Какие образовательные технологии деятельностного типа вы используете в образовательной деятельности?

11 ответов на вопрос “Какие образовательные технологии деятельностного типа вы используете в образовательной деятельности?”

  1. =ДеВчУшКа иЗ сНеЖкА= Ответить

    Выступление  «Технологии деятельностного типа»
    В  современном  обществе,  когда  происходит  систематическое  обновление  знаний  и увеличивается  объем  информации,  учитель  должен  заниматься  не  простой  передачей  знаний,  а формированием  у  учащихся  качеств,  которые  обеспечат  успешность  личностного  и профессионального роста подрастающего поколения.
    Такой подход к обучению вызван тем, что российские школьники, имея богатый багаж знаний, не  умеют выходить за пределы  учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, не  умеют применять свои знания в близких к реальным ситуациях. (По исследованиям PISA)
    Поэтому в основу нового стандарта образования положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту.
    Традиционный подход к обучению строится по принципу «Делай, как я…».  В нем нет места детскому действию,  а, следовательно, нет места мышлению. Для современной школы необходимо деятельностное  содержание,  учебное  сотрудничество,  особая  образовательная  технология, контрольно-оценочная деятельность.
    Современные  образовательные технологии также не могут существовать вне деятельностного характера обучения, где центральное место занимает детское  действие.
    Прежде  чем  рассмотреть  базовые  педагогические  технологии  деятельностного  типа, остановимся  на  определении    что  же  такое  деятельность?    По  мнению  В.В.Давыдова:
    «Деятельность  –  это  такая  активность,  которая  связана  с  существенным  преобразованием
    предметной и социальной действительности, окружающей человека».
    Видов  деятельности  много.  Нас,  как  педагогов  ,  в  большей  степени интересует учебная деятельность.
    Каким образом строятся принципы обучения в деятельностном подходе?

    Таким образом, деятельностный подход обеспечивает:
    более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса.
    Формирование более дружественной, доброжелательной обстановки.
    Повышение самооценки и коммуникативной компетентности.
    Деятельностный подход позволяет:
    уйти  от    репродуктивного  способа  обучения    и  перейти  к  деятельностной  педагогике,  в которой  центральной  (ключевой)  компетентностью  является    наличие  у  человека  основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях.
    изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с  предметом    через  построение  системы  научных  понятий,  что  позволило  уйти  от  большого количества  частных  фактов,  ненужной  информации,  которыми  изобилует  большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться    решать  большой  круг  частных  (конкретных)  задач  за  более  короткий  отрезок учебного времени.
    перейти на другой тип  отношений между субъектами  образовательного  процесса.
    Проблема  перехода  на  деятельностное  содержание  предполагает  коренное  изменение технологии  учебно-воспитательного процесса. При планировании и  реализации  учебного процесса на первый план выдвигается не то, что знает и понимает ученик, а как происходит становление и развитие  его  субъектности.  А  это  уже  предполагает  отказ  от  традиционной  оргструктуры  самого образовательного  процесса.  Взамен  техник  и  технологий  фронтально-групповой  работы  приходит организация коллективного мышления и деятельности.
    Технология уровневой дифференциации.
    Дифференциация  обучения  на  основе  выделения  обязательных  требований  к  подготовке учащихся предполагает такую организацию учебного процесса, при которой все школьники имеют возможность  получать  полноценное  обучение,  в  соответствии  с  рекомендуемыми  Министерством образования и науки программами и учебниками, и вместе с тем иметь ясное представление о том минимально  обязательном  наборе  требований  к  их  знаниям,  интеллектуальным  и  практическим умениям,  навыкам  познавательной  и  коммуникативной  деятельности,  которые  будут  им предъявлены к моменту окончания изучения курса, раздела или каждой отдельной темы.   Реальные  учебные  достижения  учеников,  таким  образом,  могут  быть  самыми  разными:  от освоения  всеми  учебного  материала,  минимально  необходимого  для  последующего  обучения,  до
    более глубокого и полного освоения частью детей изученного курса, вплоть до овладения навыками поисковой  и  исследовательской  деятельности.  Существенно,  что  достижения  учащихся  не  могут быть  ниже  уровня,  определенного  как  обязательный  (базовый),  что  отвечает  требованию преемственности в образовании.
    Использование  уровневой  дифференциации  вносит  определенные  изменения  в  учебный процесс,  которые  проявляются  не  столько  в  каких-либо  особых  методических  приемах, применяемых учителем, сколько в изменении стиля взаимодействия с учениками.
    В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Естественно, что и ответственность  за  выполнение  принятого  решения  ложится  на  ученика.  Главная  же  задача  и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать  программу  самообразования,  подобрать  нужную  литературу,  поставить
    познавательную  задачу,  адекватную  интересам  и  возможностям  ученика,  своевременно  его проконсультировать и проконтролировать. Наконец, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки.
    При  этом  данная  технология  предоставляет  свободу  учителю  в  выборе  методов,  средств  и форм обучения – все это находится полностью в компетенции учителя, подчиняясь его личностным особенностям, методическим пристрастиям и т.п.
    Апробация этого подхода свидетельствует о том, что он способствует
    •  созданию  психологического  комфорта  в  процессе  обучения  и  атмосферы  делового сотрудничества детей, педагогов и родителей, основанного на строгом выполнении взаимных обязательств;
    •  обеспечению  условий  для  индивидуальной  траектории  развития  каждого  школьника, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям;
    •  формированию  системы  опорных  базовых  знаний  и  умений,  составляющих  основу  при последующем обучении;
    •  формированию  системы  оценки  и  самооценки,  адекватной  реальным  достижениям  детей, созданию  на  этой  основе  условий  для  принятия  ребенком  самостоятельных  ответственных решений в отношении выбора той иной образовательной траектории.
    Выбор данного подхода обусловлен тем, что основанные на нем педагогические технологии обладают  значительным  воспитательным  и  развивающим,  а  также  здоровьесберегающим потенциалом,  что  отвечает  современным  приоритетным  потребностям  личности,  общества  и государства.
    Проблемно-диалогическая  технология    даёт  развернутый  ответ  на  вопрос,  как  научить учеников  ставить    и  решать  проблемы.  В  соответствии  с  данной  технологией    на  уроке  введения
    нового материала должны быть проработаны два звена: постановка  учебной проблемы и поиск её решения.  Постановка  проблемы  –  это  этап  формулирования  темы  урока  или  вопроса  для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные  универсальные учебные действия, обеспечивая  умения  решать  проблемы.  Наряду  с  этим  происходит  формирование  и  других  универсальных учебных действий:  за счёт использования диалога  – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.
    Технология  оценивания  образовательных  достижений  (учебных  успехов)  направлена  на развитие  контрольно-оценочной  самостоятельности    учеников  за  счёт  изменения  традиционной системы  оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация  на успех.  Избавление  учеников  от  страха  перед  школьным  контролем  и  оцениванием  путём  создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.
    Данная технология направлена  прежде всего на формирование регулятивных  универсальных учебных  действий,  так  как  обеспечивает  развитие    умения  определять,  достигнут  ли  результат деятельности.  Наряду  с  этим  происходит  формирование  и  коммуникативных  универсальных учебных  действий:    за  счёт  обучения  аргументированно  отстаивать  свою  точку  зрения,  логически обосновывать  свои  выводы.  Воспитание  толерантного  отношения  к  иным  решениям  приводит  к  личностному развитию ученика.
    Технология  формирования  типа  правильной  читательской  деятельности  (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных  универсальных  учебных  действий,  обеспечивая  умение  истолковывать прочитанное  и  формулировать  свою  позицию,  адекватно  понимать  собеседника  (автора),  умение
    осознанно  читать  вслух  и  про  себя  тексты  учебников;  познавательных  универсальных  учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.
    На  занятиях  по  многим  предметам  в  методических  рекомендациях  предлагается  работа  в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы  для  формирования коммуникативных  универсальных  учебных действий и  прежде  всего  –  умения  донести  свою  позицию  до  других,  понять  другие  позиции,  договариваться  с  людьми  и уважительно относиться к позиции другого.
    Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов учебной деятельности учащихся  раскрывает  определенные  возможности  для  формирования  универсальных  учебных действий. Соответственно специфически для каждого определенного предмета приемы и операции уже  в  начальной  школе  должны  быть  дополнены  универсальными  учебными  действиями  и продуктивными  заданиями.  Учение  выступает  как  сотрудничество  –  совместная  работа  учителя  и учеников  в  ходе  овладения  знаниями  и  решения  проблем.  Ученики  активно  участвуют  в  выборе содержания и методов обучения. Все это придает особенную актуальность задаче формирования в школе универсальных учебных действий.
    Академик А.А. Леонтьев отмечал – «главное не знания, а умение ими пользоваться». Сегодня перед вами показалась лишь вершина айсберга под названием «технологии деятельностного типа».
    Научиться ими пользоваться – вот главная задача. А для этого педагогу необходимо принять новые цели образования, пропустить их через себя, освоить образовательные технологии деятельностного типа. Это не легко, но сам этот процесс необыкновенно увлекателен и позволяет каждому педагогу открыть в себе новые возможности и таланты.

  2. Trane3000 Ответить

    Современные образовательные технологии
    1. Групповые технологии (И.В. Первина, В.К. Дьяченко)
    Цель использования:
    – Обеспечение активности учебного процесса.
    – Достижение высокого уровня усвоения содержания.
    – Позволяют реализовать основные условия коллективности: сознание общей цели, распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
    По В. К. Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.
    К групповым способам обучения можно отнести:
    – классно урочную организацию;
    – лекционно-семинарскую систему
    – дидактические игры
    – метод проектов
    Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:
    – класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
    – каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
    – задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
    – состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
    Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
    1) Подготовка к выполнению группового задания.
    а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
    б) Инструктаж о последовательности работы.
    в) Раздача дидактического материала по группам.
    2) Групповая работа.
    г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
    д) Распределение заданий внутри группы.
    е) Индивидуальное выполнение задания.
    ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
    з) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
    и) Подведение итогов группового задания.
    3) Заключительная часть.
    к) Сообщение о результатах работы в группах.
    л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.
    м) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.
    Данную технологию я чаще использую при  проведении практических работ, при решении конструктивно-технических задач на уроках технологии.
    К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.
    Например: урок-конференция, урок-экскурсия,  урок-путешествие, интегрированный урок и др.
    В результате использования групповых  технологии открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности учащихся, развитие самостоятельности учащихся, способствовать углубленному усвоению материала, достижение высокого уровня усвоения материала.
    2. Информационно-коммуникативные технологии  (Д. Сэлф)
    Цель использования:
    – формирование умений работать с информацией
    – развитие коммуникативных способностей
    – подготовка личности «информационного общества»
    – формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные     решения
    – дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.
    Данная технология мною на уроках используется:
    – для проведения занятий
    – для подготовки домашнего задания
    – во внеклассной работе
    Учебные электронные ресурсы я применяю в качестве:
    1. Цветные рисунки и фото.
    2. Слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фото, рисунки) с дикторским сопровождением. Использование слайд-шоу при объяснении нового материала дает возможность более наглядно проиллюстрировать новый материал, привлечь внимание учащихся.
    3. Интерактивные модели, рисунки, схемы.
    4. Мультимедийные  презентации.
    В результате использования ИКТ мы имеем:
    – повышение мотивации учащихся при изучении предмета
    – повышение темпа урока
    – увеличение объема самостоятельных работ.
    – расширение кругозора
    – формирование навыка исследовательской деятельности
    – обеспечение доступа к различным справочным материалам
    – повышение процента успеваемости (100%)
    3. Технология проблемного обучения  (Д. Дьюи)
    Цель использования технологии проблемного обучения:
    – активизация и развитие качеств   продуктивного мышления
    – развитие творческих способностей
    – формирование методов и способов научного познания, исследовательских навыков, поисковых процедур
    – стимулирование познавательных мотивов: интереса, стремления проникнуть в сущность явления, осознание значимости знаний
    – развитие способностей к анализу, рефлексии
    Порядок использования:
    Изучение темы начинается с создания «Проблемной ситуации», затем проводится анализ, сравнение, обобщение, в итоге приходим к верному решению.
    Уровни разрешения проблемной ситуации:
    – осознание (фактологический уровень)
    – осмысление (понятийный уровень)
    – озарение (творческий уровень)
    В своей практике для решения учебных проблем я использую:
    1. Демонстрацию объектов изучения в натуральном виде или его изображение
    2. Самостоятельное наблюдение учащимися, рассматривание и расчленение натурального раздаточного материала  в процессе практической работы.
    3. Демонстрация эксперимента.
    4. Решение проблемы путем самостоятельного выполнения учащимися учебного практического эксперимента.
    5.  Самонаблюдение
    Результат использования:
    Ученики учатся мыслить логично,  диалектически, творчески. Добытые знания превращаются в убеждения, ребята испытывают уверенность в своих возможностях и силах.
    4. Игровые технологии
    Основывается на методологических подходах теоретиков и практиков имитационных игр: М.М. Крюков, А.Л.Лившиц, В.Я.Платов,  Н.В. Сыскина, И.М.Сыроежин, А.П.Панфилова, В.С.Шмаков, Г.П.Щедровицкий, Ю.С.Арутюнов, М.М.Бирштейн, В.Н.Бурков, А.Вербицкий, Б.Н.Герасимов, Р.Жуков, В.Ф.Комаров.
    Цель использования:
    – Обеспечение активности учебного процесса.
    – Достижение высокого уровня усвоения содержания материала.
    – Развитие свободного творчества и самостоятельной деятельности учащихся.
    – Расширение кругозора, развитие речи, внимания, мышления.
    Порядок использования игровых технологий:
    Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
    – дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи
    – учебная деятельность подчиняется правилам игры
    – учебный материал используется в качестве ее средства
    – в учебную деятельность  вводится  элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую
    – успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом
    В результате использования:
    – Разработана система уроков с применением игровых технологий.
    – Повысилась мотивация изучения предмета.
    -Наблюдается положительная динамика состояния здоровья учащихся, т.к. игровые технологии – это здоровьесберегающие технологии.
    – Решая ситуационные задачи, учащиеся углубляют знания, учатся применять знания на практике.
    – Игровые технологии способствуют развитию ключевых компетентностей, т.к. здесь происходит получение и обмен новой информацией, формируются навыки общения и взаимодействия и, конечно, происходит процесс приобретения и обогащения знаний.
    5. Разноуровневое обучение (Г.К.Селевко, В.В.Фирсов, В.А.Орлов)
    Цель использования:
    – Успешность освоения программного материала каждым учеником
    – Организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей.
    Порядок использования:
    – создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
    – активно общаться с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
    – обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому “взять” столько, сколько он может).
    Для разноуровневого обучения как учитель технологии использую:
    – Альтернативные задания для добровольного выполнения
    – Задания, содержание которых найдено учеником
    – Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности
    Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса:
    – изучение нового материала;
    – дифференцированная домашняя работа;
    -учет знаний на уроке;
    -текущая проверка усвоения пройденного материала;
    – уроки закрепления.
    В своей практике я использую индивидуальные виды практических работ по вариантам сложности.
    Результат использования:
    У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

  3. Perfectly user Ответить

    Основные сведения
    История школы
    Структура и органы управления образовательной организацией
    Документы
    Устав
    Лицензия
    Аккредитация
    свидетельство о постановке на учет
    Планы работы
    Отчет о результатах самообследования
    Календарный учебный график и расписание уроков
    Предписания органов, осуществляющих контроль (надзор)
    Образование
    Образовательные стандарты
    Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    Данилов А.Б.
    Петренева Е.В.
    Шарипова О.В.
    Бартенев М.Г.
    Волкова Г.Н.
    Гришанова Л. А.
    Зайцева С.М.
    Ивлева Т.И.
    Кольянов К.В.
    Куклина И.Ю.
    Николаева Л.Г.
    Русакова И.Е.
    Сосновская Н.В.
    Шилов А.В.
    Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
    Стипендии и иные виды материальной поддержки
    Платные образовательные услуги
    Финансово-хозяйственная деятельность
    Вакантные места для приема (перевода)
    Противодействие коррупции
    Антикоррупционное просвещение граждан
    Традиции
    Творчество учащихся
    Педсовет
    “Хочу стать волонтером: куда обратиться”
    2019 год – год театра в РФ
    Аттестация педагогических работников ОО
    Итоговая аттестация выпускников
    Бесплатная юридическая помощь
    Новости
    Поиск

  4. Androlis Ответить

    Полковниченко Елена Михайловна
    МОБУ СОШ № 23 г., г. Таганрог, учитель начальных классов, ИЗО и МХК
    Реализация требований ФГОС второго поколения через технологии деятельностного типа на уроках в образовательной области «Искусство»
    «Мир стал динамичным. Новый день приносит новые задачи. От решения этих задач зависит не отметка в дневнике, а жизнь планеты, государства, семьи, каждого из нас.  Современному миру нужны яркие личности, нужны талантливые учителя. Серость порождает серость. Огонь зажигает огонь».
    Анатолий Гин
    В 2011-2012 учебном году все первоклассники Российской Федерации перейдут на обучение по новым образовательным стандартам.  Стандарты призваны привести к некой единой социальной норме общественный договор между семьей, обществом и государством.  На сегодняшний день существуют проект ФГОС основного образования и утвержденный  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.  Инновационная идея стандартов нового поколения заключается в следующем:
    От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.
    В стандартах второго поколения две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора.
    Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость.
    Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни.
    В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.
    Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.
    Ключевое отличие нового образовательного стандарта  от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования. Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны.
    Стандарт направлен на обеспечение:
    -равных возможностей получения качественного образования;
    -духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
    -сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения   духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
    -единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;
    Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
    -личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
    -метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, межпредметными понятиями.
    -предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
    Новизна стандарта второго поколения в образовательной области «Искусство» заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом является  формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного художественно-творческого опыта, а также выбора путей собственного культурного развития. Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного,  гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.
    Для учебного курса «Искусство» на базовом уровне приоритетом является: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; сопоставлять, классифицировать, оценивать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск, отбор и обработку необходимой информации в источниках различного типа; использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к  произведениям классического и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
    Основные содержательные линии при изучении искусства: роль и место искусства в жизни человека и общества, художественный образ и его специфика в различных видах искусства; виды и жанры, стили и направления в искусстве; история искусства различных эпох (первобытное искусство, искусство Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Просвещения; общая характеристика искусства XIX в.); искусство народов России и мировой художественный процесс; искусство XX в.; новые виды искусства (кинематограф, телевидение, компьютерное искусство и его эстетические особенности).
    Основными видами учебной деятельности учащихся являются: восприятие произведений искусства (слушание музыки, восприятие произведений пластических искусств, просмотры фильмов, театральных спектаклей и т. п.); творческая деятельность в различных видах искусства, жанрах и художественных техниках; выполнение исследовательских проектов с использованием средств новых информационно-коммуникационных технологий.
    Особое значение необходимо придавать формированию основ критического мышления на основе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, а также понимания роли искусства в жизни человека.
    Большую роль в становлении личности ученика играет  предметная область «Искусство», включающая предметы «Изобразительное искусство», «Музыка». Она способствует  личностному развитию ученика, обеспечивая «сформированность первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека, его роли в  духовно-нравственном развитии человека, сформированность основ культуры, понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством». Кроме этого, искусство дает человеку иной, кроме вербального, способ общения, обеспечивая тем самым развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
    В современном обществе, когда происходит систематическое обновление знаний и увеличивается объем информации, учитель должен заниматься не простой передачей знаний, а формированием у учащихся качеств, которые обеспечат успешность личностного и профессионального роста подрастающего поколения.
    Такой подход к обучению вызван тем, что российские школьники, имея богатый багаж знаний, не умеют выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, не умеют применять свои знания в близких к реальным ситуациях. (По исследованиям PISA)
    Поэтому в основу нового стандарта образования положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту.
    Традиционный подход к обучению строится по принципу «Делай, как я…».  В нем нет места детскому действию, а, следовательно, нет места мышлению. Для современной школы необходимо деятельностное содержание, учебное сотрудничество, особая образовательная технология, контрольно-оценочная деятельность.
    Теория деятельности, основанная А.Н. Леонтьевым, достаточно широко применяется в системе общего образования. Деятельностная технология обучения позволяет ученика из пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активного субъекта учебно-познавательной деятельности.
    Современные  образовательные технологии также не могут существовать вне деятельностного характера обучения, где центральное место занимает детское  действие.
    Прежде чем рассмотреть базовые педагогические технологии деятельностного типа, остановимся на определении  что же такое деятельность?  По мнению В.В.Давыдова: «Деятельность – это такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека».
    Видов деятельности много. Нас, как педагогов всех видов искусств, в большей степени интересует учебная деятельность.
    Каким образом строятся Принципы обучения в деятельностном подход?е
    Традиционный подход
    Деятельностный подход
    главным процессом является понимание
    главным процессом становится мыследействование
    основным средством являются тексты (в частности, учебник)
    главным средствами становятся ситуации
    содержание осваивается за счет прочтения (слушания) и понимания текстов
    содержание осваивается за счет действенной включенности и рефлексии в ситуации
    при традиционном образовании важнейшим фактором является структура оформленных текстов и методы преподавания
    на первый план выдвигаются технологии организации коллективной мыследеятельности и конструирование ситуации
    Таким образом, деятельностный подход обеспечивает:
    более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса.
    Формирование более дружественной, доброжелательной обстановки.
    Повышение самооценки и коммуникативной компетентности
    Деятельностный подход позволяет:
    уйти от  репродуктивного способа обучения  и перейти к деятельностной педагогике, в которой центральной (ключевой) компетентностью является  наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях.
    изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с  предметом  через построение системы научных понятий, что позволило уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться  решать большой круг частных (конкретных) задач за более короткий отрезок учебного времени.
    перейти на другой тип  отношений между субъектами ОП.
    Проблема перехода на деятельностное содержание предполагает коренное изменение технологии учебно-воспитательного процесса. (слайд 20) При планировании и реализации учебного процесса на первый план выдвигается не то, что знает и понимает ученик, а как происходит становление и развитие его субъектности. А это уже предполагает отказ от традиционной оргструктуры самого образовательного процесса. Взамен техник и технологий фронтально-групповой работы приходит организация коллективного мышления и деятельности.
    Технология обучения на основе учебных ситуаций.
    Эти условия могут задаваться и описыватся с помощью описания
    образцов деятельности,
    различных методических или дидактических средств,
    последовательности выполняемых действий,
    особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса.
    Можно также использовать понятие учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.
    Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя
    обнаруживают предмет свого действия,
    исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
    преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,
    частично – запоминают.
    При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия, ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.
    Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания.
    Технология уровневой дифференциации.
    Дифференциация обучения на основе выделения обязательных требований к подготовке учащихся предполагает такую организацию учебного процесса, при которой все школьники имеют возможность получать полноценное обучение, в соответствии с рекомендуемыми Министерством образования и науки программами и учебниками, и вместе с тем иметь ясное представление о том минимально обязательном наборе требований к их знаниям, интеллектуальным и практическим умениям, навыкам познавательной и коммуникативной деятельности, которые будут им предъявлены к моменту окончания изучения курса, раздела или каждой отдельной темы.
    Реальные учебные достижения учеников, таким образом, могут быть самыми разными: от освоения всеми учебного материала, минимально необходимого для последующего обучения, до более глубокого и полного освоения частью детей изученного курса, вплоть до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности. Существенно, что достижения учащихся не могут быть ниже уровня, определенного как обязательный (базовый), что отвечает требованию преемственности в образовании.
    Использование уровневой дифференциации вносит определенные изменения в учебный процесс, которые проявляются не столько в каких-либо особых методических приемах, применяемых учителем, сколько в изменении стиля взаимодействия с учениками.
    В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Естественно, что и ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать. Наконец, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки.
    При этом данная технология предоставляет свободу учителю в выборе методов, средств и форм обучения – все это находится полностью в компетенции учителя, подчиняясь его личностным особенностям, методическим пристрастиям и т.п.
    Апробация этого подхода свидетельствует о том, что он способствует
    созданию психологического комфорта в процессе обучения и атмосферы делового сотрудничества детей, педагогов и родителей, основанного на строгом выполнении взаимных обязательств;
    обеспечению условий для индивидуальной траектории развития каждого школьника, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям;
    формированию системы опорных базовых знаний и умений, составляющих основу при последующем обучении;
    формированию системы оценки и самооценки, адекватной реальным достижениям детей, созданию на этой основе условий для принятия ребенком самостоятельных ответственных решений в отношении выбора той иной образовательной траектории.
    Выбор данного подхода обусловлен тем, что основанные на нем педагогические технологии обладают значительным воспитательным и развивающим, а также здоровьесберегающим потенциалом, что отвечает современным приоритетным потребностям личности, общества и государства.
    Информационно – коммуникакитвная технология.
    Проблемно-диалогическая технология  даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить  и решать проблемы. В соответствии с данной технологией  на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные  универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий:  за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.
    Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности  учеников за счёт изменения традиционной системы  оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация  на успех.  Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.
    Данная технология направлена  прежде всего на формирование регулятивных  универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие  умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий:  за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к  личностному развитию ученика.
    Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) (МХК) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных  универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.
    На занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных  универсальных учебных действий и прежде всего –  умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.
    Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Соответственно специфически для каждого определенного предмета приемы и операции уже в начальной школе должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями и продуктивными заданиями. Учение выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Ученики активно участвуют в выборе содержания и методов обучения. Все это придает особенную актуальность задаче формирования в школе универсальных учебных действий.
    Академик А.А. Леонтьев отмечал – «главное не знания, а умение ими пользоваться». Сегодня перед вами показалась лишь вершина айсберга под названием «технологии деятельностного типа». Научиться ими пользоваться – вот главная задача. А Для этого педагогу необходимо принять новые цели образования, пропустить их через себя, освоить образовательные технологии деятельностного типа. Это не легко, но сам этот процесс необыкновенно увлекателен и позволяет каждому педагогу открыть в себе новые возможности и таланты. Желаю вам удачи!
    Приложение 1.
    МУЗЫКА

    Раздел «Музыка в жизни человека»

    Планируемый результат: «Ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции».Умения, характеризующие достижение этого результата:
    узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России; разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях;
    выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.
    Примеры заданий
    Умение: узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России; разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
    Задание 6 (комплексное, базовый и повышенный уровни)
    Вспомни или найди в учебнике, Интернете, какие обряды, песни, игры, забавы сопровождают тот или иной народный праздник. Какой из этих праздников ты бы посоветовал провести своему классу? Почему ты выбрал именно этот праздник? Определи возможности своего участия в подготовке, организации и проведении этого праздника.
    Описание правильного ответа:
    1) названы народные праздники и сопровождающие их обряды, песни, игры, забавы, например: Масленица, масленичные гуляния с песнями, играми; Красная горка с хороводами, Святки с колядованием и ряжеными, Сабантуй с песнями, танцами, спортивными играми.
    2) предложен один из праздников для совместного проведения, сделанный выбор пояснен, например, ссылкой на календарь, или тем, что этот праздник всем знаком, или приведены какие-либо иные доводы;
    3) определена мера собственного участия в подготовке народного праздника или его фрагмента (в коллективном игровом действе).
    Критерий достижения планируемого результата:
    базовый уровень – 1) приведен хотя бы один пример народного праздника и какой-либо обряд, или одна из песен, игр, забав, сопровождающих его; 2) ученик принимает участие в обсуждении проекта проведения праздника, видит возможность своего участия в подготовке, организации или проведении этого праздника;
    повышенный уровень – 1) названо не менее двух народных праздников и приведено хотя бы по одному примеру сопровождающих данный праздник обрядов, песен, игр или забав; 2) предложен праздник для совместного проведения, сделанный выбор пояснен, 3) ученик принимает активное участие в обсуждении проекта проведения праздника, выступает с инициативами по его музыкально-художественному оформлению.
    Методический комментарий
    Задание для совместного выполнения учащимися в процессе проектной коллективно-творческой деятельности. Поисковая часть задания может быть выполнена индивидуально, при работе в парах или в группах. Каждая группа предлагает праздник для совместного проведения и кратко обосновывает свой выбор.
    Заключительная часть задания выполняется в ходе коллективного обсуждения предложений групп и совместной разработки проекта проведения выбранного праздника. При этом предметом оценки является а) активность участия в выборе праздника и б) активность и инициативность в обсуждении музыкально-художественных особенностей сценария праздника.
    Индивидуальные результаты выполнения задания могут основываться на совместной оценке группой вклада каждого учащегося. В этом случае целесообразно предложить группе заполнить оценочный лист типа:
    Оценочный лист к заданию 6.        Класс __________                Дата __________
    Фамилия, имя
    Названы народные праздники с приме-рами сопровожда-ющих их обрядов, песен, игр, забав
    Сделан и пояснен выбор совместного праздника
    Степень участия в обсуждении и выборе праздника
    Степень участия в разработке сценария
    Оценка уровня достижений
    базовый
    повышенный
    Иванов А.
    2

    пассивное
    активное, организация
    +
    Петров С.
    1
    +
    нет
    пассивное
    +
    Зуева С.
    3
    +
    активное
    активное, инициативы по оформлению
    +
    +
    Приложение 2.
    Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении искусству должна быть направлена на достижение учащимися следующих личностных результатов:
    • развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
    • гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;
    • формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах бытия искусства;
    • развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания;
    • формирование творческого отношения к проблемам, подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
    Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе:
    • применение методов познания через художественный образ для изучения различных сторон окружающей действительности;
    • активное использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;
    • умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;
    • развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения по поводу произведений искусства;
    • формировать ключевые компетенции в процессе диалога с искусством: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения.
    В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику возможность научиться:
    • в познавательной сфере:
    —     представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
    —     наблюдать (воспринимать) объекты и явления искусства, воспринимать смысл (концепцию) художественного образа, произведения искусства;
    —     усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;
    —     различать изученные виды и жанры искусств;
    —     описывать явления искусства, используя специальную терминологию;
    —     классифицировать изученные объекты и явления культуры;
    —     структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников;
    • в ценностно-ориентационной сфере:
    —     представлять систему общечеловеческих ценностей;
    —     осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства;
    —     уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
    • в коммуникативной сфере:
    —     формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;
    —     использовать методы эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
    • в эстетической сфере:
    —     развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
    —     воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
    —     проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;
    —     понимать условность языка различных видов искусства, создавать условные изображения, символы;
    —     определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
    —     реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале;
    • в трудовой сфере:
    —     применять различные художественные материалы, использовать выразительные средства искусства в своем творчестве как в традиционных, так и в инновационных (информационных) технологиях.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *