Какие изменения пережило политическое устройство ссср в годы перестройки?

20 ответов на вопрос “Какие изменения пережило политическое устройство ссср в годы перестройки?”

  1. Wolfr Ответить

    Началось все с внесения элементов демократизации в жизнь КПСС. Видя причины нарастания экономических проблем в сопротивлении чиновничества, Горбачев и его сторонники решились на демократизацию всего государственного управления. Был учрежден новый орган власти — Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, превращающийся в постоянно действующий парламент.
    Первые в советской истории альтернативные выборы народных депутатов состоялись в марте 1989 г. В связи с выборами активизировалось общественное движение, появилось много неформальных групп. За работой I съезда народных депутатов СССР в мае 1989 г. следила вся страна. Депутаты высказывали разные взгляды: от поддержки перестройки и требования «углубления» реформ до сомнений в их необходимости. Сторонники перемен образовали не слишком большую, но влиятельную благодаря поддержке ряда средств массовой информации Межрегиональную депутатскую группу (МДГ). В нее вошли известные деятели, заявлявшие о своем желании демократизировать страну. Лидером группы стал Б.Н.Ельцин, в недавнем прошлом руководитель Московского обкома КПСС. Главным требованием МДГ стала отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС.
    Под давлением МДГ, деятельность, которой вызывала горячий отклик в Москве и других крупных городах, руководство страны пошло на уступки. В марте 1990 г. внеочередной III съезд изменил 6-ю статью, провозгласив возможность многопартийности. Одновременно вводился пост Президента СССР. На съезде им был избран М. С. Горбачев. Однако, несмотря на рост полномочий, реальная власть уходила из его рук. Лишение КПСС, которая являлась стержнем власти, ее основных полномочий, вело к усилению неуправляемости страны

  2. ZameSarcS Ответить

    Одновременно были сделаны попытки укрепить трудовую дисциплину и повы­сить производительность труда. Радикальная реформа общества, начавшаяся сверху в 1985 г., проходила под лозунгами: «Гласность», «Ускорение», «Перестройка». Начавшееся движе­ние было призвано реформировать существующую систему, но привело к ее разрушению. «Гласность» привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. В печати стали разворачиваться острые идеоло­гические дискуссии по политическим вопросам. Быстро происходило размеже­вание общества на демократов, национал-патриотов и коммунистов. В республиках СССР нарастала национальная напряженность. Выдвига­лись требования о признании государственного статуса национальных языков, возвращение на историческую родину депортированных народов, вывода рос­сийских войск и «мигрантов» из России с территории республик. С 1988 г. начинается череда межнациональных вооруженных столкновений. Проблемы возникали и в сфере экономики. Сокращались показатели прироста промышленности и сельскохозяй­ственного производства. В июне 1987 г. принимается Закон «О государственном предприятии», предусматривавший новое начало хозрасчета и самофинансиро­вания. На практике государственные монополии (госзаказ, ценообразование, снабжение, налогообложение находились в ведении центральных органов) ограничивали область коммерческой деятельности предприятий. В ноябре 1986 г. и в мае 1988 г. закон легализует частную предпринима­тельскую деятельность в ряде производственных и сервисных областей. Сло­жились четыре уровня цен (государственные, договорные, кооперативные, чер­ного рынка). Формирующаяся рыночная экономика в значительной степени стала носить спекулятивный характер, ориентируясь в своей работе на сиюми­нутную выгоду. В 1988 г. введение арендных договоров на землю (на срок до 50 лет) за­ложило основу для формирования фермерства. Однако арендное движение так и не получило широкого развития. В июне 1988 г. XIX партийная конференция выдвинула идею конституци­онной реформы: двухуровневая система представительных органов: Съезд народных депутатов и Верховный Совет, избранный из депутатов съезда. Часть народных депутатов избиралась в избирательных округах по стране, часть — партией, профсоюзами и общественными организациями. Было предложено учредить пост президента СССР. В марте 1990 г. этот пост был избран Гене­ральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев. Выборы народных депутатов (1989 и 1990 гг.) привели к созданию парла­ментского органа нового типа (хотя они не были ни прямыми, ни равными), но легитимность президентской власти не была полной, поскольку он избирался не народом, а опосредованно – парламентом. Сформировалась концепция «социа­листического правового государства», в которой подчеркивались приоритет права и принцип разделения власти. Начали создаваться новые политические организации и движения. Весной 1988 г. формируется Демократический союз. В январе 1990 г, внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа. В ноябре 1990 г. обра­зовалась Республиканская партия, с марта 1990 г. стала формироваться Демо­кратическая партия, почти одновременно с ней Конституционно-демократи­ческая и Либерально-демократическая партии. В октябре 1990г. во время обсуждения альтернативных проектов экономи­ческой реформы Президент СССР поддержал проект Союзного Совета Мини­стров против более радикального проекта, уже одобренного российским парла­ментом. В январе 1991 г. проводится денежная реформа, формально направленная на борьбу с «теневой» экономикой, но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе. В феврале 1991 г. на референдуме в Литве большая часть населения про­голосовала за «независимую и демократическую республику». На март был назначен референдум по вопросу о сохранении СССР. Проведенный 17 марта 1991 г. референдум дал большинство сторонников Союза, но подтвердил раскол общества. В июне 1991 г. первым Президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. Продолжалось обсуждение проектов нового союзного договора: одни участники совещания в Ново-Огареве настаивали на конфедеративных принципах, другие на федеративных. Предполагалось подписать договор 20 августа 1991 г. Но 19 августа 1991г. создается Государственный комитет по чрезвычай­ному положению в СССР (ГКЧП), заявивший о намерении «восстановить поря­док в стране и предотвратить развал СССР». Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. Президент и парламент РСФСР отказались подчиняться распоряжениям
    ГКЧП, принимая собственные указы и распоряжения. Вслед за провалом «путча» восемь республик заявили о своей независимости, а три прибалтийские республики в сентябре были признаны СССР. Генеральный секретарь ЦК КПСС оставил свой пост и распустил ЦК. Деятельность КПСС была приостановлена, а позже запрещена Президентом России. Стремясь сохранить «Центр», М.С. Горбачев предложил республикам но­вый вариант союзного договора, но союз уже окончательно распадается. В начале декабря 1991 г. Украина объявила о своей независимости (после референдума), а вслед за этим президенты России, Украины и Белоруссии в Минске заявили о том, что «Советский Союз более не существует» и что ими образовано «Содружество Независимых Государств» (СНГ), открытое для всех государств бывшего Союза. Позже в СНГ вступили еще восемь республик, по­сле чего Горбачев объявил о прекращении исполнения им функций Президента СССР. 17.4.

  3. dron-n2014 Ответить

    Официальная коммунистическая идеология теряла свою исключительную господствующую позицию. Еще раньше, в начале перестройки, первым настоящим шагом в сторону демократизации режима стала политика гласности. Гласность – разрешенная властью и определенно дозированная свобода слова и печати – сыграла огромную роль в деидеологизации общества. Первоначально гласность была введена властью с целью «расшевелить» общество, так как его неготовность к восприятию серьезных перемен была очевидна. В основном гласность сводилась к критике современных реалий и к разоблачению преступлений сталинизма. Первоначально никто не выступал против системы и ее базовых социалистических ценностей, речь шла лишь о совершенствовании социализма, об очищении его от искривлений и деформаций. Однако постепенно нараставший процесс критики идеологических постулатов было уже не остановить. Гласность, вышедшая из под контроля, сделала разрушение официальной идеологии необратимым. В течение 1989 г. в массовом политическом сознании произошел резкий сдвиг вправо. Если в начале года социал-демократические идеи казались весьма радикальными, то уже к концу 1989 г. в общественном сознании распространилась убежденность в невозможности модернизации на социалистическом фундаменте вообще. Росту антисоциалистических настроений способствовали падение коммунистических режимов в странах Восточной Европы в конце 1989 г., и очевидные неудачи экономических реформ внутри страны.
    В этот же период происходят радикальные изменения избирательной системы и внедрение в нее демократических принципов. Был создан советский квазипарламент – двухуровневая система высшей законодательной власти – Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР, избираемый из числа депутатов Съезда. Правда, депутаты Съезда представляли не политические партии, как в «буржуазных» странах, а в основном общественные организации. Из 2250 депутатов Съезда 750 избирались от КПСС, комсомола, профсоюзов и других общественных организаций.
    Самым радикально новым в политической реформе были выборы депутатов Съезда. Выборы получились соревновательными (на одно место было несколько кандидатов), и свободными (не было ограничений на выдвижение кандидатов и ведение предвыборной кампании).
    Таким образом, выборы и созыв I Съезда народных депутатов СССР – высшего законодательного органа власти – в июне 1989 г. стали переломным событием в политической жизни страны. На этом же Съезде появилась первая официальная оппозиция – Межрегиональная депутатская группа, идейная платформа которой быстро эволюционировала от либерализма к антисоциализму. Верховный Совет СССР стал постоянно действующим парламентом.
    На третьем этапе перестройки (1990–1991 гг.)происходит еще одно фундаментальное изменение режима – было покончено с монополией единственной политической партии на власть, и сделаны реальные шаги к многопартийности.
    12 марта 1990 г. на III Съезде народных депутатов СССР была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая руководящую роль КПСС в обществе, и в октябре 1990 г. вышел закон «Об общественных организациях», признававший фактическое наличие многопартийности в стране.
    На III Съезде был учрежден новый пост главы государства – пост Президента СССР, на который Съездом был избран М. С. Горбачев. Таким образом, перестав быть руководителем страны на посту Генерального Секретаря партии, которая потеряла свое исключительное место, М. С. Горбачев остался главой СССР в роли Президента.
    Особенностью российского перехода от посттоталитаризма к демократии было отсутствие организованных и пользующихся широкой поддержкой населения движений, таких, как «народные фронты» в Прибалтике или «Солидарность» в Польше. Вместо этого имело место харизматическое лидерство Б. Н. Ельцина. Соединение этого лидерства с демократическим движением в стране сыграло огромную роль в падении коммунистической системы на заключительном этапе перестройки. Народ поддерживал Б. Н. Ельцина как «народного вождя» и антипода потерявшего авторитет М. С. Горбачева, но отнюдь не как носителя определенной программы. Кроме этого, он имел ореол «мученика» и «народного заступника».
    В марте 1989 г. Ельцин стал народным депутатом СССР и до конца 1990 г. был членом Верховного Совета СССР.
    В мае 1990 г. он был избран Председателем Верховного Совета РСФСР. В период его председательства был принят ряд законов, повлиявших на дальнейшее развитие страны, например «Закон о собственности в РСФСР» 24 декабря 1990 г.
    В 1990 – 1991 гг. шло нарастание политического противоборства между республиканскими политическими элитами и союзным центром во главе с М. С. Горбачевым, в том числе и между руководством СССР и РСФСР. Так, 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, предусматривающая приоритет российских законов над союзными. Противостояние особенно обострилось после избрания Б. Н. Ельцина Президентом РСФСР, которое произошло на первых в истории страны всенародных президентских выборах 12 июня 1991 г.
    Б. Н. Ельцин возглавил противодействие ГКЧП во время путча 19–21 августа 1991 г., после провала которого рычаги реальной власти постепенно стали переходить к Ельцину и главам других союзных республик. Окончательно ушло в прошлое всевластие коммунистической партии — 6 ноября 1991 г. был подписан указ о прекращении деятельности КПСС. Все это неизбежно вело к распаду союзного государства, который и произошел в декабре 1991 г. после подписания Беловежского соглашения между президентами Белоруссии, Украины и России. Чуть позже к соглашению присоединилось большинство союзных республик, и распад Советского Союза стал фактом.
    25 декабря 1991 г. Борис Ельцин получил всю полноту президентской власти в России в связи с отставкой Президента СССР М. С. Горбачева. После победы в политической борьбе с союзным центром Б. Ельцин совершил ряд стратегических просчетов. Вместо того чтобы сразу провести серьезные политические изменения – создать собственную политическую партию, провести новые выборы в парламент, скорректировать Конституцию – новое руководство приступило к радикальной экономической реформе. Молодые реформаторы (Е. Гайдар, Б. Федоров, А. Чубайс и др.), стоявшие на позициях идеологии классического либерализма, были убеждены, что частная собственность и свободные рыночные отношения смогут вывести Россию из экономического кризиса. «Новым либералам» в руководстве были свойственны игнорирование национальной специфики, стремление к копированию западного опыта, утопичные представления о международной политике того момента. Все это привело к кризисам в последующем развитии страны. Значительная часть российского общества демонстрировала негативную реакцию по отношению к экономическим реформам и их результатам.
    С окончанием периода перестройки закончилась целая эпоха в политической жизни России, ушли в прошлое тоталитарные и посттоталитарные режимы, страна приступила к формированию нового демократического порядка.
    2.6. Политический режим современной России (19912000-е гг.)
    Определение демократического режима, данное в разделе 2.3, имеет смысл дополнить понятием полиархии. Введение понятия полиархии необходимо для того, чтобы отличать демократию в широком, даже идеальном смысле (власть народа) от ее сущностных, институциональных характеристик. Другими словами, понятие «полиархия» объясняет инструментарий реализации власти в демократическом режиме. Полиархия – это правление, в максимальной степени приближающееся к демократическим идеалам.
    Принципы полиархического режима:
    1) правление большинства и уважение прав меньшинства означает, что лица, получившие санкцию на проведение политики, одобренной большинством, должны так или иначе учитывать мнения разных меньшинств. Чем надежнее защищены права и интересы меньшинства, тем эффективнее правление большинства, тем демократия более стабильна и приближена к идеалу;
    2) политическое и правовое равенство граждан означает установление общегражданских стандартов политического использования прав человека, отсутствие привилегий в политической деятельности по какому-либо признаку – сословий, расы, конфеccии, этноса и пр.;
    3) легитимизация власти происходит с помощью процедур выборов, референдумов, отзывов, а также с помощью механизма демократической делиберации, то есть проверки и критики посредством налаженной системы обратной связи «власть – общество»;
    4) представительный характер власти предполагает, что граждане делегируют свои властные полномочия выбранному ими лицу, которое осуществляет их от имени избирателя. Здесь особо важное значение приобретает институт выборов, создание и развитие политических партий, общественных, профессиональных и других объединений;
    5) выборность властей означает реализацию принципа представительства, осуществляется посредством всеобщего и равного избирательного права. Выборы – всеобщие, равные, конкурентные, их отличительные черты: неопределенность, необратимость, повторяемость;
    6) плюрализм и свобода политической деятельности предполагает свободную разработку и пропаганду любых политических взглядов и концепций. Ограничения в этой области вводятся законодательно и относятся к общественно-опасной деятельности, в том числе и угрожающей устоям демократии.
    Взаимодействие между властью и обществом в полиархическом режиме характеризуется обязательным регулярным обновлением правящей элиты и проводимой ею политики. Таким образом, полиархия – это такой способ функционирования власти, при котором общество обладает возможностью с помощью законных процедур влиять на деятельность и состав правящей политической элиты.
    Переход к демократии в России является частью глобального процесса крушения антидемократических режимов в разных регионах земного шара. Этот процесс – «третья волна демократизации» по С. Хантингтону – начался в 70-х годах XX в. и достиг своей кульминации в 1980 – 1990-х гг.
    Демократический транзит в России усложняется рядом проблем:
    1) неразвитость гражданского общества;
    2) высокая этническая неоднородность;
    3) примененная в России стратегия «двойного» перехода – одновременное реформирование экономической и политической сфер.
    Радикальные экономические реформы, начавшиеся в 1992 г. («шоковая терапия» Е. Т. Гайдара), привели к серьезному снижению жизненного уровня населения. Тяготы начального перехода к рынку породили политическую нестабильность, что выразилось в ряде кризисов власти:
    – декабрь 1992 г. – отставка Е. Т. Гайдара;
    – март – апрель 1993 г. – попытка отрешения Президента от должности и референдум о доверии властям;
    – сентябрь – октябрь 1993 г. – вооруженное противостояние законодательной (Верховный Совет РСФСР) и исполнительной (Президент и Правительство) властей.
    В 1993 г. была осуществлена Конституционная реформа: принята новая Конституция Российской Федерации, и создан Парламент (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы).
    Возникает своего рода замкнутый круг: политическая нестабильность затрудняет создание правовых и институциональных основ дальнейших экономических реформ, мешает притоку иностранных инвестиций, способствует экономическому спаду, а это, в свою очередь, опять усиливает политическую нестабильность, что и подтверждается событиями периода 1994 – 1999 гг.:
    – экономическая дестабилизация и «дефолт» августа 1998 г.;
    – первая чеченская война;
    – правительственный кризис: с апреля 1998 по август 1999 г. сменились три премьер-министра – С. В. Кириенко, Е. М. Примаков, С. В. Степашин.
    Сложившаяся к концу 1990-х гг. система «олигархического капитализма» в экономике, хоть и обладала некоторой стабильностью, но явно не соответствовала интересам и потребностям дальнейшего поступательного развития России. Чтобы оно стало реальностью, стране был необходим длительный период экономического роста с более высокими темпами, а это, в свою очередь, требует определенных социально-политических условий. Некоторые из этих условий стали реальностью в период с 2000 г. по настоящее время. За годы президентства В. В. Путина (2000–2008 гг.) и Д. А. Медведева (с 2008 г.), удалось остановить экономический спад, достичь роста экономики, несколько смягчить остроту накопившихся проблем.
    Произошли существенные сдвиги в политической жизни РФ. Была восстановлена управляемость происходящими в стране процессами, укреплена так называемая «вертикаль власти» с помощью некоторых реформ:
    – отмена губернаторских выборов;
    – реформа избирательной системы: отмена порога явки избирателей, повышение проходного барьера в Госдуму с 5 до 7 % и переход к исключительно пропорциональной избирательной системе на выборах в Государственную Думу.
    По вопросу о характере современного политического режима в России существуют различные мнения и оценки. Наиболее адекватной реальному положению дел представляется концепция о делегативной (или делегированной) демократии.
    Делегативная демократия как политический режим полностью соответствует критериям полиархии. Однако в отличие от представительной демократии при указанном режиме электорату отводится роль делегирования власти, прав и полномочий. Лидер, добившийся победы на президентских выборах, становится главным выразителем национальных интересов в том виде, как он их понимает, реальная власть сосредоточена в единственном центре. Можно констатировать на данный момент наличие политической стабилизации в России, что является важным условием социально-экономического развития с точки зрения теории политической модернизации.
    Контрольные вопросы
    1. Что означает понятие «политический режим»? Как соотносятся политический режим и политическая система?
    2. С. Хантингтон утверждает, что авторитарные лидеры, столкнувшись с кризисом легитимности, могут реагировать на него следующим образом:
    а) игнорировать углубляющийся кризис;
    б) усиливать репрессии по отношению к противникам режима;
    в) обращаться к национализму и провоцировать внешние конфликты;
    г) проводить выборы;
    д) инициировать демократизацию политической системы, стремясь сохранить контроль над происходящими процессами.
    Исходя из этого проанализируйте действия российского самодержавия в период революции 1905–1907 гг.
    3. Каковы были, по вашему мнению, причины падения демократического режима в России в 1917 г.?
    4. Каким образом происходило формирование черт тоталитарного режима в Советской России в период с октября 1917 до весны 1921 г.? Какие трансформации переживает политический режим в СССР в период НЭПа?
    5. Выделите причины, обусловившие возникновение тоталитарного политического режима в СССР.
    6. В каком направлении эволюционировал политический режим в СССР после 1953 г.?
    7. Какие характерные черты посттоталитарного режима сближают его с тоталитарным? С авторитарным?
    8. Какие изменения произошли в идеологической сфере позднего советского общества (1965–1985 гг.)?
    9. Какие социально-политические и идеологические факторы предопределили начало перестройки в СССР?
    10. Какие черты посттоталитарного режима подверглись кардинальным изменениям в годы перестройки?
    11. Каковы особенности демократического транзита в Россию?
    12. Назовите принципы полиархического режима.
    Литература
    1. Альмарик А. Идеология в советском обществе // Погружение в трясину: анатомия застоя / под. ред. Т. А. Ноткина. М., 1991.
    2. Арендт X. Истоки тоталитаризма : пер. с англ. М., 1996.
    3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм : пер. с франц. М., 1993.
    4. Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964–1994 гг. М., 1996.
    5. Вебер М. Переход России к псевдоконституционализму // Полис. 2006. № 2.
    6. Верт Н. История Советского государства. 1900–1991 гг. М., 2002.
    7. Гаман-Голутвина О. В.Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе // Полис. 2006. № 2–3.
    8. Громыко А. Л. Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика. М., 2003.
    9. Даль Р. О демократии : пер. с англ. М., 2000.
    10. Демократия / сост. С. Сироткин. М., 2001.
    11. Доган М. Легитимность режимов и кризис доверия // Социологические исследования. 1994. № 6.
    12. Зимина В. Д. Белое дело взбунтовавшейся России: политические режимы Гражданской войны 1917–1920 гг. М., 2006.
    13. Зудин А. Истоки перемен: культурная трансформация «позднесоветского общества» // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 5.
    14. Иванов А., Устименко С. Самодержавная демократия: дуалистический характер Российского государственного устройства // Полис. 2007. № 5.
    15. Капустин Б. Идеология и политика в посткоммунистической России. М., 2000.
    16. Лейбович О. Л. Реформа и модернизация в 1953–1964 гг. Пермь, 1993.
    17. Мельвиль А. Ю., Стукал Д. К.Условия демократии и пределы демократизации. Факторы режимных изменений в посткоммунистических странах: опыт сравнительного и многомерного статистического анализа // Полис. 2011. № 3.
    18. Пивоваров Ю. С. Между казачеством и кнутом (к столетию русской конституции и русского парламента) // Полис. 2006. № 2.
    19. Пихоя Р. Г. Москва. Кремль. Власть. Сорок лет после войны. 1945 – 1985. М., 2007.
    20. Политология: учебник / А. Ю. Мельвиль [и др.] М., 2004.
    21. Реформы в России XVIII–XX вв.: опыт и уроки: учеб. пособие / под. ред. проф. Я. А. Пляйса. М., 2010.
    22. Российская историческая политология / отв. ред. С. А. Кислицын. Ростов н/Д., 1998.
    23. Салмин А. Российская Федерация и федерация в России // Мировая экономика и международные отношения. 2002. №3.
    24. Согрин В. Западный либерализм и российские реформы // Свободная мысль. 1996. №1.
    25. Туровский Р. Ф. Региональные политические режимы в России: к методологии анализа // Полис. 2009. №2.
    26. Хайек Ф. Дорога к рабству: пер. с англ. М., 1992.
    27. Цыганков А. П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика: учеб. пособие. М., 1995.

  4. Stuff69 Ответить

    Поэтому, по крайней мере, до 1985 года старцы сидели в своих креслах до лет более чем преклонных, а мировая пресса интересовалась не столько их политикой, сколько состоянием здоровья. Более того, когда преемник избирался из среды руководства, предпочтение отдавалось самым старым его представителям – если даже они окажутся несговорчивыми, то, по крайней мере, была уверенность, что большинства своих коллег они не переживут. Так было в ноябре 1982 года, когда умер Брежнев, и в феврале 1984 года после смерти Андропова. По тем же соображениям в феврале 1984 года был избран совершенно безликий Черненко. Даже Андропов, которого безликим назвать нельзя никоим образом, был в возрасте шестидесяти девяти лет и уже нездоров, когда в ноябре 1982 года его избрали генеральным секретарем. Главную роль в обоих назначениях, вероятно, сыграл Андрей Громыко, который дольше, чем кто-либо другой во всем мире, занимал пост министра иностранных дел. Заодно с ним, скорее всего, действовал и маршал Дмитрий Устинов, который еще при Сталине, в 1941 году стал наркомом вооружений.
    Как бы то ни было, но персональные перестановки не могли помочь делу. Не только в СССР, но и в зависимых от него государствах всё больше ощущалась нужда в радикальных переменах.
    С 1982 года делается ряд попыток осуществить частичные реформы системы. С середины 70-х гг. теневая экономика проникает во все сферы экономической жизни. В 1980 году ЦК КПСС принимает ряд мер, направленных на борьбу с коррупцией. В 1981 – 1982 гг. прошло несколько громких судебных процессов. Одновременно были сдела­ны попытки укрепить трудовую дисциплину и повысить производи­тельность труда. Эти меры принимались на фоне радикальных рыночных преобразований в Венгрии, установления в конце 1981 года военного режима в Польше, продолжающейся с 1979 года войны в Афганистане. Вновь начали подниматься подавленные в середине 70-х гг. диссидентское и «неформальное» движения.
    Столкнувшись с экономическим застоем в своей стране и с внешней политикой, которая окончательно зашла в тупик, в марте 1985 года Политбюро, набравшись смелости, впервые избрало генеральным секретарем самого молодого своего члена. Михаилу Сергеевичу Горбачеву тогда было 54 года. Возможно, даже более важное значение в его подготовке к роли будущего государственного лидера имела учеба на юридическом факультете Московского университета в пятидесятых годах, что для советских руководителей было совершенно необычно. Разумеется, юриспруденцию в последние сталинские годы нельзя назвать либеральной по духу, но даже тогда Горбачев должен был усвоить принципы римского и западного конституционного права, а также основы, на которых зиждется общество, столь отличное от того, что создали его коллеги.
    В целях выхода из глубокого социально-экономического кризиса, поразившего Советский Союз к середине 80-х годов, было решено осуществить ряд реформ. Период, который охватывает время, связанное с мерами проведения реформ, получил название «перестройка».
    Избрание М.С. Горбачева показало, что Политбюро понимало: страна пребывает в очень серьезном и продолжительном кризисе, который в будущем угрожал ее положению великой державы, равной США. М.С. Горбачева выдвинули те, кто хотел изменить существующую ситуацию или, во всяком случае, понимал, что медлить переменами нельзя. Не последнее место среди этих сил занимал КГБ, который в брежневское время менее других крупнейших политических институтов подвергся коррупции. К тому же положение КГБ давало ему возможность лучше всех оценить всю глубину кризиса, в котором оказалась страна.
    В системе партийной иерархии покровителем и ментором М.С. Горбачева был Юрий Владимирович Андропов, и около года М.С. Горбачев продолжал проводить ту же политику. Он пустил в ход лозунг «ускорение», укрепил трудовую дисциплину и начал заклинать рабочих легендарными подвигами Алексея Стаханова.
    М.С. Горбачев создал государственную инспекцию контроля качества – госприемку, которая имела право отвергать некачественную продукцию и наказывать материально тех, кто был ответствен за это. Он продолжил расследование дел о коррупции, увольнения и преследование по закону коррумпированных чиновников, начал кампанию против «нетрудовых доходов», то есть доходов, полученных от деятельности вне официальных рабочих мест. М.С. Горбачев резко сократил продажу спиртных напитков и запретил их подачу на разного рода официальных мероприятиях, даже на приемах. Это полностью противоречило традициям русского гостеприимства и веселья, так что он заработал меткое и неодобрительное прозвище «минеральный секретарь».
    Таков был первый вариант перестройки – плод долгой работы М.С. Горбачева в партийном аппарате и результат его сотрудничества с КГБ. Все это было пущено в ход под благозвучный аккомпанемент гласности, которая на этой стадии означала лишь новый и более живой стиль подачи информации. С официального одобрения печать, радио и телевидение стали разоблачать коррумпированных чиновников брежневских времен, которые теперь стали называть периодом застоя.
    Радикальная реформа общества, начавшаяся сверху в 1985 году, проходила под лозунгами: «Гласность», «Перестройка», «Ускорение».
    Гласность предполагала выявление всех недостатков, препятствовавших интенсификации социалистического развития. Перестройкабыла нацелена на внесение структурных и организационных изменений в экономические, государственные и социальные механизмы с целью достижения ускорения. Задача ускорения – вывести советскую экономику на мировой уровень.
    Все преобразования должны были происходить на социалистической основе и сопровождались кадровыми перестановками. К началу 1987 года, по подсчетам «Вашингтон пост», было заменено 70% членов Политбюро. 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК КПСС.
    Начавшееся движение было призвано реформировать существующую систему, но привело к ее разрушению (это напоминало реформы середины XIX в.).
    Общество нуждалось в иных, более решительных мерах, что и послужило толчком к смене власти с коммунистического тоталитарного режима на власть, придерживающуюся более демократических принципов.
    Творцы перестройки пытались сохранить административно-командный социализм, придав ему элементы демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ политического строя.
    В марте 1985 годаСоветский Союз не только получилнового лидера, но и вступил в завершающую стадию своего существования. Начинается период перманентных реформ.
    У политиков, ученых и публицистов существуют различные точки зрения по вопросу о характере, основных мероприятиях и итогах перестройки. Одни видят в перестройке контрреволюционный переворот и предательство по отношению к Октябрю и социализму; другие – возможность развития России в русле мировой цивилизации; третьи – наступление «смутного» времени и гибель огромной страны; четвертые – возможность возврата на естественноисторический путь развития, прерванный в 1917 году.
    Можно сформулировать следующее определение перестройки – социальная революция, в центре которой находились вопросы собственности, типа власти и характера производственных отношений(Т.В. Шатковская).
    В своём развитии «перестройка» прошла пять этапов.
    Первый этап – с весны 1985 года до конца 1986 года (март 1985 – январь 1987) – осуществлении стратегии ускорения хозяйственного развития как главной экономической задачи, попытка реанимации социалистического строя.
    Начало этому положил апрельский пленум ЦК КПСС. На нём была выдвинута задача достижения мирового уровня производительности труда. На это были нацелены решения XXVII съезда КПСС, состоявшегося в феврале 1986 г. Но реального изменения структуры производства не произошло.
    На данном этапе решение поставленных задач предполагалось на основе совершенствования административно-командной системы – «исправления отдельных деформаций» общественного организма.
    Весной и осенью 1986 года начались настоящие перемены. Они шли медленно, но не было сомнения, что они действительно начались, причем не только в стиле, но и в самой сущности проводившейся М.С. Горбачевым политики. При М.С. Горбачеве начал пробуждаться интерес к свободе слова и к правовому порядку.
    Перестройку хотели все без исключения. Начался процесс демократизации партии. Другой важной инициативой стало восстановление взаимоотношений с Русской Православной церковью и другими конфессиями. Приняты новые законы, регулирующие взаимоотношения церкви и государства.
    Второй этап – с января 1987 года по апрель 1988 года – провозглашение политики гласности с целью демократизации загнивающего политического режима.
    Предпринимаются попытки внутрипартийной реформы, приняты законы о кооперации и госпредприятии.
    Намечаются контуры экономической реформы с целью перехода от административных к преимущественно экономическим методам руководства.
    В области внешней политики второй этап перестройки ознаменовался отходом от идеологических догм и отказом от опоры на голую вооруженную силу. Все эти изменения означали, что партия постепенно отказывалась от примата классовой борьбы и строительства социализма. На их место приходили «общечеловеческие ценности», правовое общество и мир во всём мире.
    Третий этап – с апреля 1988 г. по март 1990 г. На состоявшейся XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь – июль 1988 г.) впервые за годы Советской власти был поставлен вопрос о необходимости глубокой реформы политической системы, направленной на достижение «полновластия» Советов.
    Весной 1989 г. были проведены первые альтернативные выборы народных депутатов СССР. Прошли съезды народных депутатов СССР.
    Четвертый этап – с марта 1990 г. по август 1991 г. Начинается переход к президентской форме правления. Пост Президента СССР был утверждён III Съездом народных депутатов в марте 1990 г. Одновременно резко ухудшается экономическое положение в стране, обостряется политическая борьба, формируется многопартийна система, углубляется кризис советской федерации (усиливаются центробежные силы в республиках).
    Пятый этап – с августа 1991 года по декабрь 1991 года – распад СССР и создание СНГ.
    Перестройка, начатая лидером коммунистической партии М.С. Горбачевым, на первом этапе пошла по пути политических реформ. Такое стремление потянуть вслед за политикой экономику ни в коей мере не могло принести желаемого успеха.
    Лозунги о демократии, свободе и гласности, проводимые в жизнь методами подачек, таких, как альтернативные выборы, избрание директоров и иных хозяйственных руководителей, разрешение кооперативной деятельности, обеспечение свободы печати с «жареными фактами», только поднимали авторитет, содействовали популярности, привлекали к себе своими целями построения свободного, обновлённого общества.
    «Гласность» привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. В печати стали разворачиваться острые идеологические дискуссии по политическим вопросам. Быстро происходило размежевание общества на демократов, национал-патриотов и коммунистов.
    Но методы построения такого общества в виде рекомендаций и указаний, провозглашаемых с партийной трибуны, не могли действовать долго, и именно поэтому не принималось кардинальных, жизненно необходимых решений. Нерешительность, топтание на месте, повторение из года в год тезисов о «подошедшем процессе и новом мышлении» уже не могли обмануть общество, вкусившее «запах свободы». Топтание проявилось в законодательных актах, имеющих экономическое, политическое и общественное значение. Хотя и была провозглашена линия на построение правового государства, но фактически такого построения не начиналось. Ожидаемые изменения в правовой системе государства, в правовом обеспечении деятельности государственных органов, экономических структур, за исключением незначительных уступок, так и не наступили. Такое промедление грозило обществу экономическими и политическими потрясениями, что, в конечном счете, и произошло в форме «парада суверенитетов», забастовочного движения и национальных конфликтов, жесточайшего экономического кризиса.
    В республиках СССР нарастала национальная напряженность. Выдвигались требования о признании государственного статуса национальных языков, возвращении на историческую родину депортированных народов, выводе российских войск и «мигрантов» из России с территории республик. С 1988 года начинается череда межнациональных вооруженных столкновений.
    Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят в самом начале перестроечного движения: из Политбюро удалялись консер­вативно настроенные лидеры, и руководящий орган пополнялся но­выми людьми. Смена составов происходила на каждом новом этапе перестройки. Происходило обновление всех руководящих партий­ных структур. Для эффективности преобразований было признано необходимым полное восстановление роли Советов, как «органов социалистической власти», роли, которую присвоили себе партий­ные органы. При этом руководящая роль партии должна сохранять­ся. Для легитимизации этой роли предпринимались разные полити­ческие и организационные меры: альтернативные выборы и тайное голосование при выборах ответственных партийных работников.
    В июне 1988 года XIX Всесоюзная партийная конференция провозгласила курс на создание правового государства; выдвинула идею конституционной реформы, проект которой был принят Верховным Советом в октябре 1988 года.
    Главная роль в формировании правового государства отводилась государственно-политической реформе. Суть реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам.
    Для оживления власти Советов по образцу Консти­туции 1918 года была восстановлена двухуровневая система представительных органов: Съезд народных депутатов и Верховный Совет.
    В конце 1988 года Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы.Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 года. Однако неравное представительство граждан страны в высшем органе сохранялось. Хотя часть народных депутатов избиралась прямым голосованием, значительное число «народных избранников» проходило в высший законодательный и представительный орган страны по спискам партийных, проф­союзных и других общественных организаций. Данные ограничения свидетельствовали о непоследовательности преобразований, опасении тогдашнего руководства КПСС потерять монополию на власть в стране.
    Съезд народных депутатов СССР обладал всеми функциями, отнесенными к ведению общесоюзных органов управления.
    К исключительным полномочиям съезда относилось:
    – проведение конституционных, политических и социально-экономических реформ;
    – выборы высших общесоюзных органов власти.
    Из числа депутатов съезда избирался Верховный Совет СССР (544 человека; из них 20% ежегодно обновлялось) – фактически постоянно действующий парламент.
    Верховный Совет по-прежнему состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочия Верховного Совета:
    – законотворчество;
    – функции исполнительной власти:
    · организация деятельности и координация работы исполнительных органов;
    · контроль за исполнением законов и выполнением бюджета;
    · избрание Президиума ВС, Верховного Суда СССР, Генерального прокурора;
    · утверждение состава Совета Министров СССР.
    Президиум Верховного Совета СССР утратил значительную часть своих полномочий (в большей части законодательных) и превратился в исполнительный орган ВС СССР.
    С 1989 года стал избираться Съезд Советов (2250 народных депутатов на 5 лет).
    Новационным институтом советской государственной системы стал избранный в декабре 1989 года Комитет конституционного надзора.
    Его задачи:
    – выявление фактов несоответствия Конституции СССР законов, иных актов Верховного Совета СССР и его палат, а также конституций и законов союзных республик, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и советов министров союзных республик и других государственных органов.
    Реформирование высших органов государственной власти периода перестройки было завершено созданием весной 1990 года института президента. Учреждался пост Президента СССР, который наделялся широкими полномочиями: являлся главой государства, руководил внешней политикой, обороной, исполнительным аппаратом, назначением министров. Президент избирался Съездом Советов на 5 лет, а затем сам назначал премьер-министра.
    В марте 1990 года первым и единственным Президентом СССР на III Съезде народных депутатов был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев.
    Выборы народных депутатов (1989 и 1990) привели к созданию парламентского органа нового типа (хотя они не были ни прямыми, ни равными), но легитимность президентской власти не была полной (поскольку он избирался не народом, а опосредованно парламентом).
    Вновь созданная система управления просуществовала всего несколько месяцев.
    XIX партийная конференция отметила, что новое право должно служить не государству, а обществу. Осудила административно-ко­мандный метод руководства, подчеркнув необходимость создания правовой базы для проведения экономических реформ и защиты прав граждан.
    В 1988 – 1990 годах в развитие этих положений принимается ряд законов и указов: о праве граждан на судебное обжалование непра­вомерных решений администрации; о государственной безопаснос­ти; о прессе и средствах массовой информации; об общественных организациях; о въезде и выезде из СССР и др.
    Сформировалась концепция «социалистического правового государства», в которой подчеркивались приоритет прав и принцип разделения властей (за­конодательной, исполнительной, судебной). Эти преобразования предполагалось осуществлять в рамках общего реформационного процесса.
    Весной 1988 года формируется Демократический союз. В январе 1990 года внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа. В ноябре 1990 года образовалась Республиканская партия, с марта 1990 года стала формироваться Демократическая партия, почти одновременно с ней – Конституционно-демократическая и Либерально-демократическая партии.
    Проблемы, которые намеревались решить реформаторы после 1988 года (политический плюрализм, создание рыночной экономики) к 1990 году не были решены. В июле 1990 года российское правительство пыталось провести некоторые радикальные меры в сфере экономики (освобождение цен, приватизация государственной собственности), но не смогло этого выполнить.
    В январе 1991 года проводится денежная реформа, направленная на борьбу с «теневой» экономикой, но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе.

  5. georgebut Ответить

    – законотворчество;
    – функции исполнительной власти:
    · организация деятельности и координация работы исполнительных органов;
    · контроль за исполнением законов и выполнением бюджета;
    · избрание Президиума ВС, Верховного Суда СССР, Генерального прокурора;
    · утверждение состава Совета Министров СССР.
    Президиум Верховного Совета СССР утратил значительную часть своих полномочий (в большей части законодательных) и превратился в исполнительный орган ВС СССР.
    С 1989 года стал избираться Съезд Советов (2250 народных депутатов на 5 лет).
    Новационным институтом советской государственной системы стал избранный в декабре 1989 года Комитет конституционного надзора.
    Его задачи:
    – выявление фактов несоответствия Конституции СССР законов, иных актов Верховного Совета СССР и его палат, а также конституций и законов союзных республик, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и советов министров союзных республик и других государственных органов.
    Реформирование высших органов государственной власти периода перестройки было завершено созданием весной 1990 года института президента. Учреждался пост Президента СССР, который наделялся широкими полномочиями: являлся главой государства, руководил внешней политикой, обороной, исполнительным аппаратом, назначением министров. Президент избирался Съездом Советов на 5 лет, а затем сам назначал премьер-министра.
    В марте 1990 года первым и единственным Президентом СССР на III Съезде народных депутатов был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев.
    Выборы народных депутатов (1989 и 1990) привели к созданию парламентского органа нового типа (хотя они не были ни прямыми, ни равными), но легитимность президентской власти не была полной (поскольку он избирался не народом, а опосредованно парламентом).
    Вновь созданная система управления просуществовала всего несколько месяцев.
    XIX партийная конференция отметила, что новое право должно служить не государству, а обществу. Осудила административно-ко­мандный метод руководства, подчеркнув необходимость создания правовой базы для проведения экономических реформ и защиты прав граждан.
    В 1988 – 1990 годах в развитие этих положений принимается ряд законов и указов: о праве граждан на судебное обжалование непра­вомерных решений администрации; о государственной безопаснос­ти; о прессе и средствах массовой информации; об общественных организациях; о въезде и выезде из СССР и др.
    Сформировалась концепция «социалистического правового государства», в которой подчеркивались приоритет прав и принцип разделения властей (за­конодательной, исполнительной, судебной). Эти преобразования предполагалось осуществлять в рамках общего реформационного процесса.
    Весной 1988 года формируется Демократический союз. В январе 1990 года внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа. В ноябре 1990 года образовалась Республиканская партия, с марта 1990 года стала формироваться Демократическая партия, почти одновременно с ней – Конституционно-демократическая и Либерально-демократическая партии.
    Проблемы, которые намеревались решить реформаторы после 1988 года (политический плюрализм, создание рыночной экономики) к 1990 году не были решены. В июле 1990 года российское правительство пыталось провести некоторые радикальные меры в сфере экономики (освобождение цен, приватизация государственной собственности), но не смогло этого выполнить.
    В январе 1991 года проводится денежная реформа, направленная на борьбу с «теневой» экономикой, но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе.

  6. stachek36 Ответить

    В Советском Союзе, как в многонациональном государстве, всегда существовали национальные противоречия. Особые обороты они набирали в условиях кризисов (политических или экономических) и радикальных перемен. Занимаясь строительством социализма, власть мало внимания уделяла историческим особенностям народов. Объявив о формировании советского сообщества, правительство фактически начало разрушать традиционное хозяйство и быт многих народов государства. Особо сильное давление власти оказывали на буддизм, ислам и шаманизм. Среди народов Западной Украины, Молдавии и Прибалтики, которые присоединились к СССР накануне ВОВ, были очень распространены антисоциалистические и антисоветские настроения.
    На советскую власть были сильно обижены народы, депортированные в годы войны: чеченцы, крымские татары, ингуши, карачаевцы, калмыки, балкарцы, турки-месхетинцы и прочие. Во времена Перестройки в СССР 1985-1991 годов в стране были исторические конфликты между Грузией и Абхазией, Арменией и Азербайджаном, Грузией и Арменией, и прочие.
    Политика «гласности» дала зеленый свет для создания националистических и национальных общественных движений. Наиболее значимыми из них были: «Народные фронты» стран Прибалтики, армянский комитет «Карабах», украинский «Рух» и российское сообщество «Память». К оппозиционному движению привлекались широкие массы.
    Усиление национальных движений, а также противостояния союзному Центру и власти Коммунистической партии стало определяющим фактором кризиса «верхов». Еще в 1988 году в Нагорном Карабахе развернулись трагические события. Впервые со времен гражданской войны под националистическими лозунгами состоялись манифестации. Вслед за ними в азербайджанском Сумгаите и узбекской Фергане произошли погромы. Апогеем национального недовольства стали вооруженные столкновения в Карабахе.
    В ноябре 1988 года Верховным Советом Эстонии было провозглашено верховенство республиканского закона над общесоюзным. В следующем году Верховная Рада Азербайджана провозгласила суверенитет своей республики, а Армянское общественное движение стало выступать за независимость Армении и отделение ее от Советского Союза. В конце 1989 года Коммунистическая партия Литвы заявила о своей самостоятельности.

    Выборы 1990-го

    Во времена избирательной кампании 1990 года было ярко выражено противостояние между партийным аппаратом и оппозиционными силами. Оппозиция получила избирательный блок «Демократическая Россия», который стал для нее не иначе как организационным центром, а позже превратился в общественное движение. В феврале 1990 года состоялось множество митингов, участники которых добивались ликвидации монополии Коммунистической партии на власть.
    Депутатские выборы в Украине, Белоруссии и РСФСР стали первыми истинно-демократическими выборами. Порядка 30% должностей в высших законодательных органах получили депутаты с демократической ориентацией. Эти выборы стали отличной иллюстрацией кризиса власти партийной верхушки. Общество потребовало отмену 6-й статьи Конституции Советского Союза, провозглашающей верховенство КПСС. Так в СССР начала формироваться многопартийная система. Главные реформаторы – Б. Ельцин и Г. Попов, получили высокие посты. Ельцин стал председателем Верховного Совета, а Попов – мэром Москвы.

    Начало распада СССР

    М. С. Горбачев и Перестройка в СССР 1985-1991 годов у многих ассоциируются с распадом Советского Союза. Все началось в 1990 году, когда национальные движения стали набирать все больших оборотов. В январе, вследствие армянских погромов, в Баку ввели войска. Военная операция, сопровождающаяся большим количеством жертв, лишь на время отвлекла общественность от вопроса о независимости Азербайджана. Приблизительно тогда же литовские парламентарии проголосовали за независимость республики, в результате чего в Вильнюс вошли советские войска. Следом за Литвой аналогичное решение приняли парламенты Латвии и Эстонии. Летом 1990 года Верховный Совет России и Верховная Рада Украины, приняли декларации о суверенитете. Весной следующего года в Литве, Латвии, Эстонии и Грузии прошли референдумы о независимости.
    Осень 1990 года. М. С. Горбачев, которого на съезде народных депутатов избрали президентом СССР, вынуждено провел реорганизацию органов власти. С тех пор исполнительные органы находились в непосредственном подчинении президенту. Был учрежден Совет Федерации – новый совещательный орган, в состав которого вошли главы союзных республик. Затем началась разработка и обсуждение нового Союзного договора, регламентирующего отношения между республиками СССР.

    В марте 1991 года состоялся первый в истории СССР референдум, в котором граждане стран должны были высказаться касательно сохранения Советского Союза как федерации суверенных республик. Шесть союзных республик (Армения, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония и Грузия) из 15, отказались принимать участие в референдуме. 76% опрошенных проголосовали за сохранение СССР. Параллельно был организован Всероссийский референдум, по результатам которого был введен пост президента республики.

    Выборы президента России

    12 июня 1991 года прошли всенародные выборы первого президента в истории России. По результатам голосования этот почетный пост достался Б. Н. Ельцину, которого поддержали 57% избирателей. Так Москва стала столицей двух президентов: российского и общесоюзного. Согласовать позиции двух лидеров было проблематично, особенно учитывая тот факт, что их отношения были далеко не самыми «гладкими».

    Августовский путч

    К концу лета 1991 года политическая ситуация в стране сильно усугубилась. 20 августа после острых дискуссий руководство девяти республик договорилось о подписании обновленного Союзного договора, который, по сути, означал переход к настоящему федеративному государству. Ряд государственных структур СССР был устранен или заменен на новые.
    Партийно-государственное руководство, посчитав, что лишь решительные меры приведут к сохранению политических позиций Коммунистической партии и остановке распада СССР, прибегли к силовым методам управления. В ночь с 18 на 19 августа, когда президент СССР находился на отдыхе в Крыму, они образовали ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению). Новоиспеченный комитет объявил чрезвычайное положение в некоторых районах страны; объявил о расформировании властных структур, девствующих в разрез с Конституцией 1977 года; воспрепятствовал деятельности оппозиционных структур; запретил собрания, демонстрации и митинги; взял под жесткий контроль средства массовой информации; и, наконец, ввел войска в Москву. А. И. Лукьянов – Председатель Верховного совета Советского Союза, поддержал ГКЧП, хотя сам не вошел в его состав.
    Б. Ельцин вместе с руководством России возглавил сопротивление КГЧП. В обращении к народу они призывали его не подчиняться незаконным решениям комитета, интерпретировав его действия не иначе, как антиконституционный переворот. Ельцина поддержало более 70% москвичей, а также жители ряда других регионов. Десятки тысяч мирных россиян, выражая поддержку Ельцину, были готовы встать на оборону Кремля с оружием в руках. Испугавшись развязывания гражданской войны, ГКЧП после трех дней противостояния начал выводить войска из столицы. 21 августа членов комитета арестовали.

    Руководство России использовало августовский путч для разгрома КПСС. Ельцин издал указ, согласно которому партия должна приостановить свою деятельность на территории России. Имущество Коммунистической партии национализировали, а средства арестовали. Либералы, которые пришли к власти в центральной части страны, забрали у руководства КПСС рычаги управления силовыми структурами и средствами массовой информации. Президентство Горбачева были лишь формальным. Основное количество республик отказалось от заключения Союзного договора после августовских событий. О «гласности» и «ускорении» Перестройки уже никто не думал. На повестку дня стал вопрос о дальнейшей судьбе СССР.

    Окончательный распад

    В последние месяцы 1991 года Советский Союз окончательно распался. Съезд народных депутатов распустили, Верховный Совет радикально реформировали, большинство союзных министерств ликвидировали, а вместо кабинета министров создали межреспубликанский экономический комитет. Государственный совет СССР, в который вошел президент Советского Союза и главы союзных республик, стал высшим органом по управлению внутренней и внешней политикой. Первым решением Государственного совета стало признание независимости стран Прибалтики.
    1 декабря 1991 года на Украине провели референдум. Более 80% опрошенных высказались за независимость государства. В результате Украина также приняла решение не подписывать Союзный договор.
    7-8 декабря 1991 года Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич, встретились в Беловежской пуще. По результатам переговоров политики объявили о прекращении существования Советского Союза и об образовании СНГ (Союза независимых государств). Сначала в СНГ вошли только Россия, Украина и Беларусь, но в дальнейшем к нему присоединилась все государства, входящие ранее в Советский Союз, кроме прибалтийских.

    Итоги Перестройки в СССР 1985-1991 годов

    Несмотря на то, что Перестройка закончилась пагубно, ряд важнейших изменений в жизнь СССР, а затем отдельных его республик, она все же принесла.
    Положительные итоги перестройки:
    Жертв сталинизма полностью реабилитировали.
    Появилось такое понятие, как свобода слова и взглядов, а цензура стала не такой жесткой.
    Однопартийную систему ликвидировали.
    Появилась возможность беспрепятственного въезда/выезда в/со страны.
    Служба в армии для студентов, проходящих обучение, была отменена.
    Женщин перестали зажать в тюрьму за супружескую измену.
    Был разрешен рок.
    Формально прекратилась «холодная война».
    Конечно же, Перестройка в СССР 1985-1991 годов имела и негативные последствия.
    Вот лишь основные из них:
    Золотовалютный запас страны снизился в 10 раз, что вызвало гиперинфляцию.
    Международный долг страны вырос, по меньшей мере, в три раза.
    Темп экономического роста страны упал едва ли не до нуля – государство попросту замерло.
    Ну, и главный негативный итог Перестройки в СССР 1985-1991 гг. – распад СССР.

  7. Dreed21Rus Ответить

    Началось все с внесения элементов демократизации в жизнь КПСС. Видя причины нарастания экономических проблем в сопротивлении чиновничества, Горбачев и его сторонники решились на демократизацию всего государственного управления. Был учрежден новый орган власти — Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, превращающийся в постоянно действующий парламент.
    Первые в советской истории альтернативные выборы народных депутатов состоялись в марте 1989 г. В связи с выборами активизировалось общественное движение, появилось много неформальных групп. За работой I съезда народных депутатов СССР в мае 1989 г. следила вся страна. Депутаты высказывали разные взгляды: от поддержки перестройки и требования «углубления» реформ до сомнений в их необходимости. Сторонники перемен образовали не слишком большую, но влиятельную благодаря поддержке ряда средств массовой информации Межрегиональную депутатскую группу (МДГ). В нее вошли известные деятели, заявлявшие о своем желании демократизировать страну. Лидером группы стал Б.Н.Ельцин, в недавнем прошлом руководитель Московского обкома КПСС. Главным требованием МДГ стала отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС.
    Под давлением МДГ, деятельность, которой вызывала горячий отклик в Москве и других крупных городах, руководство страны пошло на уступки. В марте 1990 г. внеочередной III съезд изменил 6-ю статью, провозгласив возможность многопартийности. Одновременно вводился пост Президента СССР. На съезде им был избран М. С. Горбачев. Однако, несмотря на рост полномочий, реальная власть уходила из его рук. Лишение КПСС, которая являлась стержнем власти, ее основных полномочий, вело к усилению неуправляемости страны

  8. sevenplusfive Ответить

    О
    Характер перестройки (1985—1991) определялся стремлением реформировать советское общество, к началу 80-х гг. вступившее в социально-экономический и духовно-нравственный кризис .При этом содержание и даже цели реформаторского курса изменялись. В истории перестройки выделяют три этапа: 1985—1986, 1987—1988, 1989—1991 гг.
    1985—1986гг.: период ускорения. Избранный в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачев исходил из того, что, во-первых, реформы необходимы и, во-вторых, они должны реализовать огромные экономические и политические возможности, которые есть у построенного в СССР социализма. Была выдвинута концепция ускорения социально-экономического развития. Ставилась цель уже к 2000 г. удвоить промышленный потенциал СССР. Методы реализации были традиционными: активизация «человеческого фактора» (,укрепление трудовой дисциплины, борьба с пьянством — антиалкогольная кампания); использование скрытых резервов (полная загрузка производственных мощностей, организация многосменной работы); резкое увеличение расходов на техническое обновление предприятий; ужесточение административных мер . Одновременно произошло обновление высшего партийного- государственного аппарата. Наметились сдвиги во внешней политике. , Началась нормализация отношений с США
    Итоги политики ускорения малоутешительны. Добиться повышения темпов роста не удалось, антиалкогольная кампания привела к огромным потерям бюджета, увеличение затрат на техническое переоснащение промышленности обострило ситуацию в социальной сфере. Пришло понимание необходимости более глубоких преобразований.
    1987—1988гг.: «гласность» и перестройка. Идеологической основой нового курса стала концепция «хозрасчетного социализма», прообраз которой был найден в нэпе, а теоретическое обоснование — в последних работах В. И. Ленина. Закон «О государственном предприятии» (лето 1987) значительно расширял самостоятельность предприятий. . Предприятия самостоятельно устанавливали численность работников, уровень заработной платы. Трудовые коллективы получали право выбирать администрацию. Это была попытка ,ослабить административное давление, ввести конкуренцию. . В 1988 г. был сделан следующий Шаг: разрешено мелкое частное предпринимательство.

  9. vitos-555 Ответить

    Политика «гласности».Политика «гласности» означала свободу к высказывании мнений, суждений. По мере развития «гласно­сти» контролировать ее становилось все труднее. Участившиеся ра-юблачения и критика все чаще и чаще касались не только отдель-мых недостатков, но и основ системы в целом.
    «Гласность» служила инструментом политического курса ре­форматоров. Главным сторонником гласности считался секретарь ЦК КПСС А.Яковлев, который был инициатором проведения в 11К собраний с участием руководителей средств массовой инфор-мации. На посты главных редакторов ведущих журналов назнача­лись люди, ратующие за обновление общества. Такие журналы печатали много смелых произведений. Появилось большое коли­чество газет, в том числе и бульварных, где можно было печатать любые статьи.
    «Гласность» повлияла и на искусство. Писатели могли свобод­но публиковать свои произведения. В театрах наряду с классиче­скими спектаклями ставились новые произведения. Такая же си­туация была и в кино. Теперь режиссеры получили возможность снимать фильмы практически на любую тему, не боясь цензуры.
    Последствия политики «гласности» были противоречивыми. Безусловно, люди могли теперь спокойно говорить правду, не опасаясь последствий. С другой стороны, свобода быстро превра­тилась в безответственность и безнаказанность.
    Издержки гласности перевешивали ее достижения. Появился феномен привыкания к разоблачениям, вскоре захвативший все общество. Самый зловещий компромат уже не вызывал ника­кой другой реакции, кроме брезгливой усталости и желания устраниться от общественной грязи. Избыточная гласность по­родила равнодушие и цинизм в обществе, перекормленном «не­гативом».
    ГКЧП и распад СССР.Политика перестройки, реформы, про­водимые в экономике, не привели к положительным результатам. Напротив, с 1989 г. нарастал спад производства как в промыш­ленности, так и в сельском хозяйстве. Резко ухудшилось положе­ние с продовольствием и промышленными товарами, включая предметы повседневного спроса.
    Неудачной в целом была внешняя политика СССР, в которой наряду с Горбачевым большую роль играл министр иностранных дел Э.А.Шеварднадзе. Правда, в отношениях с ведущими капита­листическими странами был достигнут большой прогресс, резко снизилось противостояние между СССР и США, была ликвиди­рована опасность мировой термоядерной войны. Начался процесс сокращения вооружений, были ликвидированы ракеты ближней и средней дальности. Однако Советский Союз пошел на значи­тельные односторонние уступки Западу. Инициированные Горба­чевым процессы демократизации в странах Восточной Европы привели там к приходу к власти враждебных СССР сил.
    Нарастало стремление республик СССР к самостоятельности. Наиболее острая ситуация сложилась в Прибалтийских республи­ках, парламенты которых приняли решения о независимости их стран. С целью сохранить в каком-то виде единое государство Гор­бачев задумал подписание нового союзного договора, по которо­му значительная часть государственных полномочий передавалась от федерального центра республикам. Таким образом, возникла угроза распада СССР.
    Подписание нового договора было назначено на 20 августа 1991 г. Президент Горбачев, объявив об этом, отправился отдыхать на дачу в Форосе (Крым). В это время сторонники сохранения СССР готовились к объявлению чрезвычайного положения в столице. 18 августа Горбачеву предъявили состав ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению) и предложили подписать указ о введении в стране чрезвычайного положения. Горбачев отказался.
    Тогда ГКЧПобъявил о неспособности президента исполнять свои обязанности и поручил исполнять его функции вице-прези­денту Г.Янаеву. ГКЧП выступал за сохранение СССР. Его члены объявили о прекращении деятельности политических партий, за­крытии некоторых газет.
    В ответ на это избранный в июне 1991 г. Президентом РСФСР I). Н.Ельцин издал указ, в котором квалифицировал действия ГКЧП как государственный переворот, а его решения объявля-1ИСЬ незаконными. Вскоре лидеры ГКЧП были арестованы, а дея­тельность компартии приостановлена.
    Августовские события привели к ускорению распада СССР.
    0 своей независимости объявила Украина, ее примеру последо-
    вали Молдавия, Киргизия, Узбекистан. 8 декабря 1991 г. лидеры
    РСФСР, Украины и Белоруссии расторгли договор об образова­
    нии СССР 1922 г. Тогда же было подписано Соглашение об образо­
    вании Содружества Независимых Государств (СНГ). В него вошли
    все бывшие республики Советского Союза, за исключением Лит­
    вы, Латвии и Эстонии.
    Итоги перестройки.Во время перестройки установилась поли-i ика «гласности». Но большинство перестроечных законов не при­несли желаемых результатов. Кроме того, Горбачев не учел всю
    1 южность ситуации, сложившейся в республиках, что привело к
    распаду СССР.
    § 102. Страны Восточной Европы во второй половине XX в.
    Начало строительства социализма.В годы Второй мировой вой-ми в странах Восточной Европы значительно возрос авторитет 1СВЫХ сил, прежде всего коммунистов. В ряде государств они воз-i швили антифашистские восстания (Болгария, Румыния), в дру-и\ руководили партизанской борьбой. В 1945— 1946 гг. во всех стра­нах приняли новые конституции, ликвидировали монархии, власть . перешла к народным правительствам, были национализированы • рупные предприятия и проведены аграрные реформы. На выбо-н i\ коммунисты заняли прочные позиции в парламентах. Они примами к еще более радикальным переменам, против чего выступали буржуазные демократические партии. Одновременно всюду развернулся процесс слияния коммунистов и социал-демократов при доминировании первых.
    Мощную поддержку коммунистам оказывало присутствие в странах Восточной Европы советских войск. В условиях начавшей­ся «холодной войны» была сделана ставка на ускорение преобра­зований. Это в значительной мере соответствовало настроениям большинства населения, среди которого был велик авторитет Советского Союза, а в строительстве социализма многие видели способ быстрого преодоления послевоенных трудностей и даль­нейшего создания справедливого общества. СССР оказывал этим государствам огромную материальную помощь.
    На выборах 1947 г. коммунисты получили большинство мест в сейме Польши. Сейм избрал президентом коммуниста Б.Берута. В Чехословакии в феврале 1948 г. коммунисты в ходе многоднев­ных массовых митингов рабочих добились создания нового прави­тельства, где они играли ведущую роль. Вскоре президент Э.Бе-неш подал в отставку, а новым президентом был избран лидер компартии К. Готвальд.
    К 1949 г. во всех странах региона власть оказалась в руках ком­мунистических партий. В октябре 1949 г. образовалась ГДР. В неко­торых странах сохранилась многопартийная система, но она во многом стала формальностью.
    СЭВи ОВД.С образованием стран «народной демократии» начался процесс формирования мировой социалистической си­стемы. Экономические связи между СССР и странами народной демократии осуществлялись на первом этапе в форме двусто­роннего внешнеторгового соглашения. Одновременно СССР жес­тко контролировал деятельность правительств этих стран.
    С 1947 г. этот контроль осуществлял наследник Коминтерна — Коминформ. Большое значение в расширении и укреплении эко­номических связей стал играть Совет экономической взаимопомо­щи {СЭВ), созданный в 1949 г. Его членами являлись Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия, позже всту­пила Албания. Создание СЭВ явилось определенным ответом на создание НАТО. Целями СЭВ были объединение и координация усилий в развитии экономики стран — членов Содружества.
    В политической области большое значение имело создание в 1955 г. Организации Варшавского договора (ОВД). Его создание стало ответом на прием ФРГ в НАТО. В соответствии с условиями договора его участники обязались в случае вооруженного нападе­ния на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению госу­дарствам немедленную помощь всеми средствами, включая при­менение вооруженной силы. Создавалось объединенное военное командование, проводились совместные военные учения, унифи­цировались вооружение и организация войск.

  10. Mr.Bapcuk Ответить

    Под давлением МДГ, деятельность которой вызывала го­рячий отклик в Москве и других крупных городах, руковод­ство страны пошло на уступки. В марте 1990 г. внеочередной III съезд изменил 6-ю статью, провозгласив возможность мно­гопартийности. Одновременно вводился пост Президента СССР. На съезде им был избран . Однако, не­смотря на рост полномочий, реальная власть уходила из его рук. Лишение КПСС, которая являлась стержнем власти, ее основных полномочий вело к усилению неуправляемости страны.
    Национальная политика.
    В конце 80-х гг. XX в. резко обо­стрился национальный вопрос. Первым крупным проявлени­ем этого стало выступление казахской молодежи в Алма-Ате против назначения русского главой компартии Казахстана (1986 г.).
    Серьезной проверкой прочности СССР стал конфликт, на­чавшийся в 1988 г. в Нагорном Карабахе, населенном в основ­ном армянами, но административно принадлежащем Азербайджану. Вскоре там началась полномасштабная война. В январе 1990 г. произошел погром армян в Баку. Вступле­ние в город войск привело к гибели азербайджанцев. Ранее, в 1989 г., произошли кровавые столкновения между узбека­ми и турками-месхетинцами в Ферганской долине.
    Руководство ряда республик взяло курс на отделение от СССР. Оно стало поощрять выступления националистически настроенной части интеллигенции, студенчества. Крупная демонстрация подобного рода произошла в апреле 1989 г. в Тбилиси. В ходе ее в давке погибли несколько человек, но пресса обвинила в их гибели войска. Горбачев шел на уступки местным властям, однако это лишь разжигало их аппе­титы.

    В 1990 г. прошли выборы депутатов в Верховные Советы республик (в РСФСР – на Съезд народных депутатов). В ряде республик большинство получили сторонники отделения от СССР, в основном из числа «перестроившихся» партийно­государственных деятелей. В марте 1990 г. свою независи­мость провозгласила Литва, 9 апреля 1991 г. – Грузия, при этом следует уточнить, что документы о государственном су­веренитете почти во всех бывших республиках СССР были приняты в период 1гг.
    В мае 1990 г. начал работу I съезд народных депутатов РСФСР. Председателем Верховного Совета РСФСР был из­бран .
    12 июня 1990 г. съезд принял Декларацию о государственном суверенитете России. Она провозглашала верховенство Конституции РСФСР и республиканских законов над союзными. Так был сделан решающий шаг к развалу СССР.
    Политика гласности.
    Вскоре после начала перестройки провозгласил политику гласности. Она озна­чала свободу в высказывании мнений, суждений. По мере развития гласности контролировать ее становилось все труд­нее. Разоблачения и критика все чаще и чаще касались не только отдельных недостатков, но и основ системы в целом.
    Гласность служила инструментом политического курса ре­форматоров. Главным организатором гласности считался се­кретарь ЦК КПСС . Он был инициатором про­ведения собраний руководителей средств массовой информа­ции, на которых объяснялось, как освещать те или иные со­бытия. На посты руководителей ведущих журналов и газет назначались люди, ратующие за обновление общества. По­явилось большое количество изданий, в том числе и бульвар­ных, где можно было помещать любые статьи.

    Гласность повлияла и на искусство. Писатели получили право свободно публиковать свои произведения. В театрах ставились новые, острые пьесы. Такая же ситуация была и в кино. Режиссеры получили возможность снимать фильмы практически на любую тему.
    Последствия политики гласности оказались противоречи­выми. Безусловно, люди могли теперь спокойно говорить правду, не опасаясь наказания. Но с другой стороны, свобода быстро превратилась в безответственность и безнаказанность. Появился феномен привыкания к разоблачениям, вскоре за­хвативший всю страну. Гласность породила равнодушие и цинизм в обществе, перекормленном негативом.
    ГКЧП и распад СССР.
    Политика перестройки не привела к положительным результатам. Напротив, с 1989 г. быстро на­растал спад производства как в промышленности, так и в сель­ском хозяйстве. Магазины опустели настолько, что даже в Мо­скве были введены так называемые «карточки потребителя».
    Неудачной в целом была и внешняя политика СССР, в ко­торой наряду с большую роль играл министр иностранных дел . Правда, в эти годы сни­зилось противостояние между СССР и США, уменьшилась опасность термоядерной войны, начался процесс сокращения вооружений, были ликвидированы ракеты ближней и сред­ней дальности. Советский Союз пошел на значительные односторонние уступки Западу. Инициированные Горбачевым процессы демократизации в странах Восточной Европы при­вели к приходу к власти там враждебных СССР сил.
    Внутри СССР нарастало стремление республик к самостоя­тельности. С целью сохранить единое государство, пусть и в ином виде, задумал подписание нового союз­ного договора, по которому значительная часть государ­ственных полномочий передавалась от федерального Центра республикам. Фактически это вело к распаду единого госу­дарства.

    Подписание нового договора было назначено на 20 августа 1991 г. Горбачев, объявив об этом, отправился отдыхать на дачу в Форос (Крым). В это время сторонники сохранения СССР готовились к решительным мерам. Был создан Госу­дарственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в составе восьми человек. 18 августа члены ГКЧП предложили Горбачеву подписать указ о введении в стране чрезвычайного положения, но он отказался.
    19 августа 1991 г. ГКЧП объявил о неспособности прези­дента исполнять свои обязанности. Его функции перешли к вице-президенту , члену комитета. В Москве было введено военное положение, деятельность новых поли­тических партий прекращалась, некоторые газеты были за­крыты.
    Избранный в июне 1991 г. Президентом РСФСР ­цин издал указ, в котором действия ГКЧП квалифицирова­лись как государственный переворот, а его решения объявлялись незаконными. Вскоре лидеры ГКЧП были арестованы.
    Августовские события привели к ускорению распада СССР. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще лидеры РСФСР, Укра­ины и Белоруссии расторгли договор об образовании СССР 1922 г. Тогда же было подписано Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ).
    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
    1. Каковы были цели реформ, начатых ? С каких мероприятий началась перестройка?
    2. Как реформировалась экономика СССР в годы перестройки? Каковы были результаты реформ?
    3. Какие изменения пережило политическое устройство СССР в годы перестройки?
    4. Как национальные конфликты и национальные движения по­влияли на события времен перестройки?
    5. Что такое политика гласности? Какие последствия она име­ла?
    6. Как распался СССР?
    7. Существовала ли, на ваш взгляд, возможность сохранить СССР? Свое мнение аргументируйте фактами.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *