Какие изменения претерпел верховный совет ссср в декабре 1988 г?

14 ответов на вопрос “Какие изменения претерпел верховный совет ссср в декабре 1988 г?”

  1. Polushtaisev Ответить

    В это время в стране под руководством Генерального секретаря М. С. Горбачева проводился курс на демократизацию общества, которому была дано название “перестройка”. Именно он занял кресло председателя Верховного Совета после отставки Громыко.
    Как раз с 1988 года началась активная фаза перестройки. Не могла она не коснуться и деятельности собственно Верховного Совета. Состав Президиума был значительно расширен. Теперь его членами автоматически становились главы комитетов и палат Верховного Совета. Но что более важно, с 1989 года Верховный Совет перестал быть коллективным главой государства, так как его единолично возглавил Председатель.

    С этого же года существенно поменялся и сам формат заседаний. Если раньше депутаты собирались исключительно на сессии Верховного Совета СССР, то с этого момента их работа началась вестись на постоянной основе, как до того функционировал Президиум.
    В первой половине марта 1990 года была учреждена новая должность – Президент СССР. Именно он теперь стал считаться официальным главой Советского Союза. В связи с этим Михаил Горбачев, вступивший на данную должность, отказался от полномочий Председателя Верховного Совета, передав их Анатолию Ивановичу Лукьянову.

    Расформирование

    Именно при Лукьянове завершил функционирование Верховный Совет СССР. 1991 год стал той точкой, после которой советское государство уже не могло существовать в прежнем виде.
    Переломным моментом стал августовский путч, который потерпел поражение и тем самым констатировал невозможность законсервировать старые порядки. Кстати, одним из деятельных членов переворота был глава парламента Анатолий Лукьянов, который, правда, непосредственно в состав ГКЧП не входил. После провала путча он, по разрешению Верховного Совета, находился в следственном изоляторе, откуда был отпущен на волю только в 1992 году, то есть уже после окончательного распада Советского Союза.

    В сентябре 1991 года был издан закон о существенном изменении режима функционирования Верховного Совета. Согласно ему, закреплялась самостоятельность Совета Союза и Совета Республик. В первую палату входили депутаты, кандидатуры которых были согласованы с руководством конкретной республики. Во вторую палату избиралось по двадцать депутатов из каждой республики Советского Союза. Это было последнее изменение, которое претерпел парламент СССР.
    Тем временем, после неудавшейся попытки государственного переворота, все больше бывших советских республик объявляли о государственном суверенитете и выходе из состава СССР. В начале последнего месяца 1991 года крест на существовании Советского Союза фактически был поставлен в Беловежской Пуще, на съезде лидеров России, Украины и Беларуси. 25 декабря президент Горбачев сложил свои полномочия. А на следующий день на сессии Верховного Совета было принято решение о его самороспуске и ликвидации СССР как государства.

    Реальное значение Верховного Совета

    Верховный Совет СССР формально считался большую часть времени своего существования коллективным главой государства, наделенным очень широкими функциями, но на самом деле реальное положение вещей было далеко не таким. Все основные решения, касающиеся государственного развития, принимались на заседаниях Центрального Комитета партии или Политбюро, а в определенный период времени и единолично Генеральным Секретарем. Так что деятельность Верховного Совета была ширмой, прикрывающей людей, которые реально руководили страной. Хотя большевики и пришли к власти, используя лозунг: «Вся власть Советам!», но на деле он никогда не был претворен в жизнь. Только в последних годах декларируемые функции данной парламентской структуры начали хоть частично соответствовать реальным.

    Вместе с тем нельзя не отметить, что именно законы и указы Верховного Совета являлись своеобразным оповещением народа и мирового сообщества о тех решениях, которые принимала правящая верхушка. Таким образом, определенные функции у этого института все-таки имелись, хотя они и значительно отличались от декларативных его прав и прерогатив, закрепленных в советской Конституции.

  2. Auriri Ответить

    С 29 ноября по 1 декабря 1988 года проходила внеочередная двенадцатая сессия Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, на которой были приняты законодательные акты, послужившие основой для коренного обновления политической системы страны.
    1 декабря 1988 года Верховным Советом СССР приняты законы об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР и о выборах народных депутатов СССР.
    Постановление Верховного Совета СССР от 1 декабря 1988 года №9856-Х1 «О дальнейших шагах по осуществлению политической реформы в области государственного строительства» определило три этапа политической реформы. Основным содержанием первого этапа реформы должно было стать обновление структуры Советов народных депутатов всех уровней, порядка формирования и деятельности высших органов государственной власти СССР, избирательной системы. На втором этапе предполагалось решить вопросы статуса союзных республик и автономных образований, расширения их прав в политической, социально-экономической и культурной жизни, упрочения на этой основе федеративного государства. Реорганизация власти на местах, образование полновластных органов местного самоуправления должны были составить третий этап политической реформы.
    Закон СССР об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР определил, что единую систему представительных органов государственной власти страны составляют Советы народных депутатов – Съезд народных депутатов СССР, Верховный Совет СССР, съезды народных депутатов и Верховные Советы союзных и автономных республик, местные Советы народных депутатов. Срок полномочий Советов народных депутатов всех уровней – пять лет.
    Высшим органом государственной власти СССР являлся Съезд народных депутатов СССР. Съезд состоял из 2.250 депутатов, которые избирались в следующем порядке:
    750 народных депутатов СССР – от территориальных избирательных округов с равной численностью избирателей;
    750 народных депутатов СССР – от национально-территориальных избирательных округов по определенным Конституцией СССР нормам;
    750 народных депутатов СССР – от общесоюзных общественных организаций по нормам, установленным Законом о выборах народных депутатов СССР.
    Съезд народных депутатов СССР был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР.
    К исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР относились:
    принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений;
    принятие решений по вопросам национально-государственного устройства, отнесенным к ведению Союза ССР;
    определение государственной границы СССР; утверждение изменений границ между союзными республиками;
    определение основных направлений внутренней и внешней политики СССР;
    утверждение перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР;
    избрание Верховного Совета СССР, Председателя Верховного Совета СССР и его Первого заместителя;
    утверждение Председателя Совета Министров СССР и руководителей союзных контрольных и судебных органов;
    избрание Комитета конституционного надзора СССР;
    отмена актов, принятых Верховным Советом СССР;
    принятие решений о проведении всенародного голосования (референдума).
    Съезд народных депутатов СССР созывался Верховным Советом СССР. Заседания Съезда должны были проводится не реже одного раза в год. Съезд народных депутатов СССР принимал законы СССР и постановления.
    Постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти СССР являлся Верховный Совет СССР, который избирался тайным голосованием из числа народных депутатов СССР Съездом и был ему подотчетен.
    Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, равных по своему численному составу и равноправных.
    Совет Союза избирался из числа народных депутатов СССР от территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций с учетом численности избирателей в союзной республике или регионе.
    Совет Национальностей избирался из числа народных депутатов СССР от национально-территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций по определенным Конституцией СССР нормам.
    Съезд народных депутатов СССР должен был ежегодно обновлять одну пятую часть состава Совета Союза и Совета Национальностей.
    Верховный Совет СССР ежегодно созывался Президиумом Верховного Совета СССР на очередные (весеннюю и осеннюю) сессии продолжительностью, как правило, три-четыре месяца каждая. Сессия Верховного Совета СССР состояла из раздельных и совместных заседаний палат, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР.
    Верховный Совет СССР обладал следующими полномочиями:
    назначал выборы народных депутатов СССР и утверждал состав Центральной избирательной комиссии по выборам;
    назначал Председателя Совета Министров СССР и утверждал состав Совета Министров СССР;
    образовывал и упразднял министерства и государственные комитеты СССР;
    образовывал Совет обороны СССР и утверждал его состав, назначал и сменял высшее командование Вооруженных Сил СССР;
    избирал высшие контрольные и судебные союзные органы;
    устанавливал основы законодательства Союза ССР и союзных республик;
    осуществлял на всей территории СССР законодательное регулирование отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, порядка реализации конституционных прав свобод и обязанностей граждан, а также других отношений;
    давал толкование законов СССР;
    устанавливал общие начала организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления;
    определял основы правового статуса общественных организаций;
    утверждал государственные планы экономического и социального развития СССР, государственный бюджет СССР и утверждал отчеты об их выполнении;
    ратифицировал и денонсировал международные договоры СССР;
    осуществлял контроль за предоставлением государственных займов, экономической и иной помощи иностранным государствам, а также за заключением соглашений о государственных займах и кредитах, получаемых из иностранных источников;
    определял основные мероприятия в области обороны и обеспечения государственной безопасности;
    объявлял мобилизацию, состояние войны;
    принимал решения об использовании контингентов Вооруженных Сил СССР в случае необходимости выполнения страной международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;
    устанавливал воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;
    учреждал ордена и медали СССР, устанавливал почетные звания СССР;
    издавал общесоюзные акты об амнистии;
    имел право отменять указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР, распоряжения Председателя Верховного Совета СССР, постановления и распоряжения Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик (в случае несоответствия их Конституции СССР и законам СССР).
    Верховный Совет СССР принимал законы СССР и постановления. Конституция СССР определила субъектов права законодательной инициативы.
    Каждая палата Верховного Совета СССР была вправе рассматривать любые вопросы, отнесенные к ведению Верховного Совета СССР.
    Рассмотрению прежде всего в Совете Союза подлежали вопросы социально-экономического развития и государственного строительства, имевшие общее для всей страны значение; прав, свобод и обязанностей граждан СССР, внешней политики СССР, обороны и государственной безопасности СССР.
    Рассмотрению прежде всего в Совете Национальностей подлежали вопросы обеспечения национального равноправия, интересов наций, народностей и национальных групп в сочетании с общими интересами и потребностями многонационального государства; совершенствования законодательства СССР, регулировавшего межнациональные отношения.
    По вопросам своей компетенции каждая из палат принимала постановления.
    Органом, обеспечивавшим организацию работы Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, являлся подотчетный Верховному Совету СССР Президиум Верховного Совета СССР.
    Президиум Верховного Совета СССР обладал следующими полномочиями:
    созывал сессии Верховного Совета СССР;
    организовывал подготовку заседаний Съезда народных депутатов СССР и сессий Верховного Совета СССР;
    координировал деятельность постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР;
    оказывал содействие народным депутатам СССР в осуществлении ими своих полномочий;
    осуществлял контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечивал соответствие конституций и законов союзных республик Конституции СССР и союзным законам;
    организовывал подготовку и проведение всенародных голосований (референдумов), всенародных обсуждений проектов законов СССР и других наиболее важных вопросов государственной жизни;
    присваивал высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;
    награждал орденами и медалями СССР, присваивал почетные звания СССР;
    принимал в гражданство СССР, решал вопросы о выходе из гражданства СССР, лишении гражданства СССР, о предоставлении убежища;
    осуществлял помилование;
    назначал и отзывал дипломатических представителей СССР в иностранных государствах и при международных организациях;
    принимал верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;
    в период между сессиями Верховного Совета СССР мог объявлять мобилизацию, состояние войны; военное либо чрезвычайное положение, а также мог вводить особые формы управления.
    Президиум Верховного Совета СССР издавал указы и принимал постановления.
    В состав Президиума Верховного Совета СССР входили по должности: Председатель Верховного Совета СССР, его Первый заместитель и 15 заместителей – председатели Верховных Советов союзных республик, председатели Совета Союза и Совета Национальностей, председатель Комитета народного контроля СССР, председатели постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР.
    Председатель Верховного Совета СССР являлся высшим должностным лицом Советского государства и представлял СССР внутри страны и в международных отношениях, избирался на Съезде народных депутатов СССР тайным голосованием сроком на 5 лет и не более чем на два срока подряд.
    Председатель Верховного Совета СССР был подотчетен Съезду и Верховному Совету СССР.
    Председатель Верховного Совета СССР издавал распоряжения.
    В новом избирательном законе СССР от 1 декабря 1988 г. № 9855-XI определялись права избирателей, порядок назначения выборов, образования избирательных округов и избирательных участков, полномочия и организация работы избирательных комиссий, порядок выдвижения и регистрации кандидатов в народные депутаты СССР, гарантии их деятельности, порядок голосования и подведения итогов выборов, порядок опубликования их результатов, условия и порядок проведения повторного голосования, повторных выборов и выборов народных депутатов СССР вместо выбывших депутатов.
    В соответствии с постановлением Верховного Совета СССР от 1 декабря 1988 г. №9857-Х1 выборы народных депутатов СССР по территориальным и национально-территориальным избирательным округам состоялись 26 марта 1989 года. 2 и 9 апреля 1989 года в отдельных округах было проведено повторное голосование, а 14 мая 1989 года состоялись повторные выборы.
    В марте – апреле 1989 года были проведены также выборы народных депутатов СССР от общественных организаций на съездах, конференциях либо пленумах их общесоюзных органов.
    Первый Съезд народных депутатов СССР проходил с 25 мая по 9 июня 1989 года в Кремлевском Дверце Съездов и стал историческим событием. Съезд определил главные направления внутренней и внешней политики государства, решил важные организационные вопросы. На Съезде были избраны Председатель Верховного Совета СССР – М.С. Горбачев, его Первый заместитель – А.И. Лукьянов и Верховный Совет СССР: Совет Союза и Совет Национальностей. Съезд утвердил Председателя Совета Министров СССР – Н.И. Рыжкова и других руководителей государственных органов.
    Первая (весенняя) сессия Верховного Совета СССР проходила с 3 июня по 4 августа 1989 года. За это время проведено 50 пленарных (совместных) заседаний, 3 заседания Совета Союза и 4 заседания Совета Национальностей.
    На сессии были избраны председатели палат: Председателем Совета Союза стал Е.М. Примаков, а Председателем Совета Национальностей – Р.Н. Нишанов.
    На первой сессии Верховный Совет СССР образовал свои рабочие органы. С учетом функциональных различий в каждой из палат были образованы по четыре постоянные комиссии. Одновременно палатами на паритетных началах созданы 14 комитетов Верховного Совета СССР, образованы многочисленные подкомитеты и подкомиссии. В них работало свыше 900 народных депутатов СССР.
    Верховным Советом СССР были также сформированы союзные органы: Совет Министров СССР, Комитет народного контроля СССР, Верховный Суд СССР, утверждены коллегии Прокуратуры Союза ССР и Государственного арбитража СССР.
    Вторая (осенняя) сессия Верховного Совета СССР проводилась с 25 сентября по 28 ноября 1989 года. В ее ходе состоялось 45 пленарных заседаний и по одному раздельному заседанию палат.
    Основным направлением деятельности Верховного Совета СССР являлось законотворчество. На первой и второй сессиях были рассмотрены и приняты важные законы, разработка которых была намечена Съездом народных депутатов СССР, по вопросам, связанным с экономической, политической и судебной реформой, социальной сферы, гармонизации межнациональных отношений, внешнеполитической деятельности.
    На первых двух сессиях Верховного Совета СССР принято 20 законов, 148 постановлений, 5 обращений, заявлений и деклараций, 32 постановления палат.
    В ходе сессий отлаживались организационные основы деятельности Верховного Совета СССР и его органов. Неразработанность многих процедур, отсутствие парламентского опыта, соответствующих навыков и традиций затрудняли этот процесс. Сказывалась недостаточная готовность различных депутатских групп и депутатов к компромиссу, а также слабая политическая культура дискуссий. Значительно укрепилась связь верховной власти страны с населением. Ежедневная телетрансляция с пленарных заседаний сессий Верховного Совета СССР позволяла миллионам избирателей непосредственно наблюдать за работой парламента страны. В адрес сессий поступили десятки тысяч писем и телеграмм, в которых ясно выражена позиция граждан, их отношение к работе Верховного Совета, пожелания и надежды.
    Второй Съезд народных депутатов СССР состоялся с 12 по 24 декабря 1989 года. Ключевым на Съезде был вопрос о состоянии экономики ввиду крайне сложного положения страны. Съезд высказался за необходимость ускорения проведения радикальной экономической реформы, хозяйственных преобразований, формирования общесоюзного рынка. Были приняты законы об уточнении некоторых положений Конституции (Основного Закона) СССР по вопросам порядка деятельности Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и их органов, об изменениях и дополнениях Конституции СССР по вопросам избирательной системы.
    Съезд определил этапы экономической реформы. Были заслушаны доклады комиссий, образованных на Первом Съезде народных депутатов СССР. Избран Комитет конституционного надзора СССР. Дана политическая оценка решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 года.
    На Съезде был обсужден и принят Регламент Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. Регламент регулировал процедуру организации и деятельности высших органов государственной власти страны, в основу которой было положено коллективное, свободное обсуждение и решение вопросов, гласность, ответственность и подотчетность перед высшими органами власти всех государственных органов и должностных лиц, законность, постоянный учет общественного мнения.
    В течение 1990 года в обществе и государстве произошли события, круто изменившие развитие советского конституционного строя, политический механизм, экономические отношения. Состоялись выборы в республиканские и местные Советы, завершившие процесс формирования системы обновленных органов государственной власти. В то же время в стране углублялся экономический и политический кризис, обострились межнациональные конфликты, продолжалось ослабление исполнительной власти в центре и на местах.
    12-15 марта 1990 года состоялся внеочередной Третий Съезд народных депутатов СССР. Съездом был принят Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР». 15 марта 1990 года Съезд избрал первым Президентом СССР М.С. Горбачева. В стране была введена новая форма государственного правления – президентская республика, когда глава государства действует в строго очерченных рамках закона, а функции высшего государственного руководства страной осуществляют Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР. Институт президентства стал важной составной частью советской государственности.
    В соответствии с законом Президент СССР являлся главой Советского государства, выступал гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов СССР. На Президента возлагались полномочия, которые ранее имел Председатель Верховного Совета СССР. При Президенте СССР был организован Совет Федерации СССР и Президентский Совет СССР. Верховный Совет СССР остался законодательным и контрольным органом, утратил свои распорядительные функции.
    Основной задачей Председателя Верховного Совета СССР являлась организация работы Верховного Совета СССР и его Президиума. Была упразднена должность Первого заместителя Председателя Верховного Совета СССР. Значительно были преобразованы функции и полномочия Президиума Верховного Совета СССР. На Президиум возлагались: организация и координация работы Верховного Совета СССР, его палат, комитетов Верховного Совета СССР, постоянных комиссий палат; подготовка заседаний Съезда народных депутатов СССР и сессий Верховного Совета СССР; организация проведения всенародного обсуждения проектов законов СССР и других наиболее важных вопросов государственной жизни.
    Изменился и состав Президиума Верховного Совета СССР. Его возглавляли Председатель Верховного Совета СССР, членами Президиума являлись: председатели Совета Союза и Совета Национальностей, их заместители, председатели постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, а также народные депутаты СССР – по одному от каждой союзной республики, два представителя от автономных республик и один – от автономных областей и автономных округов.
    15 марта 1990 года Председателем Верховного Совета СССР Съезд избрал А.И. Лукьянова.
    На Съезде была исключена из Конституции СССР 6-я статья, законодательно закреплявшая руководящую роль КПСС в Советском государстве, что означало ликвидацию однопартийной системы в стране и способствовало образованию и активизации деятельности новых политических партий и движений.
    Третья сессия Верховного Совета СССР проходила в период с 14 февраля по 14 июня 1990 года.
    В связи с назначением Е.М. Примакова членом Президентского Совета СССР он был освобожден от обязанностей Председателя Совета Союза Верховного Совета СССР. Председателем палаты избран И.Д. Лаптев.
    Среди вопросов, рассмотренных на сессии, особое место занимали проблемы обновления федерации, создания законодательных основ обеспечения равноправия советских граждан. Верховный Совет СССР принял блок законодательных актов по экономическим и социальным проблемам, направленных на коренное изменение системы производственных отношений в стране, углубление экономической реформы, формирование правового государства.
    Четвертая сессия Верховного Совета СССР проходила в период с 10 сентября 1990 года по 16 января 1991 года. Основное внимание депутатов было сосредоточено на вопросах конституционного законодательства, проблемах обеспечения перехода страны к рыночной экономике и разработке концепции Союзного Договора. Был принят Закон СССР о дополнительных мерах по стабилизации экономической и общественно-политической жизни в стране, предоставивший Президенту СССР дополнительные полномочия, в том числе право издавать указы нормативного характера.
    В то же время Верховный Совет СССР в полной мере сохранил за собой контроль за президентскими указами, возможность в любой момент приостановить их действие, возвратить делегированное полномочие.
    В ходе третьей и четвертой сессий Верховным Советом СССР было рассмотрено 94 вопроса, принято 42 закона и свыше 120 постановлений нормативного, распорядительного и контрольного характера.
    Крупным общественно-политическим событием стал четвертый Съезд народных депутатов СССР, который проходил с 17 по 27 декабря 1990 года. Принятый Съездом Закон СССР об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления закрепил комплекс радикальных мер, связанных с реформированием системы дополнительной власти, расширением функций Верховного Совета СССР, преобразованиями в судебно-прокурорской системе, укреплением конституционного строя.
    Согласно Закону Президент СССР получил дополнительные полномочия. Он стал не только главой государства, но и возглавил систему органов государственного управления СССР, обеспечивающим их взаимодействие с высшими органами государственной власти СССР. Высшим исполнительно-распорядительным органом вместо Совета Министров СССР стал Кабинет Министров СССР, подчинявшийся непосредственно Президенту СССР. Учрежден пост Вице-президента СССР, им был избран Г.И. Янаев. Был создан новый совещательный орган – Совет безопасности СССР и упразднен Президентский Совет СССР, качественно новыми полномочиями наделялся Совет Федерации СССР, упразднен Комитет народного контроля СССР и учреждена Контрольная палата СССР, Государственный Арбитраж СССР был преобразован в Высший арбитражный суд СССР.
    Верховный Совет СССР утверждал Премьер – министра СССР по представлению Президента СССР, давал согласие на назначение или освобождение членов Кабинета Министров СССР и Совета безопасности СССР, избирал Высший арбитражный суд СССР, назначал Председателя Контрольной палаты СССР.
    На Съезде были приняты постановления о положении страны и первоочередных мерах по преодолению сложившейся кризисной социально-экономической и политической ситуации (по докладу Президента СССР); о проведении референдумов СССР по вопросам о сохранении Союза ССР и о частной собственности на землю; об общей концепции нового Союзного Договора и порядке его заключения; о сохранении Союза ССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик и названии Советского государства.
    Важное место в работе Съезда заняло рассмотрение вопроса об обновлении (ротации) состава Верховного Совета СССР. Было принято решение о сложении полномочий членов Верховного Совета СССР 189 народных депутатов СССР. Избрано в состав Совета Союза -105 депутатов, в Совет Национальностей – 88 депутатов.
    С 18 февраля по 12 июля 1991 года проходила пятая сессия Верховного Совета СССР.
    На сессии приняты законодательные акты, направленные на ускорение радикальной экономической реформы. Верховный Совет СССР поддержал основные положения Программы по выводу экономики страны из кризиса в условиях перехода к рынку и принял постановление о социально-экономической ситуации в СССР. Значительное внимание было уделено рассмотрению проекта Союзного Договора – Договора о Союзе Суверенных Государств.
    Верховный Совет СССР провел также реорганизацию комитетов Верховного Совета СССР и постоянных комиссий палат, внеся изменения в их структуру, функции и состав.
    На 20 августа 1991 года было намечено подписание руководителями СССР и республик в составе СССР Союзного Договора. Однако 19 августа 1991 года Президент СССР М.С.Горбачев был отстранен от исполнения обязанностей неконституционно сформированным Государственным комитетом по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). В отдельных районах СССР введено чрезвычайное положение. Отпор действиям ГКЧП возглавило руководство РСФСР во главе с Б.Н.Ельциным. Указами Президента РСФСР от 19-21 августа деятельность ГКЧП была признана незаконной, в стране восстановлена конституционная власть.
    26-31 августа 1991 года состоялась внеочередная сессия Верховного Совета СССР. На ней была обсуждена ситуация, возникшая в стране в связи с имевшим место 18-21 августа года государственным переворотом. Верховный Совет СССР признал несовершенной структуру высших органов государственной власти и управления СССР. Съезду народных депутатов СССР предложено внести необходимые изменения и дополнения в Конституцию СССР и провести обновление состава Верховного Совета СССР. Республикам предложено ускорить согласование и подписание нового Союзного Договора. Кроме того, было решено разработать и принять ряд законодательных актов «в целях исключения в дальнейшем попыток насильственного изменения государственного устройства и свертывания процессов демократических преобразований».
    События августа 1991 года обострили все противоречия, накопившиеся в обществе, вызвали серьезные изменения в государственной и общественной жизни страны. В эти дни заявили о выходе из СССР прибалтийские республики.
    Со 2 по 5 сентября 1991 года проходил внеочередной пятый Съезд народных депутатов СССР. Съезд освободил от обязанностей Председателя Верховного Совета СССР А.И. Лукьянова и Вице-президента СССР Г.И. Янаева.
    На Съезде было принято постановление о мерах, вытекающих из совместного Заявления Президента СССР и высших руководителей союзных республик и решений внеочередной сессии Верховного Совета СССР, в котором объявлен переходный период для формирования новой системы государственных отношений, основанной на волеизъявлении республик и интересах народов.
    5 сентября 1991 года Съезд принял Закон СССР «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период», радикально изменивший структуру этих органов.
    Согласно закону в переходный период Верховный Совет СССР являлся высшим представительным органом власти Союза ССР, состоящим из двух самостоятельных палат: Совета Республик и Совета Союза.
    В Совет Республик входило по 20 депутатов от каждой союзной республики из числа народных депутатов СССР и союзных республик, делегируемых высшими органами власти этих республик.
    Совет Союза формировался депутациями союзных республик из числа народных депутатов СССР по согласованию с высшими органами государственной власти союзных республик.
    Совет Республик и Совет Союза Верховного Совета СССР совместными решениями могли вносить изменения в Конституцию СССР, принимать в состав Союза ССР новые государства, заслушивать Президента СССР по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики, утверждать союзный бюджет и отчет о его исполнении, объявлять войну и заключать мир.
    Совет Республик принимал решения об организации и порядке деятельности союзных органов, ратифицировал и денонсировал международные договоры Союза ССР.
    Совет Союза рассматривал вопросы обеспечения прав и свобод граждан СССР. Законы, принятые Советом Союза, вступали в силу после их одобрения Советом Республик.
    Изменения Конституции СССР, принятые Верховным Советом СССР, могли вступать в действие только после их ратификации высшими законодательными органами всех союзных республик.
    Законом СССР от 5 сентября 1991 года были образованы Государственный Совет СССР и Межреспубликанский экономический комитет. Государственный Совет СССР был образован на межреспубликанской основе для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы республик. В его состав входили Президент СССР и высшие должностные лица союзных республик. Межреспубликанский экономический комитет образован союзными республиками на паритетных началах для координации управления народным хозяйством, согласованного проведения экономических реформ и социальной политики. Упразднена должность Вице-президента СССР и Президиум Верховного Совета СССР.
    В проекте закона предлагалось принять решение о нецелесообразности проведения в переходный период очередных съездов народных депутатов СССР, однако при голосовании народные депутаты отклонили это предложение.
    На период до начала работы Верховного Совета СССР нового состава сохранялись полномочия существующего Верховного Совета СССР и его органов.
    Статус народного депутата СССР был сохранен за всеми депутатами на срок их полномочий, включая право депутатов на участие в работе Верховного Совета СССР и его органов.
    Первая сессия Верховного Совета СССР нового состава начала работу 21 октября 1991 года.
    Председателем Совета Республик был избран А.Т. Алимжанов, Председателем Совета Союза – К.Д. Лубенченко. Приняты временные Регламенты палат, которыми установлены процедуры рассмотрения вопросов и принятия решений.
    Для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, а также для содействия проведению в жизнь законов СССР, иных решений, принятых палатой, контроля за деятельностью государственных органов каждая палата образовала постоянные комитеты палаты.
    Советом Республик и Советом Союза Верховного Совета СССР нового состава было образовано в каждой палате по 12 постоянных комитетов.
    Кроме того, Совет Республик и Совет Союза могли образовывать совместные органы для предварительного рассмотрения отдельных вопросов.
    Верховный Совет СССР нового состава работал немногим более одного месяца, в основном, успев решить организационные вопросы своей деятельности. Законотворческая работа только начиналась.
    8 декабря 1991 года в с. Вискули под Брестом руководители РСФСР, Республики Беларусь и Украины подписали Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ) (так называемое Беловежское соглашение), в котором констатировали, что “Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование”, и призвали суверенные государства бывшего СССР создать СНГ. Деятельность органов бывшего Союза ССР на территориях государств – членов Содружества также была прекращена.
    Отношение народных депутатов СССР и членов Верховного Совета СССР нового состава к образованию СНГ было неоднозначным.
    Народные депутаты СССР – члены Совета Союза Верховного Совета СССР нового состава 17 декабря 1991 года приняли Заявление в связи с подписанием указанного Соглашения и ратификацией его Верховными Советами РСФСР, Беларуси и Украины, в котором объявили принятые решения о ликвидации общегосударственных органов власти и управления незаконными и не отвечающими сложившейся ситуации и жизненным интересам народов и потребовали созыва чрезвычайного Съезда народных депутатов СССР.
    В то же время Совет Республик Верховного Совета СССР 18 декабря 1991 года заявил о том, что считает Соглашение о создании СНГ реальной гарантией выхода из острейшего политического и экономического кризиса, а также объявил о недопустимости антиконституционных действий по отношению к Верховному Совету СССР и Президенту СССР.
    21 декабря 1991 года в г. Алма-Ате (Казахстан) произошла встреча и переговоры руководителей 11 бывших республик в составе СССР, по итогам которой была подписана Декларация. В ней констатировалась территориальная целостность и нерушимость границ стран СНГ, их взаимовыгодное сотрудничество, вводилось объединенное командование военными силами, единый контроль над ядерным оружием, гарантировалось выполнение международных обязательств бывшего Союза ССР.
    24 декабря 1991 года постановлением Совета Республик была прекращена деятельность Верховного Совета СССР и его органов. 25 декабря 1991 года Президент М.С. Горбачев сложил свои полномочия.
    В Декларации, принятой 26 декабря 1991 года в связи с созданием СНГ, Совет Республик Верховного Совета СССР констатировал, что Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование, и обратился к главам независимых государств Содружества с предложением рассмотреть вопросы о правопреемстве Союза ССР и союзных органов государственной власти и управления и создании межпарламентского органа СНГ.
    27 декабря 1991 года постановлением Верховного Совета РСФСР была прекращена со 2 января 1992 года деятельность народных депутатов СССР на территории Российской Федерации и отменены нормативные акты бывшего СССР, регламентирующие их деятельность. Аналогичные акты приняли и высшие органы государственной власти других республик.

  3. Kira Ответить

    ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    от 1 декабря 1988 года
    О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА СССР
    “ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ И ДОПОЛНЕНИЯХ КОНСТИТУЦИИ
    (ОСНОВНОГО ЗАКОНА) СССР”
    В связи с принятием Закона СССР от 1
    декабря 1988 года “Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного
    Закона) СССР” Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик
    постановляет:
    Статья 1. Верховный
    Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик сохраняют свои
    полномочия в соответствии с Конституцией СССР 1977 года и действующими
    Конституциями союзных и автономных республик до избрания народных депутатов
    СССР и народных депутатов союзных и автономных
    республик, а Президиумы Верховных Советов – до сформирования новых Президиумов
    Верховных Советов.
    Поручить Президиуму Верховного Совета
    СССР после проведения выборов народных депутатов СССР созвать Съезд народных
    депутатов СССР и организовать подготовку заседаний Съезда, а также осуществлять
    в случае необходимости другие полномочия, предоставленные Президиуму Верховного
    Совета СССР статьей 119 Конституции СССР в редакции Закона СССР от 1 декабря
    1988 года.
    Установить, что указы, изданные
    Президиумом Верховного Совета СССР и не рассматривавшиеся
    Верховным Советом СССР одиннадцатого созыва, подлежат внесению на рассмотрение
    Верховного Совета СССР, избранного Съездом народных депутатов СССР.
    Статья 2.
    Пятилетний срок полномочий Советов народных депутатов, установленный статьей 90
    Конституции СССР, распространяется на местные Советы народных депутатов,
    начиная с их нового созыва.
    Статья 3.
    Государственные органы и должностные лица, подотчетные Верховному Совету СССР,
    Верховным Советам союзных и автономных республик, сохраняют свои полномочия
    впредь до сформирования или назначения Съездами народных депутатов и Верховными
    Советами соответствующих органов и должностных лиц.
    Статья 4. До
    избрания Съездами народных депутатов союзных республик Председателей Верховных
    Советов союзных республик в состав Президиума Верховного Совета СССР нового
    созыва входят по должности Председатели Президиумов Верховных Советов союзных
    республик.
    Статья 5. Положения статей 91 и 96 Конституции СССР в редакции Закона СССР от
    1 декабря 1988 года, устанавливающие, что гражданин не может быть одновременно
    народным депутатом более чем в двух Советах народных депутатов, а также не
    допускающие избрания народными депутатами назначаемых или избираемых Советами
    должностных лиц и пребывания их в должности более двух сроков подряд,
    применяются соответственно с момента избрания Советов народных депутатов
    нового созыва и с момента назначения или избрания ими должностных лиц.
    Статья 6. Судьи и
    народные заседатели осуществляют свои полномочия впредь до избрания нового
    состава судов в порядке, предусмотренном статьей 152 Конституции СССР в
    редакции Закона СССР от 1 декабря 1988 года.

  4. ЛЬЯНА ЛОГКАЯ Ответить

    Смотреть что такое “ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР” в других словарях:

    Верховный Совет СССР — Верховный Совет СССР … Википедия
    Верховный совет СССР — (ВС СССР), с 1936 года высший орган государственной власти и единственный законодательный орган СССР, правомочный решать все вопросы, отнесённые Конституцией СССР к ведению Союза ССР. Состоял из двух равноправных палат Совета Союза и Совета… … Википедия
    Верховный Совет (СССР) — Верховный Совет СССР (ВС СССР), с 1936 года высший орган государственной власти и единственный законодательный орган СССР, правомочный решать все вопросы, отнесённые Конституцией СССР к ведению Союза ССР. Состоял из двух равноправных палат Совета … Википедия
    ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР — высший орган гос. власти СССР, созданный в соответствии с Конституцией СССР 1936; состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. В. С. СССР высший представительный орган Сов. гос ва. Его депутаты избираются непосредственно… … Советская историческая энциклопедия
    ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР — – высший орган государственной власти Союза Советских Социалистических Республик, представительный орган советского народа, избираемый гражданами СССР сроком на 4 года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном… … Советский юридический словарь
    Верховный Совет СССР —         высший орган государственной власти СССР и единственный законодательный орган СССР. Осуществляет все принадлежащие Союзу ССР права, поскольку они не входят, в силу Конституции СССР, в компетенцию подотчётных ВС СССР органов Президиума ВС… … Большая советская энциклопедия
    Верховный Совет СССР — ВЕРХOВНЫЙ СОВEТ СССР, по Конституции СССР 1936 ? высший орган гос. власти СССР (избран в 1937, 1 й созыв). До нач. войны состоялось 8 сессий ВС СССР 1 го созыва. 18 июня 1942 в Москве состоялась 9 я сессия ВС СССравни на к рой был… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия
    Верховный Совет СССР — … Орфографический словарь русского языка
    Выборы в Верховный Совет СССР (1984) — <  1979   1989 (СНД) > Выборы депутатов Верховного Совета СССР … Википедия
    Верховный Суд СССР — Верховный Суд СССР  высший судебный орган СССР, существовавший c 1923 по 30 января 1992 года[1]. Содержание 1 Создание 2 Компетенция 3 … Википедия

  5. ShukratFeed Ответить

    Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их общесоюзных органов.
    Статья 114. Проекты законов и другие вопросы, внесённые на рассмотрение Верховного Совета СССР, обсуждаются палатами на их раздельных или совместных заседаниях. В случае необходимости проект закона либо соответствующий вопрос может быть передан для предварительного или дополнительного рассмотрения в одну или несколько комиссий.
    Закон СССР считается принятым, если в каждой из палат Верховного Совета СССР за него проголосовало большинство от общего числа депутатов палаты. Постановления и иные акты Верховного Совета СССР принимаются большинством от общего числа депутатов Верховного Совета СССР.
    Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета СССР либо Президиума Верховного Совета СССР, принятым по их инициативе или по предложению союзной республики, могут быть вынесены на всенародное обсуждение.
    Статья 115.В случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передаётся на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вопрос вторично рассматривается Советом Союза и Советом Национальностей на совместном заседании. Если и в этом случае согласие не будет достигнуто, вопрос переносится на обсуждение следующей сессии Верховного Совета СССР или передаётся им на всенародное голосование (референдум).
    Статья 116. Законы СССР, постановления и иные акты Верховного Совета СССР публикуются на языках союзных республик за подписями Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета СССР.
    Статья 117. Депутат Верховного Совета СССР имеет право обратиться с запросом к Совету Министров СССР, к министрам и руководителям других органов, образуемых Верховным Советом СССР. Совет Министров СССР или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать не более чем в трёхдневный срок устный или письменный ответ на данной сессии Верховного Совета СССР.
    Статья 118. Депутат Верховного Совета СССР не может быть привлечён к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета СССР, а в период между его сессиями — без согласия Президиума Верховного Совета СССР.
    Статья 119. Верховный Совет СССР избирает на совместном заседании палат Президиум Верховного Совета СССР — постоянно действующий орган Верховного Совета СССР, подотчётный ему во всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных Конституцией, функции высшего органа государственной власти СССР в период между его сессиями.
    Статья 120. Президиум Верховного Совета СССР избирается из числа депутатов в составе Председателя Президиума Верховного Совета, Первого заместителя Председателя, пятнадцати заместителей Председателя — по одному от каждой союзной республики, Секретаря Президиума и двадцати одного члена Президиума Верховного Совета СССР.
    Статья 121. Президиум Верховного Совета СССР:
    1) назначает выборы в Верховный Совет СССР;
    2) созывает сессии Верховного Совета СССР;
    3) координирует деятельность постоянных комиссий палат Верховного Совета СССР;
    4) осуществляет контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечивает соответствие конституций и законов союзных республик Конституции и законам СССР;
    5) даёт толкование законов СССР;
    6) ратифицирует и денонсирует международные договоры СССР;
    7) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик в случае несоответствия их закону;
    8) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания; присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;
    9) учреждает ордена и медали СССР; устанавливает почётные звания СССР; награждает орденами и медалями СССР; присваивает почётные звания СССР;
    10) принимает в гражданство СССР; решает вопросы о выходе из гражданства СССР и лишении гражданства СССР, о предоставлении убежища;
    11) издаёт общесоюзные акты об амнистии и осуществляет помилование;
    12) назначает и отзывает дипломатических представителей СССР в иностранных государствах и при международных организациях;
    13) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нём дипломатических представителей иностранных государств;
    14) образует Совет обороны СССР и утверждает его состав, назначает и сменяет высшее командование Вооружённых Сил СССР;
    15) объявляет в интересах защиты СССР военное положение в отдельных местностях или по всей стране;
    16) объявляет общую или частичную мобилизацию;
    17) в период между сессиями Верховного Совета СССР объявляет состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;
    18) осуществляет другие полномочия, установленные Конституцией и законами СССР.
    Статья 122. Президиум Верховного Совета СССР в период между сессиями Верховного Совета с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии:
    1) вносит в случае необходимости изменения в действующие законодательные акты СССР;
    2) утверждает изменения границ между союзными республиками;
    3) по предложению Совета Министров СССР образует и упраздняет министерства СССР и государственные комитеты СССР;
    4) по представлению Председателя Совета Министров СССР освобождает от должности и назначает отдельных лиц, входящих в состав Совета Министров СССР.
    Статья 123. Президиум Верховного Совета СССР издаёт указы и принимает постановления.
    Статья 124. По истечении полномочий Верховного Совета СССР Президиум Верховного Совета СССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом СССР нового Президиума.
    Вновь избранный Верховный Совет СССР созывается Президиумом Верховного Совета СССР прежнего состава не позже чем через два месяца после выборов.
    Статья 125. Совет Союза и Совет Национальностей избирают из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета СССР, а также для содействия проведению в жизнь законов СССР и иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума, контроля за деятельностью государственных органов и организаций. Палаты Верховного Совета СССР могут создавать также совместные комиссии на паритетных началах.
    Верховный Совет СССР создаёт, когда сочтёт необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.
    Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий Верховного Совета СССР и комиссий его палат, представлять им необходимые материалы и документы.
    Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок.
    Статья 126. Верховный Совет СССР осуществляет контроль за деятельностью всех подотчётных ему государственных органов.
    Верховный Совет СССР образует Комитет народного контроля СССР, возглавляющий систему органов народного контроля.
    Организация и порядок деятельности органов народного контроля определяются Законом о народном контроле в СССР.
    Статья 127. Порядок деятельности Верховного Совета СССР и его органов определяется Регламентом Верховного Совета СССР и другими законами СССР, издаваемыми на основе Конституции СССР.
    Глава 16.

  6. насекомое Ответить

    ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
    УКАЗ
    О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей
    (с изменениями на 29 декабря 2015 года)
    ____________________________________________________________________
    Документ с изменениями, внесенными:
    Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 96-ФЗ (Российская газета N 137, 27.07.2002);
    Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 409-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2015, N 0001201512290087) (вступил в силу с 1 сентября 2016 года).
    ____________________________________________________________________
    ____________________________________________________________________
    Настоящий Указ с 1 сентября 2002 года применяется в части, не противоречащей Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации – статья 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 96-ФЗ.
    ____________________________________________________________________
    ____________________________________________________________________
    Настоящий указ с 1 сентября 2016 года признан недействующим на территории Российской Федерации в части, относящейся к третейскому разбирательству – пункт 9 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 409-ФЗ.
    ____________________________________________________________________
    Президиум Верховного Совета СССР
    постановляет:
    1. Решения иностранных судов признаются и исполняются в СССР, если это предусмотрено международным договором СССР.
    Решения иностранных судов, которые не подлежат принудительному исполнению, признаются в СССР, если это предусмотрено международным договором СССР или советским законодательством.
    Под решениями иностранных судов в настоящем Указе понимаются решения по гражданским делам, приговоры по уголовным делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением, а также, если это предусмотрено международным договором СССР, акты иных органов иностранных государств.
    2. Вопрос о разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда рассматривается по ходатайству взыскателя Верховным Судом союзной республики (в республиках, не имеющих областного деления), Верховным Судом автономной республики, краевым, областным, городским судом, судом автономной области и судом автономного округа по месту жительства (нахождения) должника, а если должник не имеет места жительства (нахождения) в СССР либо место жительства (нахождения) должника неизвестно, – по месту нахождения его имущества.
    3. Ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда должно содержать:
    1) наименование взыскателя, а также его представителя, если ходатайство подается представителем, указание их постоянного или временного местожительства, а если взыскателем является юридическое лицо – его места нахождения;
    2) наименование должника и указание его постоянного или временного места жительства, а если должником является юридическое лицо, – его места нахождения;
    3) просьбу взыскателя о разрешении принудительного исполнения; в том случае, если решение уже ранее исполнялось, – в какой части или с какого времени требуется исполнения решения.
    К ходатайству прилагаются документы, предусмотренные международным договором, а если это не предусмотрено договором, следующие документы: засвидетельствованная копия решения иностранного суда, о разрешении принудительного исполнения которого возбуждено ходатайство; официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не видно из текста самого решения; документ, из которого следует, что сторона, против которой вынесено решение и которая не приняла участия в процессе, была своевременно и в надлежащей форме извещена о рассмотрении дела; заверенный перевод указанных документов на русский язык.
    4. Рассмотрение ходатайства о разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда производится в открытом судебном заседании с извещением должника о времени и месте рассмотрения ходатайства.
    Неявка без уважительной причины должника, относительно которого суду известно, что повестка ему была вручена, не является препятствием к рассмотрению ходатайства. Если должник обратился в суд с просьбой о переносе времени рассмотрения ходатайства и эта просьба признана судом уважительной, суд переносит время рассмотрения и извещает должника о новом времени рассмотрения ходатайства.
    5. Выслушав объяснения должника и рассмотрев представленные документы, суд выносит определение о разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда или об отказе в этом.
    Отказ в разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда допускается в случаях, когда:
    1) решение по законодательству государства, на территории которого оно вынесено, не вступило в законную силу;
    2) сторона, против которой вынесено решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о рассмотрении дела;
    3) рассмотрение дела относится к исключительной компетенции советского суда или иного органа;
    4) имеется вступившее в законную силу решение советского суда, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве советского суда имеется дело, возбужденное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве советского суда имеется дело, возбужденное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде;
    5) истек срок давности предъявления решения к принудительному исполнению, предусмотренный статьей 63 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик;
    6) исполнение решения противоречило бы суверенитету СССР, или угрожало бы безопасности СССР, либо противоречило бы основным принципам советского законодательства.
    6. Копии определения, упомянутого в статье 5 настоящего Указа, направляются судом взыскателю или его представителю и должнику в трехдневный срок со дня вынесения определения.
    7. Определение, упомянутое в статье 5 настоящего Указа, может быть обжаловано в вышестоящий суд в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Союза ССР и соответствующей союзной республики.
    8. На основании решения иностранного суда и вступившего в законную силу судебного определения о разрешении принудительного исполнения этого решения выдается исполнительный лист, который направляется в народный суд по месту исполнения судебного решения.
    9. Действия по принудительному исполнению решения иностранного суда производятся судебным исполнителем на основании законодательства Союза ССР и соответствующей союзной республики.
    10.Решения иностранных судов, которые не подлежат принудительному исполнению, признаются без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица не поступят возражения против этого.
    Заинтересованное лицо может в течение месячного срока после того, как ему стало известно о поступлении решения иностранного суда, заявить в Верховный Суд союзной республики (в республиках, не имеющих областного деления), Верховный Суд автономной республики, краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа по месту своего жительства (нахождения) возражения против признания этого решения.
    Возражения заинтересованного лица против признания решения иностранного суда рассматриваются в открытом судебном заседании с извещением этого лица о времени и месте рассмотрения.
    Неявка без уважительной причины заинтересованного лица, относительно которого суду известно, что повестка ему была вручена, не является препятствием к рассмотрению возражений.
    Если заинтересованное лицо обратится в суд с просьбой о переносе времени рассмотрения возражений и эта просьба будет признана судом уважительной, суд перенесет время рассмотрения и извещает об этом заинтересованное лицо.
    По рассмотрении возражений против признания решения иностранного суда выносится соответствующее определение.
    Отказ в признании решения иностранного суда, которое не подлежит принудительному исполнению, допускается при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1-4 и 6 части второй статьи 5 настоящего Указа или иными актами советского законодательства.
    Копия определения в трехдневный срок со дня его вынесения направляется судом лицу, по просьбе которого было вынесено решение иностранного суда, или его представителю и лицу, заявившему возражения против признания решения.
    Определение суда может быть обжаловано в вышестоящий суд в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Союза ССР и соответствующей союзной республики.
    11. Положения статей 2-10 настоящего Указа, за исключением части второй статьи 3, пунктов 1-4 и 6 части второй статьи 5 и части седьмой статьи 10, применяются также к иностранным арбитражным решениям, признание и исполнение которых предусмотрены соответствующим международным договором СССР.
    Если международный договор, на основании которого испрашиваются признание и исполнение в СССР арбитражного решения, не устанавливает перечень документов, прилагаемых к ходатайству о разрешении принудительного исполнения, или основания для отказа в признании и исполнении, перечень таких документов и такие основания определяются по правилам соответственно статей IV и V Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, ратифицированной Президиумом Верховного Совета СССР 10 августа 1960 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1960 г., N 46, ст. 421).
    12. Если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в настоящем Указе, то применяются правила международного договора.
    13. Признать утратившими силу законодательные акты СССР согласно приложению.
    Председатель Президиума
    Верховного Совета СССР
    А. Громыко
    Секретарь Президиума
    Верховного Совета СССР
    Т. Ментешашвили
    от 21 июня 1988 года
    N 9131-XI

    Приложение к Указу. Перечень законодательных актов СССР, полностью или частично утративших силу

    Приложение
    к Указу Президиума
    Верховного Совета СССР
    от 21 июня 1988 года N 9131-XI
    1. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 сентября 1958 года “О порядке исполнения решений судов государств, с которыми СССР заключены договоры об оказании правовой помощи” (Ведомости Верховного Совета СССР, 1958 г., N 23, ст. 345).
    2. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1958 года “О порядке исполнения в СССР решений судов Народной Республики Албании, Венгерской Народной Республики и Монгольской Народной Республики” (Ведомости Верховного Совета СССР, 1959 г., N 1, ст. 2).
    3. Закон СССР от 25 декабря 1958 года “Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о порядке исполнения решений судов государств, с которыми СССР заключены договоры об оказании правовой помощи” (Ведомости Верховного Совета СССР, 1959 г., N 1, ст. 25).
    4. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 июля 1965 года “О порядке исполнения в СССР решений судов Социалистической Федеративной Республики Югославии” (Ведомости Верховного Совета СССР, 1965 г., N 28, ст. 383).
    5. Закон СССР от 2 октября 1965 года “Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР “О порядке исполнения в СССР решений судов Социалистической Федеративной Республики Югославии” (Ведомости Верховного Совета СССР, 1965 г., N 39, ст. 573).
    6. Статья 1 Постановления Президиума Верховного Совета СССР от 16 ноября 1967 года “О порядке применения в СССР Конвенции по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 года” (Ведомости Верховного Совета СССР, 1967 г., N 47, ст. 632).
    7. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1975 года “О порядке исполнения в СССР решений судов Иракской Республики” (Ведомости Верховного Совета СССР, 1975 г., N 45, ст. 715).
    8. Закон СССР от 4 декабря 1975 года “Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР “О порядке исполнения в СССР решений судов Иракской Республики” (Ведомости Верховного Совета СССР, 1975 г., N 50, ст. 793).
    9. Раздел III Указа Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1979 года “О внесении изменений и дополнений в законодательство Союза ССР о гражданском судопроизводстве” (Ведомости Верховного Совета СССР, 1979 г., N 42, ст. 697).
    Секретарь Президиума
    Верховного Совета СССР
    Т. Ментешашвили
    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    АО “Кодекс”

  7. NEHEDI Ответить

    ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ
    СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
    ОБРАЩЕНИЕ
    к армии и флоту, военнослужащим запаса, ветеранам и участникам войн по защите Родины, работникам военного комплекса Союза Советских Социалистических Республик в честь 100-летия праздника Дня Советской Армии и Военно-Морского флота.
    В преддверии праздника 100-летия со дня учреждения в 1918 году праздника Дня Советской Армии и Военно-Морского флота Верховный Совет СССР обращается к солдатам и матросам, сержантам и старшинам, прапорщикам, мичманам и офицерам Армии и Флота Союза ССР.
    День Советской Армии и Военно-Морского флота 23 февраля это праздник доблести, мужества, чести и любви всего Советского народа к нашей Родине и нашему Отечеству – Союзу Советских Социалистических Республик и в годы мирной жизни, и в годины испытаний, и периодов народного горя в годы войн.
    Это особый праздник не только защитников нашей Родины, но и всего Советского народа также в годы лихолетья проведения предателями Родины «Перестройки», «Реформы» и «Завершения» гарвардского проекта с 1995 года по настоящее время.
    Несмотря ни на что, в народе зреет уверенность, что государственное устройство Советского Союза, установленное нашими дедами и отцами, основанное на равенстве и братстве всех народностей, на народной форме собственности социального государства, на власти всего народа, а не чиновничьего олигархата, где народ лишь источник их власти и не авторитарного правления одного человека, является единственно возможным и правильным в окружении человеконенавистнического устройства окружающего капиталистического мира, мира войн и грабежей, мира извлечения богатства только для избранных на крови и поте наемных рабов.
    Каждый человек нашей социалистической Родины имеет возможность реализовать себя в любой сфере деятельности на благо всего остального народа, на благо своей семьи, на благо самого себя, на благо своих потомков, но только в случае восстановления нашего конституционного порядка нашей страны — нашего Отечества.
    Избранный сходами граждан СССР и общественными организациями Верховный Совет Советского Союза возобновил свою деятельность с 02.02.2018 года. Началась перезагрузка органов власти незаконных нелегитимных псевдо государств, в том числе западных компаний «Российская Федерация» (США, штат Делавэр) и «Правительство Российской Федерации» (Англия, Лондон) обновленными органами власти и органами управления народным хозяйством на всей территории Советского Союза.
    Учитывая нависшую смертельную угрозу интервенции внешних западных стран с целью захвата и передела территории Советского Союза, внутренней смертельной угрозы действий пятой колонны олигархов и их приспешников, олигархического блока силовиков западной частной компании с наименованием «Российская Федерация» и других псевдо компаний-государств на территориях союзных республик СССР, устроившие на территории СССР колониальные образования протектората США и королевского престола Великобритании де-юре и де-факто с отчетами перед ними, с обнищанием населения Советского Союза, частными банками ЦБ, Сбербанка, ВЭБ, ВТБ и прочее, захватившими экономическую власть страны и поставившие в кабалу и финансовую зависимость почти все население страны, подобных частных банков США (ФРС) в союзных республиках;
    Верховный Совет СССР обращается к гражданам СССР — защитникам Родины, к действующим военнослужащим и военнослужащим запаса, ко всем военнообязанным гражданам СССР, к высшему, среднему и младшему командному составу Вооруженных Сил на основании Конституции СССР 1977 г., Конституций союзных республик СССР 1978г.:
    – образовать на местах в регионах, районах, городах, поселений органы вооруженных сил СССР – военкоматы СССР;
    пройти перерегистрацию военнообязанных граждан СССР, в том числе состоящих на военной службе незаконных нелегитимных псевдо государств на территориях союзных республик СССР, в том числе в ЗЧК «РФ» (западная частная компания);
    командному составу вооруженных сил СССР принять у военнообязанных граждан СССР воинскую присягу служения Родине: «Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооружённых Сил, принимаю Присягу и торжественно клянусь: быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников.
    Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество, и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Советскому Правительству.
    Я всегда готов по приказу Советского Правительства выступить на защиту моей Родины – Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Вооружённых Сил, я клянусь защищать её мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.
    Если же я нарушу мою торжественную клятву, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение советского народа».
    Министру Обороны Шойгу Сергею Кожугетовичу в соответствии своей военной присяге СССР принять пост главнокомандующего Армии и Военно-морского флота СССР Министерства обороны СССР. Присяга ЗЧК «РФ» недействительна в силу верховенства власти Верховного Совета СССР над любыми компаниями, созданными в смутное время периода «Перестройки-Завершения» гарвардского проекта США на территории СССР.
    Перевести министерство обороны ЗЧК «Российская Федерация» в Министерство обороны СССР, в том числе: Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска, Войска противовоздушной обороны страны, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской Флот, а также включающейся Тыл Вооружённых Сил, штабы и войска Гражданской обороны и восстановить Вооруженные Силы СССР.
    В случае саботажа, препятствий в организации органов Министерства обороны Верховный Совет СССР обращается к военнообязанным гражданам СССР, в не зависимости от возраста встань на защиту Родины и образовать органы Минобороны. РОДИНА МАТЬ ЗОВЕТ!
    Дорогие защитники Великого Советского Народа, солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики, мичманы и офицеры Армии и Флота Союза ССР, ветераны и участники войн по защите Родины, военнообязанные нашей великой страны, поздравляем вас, ваших родных и близких с праздником — 100 летием Дня Советской Армии и Военно- Морского флота. Желаем Вам благополучия, мира, здоровья, и дальнейших успехов в служении своей великой Родине!
    Мы гордимся Вашим мужеством и уверенны в Ваших силах. Ведь Вы дети и внуки победителей, дети и внуки советского бессмертного полка.
    Председатель Верховного Совета СССР
    Реунова В.И.

  8. Music_Name Ответить

    Смотреть что такое “ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР” в других словарях:

    Верховный Совет РСФСР — / Верховный Совет Российской Федерации  в 1938 1990 высший орган государственной власти РСФСР; в 1990 1993  постоянно действующий парламент, избираемый Съездом народных депутатов Российской Федерации. Верховный Совет РСФСР был учреждён по подобию … Википедия
    Верховный совет РСФСР — / Верховный Совет Российской Федерации  в 1938 1990 высший орган государственной власти РСФСР; в 1990 1993  постоянно действующий парламент, избираемый Съездом народных депутатов Российской Федерации. Верховный Совет РСФСР был учреждён по подобию … Википедия
    ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РСФСР — … Большой Энциклопедический словарь
    Верховный Совет России — Верховный Совет Российской Федерации[B 1] Съезд народных депутатов Российской Федерации (1990 1993)[А 1] Верховный Совет … Википедия
    Верховный Совет СССР — Верховный Совет СССР … Википедия
    Верховный совет СССР — (ВС СССР), с 1936 года высший орган государственной власти и единственный законодательный орган СССР, правомочный решать все вопросы, отнесённые Конституцией СССР к ведению Союза ССР. Состоял из двух равноправных палат Совета Союза и Совета… … Википедия
    Верховный Совет (СССР) — Верховный Совет СССР (ВС СССР), с 1936 года высший орган государственной власти и единственный законодательный орган СССР, правомочный решать все вопросы, отнесённые Конституцией СССР к ведению Союза ССР. Состоял из двух равноправных палат Совета … Википедия
    Верховный Совет Российской Федерации — Верховный Совет РСФСР / Верховный Совет Российской Федерации  в 1938 1990 высший орган государственной власти РСФСР; в 1990 1993  постоянно действующий парламент, избираемый Съездом народных депутатов Российской Федерации. Верховный Совет РСФСР… … Википедия
    Верховный Совет РФ — Верховный Совет РСФСР / Верховный Совет Российской Федерации  в 1938 1990 высший орган государственной власти РСФСР; в 1990 1993  постоянно действующий парламент, избираемый Съездом народных депутатов Российской Федерации. Верховный Совет РСФСР… … Википедия
    Верховный совет РФ — Верховный Совет РСФСР / Верховный Совет Российской Федерации  в 1938 1990 высший орган государственной власти РСФСР; в 1990 1993  постоянно действующий парламент, избираемый Съездом народных депутатов Российской Федерации. Верховный Совет РСФСР… … Википедия

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *