Какие качества характеризуют детские работы в изобразительном периоде?

14 ответов на вопрос “Какие качества характеризуют детские работы в изобразительном периоде?”

  1. Dr Karl Ответить

    Педагогика
    Задания с выбором одного  ответа
    1. Сформулируйте основную цель дошкольной педагогики:  научно обосновать технологию и методику образовательно-воспитательной работы с дошкольниками различных возрастных групп;
    2. Дайте определение понятию «образование»:  процесс и результат обучения и воспитания;
    3. Разработкой теоретических основ методики физического воспитания дошкольников в России занимались:  В.Г. Алямовская, М.Ю. Кистяковская, М.А. Рунова;
    4.  Дайте определение понятию умственного воспитания дошкольников:  развитие активной мыслительной деятельности дошкольников, включающее формирование интеллектуальных умений и навыков, любознательности и умственных способностей
    5. Выделите из предложенных факторы, направленные на охрану и укрепление здоровья детей в ДОО:  двигательная активность;
    6. На что следует обратить внимание воспитателям при организации процесса нравственного воспитания дошкольников в ДОО:  на взаимоотношения детей в коллективе сверстников;
    7. На что направлена продуктивная деятельность дошкольников:   на моделирование предметов окружающего мира;
    8. Какие показатели наиболее важны в оценке эффективности работы с родителями дошкольников:  согласование целей, задач и методов воспитания и обучения детей в семье и ДОО.
    9. Дайте определение понятию художественно-эстетического развития дошкольников:   организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений, знаний и оценок о прекрасном в жизни и искусстве.
    10. Охрана жизни и укрепление здоровья ребенка – это:  задача физического воспитания
    11. Кто из современных педагогов раскрывает особенности конструктивной деятельности детей:  А. Н. Давидчук;
    12.Чем характеризуется профессиональная компетентность воспитателя:  умением проектировать педагогическую деятельность
    13. Кто из педагогов и психологов рассматривал игру с позиций психологической теории деятельности:  А. В. Запорожец
    14. Выделите понятие, характеризующее один из этапов педагогической деятельности воспитателя:   изучение воспитанников и определение задач воспитания;
    15.  Вычлените неэффективное условие преемственности работы ДОО и школы:  необходимость согласования программ обучения и воспитания в смежных звеньях непрерывной системы образования;
    16. Кто в отечественной педагогике разрабатывал проблему сенсомоторной готовности дошкольников к школе (в т. ч. леворуких детей):   М. М. Безруких.
    17. Что НЕ является формой организации педагогического процесса?  конкурс;
    18. Какая игра отличается от остальных по форме организации?  подвижная;
    19. Что такое развивающая предметная среда детства?   система условий, обеспечивающая полноту развития детской деятельности и его личности;
    20. Какая наука изучает закономерности воспитания человека:  педагогика
    21. Какой метод применяется при изучении взаимоотношений, складывающихся между детьми:  метод социометрии.
    22. Эксперимент как метод научного исследования – это …  исследование некоторого явления в управляемых условиях, отличающееся  активным взаимодействием с изучаемым объектом, служащее для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами;
    23. Откровенному обсуждению разных сторон жизни ребенка способствует следующие формы работы с родителями:  индивидуальные беседы
    24. В режиме дня для детей 3-7 лет самостоятельная деятельность детей составляет:  не менее 3-4 часов;
    25. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности должны быть:   не менее 10 минут;
    26. Разработчиком метода параллельного педагогического действия, когда в воспитательном процессе взаимодействие “учитель-ученик” дополняется взаимодействием “коллектив-ученик”, является:   Макаренко А.С.
    27. Какой педагогический принцип называют «золотым правилом дидактики»?  наглядности.
    28. Содержание развивающей предметной среды (по С.Л. Новоселовой) НЕ должно удовлетворять потребности:  ускоренного развития ребенка.
    29. Процесс обучения призван осуществить функции:  образовательную;
    Задания с множественным выбором ответа
    30. Система взаимодействия ДОО с семьей представлена следующими направлениями: выявление уровня педагогической грамотности родителей;
    поручения по изготовлению дидактических материалов и пособий;
    ознакомление с условиями воспитания ребенка в семье;
    31. Авторами книг о семейном воспитании являются:  К.Д. Ушинский; А.С. Макаренко; В.А. Сухомлинский;
    32. Ведущими показателями, по которым можно судить о том, что ребенок адаптировался к дошкольному учреждению, являются:    хороший аппетит;  хороший сон.
    33. Основными условиями развития интереса, способностей ребенка к двигательной деятельности в условиях ДОО является: оптимальный двигательный режим;; выделение достаточной площади для движений; разнообразие физкультурно-игровой среды.
    34. К методам обучения относятся:  наглядные; словесные;; практические
    35. Определите формы работы с дошкольниками по организации различных видов детской деятельности в соответствии с ФГОС ДОО:  детское экспериментирование;
    мастерские по изготовлению продуктов детского творчества;
    беседы;
    педагогические ситуации;
    проектная деятельность.
    36. Вариативные модели организации государственного дошкольного образования предполагают:  дошкольные образовательные группы полного пребывания; дошкольные образовательные группы кратковременного пребывания; семейные детские сады.
    Задание на установление последовательности
    37. Установите последовательность  структурных компонентов анализа проведенного мероприятия:
    1 Соответствие содержания поставленным целям
    2 Соответствие методов поставленным целям
    3Анализ уровня активности детей на занятии
    4. Культура общения воспитателя с детьми
    5Анализ целей мероприятия
    6. Общие выводы и предложения
    Психология
    Задания с выбором одного правильного ответа
    38. Основным критерием периодизации психического развития детей, по Д.Б.Эльконину, является:   ведущий вид деятельности;
    39. Социально-личностное развитие ребенка-дошкольника предполагает:  формирование положительного отношения к себе, к другим людям, к миру, коммуникативной и социальной компетентности;
    40. Ведущим видом деятельности дошкольника является:   игровая деятельность;
    41. Наиболее эффективной формой взаимодействия педагога с ребенком является:  ; субьект-субьектная;
    42. Одним из важнейших свойств воображения, которое развивается в игре, является:    способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями;
    43. Наиболее важный фактор, влияющий на социально-эмоциональное развитие ребенка, это – …  семейные ценности, эмоциональная атмосфера в семье.
    44. Сензитивный период развития – это …   период в жизни ребенка, создающий наиболее благоприятное условие для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения;
    45. Депривация – это …  лишение ребенка каких-либо условий, необходимых для его нормального существования, удовлетворения его основных жизненных потребностей;
    46. Профессионально-значимой характеристикой личности педагога НЕ является следующая:  конформность;
    47. Из нижеприведенных реплик воспитателя к «Я-замечанию» относится фраза:  «Мне трудно говорить и объяснять, когда кто-то разговаривает в этот момент»;
    48. Что в современных педагогических концепциях рассматривается как основной путь приобщения детей к социальному миру?  единство социализации и индивидуализации.
    49. Социализация – это…   процесс усвоения и активного воспроизводства ребенком социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, и его результат;
    50. Диагностика уровня усвоения детьми социальных норм – это изучение представлений детей…  о правилах поведения в социуме;
    51. Фрустрация – это …  психическое состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения;
    52. Эмпатия – это …  способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояния, готовность оказать им посильную помощь.
    53. Диагностика уровня сформированности эмпатии у дошкольников предполагает оценку уровня…  умений сопереживать взрослым и сверстникам.
    54. Какой прием помощи со стороны взрослого наиболее эффективен для ребенка в преодолении отчуждения сверстников?   создание реальных жизненных ситуаций, обеспечивающих социальный успех в группе сверстников и их родителей.
    55. Роль игры в ознакомлении дошкольников с социальным миром заключается в …
    усвоении основных векторов человеческих взаимоотношений;
    56. Какое проявление социального развития характерно для «кризиса 7 лет»?   утрата непосредственности.
    57. Понятие «зона ближайшего развития» было введено:   Л.С.Выготским;
    58. Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста?  по форме общения и типу взаимоотношений;
    59. Причиной эмоционального неблагополучия ребенка в группе сверстников является …   отсутствие потребности в общении, неумение общаться и играть со сверстниками;
    60. Что является показателем задержки социального развития старшего дошкольника?   неумение общаться;
    61. Уровни сформированности культуры поведения у детей дошкольного возраста предполагают  формирование социальных потребностей и усвоение всех компонентов культурного общения со взрослыми и сверстниками;
    62. При диагностике готовности ребенка к общению в школе внимание обращается на…   способность общаться в условиях школьных взаимоотношений.
    63. Какому возрасту соответствует внеситуативно-познавательная форма общения с взрослыми, которую учитывают современные программы?  от 3-4 лет до 5 лет;
    64. Какова роль сюжетно-ролевой игры в социально-психологическом развитии дошкольника?  игра формирует начальные формы организованности, межличностных отношений детей;
    65. Что НЕ является формой психического насилия над ребенком:  ; педагогический анализ недостатков в поведенческой сфере ребенка;
    66. Что такое развитие личности?  процесс качественных и количественных изменений;
    67. «Я-сообщение» в качестве поощрения какой-либо деятельности предполагает следующее высказывание:  «Умница! У тебя хорошо получилось»
    Задания с множественным выбором ответа
    68. Знание возрастных психологических особенностей социального развития детей помогают воспитателю:  организовывать коллективную работу; диагностировать уровень социального развития; разрабатывать дидактические материалы.
    69. К критериям психологической готовности детей к школе относятся:  вербализм; владение способами познания; произвольное поведение; мотивационная готовность; звуковой и слоговой анализ слова; ориентировка в математических представлениях; самостиятельность; овладение диалогической и монологической речью.
    70.Ведущими факторами психического развития ребенка являются:  наследственность; активность самого ребенка; предметно-развивающая среда;  общение со сверстниками и со взрослыми.
    71.Наказание как метод воспитания, оказывает положительное влияние, если:  не унижает достоинства ребенка; формирует способы сознательного самоконтроля.
    72.Профессионально-важными личностными качествами педагога являются:    психолого-педагогическая компетентность; креативность;  ответственность.
    73.Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста подразумевает:  идентификацию социального пола; формирование половых различий в поведении;
    74.Родительская компетентность предполагает:  сотрудничество с детьми; удовлетворение основных потребностей ребенка; учет возрастных особенностей ребенка; взаимодействие родителей с социумом.
    Задания на установление соответствия
    75. Соотнесите вид деятельности детей с возрастом, в котором она является ведущей
    1. Игровая деятельность  2. Предметная деятельность  3. Учебная деятельность  4. Непосредственно-эмоциональное общение
    А. 0-1год Б. 1-3 лет В. 3-7 лет Г. 7-10 лет
    1 2 3 4
    76. Установите соответствие между возрастом и видом мышления, который преимущественно развивается в этом возрасте
    1. Наглядно-логическое  2. Наглядно-действенное  3. Наглядно-образное
    А. 1- 2; 3 года Б. 3; 4 – 10 лет  В. 5,5 – 6; 7 лет
    1 2 3
    77. Соотнесите компоненты содержания понятий, раскрывающие стиль воспитания детей в семье, с терминами,  определяющими стиль:
    1. Авторитарный стиль воспитания (установление жестких требований и правил)  2. Либеральный стиль воспитания (предоставление ребенку избытка свободы) 3.Демократический стиль воспитания (установление разумных правил для
    А. Несистематичность оценок действий ребенка Б. Справедливая оценка действий ребенка В. Сверхвысокий уровень контроля  за действиями ребенка  Г. Слабое или полное отсутствие контроля за действиями ребенка
    ребенка)
    Д. Разумный контроль за действиями ребенка, признание и поощрение его  самостоятельности  Е. Пристальное внимание  взрослого к поступкам ребенка, восприятие положительного как должного
    Нормативно-правовые основы дошкольного образования
    78. Какие уровни управления дошкольным образованием существуют на современном этапе:  федеральный;
    79. Какой документ определяет цели, задачи и содержание преемственности дошкольного и начального образования:  Концепция содержания непрерывного дошкольного и начального школьного образования.
    80. Основная образовательная программа дошкольного образования проектируется:  -как программа  психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования;
    81. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются:   -независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития воспитанников и видов Организации, реализующей Программу;
    82. Одним из принципов Национальной стратегии действий в интересах детей является:  -участие в международных актах по защите прав детства;
    83. Укажите новые государственные формы дошкольного образования:  группы кратковременного пребывания детей в ДОО;
    84. Личностно – ориентированная модель построения педагогической работы с детьми впервые определена в:   Концепции дошкольного воспитания.
    85. Современный этап дошкольного образования характеризуется: Вариативностью существующих программ и технологий.
    86. К образовательной программе ДОО предъявляется определенное требование: множест. ответ  соответствие Федеральному  Закону  «Об образовании в РФ»; соблюдение светского характера образования; построение на принципе личностно – ориентированного взаимодействия взрослого с детьми;
    87. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит:   Семье.
    88. Выберите ответы, в которых названы образовательные области согласно ФГОС ДО: множетсв.  познавательное  развитие; речевое развитие ; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие;
    89.Выберите ответы, в которых названы виды деятельности согласно ФГОС ДО:  коммуникативная; восприятие художественной литературы и фольклора; познавательно-исследовательская игровая двигательная конструирование изобразительная музыкальная.
    90. ФГОС ДО преследует следующие цели:  -обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; – -обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; – -сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
    91. Согласно ФГОС ДО содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:  предметно-пространственная развивающая образовательная среда;  характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
    92. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:    Овладение установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе; Овладение развитым воображением; Развитие крупной и мелкой моторики; Способность к волевым усилиям; Проявляет любознательность, Достаточно хорошее владение устной речью; Овладение основными культурными способами деятельности;
    93. Требования ФГОС  являются ориентирами для педагогов и администрации Организаций при решении задач:  формирования основной образовательной программы; взаимодействия с широкой общественности; анализа своей профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников.
    94. Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы предполагает:  ликвидацию дефицита услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями; – -формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства; -сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.; модернизация дошкольного образования.
    Методика дошкольного образования
    95.Первоначальное обучение дошкольников новому формообразующему движению в рисовании следует начинать с:  обследования объекта изображения;
    96.Просмотр и анализ детских работ по изобразительной деятельности необходимо проводить:  с позиции создания художественно-выразительного образа;
    97.Главная цель организации музыкального сопровождения общего образования?
    адекватная организация звучащего пространства процесса образования, в котором взаимодействуют дети и педагог
    98.Какие формы организации познавательной деятельности также называют эвристическими?
    поисковые
    99.Как называются знаки, при помощи которых записываются числа?  цифры
    100.Сенсорное воспитание как основа математического образования дошкольников – это.. . – –целенаправленный педагогический процесс, направленный на формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия;
    101.Развитие элементарных математических представлений нацелены на…   предъявление новых знаний, повторение и систематизацию пройденного материала, закрепление умений и навыков;
    102.В младших группах использование словесного метода  по математическому развитию  сопровождается:  загадочным, сказочным тоном, медленным темпом и многократными повторениями.
    103.Развитие познавательного интереса детей к математике требует от педагогов…  создания предметно-развивающей, игровой и бытовой среды;
    104. Основанием для введения в мир числа старшего дошкольника является… выполнение действий с величинами, пользование условной мерки;  .
    105.Дидактические игры и упражнения на занятиях по развитию математических представлений способствуют…  закреплению знаний, умений и навыков, развитию психических процессов;
    106.Природа используется как средство:  для всестороннего развития детей;
    107.Направления экологического образования дошкольников в качестве временного стандарта сформулированы в книге:  «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений»;
    108.Какое из суждений не относится к понятию «экологическая культура»:  рассматривается как врожденное свойство личности;
    109.Экологический подход к содержанию животных и растений в уголке природы ДОО заключается:  в создании условий, в полной мере соответствующих потребностям и приспособленности живых организмов к ним;
    110.Педагогический смысл экологических праздников, досугов заключается в том, чтобы.. .; вызвать положительный эмоциональный отклик у детей;
    111.К парциальным программам социально-экологической направленности относится:  ; «Экономика и экология»;
    112.Педагогическая модель «Эколог» разработана в рамках парциальной программы:  «Наш дом – природа».
    113.Правильно и умело проведенная диагностика экологической воспитанности детей…  все ответы верны в совокупности.
    114.Что является предметом изучения методики развития речи?  -процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия;
    115.В основе методического принципа обеспечения активной речевой практики лежит положение о том, что развитие речи происходит только…   в процессе общения;
    116.Словообразование – это компонент . .. грамматической стороны речи;
    117.В чем заключается суть планирования работы по развитию речи?   в проектировании становления и развития речи детей прогнозировании динамики педагогического воздействия на речь и его результативности;
    118.Определите показатели, характерные для детского восприятия в доизобразительном периоде:   нецеленаправленность.
    119.Целью обучения изобразительной деятельности детей является… содействие развитию творческой личности;  .
    120.Какой прием  используется на I этапе работы с детьми по знакомству с изобразительным искусством?  -рассказ-образец, раскрывающий эмоционально-личностное отношение педагога к картине;
    121.Какие изобразительные движения осваивает ребенок в течение второго года жизни?   разнообразные рисовальные движения орудийного характера;
    122.Какие качества характеризуют детские работы в изобразительном периоде?   глубина мысли;
    123.Процесс формирования и изменения на протяжении жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них  психофизических качеств – это …  физическое развитие;
    124.Сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами– это …  ; подвижная игра;
    125.Установите соответствие игровых приемов возрастным параметрам:
    1) Сюжетно-ролевая на стадии игрового действия и роли 2) Предметно-манипулятивная 3) Сюжетно-ролевая на стадии сюжетосложения и игры с правилами 4) Сюжетно-ролевая на стадии игрового действия
    первая младшая  вторая младшая средняя старшая и подготовительная
    126.Установите соответствие между возрастом ребенка и формой вопроса к детям:
    а) вопрос «какой?» – «почему?» б) вопрос «почему ты так думаешь?» в) вопрос «кто?, что?, что делает?» г) вопрос  «как ты думаешь?»
    младший возраст средний старший  подготовительная гр.
    127.Какую роль выполняют в образовательной деятельности педагог?   педагога, который дает детям знания, умения, навыки.
    128.Установите соответствие четырех периодов в познавательном развитии ребенка:
    1) накопление информации о ближайшем окружении; 2) упорядочивание информации о ближайшем окружении; 3) накопление информации о большом мире;
    4) упорядочивание информации о большом мире.
    младший возраст средний старший  подготовительная гр.
    129.Что является компонентами познавательной сферы?   познавательные (психические) процессы.
    130.Установите соответствие особенностей развития познавательной деятельности согласно возрасту детей:
    1) группировка, сравнение, обобщение; 2) накопление эталонов восприятия; 3) причинно-следственные связи; 4) аналитико-синтетическая деятельность.
    младший возраст средний старший подготовительная гр.
    131.Какие мотивы являются значимыми для детей старшего дошкольного возраста при вступлении в общение со сверстниками?   самооценка и удовлетворение потребности в признании;
    132.В каком возрасте дети способны воспринимать  поступки героев литературных произведений, могут понять мотивы этих поступков при обсуждении с взрослым?   5,5 – 7 лет.
    133.Какими фразами можно дополнить предложение: «Между деятельностью центральной нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата человека существует…»   теснейшая связь;
    134.Здоровье – это : состояние полного физического, психического и социального благополучия.

  2. Terminat Ответить

    ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ
    РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
    1. Целью обучения изобразительной деятельности детей
    является…
    а) формирование знаний;
    б) формирование навыков;
    в) формирование умений;
    г) содействие развитию творческой личности;
    д) подготовка к школе.
    2. Какой прием обучения используется на I этапе работы с
    детьми?
    а) прием мысленного создания собственной картины по названию,
    данному художником;
    б) вопросы конкретного характера, направленные на
    формирование эмоционально­личностного отношения к картине
    в) прием сравнения;
    г) рассказ­образец, раскрывающий эмоционально­личнное
    отношение педагога к картине;
    д) поиск композиционных и колористических вариантов решения
    3.Выразительным средством в изобразительной деятельности
    является…
    а) сила нажима;
    б) колорит;
    в) передача пространственных отношений;
    г) активизация волевых усилий;
    д) степень грамотности изображения.
    4.Какое произведение написано В. В. Васнецовым?
    а) «Март»;
    б) «Богатыри»;
    в) «Грачи прилетели»;
    г) «Девочка с персиками»;
    д) «Тройка».
    5.Определите показатели, характерные для детского восприятия в
    доизобразительном периоде;
    А) точность
    б) полнота;
    в) расчлененность;
    г) аналитичность;
    д) нецеленаправленность.
    6.Какие изобразительные движения осваивает ребенок в течение 2 года
    жизни?
    а) основные формообразующие движения;
    б) не осваивает никакие движения;
    в) разнообразные рисовальные движения орудийного характера;
    г) вариативное использование формообразующих движений;
    д) все ответы неверны.
    7.Какие качества характеризуют детские работы в изобразительном
    периоде?
    а) выразительность образов;
    б) высокая степень грамотности;
    в) глубина мысли;
    г) широта общения;
    д) увлеченность, захваченность деятельностью.
    8. Что можно отнести к одному из этапов
    творческого акта в изобразительной деятельности?
    а) подбор материала для художественной деятельности детей;
    б) создание условий для изобразительной деятельности;
    в) исполнение замысла;
    г) осознание необходимости создания произведения;
    д) увлеченность, захваченность деятельностью
    9. Наблюдение в изобразительной деятельности является.
    а) способом обучения детей изобразительным навыкам и умениям;
    б) задачей обучения;
    в) наглядным методом;
    г) видом деятельности;

  3. VineLood Ответить

    Содержание
    Какой метод обучения детей в ДОУ относится к традиционно выделяемому по источнику знаний

    Ответы к тесту
    1 Д
    2 г
    3 г
    4 б
    5 б
    6 Д
    7 в
    8 а
    9 в
    10 Д
    11 б
    12 в
    13 Д
    1. Теория и методика развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста рассматривает…
    Варианты ответа:
    а) педагогические основы развития изобразительной деятельности;
    б) философские основы развития изобразительной деятельности;
    в) психологические основы развития изобразительной деятельности;
    г) психолого-педагогические основы развития изобразительной деятельности;
    д) искусствоведческие и психолого-педагогические основы развития изобразительной деятельности.
    2. Целью обучения изобразительной деятельности детей
    является…
    Варианты ответа:
    а) формирование знаний;
    б) формирование навыков;
    в) формирование умений;
    г) содействие развитию творческой личности; –
    д) подготовка к школе.
    3. Какой прием обучения используется на I этапе работы с детьми?
    Варианты ответа:
    а) прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником;
    б) вопросы конкретного характера, направленные на формирование эмоционально-личностного отношения к картин
    в) прием сравнения;
    г) рассказ-образец, раскрывающий эмоционально-личнное отношение педагога к картине;
    д) поиск композиционных и колористических вариантов решения создания художественного образа.
    4. Выразительным средством в изобразительной деятельности является…
    Варианты ответа:
    а) сила нажима;
    б) колорит;
    в) передача пространственных отношений;
    г) активизация волевых усилий;
    д) степень грамотности изображения.
    5. Какое произведение, которое чаще всего применяется в методике ознакомления дошкольников с живописью, написано В. В. Васнецовым?
    Варианты ответа:
    а) «Март»;
    б) «Богатыри»;
    в) «Грачи прилетели»;
    г) «Девочка с персиками»;
    д) «Тройка».
    I
    6. Определите показатели, характерные для детского восприятия в доизобразительном периоде;
    Варианты ответа:
    а) точность;
    б) полнота;
    в) расчлененность;
    г) аналитичность;
    д) нецеленаправленность.
    7. Какие изобразительные движения осваивает ребенок в
    течение второго года жизни?
    Варианты ответа:
    а) основные формообразующие движения;
    б) не осваивает никакие движения;
    в) разнообразные рисовальные движения орудийного характера;
    г) вариативное использование формообразующих движений;
    д) все ответы неверны.
    8. Какие качества характеризуют детские работы в изобразительном периоде?
    Варианты ответа:
    а) выразительность образов;
    б) высокая степень грамотности;
    в) глубина мысли;
    г) широта общения;
    д) увлеченность, захваченность деятельностью.
    9. Что можно отнести к одному из этапов творческого акта в изобразительной деятельности?
    Варианты ответа:
    а) подбор материала для художественной деятельности детей;
    б) создание условий для изобразительной деятельности;
    в) исполнение замысла;
    г) осознание необходимости создания произведения;
    д) расширение кругозора художника.
    10. Программу художественно-эстетического цикла для детей от 3 до 7 лет «Живой мир образов» разработали…
    Варианты ответа:
    а) Л. А. Венгер и сотрудники его лаборатории;
    б) Т. Н. Доронова и др.;
    в) Т. Г. Казакова и др.;
    г) Н. П. Сакулина и др.;
    д) Р. Г. Казакова, Л. М. Данилова, Н. С. Щербакова и др.
    11. Какой метод обучения детей в ДОУ относится к традиционно выделяемому по источнику знаний?
    Варианты ответа:
    а) информационно-рецептивный;
    б) словесный;
    в) эвристический;
    г) репродуктивный;
    д) продуктивный.
    12. Наблюдение в изобразительной деятельности является.
    Варианты ответа:
    а) способом обучения детей изобразительным навыкам и умениям;
    б) задачей обучения;
    в) наглядным методом;
    г) видом деятельности;
    д) приемом обучения изобразительных умений и навыков.
    13. Что не рассматривается учёными как вид изобразительной деятельности?
    Варианту, ответа:
    а) рисование;
    б) лепка;
    в) аппликация;
    г) конструирование;
    д) ручной труд.

  4. Gardarg Ответить

    7
    4. Какие качества характеризуют детские работы в изобразительном периоде: А) выразительность образов; А) выразительность образов; Б) высокая степень грамотности; Б) высокая степень грамотности; В) глубина мысли; В) глубина мысли; Г) широта общения; Г) широта общения; Д) увлеченность, захваченность деятельностью. Д) увлеченность, захваченность деятельностью.

    8
    4. Какие качества характеризуют детские работы в изобразительном периоде: А) выразительность образов А) выразительность образов

    9
    5. Что не рассматривается педагогами как вид изобразительной деятельности: А) рисование; А) рисование; Б) ручной труд. Б) ручной труд. В) аппликация; В) аппликация; Д) лепка; Д) лепка;

    10
    5. Что не рассматривается педагогами как вид изобразительной деятельности: Б) ручной труд. Б) ручной труд.

    11
    6. Структура, взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которой зависит весь его смысл, – это: А) ритм; А) ритм; Б) колорит; Б) колорит; В) рисунок; В) рисунок; Г) композиция; Г) композиция; Д) палитра. Д) палитра.

    12
    6. Структура, взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которой зависит весь его смысл, – это: Г) композиция Г) композиция

    13
    7. Дети средней группы составляют узоры по мотивам росписи: А) хохломской; А) хохломской; Б) городецкой; Б) городецкой; В) гжельской; В) гжельской; Г) дымковской; Г) дымковской; Д) в средней группе эти росписи не используют. Д) в средней группе эти росписи не используют.

    14
    7. Дети средней группы составляют узоры по мотивам росписи: Г) дымковской Г) дымковской

    15
    8. Что не характеризует степень грамотности изображения: А-передача формы; А-передача формы; Б-передача строения предмета; Б-передача строения предмета; В -выбор формата листа для рисунка В -выбор формата листа для рисунка Г-передача движения; Г-передача движения; Д-композиция рисунка. Д-композиция рисунка.

    16
    8. Что не характеризует степень грамотности изображения: В) выбор формата листа для рисунка В) выбор формата листа для рисунка

    17
    9. Материал для рисования, изготовленный в виде палочек красновато-коричневого цвета, – это: А) гуашь; А) гуашь; Б) уголь; Б) уголь; В) акварель; В) акварель; Г) сангина; Г) сангина; Д) тушь. Д) тушь.

    18
    9. Материал для рисования, изготовленный в виде палочек красновато-коричневого цвета, – это: Г) сангина Г) сангина

    19
    10. Дети второй младшей группы чаще используют в рисунках: А) акварель; А) акварель; Б) фломастеры; Б) фломастеры; В) тушь; В) тушь; Г) восковые мелки; Г) восковые мелки; Д) гуашь. Д) гуашь.

    20
    10. Дети второй младшей группы чаще используют в рисунках: Д) гуашь. Д) гуашь.

    21
    11. Что не является выразительным средством в рисовании: А) цвет; А) цвет; Б) колорит; Б) колорит; В) композиция; В) композиция; Г) амплитуда; Г) амплитуда; Д) выразительные детали. Д) выразительные детали.

    22
    11. Что не является выразительным средством в рисовании: Г) амплитуда Г) амплитуда

    23
    12. С детьми младшей группы ДОУ организуют НОД по ИЗД: А) по замыслу; А) по замыслу; Б) с натуры; Б) с натуры; В) по представлению; В) по представлению; Г) по памяти; Г) по памяти; Д) все ответы неверны. Д) все ответы неверны.

    24
    12. С детьми младшей группы ДОУ организуют НОД по ИЗД: А) по замыслу А) по замыслу

    25
    13. Элементами городецкой росписи являются: А) волнистая линия; А) волнистая линия; Б) розан; Б) розан; В) клетка; В) клетка; Г) завиток; Г) завиток; Д) стилизованная ромашка. Д) стилизованная ромашка.

    26
    13. Элементами городецкой росписи являются: Б) розан. Б) розан.

    27
    14. Помочь детям рисовать элементы узора по мотивам народных игрушек, ритмично располагать элементы узора – это работа: А) по передаче связного содержания; А) по передаче связного содержания; Б) по обучению изображению предмета; Б) по обучению изображению предмета; В) по обучению составлению узора; В) по обучению составлению узора; Г) по ознакомлению с материалом; Г) по ознакомлению с материалом; Д) над техникой изображения. Д) над техникой изображения.

    28
    14. Помочь детям рисовать элементы узора по мотивам народных игрушек, ритмично располагать элементы узора – это работа: В) по обучению составлению узора. В) по обучению составлению узора.

    29
    Загадки: Деревянный станок для живописи? Деревянный станок для живописи? Важнейший инструмент художника, бывает жёсткой и мягкой, плоской и круглой, заострённой и тупой? Важнейший инструмент художника, бывает жёсткой и мягкой, плоской и круглой, заострённой и тупой? Материал для рисования в виде тонких палочек, приготовленных обжиганием дерева? Материал для рисования в виде тонких палочек, приготовленных обжиганием дерева? Материал для рисования с примесью белил, красочный слой плотный, непрозрачный? Материал для рисования с примесью белил, красочный слой плотный, непрозрачный? Основное свойство данного материала- прозрачность красочного слоя? Основное свойство данного материала- прозрачность красочного слоя?

    30
    Виды изобразительного искусства профессии

    31
    живопись

    32
    скульптура

    33
    Книжная графика

    34
    Декоративно-прикладное искусство Дымковская игрушка Городецкая роспись

    35
    архитектура

    36
    СПАСИБО, СЧИТАЕМ СЧИТАЕМ БАЛЛЫ !!!! БАЛЛЫ !!!!

  5. Mr.Limon4ik Ответить

    Тестовые задания
    «Теория и методика развития детского ИЗО творчества»
    Ф.И.О. педагога:__________________________________
    Обведите кружком тот ответ, который Вы считаете правильным.
    1. В какой возрастной группе, каждый ребенок должен готовить себе рабочее место и полностью убирать его по окончании работы?
    а) в средней группе
    б) в старшей группе
    в) в подготовительной к школе группе
    г) ни в какой
    2. Кисть, смоченная в краске, прикладывается всем ворсом к бумаге, получается отпечаток – этот приём называется…
    а) придавливание
    б) примакивание
    в) прикладывание
    г) прижимание
    3. Процесс занятия по рисованию…
    а) не делится на части
    б) состоит из 2 частей
    в) состоит из 3 частей
    г) состоит из 4 частей
    4. Обычно в детских садах раздача материала и мелкого оборудования для занятия…
    а) возлагается на дежурных детей
    б) возлагается только на помощника воспитателя
    в) возлагается только на воспитателя
    г) возлагается на воспитателя и помощника воспитателя
    5. Освоение изобразительных умений детьми начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий…
    а) при рисовании по точкам
    б) при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем
    в) при рисовании по контуру
    г) при закрашивании силуэта рисунка
    6. Дети учатся представлять себе, что такое ритм и симметрия знакомясь…
    а) с предметным рисованием
    б) с сюжетным рисованием
    в) с декоративным рисованием
    г) с нетрадиционными техниками рисования
    7. В какой группе во втором квартале дети рисуют снеговика, форма которого состоит из кругов разных размеров, и елку с ритмично расположенными ветвями?
    а) в 1 младшей группе
    б) во 2 младшей группе
    в) в средней группе
    г) в старшей группе
    8. Изобразительная деятельность включается в педагогический процесс…
    а) с первой младшей группы
    б) со второй младшей группы
    в) в средней группе
    г) в старшей группе
    9. В какой возрастной группе к концу учебного года дети могут правильно пользоваться карандашом, кистью, красками?
    а) в старшей группе
    б) в подготовительной к школе группе
    в) в 1 младшей группе
    г) во 2 младшей группе
    10. Целью обучения изобразительной деятельности детей является…
    а) подготовка руки к письму
    б) формирование знаний о приёмах рисования
    в) формирование умений и навыков в рисовании
    г) развитие творческих способностей детей
    11. В декоративном рисовании во всех группах используется только…
    а) фломастер
    б) акварель
    в) гуашь
    г) карандаш
    12. Кто является автором программы “Цветные ладошки”?
    а) Т. С. Комарова
    б) Е. А. Янушко
    в) И. А. Лыкова
    г) Л. В. Куцакова
    13. Каждое дерево имеет вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону – эти признаки передаются детьми…
    а) подготовительной группы
    б) старшей группы
    в) средней группы
    г) младшей группы
    14. В каком возрасте детям доступно для понимания и передачи в рисунке человека в движении?
    а) в младшем дошкольном возрасте
    б) в старшем дошкольном возрасте
    в) в среднем дошкольном возрасте
    г) только в младшем школьном возрасте
    15. Коллективные работы создаются с детьми…
    а) начиная со средней группы
    б) только в подготовительной к школе группе
    в) начиная со старшего возраста
    г) начиная с младшего возраста
    СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!
    Результаты тестовых заданий:_____________________________
    __________________________________________________________________________________________________________________
    _________________________________________________________
    __________________________________________________________________________________________________________________
    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  6. Hemera Ответить

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение:
    детский сад «Березка» п.Горноправдинск

    Заместитель заведующего
    по учебно-воспитательной работы
    Н.И. Панарина
    2011г
    Цель: Внедрение нетрадиционных форм работы с детьми в области русской народной культуры.
    План:
    Выполнение решения с предыдущего педсовета.
    Вступительное слово – заведующий
    Круглый стол по вопросам.
    Тестовые задания по теории и методике детского изобразительного творчества.
    Разгадывание кроссворда.
    Принятие решения.
    Ход педсовета.
    1. Вступительное слово.
    2. Круглый стол по вопросам.
    Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
    Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
    Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми?
    Какие методы и приемы (нетрадиционные) вы считаете наиболее удачными в работе по приобщению дошкольников к русской народной культуре?
    Какое влияние на формирование душевных качеств оказывают окружающие предметы, характерные для русского народного быта, декоративно – прикладного искусства?
    Какие малые формы фольклора можно использовать во время проведения утренней гимнастики, физкультурного занятия?
    Какое влияние оказывает предметно-развивающая среда на приобщение ребенка к русской народной культуре?
    3.Тестовые задания по теории и методике детского изобразительного творчества.
    Указания: все задания имеют пять вариантов ответа. Обведите кружочком тот, который Вы считаете правильным.
    Что не является задачей обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности?
    Варианты ответа:
    а) содействие развитию творческой личности;
    б) развитие эстетического восприятия;
    в) формирование способности к обучению;
    г) развитие творческих способностей;
    д) формирование мотивов изобразительной деятельности.
    Ответ – а
    Определите, что не является принципом построения предметно-развивающей среды на занятиях по изобразительному творчеству детей в ДОУ?
    а) стимулирование активности, самостоятельности, творчества;
    б) дистанция и сближение позиции в общении взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта;
    в) последовательность освоения предметного действия в раннем возрасте;
    г) принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
    д) комплексирование и гибкое зонирование, т.е. определенность места и расположение материала по изобразительной деятельности.
    Ответ – в
    – Какой метод представляет собой целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем?
    Варианты ответа:
    а) наблюдение;
    б) словесный метод;
    в) практический;
    г) исследовательский;
    д) обследование.
    Ответ – д
    Какие качества характеризуют детские работы в изобразительном периоде?
    Варианты ответа:
    а) выразительность образов;
    б) высокая степень грамотности;
    в) глубина мысли;
    г) ширина общения;
    д) увлеченность, захваченность деятельностью.
    Ответ – а
    Средством художественной выразительности в предметной лепке является…
    Варианты ответа:
    А) пластичность, передача формы и движения;
    Б) величина;
    В) акцентирование на отдельных признаках предмета;
    Г) композиция;
    Д) части предмета.
    Ответ – а
    Дети средней группы составляют узоры по мотивам росписи….
    Варианты ответа:
    а) хохломской;
    б) городецкой;
    в) гжельской;
    г) дымковской;
    д) в средней группе росписи не используют.
    Ответ – г
    – К какому разделу программы относится задача обучения детей выполнению элементов декоративной росписи (завиток, цветок, ягода, листок)?
    Варианты ответа:
    а) составление узора;
    б) изображение предмета;
    в) передача связного содержания;
    г) ознакомление с материалом;
    д) техника изображения.
    Ответ – а
    Какая деятельность не относится к формам организации работы по развитию художественного творчества с детьми в группе ДОУ?
    Варианты ответа:
    а) фронтальная;
    б) подгрупповая;
    в) индивидуальная;
    г)совместная;
    д) дифференцированная.
    Ответ – д
    – Целью обучения изобразительной деятельности детей является…..
    Варианты ответа:
    а) формирование знаний;
    б) формирование навыков;
    в) формирование умений;
    г) содействие развитию творческой личности;
    д) подготовка к школе.
    Ответ – г
    Какое произведение, которое чаще всего применяется в методике ознакомления дошкольников с живописью, написано В.В.Васнецовым?
    Варианты ответа:
    а) « Март»;
    б) «Богатыри»;
    в) «Грачи прилетели»
    г) «Девочки с персиками»;
    д) «Тройка».
    Ответ – б
    Наблюдение в изобразительной деятельности является..
    Варианты ответа:
    а) способом обучения детей изобразительным навыкам и умениям;
    б) задачей обучения;
    в) наглядным методом;
    г) видом деятельности;
    д) приемом обучения изобразительных умений и навыков,
    Ответ – в
    Потребность заниматься изобразительной деятельностью регулярно и относительно долгое время – это ..
    Варианты ответа:
    а) качество результата детской деятельности;
    б) отношение к деятельности;
    в) способ деятельности;
    г) характеристика контрольного этапа детской деятельности;
    д) характеристика мотивационной основы детской деятельности.
    Ответ – б
    5. Разгадывание кроссворда

    По горизонтали
    4.Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (Поговорка)
    6.Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (Басня).
    7. Устное народное творчество, песня-сказание, основанные на реальных событиях (Былина)
    8.Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера ( Сказка).
    9. Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (Анекдот).
    По вертикали
    Устное народное творчество, «народная мудрость» (Фольклор).
    Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения ( Песня)
    Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения. (Загадка)
    краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (Пословица)
    Короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающая переплясом (Частушка).
    Принятие решения.
    Продолжать знакомить дошкольников с русским народным творчеством, в системе планировать элементы народного фольклора в свободную и непосредственную образовательную деятельность. Сроки: в течение года. Ответственные: воспитатели, специалисты.
    В группах оформить альбомы и уголки по декоративно-прикладному искусству с методическими рекомендациями по возрасту. Сроки: 2012-2013 учебный год Ответственные : воспитатели, специалисты.
    Пополнить соответствующие разделы методического кабинета описаниями народных игр, пособиями по народному творчеству. Сроки: 2012-2013 учебный год. Ответственный старший воспитатель Т.М.Маликова

  7. Salanim Ответить

    Ольга Самойлова
    Возрастные особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
    Психологи как правило, различают несколько ступеней в рисовании у детей. В изобразительной деятельности детей дошкольного возраста можно выделить стадию каракулей, штрихов и бесформенного изображения отдельных элементов, первую ступень схемы и вторую ступень возникающего чувства формы и линии.
    • Первая ступень
    К началу дошкольного возраста ребенок, как правило, уже имеет некоторый (хотя и очень ограниченный) запас графических образов, позволяющих ему изображать отдельные предметы. Однако эти изображения имеют лишь самое отдаленное сходство с реальными предметами. Умение узнавать в рисунке предмет – один из стимулов совершенствования изобразительной деятельности ребенка.
    В этом возрасте ребенок с удовольствием рисует, но при этом не ставит себе цели нарисовать что-нибудь конкретное. Если педагог спросит его, что он нарисовал, он посмотрит на картинку и назовет ее. Но, о том же рисунке станут расспрашивать его завтра, ответ может быть совершенно другим.
    Ребенок 2-х лет продолжает рисовать руками и пальцами, но на данном этапе его следует приучать к работе с кистью. Работая с глиной или тестом для лепки, он также не собирается изобразить что-то определенное, ему просто нравится раскатывать и отщипывать кусочки. Характерно, что в этом возрасте малыш обычно выбирает для рисования и лепки один какой-нибудь цвет.
    Начиная с 2,5 лет ребенок может рассказать о своих творческих планах еще до того, как начал рисовать. Но, если в процессе работы заметит, что рисунок начинает походить на что-то еще, спокойно изменит первоначальный план. По-прежнему для юного художника важен процесс, а не результат. Однако, он уже начинает выбирать цвета, появляется потребность в похвале со стороны взрослых.
    В 3-4 года рисунки остаются на фазе каракулей. Но, по сравнению с предыдущим возрастом, кроме размашистых линий, появляются круги, квадраты, крестики, линии, точки. Ребенок комбинирует их самыми разнообразными способами. В рисунках можно увидеть что-то значащее. Например, типичное нарисованное ребенком солнце – круг с выходящими из него линиями, штрихи обозначают дождь и т. д. Усмотрев в своем рисунке сходство с лицом или с фигурой человека, малыш начинает намеренно детализировать его. Но пока он может нарисовать слишком много деталей (например, ног) или расположить их неправильно – ноги, выходящие из головы. Эта стадия называется рисованием по схеме, как правило в рисунках людей у трехлетний ребенок рисует только голову и ноги. Из головы кроме ног отходят руки. Выготский Л. С. называет такой тип изображения «головоногами» (рис. 2 и 3 рисунки взяты из книги Выготского Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.). На первой ступени ребенок рисует схематическое изображение предмета, очень далекие от реальной передачи его. В фигуре человека часто передается лишь голова, ноги, часто туловище
    и руки.
    Существеннейшим отличием этой стадии является то, что ребенок рисует не с натуры, а по памяти. Ребенок, рисуя, часто предает в рисунке то, что он знает о предмете, а не то что он видит. Рисунок на этой стадии является как бы перечислением, или, вернее графическим рассказом ребенка об изображаемом предмете (Выготский Л. С.).
    На этой ступени ребенок рисует схематические изображения предмета, очень далекие от правдоподобной и реальной передачи его. В фигуре человека обычно при этом передается голова, ноги, часто руки и туловище. И этим все изображение человеческой фигуры ограничивается. Это так называемые головоноги, т. е. схематические существа, изображаемые ребенком вместо человеческой фигуры. Риччи, исследовавший детские рисунки, спросил однажды ребенка, нарисовавшего такого головонога:
    – Как, у него только голова и ноги?
    – Конечно, – отвечал ребенок, – этого довольно, чтобы видеть и ходить гулять.
    Существеннейшим отличием этой стадии является то, что ребенок рисует по памяти, а не с натуры. Один психолог, просивший ребенка нарисовать его мать, сидевшую тут же, имел случай наблюдать, как ребенок рисовал мать, ни разу не взглянув на нее. Однако не только прямые наблюдения, но и анализ рисунка очень легко вскрывают то, что ребенок рисует по памяти. Он рисует то, что он знает о вещи, то, что ему кажется в вещи наиболее существенным, а вовсе не то, что он видит или что он, следовательно, представляет себе в вещи. Когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, он честно рисует у всадника обе ноги, хотя наблюдателю сбоку видна только одна. Когда он рисует человека в профиль, он делает на рисунке два глаза.
    «Если он хочет нарисовать одетого человека, – говорит Бюлер, – то он действует как при одевании куклы: он рисует его сначала обнаженным, потом вешает на него одежду, так что все тело просвечивает, в кармане виден кошелек и в нем даже монеты».
    Получается то, что правильно называется рентгеновским рисунком. (рис. 5 и 6, рисунки взяты из книги Выготского Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.).
    Когда ребенок рисует человека в одежде, он рисует у него ноги под одеждой, которые ребенку не видны. Другим ясным доказательством того, что на этой ступени ребенок рисует по памяти, являются внешняя несообразность и неправдоподобность детского рисунка. Такие большие части человеческого тела, как туловище, часто вовсе отсутствуют в рисунке ребенка, ноги растут прямо из головы, а иногда и руки; части соединены часто совершенно не в том порядке, в каком ребенок имеет случай их наблюдать на чужой человеческой фигуре.
    Ребенок, рисуя, передает в рисунке то, что он знает о предмете, а не то, что он видит. Поэтому он часто на рисунке рисует лишнее, такое, чего он не видит; часто, наоборот, опускает в рисунке многое такое, что он, несомненно, видит, но что для него является несущественным в изображаемом предмете. Психологи приходят к согласному выводу, что на этой стадии рисунок ребенка является как бы перечислением, или, вернее, графическим рассказом ребенка об изображаемом предмете.
    В лепке ребенок 2-3х может раскатывать пластилин или глину, отделять кусочки и соединять их вместе. Педагогу следует показать новые способы работы с материалом. Например, можно предложить для рисования маленькие кисточки, помочь создавать на картонке или дощечке картинки из теста или сделать отпечатки с различных рельефных поверхностей с помощью пластилина.
    Начиная с 3,5 лет рисунок по-прежнему остается «головоногом», но те части тела, которые автор включил, находятся там, где нужно. Например, ребенок может не нарисовать туловище, зато ноги находятся внизу, а руки располагаются сбоку.
    Малыш может делать из пластилина шарики и колбаски и соединять их вместе, чтобы получился человечек. При этом он хочет, чтобы вы сохранили его “изделия”.Рисует и карандашом, и красками (карандашом получается лучше).
    • Вторая ступень
    Вторая ступень – ступень возникающего чувства формы линии в рисунке сочетает в себе смесь формального и схематического изображения. Это рисунки-схемы, но с зачатками изображения похожего на действительность. Ребенок уже рисует большее число подробностей, более правдоподобно размещает отдельные части предмета.
    Рисунки юного художника становятся более разработанными. Если он начинает добавлять новую деталь, то она непомерно большая и к тому же включается в рисунок в большом количестве. Например, на руке огромные пальцы, а дома сплошь заполнены окнами. В изображении человеческого лица малыш использует для глаз чаще не точки, а круги. Включает в портрет также волосы, шею, пуговицы, другие детали. В лепке может попробовать соединить вместе несколько цветов.
    Начиная с 5-6 лет рисунки ребенка приближаются к реальности. И все же, они скорее символы того, что он видит, а не рисунки с натуры. Например, если попросить ребенка нарисовать дом, он изобразит одноэтажный дом с 1-2 окнами, хотя и живет в квартире многоэтажного здания. Рисунки мальчиков и девочек имеют отчетливые различия в выборе сюжетов, манере заполнения пространства листа и прорисовке деталей. У мальчиков в рисунках больше действия, динамики, они больше используют края листа. Девочки часто размещают основной объект изображения слегка слева по отношению к центру, а остальные предметы вокруг него. Мальчики фокусируют внимание не на одном, а на 2-3 объектах: например, одна машина въезжает слева, а другая – справа. Они включают в рисунок множество маленьких “работающих” деталей, в то время как девочки больше склонны к декорированию, украшательству.
    На этой второй ступени развития детского рисунка мы замечаем смесь формального и схематического изображения, это еще рисунки схемы, и, с другой стороны, мы находим здесь задатки изображения, похожего на действительность. Эта стадия не может быть, конечно, резко отграничена от предыдущей, однако она характеризуется гораздо большим числом подробностей, более правдоподобным размещением отдельных частей предмета: таких вопиющих пропусков, как пропуск туловища, не замечается больше, весь рисунок приближается уже к действительному виду предмета.
    На рисунке 7 (рисунок взят из книги Выготского Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.) представлен рисунок десятилетнего мальчика, однако подобные рисунки – графические рассказы часто встречаются и у некоторых способных к рисованию детей в более раннем (дошкольном) возрасте. Все рисунки выполнены детьми самостоятельно и без возможности срисовывания.
    В подготовительной и старшей группе ребенок с удовольствием осваивает новые материалы, инструменты и техники; он обязательно хочет сохранить свои произведения после того, как закончит работу над ними. Воспитатель должен всячески способствовать развития детского творчества.
    Литература:
    1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
    2. Выготский Л. С. Психология искусства/ Под ред. М. Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987.- 344с.
    3. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства. Книга для учителя// М.: Просвещение, 1991. -160с.
    4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т. С. Комарова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 176 с.
    5. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина. – М.: Учпедгиз, 1996. – 160 с.

  8. Sharpdragon Ответить

    Татьяна Пучук
    Консультация для воспитателей «Доизобразительный период»
    ДО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
    В дошкольных учреждениях с детьми второго года жизни игры с художественными материалами не проводятся. Однако, подготовительный период к непосредственно изобразительной деятельности проходит именно в этом возрасте. Этот период исследователи назвали “до изобразительным”.
    За время адаптации малышей раннего возраста в детском саду были проведены наблюдения и выявлены их индивидуальные особенности, интересы, готовность к игровой деятельности с художественными материалами. Проанализировав наблюдения, сделан вывод: малыши раннего возраста не испытывают потребности рисовать. Если в поле зрения ребёнка оказывается материал или воспитатель даёт лист бумаги и карандаши, то малыш начинает манипулировать ими: он перекладывает карандаши, шуршит листом бумаги, двигает им по столу и т. д. При этом ребёнок прислушивается к возникающим звукам и стремится повторить свои действия многократно. На основе анализа до изобразительная деятельность была разделена на этапы.
    ПЕРВЫЙ ЭТАП “ Неспецифический способ использования материала”
    В этот период малыш не испытывает потребности рисовать, поэтому ведущим видом деятельности является манипуляционная. Детей интересует мир предметов и способы действия с ними.
    Задачи первого этапа:
    • дать возможность малышам опробовать свойства материалов, как хочет ребёнок, пойти навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для жизни);
    • обеспечить свободу и разнообразие действий с изобразительными материалами, в том числе и не по назначению, совершенствуя “исследовательские действия” с предметами;
    • научить делать не за ребёнка, не для него, а вместе с ним и доверять ему то, что он может делать сам.
    Основная художественно-игровая деятельность: развитие восприятия, манипуляционная деятельность, осязательные игры, первые художественные опыты.
    Мотив деятельности малышей – способ употребления изобразительного материала.
    Изобразительные материалы и действия с ними:
    • бумага: цветная, белая, картон, салфетки и. т. д.
    действия: рвать, мять, опускать в воду …
    • карандаши цветные, фломастеры;
    действия: катать, бросать, стучать и т. д.
    • тесто;
    • водные раскраски.
    Второй этап “Cпецифический способ использования материала”
    У малышей возникает потребность в общении с взрослым по поводу действий с предметами, высокая потребность в двигательной активности. Осо-бую эмоциональную значимость приобретают предметно-процессуальные действия с игровым материалом. Ребёнок проявляет ярко выраженный интерес к изобразительному материалу, осуществляет познавательные действия с ним. Овладеть специфическим способом ребёнок может только в совместной с воспитателем предметной деятельности. Поэтому рисовать, лепить нужно воспитателю, привлекая тем самым к себе малышей, являясь образцом действия, соучастником, обязательно поощряя и одобряя действия малыша. Это помогает детям заметить факт использования изобразительного материала, самое общее предназначение этих предметов (бумагу не жуют, на ней пишут карандашом, рисуют пальчиком). К сожалению это не даёт возможности маленькому ребёнку вычленить сам способ действия, поэтому малышам на данном этапе необходимо помочь овладеть им.
    В структуре действия есть ориентировочная часть и исполнительская часть:
    • ориентировочная часть – основа действия и носит сенсорный характер: её цель – увидеть внешние свойства предмета и особым образом учесть их при выполнении действия.
    • исполнительская часть: её цель ориентирование во внешних характеристиках и свойствах предметов и соотнесение их между собой (правильно взять карандаш, кисть, соотнести действия с особенностями этого материала: твёрдость, мягкость).
    Без становления каждого компонента изобразительного действия и согласования невозможен хороший результат. Освоение изобразительного действия (техники) в раннем возрасте сначала происходит от совместного к частичному, затем действие выполняется на основе показа, а потом и самостоятельно (только по речевому указанию).
    Задачи второго этапа:
    • обеспечить своевременное общее сенсорное развитие, с помощью игрушек, дидактических игр развивать пальцы рук ребёнка;
    • закреплять интерес детей к действиям с материалом (в том числе изобрази-тельным, упражнять в этих действиях;
    • соучаствовать, являясь образцом действия, поощрять, одобрять действия малыша.
    Общение взрослого с ребёнком – процесс сотрудничества.
    Мотив деятельности: материал (в том числе изобразительный) и действия с ним).
    Освоение специфических орудийных действий:
    * с дидактическим материалом: сенсорное развитие, изучение формы, их названий, развитие координации движений;
    * с изобразительным материалом: карандашом, палочкой (песок, снег, мелом за счёт осуществления ритмичных движений – черкания на бумаге, снеге, песке, прислушиваясь к шуму от движений, размазывание краски.
    ТРЕТИЙ ЭТАП – “Штриховой период”
    Формируются первые обобщённые действия с предметами. Активизируется словарь детей, устанавливаются простейшие причинно-следственные отношения. Деятельность носит характер манипуляций с карандашом или фломастером. В процессе действий на листе возникают линии, штрихи, точки. Малыши спешат заполнить ими пространство листа, при этом действия часто проявляются в ритмичных движениях. Движения с карандашом хаотичны, неорганизованны, дети не могут контролировать их и управлять ими. Рука движется вправо-влево непроизвольно, получаются повторяющиеся штрихи. Это так называемый штриховой этап. Движение руки организуют ритм, однородные движения повторяются многократно.
    Задачи третьего этапа:
    *закреплять интерес ребёнка к действиям с материалами, получению яркого следа;
    *дать детям возможность “изжить” желание черкать, заполнять пространство листа;
    *учить детей заполнять пространство, оставляя след:
    – однородных движений, повторяющихся однократно, прямых штрихов, точек, линий в разных направлениях;
    – ритмичных ломаных, прямых линий, “мотков” (вращательные движения) сначала удлинённых, крученых.
    Главное на данном этапе – эмоциональное общение, одобрительная под-держка намерений ребёнка: вместе с ним удивляться тому, что получилось, хва-лить, поддерживать в стремлении получить след.
    Новый мотив: стремление получить след.
    Материалы (в том числе и изобразительные) и действия с ними:
    * дидактический материал (совершенствование мелкой моторики и сенсорного восприятия, группировка предметов по цвету и форме);
    * конструкторы (элементарное конструирование);
    * изобразительный материал: карандаши, палочки, фломастеры, мелки и т. д
    Действия:
    * за счёт осуществления ритмичных движений – оставлять на бумаге, асфальте, снегу, песке неровные прямые (кривые) линии, точки, прислушиваться к шуму от движений;
    * рисование нетрадиционным способом – пальчики, ладошки, поролон, оттиски, ватные палочки и т. д.
    ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП –“ Период каракуль”
    У ребёнка второго года жизни совершенствуются движения, которыми он овладел ранее. Отдельные линии приобретают разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги, “ мотки”. В каракулях видно какое-то содержание, т. е. возникает ассоциативный образ. Появляется первый замысел, принятие малышом самостоятельного решения нарисовать.
    Задачи четвёртого этапа:
    * помочь ребёнку увидеть образ в рисунке:
    *знакомить с окружающими предметами, явлениями;
    *учить “читать” изображения – картинки и рисунки взрослых;
    *знакомить с книжной иллюстрацией.
    * поощрять желание малыша рисовать красками, карандашами, фломастерами;
    * предоставлять возможность ритмично заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками и т. д., (солнышко, заборчик, цветочки);
    * учить радоваться и удивляться сделанным им “открытиям”, стремление самостоятельно что-либо нарисовать.
    На данном этапе главное помочь ребёнку в видении образа, т. к. это ступенька к непосредственно изобразительной деятельности. Обыгрывание рисунка развивает воображение малыша. А воображение – основа любого творчества, без воображения немыслимо развитие творческой активности. В процессе игры малыш лучше понимает смысл изобразительной деятельности, с интересом ищет содержание в своих бесформенных линиях. Именно это и становится главным двигателем, стимулом самостоятельных действий с изобразительными материалами.
    Наступает очень важный момент: впервые появляется цель, поставленная самим ребёнком: “ Яблочко. Нарисую ещё”. Это свидетельствует о появлении собственно изобразительной деятельности (первоначального замысла).
    Итак, основным “ изобразительным” занятием ребёнка в возрасте до двух лет является игра с художественными материалами. Эта деятельность природосообразна с возможностями малыша и сутью творческой активности. Кроха познаёт всё, что его окружает в первую очередь чувственно: запахи, краски, звуки удивляют, завораживают и заполняют его сознание. Если малыш чувствует – значит знает. И он открывает для себя не только мир и красоту этого мира, но и свои собственные возможности, видит результаты собственной деятельности.

  9. Ipofiner Ответить

    Валентина Пакшенкова
    Психолого-педагогическая характеристика по изобразительной деятельности детей
    О том, что изобразительная деятельность очень важна для развития у детей их чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие талантливые психологи и педагоги прошлого: Я,А, Коменский, Ф, Фрёбель, Л. С. Выгодский, С. Я. Рубинштейн и др.
    Изобразительная деятельность не утратила широкого воспитательного значения и в настоящее время. Поэтому, он – предмет особого внимания педагогов, психологов и художников. Огромный вклад в исследование и разработку внесли: Е. Борисова, К. Печора, Р. Мирошкина, С. М. Вайнерман, Ю. Р. Силкин, А. Э. Симановский, М. Трунова и многие другие.
    Д. Б. Эльконин особое значение для развития и восприятия ребенка придавал рисованию, включая изобразительную деятельность ребенка в разряд продуктивных видов деятельности. Сюда же Д. Б. Элькониным отнесены лепка, аппликация.
    Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте при условии её оптимальной организации и эффективного осуществления закладывает интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.
    Большое распространение имела система Фридриха Фрёбеля, которая основывалась на идеалистическом понимании развития ребенка. Ф. Фрёбель считал, что развитие – это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности, заложенной от рождения в каждом человеке. Им было предложено большое количество различных изобразительных материалов, но действия детей с этими материалами были строго регламентированы.
    Первым автором, посвятившим свой труд «Дети-художники» (1887г.) психологическому анализу детских рисунков, был итальянский искусствовед Коррадо Риччи. Изучив большое количество детских рисунков, он дал характеристику своеобразия изобразительного творчества детей. Детские рисунки часто оценивались как произведения искусства, имеющие большую эстетическую ценность, чем работы взрослы.
    Наряду с многочисленными педагогическими исследованиями вопросам методики изобразительной деятельности проводились и психологические исследования детского творчества. Общие проблемы художественного воспитания и развития способностей изучались Б. М. Тепловым, давшим в своих работах ещё в 40-е годы наиболее полное и правильное определение способностей и путей их развития. В работах В. И. Кириенко и Е. И. Игнатьева рассматривались пути развития изобразительных способностей на разных возрастных ступенях.
    Исследования в области изобразительного творчества детей дошкольного возраста были проведены в 50-60-годы Б. А. Сазонтьевым, Н. И. Стреяновой, В. С. Мухиной и др.
    Таким образом:
    Исследования последних лет показали, что маленький ребенок пластичен и легко обучаем, что он может освоить значительно больше, чем считалось прежде, что открывает новые перспективы существенного обогащения, показательного содержания дошкольной программы воспитания и обучения.
    Учитывая все факторы развития ребенка, специалисты пришли к выводу, ранний и дошкольный возраст – один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, что именно этот период появляется и возможно, раз и навсегда.
    Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Изобразительная деятельность формирует такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, целеустремленность. Огромное влияние она оказывает на развитие у детей эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру. Через изобразительное искусство ребенок знакомиться с миром реально существующей красоты, у него формируются убеждения, меняется поведение.
    В детском изобразительном творчестве со всей наглядностью предстает взаимозависимость когнитивных и двигательных навыков. В нем развитие тонкой моторной координации происходит одновременно с перцептивным, когнитивным и эмоциональным развитием. Уровень развития каждой из этих отдельных областей становится виден в конечном продукте деятельности. Но в данном случае все-таки более важен не конечный результат, а сам процесс творческого поиска – мазки, пятна, каракули и наконец рисунок, на котором что-то изображено.
    Как показывает анализ литературных источников, посвященных данной проблеме рисунок как определенный продукт детского творчества оценивается в психологической литературе различно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков. Развернутая интерпретация психологического содержания рисунка давалась под воздействием идей биологизаторского толка, гештальтпсихологии, а также фрейдизма.
    В начале ХХ века, согласно биогенетическому закону Э. Геккеля (онтогенез представляет собой краткое и быстрое повторение филогенеза, сторонники этой теории В. Штерн, Ж. Люке развитие рисования установили в том, что «ребенок изображает то, что он думает, полагает, – а не то, что он видит». Такое понимание природы детского рисования имело много последователей. Сторонники гештальтпсихологии, в недрах которой были заложены основы современного знания о визуальном восприятии, определяли, что «ребенок рисует то, что видит».
    В основе идей фрейдистов лежало утверждение, что детское творчество истолковывается как выражение символов врожденных и подсознательных импульсов. На вопрос «что рисует ребенок?» фрейдисты отвечают так: «Ребенок рисует то, что чувствует».
    В. С. Мухина полагает, что рассмотрение детских рисунков с точки зрения какого-либо одного из этих направлений не может привести к истинному пониманию природы изобразительного творчества. Детское рисование невозможно объяснить, исходя исключительно из одной идеи. Односторонний теоретический подход к детским рисункам отражается на их интерпретации.
    Она объясняет природу детского рисования с точки зрения сложившейся в советской детской психологии теории марксистского положения о социальном наследовании психологических свойств и способностей. О присвоении индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством.
    Л. С. Выготский подчеркивает особенность графической формы детских изображений. Свидетельствующих, по его мнению, о том, что «ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает», не считаясь с действительным видом предметов.
    Противоречивые высказывания предоставляли Е. А. Флерина, Е. И. Игнатьев, считая, что ребенок мало способен к абстракции и его изображения отражают подлинную реальность.
    Таким образом:
    Анализ содержания детских рисунков дает основание считать, что индивидуальные ориентации ребенка обусловлены различными психологическими и педагогическими воздействиями и его личным опытом; ребенок выделяет наиболее значимое для себя и делает предметом содержания рисунка.
    «Может случиться, – отмечают американские авторы (В. Ловенфильд и В. Ломберт Бриттен, – что наиболее «примитивная», с точки зрения взрослого. «уродливая» работа более значима для ребенка. Чем прекрасно выполненная или, на взгляд взрослого, хорошая работа. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом будет снят эмоциональный блок, тормозящий его развитие. У ребенка возникает самоидентификация. Возможно, впервые в его творческой работе. При этом изменение в его развитии гораздо важнее. Чем конечные продукт – рисунок.
    Развитие зарождается к трем годам, хотя истоки изобразительной деятельности ребенка относятся к раннему детству. С того момента, как дети берут в руки цветной карандаш и начинают выводить какие-то закорючки, примерно в 18-месячном возрасте. Они начинают создавать формы и рисунки, которые очень важны для их последующего развития. Рода Келлог, посвятившая много лет изучению изобразительной деятельности детей продемонстрировала, что выразительные возможности детей эволюционируют от простых закорючек до значимых символов. На полагает, что каждый ребенок открывает для себя мир символов в одной и той же последовательности.
    В раннем детстве развитие рисования включает три основных этапа:
    1. До изобразительный;
    2. Узнавание предмета в случайном сочетании линий;
    3. Намеренное изображение.
    На первом этапе ребенок только усваивает действия с карандашом и бумагой. Он еще не понимает, что линии и пятна на бумаге могут что-то изображать, но уже обращает внимание на след, который оставляет карандаш, и пытается наносить на бумагу нечеткие прерывистые линии – «каракули». Но эти каракули не имеют для ребенка связи с реальными предметами. Постепенно ребенок переходит к намеренному изображению и. прежде чем начать, обычно говорит, что он собирается изобразить. Но в ходе работы с детьми я наблюдала, что дети легко меняют свои намерения под влиянием впечатления от уже нанесенных на бумагу линий. Со временем способы изображения некоторых предметов ребенком усваиваются, и он рисует их достаточно уверенно. Однако то, что ребенок умеет рисовать, он охотно рисует много раз, а то. Что не умеет, рисовать отказывается. Но с удовольствием учится рисовать новые предметы. Подражая взрослому. К 3-м годам ребенок обычно минует стадию каракулей. Он уже имеет некоторый запас графических образов, позволяющих ему изображать предметы. Но ограниченность этого запаса приводит к тому. Что разные предметы изображаются одинаково, и обычно никто, кроме
    самого ребенка. Не может точно определить, что же нарисовано (яблоко, мяч, арбуз). В возрасте 3-4 лет дети в большинстве своем изображают отдельные формы: линия, спираль, круг, квадрат, крест, треугольник и т. п. На 4-м году жизни дети способны уже объединять отдельные формы в сочетании по замыслу. Но замысел опять же не устойчив и может изменяться в ходе рисования. Эта способность знаменует начало стадии предметного рисунка. Первым рисунком обычно бывает человеческая фигура, затем следует рисунки цветов, животных, домов, автомобиля, корабля и т. п. В первой половине дошкольного детства дети, как правило, не соотносят цвет с изображаемым предметом. И только после 4 лет некоторые дети начинают использовать цвет в качестве обязательного признака определенных предметов. Расцвет детского рисования приходится на старший дошкольный возраст. К 5 годам от изображения отдельных предметов дети переходят к сюжетному рисованию. Уже к 5 годам выделяются два типа маленьких рисовальщиков: предпочитающих рисовать отдельные предметы и склонные к изображению сюжета, повествования. Дети склонные к сюжетно-ролевому типу рисования, отличаются живым воображением. Активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. У детей появляется интерес к декорированию изображений.
    Зная эти особенности развития изобразительной деятельности детей, я целенаправленно руководила творческими проявлениями детей. Одних направляла на плоскость рисунка, а другим показывала, как изображение связано с игрой, сказкой, драматургией.
    Таким образом:
    Суммируя все вышеизложенное, можно отметить, что у нормального развивающего ребенка к пяти годам в основном уже складывается индивидуальная символическая система. Позволяющая ему использовать пространственные и цветовые коды для передачи значимой информации при помощи рисунка.
    Склонность ребенка передавать в рисунке не конкретные зрительные впечатления. А совокупный результат личного знания о мире является характернейшей чертой рисования дошкольников. Занятия изобразительной деятельностью хорошо развивают восприятие, мышление, волю, внимание, они служат хорошим средством стимуляции воображения, фантазии, зрительной памяти.
    Список литературы
    1. Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001. – 224.
    2. Дрезина М. Г. Каждый ребенок – художник. Обучение дошкольников рисованию. М.: «Ювента», 2002. – 200с.
    3. Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М. – «Педагогика», 1984. – 144с.
    4. Крайг Г. Психология развития. СПб.: «Питер». 2000. – 992 с.
    5. Мухина В. С. Детская психология. М.: «ЭКСМО-Пресс», 2000.- 352с.
    6. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М.: «Академия», 2001. -336.
    7. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника. /Под ред. Башаева Т. В., Васильева Н. Н., Клюева Н. В., Ярославль: «Академия развития». 2001. – 480 с.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *