Какие нравственные проблемы подняты в комедии свои люди сочтемся?

15 ответов на вопрос “Какие нравственные проблемы подняты в комедии свои люди сочтемся?”

  1. 35max Ответить

    Для своего произведения Островский выбрал одну из популярных в 19 веке тем – противостояние двух поколений, «отцов» и «детей». Однако фоном для развития конфликта им был выбран мощный социальный пласт в России – купечество. Сквозь призму взаимоотношений главных героев автору удалось в полной мере раскрыть насущные проблемы общества.
    Купеческую среду, в которой царит пошлость и невежество, Островский изображает во всей своей неприглядности. Примечательно, что ни одни из главных героев пьесы не вызывает положительных эмоций. Большов отталкивает своей жадностью и тяжелым характером, а его дочь Липочка видит в образовании лишь дань моде и мечтает лишь об одном – удачно выйти замуж и избавиться от гнета отца-самодура.
    Видя смысл жизни только в получении наживы и считая абсолютно нормальным жить по принципу «не обманешь – не продашь», Большов сам остается у разбитого корыта. Для него страшным ударом становится предательство Липочки, которая отказывается выплачивать его долги и равнодушно оставляет «гнить» в долговой тюрьме.
    Основная мысль произведения заключается в простой истине – «что посеешь, то пожнешь». Невозможно требовать от своих детей быть честными, благородными и душевно чуткими, если сам не обладаешь этими качествами.

    Композиция

    При проведении в пьесе «Свои люди – сочтемся» анализа композиции, следует отметить, что в произведении отсутствует экспозиция. Автор не раскрывает перед читателем предысторию событий, и сразу приступает к повествованию.

  2. buterbrod3 Ответить

    Проблематика, которую затрагивает Островский в своем произведении, была известна автору не понаслышке, он сам работал в имущественном суде и поэтому видел много подобных примеров. Александр Николаевич работал именно с делами близких родственников, поэтому его комедия совсем не выглядит фантастикой и не является полным вымыслом.
    В целом Островский описывает купеческую среду, в которой главными законами являются война всех против всех и «не обманешь – не проживешь». Этими правилами руководствуется главный герой Большов, который и задумывает основную махинацию. Он хочет объявиться себя банкротом и после этого списать все кредиты, такая практика была довольно распространена в те времена.
    Для того чтобы провернуть схему Самсон Силыч обращается к своему приказчику Подхалюзину и передает капитал ему. Также он выдает за приказчика Лазаря свою дочь Олимпиаду.
    Собственно, есть и другой закон, которым руководствуется Самсон «свои люди, сочтемся» – думает он, то есть чувствует надежность в родственных связях. Он может себе позволить обманывать других, но ведь, по сути, старается ради своей семьи и в частности ради избалованной дочери. Поэтому Большов чувствует опору в семье и благодаря этому спокойно отправляется в тюрьму, он уверен – за него заплатят выкуп.
    Как оказывается, никто платить за него не собирается. Дочка корит упреками и не хочет снова «ходить в ситцевых платьях», приказчик теперь почувствовал власть и не хочет отдавать. Лазарь ранее опасался Большова, но теперь приобрел капитал и легко отправляет этого человека на произвол судьбы.
    Таким образом пьеса Островского представляет собой критику купеческих отношений того времени. Для того чтобы подчеркнуть проблематику, автор дает множество деталей, которые дополняют повествование. Есть много сцен, которые ни к чему ни ведут и если убрать эти сцены из сюжета, то они оттуда практически ничего не отнимают.
    Тем не менее, именно благодаря таким вставкам мы больше узнаем о главных героях и понимаем суть этих людей. Суть же является вполне простой и понятной, каждый хочет простого купеческого счастья – богатства и независимости. Именно поэтому, например, Липочка учится как дань моде, хамит матери и выбирает видных безбородых кавалеров.
    Перед нами люди безнравственные, которые заслуживают сочувствие только по причине собственной убогости. Самое страшное – в продолжении этой канвы. Ведь воспитанные молодым поколением дети также продолжат быть бесчестными и себялюбивыми.

    Сочинение по произведению Свои люди – сочтемся

    В каждом социальном слое есть собственные устои, однако люди по большей части не меняются. Практически повсюду они думают о собственном счастье, о том как получить лучшую долю и нередко пренебрегают другими.
    Самсон Силыч Большов живет по принципу не «обманешь – не заработаешь», который и в наши дни является довольно распространенным. Только если ранее он мог применяться не особенно честными купцами, то теперь активно используется практически всеми, гордо вогружается на знамя и служит оправданием для любых поступков. Тем не менее, речь не об этом а о купеческой среде середины 19 века.
    Островский описывает как главный герой Самсон Силыч, следуя своему принципу, объявляет себя банкротом, чтобы не платить кредиты. Он хочет обмануть других купцов, но доверяет своему приказчику Лазарю и дочери Олимпиаде. Более того он устраивает для них свадьбу и передает свой капитал, чтобы они потом могли его выкупить из долговой тюрьмы.
    Конечно, поведение героя не отличается высокой моралью, но его вполне возможно понять, он старается для семьи. Тем не менее, его самого обманывают самые близкие люди, он оказывается без капитала, любимая и избалованная дочь Липочка не хочет снова носить ситец и хочет иметь какие-то деньги для семьи. Понятное дело, Липочка и Лазарь просто присваивают деньги Большова, так как могут и останутся безнаказанными.
    Однако и такое поведение возможно понять. Ведь они воспитаны сами Самсоном Силычем, который нередко использовал обман. В какой-то степени тут ученики превосходят учителя и доводят принцип обмана до максимального предела, дочка обманывает отца.
    Эти герои тоже помышляют о собственном счастье, они хотят испытывать радость, не испытывать нужды. Олимпиада всегда только и грезила достатком, Лазарь Подхалюзин спал и видел как когда-то высвободится из-под гнета Большова и сам станет обладателем капитала. Как только такая возможность удается, он пользуется этой возможностью, ведь подобно всем остальным людям, стремится к счастью.
    Островский предлагает нам не просто отдельную историю, но описание тенденции. Так действительно живут люди, продолжают жить из поколения в поколение, в нелепом поиске счастья подобно слепым котятам.

    Вариант 4

    Островский написал множество произведений для постановки на сцене. В таких жанрах, как драма, комедия и прочее. Комедия Островского несет за собой не пустой смех, а глубокую сатиру, над которой можно смеяться лишь сквозь слезы. Одним примером таких произведений является комедия «Свои люди- сочтемся».
    Пьеса «Банкрот» вышла в свет как самое крупное произведение Островского в 1849 году. Позже тот же самый спектакль получил название «Свои люди- сочтемся». Через год постановку запретили, а автора взяли под надзор. Но благодаря этому позже данное произведение ввели в список русских трагедий, которые раскрывают пороки русского общества.
    У пьесы сложная структура композиции, замысловатые переплетения и трепещущая интрига. Для глубокого понимания нрава семьи Большова писатель включает большие эпизоды с нравоописанием. Это можно увидеть с помощью дочери купца с матерью, встречи отца с потенциальными женихами дочери, посещения свахи. Только судьба жестоко распоряжается с Большаковым и он оказывается в долговой яме после того, как объявил себя банкротом. Там он ждет денег от родственников, те в свою очередь, платить не собираются. Родная дочь Лидочка не дает родному отцу и копейки.
    Автор раскрывает важный конфликт «отцов и детей», вокруг которого построил свое произведения не только Островский, но и многие другие знаменитые писатели. Купеческая среда имеет достаточно большой достаток, но недостаток воспитания. С самого начала герои представляют не в лучшем свете. Дочь купца – Олимпиада избалованная девушка, мечтающая лишь о женихе, а отце самодур, который лишает дочь возможности выбора суженного. Но молодое поколение не показывает себя в лучшем свете, в отличии от старого, которое немного симпатизирует читателю. В лице Самсона Силыча, чья фамилия и отчество говорят сами за себя. Ведь купцом он стал сам, не по наследству.
    Девиз Большакова звучал так: «Не обманешь – не продашь.». Таким образом с помощью махинаций он женил свою дочь и думал, что от родных людей не стоит ждать предательства, говоря: «Свои люди – сочтемся», но ожидания купца были напрасными и пустыми. Ни дочь, ни зять не откупили отцу благодарностью.
    Можно сказать, что семья Большаковых безнравственна и бесчеловечна, которая не имеет понятий о преданности и благодарности. Таким образом счастливым не остался ни одни член семьи, ведь на чужом несчастье счастья не построишь.

  3. Swalka Ответить

    Известный русский драматург Александр Николаевич Островский, получивший юридическое образование, некоторое время работал в Московском коммерческом суде, где разбирались имущественные споры между ближайшими родственниками.  Этот жизненный опыт, наблюдения, знание быта и психологии мещанско-купеческого сословия и были положены в основу творчества будущего драматурга.
    Первым крупным произведением Островского стала пьеса «Банкрот» (1849), позже получившая название «Свои люди – сочтемся», под которым она и ставится сейчас во всех театрах страны и мира. Однако тогда, в 1850 году, после опубликования в журнале «Москвитянин», пьеса была запрещена к постановке на сцене; более того, за написание этого произведения Островского взяли под негласный надзор полиции.
    Именно это обстоятельство позже дало основание В. Ф. Одоевскому, писателю и общественному деятелю, отнести пьесу Островского к разряду русских трагедий: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкруте» я поставил нумер четвертый». Читатели «Москвитянина» ставили пьесу Островского в один ряд с гоголевскими произведениями и даже называли купеческими «Мертвыми душами».
    Что же трагического происходит в произведении, которое сам автор отнес к жанру комедии? Уже эта первая комедия демонстрирует черты поэтики, которая будет присуща всем пьесам Островского, составившим репертуар новой русской драмы: сосредоточенность на нравственной проблематике помогает не только анализировать социальные стороны жизни, но и понимать семейно-бытовые конфликты, в которых и проявляются яркие черты характера героев.
    В пьесе «Банкрот» сложная композиционная структура, объединяющая описание быта наподобие очерка с напряженной интригой. Замедленная экспозиция включает нравоописательные эпизоды, помогающие читателю понять «жестокие нравы» семьи купца Большова. Небольшие стычки Липочки (дочери купца) с матерью, визиты свахи, встречи Самсона Силыча Большова с потенциальными женихами дочери – все эти сцены почти не приводят к действиям, но дают возможность проникнуть в замкнутый купеческий мир, отражающий на самом деле процессы во всем русском обществе.
    Драматург выбрал сюжет, в основу которого положен распространенный в то время случай мошенничества среди купцов. Самсон Силыч занимает у своих собратьев-купцов большую сумму. А вот возвращать теперь долги ему не хочется, и он не придумывает ничего лучше, чем объявить себя банкротом – несостоявшимся должником. Свое приличное состояние (об этом говорит и фамилия Большов, и отчество Силыч) он переводит на имя своего приказчика Лазаря Подхалюзина, а для упрочения сделки отдает за него единственную дочь Олимпиаду. Большова отправляют в долговую тюрьму, но он спокоен, так как верит, что Лазарь внесет за него нужную сумму долга из полученных им денег.  Да вот только «свои люди», Подхалюзин и родная дочь Липочка, не дают ему ни копейки.
    В комедии молодого драматурга идет война всех против всех. Традиционный для литературы XIX века конфликт «отцов» и «детей» приобретает истинный размах: автор изображает пошлую и достойную только осмеяния купеческую среду. Поначалу ни один из героев пьесы не вызывает положительного отношения. Липочка мечтает только о женихе «из благородных» и по любому поводу спорит с матерью. Отец-самодур, сам определивший жениха дочери, оправдывает свой поступок следующими словами: «За кого велю, за того и пойдет. Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю… Даром что ли я ее кормил!»
    Однако поколение «отцов» в лице Самсона Силыча вызывает больше симпатий, нежели «дети». Фамилия героя от слова «большак» – то есть глава семьи. Это показательно, ведь сам он в прошлом мужик, а купец лишь в первом поколении. Став купцом, он усвоил торгашеский закон: «Не обманешь – не продашь». Большов решается на махинацию ради будущего своей дочери и искренне верит, что со стороны Липочки и ее жениха не может быть никакого подвоха, ведь они «свои люди – сочтутся». Но жизнь готовит ему жестокий урок.
    Молодое поколение в пьесе представлено не в лучшем свете. Липочка говорит со свахой о просвещении и эмансипации, но даже не знает значения этих слов. Она не мечтает о равноправии или свободе личного чувства – ее идеал сводится к стремлению разбогатеть и «зажить по своей воле». Образованность для нее – всего лишь дань моде и презрение к обычаям, поэтому она предпочитает «бородастым» женихам «благородных» кавалеров.
    Автор комедии, показывая «отцов» и «детей», сталкивает два купеческих поколения. Но симпатии остаются на стороне старшего – Большова. Ведь он еще верит в искренность родственных чувств и семейных отношений: свои люди сочтутся, то есть не подведут друг друга. Прозрение приходит в финале: самодур с говорящим именем Самсон становится жертвой своей же аферы.  Замыслив подлог, он считает, что обмануть чужого можно, ведь не обманешь – не проживешь. Но он даже не представляет, что к нему такая философия тоже может быть применима. Доверив деньги Подхалюзину, наивный и простоватый купец остается обманутым.
    Но если в Большове еще живет наивная, простодушная вера в людей, то для бывшего приказчика нет ничего святого, и он с легким сердцем разрушает последний нравственный оплот – крепость семейных уз. В нем остается лишь изворотливость и гибкость дельца-прощелыги. Прежде ему приходилось только поддакивать и угождать своему хозяину, то теперь тихий приказчик превращается в наглого и жестокого тирана. Ученик превзошел своего учителя – справедливость восстанавливается, но не по отношению к купцу.
    Родная дочь в ответ на просьбу отца заплатить долги упрекает отца в том, что у него до 20 лет жила и света не видела. А потом возмущается: дескать, что ж теперь все деньги отдавать и в ситцевых платьях опять ходить? Новоиспеченный зять вообще рассуждает так: «Нельзя же нам самим ни при чем остаться. Ведь мы не мещане какие-нибудь».
    Когда единственная дочь жалеет десять копеек кредиторам и с легким сердцем отправляет отца в тюрьму, происходит прозрение Большова. В нем просыпается страдающий человек, и комедия превращается в трагедию. Не случайно многие исполнители роли Большова (М. Щепкин, Ф. Бурдин) видели в образе купца поруганного детьми, обманутого и изгнанного короля Лира из одноименной трагедии Уильяма Шекспира.
    Таким образом, в своей пьесе Островский показывает мир бездушных и бездуховных людей. «Отцы» живут по законам обмана, а «дети», взрослея, легко перенимают эти законы, оставаясь равнодушными к тем, кто их произвел на свет.

  4. Pach.lihach Ответить

    Сюжет произведения вбирает в себя один из самых распространенных сюжетов того времени. Случаи мошенничества в среде купцов волнуют общественность. Герой пьесы – Самсон Большов – берет в долг деньги у своих друзей купцов. Однако когда приходит время возвращать долг, купец делать этого не хочет. Герой не знает, что делать в данной ситуации. Он объявляет всем о том, что он стал банкротом. Фамилия героя говорящая – Большов. Из этого следует то, что он имеет большое состояние, которое он передает на счет приказчика Лазаря Подхалюзина. Для того, чтобы укрепить часть сделки, купец отдает приказчику свою дочь. Герой отправляется в тюрьму, по случаю долга. Он искренне принимает на веру то, что Лазарь сможет внести за него необходимые деньги, которые он передал ему. Однако этого не случается. Подхалюзин и дочь купца не вносят никаких денег.
    В комедии Островского описана война каждого против каждого. Драматург смог раскрыть сложившиеся рамки конфликта отцов и детей. Автор рисует в произведении истинное лицо купечества. В начале пьесы ни один герой не может вызвать у читателя положительных эмоций.
    Однако, по сюжету пьесы, старшее поколение вызывает большую симпатию, в отличие от поколения младшего. Большов идет на преступление ради собственной дочери, он уверен, что дочь станет поддерживать его. К сожалению, жизнь преподносит ему жестокие уроки.
    Липочка – дочь купца – представлена в пьесе в нелепом свете. Можно вспомнить тот эпизод, где она разговаривает со свахой об эмансипации и равноправии. Однако она даже не понимает значения этих слов. Для нее образованность – дань моде.
    Драматург в комедии создает столкновение двух поколений, показывая их пошлость. Симпатия читателя все равно оказывается на стороне более старого поколения. Именно Большов верит в родственные узы. Он считает, что родные никогда не стали бы предавать друг друга.
    Прозрение героя происходит именно в том момент, когда его дочь отказывается выплачивать его долги. Она начинает упрекать отца в том, что она, прожив 20 лет, не смогла увидеть мир. Теперь она хочет пожить для себя, на деньги отца.
    Таким образом, драматург показывает целый мир бездушных людей. Конфликт отцов и детей остро виден на протяжении всей пьесы. Дети оставляют своих отцов. А отцы, в свою очередь, живут обманом.

  5. nikanus Ответить

    В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду
    со своими привычками и стремлениями.
    В основе сюжета пьесы лежит распространенный в прошлом веке в
    купеческой среде случай мошенничества.
    Материальные отношения лежат в основе изображённого конфликта пьесы.
    Они же определяют все особенности быта, морали, поведения описанных
    Островским героев. Однако изображение жизни в этой комедии сложнее,
    и, как всегда это будет у Островского, в самой интриге пьесы все житейские материальные проблемы выведены в область нравственных.
    “Порча нравов”, обозначить которую в пьесе призвано поведение “детей”,
    выражается и в том, что если Большов, задумывая фальшивое банкротство,
    во всем полагается на незыблемость своего патриархального дома и верность чад
    и домочадцев, то Подхалюзин всех подкупает: сваху, стряпчего и даже мальчика Тишку.
    Однако в целом для Островского в этой пьесе очень важно,
    что порча не привнесена извне, её провоцирует нарушение
    нравственных законов самим главой патриархального дома, “отцом”,
    а уже грехи детей – печальное следствие, результат действий старших.
    В пьесе показан мир безнравственных людей, в котором каждый
    живет по собственным законам. И “дети”, взрослея, перенимают
    отношение “отцов” к жизни, поэтому у них не возникает ни малейшего
    сомнения в том, как поступить в дальнейшем.

  6. warlocksden Ответить

    Отцом русской драматургии по праву считается Александр Николаевич Островский. Он видел в ней огромное влияние на нравственное воспитание общества. Пьесы Островского полезны и интересны не только для людей образованных, но и для простого народа. Драматург во многих своих пьесах изображает купечество.
    Островский раскрывает два конфликта в пьесе «Свои люди – сочтемся!» – внутренний и внешний. Внешний конфликт состоит из отношений купца, его дочери Липочки и приказчика Подхалюзина. Внутренний конфликт комедии Александра Островского представляет собой тот обман, на который идет купец ради денег.
    Комедия Островского воплощает в себе вечный конфликт отцов и детей. Традиционный для русской литературы конфликт наполняется в комедии Александра Островского новым смыслом. Ни один персонаж комедии не вызывает сочувствия у читателя в начале пьесы. Герои не могут слышать друг друга, стараются найти во всем выгоду. Дочь предает отца. Отец же не может слышать желания собственной дочери.
    Купец Самсон Большов – самодур. Он сам выбирает жениха для дочери. Он не терпит никаких возражений с ее стороны. Кульминация пьесы показывает читателю то, что так долго находилось на душе героини, Липочки . Она не хочет помогать собственному отцу. Девушка говорит о том, что теперь она хочет пожить в собственное удовольствие. Но, если же она поможет отцу, ее хорошей жизни не будет. Она упрекает купца в том, что он ничего не позволял ей делать и принимать какие-либо решения.

  7. beglyarov Ответить

    Совместить события, которые происходят в пьесе и события из реальной жизни не так уж трудно. Вечная тема отцов и детей затрагивается драматургом в его произведении. Отец не слышит собственную дочь, а дочь не хочет после такого отношения к себе помогать своему отцу. В конце пьесы у купца открываются глаза на происходящее. Липочка выходит замуж за приказчика Подхалюзина лишь для того, чтобы также получить какую-то выгоду от него. Она решает быть с ним, так как приказчик получил деньги ее отца. Герои пьесы обманывают друг друга и не страшатся никакого наказания. Для того чтобы подробнее раскрыть характеры персонажей пьесы драматург умело вводит в произведение второстепенных персонажей, который только усиливают комизм персонажей.
    Александр Николаевич Островский умело манипулирует вечными темами, которые остаются актуальны и сегодня. Драматург описывает жизненные ситуации, заставляет своих читателей задуматься о своей собственной жизни.
    Нравственный посыл пьесы не может остаться читателями незамеченным. Именно благодаря пьесе Александра Островского «Свои люди – сочтемся!» люди могут осознать свои ошибки, и быть может пересмотреть свои жизненные приоритеты.
    Темы, затронутые Островским в пьесах, остаются актуальны всегда. Обман никогда не привод ни к чему хорошему. Правда всегда открывается рано или поздно.
    Комедия учит читателей тому, что если в семье нет уважения друг к другу, то это может привести к неприятным последствиям. Дети отворачиваются от своих собственных родителей так же, как и родители когда-то отвернулись от них.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *