Какие категории встроенных функций реализованы в табличном процессоре?

8 ответов на вопрос “Какие категории встроенных функций реализованы в табличном процессоре?”

  1. tarf Ответить

    Вычисления в электронных таблицах. Формулы и функции
    Оформление таблиц и форматы данных
    Таблицу, созданную в процессоре Excel можно не только редактировать, но и форматировать. Различают форматирование символов и форматирование данных. А также можно оформлять таблицу, используя различные границы и заливку для ячеек.
    Символы любой ячейки или блока можно оформить различными шрифтами, начертанием, размером и т.д. Параметры оформления, задания обрамления и заливки для выделенных ячеек можно задать различными способами.
    Также для оформления таблицы можно использовать Автоформат, который является быстрым и удобным способом форматирования таблицы в целом. Для его использования необходимо поставить курсор на любое место таблицы и выполнить команду меню Формат>Автоформат. Из предлагаемого списка выбрать необходимый стиль оформления.
    Кроме общего форматирования в Excel можно определять различные форматы данных для различных ячеек. Кроме знакомых вам форматов Текст, Число, Дата, Время, Excel использует денежный и финансовый форматы, процентный формат, а также общий формат, который работает как с числовыми, так и с текстовыми данными.
    Выбрать формат данных для выделенной ячейки можно с помощью команды меню Формат>Ячейки во вкладке Число. При изменении формата числа ячейки изменяется только способ представления данных в ячейке, но не сами данные.
    Вы уже знакомы с понятием Формула. Это специальное выражение, начинающееся со знака =, предназначенное для формирования вычислений в ячейке. После ввода формулы в ячейке появляется результат вычислений.
    Также в Excel при формировании формулы можно использовать функции.
    Они предназначены для упрощения расчетов, содержащих различные функции, и имеют следующую форму: Y=f(x), где Y – результат вычисления функции, x – аргумент (может содержать число, адрес ячейки, другую функцию), f – функция, например: Y=sin(x).
    Скобки – обязательная принадлежность функции, даже если у нее нет аргумента.
    Для вставки функции в формулу удобно пользоваться Мастером функций, вызываемым командой меню Вставка>Функция или соответствующей кнопкой в строке формул. При использовании Мастера функций можно избежать ошибок в записи функции. Мастер формирует функцию за два шага. На первом необходимо выбрать нужную функцию из списка. Причем для более удобного поиска все функции разбиты на категории по типу решаемых ими задач, например, математические, статистические, логические и т.п.
    Если имя функции известно, то ее можно вставить в формулу без использования Мастера, вводя функцию и ее аргумент непосредственно в ячейку с клавиатуры.

  2. Makaroon Ответить

    1.Назначение,
    функции.

    Каждая ячейка имеет адрес. Адреса могут
    быть текущими и фиксированными. Столбцы
    нумеруются буквами латинского алфавита,
    а строки – цифрами.
    Фиксированный адресат отмечается
    знаками $. Текущий адресат показывает
    просто координаты столбца и ячейки.
    Настройки табличного процессора хранятся
    в файлах с расширением .ini
    . Табличный процессор имеет дополнительные
    надстройки, позволяющие проводить
    анализ данных, решать оптимизационные
    задачи, создавать простейшие базы данных
    и разрабатывать программные приложения
    с выполнением задач с помощью кнопок
    на форме.
    Основные функции:
    Защита данных.
    Организована через меню Файл в диалоговом
    окне Сохранение и реализовано с помощью
    паролей на открытие файлов, разрешение
    записи и чтение.
    В основном табличный
    процессор предназначен для работы с
    числами, поэтому предусматриваются
    расширенные возможности по их
    форматированию.
    Все табличные
    вычисления реализуются с использованием
    формул и функций. Текст формулы, вводимый
    в ячейку таблицы, должен начинаться со
    знака =. Формула может содержать ссылки
    на ячейки, которые расположены на другом
    рабочем листе или в другой книге.
    Встроенный менеджер формул помогает
    пользователю найти ошибку или неверную
    ссылку в большой таблице. При переходе
    в текстовый режим в ячейках отображаются
    сами формулы, а не результат вычисления.
    Ввод формул. Excel
    интерпретирует вводимые данные либо
    как текст (выравнивание по левому краю),
    либо как числовое значение (выравнивание
    по правому краю), либо в виде формулы
    со ссылками на ячейки данных. Для
    редактирования формул необходимо
    использовать клавишу F2
    или двойной щелчок мышью.
    Информационные связи.
    Предназначены для установления ссылок
    на значения в ячейках, которые каждый
    раз будут автоматически обновляться.
    Связывание производится через адрес
    ссылки или из меню Правка?Специальная
    вставка.
    Групповые имена.
    Для упрощения задач, связанных с целой
    группой ячеек, используются групповые
    имена. Для присвоения имени выделенной
    группе ячеек в меню Вставка открывается
    подменю Имя и директива Присвоить. Имя
    группы должно начинаться с буквы и
    содержать не более 255 символов. Не
    допускается использование пробелов,
    также имя не должно совпадать с адресами
    ячеек. Заголовки строк и столбцов также
    могут использоваться в качестве имён
    этих областей. Реализуется с помощью
    директивы Создать из меню Вставка?Имя.
    Адресация может осуществляться ссылкой
    на другой лист в той же книге, ссылкой
    на лист в другой книге, при этом Excel
    автоматически обновляет ссылки только
    для открытых книг. Когда книга закрыта,
    ссылка содержит полный путь к данным.
    Эффективное использование ссылок
    обеспечивает:
    Слияние данных нескольких книг
    Создание различных представлений одних
    и тех же данных
    Последовательную разработку больших
    и сложных моделей обработки данных
    Построение и оформление
    диаграмм.
    Excel
    обладает специальным конструктором,
    позволяющим улучшить качество документа
    и разрабатывать трёхмерные диаграммы.
    Конструктор называется ChartWizard.
    Он обеспечивает построение, выбор
    типов, организацию надписей на осях,
    внедрение дополнительных объектов и
    актуализацию диаграммы.
    Работа с функциями.
    Табличный процессор имеет более 300
    заранее запрограммированных формул,
    которые называются функциями. Все
    функции разделены по категориям, а
    встроенный конструктор функций облегчает
    работу с ними. Функция оперирует
    некоторыми данными, которые называются
    её аргументами. Аргумент функции может
    занимать одну ячейку или размещаться
    в целой группе. Конструктор функций
    позволяет самостоятельно добавлять,
    редактировать и комбинировать различными
    функциями.
    Создание простых баз
    данных.
    Для организации поиска
    записей в базе данных применяются
    фильтры. Фильтры могут быть использованы
    только для одной базы данных на листе.
    Фильтры находятся в меню Данные.Реализуются
    фильтры в двух вариантах:
    Автофильтр
    Расширенный фильтр
    С помощью команды автофильтр на один
    столбец можно наложить до двух условий.
    Расширенный фильтр используется для
    формирования трёх и более условий.
    Структурная схема
    табличного процессора Excel.

    Главное меню
    Параметры команд
    Горячие клавиши


    Макросы, процедуры

    Диспетчер видов
    Стили
    Автоформат
    Автошаблон
    Диспетчер отчётов



    Средства орфографии
    Дополнения
    Панели




















    2.Дополнительные
    средства Excel.

    Они включают группу инструментов,
    позволяющих осуществлять поиск
    приемлемого решения с использованием
    механизма подстановки различных значений
    в одни и те же ячейки:
    Таблицы подстановки
    данных
    . Таблицы
    данных представляют собой диапазон
    ячеек, показывающих, как изменение
    определённых значений в формулах влияет
    на их результат. Таблицы предоставляют
    способ быстрого вычисления нескольких
    версий в рамках одной операции, а также
    способ просмотра и сравнения результатов
    всех вариантов на одном листе. Таблицы
    данных могут быть с одной переменной
    и с двумя переменными.
    Создание таблицы подстановки с одной
    переменной: значения располагаются
    либо в строке, либо в столбце. Формулы,
    используемые в таблице подстановки с
    одной переменной, должны ссылаться на
    ячейку ввода. Т.е. организуется список
    значений, которые подставляются в ячейку
    ввода. Если значение расположено в
    столбце, то формула располагается на
    одну строку выше и правее первого
    значения. Если значение расположено в
    строке, то формула вводится в ячейку,
    расположенную на один столбец левее и
    на одну строку ниже первого значения.
    Далее выделяют диапазон ячеек, содержащий
    формулы и значение подстановки. Входят
    в меню Данные?Таблица.
    Далее выбирают поле, подставляют значение
    по столбцам или строкам.
    Создание таблицы подстановки с двумя
    переменными: используют одну формулу
    с двумя наборами значений, при этом
    формула должна ссылаться на 2 различных
    ячейки ввода. Ниже формулы вводят
    значение подстановки для первой
    переменной. Значение подстановки для
    второй переменной в строку правее
    формулы. Далее выделяют диапазон ячеек,
    содержащий формулу, и оба набора данных
    подстановки. Далее входят в меню
    Данные?Таблица
    и выбирают подставлять значение по
    столбцам или строкам.
    Мастер подстановок.
    Подбор параметра.
    Используется, когда желаемый результат
    одиночный формулы известен, но требуется
    подобрать исходные данные в зависимой
    ячейке. При подборе параметра Excel
    изменяет значения в одной конкретной
    ячейке до тех пор, пока формула, зависимая
    от этой ячейки, не возвращает нужный
    результат. Меню Сервис?Подбор
    параметра.
    Поиск решения.
    Процедура поиска решения позволяет
    найти оптимальное значение формулы,
    содержащейся в целевой ячейке. Процедура
    работает с группой ячеек, прямо или
    косвенно связанных с формулой. Для
    получения результата (максимум, минимум
    или конкретное значение) процедура
    изменяет значение во влияющих ячейках.
    Для сужения множества значений,
    используемых в модели, вводятся
    ограничения, которые также могут
    ссылаться на другие влияющие ячейки.
    Надстройка в Excel используется
    для решения оптимизационных задач.
    Инструмент позволяет сохранять модель
    оптимизационной задачи и несколько
    сценариев. В каждом сценарии для
    получения необходимого результата
    формула подбирает значения в указанных
    ячейках. Ход решения отображается в
    модели (количество шагов, время, точность,
    отклонение и т.д.).
    Для решения оптимизационных задач в
    Excel используются 2 алгоритма
    математического программирования:
    Метод Ньютона.
    Метод Градиентного спуска.
    Анализ «Что, если» с
    помощью диспетчера сценариев
    .
    Позволяет создавать сценарий получения
    различных решений для конкретной
    модели. Сценарии могут загружаться,
    редактироваться и сохраняться под
    отдельным именем. Для сравнения
    нескольких сценариев можно создавать
    отчёты, обобщающие получение решения
    на одном листе. Сценарии в отчёте могут
    располагаться один рядом другим, либо
    могут быть обобщены в отчёте сводной
    таблицы.
    Модуль анализа данных
    (используется в математической
    статистике)
    . Может использоваться
    для решения статистических задач.

  3. Niga_TV Ответить

    САМОЕ ГЛАВНОЕ

    В любом табличном процессоре используются встроенные функции — заранее написанные процедуры преобразования данных.
    Каждая встроенная функция имеет имя — как правило, это сокращённое название производимого ею действия. Функции вызываются с некоторыми аргументами и возвращают единственное значение — результат обработки.
    Аргументом функции может быть число, текст, выражение, ссылка на ячейку или диапазон ячеек, результат другой функции.
    Всё многообразие встроенных в табличные процессоры функций принято делить на категории по их назначению, выделяя среди них математические, статистические, логические, текстовые, финансовые и другие типы функций.
    Для решения уравнений, построения графиков функций и т. д. могут быть полезны математические функции.
    Для автоматизации статистической обработки данных предназначены статистические функции. С их помощью можно вычислить наибольшее, наименьшее или среднее значение, подсчитать количество ячеек, содержащих заданную информацию, и т. д.
    Функция, результатом которой является ИСТИНА или ЛОЖЬ, называется логической.
    Финансовые функции используются для вычисления размеров выплат при погашении кредитов, банковских процентов на вклады, для определения процентной ставки и др.
    Для обработки текста в табличных процессорах имеется набор функций, которые можно использовать для определения длины текста, номера позиции первого вхождения символа в текст, части текста, который удовлетворяет определённому условию и др.

    Вопросы и задания

    1. Раскройте суть математического понятия «функция». Что такое аргумент функции? Какие функции вы знаете из курса алгебры?
    2. Что представляют собой функции в электронных таблицах? На какие категории они подразделяются?
    3. Выясните, чему равен результат функции ОКРУГЛ, если заданное число разрядов больше нуля, меньше нуля, равно нулю.
    4. Сколько аргументов могут иметь функции в электронных таблицах? Приведите примеры.
    5. Данные каких типов могут быть аргументами функций? Приведите примеры.
    6. Какие функции относятся к категории логических?
    Cкачать материалы урока

  4. Boss)) Ответить

    Табличный процессор MS Excel: технология подготовки многотабличных документов.
    При построении модели данных многотабличного документа пользователю нужно:
    – определить для него набор таблиц;
    – определить отношение между таблицами (связать их) .
    Все таблицы, данные из которых будут использоваться при разработке документа, должны быть указаны в окне При определении отношений между таблицами нужно знать, как производится сортировка и поиск данных, основываясь на значениях индексов (об этом было написано выше) .
    Стоит отметить, что связываемые таблицы должны иметь общее поле. Имена полей могут и не совпадать, но их тип и размеры обязаны быть идентичными. Связывая между собой две таблицы, пользователь указывает вычислить определенной значение в главной таблице (таблице, от которой идет связь) и отыскать соответствующее значение в связанной таблице (таблице, к которой идет связь) . Это означает, что связанная таблица обязательно должна быть проиндексирована по полю, которое используется для связывания. Здесь может использоваться как первичный, так и вторичный индекс.
    При разработке многотабличной модели данных пользователь может создавать между таблицами как однозначные отношения, называемые также связью один-к-одному или много-к-одному, так и многозначные отношения, или связь один-к-многим.
    Однозначными называются такие отношения между таблицами, при которых каждая запись одной таблицы связана не более чем с одной записью другой таблицы. При наличии типа связи много-к-одному нескольким записям главной таблицы может соответствовать одна запись связанной таблицы.
    Многозначными называются такие отношения между таблицами, при которых каждой записи одной таблицы может соответствовать более одной записи другой таблицы. Например, какой-либо клиент (одна запись таблицы “Клиенты”) может сделать любое количество заказов (несколько записей таблицы “Заказы”).

  5. Mirara Ответить

    Табличный процессор Quattro Pro
    Среди имеющихся на рынке электронных таблиц для DOS программа Quattro Pro лучшая. Пакет Quattro Pro рассчитан практически на любую вычислительную систему – от машин с процессором 8088 и емкостью памяти 512 Кбайт до IBM PC 486 с большой оперативной памятью.
    В новой версии в верхней части экрана находится программируемое “быстрое меню”, один из пунктов которого позволяет переключаться между графическим и текстовым режимами. Табличный процессор Quattro Pro обладает рядом достоинств:
    · удобный пользовательский интерфейс, дающий возможность предоставления данных в самой нестандартной форме; многооконный режим работы;
    · доступ к любым неограниченным по размерам внешним базам данных созданных на основе наиболее популярных СУБД;
    · хорошее качество печати входных документов; легкость создания программы обработки информации в таблицах, удобные средства отладки и редактирования созданных программ и т.д.
    Одной из отличительных особенностей процессора Quattro Pro являются аналитические графики, которые позволяют применять к исходным данным агрегирование, вычислять скользящее среднее и проводить регрессионный анализ; результаты перечисленных действий отражаются на графиках. Набор встроенных функций в пакете Quattro Pro включает в себя все стандартные функции. Новыми для данной версии является поддержка дополнительных библиотек @-функций, разработанных независимыми поставщиками. Данный пакет включает программы линейного и нелинейного программирования. Оптимизационную модель можно записать на рабочий лист и работать с нею.
    Кроме обычных команд работы с базами данных, Quattro Pro умеет читать внешние Базы в форматах Paradox, dBase и Reflex, и искать в них нужную информацию.
    Табличный процессор ThinkFree Calc
    Табличный процессор Calc предоставляет пользователю мощный набор инструментов для работы с табличными данными. Как и большинство современных электронных таблиц, Calc имеет формат рабочих книг 255х255х65536, т.е. основной документ может содержать 255 рабочих листов размером 255 столбцов на 65536 строк.
    К ячейкам таблиц применимы стандартные для табличных процессоров операции форматирования: задание типа значения, выравнивание по горизонтали/вертикали, настройка шрифта/заливки и другие. Для удобства работы с табличными данными в программе реализованы перетаскивание содержимого ячеек, автозаполнение (копирование и построение прогрессии), скрытие/отображение строк и столбцов, закрепление областей, сортировка строк по различным критериям и прочее.
    Для проведения сложных расчетов программа поддерживает несколько сотен функций, организованных в категории: математические, статистические, логические, для работы с базами данных и т.д. Функции можно вводить с помощью специального мастера, который, однако, значительно уступает своему аналогу из Microsoft Excel.
    Функции и форматирование текста — это хорошо, но какой же табличный процессор без совершенных графических возможностей? ThinkFree Calc дает возможность наглядно представить сложные числовые зависимости с помощью графиков десятков различных типов. Основные типы графиков — столбиковые, круговые, линейные, точечные, поверхностные и другие, хорошо знакомые по другим программам. Кроме графиков, в документы можно вставлять внешние графические рисунки, в том числе и из клипарта.
    Рабочие книги ThinkFree Calc хранятся в файлах с расширением CLF, поддерживается также формат Excel и экспорт в HTML.
    Табличный процессор SuperCalc
    SuperCalc – это один из пакетов прикладных программ. Основное применение SuperCalc – выполнение расчетов. Однако в силу своей гибкости он позволяет решать большинство финансовых и административных задач:
    SuperCalc выполняет арифметические, статистические, логические, специальные функции. Он имеет дополнительные возможности: поиск и сортировка в таблицах. SuperCalc имеет довольно большие графические возможности, позволяя строить на экране семь видов диаграмм и графиков, облегчая тем самым труд пользователя. Таблицы SuperCalc могут иметь до 9999 строк и до 127 столбцов. Строки идентифицируются числами от 1 до 9999, а столбцы буквами от A до DW. По умолчанию в памяти ЭВМ резервируется место для 2000 строк и 127 столбцов. Ширина каждого столбца по умолчанию устанавливается равной 9 печатным позициям, но можно установить любую ширину столбца, внеся специальную команду. На экране существует активная клетка, которая всегда подсвечивается. Такая подсветка называется табличным курсором, который можно перемещать с помощью клавиатуры.
    На экране дисплея в каждый момент можно наблюдать только 20 строк таблицы и 8 столбцов стандартной ширины. Под двадцатой строкой размещаются так называемые служебные строки:
    1 – строка состояния (STATUS LINE), где автоматически отображаются содержимое, координаты активной клетки и др.
    2 – строка подсказки (PROMPT LINE), Где высвечивается информация об ошибках
    3 – строка ввода (ENTRY LINE), где высвечиваются символы, набираемые на клавиатуре.
    4 – строка помощи (HELP LINE). Она показывает назначение отдельных клавиш на клавиатуре ЭВМ.
    При работе в SuperCalc выделяют три основных режима работы:
    Режим электронной таблицы. Здесь активен только табличный курсор. Редактирующий курсор неподвижен и находится в исходной позиции строки ввода.
    Режим ввода. Он устанавливается автоматически, с началом работы на клавиатуре.
    Командный режим устанавливается несколькими способами. Наиболее распространенный способ – перед набором команды нажимается команда с символом “\”.
    Табличный процессор Excel
    MS Excel – одна из самых популярных сегодня программ электронных таблиц. Ею пользуются ученые и деловые люди бухгалтеры и журналисты, с ее помощью ведут разнообразные таблицы, списки и каталоги, составляют финансовые и статистические отчеты, подсчитывают состояние торгового предприятия, обрабатывают результаты научного эксперимента, ведут учет, готовят презентационные материалы. Возможности Excel очень высоки.
    Обработка текста, управление базами данных – программа настолько мощна, что во многих случаях превосходит специализированные программы-редакторы или программы баз данных. Такое многообразие функций может поначалу запутать, чем заставить применять на практике. Но по мере приобретения опыта начинаешь по достоинству ценить то, что границ возможностей Excel тяжело достичь. За многолетнюю историю табличных расчётов с применением персональных компьютеров требования пользователей к подобным программам существенно изменились.
    В начале основной акцент в такой программе, как, например, VisiCalc, ставился на счётные функции. Сегодня наряду с инженерными и бухгалтерскими расчетами организация и графическое изображение данных приобретают все возрастающее значение. Кроме того, многообразие функций, предлагаемое такой расчетной и графической программой, не должно осложнять работу пользователя. Программы для Windows создают для этого идеальные предпосылки. В последнее время многие как раз перешли на использование Windows в качестве своей пользовательской среды. Как следствие, многие фирмы, создающие программное обеспечение, начали предлагать большое количество программ под Windows.
    Программа Excel обеспечивает как легкость при обращении с данными, так и их сохранность. Excel позволяет быстро выполнить работу, для которой не нужно затрачивать много бумаги и времени, а также привлекать профессиональных бухгалтеров и финансистов. Данная программа сумеет вычислить суммы по строкам и столбцам таблиц, посчитать среднее арифметическое, банковский процент или дисперсию, здесь вообще можно использовать множество стандартных функций: финансовых, математических, логических, статистических.
    Так как Excel – программа, работающая с таблицами, то здесь оперируют различными данными. В электронных таблицах используют, как правило, следующие типы данных: текст – это любая последовательность символов; число – это числовая константа; формула – это выражение, состоящее из числовых величин и арифметических операций (Пример: =А5/Н8*12); функции – это запрограммированные формулы, позволяющие проводить часто встречающиеся последовательности вычислений (Например, функция автосуммирования может быть представлена следующим образом: =СУММ(А1: А4)).
    Оформление таблиц может быть самым разнообразным, возможности форматирования данных – как в хорошем текстовом процессоре: можно менять шрифты, начертания, выделять строки, столбцы или отдельные ячейки текста цветом, рамочками и линеечками, закрашивать области фоном или цветом, строить по табличным данным графики и диаграммы, вставлять таблицу с картинками и т.д.
    Программа достаточно мощная, возможности ее, особенно в последних версиях, весьма обширны. Одних только математических, логических, бухгалтерских, статистических функций, которые Excel может выполнять над табличными данными более 200.
    Excel – программа многооконная, что позволяет нам одновременно загружать столько файлов, сколько позволит объем оперативной памяти компьютера. Окно Excel содержит множество различных элементов. Некоторые из них присущи всем программам в среде Windows, остальные есть только в окне Excel. Вся рабочая область окна Excel занята чистым рабочим листом (или таблицей), разделённым на отдельные ячейки. Столбцы озаглавлены буквами, строки – цифрами. Как и во многих других программах в среде Windows, вы можете представить рабочий лист в виде отдельного окна со своим собственным заголовком – это окно называется окном рабочей книги, так как в таком окне можно обрабатывать несколько рабочих листов. На одной рабочей странице в распоряжении будет 256 столбцов и 16384 строки. Строки пронумерованы от 1 до 16384, столбцы названы буквами и комбинациями букв. После 26 букв алфавита колонки следуют комбинации букв АА, АВ и т.д.
    После запуска Excel содержит пять областей: окно книги, которое занимает большую часть экрана, строку меню, две или больше панелей инструментов, строку формул и строку состояния (строка меню, панелей инструментов, строка формул, и строка состояния появляются на экране даже в том случае, если книга не видна). Все вместе эти пять областей называются «Рабочей областью Excel». После запуска Excel первой пока еще пустой книги дается имя Книга 1. Если в течении текущего сеанса работы будет открыта новая книга, то Excel назовет ее Книга 2. Книга Excel может содержать листы пяти типов: рабочие листы, листы диаграмм модули Visual Basic, листы диалогов и листы макросов Microsoft Excel.
    Окно книги составляет основную часть рабочей области. В нижней части окна книги размещаются кнопки прокрутки ярлыков листов, а в верхней части – строка заголовка. Новая книга первоначально содержит 16 отдельных листов. Чтобы просмотреть содержание книги, можно использовать четыре кнопки, расположенные в нижнем левом углу окна. Две средние кнопки служат для прокрутки на один лист влево или вправо. Две крайние кнопки выполняют прокрутку к первому или последнему листу книги.
    Перечисленные кнопки прокрутки не активизируют листы книги. Чтобы сделать лист активным, следует после прокрутки ярлыков щелкнуть на листе. В правом конце строки заголовка окна книги находятся три кнопки для управления размерами окон: Свернуть, Развернуть и Закрыть. Ячейка, находящаяся на пересечении строки и столбца, является основным элементом любого рабочего листа. Каждая ячейка занимает уникальное место на листе, может хранить и отображать информацию, имеет однозначные координаты, которые называются адресом ячейки или ссылкой. Например, ячейка, находящаяся на пересечении столбца A и строки 1, имеет адрес A1. Ячейка на пересечении столбца Z и строки 100 имеет адрес Z100. Ссылки, являющиеся идентификаторами ячеек, бывают трех видов: абсолютные, относительные и смешанные. Абсолютные не изменяются, когда ячейки содержат формулы при копировании.
    В относительных ссылках адреса при копировании формул в другое место изменяются. Смешанные ссылки состоят из абсолютных и относительных. В тех случаях, когда необходимо, чтобы изменились координаты ячеек используют относительные ссылки, если необходимо, чтобы координаты не изменялись используют относительную ссылку, в иных случаях используют смешанные. В тех случаях, когда координаты следует делать, неизменными перед ними ставят знак “$”. Выделенную ячейку называют активной или текущей ячейкой, адрес активной ячейки выводится в поле имени, которое находится в левом конце строки формул. При 256 столбцах и 16384 строках рабочий лист содержит более 4 миллионов ячеек.
    Макросэто записанная последовательность команд и действий пользователя, сохранённая под уникальным именем, которую может выполнить Excel.
    Код макроса может служить основой для дальнейших разработок и является учебным материалом, т.к. по коду макроса можно научиться записывать последовательность действий в VBA.
    Имя макроса может содержать до 255 символов и должно начинаться с буквы. В имя могут входить буквы, цифры и знаки подчёркивания. Пробелы в именах макросов не допускаются.
    Если при работе с Microsoft Excel для Windows возникает необходимость несколько раз выполнить одну и ту же последовательность действий, то можно записать эту последовательность под определенным именем. Записанная под определенным именем последовательность действий называется макросом. Записанный макрос можно вызывать для выполнения из основного меню при помощи кнопки на панели инструментов или на рабочей области, а также комбинации клавиш. Макрос может быть назначен так же графическому объекту.
    Обозначим основные моменты создания макроса.
    1. Макрос представляет собой записанную последовательность определенных действий.
    2. Для записи макроса выполните команду Сервис | Запись макроса.
    3. Назначение существующему макросу клавиши быстрого вызова и пункта меню выполняется с помощью команды Сервис | Макрос.
    4. Команда С относительными ссылками записывает макрос, обрабатывающий данные в любом месте рабочей книги.
    5. Редактировать текст макроса можно непосредственно в модуле с текстом.
    6. Для удаления макроса нажмите мышью на его имени. При этом станут доступными кнопки окна диалога “Макрос”, в том числе кнопка Удалить.
    7. Команда Сервис | Назначить макрос назначает макросы графическим объектам.
    8. Введите в поле ввода Имя макроса название создаваемого макроса и запишите новый макрос.
    9. Вы можете вносить изменения непосредственно в текст программы, в которой на языке Visual Basic for Applications записана последовательность действий макроса.
    10. Записанный макрос можно запустить на выполнение одним из следующих способов:
    · из основного меню
    · при помощи кнопки на панели инструментов
    · при помощи кнопки на рабочей области
    · нажатием комбинации клавиш клавиатуры
    · нажатием кнопкой мыши на графическом объекте.
    Табличный процессор abs
    Табличный процессор abs начинал свою историю как попытка автора заработать деньги. Начиная с версии 0.4 (текущая 0.6) он распространяется по GNU General Public License.
    Поэтому, исходные тексты доступны и проблема русификации разрешима.
    Сам по себе abs поражает своей компактностью – объем исходных текстов всего 263К, а между тем в них влезает полный интерпретатор Бейсик.
    По своим возможностям он более-менее сопоставим со многими современными таблицами – это скорее инструмент для рисования и оформления, чем мощная рассчетная система, каковыми были Lotus 1-2-3 и Quattro Pro.
    Впрочем, большинство современных оффисных пользователей не нуждаются в матричной алгебре, а основные возможности табличного процессора – формулы, суммирование, простейшие графики в abs есть. А еще есть встроенный бейсик, на котором систему можно заточить под конкретное применение. Конечно же, любой продвинутый пользователь Linux недовольно сморщит нос, услышав о необходимости писать на бейсике…
    Несколько неудобным является использование специальных команд Copy Right и Copy Down для размножения формул вместо просто Copy или механизма Cut&Paste как в Excel. Но, видимо, к этому можно привыкнуть.
    Теперь о русификации. Сам табличный процессор русифицируется очень просто – в нем уже есть поддержка Xkb, и единственным камнем преткновения являются прошитые в код имена шрифтов -adobe-times,-adobe-courier и -adobe-helvetica. Взяв исходники abs и заменив в файле font.c adobe на cronyx, получаем результат – abs начинает разговаривать по-русски. Остается печать.
    Печать в abs реализована следующим образом: записывается файл в формате fig и пропускается через transfig для получения постскриптовского файла. Решение замечательное своим изяществом, но, к сожалению, возвращает нас к проблеме русификации transfig (а хорошо бы еще и xfig – для предварительного просмотра). Впрочем, это не обязательно. Можно просто поменять имена шрифтов в выходном постскриптовском файле.
    Табличный процессор Lotus 1-2-3
    Lotus 1—2—3 — профессиональный процессор электронных таблиц. Широкие графические возможности и удобный интерфейс пакета позволяют быстро ориентироваться в нём. С его помощью можно создать любой финансовый документ, отчёт для бухгалтерии, составить бюджет, а затем разместить все эти документы в базах данных.

  6. НаЕбАтОр Ответить

    ВОПРОС 2. Табличный процессор MS Excel: вычисления, состав и назначение встроенных функций – логические.
    Создание сложных формул связано, как правило, с использованием встроенных логических функций MS Excel.
    Функции:
    1. ЕСЛИ(лог_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь) – проверяет, выполняется ли условие, и возвращает одно значение, если оно выполняется, и другое, если нет.
    2. И(логическое_значение1;логическое_значение2;…) – проверяет, все ли аргументы имеют значение ИСТИНА, и возвращает значение ИСТИНА, если истинны все аргументы)
    3. ИЛИ(логическое_значение1;логическое_значение2;…) – проверяет, имеет ли хотя бы один из аргументов значение ИСТИНА, и возвращает значение ИСТИНА или ЛОЖЬ. Значени ЛОЖЬ возвращается только в том случае, если все аргументы имеют значение ЛОЖЬ.
    4. ИСТИНА() – возвращает логическое значение ИСТИНА
    5. ЛОЖЬ() – …
    6. НЕ(логическое_значение) – изменяет значение ИСТИНА на ЛОЖЬ, а ЛОЖЬ на ИСТИНА.

    ВОПРОС 6. Табличный процессор MS Excel: технологии организации прогноза деятельности.
    Прогнозирование на основе ранее полученной информации с некоторой точностью необходимо для планирования дальнейших действий в различных отраслях деятельности, в том числе и в управленческой сфере. Линия тренда – статистический инструмент, представляющий собой линию, построенную на основе данных диаграммы с использованием некоторой аппроксимации. В определенных случаях этими результатами можно воспользоваться для анализа тенденций и краткосрочного прогнозирования. Величина достоверности аппроксимации является одним из важнейших показателей, которые следует разместить на диаграмме. По этой величине можно судить о правомерности использования того или иного уровня регрессии. Если коэффициент R лежит в диапазоне 0,9-1, то данную зависимость можно использовать для предсказания результата. Чем ближе к 1 коэффициент корреляции, тем более достоверна используемая модель.
    ВОПРОС 7. Электронный документ – генезис понятия. История.
    Построение эффективной системы управления – правила учета и контроля за движением документов, должны распространяться на все подразделения и рабочие места персонала, работающего с документами.+ При решении различных функциональных задач и обработке, связанных с ними документов должны использоваться специализированные правила работы с документом и содержащейся в них информацией.–>реструктуризация и совершение процедур управления и деловых процессов. Как следствие, реализация процедур, уменьшающих объемы бумажной информации, снижающей скорость обработки и повышающих эффективность управления ею.
    ЭД – документированная информация, представленная в эл. форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием ЭВМ, а также для передачи по информационно-коммуникативным сетям, или обработке в информационных системах.
    Документированная информация – информация, зафиксированная на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
    ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»
    ФЗ от 27 июля 2006г «об информации»
    Документ: материальный объект, информационная составляющая, правовая составляющая.
    Термин Документ:
    История:
    1960-е – появление термина «материальный док» – док, включающий информацию, воспроизведенную на специальных матричных полях, матрицах.
    1970-е – понятие машинно-ориентированного документа. Документ, который приспособлен для обработки средствами вычислительной техники (МЧД)
    Конец 1980 годов – появление перфорационных вычислительных машин, начало применения МЧД в управленческой деятельности.
    1990 годы – появление ЭД
    ВОПРОС 13. Модели СЭД.
    По применяемой базовой технологии:
    Реализуемая на реляционной модели данных (логическая модель данных, прикладная теория построения баз данных, которая является приложением к задачам обработки данных таких разделов математики как теории множеств и логика первого порядка),
    – на документированной технике
    Интегрированные платформы (это единый сервер выполнения программ), \
    Ориентированы на групповую работу.
    По типу управления документами
    – Регистрационно-учетные
    – Предназначенные для организации хранения БД
    – Система Workflow (управление деловыми процессами, при выполнении которых используется содержание документа)
    По предметной области
    – Регистрационно-учетные
    – для хранения и управления ЭД
    – Специализированные системы(банковские, технологические)
    – Системы поддержки процессов (системы управления договорами, планирование)
    ВОПРОС 17. Общие положения, классификация СЭД. Назначение. Основные свойства.
    Главное назначение СЭД — это организация хранения электронных документов, а также работы с ними.
    Основные принципы электронного документооборота
    · Однократная регистрация документа, позволяющая однозначно идентифицировать документ.
    · Возможность параллельного выполнения операций, позволяющая сократить время движения документов и повышения оперативности их исполнения
    · Непрерывность движения документа, позволяющая идентифицировать ответственного за исполнение документа в каждый момент времени жизни документа.
    · Единая база документной информации, позволяющая исключить возможность дублирования документов.
    · Эффективно организованная система поиска документа, позволяющая находить документ, обладая минимальной информацией о нём.
    · Развитая система отчётности по различным статусам и атрибутам документов, позволяющая контролировать движение документов по процессам документооборота и принимать управленческие решения, основываясь на данных из отчётов.
    Классификация СЭД
    1. Универсальные «коробочные» СЭДО:
    · стандартный набор функций;
    · низкие временные затраты на приобретение и установку;
    · относительно низкая стоимость;
    2. Индивидуально разрабатываемые СЭДО:
    · максимально персонифицированная система;
    · большие временные затраты;
    · высокая стоимость разработки;
    3. Комбинированные СЭДО:
    · базовая платформа, к которой разрабатываются необходимые дополнительные модули;
    · полное соответствие нуждам предприятия;
    · небольшие временные затраты на разработку и внедрение;
    · стоимость включает: цену базовой платформы и стоимость индивидуальной доработки, зависящей от сложности заказа;
    · передача заказчику прав на продукт;
    · простота освоения и использования;
    · удобный интерфейс;
    Основные свойства СЭД
    – Открытость ( модульная структура, т.е. добавление разных модулей конфигурации)
    – Высокая степень интеграции с прикладным ПО.
    – Особенности хранения документов.
    Разграничение доступа.
    – Отслеживание версий и подверсий документов.
    – Наличие утилит просмотра документов различных форматов.
    – Аннотация к документам
    – Поддержка различных программ
    Бизнес-преимущества
    – Интегрирует все контентно- и процессно-ориентированные технологии внутри предприятия и организации;
    – Обеспечивает общую инфраструктуру для управления её документооборотом
    – Интегрирует множество специализированных репозитариев данных: хранилища ЭД об изделиях и WEB-содержимого, эл. почту, файловые системы, СУБД;
    – Реализует сервисы управления корпоративным содержимым: персонализация, контроль доступа, управления полномочиями пользователей и др.
    Возможности ЕСМ-систем
    1. Общие функции управления содержимым под которыми понимается способность управлять множеством электронных объектов.
    2. Функции управления процессами: способность автоматизации и управления бизнес-процессами и потоками работ.
    3. Интеграция с другими ЕСМ-системами
    Таким образом, ECM-система интегрирует все контентно – и процессно-ориентированные технологии внутри предприятия, обеспечивает единую инфраструктуру для управления документооборотом, минимизирует необходимость развертывания и поддержки множества технологий для реализации различных бизнес-задач. Такой инфраструктурный подход делает корпоративное содержимое доступным для практически всех бизнес-приложений организации.
    ВОПРОС 24. Информационная безопасность (ИБ) и её составляющие.
    Информационная безопасность – защищенность информации, информационных ресурсов и систем от случайных или преднамеренных воздействий, которые могут нанести ущерб субъектам информационных отношений.
    Защита Информации – это комплекс мероприятий организационно-правовых и технических, направленных на обеспечение информационной безопасности.
    Средства ИБ должны обеспечивать содержание информации, в состоянии, описывающем 3 части:
    – доступность(обеспечение готовности системы к обслуживанию поступивших вопросов) возможность за приемлемое время и при определенных условиях получить требуемую информационную услугу.
    – целостность (обеспечение информации в неискаженном виде) непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения.
    – конфиденциальность (обеспечение доступа к информации только авторизованного круга лиц) защита от несанкционированного доступа и разглашения информации.
    Классификация средств защиты:
    1)Законодательный
    Законодательный делится на:
    – правовая основа защиты информации(международная конвенция об охране международной информации, промышленной собственности и авторском праве, Конституция РФ ст.23(права гражданина на тайну переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений); ГК РФ(ст.139 уст.право на возмещение убытков от утечки информации с помощью незаконных методов); УК РФ(ст.272 – неправомерный доступ к политической информации) ФЗ об информации и защите информации от 02.02.85 г.
    – правовая защита(исп. указы президента, Постановления Правительства и т.д.)
    – правовое обеспечение (госты по безопасности)
    2)Административный и процедурный
    Формируется политика безопасности и комплекс процедур, определяющий действие персонала в штатных и критических ситуациях.
    3)Программно-технический: программные и аппаратный средства, которые составляют технику ИБ:
    – идентификация пользователя, – авторизация, – аутентификация,- управление доступом, – криптография. Криптография занимается построением и исследованием математических методов преобразования информации. Криптоанализ – то же самое, но без ключа. Кодирование – простое сопоставление.
    ВОПРОС 25. Системы управления базами данных (СУБД). Виды, конструктивные характеристики, назначение и основные функции.
    БД – совокупность структурированных данных, хранимых в памяти вычислительной системы и отображающих состояние объектов и их взаимодействий в рассматриваемой предметной области. Структурирование информации – процесс приспособления форматов и значений, данных нуждам автоматов, т.е. устранение произвола в предоставлении данных и значений.
    СУБД – комплекс языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и совместного использования БД многими пользователями.
    Виды СУБД:
    1) Полифункциональные (Microsoft Access, Microsoft Fox Pro
    2) Серверы БД (предназначены для организации центров данных в сетях)
    3) Средства разработки программ для работы с СУБД
    По характеру использования СУБД:
    1) Многопользовательские(промышленные) – программная основа для разработки автоматизированных систем крупными предприятиями
    Свойства: – возможность организации работы многими пользователями; – масштабируемость; – перелагаемость на различные программные и аппаратный платформы; – устойчивость по отношению к сбоям; – обеспечение безопасности хранимых данных.
    2) Локальные (персональные) – ПО для ПК
    Свойства: – относительная простота, относительное ограниченное требование к аппаратному ресурсу.
    По используемой модели: иерархические, сетевые, реляционные, объективно-ориентированные.
    По используемым типом языков:
    1) Языки описания данных (высокоуровневый, предназначенный для описания логической структуры данных – SQL)
    2) Язык манипулирования данных – совокупность конструкций, обеспечивающих выполнение главных операций по работе с данными – QBE)
    Функции СУБД:
    – управление данными во внешней памяти, обеспечивает организацию управления ресурсами в файловой системе ОС
    – управление буферами оперативной памяти (необходимость обусловлена тем, что оперативная память меньше внешней памяти) буфер – область оперативной памяти, предназначенная для обмена между оперативной и внешней памятью. В них хранятся фрагменты БД, к которым часто обращаются и планируется записать после обработки
    – управление транзакциями – механизм некой неделимой последовательности операций над данными, которые отличают СУБД от начала до завершения.
    Свойства:
    1)Атомарность – выполняются все входящие в транзакцию операции или ни одной;
    2)Всереализуемость – отсутствует взаимовлияние одних и тех же выполняемых в одно и то же время транзакций)
    3)Долговечность – даже крах системы не приводит к потере данных
    4) Ведение журнала изменений в БД
    5) Обеспечение целостности и безопасности – это свойство, означающее, что в ней создается полная непротиворечивая и адекватно отображающая предметную область информация.
    Классификация баз данных:
    1. По характеру хранимой информации:
    · Фактографические (картотеки)
    · Документальные (архивы)
    2. По способу хранения данных:
    · Централизованные (хранятся на одном компьютере)
    · Распределенные (используются в локальных и глобальных компьютерных сетях)
    3. По структуре организации данных:
    · Табличные (реляционные)
    · Иерархические
    ВОПРОС 26. Основы работы СУБД MS Access: основные технологии работы с таблицами (на примере)
    Система управления базами данных позволяет создавать, редактировать и обрабатывать реляционные базы данных (БД), в которых текстовая, числовая, графическая и иная информация сгруппирована и хранится в связанных таблицах. При этом таблицы должны обладать следующими свойствами:
    • каждый столбец таблицы – это элемент данных;
    • все столбцы однородные, т. е. их элементы имеют одинаковую природу
    • в таблице нет двух одинаковых строк;
    • столбцы и строки могут просматриваться в любом порядке, безотносительно к их информационному содержанию и смыслу.
    Существует несколько способов создания таблиц в Access:
    · Создание таблицы в режиме таблицы (или путем ввода данных);*
    · Создание таблицы в режиме конструктора таблиц;
    · Создание таблиц с помощью мастера таблиц.
    В СУБД Access процесс создания реляционной базы данных включает создание схемы данных. Схема данных наглядно отображает таблицы и связи между ними, а также обеспечивает использование связей при обработке данных. В схеме данных устанавливаются параметры обеспечения целостности связей в базе данных.
    ВОПРОС 27. Основы работы СУБД MS Access: основные технологии работы с формами (на примере).
    Форма. Объект, предназначенный в основном для ввода данных, отображения их на экране или управления работой приложения. Формы используются для того, чтобы реализовать требования пользователя к представлению данных из запросов или таблиц. Формы можно также распечатать. С помощью формы можно в ответ на некоторое событие, например изменение значения определенных данных, запустить макрос или процедуру VBA.
    ВОПРОС 28. Основы работы СУБД MS Access: основные технологии организации многотабличных баз данных (на примере).
    ВОПРОС 29. Основы работы СУБД MS Access: основные технологии работы с запросами (на примере).
    Запрос представляет собой обращение к данным для получения необходимой информации и (или) выполнения действий с данными. Запрос можно использовать для получения ответа на простой вопрос, выполнения расчетов, объединения данных из разных таблиц или даже для добавления, изменения или удаления данных в таблице. Запросы, используемые для извлечения данных из таблицы или выполнения расчетов, называются запросами на выборку. Запросы, используемые для добавления, изменения или удаления данных, называются запросами на изменение.
    ВОПРОС 30. Технологии работы со справочно-правовыми системами (на примере).
    Компьютерная СПС – программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации: производить поиск документов, формировать подборки, выводить информацию на печать.
    СПС включает: Электронные базы и банки правовой информации–>база данных информационного обеспечения aразнообразные документы: координационные планы, разработки и т.д.
    Популярность СПС:
    – доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы с правовой информацией;
    – источники полной и оперативной информации;
    – качественно новый уровень в решении проблемы открытости и доступности правовой информации.
    Достоинства
    – компактное хранение больших объемов информации
    – быстрый поиск документов и фрагментов
    – высокоскоростная передача информации
    Ограничения
    – Эргономические (восприятие информации с экрана)
    – Привычка работать с бумагой
    – Не является официальным источником опубликованных НПА.
    В России – Гарант, Кодекс, Эталон, Система при ФАПСИ, Юсис, Юридический мир, Консультант+.
    CREDOC(бельгия), FINlex(финляндия), LEXis(Англия), Lexis-nexis(90-е, новости, финансовая информация, бизнес-анализ, маркетинговая информация, окружающая среда, персоналии) + WRU, Westlans, Elite, Polis и др.
    Технология поиска в системе: Карточка поиска, расширенный и быстрый поиск, правовой навигатор, путеводитель
    ВОПРОС 1. Табличный процессор MS Excel: вычисления, состав и назначение встроенных функций – финансовые.
    Табличный процессор — прикладная программа, позволяющая автоматизировать труд экономистов, бухгалтеров и прочих специалистов, которым приходится по роду деятельности работать с информацией в виде таблиц. ТП Excel – средство разработки информационных систем, которое включает как электронные таблицы(со средствами финансового и статистического анализа и рядом других функций), так и средства визуального программирования.
    Особенности:
    1)структура таблицы:
    2) стандартный набор математических и бухгалтерских функций;
    3) Возможности сортировки данных;
    4) Наличие средств визуальной обработки данных (диаграммы)
    Табличный процессор MS Excel позволяет:
    1. Решать математические задачи: выполнять разнообразные табличные вычисления, вычислять значения функций, строить графики и диаграммы и т.п.;
    2. Осуществлять численное исследование (Что будет, если? Как сделать, чтобы?);
    3. Проводить статистический анализ;
    4. Реализовать функции базы данных – ввод, поиск, сортировку, фильтрацию (отбор) и анализ данных;
    5. Устанавливать защиту на отдельные фрагменты таблицы, делать их невидимыми;
    6. Наглядно представлять данные в виде диаграмм и графиков;
    7. Вводить и редактировать тексты;
    8. Осуществлять обмен данными с другими программами, например, вставлять текст, рисунки, таблицы, подготовленные в других приложениях;
    9. Осуществлять многотабличные связи.
    Подготовка к ЭТ расчетам:
    1) Ввод текстовой информации в соответствующие ячейки;2) Запись формул в вычисляемой ячейке; 3) форматирование, оформление таблицы.
    Основные объекты табличного процессора MS Excel:
    Ячейка Строка Столбец Адрес ячейки Указатель ячейки Активная ячейка Смежные ячейки Диапазон (блок) ячеек, Адрес диапазона (блока) ячеек Книга Лист .
    Всё, чем оперирует пользователь, содержится в едином пространстве таблицы: промежуточные и выходные данные, реализации алгоритмов для работы с этими данными, комментарии и документацию, средства графического оформления данных
    Финансовые функции MS Excel предназначены для вычисления базовых величин, необходимых для проведения сложных расчетов.
    Работа с фин. функциями предполагает использование следующей методики: подготовить на рабочем месте значения основных аргументов функции; перейти к ячейке, в которую вводится формула, использующая встроенную финансовую функцию вызвать мастер функций командой вставка-функция-категория финансовые, и в списке функций выбрать необходимую финансовую функцию.
    В поле ввода диалогового окна можно вводить как ссылки на адреса ячеек, так и сами значения аргументов. Описание аргументов по каждой функции проводится в окне аргументы функции.
    Виды финансовых функций.
    1. БЗРАСПИС(первичное;план) – возвращает значение первоначальной основной суммы после применения ряда (плана) ставок сложных процентов.
    2. БС(ставка;кпер;плт;пс;тип) – возвращает будущую стоимость инвестиции на основе периодических постоянных платежей и постоянной процентной ставки)
    3. ВСД(значения;предположение) – возвращает внутреннюю ставку доходности для ряда потоков денежных средств, представленных численными значениями
    4. КПЕР(ставка;плт;пс;бс;тип) – возвращает общее количество периодов выплаты инвестиции на основе периодических постоянных выплат и постоянной процентной ставки)
    5. ПЛТ(ставка;кпер;пс;бс;тип) – возвращает сумму периодического платежа для аннуитета на основе постоянства сумм платежей и постоянства процентной ставки)
    6. ПС(ставка;кпер;плт;бс;тип) – возвращает приведенную стоимость инвестиции – общую сумму, которая на настоящий момент равноценна ряду будущих выплат)
    7. СТАВКА(кпер;плт;пс;бс;тип;предположение) – возвращает процентную ставку по аннуитету за один период. Например при годовой процентной ставке в 6% для квартальной ставки используется значение 6%/4

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *