Какие химические соединения попадая в атмосферу и взаимодействуя с влагой?

7 ответов на вопрос “Какие химические соединения попадая в атмосферу и взаимодействуя с влагой?”

  1. Androlis Ответить

    ТЕСТЫ по ОБЖ (8кл.)
    1 – вариант
    1. Поражающие факторы химических аварий с выбросом АХОВ – это:
    а) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;
    б) проникновение опасных веществ через органы дыхания и кожные покровы в организм человека;
    в) лучистый поток энергии;
    2. Хлор – это:
    а) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);
    б) парообразное вещество с запахом горького миндаля, от которого появляется металлический привкус во рту;
    в) зеленовато-жёлтый газ с резким запахом;
    3. Прибыв на место размещения в случае эвакуации из зоны аварии с выбросом ОВ, необходимо:
    а) немедленно зарегистрироваться;
    б) снять верхнюю одежду, принять душ с мылом, промыть глаза, прополоскать рот:
    в) помочь эвакуируемым разместится на сборных пунктах, пройти на пункт питания;
    4. Объект с ядерным реактором, завод, использующий ядерное топливо, транспорт, перевозящий ядерный материал – это:
    а) радиационноопасный объект;
    б) объект экономики особой опасности;
    в) экологически опасный объект;
    5. при оповещении об аварии на радиационноопасном объекте необходимо действовать в указанной последовательности:
    а) включить радио и выслушать сообщение, выключить газ, электричество, взять необходимые вещи, продуты питания, документы, надеть средства защиты, вывесить на двери табличку «В квартире жильцов нет» и следовать на сборный эвакопункт;
    б) включить радио и выслушать сообщение, выключить газ, электричество, освободить холодильник от продуктов, взять необходимые вещи, документы, надеть средства защиты, и следовать на сборный эвакопункт;
    в) включить радио и выслушать сообщение, , освободить холодильник от продуктов и вынести скоропортящиеся продукты на мусор, выключить газ, электричество, взять необходимые вещи, документы, надеть средства защиты, вывесить на двери табличку «В квартире жильцов нет» и следовать на сборный эвакопункт;
    6. К поражающим факторам прорыва относятся:
    а)Эл.магнитное и акустическое излучение, гидродинамическое давление и смыв плодородных почв;
    б) поражающее действие различных предметов, вовлекаемое в движение, травмирующее человека обломками;
    в) ударная волна, повышенная температура воздуха, пониженная концентрация кислорода;
    7. Какие химические соединения, попадая в атмосферу и взаимодействуя с влагой, могут вызвать кислотные осадки:
    а) диоксид серы и оксиды азота;
    б) свинец и его соединения;
    в) ртуть и её соединения;
    г) бензин и мшенное масло;
    8. Сирены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают сигнал:
    а) «Внимание! Опасность!»;
    б) «Внимание всем!»;
    в) «Тревога!»;
    9. К коллективным средствам защиты относятся:
    а) убежища и ПРУ;
    б) противогазы и респираторы;
    в) средства защиты кожи и респираторы;
    10. При попадании ОВ на кожу необходимо:
    а) провести полную санитарную обработку;
    б) промыть глаза водой в течении 10-15 мин.;
    в) механически удалить ОВ;
    г) направить пострадавшего леч.учреждение.
    Ответы: 1-б, 2-в, 3-б, 4-а, 5-в, 6-б, 7-а, 8-б, 9-а, 10-в.
    8кл.
    2 – вариант
    1. Последствиями аварий на химически опасных
    предприятиях могут быть:
    а) разрушение наземных и подземных коммуника-
    ций, промышленных зданий в результате действия
    ударной волны;
    б) заражение окружающей среды и массовые пора-
    жения людей, растений, животных опасными ядови-
    тыми веществами;
    в) резкое повышение или понижение атмосферного
    давления в зоне аварии и на прилегающей к ней тер
    ритории.
    2. Аммиак — это:
    а) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;
    б) газ с удушливым неприятным запахом, напоми-
    нающим запах гнилых плодов;
    в) бесцветный газ с резким удушливым запахом,
    легче воздуха.
    3. В случае оповещения об аварии с выбросом АХОВ последовательность ваших действий будет следующей:
    а) включить радио, выслушать рекомендации, на-
    деть средства защиты, закрыть окна, отключить газ,
    воду, электричество, погасить огонь в печи, взять не-
    обходимые вещи, документы и продукты питания, ук-
    рыться в убежище или покинуть район аварии;
    б) включить радио, выслушать рекомендации, на-
    деть средства защиты, взять необходимые вещи, доку-
    менты и продукты питания, укрыться в убежище или
    покинуть район аварии;
    в) надеть средства защиты, закрыть окна, отклю-
    чить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи,
    взять необходимые вещи, документы и продукты пита-
    ния, укрыться в убежище или покинуть район аварии.
    4. Радиоактивные вещества:
    а) моментально распространяются в атмосфере не-
    зависимо от скорости и направления ветра, стелются
    по земле на небольшой высоте;
    б) имеют специфический запах сероводорода, ин-
    тенсивность которого не зависит от внешних факто
    ров, а определяется периодом полураспада данного ве-
    щества;
    в) не имеют запаха, цвета, вкусовых качеств, не мо
    гут быть уничтожены химическим или каким-либо
    другим способом, способны вызвать поражение на
    расстоянии от источника.
    5. При движении по зараженной радиоактивными
    веществами местности необходимо:
    а) периодически снимать средства индивидуальной
    защиты органов дыхания и кожи и отряхивать их от пы-
    ли, двигаться по высокой траве и кустарнику, прини-
    мать пищу и пить только при ясной безветренной погоде;
    б) находиться в средствах индивидуальной защиты,
    избегать движения по высокой траве и кустарнику, без
    надобности не садиться и не прикасаться к местным
    предметам, не принимать пищу, не пить, не курить, не
    поднимать пыль и не ставить вещи на землю;
    в) находиться в средствах индивидуальной защиты, периодически снимать их и отряхивать от пыли двигаться по высокой траве и кустарнику, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю.
    6. Антропогенные изменения в природе — это:
    а) изменения, происходящие в природе в результа
    те чрезвычайных ситуаций природного характера;
    б) изменения, происходящие в природе в результа
    те воздействия солнечной энергии;
    в) изменения, происходящие в природе в результа-
    те хозяйственной деятельности человека.
    7. Сточные воды представляют опасность для здо-
    ровья населения, так как могут:
    а) являться источником распространения тяжелых
    инфекционных заболеваний, содержать яйца и ли
    чинки глистов;
    б) вызвать гидродинамические аварии и значитель-
    ные затопления территорий;
    в) стать источником загрязнения искусственных
    водоемов.
    8. РСЧС состоит из:
    а) функциональных подсистем;
    б) районных подсистем;
    в) ведомственных подсистем.
    9. В зависимости от обстановки и масштаба ЧС
    устанавливается один из режимов функционирова-
    ния РСЧС:
    а) прогнозирования обстановки;
    б) повседневной деятельности;
    в) оперативного реагирования.
    10. Вы играли с друзьями на улице. Вдруг на заво- 
    дах и предприятиях загудели гудки. В жилом районе
    включили сирену. Вапш действия:
    а) немедленно пойти домой и уточнить у родителей или соседей, что произошло в микрорайоне, городе, стране;
    б) пойти домой, включить радио или телевизор, выслушать информацию и выполнить указания;
    в) продолжать игру, не обращая внимания, на присходяшее вокруг;
    ответы: 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-б, 6-в, 7-а, 8-а, 9-б, 10-б.

  2. Wisniewski Ответить

    Тестирование ОБЖ по теме Действия в ЧС — часть 13. Для студентов заочного и очного отделения. Правильный вариант ответа выделен символом «+»
    Вопрос: Поражающие факторы химических аварий с выбросом АХОВ – это:
    [-] интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;
    [+] проникновение опасных веществ через органы дыхания и кожные покровы в организм человека;
    [-] лучистый поток энергии;
    Вопрос: Хлор – это:
    [-] бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирт;
    [-] парообразное вещество с запахом горького миндаля, от которого появляется металлический привкус во рту;
    [+] зеленовато-жёлтый газ с резким запахом;
    Вопрос: Прибыв на место размещения в случае эвакуации из зоны аварии с выбросом ОВ, необходимо:
    [-] немедленно зарегистрироваться;
    [+] снять верхнюю одежду, принять душ с мылом, промыть глаза, прополоскать рот:
    [-] помочь эвакуируемым разместится на сборных пунктах, пройти на пункт питания;
    Вопрос: Объект с ядерным реактором, завод, использующий ядерное топливо, транспорт, перевозящий ядерный материал – это:
    [+] радиационноопасный объект;
    [-] объект экономики особой опасности;
    [-] экологически опасный объект;
    Вопрос: при оповещении об аварии на радиационноопасном объекте необходимо действовать в указанной последовательности:
    [-] включить радио и выслушать сообщение, выключить газ, электричество, взять необходимые вещи, продуты питания, документы, надеть средства защиты, вывесить на двери табличку «В квартире жильцов нет» и следовать на сборный эвакопункт;
    [-] включить радио и выслушать сообщение, выключить газ, электричество, освободить холодильник от продуктов, взять необходимые вещи, документы, надеть средства защиты, и следовать на сборный эвакопункт;
    [+] включить радио и выслушать сообщение, , освободить холодильник от продуктов и вынести скоропортящиеся продукты на мусор, выключить газ, электричество, взять необходимые вещи, документы, надеть средства защиты, вывесить на двери табличку «В квартире жильцов нет» и следовать на сборный эвакопункт;
    Вопрос: К поражающим факторам прорыва относятся:
    [-] Эл.магнитное и акустическое излучение, гидродинамическое давление и смыв плодородных почв;
    [+] поражающее действие различных предметов, вовлекаемое в движение, травмирующее человека обломками;
    [-] ударная волна, повышенная температура воздуха, пониженная концентрация кислорода;
    Вопрос: Какие химические соединения, попадая в атмосферу и взаимодействуя с влагой, могут вызвать кислотные осадки:
    [+] диоксид серы и оксиды азота;
    [-] свинец и его соединения;
    [-] ртуть и её соединения;
    [-] бензин и мшенное масло;
    Вопрос: Сирены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают сигнал:
    [-] «Внимание! Опасность!»;
    [+] «Внимание всем!»;
    [-] «Тревога!»;
    Вопрос: К коллективным средствам защиты относятся:
    [+] убежища и ПРУ;
    [-] противогазы и респираторы;
    [-] средства защиты кожи и респираторы;
    Вопрос: При попадании ОВ на кожу необходимо:
    [-] провести полную санитарную обработку;
    [-] промыть глаза водой в течении 10-15 мин.;
    [+] механически удалить ОВ;
    [-] направить пострадавшего леч.учреждение.

  3. TheDzhoniPlay Ответить

    8 класс
    Нарушение экологического равновесия.
    Вариант №1
    1. Деградации почвы во многом способствует нерациональное использование земельных ресурсов:
    а) строительство на плодородных землях индустриальных объектов;
    б) перегрузка почв удобрениями и пестицидами;
    в) землетрясения и вулканическая деятельность;
    г) эрозия;
    д) чрезмерное развитие пастбищного животноводства.
    2. Процесс разрушения почвенного покрова и сноса частиц земли потоками воды и ветром, это:
    а) вулканическая деятельность;
    б) эрозия почвы;
    в) зарождение циклонов.
    3. На долю каждого жителя Земли приходится в год:
    а) около 20 т. отходов;
    б) более 30 т. отходов;
    в) до 12 т. отходов.
    4. По отношению к человеку воздух выполняет множество разнообразных функций:
    а) содержит кислород;
    б) содержит водород;
    в) растворяет в себе все газообразные продукты обмена и жизнедеятельности человека, включая и сферу производства;
    г) воздействует на процессы терморегуляции организма с внешней средой.
    5. Причинами изменения теплового баланса в атмосфере Земли являются:
    а) загрязнение атмосферы мелкодисперстной пылью, которая остается в верхних слоях, образуя тепловые облака;
    б) ураганы, бури, смерчи;
    в) техногенные аварии;
    г) парниковый эффект;
    д) энергия (теплота), выделяемая в результате хозяйственной деятельности человека.
    Вариант №2
    1. Озоновый слой атмосферы предохраняет все живое на Земле от действия:
    а) ультрафиолетового излучения Солнца;
    б) космической пыли.
    2. Выбросы каких химических соединений, попадая в атмосферу и взаимодействуя с влагой, могут образовать кислотные осадки:
    а) свинец и его соединения;
    б) ртуть;
    в) диоксид серы;
    г) бензин;
    д) оксиды азота.
    3. Последствиями кислотных осадков являются:
    а) изменение состава почвы;
    б) повышение кислотности почвы;
    в) гибель елово – пихтовых и дубовых лесов;
    г) изменение ландшафта;
    д) возникновение химических аварий;
    е) снижение плодородия почвы;
    ж) вредное влияние на состояние рек, озер и других водоемов.
    4. Деградации почвы во многом способствует нерациональное использование земельных ресурсов:
    а) строительство на плодородных землях индустриальных объектов;
    б) перегрузка почв удобрениями и пестицидами;
    в) землетрясения и вулканическая деятельность;
    г) эрозия;
    д) чрезмерное развитие пастбищного животноводства.
    5. На долю каждого жителя Земли приходится в год:
    а) около 20 т. отходов;
    б) более 30 т. отходов;
    в) до 12 т. отходов.
    8 класс
    Нарушение экологического равновесия.
    Вариант №1
    1. Деградации почвы во многом способствует нерациональное использование земельных ресурсов:
    а) строительство на плодородных землях индустриальных объектов;
    б) перегрузка почв удобрениями и пестицидами;
    в) землетрясения и вулканическая деятельность;
    г) эрозия;
    д) чрезмерное развитие пастбищного животноводства.
    2. Процесс разрушения почвенного покрова и сноса частиц земли потоками воды и ветром, это:
    а) вулканическая деятельность;
    б) эрозия почвы;
    в) зарождение циклонов.
    3. На долю каждого жителя Земли приходится в год:
    а) около 20 т. отходов;
    б) более 30 т. отходов;
    в) до 12 т. отходов.
    4. По отношению к человеку воздух выполняет множество разнообразных функций:
    а) содержит кислород;
    б) содержит водород;
    в) растворяет в себе все газообразные продукты обмена и жизнедеятельности человека, включая и сферу производства;
    г) воздействует на процессы терморегуляции организма с внешней средой.
    5. Причинами изменения теплового баланса в атмосфере Земли являются:
    а) загрязнение атмосферы мелкодисперстной пылью, которая остается в верхних слоях, образуя тепловые облака;
    б) ураганы, бури, смерчи;
    в) техногенные аварии;
    г) парниковый эффект;
    д) энергия (теплота), выделяемая в результате хозяйственной деятельности человека.
    Вариант №2
    1. Озоновый слой атмосферы предохраняет все живое на Земле от действия:
    а) ультрафиолетового излучения Солнца;
    б) космической пыли.
    2. Выбросы каких химических соединений, попадая в атмосферу и взаимодействуя с влагой, могут образовать кислотные осадки:
    а) свинец и его соединения;
    б) ртуть;
    в) диоксид серы;
    г) бензин;
    д) оксиды азота.
    3. Последствиями кислотных осадков являются:
    а) изменение состава почвы;
    б) повышение кислотности почвы;
    в) гибель елово – пихтовых и дубовых лесов;
    г) изменение ландшафта;
    д) возникновение химических аварий;
    е) снижение плодородия почвы;
    ж) вредное влияние на состояние рек, озер и других водоемов.
    4. Деградации почвы во многом способствует нерациональное использование земельных ресурсов:
    а) строительство на плодородных землях индустриальных объектов;
    б) перегрузка почв удобрениями и пестицидами;
    в) землетрясения и вулканическая деятельность;
    г) эрозия;
    д) чрезмерное развитие пастбищного животноводства.
    5. На долю каждого жителя Земли приходится в год:
    а) около 20 т. отходов;
    б) более 30 т. отходов;
    в) до 12 т. отходов.

  4. OH Ответить

    Чрезвычайные ситуации
    Природного и техногенного характера
    ВАРИАНТ 1
    1. Причиной землетрясений может стать:
    а) волновые колебания в скальных породах;
    б) сдвиг в скальных породах земной коры, разлом, вдоль которого один скальный массив с огромной силой трется о другой;
    в) строительство очистных сооружений в зонах тектонических разломов.
    2. Вы находитесь дома один. Вдруг задрожали стекла и люстра, с полок начала падать посуда и книги. Вы срочно:
    а) закроете окна и двери, перейдете в подвальное помещение или защитное сооружение.
    б) позвоните родителям на работу, чтобы предупредить о происшествии и договорится, о месте               встречи;
    в) займете место в дверном проеме;
    3. Наибольшую опасность при извержении вулкана представляют:
    а) тучи пепла и газов («палящая туча»);
    б) взрывная волна и разброс обломков;
    в) водяные грязекаменные потоки;
    г) резкие колебания температуры.
    4. Одна из причин образования оползней:
    а) вода, просочившаяся по трещинам и порам в глубь пород и ведущая там разрушительную работу;
    б) вулканическая деятельность;
    в) сдвиг горных пород.
    5. Сила ветра измеряется его скоростью. Кто из ученых создал шкалу силы ветра:
    а) Менделеев;     б) Рихтер;        в) Ломоносов;             г) Бофорт
    6. Сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с.:
    а) циклон;     б) ураган;    в) буря;      г) смерч.
    7. Одним из последствий наводнения является:
    а) взрывы промышленных объектов в результате действия волны прорыва;
    б) нарушение сельскохозяйственной деятельности и гибель урожая;
    в) возникновение местных пожаров, изменение климата.
    8. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, – это:
    а) природный пожар;     б) стихийный пожар;        в) лесной пожар.
    9. К поражающим факторам пожара относятся:
    а) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;
    б) разрушение зданий и поражение людей за счет смещения поверхностных слоев земли;
    в) открытый огонь, токсичные продукты горения
    г) образование облака зараженного воздуха.
    10. Взрыв всегда сопровождается:
      а) большим количеством выделяемой энергии;
    б) резким повышением температуры;
    в) резким повышением давления.
    11. В каком из перечисленных примеров могут создаваться условия для возникновения   процесса горения:
    а) бензин + кислород воздуха;
    б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета;
    в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки.
    12. Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:
    а) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии и на прилегающей к ней        территории.
    б) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате        действий ударной волны;
    в) заражение окружающей среды и массовые поражения людей, растений и животных опасными        ядовитыми веществами;
    13. Хлор – это:
    а) зеленовато-желтый газ с резким запахом;
    б) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);
    в) парообразное вещество с запахом горького миндаля, от которого появляется металлический        привкус во рту.
    14. При аварии с утечкой аммиака в качестве индивидуального средства защиты    используют ватно-марлевую повязку, которую смачивают:
    а) 2% – м раствором соды.
    б) 2% – м раствором нашатырного спирта;
    в) 2% – м раствором уксусной или лимонной кислоты;
    15. При проживании в районе с повышенным радиационным фоном и радиоактивным   загрязнением местности, сложившимся в результате аварии на АЭС, вам по необходимости   приходится выходить на улицу (открытую местность). Какие санитарно-гигиенические
      мероприятия вы должны выполнить при возвращении в дом (квартиру)? Ваши действия и их  последовательность:
    а) верхнюю одежду повесить в специально отведенном месте у входа в дом, обувь ополоснуть        в специальной емкости с водой, протереть влажной тканью и оставить у порога, принять душ        с мылом;
    б) перед входом в дом снять одежду и вытряхнуть из нее пыль, воду из емкости вылить в        канализацию, войдя в помещение, верхнюю одежду повесить в плотно закрывающийся шкаф,         вымыть руки и лицо;
    в) верхнюю одежду повесить в специально отведенном месте у входа в дом, предварительно        вытряхнув из нее пыль, обувь ополоснуть в специальной емкости с водой и поставить в плотно        закрывающийся шкаф, воду из емкости вылить в канализацию, войдя в помещение вымыть руки         и лицо.
    16. Проникающая радиация может вызвать у людей:
    а) лучевую болезнь;
    б) поражение центральной нервной системы;
    в) поражение опорно-двигательного аппарата.
    17. Гидродинамические аварии – это:
    а) аварии на гидродинамических объектах, в результате которых могут произойти        катастрофические затопления;
    б) аварии на химически опасных объектах, в результате которых может произойти заражение воды;
    в) аварии на пожаро-, взрывоопасных объектах, в результате которых может произойти взрыв.
    18. Антропогенные изменения в природе – это:
    а) изменения, происходящие в природе в результате чрезвычайных ситуаций природного
    характера;
    б) изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности человека;
    в) изменения, происходящие в природе в результате воздействия солнечной энергии.
    Какие химические соединения, попадая в атмосферу и взаимодействуя с влагой, могут
      образовать кислотные осадки:
    а) бензин и машинные масла;            б) свинец и его соединения;
    в) ртуть и ее соединения;                    г) диоксид серы и оксиды азота;
    Чрезвычайные ситуации

  5. Metilar Ответить

    Хотя молекулы SO2 поглощают УФ-излучение очень сильно в ближней области, поглощаемая энергия, очевидно, недостаточна для того, чтобы разорвать связь О-S-О. Под действием УФ-излучения молекула SO2 переходит в возбужденное состояние (при длине волны менее 320 нм – в синглетное возбужденное состояние, при 330 нм ? л? 390 нм – в триплетное). Молекулы SO2, находящиеся в триплетном состоянии, реагируют с кислородом воздуха, происходит фотохимическое окисление SO2, а скорость процесса сильно зависит от содержания следовых количеств примесей в воздухе, таких, как NO, NO2, углеводороды.
    Окисление SO2 в пределах природной тропосферы происходит преимущественно по реакциям (5) и (6) таблицы, с быстрым превращением образовавшихся радикалов HSO3* в аэрозоль H2SO4.
    В целом фотохимически инициированные реакции свободных радикалов представляют собой основной механизм превращения SO2 в сульфат в нижележащих слоях атмосферы. При этом в зависимости от времени суток, времени года и степени загрязненности атмосферы скорость окисления SO2 заметно изменяется. Например, в зависимости от степени загрязнения атмосферы при солнечном свете она возрастает на порядок с переходом от чистого воздуха (0,5 % в час) к загрязненному (5 % в час), а в зимнее время (при солнечном свете) эти скорости будут в 2 – 3 раза ниже.
    При рассмотрении проблемы кислотных дождей заслуживает внимания окисление SO2 в жидкой фазе, и, в частности, окисление в дождевых каплях. Превращение SO2 в сульфат заметно ускоряется в присутствии аммиака; сульфат аммония всегда обнаруживается в дождевой воде.
    Окисление SO2 в жидкой фазе может происходить также за счет озона и пероксида водорода, источниками которых служат фотохимические реакции в газовой фазе. Нельзя не отметить и то, что окисление SO2 в каплях, содержащих частицы копоти, протекает достаточно энергично, указывая на явное влияние углеродистых материалов на процесс превращения в сульфат-ион. Это обстоятельство приобретает особое значение в загрязненных районах. В целом механизм окисления в капельной фазе за счет О3 и H2O2, по-видимому, преобладает над другими возможными.
    Важны также процессы адсорбции SO2 на атмосферных частицах с последующими превращениями в сульфат. Сам процесс сорбции включает очень быструю стадию адсорбции SO2 на поверхности и медленную стадию диффузии в глубь частицы. Превращение в сульфат протекает быстро на щелочной пыли и не идет на нейтральной или кислой пыли, если вещество пыли не проявляет каталитических свойств за счет присутствия в ней аэрозолей солей металлов. Особую роль в рассматриваемых процессах играет влажность, увеличение которой способствует большей степени превращения в сульфат.
    На тропосферный цикл азота сильное влияние оказывают оксиды азота, образующиеся при окислении азота в воздухе в ходе процессов горения. Связанный азот содержится в угле и нефти. При их сжигании (двигатели внутреннего сгорания, тепловые электростанции) азот попадает в воздух, главным образом, в виде оксида азота (П), который в присутствии кислорода воздуха образует сначала оксид азота (1Y), а затем с водой – азотную кислоту:
    2NO + O2 + hv = 2NO2 (15)
    4NO2 + O2 + 2H2O = 4HNO3 (16)
    Образование азотной кислоты обусловлено также реакциями:
    OH* + NO2 + M HONO2 + M. (17)
    NO2 + O3 NO3* + O2. (18)
    в которых азотная кислота образуется за счет радикалов ОН*, фотохимически генерируемых на дневном свете. В отличие от серной кислоты азотная кислота может долгое время оставаться в атмосфере в газообразном состоянии, так как она плохо конденсируется.
    Наконец, свой вклад в кислотные дожди вносит и хлористый водород, обнаруживаемый в газовых выбросах за счет сжигания и окисления хлорсодержащих веществ. Он может растворяться в атмосферной влаге и выпадать на землю с осадками, может адсорбироваться природными поверхностями в газообразном виде или может участвовать в атмосферных реакциях, например, хлористый водород способен подвергаться окислению радикалами ОН* аналогично такому же процессу с участием SO2:
    OH* + HCl H2O + Cl (19)
    Образующийся атомарный хлор в результате взаимодействия с водородсодержащими газами вновь превращается в НС1, а взаимодействие хлора с озоном приводит к образованию радикала СlО* с дальнейшим его превращением в устойчивый нитрат хлора C1ONO2. Гидролиз этого соединения в соответствии с реакцией
    ClONO2 + H2O HNO3 + HOCl (20)
    приводит к появлению двух сильных кислот и имеет поэтому прямое отношение к процессам, обусловливающим появление кислотных дождей.
    Многообразие реакций, которые упомянуты выше, указывает на большое число видов химических соединений, которые вводятся в тропосферу и могут оказать воздействие на окружающую среду.
    В аэрозолях, находящихся в окружающей среде, сильные кислоты могут существовать в газообразном состоянии (HNO3, HC1), в форме водных капель (H2SO4), а также в виде молекулярных частиц, адсорбированных на поверхности твердых частиц. Дальнейшая судьба этих сильных кислот связана с их участием в трех процессах.
    Один из них – процесс нейтрализации аммиаком, находящимся в свободном состоянии.
    NH3(г) + H2O(ж) NH3aq, (21)
    NH3aq+(H++ HSO-4 )aq(NH4+ + HSO-4)aqHN4HSO4 + NH3(г) (NH4)2SO4, (22)
    HNO3(г) + H2O(ж) NHO3 · aq (H+ + HO3 )aq, (23)
    NH3 aq + (H+ + NO-3)aq (NH4+ + NO-3)aq H2O(г) + NH4NO3(г) (24)
    Вторым процессом является превращение нитратов и хлоридов:
    2H2SO4 aq + (NO-3 + Cl-)aq 2HSO4- aq+ HNO3 aq + HClaq
    HNO3(г) HCl(г) (25)
    Наконец, третий процесс связан с переносом сильных кислот и их солей к поверхности земли посредством сухого или мокрого осаждения.
    Сухое осаждение – это прямой перенос с последующей адсорбцией газов и частиц природными поверхностями (растительностью, водой, почвой).
    Мокрое осаждение – косвенный перенос некоторых частиц из атмосферы к поверхности земли с дождем, снегом или градом внутри или на поверхности частиц осадков.
    Спектр влияния кислотных дождей очень широк. Действие кислых дождей на почвы неоднозначное. В северных, таежных зонах они увеличивают вредную кислотность почв, способствуют повышению содержания в почвах растворимых соединений токсичных элементов – свинца, алюминия. Алюминий в почвенных минералах обычно связан в недоступной форме. Подкисление переводит Аl из твердой фазы почвы в фазу раствора, причем увеличение геохимической подвижности его зависит от количества и природы присутствующих в почве органических лигандов (например, гуминовых и фульвокислот). Доступность и токсичность А1 для животных и растений сильно зависит от природы соединений А1, кислотности почв, потециала окисления и микробной активности, а также от стабильности или лабильности лигандов.
    При щелочных значениях рН преобладает А1(ОН)4-, тогда как при рН 4 доминирует Аl3+; в критической области рН от 4 до 7 судить о том, какие именно формы преобладают, является затруднительным. Как моноядерные гидроксокомплексы (АlOН2+ А1(ОН)2+, А1(ОН)3), так и полиядерные комплексы А1n(ОН)m(3n-m) считаются в подобных системах растворенными формами. Идентифицированы также коллоидный гидроксид алюминия и различные формы осажденного А1(ОН)3 (тв). В настоящее время неоспоримо доказано, что алюминий – это реальный токсический агент, металл выщелачивается в больших количествах из почв при подкислении. Алюминийсодержащая буферная система может замещать обычную гидрокарбонатную буферную систему, и при рН, близких к 5, токсичность алюминия максимальна.
    Показателем влияния кислотных дождей является подкисление природных вод. Замечено, что во множестве кислых рек и озер происходит интенсивный рост водорослей и мхов. Многие водоросли в процессе фотосинтеза в кислой воде неактивны. Накопление водорослей при низких значениях рН, вероятно, обусловлено меньшим разложением и уменьшением поедания их беспозвоночными животными. Минерализация водных организмов в кислых растворах замедляется, что приводит к накоплению вещества на дне озер и увеличению скорости образования мхов. Плотные студенистые грибковые подстилки уменьшают количество кислорода, необходимого для аэробного разложения. В конечном счете уменьшается возврат в цикл фосфора, который имеет большое значение для продуктивности озер. Нельзя не отметить, что при всем этом имеет место также изменение состава донных беспозвоночных, составляющих пищу для рыб и весьма чувствительных индикаторов изменения рН. Так, при рН ниже 4,5 не обнаруживаются никакие ракообразные, улитки, мидии, и при этом не может жить никакая имеющая промысловое значение пресноводная рыба. Скорее всего, низкий рН препятствует размножению рыб, убивая икру.
    Снижение численности рыб влечет за собой исчезновение животных, которые питаются рыбой: белоголового орлана, гагар, чаек, норки, выдры и др. Численность земноводных (лягушек, жаб, тритонов), возможно, также сокращается.
    Наконец, показательным примером может служить влияние кислотных дождей на архитектурные сооружения и памятники. Обычные материалы для каменной кладки – это известняк, мрамор, песчаники, базальт, гранит. Кроме того, используются и искусственные материалы такие, как кирпич, бетон, различные известковые растворы. Эти материалы в основном состоят из карбонатов и силикатов, все обладают высокой чувствительностью к воздействию кислых осаждений и к присутствию атмосферного SO2. Так, например, при действии кислот на мрамор протекают следующие реакции:
    CaCO3 Ca2+ + 2HCO- 3 (26)
    CaCO3 CaSO3•2H2O + CO2 CaSO4•2H2O (27)
    Основной реакцией, ответственной за разрушение мрамора и повреждение памятников, является образование сульфата на поверхности этих материалов. При этом окисление SO2 до SO3 происходит за счет каталитического действия поверхностных примесей: копоти, влаги, Fe2O3, а также благодаря окисляющим серу бактериям.
    Выводы:
    – кислотный дождь изменяет величину рН рек и озер и может вызвать их биологическую смерть;
    – при поглощении почвами кислотный дождь выщелачивает основные природные минералы (калий, кальций, магний) и, унося их в подпочвенный слой, лишает деревья и растения питательных веществ;
    – под влиянием кислотных дождей возрастает геохимическая подвижность алюминия, приводящая одновременно со снижением рН к возрастанию его концентраций и изменению его форм;
    – кислотные дожди способствуют разрушению каменной кладки, а так же сооружений и памятников.
    Однако кислотные дожди в ряде случаев могут быть и полезны. В частности, они обогащают почвы азотом и серой, которых на очень больших территориях явно недостаточно для получения высоких урожаев. Если же такие дожди выпадают в районах распространения карбонатных, а тем более щелочных почв, то они снижают щелочность, увеличивая подвижность элементов питания, их доступность растениям. Поэтому полезность или вредность каких-либо выпадений необходимо рассматривать конкретно и дифференцированно по типам почв.
    Контрольные вопросы
    1. Какие факторы вносят вклад в кислотность атмосферы?
    2. Что такое «мокрое» и «сухое» осаждение кислотных потоков?
    3. Какие возможные атмосферные процессы окисления SO2 Вы знаете?
    4. Какие химические реакции с участием оксидов азота вносят свой вклад в образование кислотных дождей?
    5. В чем состоит вклад хлористого водорода в появление кислотных дождей?
    6. Какими физико-химическими процессами сопровождается нахождение сильных кислот в атмосфере?
    7. Как влияют кислотные дожди на геохимическую подвижность алюминия в почвах и водоемах?
    8. Каков механизм воздействия кислотных дождей на строительные материалы и архитектурные памятники?
    9. Охарактеризуйте в целом влияние кислотных дождей на окружающую среду.

  6. Lady_ChokoOlate Ответить

    Глобальные проблемы

    Под воздействием кислотных дождей появляются такие глобальные экологические проблемы:
    Изменяется структура воды. Повышается ее жесткость, воду насыщают токсины и кислоты. Кислотные дожди наиболее опасны для растительного и животного мира.  результате животные и растения погибают. Случается, что после таких дождей содержание в воде тяжелых металлов оказывается выше предельно-допустимых норм в 8 раз.
    Из-за того, что листья и корневая система растений повреждается, растения погибают. Следствие – гибель травоядных, что вынуждает хищных животных переходить на другие территории. То есть, нарушаются пищевые цепочки.
    Загрязненный верхний слой почвы из-за ветров продолжает загрязнять воздух. Ветер переносит ядовитую пыль на значительные расстояния, отравляя природу и там.

    Влияние на человека

    Кислотные дожди отрицательно влияют и на человека. Взаимодействуя с рядом строительных материалов, они освобождают из них поликарбонаты. Разрушение достигает такого уровня, что эти вещества, а также влага воздуха начинают окислять металлы, имеющиеся в сооружениях. Из-за этого постройки довольно быстро разрушаются. Из-за кислотных дождей погибает сельскохозяйственный скот, страдают посевы и обитатели водоемов в рыбных хозяйствах.
    Под воздействие кислотных дождей у людей развиваются такие заболевания, как: бронхит, воспаление легких, трахеит, бронхиальная астма. В ряде случаев люди даже получают химические ожоги.
    К сожалению, этим дело не ограничивается. Мясные изделия, рыба, продукты, изготовленные из растений, оказываются насыщенными ртутью, свинцом, серой, мышьяком, селеном наносят вред здоровью человека. Сохраняются в продуктах животного происхождения и кислоты, и соли, из-за которых происходят пищевые отравления. При этом страдают печень, поджелудочная железа, почки, кровеносная и нервная системы.

    Экономические последствия

    Кислотные дожди наносят значительный вред и экономике. Для компенсации вреда, нанесенного сельскому хозяйству, лесу, водным объектам требуются значительные затраты. Поскольку страдают и посевные площади, потери урожая достигают больших значений.
    Следствием может стать голод, особенно, если речь идет о слабо развитых регионах.
    Так как из-за химических ожогов, болезней, вызванных попавшими в организм вредными соединениями, появляется необходимость в оказании медицинской помощи в значительных объемах, возрастают затраты на медицинские препараты и работу медперсонала. Стоимость компенсации последствий только при реализации такой программы достигает десятков миллиардов долларов.

    Меры борьбы с кислотными осадками

    Разработкой мер, направленных на предупреждение вреда от кислотных дождей, занимаются в Соединенных Штатах, в России, в Китае. Причина – в этих странах находится большое количество предприятий, добывающих каменный уголь. Много и металлургических предприятий.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *