Какие из экономических теорий возникли в 19 веке?

12 ответов на вопрос “Какие из экономических теорий возникли в 19 веке?”

  1. Ne Sk@Жy Ответить

    Третьим направлением современной зарубежной экономической мысли является институционально-социологическое, представителями которого являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гелбрейт. Его сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические факторы. Под институтами они подразумсвают корпорации, профсоюзы, государство. В этом направлении экономической теории отмечаются недостатки капиталистического общества: засилье монополий и издержки свободной рыночной стихии, растущая милитаризация экономики, отдельные пороки «общества потребления» (например, бездуховность) и др. Американский экономист Торстейн Веблен (1857—1929) прославился на весь мир книгой «Теория праздного класса» (1899), в которой он опроверг попытки политэкономов упростить действительность и мнение, что поведение человека можно описать математически, с помощью уравнений. Он считал, что в обществе возможна лишь временная стабильность. В результате революции богатые беспрепятственно улучшают свое положение, а нищие слои населения и далее будут терпеть лишения. В связи с тем, что потребление в современном обществе становится средством повышения статуса, количество товаров при высоких ценах будет возрастать скорее, чем при низких. Жажда предпринимателей к наживе толкает их на беспринципные поступки: попытки устранить конкуренцию, ограничить выпуск товаров. Его нападки на капитализм вызывали по отношению к нему почти личную враждебность. Ему были закрыты при жизни дороги к академическим почестям и престижу в ученом мире. Веблен был обречен на духовное одиночество и смерть в нищете, но его теории и сегодня остаются актуальными.
    В данном направлении важное место занимает проблема преобразования, трансформации современного общества. Сторонники институционализма полагают, что НТП ведет к преодолению социальных противоречий, к бесконфликтной общественной эволюции общества от индустриального к постиндустриальному, супериндустриальному или «неоиндустриальному (т. е. информационному)» обществу. Абсолютизация роли технико-экономических факторов позволила выдвинуть теорию конвергенции (Дж. Гелбрейт, П. Сорокин — США, Р. Арон — Франция, Я. Тинберген — Нидерланды).
    Неоклассическая экономическая теория возникла в 1870-е годы. Представители: Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бём-Баверк (австрийская школа), У. С. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), Ирвинг Фишер, А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа). Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории анализа — предельные величины (см. Маржинализм). Экономисты неоклассического направления разработали теорию предельной полезности и теорию предельной производительности, теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов, экономическую теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории государственных финансов (П. Сэмуэльсон), теорию рациональных ожиданий и др.
    Сторонников неоклассического направления объединяет представление о том, что рыночная экономика будет функционировать наилучшим образом, если предоставить каждому из ее субъектов максимальную экономическую свободу. В этом смысле неоклассики — прямые последователи А. Смита.

  2. Adozel Ответить

    Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.
    Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что, источником богатства является только труд в земледелии, сельскохозяйственном производстве, промышленность же определялась как “бесплодная” сфера, не создающая “чистого продукта”.
    Представители школы: Франсуа Кенэ, Робер Тюрго.
    Школа классической политэкономии
    Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).
    Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.
    Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.
    Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.
    Давид Рикардо утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда, затраченного на его изготовление. Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.
    Экономическая школа утопического и научного коммунизма (марксизм)
    Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.
    Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость. С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, в которой все хозяйственные решения принимаются центральным аппаратом.
    Маржинализм
    Во второй половине XIX в. была сформулирована теория маржинализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно маржинализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.
    Представителями маржинализма (школы предельного анализа) являются: Менгер, Визер, Вальрас.
    Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют стоимость любого блага или товара в зависимости от его предельной полезности для потребителя.
    Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.
    Неоклассическая школа
    Возникает на основе синтеза идей Давида Рикардо и представителей школы Маржинализма.
    Представители неоклассической школы: Альфред Маршал, Артур Пигун.
    Основная идея — экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.
    Кейнсианство
    Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы.
    С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода.
    Дж.Кейнс был объявлен “спасителем капитализма”, а его теория провозглашена “кейнсианской революцией в политической экономии”. Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.
    Экономическая школа Институционализма
    Институционализм (от лат. institutum — установление, учреждение) — экономическое учение, уделяющее основное значение роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще.
    Метод институционализма основывается на изучении людей, институтов управления и права, общества.
    Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.
    Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.
    Представители школы институционализма: Веблен, Митчелл, Гэлбрейт.
    Школа Неоконсерватизма
    Неоконсерватизм – (монетаризм, теория предложения, теория рациональных ожиданий) – защита идей свободного предпринимательства и принципа саморегулирования рыночной системы. Рынок признается наиболее эффективным способом организации хозяйства, роль государства сводится к обеспечению условий для свободной конкуренции.
    Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридмен.

  3. ГРАЖДАНИН-РФ Ответить

    Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.
    История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.
    Экономические школы
    Период развития
    Представители
    Меркантилизм
    16-17 вв.
    Томас Ман (1571-1641)
    Физиократы
    18 век.
    Франсуа Кенэ (1694-1774)
    Классическая политическая экономика
    конец 18 — 1-я пол.19 вв.
    Адам Смит (1723-1790)
    Марксизм
    2-я пол. 19 — 20 вв.
    Карл Маркс (1818-1883)
    Неоклассическая экономическая теория
    конец 19 — начало 21 вв.
    Альфред Маршал (1842-1924)
    Кейнсианство
    20 — начало 21 вв.
    Джон Кейнс (1883-1946)
    Институционализм
    20 — начало 21 вв.
    Джон Гелбрейт (1908-2006)
    Монетаризм
    20 — начало 21 вв.
    Милтон Фридмен (1912-2006)

    Меркантилизм

    Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.
    Различают ранний и поздний меркантилизм.
    В основе раннего меркантилизма — увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности.
    Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать.
    Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.
    Наиболее известные представители меркантилизма:
    Томас Мен (1571-1641)
    Антуа де Монкретьен (1575-1621)
    Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.
    С выходом в свет его книги “Трактак по политической экономии” (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.
    Появление данного теримина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

    Физиократы

    Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.
    Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.
    Основными представителями школы являлись:
    Франсуа Кенэ (1694-1774)
    Анн Робер Тюрго (1727-1781)

    Классическая школа политэкономики

    Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).
    Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.
    Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.
    Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.
    Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

    Экономическая школа утопического и научного коммунизма

    Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.
    Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.
    С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, регулируюмую из центра.
    Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным.
    Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоймостная характеристика резко уменьшается.

    Марженализм

    Во второй половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.
    Представителями марженализма (школы предельного анализа) являются:
    Карл Менгер
    Фридрих Визер
    Леон Вальрас
    Эйген-Бем-Баверк
    Уильям Стэнли Джевонс
    Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя.
    Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.

    Неоклассическая школа

    Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.
    Представители неоклассической школы:
    Альфред Маршал
    Артур Пигун
    Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

    Кейнсианство

    Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государсвенного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода.
    Дж.Кейнс был объявлен “спасителем капитализма”, а его теория провозглашена “кейнсианской революцией в политической экономии”. Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.
    Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

    Экономическая школа Институционализма

    Исследолвание всех хозяйственных явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов.
    Характеризуется отходом от от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам.
    Главная идея современного институционализма – в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсы постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постриндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.
    Представители школы институционализма:
    Т.Веблен
    Дж.Коммонс
    У.Митчелл
    Дж.Гэлбрейт

    Школа Неоконсерватизма (Школа Монетаризма)

    Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков
    Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридман.
    По его мнению микроэкономика изучает крупномаштабные экономические явления, а также те экономические выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хоязйство, фирмы и экономические рынки.

  4. Forcebrew Ответить

    Вопрос: 1. Какие направления возникли в экономической теории 19 века:
    а) меркантилизм.
    б) школа физиократов,
    в) марксистско-политическая экономия.
    г) неоклассическое направление.
    2. Что из этого списка экономисты называют услугами?
    а) визит на биржу труда;
    б) работа продавца;
    в) нефть;
    г) расчёт заработной платы;
    3. Какие направления возникли в экономической теории в 20 веке:
    а) школа физиократов,
    б) меркантилизм;
    в) марксистcко – политическая экономия;
    г) кейнсианское направление.
    4. Главная цель экономики:
    а) экономический рост,
    б) рост благосостояния,
    в) укрепление государства,
    г) защита окружающей среды
    5. Кривая производственных возможностей показывает:
    а) для кого производить;
    б) что производить;
    в) ограниченность ресурсов;
    г) альтернативный выбор вариантов объёма производства.
    1. Какие направления возникли в экономической теории 19 века:
    а) меркантилизм.
    б) школа физиократов,
    в) марксистско-политическая экономия.
    г) неоклассическое направление.
    2. Что из этого списка экономисты называют услугами?
    а) визит на биржу труда;
    б) работа продавца;
    в) нефть;
    г) расчёт заработной платы;
    3. Какие направления возникли в экономической теории в 20 веке:
    а) школа физиократов,
    б) меркантилизм;
    в) марксистcко – политическая экономия;
    г) кейнсианское направление.
    4. Главная цель экономики:
    а) экономический рост,
    б) рост благосостояния,
    в) укрепление государства,
    г) защита окружающей среды
    5. Кривая производственных возможностей показывает:
    а) для кого производить;
    б) что производить;
    в) ограниченность ресурсов;
    г) альтернативный выбор вариантов объёма производства.

    Ответы:

    В первом: а
    Во втором: б
    В третьем: а
    В четвертом: б
    В пятом: б

  5. XxPROxX Ответить

    Одним из фундаментальных экономических учений 19 века является марксизм. Идеи Маркса и Энгельса были изложены во многих произведениях, но основным из них, содержащим экономическую концепцию марксизма в наиболее развернутом виде, считается “Капитал”. Первый том этого произведения заключает в себе определение понятий стоимости, меновой стоимости, форм стоимости и их развития. Исследование форм стоимости, начиная с простой, кончая денежной, имело важное значение для изучения сущности и происхождения денег. Важным выводом Маркса было положение о том, что в условиях стихийного товарного производства экономические отношения людей проявляются через отношения вещей. Это порождает товарный фетишизм.
    Во втором томе “Капитала” Маркс исследует процесс обращения капитала. Он рассматривает метаморфозы капитала и их кругооборот, оборот капитала, воспроизводство и обращение всего общественного капитала. Важное значение в разработке марксистского учения о капитале и его структуре имело деление капитала на основной и оборотный.
    В основу анализа воспроизводства всего общественного капитала Маркс кладет его деление на два подразделения – производство средств производства и производство средств потребления. Используя это разделение, Маркс конструирует свои схемы простого и расширенного воспроизводства. На основе анализа этих схем исследуется движение общественного продукта как внутри каждого подразделения, так и между ними.
    Третий том “Капитала” содержит исследование процесса капиталистического производства, взятого в целом. В нем раскрывается диалектическое единство процесса воспроизводства и обращения капитала, рассматривается превращение прибавочной стоимости в прибыль, прибыли – в среднюю прибыль, и стоимости – в цену производства. Кроме того в третьем томе исследуется ссудный каптал и процент. Маркс показывает, что ссудный капитал – это обособившаяся часть промышленного капитала, что в ссудном проценте фетешизация производственных отношений достигает своей высшей ступени. Исследование превращенных форм прибавочной стоимости завершается анализом земельной ренты.11
    В целом, экономическая теория марксизма имела большое влияние на развитие европейской, а в особенности российской экономической науки.
    Одновременно с марксизмом в европейской экономической мысли развивались следующие направления: новая историческая школа, “социальное направление”, “неоклассицизм”.
    Представителями новой исторической школы были: Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Гюхер, В. Зомбарт. Характерной чертой их методологии являлся историзм. Они делали свои выводы на основании изучении истории народного хозяйства. Например, Бюхер делит ее на три периода: натуральное хозяйство, работающее на свои нужды; работа ремесленника на заказ; работа производителя на неизвестный рынок, когда большинство производятся как меновые стоимости.
    Зомбарт рассматривал в качестве первоосновы исторического развития движение духа. Он отрицает объективные законы общественного развития. Научные категории он представляет как абстрактные, существующие только в сознании исследователя.
    Представителями “социального направления” являлись Р. Штольцман и Р. Штаммлер. В качестве основы экономических процессов они рассматривали правовые отношения людей, происхождение которых объяснялось влиянием религии. Экономические категории сторонники “социального направления” рассматривали как правовые отношения, не анализируя при этом материально-объективное содержание экономических понятий.
    Сторонниками концепции неоклассицизма (австрийской школы) были К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. Учение этой школы характеризуется субъективно-психологическим подходом к объяснению экономических учений. Основным определяющим признаком экономических процессов она считает психологию хозяйствующих субъектов, мотивы, которыми они руководствуются в своей деятельности, их субъективные оценки. Одним из методологических принципов это школы является маржнализм. Он предполагает примат потребления на производством. В вопросе о стоимости представители австрийской школы стоят на позициях предельной полезности.
    В этот же исторический период в России развивается экономическая теория народничества. Основной идеей этого учения является утверждение о специфическом экономическом развитии России, ее переходе от феодального общества к социалистическому, минуя капиталистический строй. Представителями этого направления экономической мысли были П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов.
    Бакунин выступал с критикой крепостничества, а также капитализма. Свои взгляды на капитал, собственность и распределение при капитализме Бакунин рассматривал сквозь призму анархистских воззрений на государство. Переход к будущему обществу он представлял в виде революции, главной движущей силой которого будут крестьяне.
    П.Н. Ткачев, как и все народники считал общину русского народа и видел в ней зародыш будущего социалистического общества. В то же время он предвидел, что земля, переданная в частную собственность крестьянам быстро стане предметом купли-продажи, и это приведет проникновением капиталистических отношений в деревню.
    Н.Ф. Даниельсон считал, что для России в противоположность капиталистическому западу характерно крестьянское хозяйство, в котором производитель соединен со средствами производства. Признавая развитие капиталистического производства, он полагал, что оно является уклонением от истинного пути России, и призывал вернуться к крестьянскому производству, ратовал за объединение земледелия и обрабатывающей промышленности в крупные общественные предприятия.
    В конце 19 – начале 20 века в России распространяется экономическое учение марксизма. Идеи Маркса были восприняты Г.В. Плехановым, В.И. Лениным. Их работы развивали основные идеи марксисткой концепции, применяя их к экономическим реалиям современной им России.
    В.И. Ленин популяризировал экономическое учение Маркса. В своих работах он уделял большое внимание анализу процессов генезиса и развития капитализма, проблеме воспроизводства внутреннего рынка. Анализируя аграрный строй по реформенной России Ленин выдвинул идею о двух путях развития капитализма в сельском хозяйстве, называя их прусским и американским. Прусский – через крестьянскую общину, американский – фермерский. Ленин создал теорию империализма как высшей стадии капитализма, которая выражается в переходе от существования свободного рынка к монополизму. Основой монополизма является концентрация производства и капитала.12

  6. Bludfury Ответить

    Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения. Экономическая наука откликается на эти процессы появлением меркантилизма (первая экономическая школа).
    Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства (и в этом их заслуга, ибо они заговорили об этом первыми). Но трактовали они этот вопрос неправильно, ибо источник богатства выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Отсюда и название данного учения, ибо “меркантильный” в переводе означает “денежный”. Меркантилисты были представителями торговцев и выражали их интересы.
    Вслед за меркантилистами появилось учение физиократов (дословно – «власть природы»), считавших, что богатство возникает естественным путем и «матерью богатства» является природа, сельскохозяйственное производство, дававшее в те времена (XVIII в.) весь национальный продукт. Источником богатства была объявлена не деятельность по обмену, а труд в земледелии и его результат.
    Классическая школа в экономической теории зародилась в последней трети 17го века, т.е. в период господства позднего меркантилизма, и господствовала в экономической мысли до конца 19 века, пока не ей на смену не пришли новые экономические школы.
    Как всегда, новая экономическая школа, получившая впоследствии наименование классической, возникла как оппозиционное течение, противопоставляющее себя господствовавшему в то время меркантилизму. При этом, понятное дело, новая школа стремилась решить те вопросы, на которые не мог ответить меркантилизм, и исследовать те явления, которые были оставлены им без внимания.
    Стоит заметить, что люди, создававшие экономическую классику, относились к иной формации, чем меркантилисты. Они не были практиками экономики или государственного управления, зато были людьми просвещенными, а просвещенный человек этого времени был гуманистом. Поэтому первые представители классической школы поставили те вопросы, которые меркантилисты обходили вниманием, ибо для меркантилизма эти вопросы не были существенными. Первым таким вопросом стал вопрос: «Что составляет богатство народа?» (Не государства, а именно народа!) А после того, как был дан ответ на этот вопрос, неизбежно возникли новые вопросы, чтобы ответить на которые классическая школа была вынуждена исследовать сферу производства. Но, начав исследования со сферы производства, классическая школа затем вернулась к анализу сферы обращения, но уже с новых позиций, предложив новые принципы ценообразования и новое объяснение природы денег.
    В истории классической экономической школы можно выделить четыре этапа, которым примерно соответствуют этапы развития капиталистического устройства общества. Первый период в истории экономической классики – период до Адама Смита. В истории экономики и общества ему соответствует период становления капитализма, когда предпринимательство проникает не только в торговлю, но также в промышленное и аграрное производство. В это время предприниматели становятся влиятельной политической силой, а государства отказываются от вмешательства в экономику. Среди видных экономистов первого периода развития классической школы нужно упомянуть Уильяма Петти, Пьера Буагильбера, а также представителей школы физиократов Ф. Кенэ и А. Тюрго.
    Второй период в истории классической школы (последняя треть 18го века) связан с деятельностью одного человека – Адама Смита и его Богатством народов, ставшим экономическим бестселлером.
    Третий период истории классической экономической школы охватывает первую половину 19го века. В это время множество экономистов пыталось развить идеи А. Смита и построить логически завершенную теорию экономики. Среди этих экономистов нужно упомянуть Давида Рикардо, Жана Батиста Сэя, а также Т. Мальтуса, Н. Сениора и Г. Кэрри. А в истории экономики данный период совпал с периодом расцвета чистого капитализма, когда капитал активно проникал в сферу производства, что выразилось в промышленной революции, происходившей в условиях отсутствия дефицита ресурсов и рабочей силы, а также в условиях неудовлетворенности спроса на промышленную продукцию.
    Четвертый этап истории классической школы совпал с периодом кризиса чистого капитализма во второй половине 19го века. В это время оказалось, что без вмешательства государства экономика становится слишком подвержена кризисам, а конкуренция между предпринимателями завершается образованием монополий. Более того, в этот период оказалось, что свободная конкуренция приносит меньшие прибыли, чем политика протекционизма и ограничения конкуренции. А среди экономистов-классиков в это время можно упомянуть Дж. С. Милля и К. Маркса, доведших политическую экономию до логического завершения (а в некоторой мере и до абсурда.)
    В XIX в. экономическая теория имеет уже сложную систему, порождая направления и школы как внутри классической политэкономии, так и во вне – ее антипода «пролетарскую политэкономию».
    В канун XIX в. произошла французская буржуазная революция, затем в первой его трети наблюдался скачок в развитии производительных сил, связанный с промышленным переворотом. Одновременно формируется промышленный пролетариат, происходят его первые классовые битвы (1830, 1848). Начались (с 1825 г.) кризисы перепроизводства, колониальные завоевания, стали формироваться национальные государства.
    Все это создало благоприятную почву для появления марксизма — радикальной экономической теории, трактовавшей ход истории как классовую борьбу, обосновывавшей экономическую необходимость экспроприации экспроприаторов, заложившей теоретический фундамент коммунистической общественно-экономической формации и ее первой фазы — социализма. Этой теории, получившей по имени своего создателя Карла Маркса название “марксизм”, суждено было в XX в. стать государственной идеологией для трети человечества и в конце века потерпеть крушение вместе с мировым социализмом и распадом СССР.
    В последней трети XIX в. в рамках немарксистской политэкономии была предпринята и увенчалась успехом “маржиналистская революция”, суть которой сводилась, во-первых, к модификации предмета экономической теории: от труда — к полезности, от производства — к потреблению, от объективного — к субъективному, и, во-вторых, к применению нового, математического метода и принципа предельных величин, равновесия, оптимума. Возникают австрийская школа предельной полезности (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк) и другие школы маржинализма в Англии (У. Джевонс), во Франции (А. Курно, Л. Вальрас), в Германии (Н. Тюнен, Г. Госсен). Затем пришла вторая волна маржинализма в конце XIX в., создавшая обновленную систему категорий и законов, получившую название “Экономикс”.

  7. Gavigrinn Ответить

    Одновременно с марксизмом в европейской экономической мысли развивались следующие направления: новая историческая школа, «социальное направление», «неоклассицизм».
    Представителями новой исторической школы были Г.Шмолер, Л.Брентано, К.Гюхер, В.Зомбарт. Характерной чертой их методологии являлся историзм. Они делали свои выводы на основании изучения истории народного хозяйства. Например, Бюхер делит ее на три периода: натуральной хозяйство, работающее на свои нужды; работа ремесленника на заказ; работа производителя на неизвестный рынок.
    Зомбарт рассматривал в качестве первоосновы исторического развития движение духа. Он отрицает объективные законы общественного развития. Научные категории он представляет как абстрактные, существующие в сознании исследователя.
    Представителями «социального направления» являлись Р.Штольцман и Р.Штамлер. В качестве основы экономических процессов они рассматривали правовые отношения людей, происхождение которых объяснялось влиянием религии. Сторонники «социального направления» экономические категории рассматривали как правовые отношения, не анализируя при этом материально-объективное содержание экономических понятий.
    Сторонниками концепции неоклассицизма (австрийской школы) были К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер. Учение этой школы характеризуется субъективно-психологическим подходом к объяснению экономических учений. Основным определяющим признаком экономических процессов она считает психологию хозяйствующих субъектов, мотивы, которыми они руководствуются в своей деятельности, их субъективные оценки. Одним из методологических принципов этой школы является маржнализм. Он предполагает примат потребления над производством. В вопросе о стоимости представители австрийской школы стоят на позициях предельной полезности. По их мнению существует два вида ценности материальных благ для данных субъектов, мотивы, которыми они руководствуются в своей деятельности, их субъективные оценки. Одним из методологических принципов этой школы является маржнализм. Он предполагает примат потребления над производством. В вопросе о стоимости представители австрийской школы стоят на позициях предельной полезности. По их мнению существует два вида ценности материальных благ – субъективная и объективная. Под первой они понимают ценность материальных благ. Под вторым – рыночную цену товара. В качестве способа измерения величины субъективной полезности представители австрийской школы использовали принципы «законов Госсена»: по мере удовлетворения потребности степень насыщения растет, а величины конкретной полезности падают. Это означало, что каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность, имеет меньшую полезность, чем предыдущее. Т.е. стоимость товара определяется его полезностью.
    В этот же исторический период в России развивается экономическая теория народничества. Основной идеей этого учения является утверждение о специфическом экономическом развитии России, ее переходе от феодального общества к социалистическому, минуя капиталистический строй. Представителями этого направления экономической мысли были П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев, М.А.Бакунин, Н.Ф.Данильсон, В.П.Воронцов.
    П.Л.Лавров отмечал начавшийся процесс разложения общины в связи с развитием капитализма в стране. Характеризуя экономические основы будущего общества Лавров говорил о необходимости утверждения общественной собственности.
    Бакунин выступал с критикой крепостничества, а также капитализма. Свои взгляды на капитал, собственность и распределение при капитализме Бакунин рассматривал сквозь призму анархических воззрений на государство. Переход к будущему обществу он представлял в виде революции, главной движущей силой которой будут крестьяне.
    П.Н.Ткачев, как и все народники считал общину русского народа и видел в ней зародыш будущего социалистического общества. В это время он предвидел, что земля, переданная в частную собственность крестьянам быстро станет предметом купли – продажи, и это приведет к проникновению капиталистических отношений в деревню.
    Н.Ф.Даниельсон считал, что для России в противоположность капиталистическому западу характерно крестьянское хозяйство, в котором производитель соединен со средствами производства. Признавая развитие капиталистического производства, он полагал, что оно является уклонением от истинного пути России, и призывал вернуться к крестьянскому производству , ратовал за объединение земледелия и обрабатывающей промышленности в крупные общественные предприятия.
    В конце 19 – начале 20 века в России распространяется экономическое учение марксизма. Идеи Маркса были восприняты Г.В.Плехановым, В.И.Лениным. Их работы развивали основные идеи марксистской концепции, применяя их к экономическим реалиям современной им России.
    Г.В.Плеханов, критикуя экономические взгляды народников, отмечал ошибочность противопоставления ими России Западу. Он обосновал процесс превращения натурального хозяйства России в товарное и возникновение класса капиталистов и пролетариев. Народническим представлением о самобытности русской общины он противопоставил анализ процесса ее дифференциации и разложения.
    В.И.Ленин популяризовал экономическое учение Маркса. В своих работах он уделял большое внимание анализу процессов генезиса и развития капитализма, проблеме воспроизводства внутреннего рынка. Анализируя аграрный стой по реформенной России Ленин выдвинул идею о двух путях развития капитализма в сельском хозяйстве, называя их прусским и американским. Прусский – через крестьянскую общин, американский – фермерский. Ленин создал теорию империализма как высшей стадии капитализма, которая выражается в переходе от существования свободного рынка к монопольному. Основой монополизма является концентрация производства и капитала.

  8. dawn mist Ответить

    В прежние времена, писал он, такими регуляторами рождаемости были войны, эпидемии, нищета. В 19 веке, считал он, основным регу­лятором должна быть заработная плата («железный закон заработной платы» Мальтуса-Рикардо). Как священник, он призывал к моральному воздержанию, безбрачию (но, кажется, не очень сам надеялся на это). Мальтус не призывал не к эпидемиям, ни к войнам, но его идеи впо­следствии были использованы идеологами фашизма для обоснования геноцида наций, это и обусловило такую жаркую критику и споры во­круг его теории. Не было ни одного учения, более критикуемого, чем учение Мальтуса, уже современники назвали его «мрачным и ужасным гением, готовым погасить всякую надежду рода человеческого».
    Другими крупными работами Мальтуса были «Принципы полити­ческой экономии» и «Начала политической экономии». Мальтус стоял на позициях трудовой теории стоимости. Прибыль считал порождени­ем капитала, полагал, что она должна реализоваться, и это оправдывает существование «третьих лиц» – непроизводительных классов. Огром­ной, заслугой Мальтуса было то, что он впервые поставил проблему реализации и кризисов. Но он считал эту проблему разрешимой, пути решения проблемы он видел как раз в существовании «третьих лиц».
    Мальтус был большим знатоком аграрной экономики, глубоко ис­следовал вопросы земельной ренты, сформулировал закон убывающего плодородия земли (при этом он не учитывал научно-технического про­гресса в аграрном секторе). Аграрным вопросам посвящена его работа «Исследование о природе и возрастании земельной ренты».
    Апологетический характер буржуазной экономической науки этого периода особенно ярко проявился в «теории воздержания» и «теории последнего часа» Н. Сениора. В это время шла борьба рабочих за 10-часовой рабочий день. И Сениор, защищая высокую степень эксплуа­тации, пытался доказывать, что прибыль создается рабочими в течение последнего часа их работы, и если сократить рабочий день, то рабочие получат заработную плату, а предприниматели прибыли не получат.
    В теории воздержания он доказывал, что каждый экономической субъект от чего-то отказывается: рабочий – от отдыха, землевладелец ­от личного использования своей земли, предприниматель – от использо­вания денег в личных целях, поэтому они получают соответствующее вознаграждение – заработную плату, ренту, прибыль. Таким образом, автор пытался доказать отсутствие эксплуатации при капитализме. Но эта теория отнюдь не объясняла причин огромной разницы в доходах.
    Франция. Наиболее видными экономистами первой половины 19 века здесь были Жан Батист Сэй и Фредерик Бастиа.
    Жан Батист Сэй (1767 – 1832) был идеологом крупной буржуазии, поборником либерализма. Производство рассматривал как буржуазное производство, капитализм считал вечным строем. Его важнейшие рабо­ты – «Трактат политической экономии» (1803), написанный на его осно­ве «Катехизис политической экономии» (1817) и 6-томный «Курс поли­тической экономии» (1828-1830). Уже первая книга имела громадный успех, была переведена на многие языки, выдержала несколько прижиз­ненных изданий. Авторитет Сэя быстро рос, а известность становилась всеевропейской. Импульсом к написанию «Трактата» стало знакомство с «Богатством народов» А. Смита. Сэй стал талантливым популяризато­ром идей Смита на континенте, никогда не скрывал, чем обязан своему учителю, на каждом шагу повторяя его имя. При этом он не только по­вторяет идеи Смита, но фильтрует их, избегая излишних, с его точки зрения, противоречий, делает свой вклад в экономическую теорию.
    Сэй завершает критику физиократов. Производить, считал он, – зна­чит, создавать полезности, удовлетворять наши желания, и производите­лен всякий труд, который содействует получению такого результата. Однако между «Богатством народов» (1776) и «Трактатом» (1803) лежа­ла промышленная революция, что наложило существенный отпечаток на теорию Сэя и всю политэкономию: индустриальные проблемы занимают теперь в политэкономии господствующее положение, а ведущей фигу­рой становится предприниматель, промышленник и фермер, – активный, образованный, изобретательный, смелый и деловой человек.
    Другой пункт, по которому Сэй продолжает, Смита касается пони­мания политической экономии и роли экономиста. Политэкономия, считает он, есть наука о спонтанном экономическом устройстве, о за­конах, управляющих богатством, она есть «изложение способа, по­средством которого образуются, распределяются и потребляются бо­гатства». Политэкономия – чисто теоретическая наука, ее следует от­делять от политики, и роль экономиста сводится не к тому, чтобы по­давать советы, а к тому, чтобы наблюдать, анализировать и описывать.
    Сэй наиболее известен двумя своими теориями: теорией трех фак­торов производства и теорией рынков. В теории трех факторов он по­казывает, что в производстве участвуют три фактора – труд, капитал и земля, собственники этих факторов получают соответствующую форму дохода – заработную плату, прибыль или ренту (эксплуатации, таким образом, нет, каждый получает соответственно своему вкладу в обще­ственное производство). Основа этой теории уже была заложена клас­сиками буржуазной политэкономии, эта теория распределения остается господствующей до сих пор.
    В теории рынков он старается доказать, что перепроизводство не­возможно, производство само создает для себя рынок за счет обмена между различными отраслями, и «третьи лица» с точки зрения реали­зации не нужны.
    Фредерик Бастиа (1801 – 1850) был экономистом и публицистом, страстным защитником идей либерализма. Собрал воедино все, напи­санное о либерализме, и последовательно отстаивал эти идеи. Просла­вился серией памфлетов в защиту свободы торговли. Капиталистиче­ское общество считал естественным и гармоничным, и источник гар­моничности видел в свободе конкуренции. Сформулировал свой закон накопления: доходы всех классов растут, писал он, но доля рабочих в совокупных доходах общества растет быстрее, чем прибыль собствен­ников (в дальнейшем статистика подтвердила эту тенденцию).
    США. В США в начале 19 века только появлялись первые вузы, на­чали формироваться научные школы. Крупнейшим экономистом в это время был Генри Чарльз Кэрри (1793 – 1879). Он пропагандировал идеи классиков в Новом Свете, отстаивал экономический либерализм, был убежден в гармоничности классовых интересов буржуазного об­щества. При этом идеи либерализма он умудрился сочетать с защитой крупного землевладения и рабовладения (что, конечно, объяснялось особенностями экономических отношений в США).
    Германия. В Германии в середине 19 века сложилась Историче­ская школа. Ее основоположники и крупнейшие ученые – Вильгельм Рошер и Бруно Гильдебрант. Для Исторической школы были особен­но характерны описательность, эмпиризм и отказ от теоретизирова­ния. Работы экономистов этой школы были написаны на стыке исто­рии и экономики, это были описания хозяйства германских княжеств, земель, отдельных предприятий и мануфактур. Они исследовали кон­кретную, германскую экономику в ее развитии. Большое значение в хозяйственном развитии они придавали неэкономическим факторам -историческим традициям, национальному менталитету, религии и т. п. Особенную роль, по их мнению, играет государство (Прусская мо­нархия). Для этой школы был характерен консерватизм и защита ин­тересов юнкерства (помещиков), что также объяснялось особенно­стями исторического развития Германии.
    -2-
    С усилением противоречий капитализма, как уже отмечалось, уси­лилась и его критика, в частности, со стороны идеологов мелкой бур­жуазии (фермеров, лавочников, собственников небольших мастерских и т.п.). В процессе концентрации производства и капитала мелкий биз­нес разорялся, все больше вытесняясь крупными промышленными и торговыми фирмами. Мелкие предприниматели, чей бизнес был осно­ван на личном труде и личных накоплениях, отнюдь не так радужно оценивали современное общество, их идеологи критиковали его и ис­кали пути его изменения.
    Идеологи мелкой буржуазии были не против рынка и частной собст­венности, но он были против крупной частной собственности, основан­ной на использовании наемного труда, против концентрации производ­ства и капитала и против технического прогресса с его негативными по­следствиями. Свой идеал они видели не в будущем (не в совершенство­вании капитализма), а в прошлом – в патриархальных феодальных от­ношениях, в мелкотоварном производстве крестьян и ремесленников. Они идеализировали средневековье, цеховой строй без борьбы и конку­ренции, ручной труд и трудовую собственность. «Золотой век» челове­чества, считали они, находится позади, нужно и можно вернуться к нему (именно за это их и называли «экономическими*романтиками»).
    Основоположником экономического романтизма стал Сисмонди де Сисмонд (1773 – 1842), швейцарский историк и экономист. Почти всю свою жизнь он провел в небольшом городке на берегу горного озера, любил окружавшую его пасторальную жизнь и резко негативно отно­сился к современному обществу.
    Он оставил более 70 томов исторических трудов и считал себя в первую очередь историком. Но, занимаясь историей хозяйства, был вынужден анализировать экономические отношения. Его самая извест­ная экономическая работа – «Новые начала политической экономии» (1819). Сисмонди предпринимает резкую критику капиталистических порядков, отрицает вечность и естественность этого строя. Он сочувст­вует простому народу, выступает против эксплуатации труда.
    В центре внимания Сисмонди – проблема рынков и реализации. Он обосновывает неизбежность кризисов при капитализме, их причину видит в нищете и недопотреблении народных масс. Считает, что необ­ходимы реформы, что государство должно вмешиваться в хозяйствен­ную жизнь и регулировать экономические отношения (в этом – прин­ципиальные различия с классиками).
    Другим видным экономическим романтиком и идеологом мелкой буржуазии был Пьер Жозеф Прудон (1809 – 1865) – французский пуб­лицист, экономист, основоположник европейского реформизма и анархизма. Он сочувственно относился к идеям социализма, но был против классовой борьбы и революции, выступал за реформы и постепенное улучшение капитализма (в частности, он считал необходимым ликви­дировать капитал, процент и деньги). Он один из первых предпринял глубокий анализ экономических противоречий (в отношениях обмена, в стоимости, деньгах и товаре) – «Система экономических противоре­чий, или Философия нищеты» (1846) и другие работы. Прудон резко критиковал капитализм, считал собственность «кражей», имея в виду крупную частную собственность, основанную на эксплуатации труда.
    -3-
    Угнетенные и трудящиеся люди всегда мечтали о светлом будущем. Об обществе, где не будет бедных и богатых, не будет нищеты, экс­плуатации, насилия. В 19 веке эти мечты соединились с рабочим дви­жением. В первой половине 19 века пролетариат окончательно сфор­мировался как класс, сформировалась его идеология и классовые инте­ресы. Идеологией пролетариата стал теоретический социализм – уче­ние о будущем социальном устройстве.
    Термин «утопический социализм» был создан К. Марксом, который считал, что до него социалистическая теория была утопической (так как видела переход к социализму мирным путем, путем преобразова­ний), а он с создал «научный социализм», который указал верный путь к будущему обществу – путем классовой борьбы и революции. Дума­ется, что утопической оказалось вся социалистическая теория.
    Для раннего, домарксова теоретического социализма было харак­терно следующее.
    Резкая критика капитализма. Понимание того, что это не «веч­ный и естественный», а временный, преходящий строй, один из этапов в развитии человеческого общества.
    Обоснование нового общества (ранние социалисты по-разному называли его: индустриализм (Сен-Симон), «Гармония» (Фурье), ком­мунизм (Оуэн). Причем социалисты связывали новое общество не только с новой, справедливой системой распределения, но и с новой организацией производства.
    Понимание того, что путь к нему идет только через реформы и постепенное улучшение общества, отрицание революции и классовой борьбы (социалисты двигателем истории считали разум, науку, обра­зование).
    Страстная агитация и пропаганда нового общества, попытки реализовать свои идеи (Оуэн).
    Наиболее известными представителями утопического социализма являются французы Анри Клод де Сен-Симон, Шарль Фурье и англи­чанин Роберт Оуэн.
    Анри Клод де Сен-Симон (1760 – 1825) – французский аристократ, вла­делец замков на Луаре, рано почувствовал свое особое социальное предна­значение. Сначала служил офицером, но ему скоро наскучила гарнизонная жизнь, и он отправился в Америку воевать на стороне восставших англий­ских колоний (Война за Независимость 1775 – 1783 гг.). Возвращаясь до­мой, он попал в плен к англичанам, сидел в тюрьме. Впоследствии много путешествовал, читал, пытаясь найти оптимальное социальное устройство. Организовал салон, куда приглашал влиятельных людей и убеждал их в необходимости глубоких общественных преобразований. Жарко приветст­вовал Французскую буржуазную революцию, хотя в результате нее потерял и свои замки, и богатство и аристократическую приставку «де» Сен-Симон. Был разорен и вторую половину жизни провел в страшной нищете, хотя в последние годы, когда начали печататься его книги, появились ученики и последователи, жизнь несколько нормализовалась.
    Сен-Симон считал, что общество развивается по восходящей, прохо­дит определенные стадии в своем движении (рабовладение, феодализм, индустриализм), каждая стадия имеет два этапа: органический (преобла­дают позитивные тенденции) и критический (когда преобладают нега­тивные тенденции и назревают противоречия). Современный этап в раз­витии общества он считал критическим, осуждал капитализм за отсутст­вие организации, анархию производства, эксплуатацию и обнищание населения, считал неизбежной замену его новым обществом, «золотым веком». В современном обществе он выделял два класса: индустриалы (фабриканты, рабочие, коммерсанты) и собственники (землевладельцы и прочие рантье, не занятые в общественном производстве).
    Социализм он представлял как промышленно-научную систему, раз­вивающуюся на базе крупного промышленного производства. Это будет сознательная организация общества, где все будут работать, будет спра­ведливое распределение и всеобщее благополучие. При этом он считал, что фабриканты, коммерсанты и банкиры сохранятся, сохранится их собственность и прибыль, но все они будут работать. Производство он представлял как огромные мастерские, которые управляются из центра и функционируют по плану, без конкуренции и анархии, руководят ими ученые. Государство выполняет только хозяйственные функции.
    Шарль Фурье (1772 – 1837) – французский торговый служащий (ра­ботал в торговом доме Лиона). Не смог получить законченного образо­вания и всю жизнь страдал от этого. Хорошо знал и ненавидел капитали­стическую торговлю. Со временем стал госслужащим, а когда умерла его мать и оставила ему наследство, смог целиком посвятить себя науке.
    Фурье считал, что общество развивается по восходящей, от низшей стадии к высшей стадии, движущей силой развития считал человеческий гений. Современное общество называл «цивилизацией», рассматривал его как одну из стадий развития общества, считал капитализм безнравствен­ным строем, резко критиковал за несправедливость и обнищание основной части населения. Особенно он осуждал капиталистическую торговлю.
    Новое общество он называл «гармонией». Считал, что это будет доб­ровольная ассоциация трудящихся, состоящая из отдельных фаланг. Фа­ланги – территориально-производственные единицы общества. В этом обществе все сознательно трудятся, нет анархии и конкуренции, нет рын­ка, торговли и товарно-денежных отношений (при этом собственность и доходы на собственность сохранятся). Земледелие Фурье считал основой будущего строя, а промышленности отводил второстепенную роль. Фурье сформулировал идею перемены труда, получившую дальнейшее развитие в марксистской экономической теории. Главным недостатком его учения была детальная регламентация жизни и деятельности в будущем обществе (любые детальные прогнозы – неблагодарное занятие).
    Роберт Оуэн (1771 – 1858) – английский фабричный служащий, за­тем управляющий на текстильной фабрике. Создал с компаньоном свое дело, а после женитьбы на дочери богатого фабриканта получил ряд текстильных фабрик в Шотландии.
    Оуэн резко критиковал капитализм, отрицал частную собственность, религию и брак на основе частной собственности. Единственный из уто­пистов, он пытался воплотить свои социалистические идеи. Оуэн считал, что изменяя среду, можно изменить человека. Считая деньги искусст­венным мерилом стоимости, пытался уничтожить деньги и ввести экви­валент трудовых затрат – «рабочие деньги» (квитанции), создал «Базар справедливого обмена», где на «рабочие деньги» можно было приобре­тать необходимые товары (этот эксперимент быстро закончился).
    Оуэн создал на своих фабриках столовые, медицинские пункты, общежития, детские сады, платил достойную заработную плату рабо­чим. Естественно, рабочие боготворили его, а предприниматели – не­навидели, считали его выскочкой, подрывающим основы спокойствия общества. Социальные программы тяжелым бременем легли на его издержки, производство стало неконкурентоспособным, и Оуэн был разорен. Уехав с сыновьями в США, он пытался повторить экспери­мент, и опять неудачно.
    Вернувшись в Англию, оказался у истоков английского профсоюз­ного и кооперативного движения, отстаивал необходимость реформ и фабричного законодательства. Оуэн никогда не возглавлял рабочего движения, но английские рабочие до сих пор считают его патриархом рабочего движения в Англии.
    -4-
    Марксизм как теория формируется в 40-х годах 19 века. Он явился непосредственным развитием и продолжением социалистической тео­рии, принципиальным различием между ними является отношение к революции как пути построения социалистического общества. Его соз­датели – К. Маркс (1818 – 1883) и Ф. Энгельс (1820 – 1895). Марксизм был идеологией рабочего класса а его создатели – вождями германско­го, а затем и мирового рабочего движения.
    Марксизм как теория включает три основные части: научный социа­лизм (учение о будущем социальном устройстве), пролетарская полити­ческая экономия и философия (диалектический и исторический мате­риализм). Классики марксизма пытались создать обобщенное и система­тизированное представление об обществе, они создали научную систе­му, которая охватила все социальные науки. Они переработали огром­ный теоретический материал, непосредственными источниками их тео­рии стали: фрацузский утопический социализм, английская классическая буржуазная политическая экономия и немецкая классическая филосо­фия. Экономической теорией в гениальном тандеме Маркса и Энгельса занимался преимущественно К. Маркс. Он был величайшим аналитиком, методологом, создал оригинальную экономическую теорию, критически переработав все ранее созданное в экономической теории. Марксистская экономическая теория не бесспорна, но она остается гениальной страни­цей в истории экономической мыоли человечества.
    Экономическим проблемам и анализу экономической теории по­священо множество работ Маркса, но квинтэссенцией его экономиче­ской теории стал «Капитал» – огромный фундаментальный труд по экономике капитализма.
    «Капитал», его первый том начинается с изложения и творческого развития трудовой теории стоимости классиков буржуазной политэко­номии. Маркс анализирует товар, его свойства (меновая и потребитель­ная стоимость), связывая их с двойственным характером труда человека (абстрактный и, одновременно, конкретный труд); рассматривает про­цесс развития товарного обмена и появления денег; анализирует деньги – их сущность, функции, виды и роль в экономике; вскрывает противо­речия товарно-денежных отношений; формулирует закон стоимости. Он четко дифференцирует стоимость (как затраты общественно необходи­мого труда на производство товара) и цену (как ее денежное выражение).
    Маркс делит капитал на постоянный и переменный по принципу создания новой стоимости (постоянный не создает новой стоимости, а только переносит свою стоимость на новый товар, а переменный соз­дает новую стоимость). Формула стоимости товара: С + V + М, где С -постоянный капитал, вложенный в средства производства, V – пере­менный, вложенный в рабочую силу (именно он создает новую стои­мость), М – прибавочная стоимость, созданная исключительно трудом рабочих, как полагал Маркс.
    На основе трудовой теории стоимости Маркс создает новую ориги­нальную теорию, которая стала «краеугольным камнем» марксизма и раскрывала, как полагал Маркс, механизм эксплуатации при капита­лизме – теорию прибавочной стоимости. Он делит рабочий день на необходимое время, в течение которого создается необходимый про­дукт и компенсируется заработная плата рабочего, и прибавочное вре­мя, в течение которого создается прибавочный продукт и прибавочная стоимость (в процессе реализации товара она превращается в прибы­ли). Маркс использует понятие нормы прибавочной стоимости: М : V, выражающее степень эксплуатации наемного труда.
    Первый том «Капитала» завершается теорией накопления капитала. Маркс рассматривает сущность этого процесса, его факторы и роль в экономике (одновременно он анализирует так называемый процесс пер­воначального накопления капитала, происходивший в 16 – 17 веках и сформировавший исторические предпосылки перехода к буржуазному обществу). Маркс полагал, что с ростом капитала увеличивается обни­щание пролетариата, усиливается поляризация общества. Любая эконо­мическая теория Маркса имела однозначный вывод: противоречия капи­тализма обострятся, он обречен и поэтому должен быть уничтожен.
    Вторая глава «Капитала» посвящена процессам воспроизводства (мак­роэкономическим проблемам). Маркс рассматривает процессы кругообо­рота и оборота капитала; показывает, что в процессе своего кругооборота капитал проходит три стадии (обращения, производства и снова обраще­ния) и последовательно сменяет три функциональные формы (денежную, товарную и производительную) и при этом находится во всех трех формах одновременно; подробно рассматривает время оборота капитала; делит капитал на основной и оборотный по принципу перенесения своей стои­мости на новый товар; делит общественное производство на два подразде­ления: I – производство средств производства и II – производство предме­тов потребления, тесно взаимосвязанные между собой.
    Маркс показывает, что производство может быть сбалансированным, нормальным только при соблюдении определенных условий (он выводит условия реализации для простого и расширенного воспроизводства), но при капитализме, полагал он, выполнение этих условий и экономическая сбалансированность невозможны, неизбежны кризисы перепроизводства, вызванные тем, что покупательная способность общества ограничена (противоречие производительных сил и экономических отношений).
    Третий том «Капитала» был доработан и опубликован Энгельсом по­сле смерти Маркса, что объясняет некоторые противоречия между первым и третьим томами. В третьем томе рассматриваются процессы превраще­ния стоимости в цену, а прибавочной стоимости – в прибыль. Дается тео­рия образования средней нормы прибыли в обществе: в результате суще­ствования отраслей с различным органическим строением капитала (С : V) и постоянного перелива капитала в поиске наиболее прибыльного его вложения норма прибыли выравнивается, действует принцип: на равный капитал – равная прибыль, (в какой бы отрасли он не функционировал). В результате формула цены товара будет: К + р ср., где К – авансированный капитал (С + V), р ср. – средняя прибыль в обществу.
    В третьем томе Маркс рассматривает отдельные сферы капитали­стической экономики – сферу товарного обращения и особенности формирования торговой прибыли, сферу денежного обращения и обра­зование процента, сферу аграрных отношений и формирование зе­мельной ренты. Рассматривается, таким образом, распределение при­бавочной стоимости (которая создается, как полагал Маркс, только в реальном производстве) между четырьмя группами собственников: промышленниками, торговцами, собственниками денег и собственни­ками земли, что так же порождает определенные противоречия, уже в среде самих собственников.
    Теории социализма посвящены другие работы классиков марксиз­ма, это в первую очередь «Критика Готской программы» К. Маркса и «Манифест коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. Не­обходимо отметить, что глубокой разработки теории социализма клас­сики не оставили, это были наиболее общие представления о будущем экономическом и социальном устройстве общества.
    Так, классики полагали, что будущее коммунистическое общество пройдет два этапа, две фазы: социализм (когда еще сохранятся многие пережитки прежнего общества) и собственно коммунизм, для которого характерны наивысшая производительность труда, всеобщее изобилие и распределение по потребностям. Путь к социализму они видели только через пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата. Между капи­тализмом и социализмом должен быть определенный переходный пери­од – период диктатуры пролетариата, когда осуществляются все социа­листические преобразования. Основные социалистические преобразова­ния общества заключаются в следующем. 1. Ликвидация частной собст­венности в целях ликвидации эксплуатации и утверждение обществен­ной собственности на средства производства. 2. Ликвидация товарно-денежных отношений, рынка и денег, вместо рынка как саморегулятора общественного производства и распределения будет создано бестовар­ное непосредственно общественное производство и распределение про­дуктов, осуществляемое на основе планирования и централизованного управления. 3. Рыночный принцип распределения «по капиталу» будет заменен принципом распределения «по труду» – на первой фазе и «по потребностям» – на высшей фазе будущего общества. Все будут тру­диться, будет действовать принцип «кто не работает, тот не ест».
    Естественно, что условием построения такого общества классики считали высокое развитие производительных сил и концентрацию производства. Они понимали, что построение социализма – долгий процесс, что переход к новому обществу возможен только в наиболее развитых странах, причем успех построения социализма возможен, если социализм будет утвержден в большинстве развитых стран (Маркс предупреждал своих российских корреспондентов, считая Рос­сию не готовой к социалистической революции).
    Гениальная марксистская теория сыграла огромную роль в дальней­шем развитии человечества, осталась величайшим вкладом в экономиче­скую науку. Но, как и любая другая теория, она имеет и свои недостатки. С нашей точки зрения, такими недостатками являются следующие: недооценка внутреннего потенциала рыночной экономики (капи­тализма), ее возможности развиваться на своей внутренней основе, нежелание видеть те позитивные тенденции, которые происходили в капиталистическом обществе во второй половине 19 венка (улучше­ние положения пролетариата, усиление роли государства в хозяйствен­ном развитии, укрепление демократических основ общества), неприятие эволюционных, реформистских форм развития общест­ва, абсолютизация революционных форм развития, утопичность ряда социалистических идей (бестоварного планово­го производства и распределения, всеобщего обобществления, отмира­ния государства и самоуправления при коммунизме и др.), недооценка субъективного, психологического фактора (человека), классовый подход в анализе всех общественных явлений, крайняя непримиримость к другим, альтернативным теориям и идеям, крайняя тенденциозность и политизированность взглядов.
    Практика построения социализма в ряде стран и догматическая трак­товка марксистской теории во многом дискредитировали ее, но несо­мненно, что теоретический и практический социализм радикально изме­нили экономические отношения в 20 веке, сделали достойными условия труда и жизни рабочих по крайней мере в развитых странах, оказали огромное влияние на сознание людей и политическую ситуацию в мире.
    Вопросы для самоконтроля:
    1. Охарактеризуйте экономическое учение Ж.Б. Сея.
    2. Каковы основные идеи книги Т. Мальтуса «Опыт о законе народонаселения» и в чем их значение для экономической науки?
    3. В чем особенности идей С. Сисмонди?
    4. Какие особенности присущи предмету и методу изучения в творчестве П. Прудона?
    5. Какие общие теоретико-методологические позиции присущи творчеству социалистов-утопистов первой половины 19 в.?
    6. В чем особенности воззрений Карла Маркса?
    7. Раскройте механизм возникновения прибавочной стоимости по Марксу.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *