Какие культурные растения попали из африки в европу 3 класс окружающий мир?

9 ответов на вопрос “Какие культурные растения попали из африки в европу 3 класс окружающий мир?”

  1. ANTMAN Ответить

    Главнейшие культурные растения Африки
    Этнография –
    Народы Африки
    Мы видели, как Штульман, представитель культур но-исторической школы, рисует картину распро странения культуры в Африке. Эти и подобные шв згляды до сих пор пользуются признанием в широких кругах буржуаз ных этнографов, археологов, ботаников и географов. Посмотрим, правильно ли мнение, что аборигенное население Африки было настолько бедно и несамостоятельно, что не имело почти никакой культуры. Теория Штульмана в значительной степени основана на изучении распространения культурных растений, поэтому мы начнем с выяснения этого вопроса.
    В настоящее время главным хлебным растением африканцев является сорго {Sorghum vulgare Perseori), которое, наряду с просом и рисом, составляет основную пищу всего населения Западного и Восточного Судана, Эфиопии, Южной и Восточной Африки. По единодушному мнению ботаников, родина сорго — Африка. Среди множества различных видов сорго наибольшее значение имеют засухоустойчивые виды, распространенные в полосе степей: кафрское сорго, дурра и суданская трава. Кафрское сорго (S. caffrorum) распространено в Южной Африке, которая и считается его родиной. В Центральной и Восточной Африке произрастает сорго негритянское (S. bantum Yakushev), также происходящее из этих районов Африки. Наряду с ними существуют виды влажно-тропического типа, как, например, гвинейское сорго (S. guineense Stapf.).
    Сорго_было введено в. культуру очень давно. Несомненно, что сорго возделывалось в Западной Африке еще с эпохи неолита. О нем упоминают арабские путешественники. Например, Абу Саид Хассан сообщает еще в IX в., что в стране зенджей, как называли арабы негритянское население Восточной Африки, главную пищу составляла дурра, а аль Бекри, описывая в 1067 г. страны Судана, говорит, что дурра, привезенная с юга, составляла основную пищу жителей оазисов Сахары.
    Другая хлебная культура — африканское просо (Pennisetum typhoi- deum) распространена в сухих районах — в полосе сахеля в Западном Судане и в Восточном Судане. Эта культура, по мнению ботаников, также африканского происхождения. Берберский путешественник ибн Баттута, посетивший Судан в 1354 г., говорит, что местное население возделывает злаковое растение анли, что, несомненно, означает просо, так как туареги и теперь называют эту культуру энели.
    Третья зерновая культура — фонио (Digitaria exilis Stapf), по внешнему виду напоминающее мелкое просо, также имеет западноафриканское происхождение. Культура фонио распространена теперь по всему Западному Судану—от Гвинеи до стран хауса. Ибн Баттута называет это растение местным термином фуни, откуда и произошло его название фонио.
    В Африке, наряду с сорго, просом и фонио, с древнейших времен возделывался рис. Существуют разные виды риса западноафриканского происхождения. Некоторые многолетние дикорастущие виды риса широко используются местным населением в Сенегале и тропической Африке (Огу- za Barthii A. Chev. и др.). В Центральной Африке распространен вид О. Schweinfurthiana Prod, и др. В настоящее время в Африке шире всего распространен рис индийского происхождения (Oryza sativa L.), постепенно вытесняющий местные сорта. Распространение этого вида риса («культурного риса»), повидимому, связано с появлением в Африке в VIII в. арабов, так как известно, что халифы усиленно внедряли культуру риса. Однако задолго до арабов Страбон (I в. до н. э.) упоминает, что рис возделывался в оазисе Аугила (ныне Ауджила), где, очевидно, выращивались местные сорта риса.
    Другие зерновые культуры — пшеница и ячмень — возделывались в Северной Африке с глубокой древности. Происхождение пшеницы остается пока неясным. По мнению академика Н. И. Вавилова, изучавшего этот вопрос, родиной твердых пшениц была Эфиопия. Во всяком случае, в Египте уже с древнейших времен возделывалась полба (Triticum di- соссит Schrank), как одна из важнейших хлебных культур.
    В 1949—1953 гг. при археологических исследованиях в Саккара около пирамиды Джосера были найдены зерна пшеницы (Triticum топососсит). Таким образом, можно считать теперь установленным, что египтяне эпохи III династии, кроме полбы (по егиц. bdt) и ячменя (по егип. it), возделывали также пшеницу (по егип. swt). Ячмень издавна возделывался в древнем Египте, Карфагене, Киренаике и в оазисах Сахары. В XVI в. он засвидетельствован в Судане — в Тимбукту и Гао.
    К числу зерновых растений, введенных в культуру африканцами, относится также тэфф (Eragrostis abyssinica Lihk.). Тэфф —годна из зерновых культур северо-восточной Африки. В дикорастущем состоянии он встречается в области оз. Чад, где местное население называет его каша и использует в пшЦу. Наибольшее значение тэфф получил в Эфиопии, где в пределах умеренного пояса (война-дега) тэфф, наряду с дагуссой, составляет основу питания всей страны.
    Так обстояло дело с главнейшими зерновыми культурами Северной Африки, Судана, Восточной и Южной Африки.
    Население полосы тропического леса возделывало, как и теперь, по преимуществу корнеплоды, различные бобовые и масличные культуры. Клубни одного из древнейших культурных растений тропиков — ямса (Dioscorea sp.) — содержат много крахмала; их сушат и размалывают в” муку. Среди множества видов ямса существуют виды местного, африканского происхождения. Арабские путешественники упоминают о возделывании ямса в X в. в стране Мали (Западный Судан) и называют его кафи, — название это сохранилось за ним во многих языках Западного Судана. Португальцы познакомились с ним в XV в. и назвали его инъям (от мандингского названия ямса — нъямби).
    Наиболее распространенная бобовая культура Африки — коровий горох (Vigna sinensis h.)— по исследованиям советского ботаника Иванова был окультурен в Восточной и Южной Африке. В Западной Африке коровий горох известен под названием ниебе и возделывается там с древнейших времен. У некоторых племен эве в Верхней Гвинее культура бобовых была настолько развита, что соседи прозвали их бобое- дами.
    Другой вид бобовой культуры— воандзея (‘Voandzeiea subterranea Thon), или земляные бобы, —также африканского происхождения и издавна возделывается в Африке. Арабские путешественники рассказывали, что в стране Мали в XIV в. население употребляет в пищу зерна вроде бобов, которые выкапывают из земли и едят в жареном виде.
    Одна из важнейших масличных культур — кунжут (Sesamum L.) — также была освоена как культурное растение в Африке. Ботаники считают Западную Африку родиной видообразования кунжута, так как наибольшее число видов его сосредоточено именно там. Культурный, так называемый «индийский кунжут» (S. indicum L.) происходит, несмотря на свое ботаническое название, также из Африки. К числу растений африканского происхождения относится другая масличная культура — клещевина (Ricinus communisL.), распространенная в диком и культурном состоянии в Восточной Тропической Африке. Ее используют для приготовления пищи и для обработки шкур и кож. К числу масличных культур относится также карите (Butyrospermum Parkii Koschy), родиной которого считается Западная Африка. Ибн Баттута описывает его под названием гарти: «фрукт вроде груши. Из косточек его делают масло для приготовления пищи, для светильников, для мазей и, смешивая его с землей, употребляют при постройке домов».
    Одно из важнейших культурных растений — масличная пальма (Elaeis- guineensis Jacq.), основной источник растительных жиров местного населения тропической Африки. Ботаники указывают, что масличная пальма введена в культуру в бассейне нижнего течения р. Конго, где она и теперь встречается в диком состоянии. Уже первые португальские путешественники сообщают о масличной пальме и о способах добывания пальмового масла. Культура ее издавна была распространена по всему поясу тропических лесов.
    С древнейших времен распространена в Африке и кокосовая пальма {Cocos nucifera). Обычно считают, что кокосовая пальма занесена арабами из южной Азии. Масуди, писавший в X в. о странах зенджей1, уже упоминает о кокосовой пальме. На западном берегу Африки кокосовая пальма появилась значительно позже, всего лишь в XVI—XVII вв.
    Финиковая пальма — древнейшее культурное растение Северной Африки. О культуре финиковой пальмы у ливийцев и гарамантов упоминает Геродот. Арабские путешественники сообщают, что она была распространена в странах Магриба и в Сахаре. Ботаники склоняются к тому, что Северная Африка — родина некоторых видов финиковой пальмы. Фиговое дерево — также одна из древнейших культур Северной Африки и была известна еще в древнем Египте.
    К числу растений несомненно африканского происхождения относится высокае^вечнозеленое дерево кола (Cola acuminata Schott), различные виды которого распространены по всей Западной Африке и в диком состоянии встречаются в лесах Либерии и Берега Слоновой Кости. Плоды его используются как наркотик. Название кола — африканского происхождения. Первые португальские путешественники в XVI в. упоминают об орехах кола, называя их горо, что, очевидно, передает название их на языке мандинго (гуро).
    Африканское происхождение имеет также сходное с перцем растение малагетта (Aframomum melequeta К. Schum.), теперь полностью вытесненное южноазиатскими видами перца. В XV в. у португальских и испанских купцов малагетта пользовалась широкой известностью и служила главным предметом вывоза с западного берега Африки. Позднее ее сменил гвинейский перец (Piper guineense Schum. et Thonn.), называемый также «перцем ашанти». В XV в. местное население возделывало его в Анголе и Бенине. Этот вид перца пользовался такой славой, что в XVI в. его вывозили из Гвинеи через Сахару в Марокко.
    Древнейшие культурные растения Африки — столовый арбуз (Cit- rullus vulgaris Schrad.) и кормовой арбуз (С. colocynthoides Pang.) — по утверждению ботаников происходят из Центральной или Южной Африки. В диком виде арбуз до сих пор встречается в Южной Африке в пустыне Калахари.
    К числу растений, встречающихся в Африке с древнейших времен, относится также хлопчатник (Gossypium herbaceum L.), некоторые виды которого имеют африканское происхождение. Культурные виды хлопчатника происходят из Индии и проникли в Африку очень давно. Аль Бекри в XI в. писал, что в Западном Судане в стране Текрур около каждого дома отводится небольшой участок для разведения хлопчатника. Страны Западного Судана издавна славились своими хлопчатобумажными тканями. Так, Гана, Тимбукту и некоторые города в странах хауса еще в XI—XII вв. занимались изготовлением тканей на сбыт. В XI веке в Судане было известно также красящее растение хна {Lawsonia inermis L.)*
    Таковы главнейшие культурные растения Африки, частично введенные в культуру самими африканцами, частично известные им с древнейших времен.
    По мнению ботаников, банан, таро и дагусса имеют несомненно азиатское происхождение и занесены в Африку в глубокой древности. Во всяком случае банан, родиной которого считается юго-восточная Азия, был известен на восточном берегу Африки уже в X в. Первые португальские путешественники, посетившие западный берег Африки в начале XVI в. у уже упоминают о бананах. Когда в середине XIX в. были открыты^стоки Нила и путешественники проникли в область оз. Виктория, они нашли,, что население Уганды и соседних областей питалось преимущественно бананами.
    Таро (Colocasia antiquorum Schott), клубневое крахмалистое растение, также, повидимому, было распространено в Центральной Африке задолго до появления арабов. То же можно сказать и о дагуссе, или элевзине (Eleusine coracana Gaertn.). Это одно из основных хлебных растений северо-восточной Африки. Наряду с тэффом дагусса составляет основу питания большинства населения Эфиопии. Название дагуссы — эфиопского происхождения: амхара называют ее дагусса, в южной Эфиопии, в стране Каффа — дагоссо и т. д.
    Некоторые растения, как то: гранат, сахарный тростник и, возможно, лук, введены в обиход народов Судана и Восточной Африки, повидимому, арабами. Известно, что все эти растения появились в Египте после арабского завоевания, повидимому, лишь в XII—XIII вв.
    В XVI в. после открытия Америки португальцы завезли в Африку маниоку (Manihot utilissima Pohl), бататы, или сладкий картофель (1ро- moea batatas Lam.), кукурузу (Zea mays L.) и ананас.
    С XVII в. в Африке появились новые растения американского происхождения: гуава (Psidium guajava L.) и стручковый перец.
    В XVIII в. также из Америки был завезен в Африку арахис (Ага- chis hypogaea L.), или земляной орех, китайский орешек, авокадо (Persea gratissima Gaertner), дынное дерево (Carica papaya L.). Наконец в XIX в. в Африку проникли культуры какао и томата из Америки и манго из Индии.
    Итак, мы видим, что народы Африки ввели в культуру множество растений, распространившихся позднее по всему миру. К числу их относятся хлебные культуры Африки: сорго, просо, фонио, тэфф, а из корнеплодов некоторые виды ямса, некоторые из масличных культур (масличная пальма, карите, кунжут и касторовое дерево). То же можно сказать о бобовых культурах — ниебе и воандзее, а также о некоторых видах перца, орехе кола, ставших всемирно известными арбузах и многих других.

  2. Pravdiv Ответить

    Мы же знаем, что культурные растения, возделываемые на полях и огородах, в садах и на бахчах, выведены человеком, его долгим, упорным и нелегким трудом. Это он, человек, еще в глубокой древности заметил в диких растениях полезные свойства. Это он изменил природу этих растений, развил в них одни качества, уничтожил другие, привил третьи.
    Африканцы сделали для этого не меньше, чем жители других частей света.
    …Когда наступает осень, на прилавках магазинов, в павильонах и на лотках появляются сладкие, сочные арбузы. Родина их — Центральная и Южная Африка. Обширные пространства пустыни Калахари, в Юго-Западной Африке, до сих пор покрыты зарослями дикого арбуза. В незапамятные времена африканцы вывели из него культурное растение — столовый арбуз. Как и другие теплолюбивые растения, арбуз медленно продвигался на север и постепенно проник в Азию и Европу.

    Теперь познакомимся еще с одним африканским «маслозаводом». Это уже не дерево, живущее по сто лет, как масличное, а всего лишь однолетнее травянистое растение — кунжут.

    Кунжутное масло используется в пищевой промышленности. Из кунжута, например, приготовляют халву. Только у себя на родине это не однолетнее травянистое растение, а крупное многолетнее дерево. Из семян клещевины добывается касторовое масло. Если это масло прогреть, то на нем можно готовить пищу. Так именно и поступают жители Тропической Африки. Кроме того, касторовым маслом они смазывают кожу, чтобы предохранить ее от холода. Африканцы применяли это масло также и для обработки шкур, и для освещения.
    Для жителей Тропической Африки бананы заменяют хлеб. Там трудно встретить деревню без плантаций, на которых разводятся эти многолетнее растение с вкусными питательными плодами.

    Полагают, что банан родом из Тропической Азии. Вполне возможно, однако, что африканские бананы не переселенцы из Азии, а местное культурное растение, выведенное африканцами из дикорастущего.
    Родина кофейного дерева — Эфиопия. Среди товаров, вывозимых из этой страны, кофе занимает первое место. Как и кунжут, это африканское растение носит арабскую «фамилию». Русское слово «кофе» (а также и французское слово «кафе») происходит от названия эфиопской провинции Каффа. Лучший сорт кофе — тот, который разводят в Йемене — государстве на Аравийском полуострове. А Йемен в VI-VII веках н. э. был частью Эфиопского царства. В ту пору кофейное дерево и совершило «прыжок» из Африки в Азию.

    В XVII столетии началось победное шествие кофе по Западной Европе, а в XVIII веке в его честь уже слагались песни.
    Из Западной Европы кофейное дерево завезли в Южную Америку, где оно нашло вторую родину: сейчас Бразилия производит больше кофе, чем любая другая страна мира.
    Как видим, африканские земледельцы вовсе не нуждались в незваных опекунах, которые явились к ним из-за моря. Наоборот, пока африканцы оставались хозяевами своей земли, Африка не знала голода. Были, конечно, случаи, что не уродится то или иное культурное растение. Но в такие годы африканцы могли прокормиться за счет других посевов.
    Об этом писали уже первые путешественники, приехавшие из Западной Европы в Западную Африку несколько сот лет назад. Ученый П. А. Баранов говорил о Западной Африке следующее: «Мы увидели здесь значительное количество культур (растений), которыми исконные жители «Черного материка» обогатили мировое земледелие… роль европейцев в интродукции (введении) культурных растений в Африку обычно сильно преувеличивается».
    Правда, способы обработки почвы у коренных жителей Тропической и Южной Африки остаются такими же, как и в глубокой древности. Здесь не знают, например, ни плуга, ни даже сохи, пользуются тяжелыми мотыгами, которые лишь царапают землю. Поэтому-то и говорят об отсталости сельского хозяйства африканцев. Однако теперь ясно, что у африканцев просто не было другого выхода. Почва Африки к югу от Сахары от природы бедна, вспашка лишает ее плодородия, помогает дождям и ветрам уносить ее с полей.

  3. Li4nost Ответить

    Мы же знаем, что культурные растения, возделываемые на полях и огородах, в садах и на бахчах, выведены человеком, его долгим, упорным и нелегким трудом. Это он, человек, еще в глубокой древности заметил в диких растениях полезные свойства. Это он изменил природу этих растений, развил в них одни качества, уничтожил другие, привил третьи.
    Африканцы сделали для этого не меньше, чем жители других частей света.
    …Когда наступает осень, на прилавках магазинов, в павильонах и на лотках появляются сладкие, сочные арбузы. Родина их — Центральная и Южная Африка. Обширные пространства пустыни Калахари, в Юго-Западной Африке, до сих пор покрыты зарослями дикого арбуза. В незапамятные времена африканцы вывели из него культурное растение — столовый арбуз. Как и другие теплолюбивые растения, арбуз медленно продвигался на север и постепенно проник в Азию и Европу.

    Теперь познакомимся еще с одним африканским «маслозаводом». Это уже не дерево, живущее по сто лет, как масличное, а всего лишь однолетнее травянистое растение — кунжут.

    Кунжутное масло используется в пищевой промышленности. Из кунжута, например, приготовляют халву. Только у себя на родине это не однолетнее травянистое растение, а крупное многолетнее дерево. Из семян клещевины добывается касторовое масло. Если это масло прогреть, то на нем можно готовить пищу. Так именно и поступают жители Тропической Африки. Кроме того, касторовым маслом они смазывают кожу, чтобы предохранить ее от холода. Африканцы применяли это масло также и для обработки шкур, и для освещения.
    Для жителей Тропической Африки бананы заменяют хлеб. Там трудно встретить деревню без плантаций, на которых разводятся эти многолетнее растение с вкусными питательными плодами.

    Полагают, что банан родом из Тропической Азии. Вполне возможно, однако, что африканские бананы не переселенцы из Азии, а местное культурное растение, выведенное африканцами из дикорастущего.
    Родина кофейного дерева — Эфиопия. Среди товаров, вывозимых из этой страны, кофе занимает первое место. Как и кунжут, это африканское растение носит арабскую «фамилию». Русское слово «кофе» (а также и французское слово «кафе») происходит от названия эфиопской провинции Каффа. Лучший сорт кофе — тот, который разводят в Йемене — государстве на Аравийском полуострове. А Йемен в VI-VII веках н. э. был частью Эфиопского царства. В ту пору кофейное дерево и совершило «прыжок» из Африки в Азию.

    В XVII столетии началось победное шествие кофе по Западной Европе, а в XVIII веке в его честь уже слагались песни.
    Из Западной Европы кофейное дерево завезли в Южную Америку, где оно нашло вторую родину: сейчас Бразилия производит больше кофе, чем любая другая страна мира.
    Как видим, африканские земледельцы вовсе не нуждались в незваных опекунах, которые явились к ним из-за моря. Наоборот, пока африканцы оставались хозяевами своей земли, Африка не знала голода. Были, конечно, случаи, что не уродится то или иное культурное растение. Но в такие годы африканцы могли прокормиться за счет других посевов.
    Об этом писали уже первые путешественники, приехавшие из Западной Европы в Западную Африку несколько сот лет назад. Ученый П. А. Баранов говорил о Западной Африке следующее: «Мы увидели здесь значительное количество культур (растений), которыми исконные жители «Черного материка» обогатили мировое земледелие… роль европейцев в интродукции (введении) культурных растений в Африку обычно сильно преувеличивается».
    Правда, способы обработки почвы у коренных жителей Тропической и Южной Африки остаются такими же, как и в глубокой древности. Здесь не знают, например, ни плуга, ни даже сохи, пользуются тяжелыми мотыгами, которые лишь царапают землю. Поэтому-то и говорят об отсталости сельского хозяйства африканцев. Однако теперь ясно, что у африканцев просто не было другого выхода. Почва Африки к югу от Сахары от природы бедна, вспашка лишает ее плодородия, помогает дождям и ветрам уносить ее с полей.

  4. INOVUSESEQ Ответить

    Главнейшие культурные растения Африки
    Этнография –
    Народы Африки
    Мы видели, как Штульман, представитель культур но-исторической школы, рисует картину распро странения культуры в Африке. Эти и подобные шв згляды до сих пор пользуются признанием в широких кругах буржуаз ных этнографов, археологов, ботаников и географов. Посмотрим, правильно ли мнение, что аборигенное население Африки было настолько бедно и несамостоятельно, что не имело почти никакой культуры. Теория Штульмана в значительной степени основана на изучении распространения культурных растений, поэтому мы начнем с выяснения этого вопроса.
    В настоящее время главным хлебным растением африканцев является сорго {Sorghum vulgare Perseori), которое, наряду с просом и рисом, составляет основную пищу всего населения Западного и Восточного Судана, Эфиопии, Южной и Восточной Африки. По единодушному мнению ботаников, родина сорго — Африка. Среди множества различных видов сорго наибольшее значение имеют засухоустойчивые виды, распространенные в полосе степей: кафрское сорго, дурра и суданская трава. Кафрское сорго (S. caffrorum) распространено в Южной Африке, которая и считается его родиной. В Центральной и Восточной Африке произрастает сорго негритянское (S. bantum Yakushev), также происходящее из этих районов Африки. Наряду с ними существуют виды влажно-тропического типа, как, например, гвинейское сорго (S. guineense Stapf.).
    Сорго_было введено в. культуру очень давно. Несомненно, что сорго возделывалось в Западной Африке еще с эпохи неолита. О нем упоминают арабские путешественники. Например, Абу Саид Хассан сообщает еще в IX в., что в стране зенджей, как называли арабы негритянское население Восточной Африки, главную пищу составляла дурра, а аль Бекри, описывая в 1067 г. страны Судана, говорит, что дурра, привезенная с юга, составляла основную пищу жителей оазисов Сахары.
    Другая хлебная культура — африканское просо (Pennisetum typhoi- deum) распространена в сухих районах — в полосе сахеля в Западном Судане и в Восточном Судане. Эта культура, по мнению ботаников, также африканского происхождения. Берберский путешественник ибн Баттута, посетивший Судан в 1354 г., говорит, что местное население возделывает злаковое растение анли, что, несомненно, означает просо, так как туареги и теперь называют эту культуру энели.
    Третья зерновая культура — фонио (Digitaria exilis Stapf), по внешнему виду напоминающее мелкое просо, также имеет западноафриканское происхождение. Культура фонио распространена теперь по всему Западному Судану—от Гвинеи до стран хауса. Ибн Баттута называет это растение местным термином фуни, откуда и произошло его название фонио.
    В Африке, наряду с сорго, просом и фонио, с древнейших времен возделывался рис. Существуют разные виды риса западноафриканского происхождения. Некоторые многолетние дикорастущие виды риса широко используются местным населением в Сенегале и тропической Африке (Огу- za Barthii A. Chev. и др.). В Центральной Африке распространен вид О. Schweinfurthiana Prod, и др. В настоящее время в Африке шире всего распространен рис индийского происхождения (Oryza sativa L.), постепенно вытесняющий местные сорта. Распространение этого вида риса («культурного риса»), повидимому, связано с появлением в Африке в VIII в. арабов, так как известно, что халифы усиленно внедряли культуру риса. Однако задолго до арабов Страбон (I в. до н. э.) упоминает, что рис возделывался в оазисе Аугила (ныне Ауджила), где, очевидно, выращивались местные сорта риса.
    Другие зерновые культуры — пшеница и ячмень — возделывались в Северной Африке с глубокой древности. Происхождение пшеницы остается пока неясным. По мнению академика Н. И. Вавилова, изучавшего этот вопрос, родиной твердых пшениц была Эфиопия. Во всяком случае, в Египте уже с древнейших времен возделывалась полба (Triticum di- соссит Schrank), как одна из важнейших хлебных культур.
    В 1949—1953 гг. при археологических исследованиях в Саккара около пирамиды Джосера были найдены зерна пшеницы (Triticum топососсит). Таким образом, можно считать теперь установленным, что египтяне эпохи III династии, кроме полбы (по егиц. bdt) и ячменя (по егип. it), возделывали также пшеницу (по егип. swt). Ячмень издавна возделывался в древнем Египте, Карфагене, Киренаике и в оазисах Сахары. В XVI в. он засвидетельствован в Судане — в Тимбукту и Гао.
    К числу зерновых растений, введенных в культуру африканцами, относится также тэфф (Eragrostis abyssinica Lihk.). Тэфф —годна из зерновых культур северо-восточной Африки. В дикорастущем состоянии он встречается в области оз. Чад, где местное население называет его каша и использует в пшЦу. Наибольшее значение тэфф получил в Эфиопии, где в пределах умеренного пояса (война-дега) тэфф, наряду с дагуссой, составляет основу питания всей страны.
    Так обстояло дело с главнейшими зерновыми культурами Северной Африки, Судана, Восточной и Южной Африки.
    Население полосы тропического леса возделывало, как и теперь, по преимуществу корнеплоды, различные бобовые и масличные культуры. Клубни одного из древнейших культурных растений тропиков — ямса (Dioscorea sp.) — содержат много крахмала; их сушат и размалывают в” муку. Среди множества видов ямса существуют виды местного, африканского происхождения. Арабские путешественники упоминают о возделывании ямса в X в. в стране Мали (Западный Судан) и называют его кафи, — название это сохранилось за ним во многих языках Западного Судана. Португальцы познакомились с ним в XV в. и назвали его инъям (от мандингского названия ямса — нъямби).
    Наиболее распространенная бобовая культура Африки — коровий горох (Vigna sinensis h.)— по исследованиям советского ботаника Иванова был окультурен в Восточной и Южной Африке. В Западной Африке коровий горох известен под названием ниебе и возделывается там с древнейших времен. У некоторых племен эве в Верхней Гвинее культура бобовых была настолько развита, что соседи прозвали их бобое- дами.
    Другой вид бобовой культуры— воандзея (‘Voandzeiea subterranea Thon), или земляные бобы, —также африканского происхождения и издавна возделывается в Африке. Арабские путешественники рассказывали, что в стране Мали в XIV в. население употребляет в пищу зерна вроде бобов, которые выкапывают из земли и едят в жареном виде.
    Одна из важнейших масличных культур — кунжут (Sesamum L.) — также была освоена как культурное растение в Африке. Ботаники считают Западную Африку родиной видообразования кунжута, так как наибольшее число видов его сосредоточено именно там. Культурный, так называемый «индийский кунжут» (S. indicum L.) происходит, несмотря на свое ботаническое название, также из Африки. К числу растений африканского происхождения относится другая масличная культура — клещевина (Ricinus communisL.), распространенная в диком и культурном состоянии в Восточной Тропической Африке. Ее используют для приготовления пищи и для обработки шкур и кож. К числу масличных культур относится также карите (Butyrospermum Parkii Koschy), родиной которого считается Западная Африка. Ибн Баттута описывает его под названием гарти: «фрукт вроде груши. Из косточек его делают масло для приготовления пищи, для светильников, для мазей и, смешивая его с землей, употребляют при постройке домов».
    Одно из важнейших культурных растений — масличная пальма (Elaeis- guineensis Jacq.), основной источник растительных жиров местного населения тропической Африки. Ботаники указывают, что масличная пальма введена в культуру в бассейне нижнего течения р. Конго, где она и теперь встречается в диком состоянии. Уже первые португальские путешественники сообщают о масличной пальме и о способах добывания пальмового масла. Культура ее издавна была распространена по всему поясу тропических лесов.
    С древнейших времен распространена в Африке и кокосовая пальма {Cocos nucifera). Обычно считают, что кокосовая пальма занесена арабами из южной Азии. Масуди, писавший в X в. о странах зенджей1, уже упоминает о кокосовой пальме. На западном берегу Африки кокосовая пальма появилась значительно позже, всего лишь в XVI—XVII вв.
    Финиковая пальма — древнейшее культурное растение Северной Африки. О культуре финиковой пальмы у ливийцев и гарамантов упоминает Геродот. Арабские путешественники сообщают, что она была распространена в странах Магриба и в Сахаре. Ботаники склоняются к тому, что Северная Африка — родина некоторых видов финиковой пальмы. Фиговое дерево — также одна из древнейших культур Северной Африки и была известна еще в древнем Египте.
    К числу растений несомненно африканского происхождения относится высокае^вечнозеленое дерево кола (Cola acuminata Schott), различные виды которого распространены по всей Западной Африке и в диком состоянии встречаются в лесах Либерии и Берега Слоновой Кости. Плоды его используются как наркотик. Название кола — африканского происхождения. Первые португальские путешественники в XVI в. упоминают об орехах кола, называя их горо, что, очевидно, передает название их на языке мандинго (гуро).
    Африканское происхождение имеет также сходное с перцем растение малагетта (Aframomum melequeta К. Schum.), теперь полностью вытесненное южноазиатскими видами перца. В XV в. у португальских и испанских купцов малагетта пользовалась широкой известностью и служила главным предметом вывоза с западного берега Африки. Позднее ее сменил гвинейский перец (Piper guineense Schum. et Thonn.), называемый также «перцем ашанти». В XV в. местное население возделывало его в Анголе и Бенине. Этот вид перца пользовался такой славой, что в XVI в. его вывозили из Гвинеи через Сахару в Марокко.
    Древнейшие культурные растения Африки — столовый арбуз (Cit- rullus vulgaris Schrad.) и кормовой арбуз (С. colocynthoides Pang.) — по утверждению ботаников происходят из Центральной или Южной Африки. В диком виде арбуз до сих пор встречается в Южной Африке в пустыне Калахари.
    К числу растений, встречающихся в Африке с древнейших времен, относится также хлопчатник (Gossypium herbaceum L.), некоторые виды которого имеют африканское происхождение. Культурные виды хлопчатника происходят из Индии и проникли в Африку очень давно. Аль Бекри в XI в. писал, что в Западном Судане в стране Текрур около каждого дома отводится небольшой участок для разведения хлопчатника. Страны Западного Судана издавна славились своими хлопчатобумажными тканями. Так, Гана, Тимбукту и некоторые города в странах хауса еще в XI—XII вв. занимались изготовлением тканей на сбыт. В XI веке в Судане было известно также красящее растение хна {Lawsonia inermis L.)*
    Таковы главнейшие культурные растения Африки, частично введенные в культуру самими африканцами, частично известные им с древнейших времен.
    По мнению ботаников, банан, таро и дагусса имеют несомненно азиатское происхождение и занесены в Африку в глубокой древности. Во всяком случае банан, родиной которого считается юго-восточная Азия, был известен на восточном берегу Африки уже в X в. Первые португальские путешественники, посетившие западный берег Африки в начале XVI в. у уже упоминают о бананах. Когда в середине XIX в. были открыты^стоки Нила и путешественники проникли в область оз. Виктория, они нашли,, что население Уганды и соседних областей питалось преимущественно бананами.
    Таро (Colocasia antiquorum Schott), клубневое крахмалистое растение, также, повидимому, было распространено в Центральной Африке задолго до появления арабов. То же можно сказать и о дагуссе, или элевзине (Eleusine coracana Gaertn.). Это одно из основных хлебных растений северо-восточной Африки. Наряду с тэффом дагусса составляет основу питания большинства населения Эфиопии. Название дагуссы — эфиопского происхождения: амхара называют ее дагусса, в южной Эфиопии, в стране Каффа — дагоссо и т. д.
    Некоторые растения, как то: гранат, сахарный тростник и, возможно, лук, введены в обиход народов Судана и Восточной Африки, повидимому, арабами. Известно, что все эти растения появились в Египте после арабского завоевания, повидимому, лишь в XII—XIII вв.
    В XVI в. после открытия Америки португальцы завезли в Африку маниоку (Manihot utilissima Pohl), бататы, или сладкий картофель (1ро- moea batatas Lam.), кукурузу (Zea mays L.) и ананас.
    С XVII в. в Африке появились новые растения американского происхождения: гуава (Psidium guajava L.) и стручковый перец.
    В XVIII в. также из Америки был завезен в Африку арахис (Ага- chis hypogaea L.), или земляной орех, китайский орешек, авокадо (Persea gratissima Gaertner), дынное дерево (Carica papaya L.). Наконец в XIX в. в Африку проникли культуры какао и томата из Америки и манго из Индии.
    Итак, мы видим, что народы Африки ввели в культуру множество растений, распространившихся позднее по всему миру. К числу их относятся хлебные культуры Африки: сорго, просо, фонио, тэфф, а из корнеплодов некоторые виды ямса, некоторые из масличных культур (масличная пальма, карите, кунжут и касторовое дерево). То же можно сказать о бобовых культурах — ниебе и воандзее, а также о некоторых видах перца, орехе кола, ставших всемирно известными арбузах и многих других.

  5. Manadar Ответить

    1. обеспечивает взаимосвязь между органами, системами органов и между отдельными частями организма. это её координационная функция. она координирует (согласовывает) работу отдельных органов в единую систему.2. обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой.3. обеспечивает мыслительные процессы. к этому относится восприятие информации, усвоение информации, анализ, синтез, сравнение с прошлым опытом, формирование мотивации, планирование, постановка цели, коррекция действия при достижении цели (исправление ошибок), оценка результатов деятельности, переработка информации, формирование суждений, заключений выводов и абстрактных (общих) понятий.4. осуществляет контроль за состоянием организма и отдельных его частей.5. работой организма и его систем.6. обеспечивает активацию и поддержание тонуса, т.е. рабочего состояния органов и систем.7. поддерживает жизнедеятельности органов и систем. кроме сигнальной функции нервная система имеет ещё и трофическую функцию, т.е. выделяемые ей биологически активные вещества способствуют жизнедеятельности иннервируемых органов. органы, лишённые подобной “подпитки” со стороны нервных клеток, атрофируются, т.е. хиреют и могут отмереть.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *