивидуальной свободы и автономии личности идеологически закрепляются в доктринах приоритета личностных прав. Социально-онтологические предпосылки новых жизненных смыслов Модерна – личной свободы и автономии личности – сформировались в процессах социальной и религиозной эмансипации, с одной стороны, и массовой миграции в процессах модернистской урбанизации, с другой. В сравнении с традиционным, индустриальное общество предоставляет человеку гораздо большую социальную подвижность. Личная свобода как “открытая возможность” социального конструирования собственных жизненных траекторий становится фундаментальной ценностью индустриального общества. Свобода уже не только не ассоциируется со смертью, но в романтически-революционаристских контекстах прямо противопоставляется ей.
    Мощное развитие товарного производства создает не только новую предметную среду обитания человека, но и продуцирует новые социальные значения, неведомые традиционному обществу. Если традиционалистское сознание отдает приоритет привычно-знакомому, то индустриализм олицетворяет глубокие изменения традиционалистского архетипа восприятия времени, осознание ценности инноваций и прогресса: креативное ценно само по себе и не нуждается в легитимации прошлым. В традиционном обществе инновационная деятельность, как известно, носила латентный характер: незапланированные социальные изобретения мимикрировали под традицию. Социальный запрос на инновации – порождение состязательного этоса индустриального общества. Ценность инноваций порождает феномен моды, отражающий динамику потребительских вкусов Кошкаров А. Механизмы распада и сохранения религиозной культуры в индустриальном обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. – №5-4. – С. 117..
    Зависимость результатов экономической деятельности от скорости оборота капитала породила новую ценность индустриального общества, не ведомую традиционному, – ценность времени. Невиданная для традиционного общества ценность времени воплощена в фундаментальном понятии капиталистического товарного производства – стоимости. Понятие прогресса отражает нецикличный, восходящий характер индустриальной современности, ценностное превосходство нового над старым. Вхождение в индустриальную современность способствовало невиданному взлету качества человеческой жизни, заметному возрастанию ее продолжительности. И содержание понятия прогресса укоренено в критериях индустриальной эффективности. Определяющим показателем модернистски понятого прогресса становится уровень технико-экономического развития.
    Традиционалистское расчленение пространства на “сакральное-профанное” уступает место десакрализированному, “однородному” пространству. Единая система мер и весов – культурная предпосылка индустриального нормативизма и универсализации производственных и потребительских стандартов. В системе объективных значений индустриального общества искусственное, рукотворное ценнее естественного. Индустриальная современность – это мир артефактов, апофеоз техники, воспринимаемой не только как средство облегчения человеческого труда, но и в качестве самостоятельной ценности. Идеология догоняющей модернизации нередко прямо отождествляет социальный прогресс с уровнем технического развития. Социальное конструирование реальности становится одной из ведущих тем индустриального Модерна Гончаров В. Общество: социально-философский анализ. – Ставрополь: ЛИТЕРА, 2010. – С. 64..
    Социальные коммуникации в индустриальном обществе обретают форму товарного обмена. Поэтому в модернистском сознании социальная зависимость выступает в превращенной форме власти денег и вещей. Обезличивание социальной связи, восприятие Другого как комплекса социальных функций, отождествление человека с его социальной ролью чревато отчуждением человека от человека. Отчуждение – социальный продукт Модерна, следствие замены “коротких”, личных социальных связей функционально-обезличенными анонимными. Следствием возрастания ценности индивидуальной свободы и социальной мобильности является развитие социальных институтов, канализирующих социальную активность и закрепляющих сложившиеся образцы социально одобренных форм деятельности, поведения и общения. В отличие от дисциплинарного характера традиционногообщества, индустриальное общество нередко называют обществом социального контроля. Контролирующие функции заключены в самом бытии социального института. Развитие средств социального контроля составляет сущность институционализации Гончаров В. Общество: социально-философский анализ. – Ставрополь: ЛИТЕРА, 2010. – С. 66.. Становление правовой инфраструктуры и правового простран ства, создающие предпосылки формального равенства богатого и бедного, знатного и безродного, открыло невиданные ранее источники социальной энергии, стимулировало мощное развитие социальной инициативы. Но свойственные Модерну представления о “логике истории”, восходящие к модернистской идее Прогресса препятствовали формированию представлений об ответственности человека за результаты собственных действий.

  2. Moramar Ответить

    Вполне естественные стремления наемных работников к улучшению своего материального положения, а предпринимателей и управляющих — к повышению прибылей корпораций, как показал опыт истории XX века, вызывали различные социальные последствия.
    Во-первых, возможны ситуации, при которых повышение своего дохода трудящиеся связывают с увеличением своего личного вклада в деятельность корпорации, с повышением эффективности ее работы, процветанием государства. В свою очередь, предприниматели, управляющие стремятся создать для наемных работников стимулы к повышению производительности труда. Отношения управляемых и управляющих, складывающиеся в подобной ситуации, принято определять как социальное партнерство.
    Во-вторых, возможна ситуация социального конфликта. Его возникновение подразумевает убежденность наемных работников, что повышение зарплаты, получение иных льгот и выплат могут быть достигнуты лишь в процессе жесткого торга с работодателями, не исключающего забастовок и иных форм протеста.
    В-третьих, не исключено возникновение социальных конфронтации. Они развиваются на почве обострения социального конфликта, не получающего разрешения в силу причин объективного или субъективного характера. При социальной конфронтации действия в поддержку тех или иных требований приобретают насильственный характер, а сами эти требования выходят за рамки претензий к отдельным работодателям. Они перерастают в призывы к насильственному изменению существующего политического строя, к ломке сложившихся социальных отношений.
    Партии, входившие в Коминтерн, разделявшие ленинскую теорию империализма, считали социальную конфронтацию закономерной формой социальных отношений в обществе, где существует частная собственность на средства производства. Позиция этих партий состояла в том, что базовые интересы личности предопределены ее принадлежностью к тому или иному социальному классу — имущих (собственников на средства производства) или их антагонистов, неимущих. Национальные, религиозные, личностные мотивы политического и экономического поведения человека рассматривались как малозначимые. Социальное партнерство расценивалось как аномалия или тактический маневр, призванный обмануть трудящиеся массы, сбить накал классовой борьбы. Этот подход, связанный с объяснением любых общественных процессов экономическими причинами, борьбой за обладание и контроль над собственностью, может быть охарактеризован как экономический детерминизм. Он был свойственен многим марксистам XX века.

  3. Спецназ Ответить

    Конфликт между представителями разных социальных групп одна из самых давних проблем человечества, которая возникла одновременно с зарождением классовой структуры общества.
    В период Средневековья противоречия между представителями разных слоев общества регулировали традиции, которые сложились в историческом процессе человеческого развития.
    Однако в эпоху индустриального развития такие методы оказались неэффективными, что привело к обострению межклассовой борьбы. Равновесие общественных отношений в 19-20 веке напрямую зависело от экономической и социальной политики государства.

    Формы социальных отношений

    К началу 20 века был окончательно сформирован класс наемных рабочих. Взаимоотношения между трудящимися и владельцами предприятий стали ключевыми факторами в формировании социальных отношений в 20 веке. Как показал исторический опыт, социальные отношения между наемным рабочим классом и работодателями т представляют собой три модели.
    Первая модель сотрудничество на выгодных условиях для двух сторон. Владельцы предприятий предоставляют рабочим социальную защиту и достойные условия труда и таким образом, увеличивают прибыль от предприятия за счет повышения работоспособности персонала.
    Вторая модель допускает возможность социального конфликта: уступки со стороны работодателей достигаются только путем применения жестких ультимативных мер рабочих забастовки и другие акции протеста.
    Третья модель режим социальной конфронтации: главной формой социальных отношений является политическое насилие, и применение жестких мер к достижению цели одной из сторон.
    По мнению политических сил, которые входили в Коминтерн, социальные отношения в классово неравном обществе возможны только в условиях конфронтации. Социальное партнерство, которое инициировали крупные буржуа, коммунистами рассматривалось как политический маневр, целью которого является ужесточение эксплуатации рабочего класса.

    Рабочий класс в индустриальных государствах

    В развитых индустриальных государствах отношения между рабочим классом и работодателями не сводились к модели конфронтации. Трудящимся предоставлялась не только достойная оплата труда и социальная защита, но также признавалась их общественная значимость.
    В капиталистических государствах рабочий класс никогда не обобщался статусом основной однородной массы населения, как это дело советское правительство. Уже к середине 60-х годов в таких странах как Великобритания, США и Франция полностью установилась модель социального партнерства.
    В конечном итоге, страны капиталистического направления смогли создать общество социального равенства, к которому так стремились коммунисты. Не уничтожая буржуазию, правительства этих государств смогли обеспечить рабочим тот уровень жизни, который обещали большевики советскому народу на протяжении многих десятилетий.

    Рабочее движение

    Впервые рабочее движение зародилось в Великобритании, сразу после окончания промышленного переворота. С обострением социальных конфликтов конца 19- начала 20 века, рабочие движения вышли за рамки национальных границ на международный уровень.
    Главными принципами рабочих движений были солидарность и взаимопомощь трудящихся. Характерной особенностью таких движений была защита прав и свобод рабочих, которые имели профессиональную квалификацию. Такая позиция вызвала негативную критику со стороны неквалифицированных рабочих, которые уже в 1905 году создали собственных международный комитет по социальной защите трудящихся, не имеющих образования.
    Крупнейшими рабочими организациями в начале 20 века были Американская федерация труда и Амстердамский интернационал профсоюзов. Активисты этих организаций рассматривали дела о нарушениях прав рабочего класса, участвовали в разработках законов, которые регулировали трудовые отношения.
    В противовес рабочим движениям «буржуазных» государств, в 1921 году большевиками был создан Красный Интернационал профсоюзов. Однако основной целью деятельности этой организации отнюдь не была защита рабочего класса, а политизация рабочих и насаждение коммунистической идеологии.

    Нужна помощь в учебе?


  4. Daitaur Ответить

    Вопросы: 1. Перечислите и охарактеризуйте предпосылки, которые сформировали новый тип цивилизационного развития – индустриальное (капиталистическое) общество.
    2. Как отвечал на заданный вопрос К. Маркс?
    3. В чем видел истоки «духа капитализма» М. Вебер?
    4. Что такое, с его точки зрения, «цивилизованный капитализм»?
    5. Охарактеризуйте взгляды французского историка Ф. Броделя на предпосылки капитализма.
    6. Как вы считаете, кто из перечисленных мыслителей наиболее точно указал на предпосылки складывающегося индустриального общества.
    3. Индустриальное общество – техногенная цивилизация
    – Индустриальное общество – тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека. Расширение сферы жизнедеятельности человека, возникновение промышленного производства, перестройкой самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов. Провозглашается ценность нового, не скованного регламентирующей традицией. Это способствовало невиданному в истории развитию общественных производительных сил.
    – Стремительное развитие техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования. Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен, но и потребовало введения единого декретного времени. Воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества столь велико, что его нередко называют техногенной цивилизацией.
    Живой труд постепенно утрачивает силовые и двигательные функции и наращивает контрольно-информационные. Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой.
    – Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Общественный прогресс – поступательное развитие общества от варварства и дикости к цивилизации и дальнейшему наращиванию цивилизационных достижений.
    – Традиционалистское представление о животворящей природе в общественном сознании индустриального общества замещается представлением об упорядоченной «системе природы», управляемой естественными законами. Масштабная секуляризация общественного сознания, т. е. замена религиозного мировоззрения и воспитания светским. На смену восприятию природы как обожествленного источника жизни приходит понятие среды обитания как кладовой неисчерпаемого запаса промышленного сырья.
    – Господствующий тип социальной связи основан на экономическом принуждении к труду. Социальное партнерство двух юридически равноправных сторон: предпринимателя, владеющего средствами производства (помещения, оборудование, сырье), и наемного работника, обладающего лишь собственной рабочей силой (физической способностью к труду, производственными навыками, образованием). В отличие от владельца средства производства наемный работник, вчерашний крестьянин, нуждой согнанный с земли, не располагает средствами к жизни. Поэтому формальное (юридическое) равенство сторон на практике оказывается фактическим неравенством, экономическим принуждением к труду на условиях работодателя. Но в цивилизационном отношении отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора – заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества. Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности, т. е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую. Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей — личную свободу. Свободный человек становится хозяином своей судьбы.
    – Социальные отношения принимают форму товарно-денежного обмена. Для индустриальной современности характерны опосредованные (деньгами, товарами, институтами) социальные связи лично не знакомых друг с другом людей – социальных партнеров. Посредниками в отношениях людей становятся социальные институты, и прежде всего государство в лице органов охраны правопорядка, судов, прокуратуры, а также институтов социализации (школ, вузов и т. д.) и трудоустройства индивида (государственных предприятий). Институционально-опосредованные социальные связи порождают отношение людей друг к другу как к носителям социальной роли (судьи, начальника, учителя, врача, продавца, водителя автобуса и т. д.). И каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей.
    – Монополизация и регламентация насилия государством способствуют снижению общего уровня несанкционированного насилия в обществе. Развитие правосознания и правовых институтов, уравнивающих сильного и слабого, знатного и безродного, богатого и бедного перед лицом закона, т. е. становление правового государства, не только неотъемлемое условие развития промышленного капитализма, но и важнейшее цивилизационное завоевание человечества.
    Вопросы: 1. Какое определение можно дать индустриальному обществу?
    2. Чем вызвано стремительное развитие индустриального общества?
    3. Почему человек традиционного общества воспринимал время как череду повторяющихся событий («колесо времен»), а человек индустриального общества – как прогресс («стрела времени»)?
    4. Почему некоторые исследователи называют данный период развития общества «техногенной цивилизацией»?
    5. Как изменяется место человека в системе общественного производства?
    6. Какова роль науки на данном этапе?
    7. Охарактеризуйте качество жизни человека в индустриальном обществе.
    8. Охарактеризуйте взаимоотношения человека и природы на данном отрезке исторического пути.
    9. Что такое «секуляризация общественного сознания»? Какие последствия имеет этот процесс для человека?
    10. Охарактеризуйте экономические отношения между людьми в индустриальном обществе.
    11. Проанализируйте эти взаимоотношения: что вам кажется справедливым, а что – нет?
    12. К каким последствиям приводит разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности?
    13. Какую высшую ценность дарует индустриальное общество человеку?
    14. Можно ли отождествлять цивилизованный капитализм с обогащением любой ценой?
    15. Опишите изменения, которые происходили в бытовых условиях человека индустриального общества.
    16. Какие политические тенденции наблюдаются на данном отрезке времени?
    17. Выделите сильные и слабые стороны данного типа общества. Свой выбор обоснуйте.

  5. Arcanefury Ответить

    репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение
    человеческого рода);
    экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление
    истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего
    хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);
    воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое
    воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в
    течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых
    членов семьи);
    коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со
    средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на
    многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее
    восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).
    М.С. Мацковский (1989) основные функции современной семьи дополняет
    следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной,
    сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.
    Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи
    (Харчев А.Г., 1968; Антонова. И., Медков В.М., 1996; Навайтис Г., 1999).
    Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и
    отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические
    функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или
    приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.
    Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная
    функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция
    социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя
    характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.
    Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей
    собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и
    досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием
    микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти
    функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом,
    раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение,
    содержание и воспитание детей в семье (Антонов А.И., Медков В.М., 1996).
    В отдельные исторические периоды семья выполняет все или почти все
    вышеназванные функции, в другие периоды часть из этих функций берет на себя
    государство.
    Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет
    комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть
    удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в
    комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или
    распределен между другими людьми. Такое понимание функций семьи, по мнению
    автора, позволяет обоснованно отделить семью от других, похожих на нее по
    некоторым признакам малых групп (например, пар, поддерживающих постоянные
    сексуальные отношения) (Навайтис Г., 1999). Тот же автор, исходя из семейных
    функций, перечисляет несколько групп потребностей, удовлетворяемых семьей:
    потребности, связанные с отцовством и материнством, потребности, связанные с
    созданием и поддержанием некоторых материальных условий жизни семьи, и
    потребности в физической и психической интимности.
    семья
    брак современность эволюция
    1.3 Проблематика современной семьи
    Однако после разделения труда картина изменилась. В нынешнем
    индустриальном обществе ячейкой общества является не семья, а трудовой
    коллектив, в котором современные люди проводят большую часть своей жизни и о
    котором заботится государство. Сейчас семья – не место, в котором люди вместе
    работают и помогают друг другу. Семья стала местом отдыха, куда люди приходят
    после тяжёлого рабочего дня. Именно поэтому юноши и девушки ищут себе в
    партнёры не сильных и способных, а тех, с кем легко и приятно общаться. Вступая
    в брак, молодожёны ждут друг от друга любви и взаимопонимания, совершенно
    забывая о том, что это очень зыбкие и изменчивые материи, которых к тому же
    недостаточно для крепкого союза. Чтобы семья не распалась через несколько лет
    после заключения брака, молодым людям должно быть выгодно жить вместе, однако в
    современном обществе человеку выгоднее оставаться в одиночестве. Люди стали
    бояться заводить семьи из-за небольших доходов и отсутствия собственного дома.
    Создание семьи в современных условиях превратилось из естественного процесса в
    настоящий подвиг. Теперь семья, в которой раньше решались все проблемы, сама
    стала проблемой, огромной ответственностью и нагрузкой.
    Кроме того, индустриальное общество уравняло мужчин и женщин в правах,
    из-за чего супруги постоянно спорят о том, кто из них должен заниматься
    стиркой, уборкой, готовкой и воспитанием детей. Но эти споры ни к чему не
    приводят, ведь оба супруга одинаково выматываются на работе и одинаково не
    желают выполнять дополнительную работу по дому. Ещё больше мужчина и женщина
    спорят о том, кто в семье главный, и прийти к единому мнению по этому вопросу
    они не смогут никогда, ведь невозможно определить главного среди людей, которые
    проводят вместе всего несколько часов в день.
    Однако после разделения труда картина изменилась. В нынешнем
    индустриальном обществе ячейкой общества является не семья, а трудовой
    коллектив, в котором современные люди проводят большую часть своей жизни и о
    котором заботится государство. Сейчас семья – не место, в котором люди вместе
    работают и помогают друг другу. Семья стала местом отдыха, куда люди приходят
    после тяжёлого рабочего дня. Именно поэтому юноши и девушки ищут себе в
    партнёры не сильных и способных, а тех, с кем легко и приятно общаться. Вступая
    в брак, молодожёны ждут друг от друга любви и взаимопонимания, совершенно
    забывая о том, что это очень зыбкие и изменчивые материи, которых к тому же
    недостаточно для крепкого союза. Чтобы семья не распалась через несколько лет
    после заключения брака, молодым людям должно быть выгодно жить вместе, однако в
    современном обществе человеку выгоднее оставаться в одиночестве. Люди стали
    бояться заводить семьи из-за небольших доходов и отсутствия собственного дома.
    Создание семьи в современных условиях превратилось из естественного процесса в
    настоящий подвиг. Теперь семья, в которой раньше решались все проблемы, сама
    стала проблемой, огромной ответственностью и нагрузкой.
    Кроме того, индустриальное общество уравняло мужчин и женщин в правах,
    из-за чего супруги постоянно спорят о том, кто из них должен заниматься
    стиркой, уборкой, готовкой и воспитанием детей. Но эти споры ни к чему не
    приводят, ведь оба супруга одинаково выматываются на работе и одинаково не
    желают выполнять дополнительную работу по дому. Ещё больше мужчина и женщина
    спорят о том, кто в семье главный, и прийти к единому мнению по этому вопросу
    они не смогут никогда, ведь невозможно определить главного среди людей, которые
    проводят вместе всего несколько часов в день.
    ГЛАВА 2.Тенденции изменения функций и форм семьи
    .1 Семья в современном обществе (промышленном
    обществе)
    Брак представляет собой начало и ядро семьи. Характер супружеских
    отношений зависит прежде всего от того, какие мотивы обусловили заключение
    данного брачного союза. Воздействие на семью экономического базиса общества и
    всего социального бытия в значительной степени осуществляется через мотивы и
    опосредуется ими. Если брак многие ученые определяют как санкционированную
    обществом социально и личностно целесообразную устойчивую форму половых
    отношений, то семья – малая социальная группа, основанная на единой
    общесемейной деятельности, связанная с узами супружества – родительства –
    родства.
    Хотя основу семьи составляет брачная пара, однако есть семьи, которые
    живут под одной крышей, ведут одно хозяйство, воспитывают детей, но юридически
    их брак не оформлен. Есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей
    или оба родителя. Бывают нуклеарные семьи (вместе проживают родители и дети) и
    расширенные (супружеская пара, дети, родители одного из супругов: дедушка,
    бабушка). Так, в нынешней семье мы видим реликты прошлых вековых семейных
    отношений и ростки будущей семьи.
    С развитием общества изменяются брак и семья. Законодатели, специалисты
    по семейно-брачным отношениям все более признают необходимость договорных основ
    брака. Такой брак – добровольный союз между мужчиной и женщиной, в котором обе
    стороны должны иметь одинаковые права. Возможно, это будет в правовом
    государстве, о котором мечтал еще Иммануил Кант. По этому поводу он говорил,
    что идеальное состояние общества – это правовое государство и правовые
    межгосударственные отношения, обеспечивающие всеобщий мир. Мир должен царить и
    в каждой семье за счет соблюдения не только нравственных, но и правовых норм.
    Семья выполняет ряд функций, обеспечивающих жизнедеятельность общества.
    Важнейшими из них, по мнению большинства специалистов, являются репродуктивная,
    воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.
    Репродуктивная функция
    Первая функция (репродуктивная) – это воспроизводство себе подобных.
    Чтобы человеческий род не прекратил свое существование, общество не
    превратилось в интернат для престарелых, уровень населения не снизился,
    необходимо, чтобы в каждой российской семье было не менее 2-3 детей.
    Социально-демографическая обстановка в России вызывает большое опасение за ее
    будущее. Население не только катастрофически стареет, но просто вымирает.
    Общество испытывает на себе тяжелейший прессинг политических и экономических
    проблем. Обнищание народа, резкое снижение уровня жизни, структурные процессы
    перестройки промышленности и связанное с этим вынужденное высвобождение
    трудовых ресурсов, потери в заработках и престижности профессии – эти и многие
    другие невзгоды сегодняшней реальной жизни тяжелым бременем лежат на обществе и
    семье как его ячейке.
    К проблемам современного общества, сдерживающим деторождение, можно
    отнести и ранние браки, составляющие категорию риска и дающие половину всех
    разводов. Если в странах Европы брачный возраст составляет 28 лет, в Японии –
    30-33 года, то у нас планка снижается до 18 лет. Практически до 24 лет молодые
    люди – иждивенцы, а, по сути, 18-летние супруги остаются иждивенцами до 40 лет.
    Ранний брак, за редким исключением не дает им возможность завершить
    образование, приобрести профессию, а соответственно, лишает шанса занять более
    престижное и высокооплачиваемое положение. Нехватка денег, проблема с жильем,
    нежелательная беременность и роды – все это усугубляет неустойчивое положение
    молодой семьи, приводящее к разводу. Известна тревожная статистика разводов в
    нашей стране: сейчас половина молодых семей распадается в первый год жизни, две
    трети – в первые пять лет, в 70% семей, не распавшихся после пятилетней жизни,
    супруги находятся в напряженных отношениях.
    Другая сторона проблемы рождаемости – внебрачные дети. Сейчас каждый третий
    ребенок в России рождается вне брака, а в возрастной группе матерей в 16-18 лет
    – почти половина. Большинство таких новорожденных прямо из роддома отправляются
    в дома малютки, так как мамы от них просто отказываются. И это еще не самое
    тревожное. Если 10-15 лет назад рождение больного ребенка было исключением из
    правил, то сейчас это исключение относится к здоровому ребенку. Растет
    патологический груз прежде всего врожденная умственная отсталость.
    В связи с названными и другими трудностями, почти 20% опрошенных супругов
    вообще не желают иметь детей. Чаще всего это встречается в семьях
    интеллигенции. Различается также рождаемость по регионам страны. Депопуляция
    охватила почти 70 регионов России. Перспектив на преодоление этого барьера пока
    не видно. Положение женщин-работниц, особенно матерей-одиночек таково, что им
    нелегко прокормить хотя бы одного ребенка, а женщине – безработной и самой
    прожить на пособие по безработице практически невозможно. Фактически семьи до
    минимума ограничивают репродуктивную функцию. Особенно в крупных городах.
    Руководство четко понимает важность и актуальность решения указанной
    проблемы для современного российского общества. Поэтому помощь семье – одна из
    ключевых задач.
    Воспитательная функция:
    Воспитательная функции семьи не может быть заменена никаким другим
    институтом. По мысли Аристотеля, “семья есть первый вид общения” и важнейший
    элемент государственного устройства, где счастливая жизнь должна строиться в
    соответствии с добродетелью и законодательством о браке, обеспечивающем
    рождение здоровых детей, прописывающем пути воспитания будущих граждан.
    Однако воспитательная роль семьи снижается. Причины этого явления мы
    обозначили. Кроме того, снижение воспитательной роли семьи обусловлено
    происходящими в ней переменами. В современной семье формально супруги равны. Но
    большая часть забот лежит фактически на женщине, в том числе и воспитание
    детей. В этом есть немало и плюсов, и минусов. Часто встречаются семьи, где
    дети просто предоставлены улице, самим себе или стремятся делать бизнес мойкой
    машин, сбором бутылок и т. д., забывая об учебе в школе.
    Социологи называют несколько типов семейного воспитания:
    §  детоцентризм семьи выражается в чрезмерном обожании своего чада, особенно
    когда один ребенок. Из такого дитя чаще вырастает эгоист, не приспособленный к
    практической жизни человек;
    §   профессионализм – родители перекладывают заботы по воспитанию
    на детские сады, школы, училища. В будущем из такого ребенка может вырасти
    холодный молодой человек, чуждый ласк к родителям, старшим;
    §   прагматизм – все воспитание направлено на формирование таких
    качеств, как уметь жить, видеть прежде всего материальную выгоду.
    Объективные условия, сложившиеся в современной России, пропагандируемые
    духовные ценности, способствуют воспитанию такого типа личности. Насаждаемый
    индивидуализм может способствовать войне каждого против всех.
    Очень обширна хозяйственно-экономическая функция семьи. Она включает
    широкий спектр семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, бюджета,
    организация потребления и досуга и т. д. Велико значение семьи в организации
    потребления и быта. В ней не только удовлетворяются, но отчасти и формируются
    материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определенные
    бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства.
    Восстановительная функция
    Важное значение для жизни каждого человека (большого или маленького)
    имеет рекреационная (восстановительная)функция семьи. Как говорилось в
    “Домострое”, чтобы в семью “как в рай войти”. Специалисты утверждают, что
    хорошая семья – это половина успеха в карьере, бизнесе, учебе и т. д. Мы живем
    в условиях гонки за лидером. Американцы не зря говорят, чтобы стоять на месте,
    надо быстро бежать. Бегут все. И чтобы каждый день преодолевать эту марафонскую
    дистанцию, надо быть в хорошей форме. Форма восстанавливается и поддерживается
    в хорошей семье. Она должна стать местом отдохновения и вдохновения,
    уверенности в себе, нужности близким создать очень важное для предприимчивого
    человека чувство психологического комфорта, сохранить высокий жизненный тонус.
    Рекреационная функция семьи проявляется тем эффективнее, чем выше
    культура семейно-брачных отношений. Здесь мы выходим еще на один аспект
    проблемы – культуры семейной жизни как части культуры (духовной, нравственной и
    т. д.) общества. В этой сфере общества, как и во многих других, мы видим если
    не регресс, то застой.
    Общая “варваризация” нравов очень болезненно сказалась на семье.
    Усилились негативные тенденции в ее функционировании. Растет число разводов,
    обездоленных детей. В 2008 г. в России распалось около 950 тысяч семей. Более
    700 тысяч детей остались без одного из родителей.
    Причин здесь чрезвычайно много: и экономическая самостоятельность женщин,
    и влияние урбанизации, а с ней рост социальной анонимности, и научно-техническая
    революция, и ее влияние на интенсификацию труда, особенно связанного с
    конвейерным или глубоко технологичным производством, причинами
    социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера.
    2.2 Тенденции изменения функция семьи в
    индустриальном обществе
    Стало привычным активно жаловаться по поводу кризиса и
    распада семьи в индустриальном обществе: число разводов за последние 50 лет
    увеличилось более чем в пять раз. За то же время число рождений сократилось на
    треть. Ужасная потеря функций ослабила семью. Неудивительно, что муж, жена и
    дети просто живут рядом и не общаются и больше всего хотят убежать из дому. Это
    обобщающее суждение ошибочно. При всех угрозах и при всех необходимых
    приспособлениях к новым условиям большинство семей – как бы поддерживаемые
    таинственной внутренней силой – остаются верны своей сути. При предметном
    рассмотрении прекращения функций следует различать две вещи:
    а) В первобытном обществе, скажем, у
    скотоводов-кочевников, у большой семьи, в которую входили – под патриархальным
    главенством отца женатые сыновья со своими женами и детьми, слугами и
    служанками, было много функций, которые чужды современной семье. Глава семьи
    судил, отправлял религиозные обряды и вел войны. Не было еще государства,
    судов, школ, организованных религиозных общин. Картина изменилась, как только
    государство, право, экономика, религия, наука и искусство выделились в
    отдельные сферы культуры и достигли своей самостоятельности. Этот процесс не
    представлял собой собственно потерю функций семьи, поскольку семья должна была
    отдать функции, которые она до того исполняла в порядке замещения.
    Впрочем, у семьи в доиндустриальную эпоху оставалось
    по-прежнему очень много функций. Экономически она была в значительной мере
    самодовлеющей, поскольку она производила то, в чем нуждалась, и потребляла то,
    что производила. Обучение и профессиональная подготовка детей тоже происходили
    в основном в семье. Несомненно то, что индустриальное развитие ограничило
    многие из этих функций или перенесло их во вне семейные институты. Семья давно
    перестала быть местом производства, поскольку современная экономика с ее
    завершенным разделением труда почти полностью взяла эту функцию на себя.
    Большинство ремонтных работ сегодня тоже выполняются специалистами-ремесленниками.
    Школьное и профессиональное образование ставит такие высокие требования, что
    соответствовать им могут только вне семейные учреждения. В то время как в
    доиндустриальную эпоху считалось само собой разумеющимся, что больной,
    нетрудоспособный и старый человек находил питание и уход в семье и за счет
    семьи, хотя часто, например, во время «чумы, голода и войны» и в весьма
    недостаточной мере, то сегодня эти задачи взяли на себя крупные организации
    социальной защиты. Но и следствия исчезновения этих функций тоже нельзя
    преувеличивать. Для семьи несущественно, прядут ли в доме или ткут, готовят ли
    домашние копчености или (вместо газовой или электрической печки) горит
    мерцающий огонь в очаге. Освобождение от необходимости помогать в
    производственной деятельности, а также технические облегчения, наоборот, дают
    матери возможность интенсивнее посвящать себя воспитанию детей, уходу за домом,
    обеспечению питания.
    Б) Прекращение функции происходит в собственном смысле
    только тогда, когда это затрагивает основные функции семьи – заботу о доме,
    питании, домашнем хозяйстве, о духовных, нравственных и религиозных ценностях.
    В некоторых семьях общих трапез фактически почти нет, так как отец и работающая
    мать едят в столовой на работе, дети – в детском саду или в группе продленного
    дня. Во многом исчезли также последние остатки культового сообщества, так как
    больше не молятся вместе и большие христианские праздники едва ли проявляются в
    жизни семьи. Многие семьи уже не знают больше домашнего общения, поскольку
    родители и дети перенесли основное содержание их жизни вовне и рассматривают
    семью только как место для сна. Конечно, тем самым почти парализована
    воспитательная функция.
    . Изменение функции. Хотя условия индустриального
    общества обусловили значительную потерю функций семьи, но в других областях они
    привели только к изменению функций. Хотя в семье больше ничего не производится,
    но тем больше внимания уделяется – и в рабочих семьях – устройству дома, в
    частности, в форме сотрудничества со школой. То, что Уильям Огберн пишет о
    Соединенных Штатах, применимо и к Германии: несмотря на вторжение техники в
    домашнее хозяйство, современная семья уделяет «значительную часть своего
    времени приготовлению пищи, уходу за жильем, стирке, шитью и ремонту» .
    По-партнерски, по-товарищески совместно планируют, экономят, покупают.
    Особенно отчетливо проявляется изменение функций
    современной семьи в новых функциях досуга, значение которых возрастает и
    является во многих случаях выражением утонченной семейной культуры. Вспомним о
    работе в саду или изготовлении поделок, о музыке и общении или о праздновании
    семейных праздников.
    . С исчезновением и изменением функций семьи связана –
    частично как следствие, частично как причина – профессиональная работа замужних
    женщин вне дома. Даже в доиндустриальный век женщина отнюдь не вписывалась
    только в образ жены и матери. Она тоже много работала в сельскохозяйственном,
    ремесленном, торговом семейном предприятии (см. Притч 31, 10_31). Сегодня
    равноправие полов в системе общего и профессионального образования, обусловленное
    техническим прогрессом освобождения человека от тяжелого подневольного
    физического труда, а также постоянное возрастание подходящих именно для женщины
    рабочих мест в «третьем секторе» – в сфере услуг привело к тому, что включение
    женщин и девушек в профессиональную жизнь стало почти само собой разумеющимся.
    Хотя кое-что указывает на то, что в профессиональной деятельности женщин,
    кажется, развиваются два основных периода – один до замужества, другой – после
    45 лет, – то все-таки многие замужние женщины работают и в собственно годы
    материнства (с 22 до 40 лет).
    Женщина очень загружена, если ее работа находится
    далеко от дома и у нее мало времени из-за выполнения обязанностей домохозяйки и
    матери. В многочисленных случаях замужняя работающая женщина, особенно, если у
    нее дети, достигает таких результатов в работе, которые намного превосходят
    участие мужчины на работе и в семье.
    Исследования последнего времени показывают, что еще и
    сегодня многие замужние женщины, особенно молодые, которые должны «тоже
    зарабатывать» для приобретения и обустройства жилья, идут работать по
    экономической необходимости. Другие делают это, потому что хотят дополнить
    приданое и комфортнее обустроить квартиру, потому что автомобиль требует
    значительных расходов, потому что они хотят больше позволить себе во время
    совместного отдыха, потому что их привлекает коллектив на предприятии и в
    учреждении, потому что они хотят убежать от домашней скуки, потому что они
    привыкли до замужества регулярно иметь самостоятельно заработанные деньги и
    потому что те женщины, которые не работают, а сидят дома и воспитывают детей,
    наносят ущерб своим будущим пенсиям. Папа Пий XII предостерег 21 октября 1945
    г. О том, что если мать идет работать, дом, «возможно, и без того мрачный и
    тесный… становится еще более убогим из-за недостаточного ухода». Семья не
    собирается вместе ни за столом, ни для общей молитвы. «Что же остается от
    семейной жизни? И как она еще может привлекать детей?» Как может подрастающая
    дочка испытывать желание самой когда-нибудь «стать настоящей госпожой, т.е.
    домохозяйкой в счастливой, процветающей и достойной семье?»21.
    Папа Иоанн Павел II заявил: «Действительное
    «способствование развитию женщины» требует, «чтобы значимость ее материнских и
    семейных задач получила ясное признание наряду со всеми общественными задачами
    и всеми другими профессиями». Поэтому Церковь будет неустанно требовать, «чтобы
    работа женщины в доме в ее незаменимой значимости была признана и ценима
    всеми». Неверно широко распространенное мнение о том, что «уважение к женщине
    является скорее результатом ее работы вне дома, чем деятельности в семье».
    «Если – подобно мужчинам – и женщинам предоставлено право выполнять различные
    общественные задачи, то структура общества должна быть таковой, чтобы супруги и
    матери не были бы практически вынуждены работать вне дома и чтобы их семьи
    могли жить как подобает и процветать, даже если они полностью посвящают себя
    собственной семье».
    2.3 Тенденции изменения форм семьи в
    индустриальном обществе
    Во всем мире сохраняется разнообразие форм семьи. В некоторых регионах,
    например, в отдаленных частях Азии, Африки и островах Тихого океана, почти
    неизменными сохранились традиционные семейные системы, кланы и полигамии.
    Однако в большинстве стран третьего мира сегодня происходят значительные
    изменения. Причины этого сложны и многообразны, но некоторые из них имеют
    особое значение. Кроме прочего, они включают, как, например, на Западе в более
    ранний период, влияние на семью современной индустрии и городского образа
    жизни. В целом подобные перемены ведут к повсеместному сдвигу к нуклеарной
    семье, разрушая расширенную семью и другие типы родственных связей. Впервые это
    зафиксировал Уильям Дж. Гуд в книге “Всемирная революция в формах
    семьи”7). Возможно, что-то Гуд представил в упрощенном виде, но его
    утверждения о том, что идет сдвиг в сторону повсеместного распространения
    нуклеарной семьи, нашли подтверждение в последующих исследованиях.
    Направление изменений
    Наиболее важные и всеобщие изменения форм семьи обобщены ниже.
    . Влияние кланов и других корпоративных родственных групп падает.
    Примером может служить история послевоенного Китая. В 1949 году с приходом
    коммунистического правительства к власти была предпринята попытка устранить
    влияние Сы на семейную жизнь и экономические отношения. Наделы Сы были
    раздроблены и распределены среди крестьян. Традиционные Сы были заменены
    коммунами. Дальнейшие изменения экономической и социальной жизни еще более
    ослабили их влияние.
    . Отмечается общая тенденция свободного выбора супруга. И хотя прямой
    корреляции здесь не отмечено, расширенные семьи ранее были связаны, как
    правило, организованными браками. При установлении брачных связей
    первостепенное значение имели обязательства перед семейным кланом. Под влиянием
    западных идей, превозносящих индивидуализм и романтическую любовь, а также
    других факторов, ослабляющих сложные семейные системы, брак по предварительному
    соглашению переживает кризис. Представители молодого поколения – особенно те,
    которые живут и работают в городах – настаивают на своем праве самостоятельно
    выбирать партнера по браку.
    . За женщинами признается право выбора партнера и принятия решений во
    внутрисемейных делах. Возможность занятия женщинами более высоких должностных
    постов вкупе с либерализацией разводов тесно связаны с этими изменениями. В
    некоторых обществах мужья традиционно имели почти полную свободу действий в
    отношении разводов. Им было достаточно только сказать жене в присутствии
    свидетелей, что она более не нужна. Сегодня женские организации осуществляют
    широкомасштабную борьбу за равные права в бракоразводном процессе, хотя до сих
    пор во многих обществах в этом плане достигнут лишь незначительный прогресс.
    . В традиционных культурах большинство браков были
    “родственными”. Ожидалось, или предписывалось, что человек сочетается
    браком с партнером из 370 специфического круга, определенного установившимися
    родственными отношениями. Например, там, где существовали сильные клановые
    группы, индивиду не позволялось вступать в брак с человеком из того же клана,
    сколь бы отдаленной ни была родственная связь. Такая практика называется
    экзогамией. Эндогамия противоположна ей – индивиды обязаны избирать супругов
    внутри родственной группы. В обоих случаях принадлежность к определенному роду
    является определяющим фактором формирования брачных отношений. Подобная
    практика становится все менее распространенной.
    . В некогда “строгих” обществах ныне достигнут высокий уровень
    сексуальной свободы. Иногда этот процесс не заходит далеко, и начинаются
    противоположные изменения, как это произошло после Исламской революции в Иране
    в конце 70-х годов. Иранские власти стремились возродить законы и обычаи,
    ограничивающие сексуальную свободу. Однако эти примеры – скорее исключения.
    Фактически многие традиционные общества были намного либеральнее в сексуальном
    плане, чем это когда-либо было на Западе вплоть до сегодняшнего дня.
    . Существует общая тенденция расширения прав детей. Во многих странах
    дети остаются в исключительно бесправном положении, являются жертвами
    сексуальных злоупотреблений и извращений. Большинство государств определило
    законы, защищающие права детей, хотя до того, как они станут общей нормой, еще
    далеко.
    Было бы неверно придавать чрезвычайно большое значение этим тенденциям,
    либо предполагать, что нуклеарная семья повсеместно становится доминирующей
    формой. В большинстве обществ современного мира расширенная семья по-прежнему
    остается нормой, и сохраняется традиционная практика семейных отношений. Более
    того, типы семейных систем разнообразны, и изменения в этих системах происходят
    в различных направлениях. Наблюдаются отличия в скорости происходящих перемен,
    имеется множество встречных тенденций. В исследовании, проводившемся на
    Филиппинах, в городских районах обнаружилось гораздо больше сложных семей, чем
    в сельских. Возможно, это не продолжение традиционного уклада расширенной
    семьи, а нечто совершенно новое. Покидая сельские районы и попадая в города,
    кузены, племянники и племянницы селились со своими родственниками, чтобы
    воспользоваться преимуществами, которые им при этом предоставлялись.
    Аналогичные примеры отмечены во всех странах третьего мира. Похожие процессы
    наблюдались и в некоторых индустриальных странах. В определенных районах Польши
    было зафиксировано возрождение расширенной семьи. В Польше многие рабочие
    промышленных предприятий имеют фермы, где они проводят часть своего времени.
    Старики следуют за своими детьми, помогают вести домашнее хозяйство и
    воспитывать внуков, тогда как молодое поколение занято на работе вне дома8).
    2.4 Эволюция семьи
    Выделяют три типа семей, каждый из которых
    соответствует определенной стадии общественного развития:
    ·              традиционная
    многодетная семья (аграрное общество)
    Приложение 2
    «Сравнение профилей будущих брачных партнеров, какими они представляются
    молодым мужчинам с разными типами семейного воспитания.»

  6. Mazuhn Ответить

    Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение
    С созданием крупных промышленных центров, освоением конвейерного производства, складыванием монополистических объединений социальная структура общества претерпела глубокие изменения.
    Социальная структура и социальные отношения в индустриальном обществе
    Общей тенденцией, проявившейся во всех индустриально развитых государствах, было увеличение числа наёмных работников. К началу XX в. их доля в работающем населении этих стран составляла от 20 до 50 % всех занятых. Только в последней трети XIX в. число промышленных рабочих в Европе и Северной Америке увеличилось примерно вдвое, служащих – в четыре раза.
    Наёмные работники не представляли собой однородной массы. Исходя из сферы приложения труда, выделялись промышленные и сельскохозяйственные рабочие, работники сферы услуг (транспорта, системы коммунального обслуживания, связи, складского хозяйства), служащие корпораций, банков, государства. По уровню профессиональной подготовки различались специалисты (инженеры, мастера), квалифицированные, полуквалифицированные и неквалифицированные рабочие. Доходы, запросы и потребности различных групп наёмных работников не совпадали, они неодинаково воспринимали своё положение в обществе.
    Стремления наёмных работников к улучшению материального положения, а предпринимателей – к повышению прибылей вызывали различные социальные последствия. Часть трудящихся связывала повышение своего дохода с увеличением личного вклада в деятельность корпорации, эффективностью её работы. В свою очередь, предприниматели создавали для наиболее квалифицированных работников стимулы к повышению производительности труда. Отношения управляемых и управляющих, складывающиеся на основе взаимной выгоды, принято определять как социальное партнёрство.
    Нередко возникали социальные конфликты.Они развивались в процессе жёсткого торга, не исключающего забастовок и иных форм протеста, между наёмными работниками и работодателями по вопросам размеров зарплаты и условий труда.
    Социальные конфликты, не получившие разрешения в силу причин объективного или субъективного характера, перерастали в социальную конфронтацию.При социальной конфронтации действия в поддержку тех или иных требований приобретали насильственный характер. Сами эти требования выходили за рамки претензий к отдельным работодателям. Они перерастали в призывы к насильственному изменению существующего строя, к ломке сложившихся социальных отношений.
    Преобладание социального партнёрства, конфликта или конфронтации определялись тем, в какой мере запросы трудящихся удовлетворялись в рамках существующей системы общественных отношений. Если уровень жизни повышался, и обеспечивалась правовая защита граждан от произвола, социальная конфронтация становилась редким явлением.

  7. Mrs.Viktoria Ответить

    В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической.
    Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции.
    В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство — расширенным.
    Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если прединдустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения.
    В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.
    В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и
    утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) — новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию.
    Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствует право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.
    Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации — в смене модели (стереотипа) поведения, в переходе от нерационального (характерного для традиционного общества) к рациональному (свойственному индустриальному обществу) поведению.
    К экономическим аспектам рационального поведения относят развитие товарно-денежных отношении, определяющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вытеснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т.п.
    Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе (происхождение, родовитость, национальность). После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций.
    Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

    Постиндустриальное общество

    Модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы. Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. американскими социологами Д.Беллом, Э.Тоффлером и др.
    Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса “среднего класса”. Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее — человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от средств массовой информации. Переход к по-
    стиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой.
    В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них) принято называть общественными отношениями.
    Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы — отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, складываются вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются предварительно “проходя через сознание” людей, детерминируются их духовными ценностями.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *