Какие критерии положены в основу периодизации развития личности?

11 ответов на вопрос “Какие критерии положены в основу периодизации развития личности?”

  1. oooochen xolosaya Ответить

    1. Определение понятия “личность”. Соотношение понятий “человек”, “индивид”, “индивидуальность” с понятием “личность”Реальность, которая описывается понятием “личность”, проявляется уже в этимологии этого термина. Слово “личность” (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в римском театре маска актера называлась “личина” — лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово “persona” употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению — это определенная социальная роль или функция человека. Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся “образующими” его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств. Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и. поступки. По определению Р. С. Немова, личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Наряду с понятием “личность” употребляются термины “человек”, “индивид”, “индивидуальность”. Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием “личность” позволит более полно раскрыть последнее (рис. 3). Рис. 3. Соотношение объемов понятий “человек”, “индивид” и “индивидуальность”с понятием “личность” Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии “человек” утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр. ) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное — законам развития общества. Индивид — это единичный представитель вида “homo sapiens”. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). При всей многогранности понятия “индивидуальность” оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями “особенность”, “неповторимость”, сколько с понятиями “целостность”, “единство”, “самобытность”, “авторство”, “собственный способ жизни”. Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным. Соотношение инди
    видуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельст

  2. Manarin Ответить

    Ведь только в детстве человеку доступно высшее счастье, высшее искусство – быть самим собой. Всю последующую жизнь мы стремимся к этому утраченному счастью, которое было когда-то так близко, так возможно.
    Д. В. Ольшанский
    3. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ
    3.1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
    3.1.1. Психологический возраст личности
    Если зрелость индивида, соматическая или половая, определяется биологическими критериями, а паспортный возраст – количеством лет, которые существует организм, то с психологическим возрастом и зрелостью личности дело обстоит далеко не так просто. Нет необходимости доказывать, что органическое созревание индивида, например половое, является одной из важных предпосылок формирования идентичности личности.
    Представления о специфике «психологического возраста», идущие от Л. С. Выготского, во многом пересекаются со взглядами Б. Г. Ананьева, который неоднократно подчеркивал, что психологический возраст и зрелость выступают как параметры особого исторического времени, в котором и ведется летоисчисление жизненного пути личности . Подходы к пониманию природы психологического возраста только намечаются. В частности, в исследованиях А. А. Кроника, Е. И. Головахи рассматриваются некоторые аспекты психологического возраста личности (А. А. Кроник, 1993).
    Особенности психологического возраста:
    • обратимость – личность в ходе своего развития не только не стареет, но некоторые жизненные события могут вернуть ей молодость, и не в образном, а в подлинном психологическом смысле этого слова;
    • многомерность – в разных сферах деятельности личность взрослеет неравномерно;
    • «временная перспектива личности» (Б. В. Зейгарник) определяется особенностью направленности мотивов. Признаки наступления психологической старости связываются с ретроспективной направленностью мотивов.
    Вопрос о психологической зрелости личности связан с изучением конкретно-исторической фазы развития общества и культуры, в которой происходит становление человека (поиск конкретно-исторических характеристик зрелости).
    Собственно-психологические критерии зрелости личности:
    • ответственность личности за свои поступки;
    • умение разводить идеальные и реальные цели;
    • осуществление личностью свободного личностного выбора.
    Какие бы критерии зрелости личности ни брались, в них подчеркивается мысль о действующей личности, ставящей новые задачи, стремящейся к различным целям и мотивам личности, словом, о личности как субъекте противоречивого процесса ее развития.
    3.1.2. Когнитивистская ориентация в периодизации развития личности (Ж. Пиаже, Л. Колберг)
    Под периодизацией психического развития личности понимается принцип рассмотрения психического развития в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий). Во многих концепциях смена стадий основывается на имеющемся в основании некотором устойчивом признаке (или отношении признаков). В зависимости от своих теоретических установок сторонники периодизации психического развития подразделяют процесс психического развития на большее или меньшее число стадий, используя при этом разные критерии и выделяя различное психологическое число стадий.
    У Ж. Пиаже основой периодизации является характеристика интеллекта. Согласно Ж. Пиаже:
    • интеллект представляет собой частную форму адаптации организма,
    • взаимодействие индивида и среды характеризуется единством процессов ассимиляции и аккомодации и продиктовано поисками равновесия между реалиями внешнего мира и вырабатываемыми интеллектом «формами» его освоения и понимания,
    • по мере развития мышление постепенно претерпевает все более сложные системные и структурные изменения.
    Задачей генетического исследования интеллекта является определение различных стадий, характеризующих этот постоянный поиск равновесия.
    В когнитивном развитии Ж. Пиаже было выделено четыре стадии:
    • сенсомоторная (от 0 до 2 лет);
    • интуитивная, или дооперациональная (от 2 до 7–8 лет);
    • конкретных операций (от 7–8 лет до 11–12 лет);
    • формальных операций (от 11–12 до 14–15 лет).
    Стадия формальных операций представляет собой последний этап в развитии интеллекта (табл. 27).
    От рождения и до подросткового возраста когнитивное развитие ребенка делится на два основных периода: моторный период; период мышления в представлениях (дооперациональная стадия и стадия конкретных операций).
    В основе теории Ж. Пиаже лежит мысль о том, что в процессе развития ребенок действует активно, а не просто реагирует на воздействия внешней среды.
    Таблица 27
    Стадии когнитивного развития по Ж. Пиаже
    Стадия
    Возраст
    Характерное поведение
    Сенсомо-торная
    От рож-дения до 1,5–2 лет
    Младенцы познают мир только посредством различных действий: рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др.
    Дооперацио-нальная
    От 2 до 7 лет
    Маленькие дети формируют понятия и пользуются такими символами, как язык для сообщения их окружающим. Эти понятия ограничены их личным (эгоцентрическим), непосредственным опытом. На дооперациональной стадии дети имеют очень ограниченные, иногда «магические» представления о причинах и следствиях и испытывают существенные трудности при классифицировании объектов или событий
    Конкретных операций
    От 7 до
    11–12 лет
    Дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам и оперировать математическими понятиями (при условии применения этих операций к конкретным объектам или событиям). На стадии конкретных операций дети достигают понимания сохранения
    Формальных операций
    С 12 лет
    и позже
    Подростки способны провести анализ решения логических задач как конкретного, так и абстрактного содержания: они могут систематически обдумывать все возможности, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, а также рассуждать по аналогии и метафорически
    Основной единицей исследования для Ж. Пиаже является схема, то есть, гибкая структура, которая в процессе роста ребенка может изменяться как количественно, так и качественно. Первоначально схемы имеют сенсомоторный характер, но позднее становятся когнитивными.
    Ж. Пиаже считал, что интеллект является конкретным примером биологической адаптации. Он постулировал, что все люди обладают двумя функциональными инвариантами – организацией и адаптацией. Адаптация заключает в себе два взаимно дополняющих друг друга процесса: ассимиляцию, посредством которой индивид включает информацию в уже существующие структуры, и аккомодацию, посредством которой существующие структуры изменяются, чтобы отвечать требованиям изменяющейся внешней среды. Когнитивное развитие – это последовательное продвижение через четыре качественно различные стадии: сенсомоторную, дооперациональную, конкретных операций и формальных операций.
    В качестве критерия деления развития на этапы Л. Колберг берет три вида ориентаций, образующих иерархию (табл. 28):
    • ориентация на авторитеты,
    • ориентация на обычаи,
    • ориентация на принципы.
    Таблица 28
    Стадии морального развития по Л. Колбергу
    1
    Доморальный
    1 стадия
    Гетерономная мораль
    уровень
    (доконвенциальный )
    2 стадия
    Индивидуализм и инструментальный обмен
    2
    уровень
    Конформная конвенциальная мораль
    3 стадия
    Конформность в межличностных отношениях

    (конвенциальный)
    4 стадия
    Сознание и социальная система
    3
    уровень
    Автономных моральных принципов
    5 стадия
    Социальный договор и индивидуальные права

    (постконвенциальный)
    6 стадия
    Универсальные этические принципы
    Последовательный переход от стадии к стадии базируется на двух процессах: нарушении когнитивного равновесия и принятии роли. Развитие моральных суждений является результатом конфронтации каждого уровня с более высоким, что ведет к конфликтам, нарушению равновесия и напряжению, заставляющим человека выйти из противоречивой ситуации и перейти на более высокую ступень в установлении равновесия. Второй процесс состоит в способности встать на позицию другого человека, что особенно важно при переходе со второй на третью стадию.
    Доконвенциальный уровень (4–10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения других людей в расчет не принимается. На первой стадии суждение выносится в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой данный поступок. На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь.
    Конвенциальный уровень (10–13 лет). Человек, находящийся на этом уровне нравственного развития, придерживается условной роли, ориентируясь при этом на принципы других. На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет. На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами.
    Постконвенциональный уровень (с 13 лет). Истинная нравственность, по Л. Колбергу, достигается только на этом уровне развития. Именно на этом уровне человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности. На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении демократически принятого решения или вообще на уважении прав человека. На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью – независимо от его законности или мнения других людей.
    3.1.3. Психодинамическая ориентация в периодизации развития личности (З. Фрейд, Э. Эриксон)
    Психоаналитическая теория З. Фрейда основывается на двух предпосылках:
    • первая, или генетическая – что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности;
    • вторая – что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии ( либидо ), которая затем проходит в своем развитии несколько психосексуальных стадий , коренящихся в инстинктивных процессах организма.
    Таблица 29
    Психосексуальные стадии развития личности по З. Фрейду
    Психосексуальные стадии развития
    Название стадии
    Возрастной диапазон
    Оральная
    0 мес. – 18 мес.
    Прегенитальные
    Анальная
    18 мес. – 3 года
    Стадии
    Фаллическая
    3–6 лет
    Латентная
    6–12 лет
    Генитальные стадии
    Генитальная
    12 лет и более
    По З. Фрейду, психосексуальные стадии развития имеют решающее значение не только для сексуального поведения, но и для развития целостной личности (см. табл. 14; 29). Если на какой-либо из этих психосексуальных стадий развития дети испытывают слишком сильную фрустрацию или слишком большое удовлетворение, может произойти фиксация на потребностях этой стадии. Кроме того, реакции родителей на любой из этих прегенитальных стадий могут оказать глубокое воздействие на развитие личности ребенка.
    Э. Эриксон считал, что развитие каждого человека проходит несколько этапов, во многом соответствующих стадиям развития по З. Фрейду. Однако Э. Эриксон полагал, что личность вырастает из результатов разрешения социального конфликта, возникающего при взаимодействиях в узловых точках развития. Модель развития Э. Эриксона психосоциальна (табл. 30).
    Таблица 30
    Стадии психосоциального развития (по Э. Эриксону)
    Стадия, возраст в годах
    Область отношений
    Результаты развития
    Полярности механизмов приспособ-ляемости
    Обществен-ные полярности в личности
    Орально-сенсорная
    0 – 1 год
    Мать или заместитель
    Энергия и жизненная радость
    Приобрести — дать
    Доверие — недоверие, надежда — безнадеж-ность
    Мышечно-анальная
    1 – 3 года
    Родители
    Контроль над собой и стремление к власти
    Обладать — отказаться
    Автономия — сомнения, стыд
    Локомоторно-генитальная
    3 – 6 лет
    Родители, братья, сестры
    Целеустрем-ленность
    Стараться — притворяться
    Инициатив-ность — пассивность
    Латентная
    6 – 12 лет
    Школа, соседи
    Овладение методами и умениями
    Соревновать-ся – конструи-ровать
    Умелость — неполноцен-ность
    Подростковая
    12 – 19 лет
    Группы сверстников
    Преданность и верность
    Быть самим собой — быть принужденным к одиночеству
    Идентичность – непризнание
    Ранняя зрелость
    20 – 25 лет
    Друзья
    Аффиляция и любовь
    Потерять и найти себя в других
    Сотрудни-чество – отчуждение, изоляция
    Средняя зрелость
    26 – 64 года
    Профессия, родной дом
    Творчество и заботы
    Создать из себя нечто, заботиться о ком-нибудь
    Дружность — изолирован-ность
    Поздняя зрелость
    65 лет – смерть
    Человечество ближние
    Отрешен-ность, мудрость
    Черпать из прошлого, сопротивлять-ся небытию
    Формируется качество индивидуаль-ности
    По мнению Э. Эриксона, развитие личности по своему содержанию определяется:
    • ожиданиями общества;
    • ценностями и идеалами общества;
    • задачами, ставящимися на разных возрастных этапах.
    Основания периодизации Э. Эриксона:
    • постулирование восьми стадий, фокусирующих в себе общие для всех людей условия развития, в которые попадает каждый человек на протяжении своей жизни;
    • последовательность стадий развития зависит от биологического начала; ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий;
    • на каждой стадии индивид приобретает определенное качество ( личностное новообразование ), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующей жизни;
    • главное ядерное образование личности – идентичность ; идентичность – условие психического здоровья, характеристика достаточно зрелой личности;
    • процесс развития определяется воспитанием ребенка, а затем и широким социальным окружением;
    • каждая стадия характеризуется психосоциальным конфликтом, который должен быть разрешен;
    • для развития личности характерна кризисность – «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом (табл. 31).
    Таблица 31
    Структура психосоциальных кризисов по Э. Эриксону
    За 60 лет
    Цельность жизни или отчаяние
    30-60 лет
    Генеративность или застой
    Около 20 лет
    Близкие отношения или изоляция
    12 18 лет
    Идентификация или спутанность ролей
    7 12 лет
    Работа или чувствование неполноценности
    3 6 лет
    Инициативность или вина
    2 3 года
    Автономия или стыд и сомнения
    1 год
    Доверчивость или подозрительность
    3.1.4. Периодизация развития индивида по критерию ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин)
    По А. Н. Леонтьеву :
    • В основе онтогенетической теории развития – психологическая теория деятельности.
    • Структура возраста (возрастное новообразование, социальная ситуация развития, центральные и побочные линии развития, ведущей функции) проецируется на структуру деятельности.
    • Движущей силой развития выступает противоречие между потребностями ребенка и его возможностями.
    • Понятие ведущей деятельности и разные виды деятельности рассматриваются на линии развития. При этом центральной линией развития для данного возраста выступает ведущий вид деятельности, а побочными – все остальные виды деятельности.
    • В качестве основных видов деятельности, последовательно развертывающихся в онтогенезе, выступают:
    • игра (ранний дошкольный возраст),
    • учение (школьный возраст),
    • труд (взрослые возраста).
    Д. Б. Эльконин :
    • рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир – мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок – вещь» и «ребенок – взрослый»;
    • эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа.
    Среди видов ведущей деятельности, Д. Б. Эльконин выделяет две группы. В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. В деятельности первого типа, главным образом, развивается мотивационно-потребностная сфера.
    Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны. В деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребенка, то есть, интеллектуально-познавательная сфера (табл. 32) .
    Основания периодизации психического развития Д. Б. Эльконина:
    • две линии ведущей деятельности образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них;
    • каждый возраст характеризуется:
    – своей социальной ситуацией развития;
    – ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности;
    – возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода;
    – выделением центрального новообразования, наиболее значимого для последующего развития;
    • границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии ребенка.
    Таблица 32

  3. Shadowbeard Ответить

    Среди многообразия научных школ в психологии можно выделить две группы психологических теорий в зависимости от их взгляда на онтогенез.
    Представители первой из них рассматривают развитие в его целостности и неделимости, не выделяя в нем отдельных периодов или этапов (Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) (см. п. 2.4).
    В теориях этой группы, как правило, во главу угла ставится представление о некоторой целостности, например понятие личности. Далее предметом исследования становятся характеристики этой целостности, ее внутренняя структура, условия происхождения. Даже признавая прижизненную динамику изменений данной целостности, изучая условия ее происхождения, исследователи не связывают жестко эти изменения с каким-то определенным возрастом. Возрастное развитие в этом случае признается фоном изучаемых изменений.
    Вторую группу психологических теорий образуют те, которые рассматривают онтогенез как чередование, смену определенных периодов развития (З. Фрейд, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.). Для обоснованного деления онтогенеза на определенные периоды каждый исследователь вводит собственные основания этого деления и представляет собственную теорию психического развития человека в онтогенезе.
    Таким образом, в зависимости от исходных теоретических представлений онтогенез рассмат-ривается как сугубо индивидуальная траектория (или тип траекторий), как непрерывная плавная череда микроизменений или, напротив, как последовательность относительно устойчивых и отгра-ниченных стадий, в принципе единых для всех представителей данной культуры. Если онтогенез рассматривается как последовательность относительно самостоятельных и отграниченных друг от друга отрезков, это означает, что введено представление о периодизации психического развития.
    Периодизация психического развития – принцип рассмотрения психического развития в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся стадий развития по некоторому устойчивому критерию.
    Л.С. Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по внутреннему критерию, по нескольким признакам детского развития.
    Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Согласно этой позиции онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества (периодизация В. Штерна).
    Еще один пример – периодизация Р. Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3–6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следует стадия начального школьного образования (6–12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12–16 лет), когда он получает общее образование; и позже – стадия высшего или университетского образования. Так как развитие и воспитание взаимосвязаны и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.

  4. Feran Ответить

    По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рож-дается» дважды.Первое ее рождение относится к дошкольному воз-расту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иным словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.А. Н. Леонтьев иллюстрирует это событие примером, который широко известен под названием «эффекта горь-кой конфеты».Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: достать удаленную вещь, не вставая со стула. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помеще-ния. После безуспешных попыток ребенок встает, берет привлекающий его предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в на-граду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказывается для него «горькой».О чем говорит этот факт? Анализ событий показывает, что ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мо-тивов. Один его мотив — взять интересующую вещь (не-посредственное побуждение); другой — выполнить усло-вие взрослого («социальный» мотив). В отсутствие взрос-лого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка — свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца.Тот факт, что именно в присутствии взрослого пере-живания ребенка начинают определяться социальным мо-тивом, очень знаменателен. Он служит ярким подтверждением общего положения о том, что «узлы» личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности. Вполне возможно сказать, что здесь наблюдается ранняя стадия «завязывания» таких узлов.Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и спо-собности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.Обязательность этой способности зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответствен-ность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового че-ловека, достигшего совершеннолетия.

  5. Munris Ответить

    Ответ оставил Гость
    По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рож-дается» дважды.Первое ее рождение относится к дошкольному воз-расту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иным словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.А. Н. Леонтьев иллюстрирует это событие примером, который широко известен под названием «эффекта горь-кой конфеты».Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: достать удаленную вещь, не вставая со стула. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помеще-ния. После безуспешных попыток ребенок встает, берет привлекающий его предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в на-граду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказывается для него «горькой».О чем говорит этот факт? Анализ событий показывает, что ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мо-тивов. Один его мотив — взять интересующую вещь (не-посредственное побуждение); другой — выполнить усло-вие взрослого («социальный» мотив). В отсутствие взрос-лого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка — свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца.Тот факт, что именно в присутствии взрослого пере-живания ребенка начинают определяться социальным мо-тивом, очень знаменателен. Он служит ярким подтверждением общего положения о том, что «узлы» личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности. Вполне возможно сказать, что здесь наблюдается ранняя стадия «завязывания» таких узлов.Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и спо-собности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.Обязательность этой способности зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответствен-ность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия.

  6. Добавляйтесь Ответить

    Ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует к себе особого подхода. Задача системы образования и всех взрослых – содействовать полноценному его развитию на каждом возрастном этапе онтогенеза. Для этого необходимо знать особенности каждого возраста.
    Возраст— определенный этап в развитии человека, который характеризуется специфическими особенностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями.
    Периодизация психического развития – рассмотрение психического развития человека как процесса перехода с одного периода на другой. Периоды отличаются спецификой ситуации развития, воздействующими факторами, характером решаемых человеком задач.
    Проблема возрастной периодизации самая трудная в психологии.
    Существует множество попыток периодизации жизненного пути личности. В их основе лежат различные теоретические позиции авторов.
    Например, П.П.Блонский взял за основу периодизации детства такой признак созревания организма, как состояние зубов ребенка; З.Фрейд считает системообразующим фактором всего развития в целом сексуальное развитие, которое начинается практически с рождения и проходит ряд этапов; Жан Пиаже предложил периодизацию детского развития на основе теории когнитивного (интеллектуального) развития. В настоящее время наиболее разработанной и общепринятой в нашей стране является периодизация Д.Б.Эльконина, основанная на культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.
    Критериями периодизации выступают:
    социальная ситуация развития – специфические для каждого возрастного периода система отношений субъекта с социальной действительностью, в которой происходит психическое развитие человека; это система отношений с другими людьми, т.е. воздействия взрослых на ребенка и переживание ребенком своей позиции в социуме;
    ведущий вид деятельности – вид деятельности, который оказывает влияние на психическое развитие человека в данном возрасте и с которой связано возникновение важнейших психических новообразований;
    центральное новообразование возраста – психологические новообразования, которые активно развиваются и отчетливо проявляются на определенном возрастном этапе и возникают под воздействием ведущей деятельности.
    Переходы между различными периодами детского развития, как правило, происходят очень интенсивно и бурно. Они сопровождаются значительными трудностями в отношении взрослых и детей, нарастанием самостоятельности ребенка и отстаиванием им своих прав. Эти переходные периоды были названы в психологии критическим, или кризисами возрастного развития.
    В детской психологии выделено 4 основных кризиса:
    – кризис одного года (переход от младенчества к раннему детству);
    – кризис трех лет (переход от раннего к дошкольному возрасту);
    – кризис семи лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту).
    Источник возникновения кризисов – противоречия между новыми потребностями и старыми способами их удовлетворения.

  7. insect on the planet Ответить

    1. Определение понятия “личность”. Соотношение понятий “человек”, “индивид”, “индивидуальность” с понятием “личность”Реальность, которая описывается понятием “личность”, проявляется уже в этимологии этого термина. Слово “личность” (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в римском театре маска актера называлась “личина” — лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово “persona” употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению — это определенная социальная роль или функция человека. Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся “образующими” его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств. Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и. поступки. По определению Р. С. Немова, личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Наряду с понятием “личность” употребляются термины “человек”, “индивид”, “индивидуальность”. Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием “личность” позволит более полно раскрыть последнее (рис. 3). Рис. 3. Соотношение объемов понятий “человек”, “индивид” и “индивидуальность”с понятием “личность” Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии “человек” утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр. ) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное — законам развития общества. Индивид — это единичный представитель вида “homo sapiens”. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). При всей многогранности понятия “индивидуальность” оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями “особенность”, “неповторимость”, сколько с понятиями “целостность”, “единство”, “самобытность”, “авторство”, “собственный способ жизни”. Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным. Соотношение инди
    видуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельст

  8. Grewn Ответить

    По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рож-дается» дважды.Первое ее рождение относится к дошкольному воз-расту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иным словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.А. Н. Леонтьев иллюстрирует это событие примером, который широко известен под названием «эффекта горь-кой конфеты».Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: достать удаленную вещь, не вставая со стула. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помеще-ния. После безуспешных попыток ребенок встает, берет привлекающий его предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в на-граду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказывается для него «горькой».О чем говорит этот факт? Анализ событий показывает, что ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мо-тивов. Один его мотив — взять интересующую вещь (не-посредственное побуждение); другой — выполнить усло-вие взрослого («социальный» мотив). В отсутствие взрос-лого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка — свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца.Тот факт, что именно в присутствии взрослого пере-живания ребенка начинают определяться социальным мо-тивом, очень знаменателен. Он служит ярким подтверждением общего положения о том, что «узлы» личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности. Вполне возможно сказать, что здесь наблюдается ранняя стадия «завязывания» таких узлов.Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и спо-собности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.Обязательность этой способности зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответствен-ность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия.

  9. dnanar Ответить

    По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность “рож-дается” дважды. Первое ее рождение относится к дошкольному воз-расту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иным словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности. А. Н. Леонтьев иллюстрирует это событие примером, который широко известен под названием “эффекта горь-кой конфеты”. Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: достать удаленную вещь, не вставая со стула. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помеще-ния. После безуспешных попыток ребенок встает, берет привлекающий его предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в на-граду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказывается для него “горькой”. О чем говорит этот факт? Анализ событий показывает, что ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мо-тивов. Один его мотив – – взять интересующую вещь (не-посредственное побуждение) ; другой – – выполнить усло-вие взрослого (“социальный” мотив) . В отсутствие взрос-лого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка – – свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца. Тот факт, что именно в присутствии взрослого пере-живания ребенка начинают определяться социальным мо-тивом, очень знаменателен. Он служит ярким подтверждением общего положения о том, что “узлы” личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности. Вполне возможно сказать, что здесь наблюдается ранняя стадия “завязывания” таких узлов. Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и спо-собности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше. Обязательность этой способности зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответствен-ность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия.

  10. VeqQuy Ответить

    По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность “рож-дается” дважды. Первое ее рождение относится к дошкольному воз-расту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иным словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности. А. Н. Леонтьев иллюстрирует это событие примером, который широко известен под названием “эффекта горь-кой конфеты”. Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: достать удаленную вещь, не вставая со стула. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помеще-ния. После безуспешных попыток ребенок встает, берет привлекающий его предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в на-граду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказывается для него “горькой”. О чем говорит этот факт? Анализ событий показывает, что ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мо-тивов. Один его мотив – – взять интересующую вещь (не-посредственное побуждение); другой – – выполнить усло-вие взрослого (“социальный” мотив) . В отсутствие взрос-лого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка – – свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца. Тот факт, что именно в присутствии взрослого пере-живания ребенка начинают определяться социальным мо-тивом, очень знаменателен. Он служит ярким подтверждением общего положения о том, что “узлы” личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности. Вполне возможно сказать, что здесь наблюдается ранняя стадия “завязывания” таких узлов. Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и спо-собности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше. Обязательность этой способности зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответствен-ность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия.

  11. killrock Ответить

    Понять закономерности возрастного развития, специ­фику отдельных возрастных этапов позволяет разделение жизненного пути на периоды. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представ­лениями автора периодизации о наиболее важных, суще­ственных сторонах развития. Л.С. Выготский различал три группы периодизаций’, по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.
    Для первой группы характерно построение периодиза­ции на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Согласно этой позиции онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными пери­одами биологической эволюции и исторического развития человечества. Один из вариантов — периодизация В. Штер­на — был приведен в § 2 главы 4.
    Еще один пример — периодизация Р. Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обу­чения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начи­нается стадия дошкольного возраста (3—6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дош­кольном учреждении. Далее следует стадия начального школь­ного образования (6—12 лет), на которой ребенок приобре­тает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12—16 лет), когда он получает общее обра­зование; и позже — стадия высшего или университетского образования. Так как развитие и воспитание взаимосвязаны и структура образования создана на базе большого практи­ческого опыта, границы периодов, установленных по педа­гогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.
    Во второй группе периодизаций используется не вне­шний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например развитие ко­стных тканей в периодизации П.П. Блонского и развитие детской сексуальности у З. Фрейда.
    Павел Петрович Блонский выбрал объективный, лег­кодоступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма при­знак — появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (до 8 месяцев — 2—2,5 лет), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).
    Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигате­лем человеческого поведения бессознательное, насыщен­ное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следова­тельно, определяет развитие всех сторон личности и мо­жет служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается З. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, — поглаживание, со­сание, освобождение кишечника и т.д. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон — тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие. Конкретные стадии возрастного развития по З. Фрейду и их характери­стика будут даны в главе 6 раздела I.
    Периодизации, основанные на одном признаке, субъек­тивны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается измене­ние роли выбранного критерия в общем развитии на раз­ных его этапах, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.
    В третьей группе периодизаций периоды возрастного раз­вития выделяются на основе нескольких существенных осо­бенностей этого развития. Примером могут служить периодизации Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисо­вича Элъконина, которые будут рассмотрены ниже.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *