Какие образы и мотивы поэмы демон а также лирических стихотворений?

15 ответов на вопрос “Какие образы и мотивы поэмы демон а также лирических стихотворений?”

  1. Omegalex Ответить

    Илья
    демонические.. .
    ДЕМОН Задрожав всем телом, в бледности \ смертельной Я с постели встану и пойду за ним. . \ В сумраке глубоком я пойду за гостем, \ За могучим, гордым демоном моим. АДА НЕГРИ. Перевод Вл. Шулятикова по изданию 1900 г. Все же я изменю тебе
    ДЕМОН И ж о р с к и й \ Послушай, демон, прав ты; точно так, \ Я точно был дурак, \ Что за вины других себя терзал и мучил. \ Быть одиноким я соскучил: \ Пусть едут, пусть бегут! открыт для всех мой дом. Вильгельм Кюхельбекер 1826 ИЖОРСКИЙ\Драма
    ДЕМОН То не впервые. Тот демон лукавый \ Часто младенца в мечтах посещал. \ Юную душу бессильной отравой \ Много демон злой наполнял. Сергей Соловьев 1900 ЮНОШЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Начало неоконченной поэмы. Черновая
    демон А демон тот, возлюбленный тобой\ беспечный сочинитель и язычник, \ и пьяница – искусный, но слепой\ ловец удачи, бес-единоличник! \ \ Оставь ему бесплодные мечты\ и лживые надежды на свободу\ От одиночества. Пусть одинока ты, \ но это свойство княжеского рода! Ольга Брусилова (драматическая поэма) 1991
    ДЕМОН А ротоводец, \ Демон страстных тан\ев \ Под барабана трель, \ Руками всплескивал умытыми! \ (Под мышками держала рота \ Имущество анахорета: \ Как самое на свете дорогое \ Нательное белье да мыло дармовое) \ И – \ Пиво хлынуло! Алексей Шельвах НОВЕЛЛА
    демон Бросаю в медный ковш с водой – \ И вижу деву пред собой.. . \ Жить хочет: локоном кипеть, \ Венчаться, даже – пить вино.. . \ А демон – хочет умереть! \ Но им обоим – не дано. Татьяна Смертина
    демон Бросаю в медный ковш с водой – \ И вижу деву пред собой.. . \ Жить хочет: локоном кипеть, \ Венчаться, даже – пить вино.. . \ А демон – хочет умереть! \ Но им обоим – не дано. Татьяна Смертина
    ДЕМОН В осеннем воздухе порой\Витают: муза дальних странствий\И ностальгии дух сырой, \И демон скрытого пространства. Татьяна Глазкова БАРДЫ РУ 2001 В осеннем воздухе порой
    демон Ведь он по ней летит, не ходит, \ Дом пододвинул и меня, \ Подкручивает и заводит \ Кусками ночи вместо дня. \ На воздух с силою натянут \ И, распрямившись в кипятке, \ Бросает медными горстями \ Ту самую, что я хранил в платке. \ А если не хранил, то кто-то \ Всё подает ему из темноты – \ Пока родной язык, как чётки, \ Перебирает наши рты. Евгений Ракович ДЕМОН
    ДЕМОН Ветер. \ Демон с перекошенной улыбкой. \ Ветер режет вены у деревьев, \ режет ветви и швыряет в окна. \ Стекла рухнут на колени —\ пеплом. Алексей Прибыльский «Крещатик» 2006, №2
    ДЕМОН И демон перечтет по книге преступлений\ Всех жертв твоих, Али. К тебе слетятся тени, \ \ И будет больше тех теней\ Кровавых, – эта кровь текла в их жилах ране, -\ И будет больше их, чем жалких оправданий\ В гортани сжавшейся твоей. ВИКТОР ГЮГО (1802-1885) Перевод В. Давиденковой ДЕРВИШ
    демон И не вздрогнет, не взлетит он, все сидит он, все\ сидит он, \ Словно демон в дреме мрачной, взгляд навек вонзив\ мне в грудь, \ Свет от лампы вниз струится, тень от ворона ложится, \ И в тени зловещей птицы суждено душе тонуть… \ Никогда из мрака душу, осужденную тонуть, \ Не вернуть, о, не вернуть! Эдгар Алан По. Перевод В. Бетаки
    ДЕМОН Но Демон шумною толпой\ по безобразиям кочует. \ Его ладошка, зуд почуя, \ не мае грошей на пропой. Владимир Строчков. Стихи 2004 г Следя в надмирном споживаньи
    ДЕМОН О, древний демон зла, и тьмы, и отупенья! \Он из гвоздей Христа цепей кует нам звенья, \Из чистых юношей творит он старичков, \И Гуса с Мором он всегда казнить готов, \Громит Горация, когда ж Вольтер болтает\За партою с Руссо, молчать их заставляет. Виктор Гюго. Перевод В. Давиденковой Из книги «ЧЕТЫРЕ ВЕТРА ДУ

  2. глоксиния Ответить

    Демонические.. .
    ДЕМОН Задрожав всем телом, в бледности \ смертельной Я с постели встану и пойду за ним. . \ В сумраке глубоком я пойду за гостем, \ За могучим, гордым демоном моим. АДА НЕГРИ. Перевод Вл. Шулятикова по изданию 1900 г. Все же я изменю тебе
    ДЕМОН И ж о р с к и й \ Послушай, демон, прав ты; точно так, \ Я точно был дурак, \ Что за вины других себя терзал и мучил. \ Быть одиноким я соскучил: \ Пусть едут, пусть бегут! открыт для всех мой дом. Вильгельм Кюхельбекер 1826 ИЖОРСКИЙ\Драма
    ДЕМОН То не впервые. Тот демон лукавый \ Часто младенца в мечтах посещал. \ Юную душу бессильной отравой \ Много демон злой наполнял. Сергей Соловьев 1900 ЮНОШЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Начало неоконченной поэмы. Черновая
    демон А демон тот, возлюбленный тобой\ беспечный сочинитель и язычник, \ и пьяница – искусный, но слепой\ ловец удачи, бес-единоличник! \ \ Оставь ему бесплодные мечты\ и лживые надежды на свободу\ От одиночества. Пусть одинока ты, \ но это свойство княжеского рода! Ольга Брусилова (драматическая поэма) 1991
    ДЕМОН А ротоводец, \ Демон страстных тан\ев \ Под барабана трель, \ Руками всплескивал умытыми! \ (Под мышками держала рота \ Имущество анахорета: \ Как самое на свете дорогое \ Нательное белье да мыло дармовое) \ И – \ Пиво хлынуло! Алексей Шельвах НОВЕЛЛА
    демон Бросаю в медный ковш с водой – \ И вижу деву пред собой.. . \ Жить хочет: локоном кипеть, \ Венчаться, даже – пить вино.. . \ А демон – хочет умереть! \ Но им обоим – не дано. Татьяна Смертина
    демон Бросаю в медный ковш с водой – \ И вижу деву пред собой.. . \ Жить хочет: локоном кипеть, \ Венчаться, даже – пить вино.. . \ А демон – хочет умереть! \ Но им обоим – не дано. Татьяна Смертина
    ДЕМОН В осеннем воздухе порой\Витают: муза дальних странствий\И ностальгии дух сырой, \И демон скрытого пространства. Татьяна Глазкова БАРДЫ РУ 2001 В осеннем воздухе порой
    демон Ведь он по ней летит, не ходит, \ Дом пододвинул и меня, \ Подкручивает и заводит \ Кусками ночи вместо дня. \ На воздух с силою натянут \ И, распрямившись в кипятке, \ Бросает медными горстями \ Ту самую, что я хранил в платке. \ А если не хранил, то кто-то \ Всё подает ему из темноты – \ Пока родной язык, как чётки, \ Перебирает наши рты. Евгений Ракович ДЕМОН
    ДЕМОН Ветер. \ Демон с перекошенной улыбкой. \ Ветер режет вены у деревьев, \ режет ветви и швыряет в окна. \ Стекла рухнут на колени —\ пеплом. Алексей Прибыльский «Крещатик» 2006, №2
    ДЕМОН И демон перечтет по книге преступлений\ Всех жертв твоих, Али. К тебе слетятся тени, \ \ И будет больше тех теней\ Кровавых, – эта кровь текла в их жилах ране, -\ И будет больше их, чем жалких оправданий\ В гортани сжавшейся твоей. ВИКТОР ГЮГО (1802-1885) Перевод В. Давиденковой ДЕРВИШ
    демон И не вздрогнет, не взлетит он, все сидит он, все\ сидит он, \ Словно демон в дреме мрачной, взгляд навек вонзив\ мне в грудь, \ Свет от лампы вниз струится, тень от ворона ложится, \ И в тени зловещей птицы суждено душе тонуть… \ Никогда из мрака душу, осужденную тонуть, \ Не вернуть, о, не вернуть! Эдгар Алан По. Перевод В. Бетаки
    ДЕМОН Но Демон шумною толпой\ по безобразиям кочует. \ Его ладошка, зуд почуя, \ не мае грошей на пропой. Владимир Строчков. Стихи 2004 г Следя в надмирном споживаньи
    ДЕМОН О, древний демон зла, и тьмы, и отупенья! \Он из гвоздей Христа цепей кует нам звенья, \Из чистых юношей творит он старичков, \И Гуса с Мором он всегда казнить готов, \Громит Горация, когда ж Вольтер болтает\За партою с Руссо, молчать их заставляет. Виктор Гюго. Перевод В. Давиденковой Из книги «ЧЕТЫРЕ ВЕТРА ДУ

  3. bilokur Ответить

    Уже в своих самых ранних стихотворениях Михаил Юрьевич Лермонтов предстает поэтом ярко выраженной интеллектуальности, глубокой внутренней сосредоточенности, деятельной, протестующей мысли: «Жизнь скучна: когда боренья нет… Мне нужно действовать». Его лирический герой выражает чувства и мысли поэта, совмещает в себе «священное с порочным». Он во всем разочаровывается, противопоставляет себя окружающей его повседневности, возвышается над толпой жалких, мелких и пошлых людей и превосходит их пылкой душой, пытливым умом, силой воли, проявляет черты духовного величия, титанизма и демонизма.
    Поэзия Лермонтова всегда пробуждает глубокие раздумья и бесконечное восхищение, к которым примешиваются чувства сожаления и горечи оттого, что жизнь великого поэта оборвалась так рано. Лермонтов погиб через четыре года после Пушкина, не дожив до двадцатисемилетнего возраста. Именно за эти четыре года были созданы лучшие поэмы и стихотворения Лермонтова, а также гениальный роман «Герой нашего времени».
    Написав стихотворение «Смерть поэта», Лермонтов, как солдат в бою, подхватил знамя русской поэзии, выпавшее из рук Пушкина. Герцен метко и образно сказал, что душу поэта разбудил «пистолетный выстрел, убивший Пушкина». Создав «Смерть поэта», Лермонтов стал известен всей стране. «Призыв к революции» – так охарактеризовал Булгарин этот шедевр социально-политической лирики.
    В этом стихотворении поэт разоблачал тайный заговор вокруг Пушкина, указывал на вдохновителей подлого убийства – придворную знать, палачей свободы, окружавших царский трон. Ненавидя и презирая бездушие, ложный блеск, вероломство и коварство, тщеславную глупость, надменную невежественность правящей аристократии, поэт бросает ей слова невиданной гражданской смелости: «Свободы, Гения и Славы палачи!» Справедливую кару Лермонтов называл «Божиим судом», но это иносказание не помешало убийцам Пушкина угадать настоящий смысл угрозы. Ненависть Николая I к Лермонтову была еще сильнее, чем к Пушкину.
    По своему восприятию действительности, по своей вере в правду народа, в победу его стремлений Лермонтов – оптимист. Но он с горечью признавал свое бессилие перед властью самодержавного произвола («Гляжу на будущность с боязнью»). Недовольный окружающими его мрачными обстоятельствами, негодуя и протестуя против них, Лермонтов проникнут тоской по человеческому братству, добру и красоте, активным действиям. Устремленный к счастью, к свободе, он требует:
    Отворите мне темницу,
    Дайте мне сиянье дня.
    Зрелые произведения Лермонтова очень разнообразны. «Мцыри» – пламенная поэма о свободе и утраченной Родине. Тема поэмы – свобода и смысл человеческого бытия. Ее основной идейный пафос – протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к Родине и героического служения ей. Герой поэмы проникнут страстной жаждой жизни. В образе Мцыри слились мятежная и могучая сила, твердая, как сталь, воля, героическое мужество и душевность, мягкость и лирическая нежность.
    Поэма «Демон» – итог многолетних философских раздумий поэта – наполнена страстной агитацией за право свободно мыслить, жить и творить. В ней великий богоборец Демон восстает против бога, его законов и рабства на земле. Основной идейный пафос поэмы «Демон» – возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира. Лермонтовский Демон, по словам В. Г. Белинского, «отрицает для утверждения, разрушает для созидания,.. Это демон движения, вечного обновления, вечного возрождения».
    В образе Демона – основные противоречия лучших людей 30-х годов: действенный скептицизм и критицизм по отношению к господствовавшим общественным отношениям и бессилие их изменить. Это могучие порывы к деятельности и вынужденная пассивность, мучительно-страстные искания идеала и горькое сознание безуспешности этих поисков, ощущение ужасного политического гнета и неудержимое стремление к воле, жажда счастья и бесцельность жизни.
    В своих стихотворениях Лермонтов предстает перед читателем как поэт-гражданин. В лермонтовской «Думе» В. Г. Белинский увидел «энергическое воззвание» к людям своего поколения, смелое обличение общественного застоя, царившего в николаевской России. По мнению Лермонтова, быть поэтом – значит совершать высокий гражданский подвиг, обнажать общественные пороки.
    Лермонтов понимал, что его любовь к Отчизне – в любви к народу, к демократической России. Об этом поэт говорит в стихотворении «Родина», образы которого зародились во время путешествия на Кавказ.
    После смерти М. Ю. Лермонтова Белинский писал: «…Содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественнейшей натуры, исполинский взмах, демонский полет – с небом гордая вражда – все это заставляет думать, что мы лишились в Лермонтове поэта, который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина».
    Непримиримый, героический дух поэзии, ее лиризм, глубина мысли, тонкость психологического анализа, простота в сочетании с высоким совершенством формы, наконец, удивительная музыкальность его стихотворений и прозы – все это ставит Михаила Юрьевича Лермонтова в ряд величайших писателей мира.

  4. Tip-Top! Ответить

    «Кто силится купить страданием своим
    И гордою победой над земным
    Божественной души безбрежную свободу».
    («Унылый колокола звон»)
    Тема воли присутствует в стихотворениях «Воля», «Желание». Воля – нечто естественное, данное человеку при рождении, но часто недоступное: либо оставленное в прошлом («Новгород»), либо находящееся в «диких» краях («Кинжал»). Кавказ становится символом «вольности простой» («Люблю я цепи синих гор», «Синие горы Кавказа, приветствую вас»).
    Поэт приходит к выводу о том, что в современном обществе свободолюбивой, вольной душе нет места («Смерть поэта», «Дума», «Прощай, немытая Россия»). В борьбе лирического героя со светом, толпой, судьбой, страстями также проявляется стремление к свободе. Тема непринятия поэтом современного ему общества звучит в стихотворении «Дума», поэме «Маскарад»:
    «Напрасно я ищу повсюду развлеченья.
    Пестреет и жужжит толпа передо мной…
    Но сердце холодно, и спит воображенье:
    Они все чужды мне, и я им всем чужой!»
    Поэтом показано губительное влияние «света» на «души людей». С неприятием бездушного дворянства созвучен мотив противопоставления холодного и враждебного человеку общества миру природы («Как часто пестрою толпою окружен», «Валерик»).
    Вполне естественно появляется в лирике поэта и мотив неволи («Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»). Иногда местом плена может быть монастырь («Исповедь», «Боярин Орга», «Мцыри»), в чем можно усмотреть антиклерикальные настроения, однако это больше связано с социально-политической позицией Лермонтова.
    В стихотворениях просматривается движение от жажды абсолютной индивидуальной свободы, свойственной романтикам, к ее ради приобщения к миру людей («Демон»), так как последняя не приносит герою счастья (такая же ситуация наблюдается в истории Печорина). Так, свобода и воля становятся центральными мотивами лирики Лермонтова.
    Жажда действия и подвига во имя чести, славы и памяти также занимает видное место в лирике поэта:
    «Мне нужно действовать, я каждый день
    Бессмертным сделать бы желал, как тень
    Великого героя…»
    («1831-го июня 11 дня»).
    Лермонтов часто вспоминает героические подвиги прошлого России («Последний сын вольности», «Измаил-Бей», «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»). Такие стихотворения затрагивают также тему Родины («Прощай, немытая Россия», «Родина»).
    Но действие лирического героя часто сталкивается с непониманием, отвержением, безответностью или обманом, вследствие чего он становится на путь мести:
    «Под ношей бытия не устает
    И не хладеет гордая душа;
    Судьба ее так скоро не убьет,
    А лишь взбунтует; мщением дыша
    Против непобедимой, много зла
    Она свершить готова…»
    («1831-го июня 11 дня»).
    Или выбирает одиночество, бездействие и разочарование во всем земном. Отдаляясь от людей, герой хранит внутренний гений и свободу духа, периодически уходя в созерцание («Желанье», «Кто в утро зимнее, когда валит», «Небо и звезды») и покой («Выхожу один я на дорогу»).
    Жажда свободы, стремление к идеалу, попытки изменить что-то в мире отражают основной конфликт романтизма – противоречие между идеалом и действительностью – в поэзии Лермонтова он достигает крайнего напряжения. Это ведет к тому, что земное бытие часто расценивается как напрасное, бесцельное, ведь заложенные в гении таланты не могут здесь воплотиться в жизнь, напрасность активной деятельности и самоотдачи наблюдаем в стихотворении «Пророк».
    Поэт, его назначение и судьба еще одна важная тема в лирике Лермонтова («Памяти А.И. Одоевского», «Не верь себе», «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт»). Поэт призван влиять на народную толпу. Избранничество и сила поэта, влекут за собой появление «метафизической» тревоги, необъяснимых душевных терзаний, мысли о скоротечности и незаметности человеческой жизни перед лицом вечного бытия.
    Автор сопоставляет поэта не только с пророком, но и с самим Творцом: «Твой стих как божий дух носился над толпою» («Поэт»). Нередко речь идет о споре, диалоге между поэтом и божеством. Ропщущий поэт все время требует отчета от Бога: «И начал громко я роптать…» («Азраил»). Его речи, обращенные к божеству, окрашены личной интонацией и звучат как претензии к равному. Поэт также упрекает Бога в невмешательстве, когда льется «Кровь стариков, растоптанных детей» в «беспрестанной» и «напрасной» вражде людей.
    Необходимо отметить, что имя Христа практически не встречается в произведениях Лермонтова, что свидетельствует об определенном восприятии божества. Бог предстает у него как создатель мира и творец природы («Кладбище»). Лирический герой Лермонтова, хотя и верит в существование Бога («Верь, что есть на небе Бог и только», «Испанцы»), но сомневается в большинстве принципов библейской веры (в благости провидения, в божием милосердии, в загробном существовании).
    Бог и природа противостоят у него мятежному, «вечному ропоту» человеческого «Я» («Демон», «Мцыри»). Причем равнодушие Бога переносится и на созданную им природу, безучастной к человеку в своей красоте:
    «Час разлуки, час свиданья,
    Им не радость ни печаль;
    Им в грядущем нет желанья,
    И прошедшего не жаль…
    Будь к земному без участья
    И беспечна, как они!».
    («Демон»)
    Однако весь ценностный мир Лермонтова организован вокруг библейской символики, построен на антитезах райского сада и адской бездны, блаженства и проклятия, невинности и грехопадения. Библейские темы вызывают у Лермонтова лично-психологический отклик. В его поэзии появляется тема чудесной сверхчеловеческой мощи, которой наделен поэт. Так, мы наблюдаем причудливое сочетание богоборческих мотивов с традиционной народной христианской этикой и моралью, осквернение которых недопустимо.
    Тему любви раскрывают многие стихотворения поэта, который, увы, не познал счастья в этой области («В полдневный жар в долине Дагестана», «Расстались мы, но твой портрет», «Молитва» («Я, матерь, Божия, ныне с молитвою»), «На светские цепи»). Практически всегда светлые, полные надежды настроения сменяются появлением мотивов одиночества, мести жестокой возлюбленной, разочарования и недоступности чистой, взаимной любви. Любовная лирика представляет собой емкое жанрово-тематическое наполнение: богатство содержания не укладывается в рамки только любовной лирики. Так, стихотворение «Нищий», адресованное Е.А. Сушковой представляет нам не только обманутого влюбленного, но и затрагивает социально-политические проблемы, содержит философские, богоборческие мотивы.
    Таким образом, в творчестве Лермонтова органично сочетаются романтические мотивы свободы, героизма, избранничества с философскими размышлениями на тему Бога, бытия, судьбы, предназначения и являются весьма актуальными для современного поэту общества.

  5. OrionX Ответить

    Появление образа демона в творчестве – один из важнейших моментов творческой психологии Лермонтова. «Во всех стихотворениях Лермонтова, – как заметил В.В.Розанов, – есть уже начало «демона», «демон» недорисованный, «демон» многообразный. То слышим вздох его, то видим черту его лика». Этот образ «преследовал» его, как некая живая сила, существовавшая объективно, вне сознания, но одновременно как нечто субъективное, определявшее его душевный склад и поведение.
    Тема Демона появилась в творчестве Лермонтова в 1829 г., в стихотворении «Мой Демон», в том же году была написана первая редакция поэмы «Демон», имеющей всего восемь редакций, причем последняя из них, как предполагают исследователи, была закончена в 1839г.
    В этих ранних произведениях – декларация зла, которое пока несовместимо со страданием. Однако чуждый страданию и раскаянию Демон приходит на страницы юношеских произведений Лермонтова ненадолго. Почти одновременно (также в 1829г.) рождается Демон печальный, тоскующий. Он «своим злодействам не смеется», мечтает о любви и, наконец, «погибший ведает любовь».
    Именно этот Демон обретает власть над душою лирического героя не силою разрушения, а силою своей неуспокоенности, стремлением к «образу совершенства». Как бы раздваиваясь между добром и злом, светом и тьмою, проходит Демон через все редакции поэмы, но раздвоение не означает тождества. Поэт, наоборот, показывает несовместимость обоих начал, там, где встречается добро и зло, – там вечная, неугасимая вражда. Вот поэтому ореол величия всех демонических героев Лермонтова заключается в этой «гордой вражде». Таким образом, демонизм у Лермонтова не философия зла, а демон – не символ такового.
    Крепнущее в Лермонтове сознание того, что он «не Байрон», что он поэт «с русской душой», сказывается в его растущем протесте против «фанфаронов порока и эгоизма» (возможно, ничтожных подражателей байроническим героям), сказывается и на эволюции Лермонтова как певца сильной личности. Образы Арбенина, Демона (III редакция), Печорина («Княгиня Лиговская) свидетельствуют о критическом отношении автора к своим персонажам, особенно ощутимом в зрелую пору творчества писателя.
    Поэтизируя Демона, давая возможность почувствовать светлые и высокие силы его души, Лермонтов не ставит вопрос о полном этическом оправдании его демонизма. Более того, образом Демона (последних редакций) и Печорина писатель развенчивает демонизм, судит его за неизбежный эгоцентризм.
    Осуждение эгоцентризма сильной личности сочетается у Лермонтова с чувством жалости не столько к этой личности, сколько к ее «растраченным в пустыне» силам. Трагедия Печорина, Демона, Арбенина в том, что они тяготятся своей разрушительной энергией. Эта противоречивость отражает кризис демонизма – явления вынужденного, навязанного героям объективными обстоятельствами их бытия. Демон стал «духом зла» по воле бога, Арбенина согнул «жестокий век», Печорин изнемогает под бременем своей «ненужности», порожденной тем же веком и обществом. Каждый из них таил в себе огромные силы для добра и созидания, но каждый злом был обречен творить зло.
    Все его демонические герои не достигли ни удовлетворения, ни счастья, ни элементарного спокойствия, доступного людям с чистой совестью, не вырвались из своего одиночества. Такова логика, понятая Лермонтовым, – «зло порождает зло». Демонизм же – это «анчар», несущий яд каждому, кто хоть в малой мере прикоснется к корням его – скептицизму и эгоцентризму. Лермонтов не столько судит своего опоэтизированного Демона, сколько господствующее в нем «собранье зол». Демонизм в художественной интерпретации Лермонтова тождественен антигуманизму, последний же, в свою очередь, связан с эгоцентризмом.
    Уже в самой поэме «Демон» вводится антидемоническая тема, направленная не столько против Демона, сколько против демонизма.Неверию Демона противопоставлен авторский взгляд на жизнь и людей. Если «дух отрицанья» убежден в ничтожности человеческой жизни, то автор считает ее благом и высшим даром. Его глазами увидены жизнь старого Гудала т красота княжны Тамары, с болью слышит «прощанье с жизнью молодой» в ее предсмертном крике. В эпилоге поэмы показан «божий мир», уже навеки свободный от демонического взгляда и демонических соблазнов.

  6. Viktoriy_a Ответить

    Related posts:

    Основные мотивы лирики Лермонтова Издавна замечено, что Лермонтов – поэт юности, что именно в юношеские годы им упиваются. Наверное, потому что юноши и девушки увлекаются высокой романтикой, мятежностью страстей, безграничностью желаний. Лирика Лермонтова разнообразна и многогранна. Если посмотреть юношескую лирику, то основной ее мотив – переживание смысла своего гражданского и поэтического предназначения. Во многих юношеских стихотворениях душевные диссонансы осознаны […]…
    Какие основные мотивы лирики Лермонтова? М. Ю. Лермонтов – духовный приемник Пушкина. Он отражал в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались из “пламя и света”, т. е. из бури чувств и напряженно вьющийся мысли. Так как большинство произведений Лермонтова написаны в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием […]…
    Тема: Основные темы и мотивы лирики М. Лермонтова Гибель, “солнца русской поэзии” Александра Пушкина вызвала трагедию души у нового русского гения – Михаила Юрьевича Лермонтова. Его музыкальная поэзия волновала сердца, наделяла их чувствами любви, сочувствия. Лирический герой Лермонтова – герой, который страдает и мыслит. Он – герой-одиночка, очень близкий к пушкинскому Онегину и Чайльду Гарольду. Будто их герои сошли из поэтических страниц и […]…
    Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов жил в период правительственной реакции, наступившей после поражения восстания декабристов. Всякая прогрессивная мысль преследовалась и запрещалась. Русская интеллигенция была лишена возможности открыто выступать против самодержавия. Писателей и поэтов давила атмосфера застывшей жизни, остановившегося времени. Авторы как будто задыхались в вакууме несвободы. В такой обстановке Лермонтову казалось, что распалась связь времен, стало постоянным […]…
    Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (Первый вариант) Описание событий в романах и других произведениях Михаила Юрьевича Лермонтова испытало на себе влияние как романтизма, так и реализма. В этом его своеобразие. В поэтическом наследии Лермонтова мы видим движение от романтизма к реализму, хотя и в зрелых и в поздних произведениях сохраняются романтические мотивы. Но во все годы в поэтических произведениях М. Лермонтов проявлял […]…
    ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (вариант 2) С именем Лермонтова открывается новая страница в истории русской литературы. Не будет преувеличением сказать, что поэт был зеркалом эпохи 30-х годов девятнадцатого века – эпохи безвременья. После поражения декабристов на Сенатской площади в стране наступила жесточайшая реакция. Укрепляя свою власть, самодержавие жестоко расправ- лялось не только с людьми, непосредственно участвовавшими в восстании, но и с […]…
    ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (вариант 1) Скромное по объему сравнительно с дру- гими русскими классиками творчество Лер- монтова внутренне едино и цельно. Лермон- тов мог бы сказать о себе словами Мцыри: “Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть…”. Белинский очень точно определил смысл этой “думы”: “нрав- ственные вопросы о судьбах и правах чело- веческой личности” – вот суть […]…
    Основные темы и мотивы лирики Лермонтова Лирика занимает ведущее место в творчестве М. Ю. Лермонтова. Его поэмы, драматургические произведения и проза тоже проникнуты лиризмом. Поэтому понимание лирических творений поэта – это залог осознания всего его творческого мира. Лирике Лермонтова свойственно разнообразие тем и мотивов. Среди отличительных черт тематической направленности его произведений отмечено, что в зрелом творчестве поэт нередко возвращается к […]…
    Основные мотивы, темы и образы лирики Ф. И. Тютчева Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли “настоящим европейцем”. С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века. […]…
    Основные темы и мотивы всей лирики Лермонтова В одном из последних стихов Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” (1841) объединены основные темы и мотивы всей его лирики. Автор будто подводит итог своему поэтическому творчеству. В первой же строке речь идет об одиночестве лирического “я” поэта. Он выходит в открытый, широкий мир. Перед ним направленная вдаль бесконечная дорога, над ним – бескрайнее небо. […]…
    Мотивы лирики Лермонтова в романе “Герой нашего времени Что такое лирическое стихотворение? По-моему, это душа того, кто пишет. Читая лирические произведения, узнаешь, о чем думает поэт, что тревожит его. Лирика – это дневник, хранящий в себе самые сокровенные мысли и желания. Говорят, что глаза человека – зеркало его души. То же самое можно сказать и о лирических стихотворениях. Поэт прощается с родиной, и […]…
    Основные мотивы лирики Б. Пастернака Имя Б. Пастернака стоит в ряду величайших художников слова 20 столетия. Его перу принадлежат как многие стихотворные шедевры, так и великолепные произведения в прозе. За свой роман “Доктор Живаго” Пастернак получил Нобелевскую премию. Но судьба этого писателя была трагична, как судьба любого талантливого человека в тоталитарном государстве. Произведения Пастернака были объявлены антинародными и антикоммунистическими. Этого […]…
    Анализ стихотворения “Дума”; Лермонтова “Дума”; (1838). Стихотворение относится к философской ли­рике Лермонтова. В нем поэт в глобальном масштабе размышля­ет над судьбой поколения 30-х годов, исследует его социальные и духовные пороки. Осуждая современное поколение, поэт не поучает, а сострадает, не отделяя себя от поколения. В лириче­ском произведении преобладает гражданская лексика. Мучи­тельное, с резкими перепадами настроение лирического героя передают различные художественные […]…
    Восприятие, истолкование, оценка стихотворения М. Ю. Лермонтова “Дума” Лирика Лермонтова носит новаторский характер. Она отличается интимностью, глубиной поставленных вопросов, психологизмом. Творчество этого поэта, с одной стороны, ставит вечные проблемы, волнующие человека во все времена. С другой стороны, она очень актуальна, потому что затрагивала животрепещущие темы 30-ых годов19 века. Через все творчество Лермонтова проходит одна сквозная тема – раздумье о судьбах его поколения. Ей […]…
    Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику. Одной из главных тем лирики Некрасова является народ и идея народного служения. Эти мотивы стали для поэта главной очищающей силой, источником нравственного обновления, духовной опорой. В 1845 году его стихотворение “В […]…
    Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии М. Ю. Лермонтова Реалистическое и романтическое начала в творчестве писателя. Творчество М. Ю. Лермонтова – послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нем отражен важный период в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. Сознание распавшейся связи времен порождало чувство собственной […]…
    Полный анализ стихотворения Лермонтова ” Дума”. (Лермонтов М. Ю.) Стихотворение относится к философской лирике Лермонтова. Главная тема – это судьба целого поколения. Основная мысль заключается в первой же сточке:” Печально я гляжу на наше поколенье”. Лермонтов показывает нам, что будущее этого поколения” иль пусто, иль темно”, так как люди живут без цели, люди стали равнодушны ко всему. Композиция.” Дума” состоит из сорока четырех стихов, […]…
    Основные мотивы лирики К. Д. Бальмонта Умей творить из самых малых крох. Иначе для чего же ты кудесник? Среди людей ты божества наместник. Так помни, чтоб в словах твоих был Бог. К. Бальмонт Константин Дмитриевич Бальмонт – поэт необычайный, завораживающий красотой и мелодией стиха, влекущий в поднебесье. Сам облик поэта навевает воспоминание о рыцарской эпохе. Кажется, что Бальмонт только гостит в […]…
    ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ А. С. ПУШКИНА А. С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию и непосредственно жизнь. Горячо и страстно он не только жил, но и писал. Пушкин – самое драгоценное, что есть у России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русской литературы, нам трудно говорить о нем спокойно, объективно, без […]…
    Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова и проблематика романа “Герой нашего времени” Своеобразной вершиной творчества Лермонтова, завершением краткого творческого пути поэта стал выход в свет его романа “Герой нашего времени”. Многие исследователи отмечают, что в Григории Александровиче Печорине видные черты самого автора. Об этом также свидетельствуют близость некоторых моментов этого произведения к основным мотивам лирики Лермонтова. В. Г. Белинский говорил: “Хоть автор и выдает себя за человека, […]…
    Анализ стихотворения “Дума” М. Ю. Лермонтова Лермонтов “бичевал” не только людей “завистливого и душного” света, но и часть дворянской интеллигенции, не способную служить обществу. “Дума” – поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Стихотворение написано ямбом, по большей части шестистопным (” Печально я гляжу на наше поколенье!”). Этот размер придает стиху плавность, некоторую задумчивость, неторопливость, что соответствует характеру раздумья. Но в тексте встречаются […]…
    Основные мотивы лирики С. А. Есенина Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по […]…
    Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова Ведущими мотивами лирики Лермонтова являются разочарованность неустроенностью мира, печаль от непостоянства людей и их воинствующей пошлой поверхностности. Поэта мучает и огорчает невозможность примирить в себе утрату божественного и опустошенность земным. Его силы бесплодно изливаются в бесцельной жизни, и только его стихотворения остались знаком его страдающего гения. Описание событий в романах и других произведениях Лермонтова привлекает […]…
    Основные темы лирики Лермонтова Русский романтизм уверенно занял позицию главного культурного направления в начале XIX века. Основными предпосылками появления романтизма в России были: интерес к лиричности, сентиментализм, творчество Джорджа Байрона, Философия Шеллинга и подъем национального сознания. Теперь вместо гражданина на первый план становится романтическая личность. Лирическое “я” предстает центром мироздания, появляется культ человека-творца. Михаил Юрьевич Лермонтов, творивший в эпоху […]…
    Сочинение на тему: Ф. И. ТЮТЧЕВ. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ В русской литературе XIX века было много звуч­ных имен, талантливых поэтов. Среди них нам особен­но дорог Федор Иванович Тютчев. Его стихи о плени­тельной красоте природы – одно из самых замеча­тельных явлений русской поэзии. Этот удивительный поэт начал с простого созерцания природы, но посте­пенно она стала для Тютчева источником философских раздумий, ключом к собственной душе. Природа […]…
    Сочинение на тему: Основные мотивы лирики и Творческий путь Бунина Свой творческий путь лауреат Нобелевской премии Бунин начал как поэт. На него оказали большое влияние такие поэты, как Никитин, Кольцов, отчасти Некрасов. Они воспевали рус­скую природу, деревню, поэтизировали крестьянство и этим были близки Бунину. Бунина не прельщали эксперименты, по­иски новой техники стихосложения. Тематика бунинской поэзии не очень разнообразна. В основ­ном это стихи о природе. Стихи […]…
    Основные мотивы и образы поэмы “Облако в штанах” Безусловно, стихи Маяковского носят отпечаток неординарности и многим непонятны и до сегодняшнего дня. Одно из таких произведений поэта – поэма “Облако в штанах”. Прежде всего читателя удивляет ее название. По какой причине она названа именно таким образом? Поэт задумывал дать поэме название “Тринадцатый апостол”, но в условиях строжайшей критики Маяковскому пришлось изменить его. Никакие попытки […]…
    Основные мотивы лирики И. А. Бунина Свой творческий путь лауреат Нобелевской премии Бунин начал как поэт. На него оказали большое влияние такие поэты, как Никитин, Кольцов, отчасти Некрасов. Они воспевали русскую природу, деревню, поэтизировали крестьянство и этим были близки Бунину. Бунина не прельщали эксперименты, поиски новой техники стихосложения. Тематика бунинской поэзии не очень разнообразна. В основном это стихи о природе. Стихи […]…
    Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева Ф. И. Тютчев – гениальный лирик, тонкий психолог, глубокий философ. Певец природы, остро ощущавший космос, прекрасный мастер стихотворного пейзажа, одухотворенного, выражающего эмоции человека. Мир Тютчева полон таинственности. Одна из его загадок – природа. В ней постоянно противоборствуют и сосуществуют две силы: хаос и гармония. В избытке и торжестве жизни проглядывает смерть, под покровом дня скрывается […]…
    Мотивы и образы лирики Ф. И. Тютчева В творчестве Тютчева раскрыты многие темы, которые прошли через его стихи горячими волнами любви и чувства, участия и непревзойденного дара сопереживать. Тютчев многогранен и каждая грань его творчества идет от чистого и откровенного сердца. Лирика Тютчева оказал огромное влияние на развитие всей русской поэзии. Одним из мотивов его творчества является мотив родины – России. Кто […]…
    “Дума” анализ стихотворения Лермонтова Чтобы понять смысл, который до нас хотел донести автор, нужно представить обстановку, сложившуюся в обществе того времени. Стихотворение “Дума” было написано в 1838 году. В это время М. Ю. Лермонтов проходил службу на Кавказе. Он достаточно близко общался с одним из декабристов, и его поразил тот стержень, та воля, которая присуща людям, затеявшим государственный переворот. […]…
    Анализ стихотворения Лермонтова Дума Тихотворение “Дума” М. Ю. Лермонтова относится к позднему периоду его творчества и представляет собой итог многочисленных размышлений о сущности и судьбе поколения, к которому принадлежал и сам поэт. Неторопливый темп и печальное настроение “Думы” приближают ее к элегии, но сатирический тон и необычная форма делают ее весьма нетрадиционной. Написанное шестистопным ямбом стихотворение читается очень размеренно […]…
    Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина Лирика Пушкина – “явление чрезвычайное”, говорил Гоголь, и, восхищаясь многогранностью его творчества, добавлял: “Что ж было предметом его поэзии? Все стало ее предметом, и ничто в особенности. Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов…” Действительно, пушкинское творчество многомерно и многообразно, настолько, что можно выделить достаточно много основных тем и мотивов его произведений. “Свобода” для Пушкина […]…
    Основные мотивы лирики Некрасова С детства знакомы каждому из нас проникновенные стихи и поэмы Николая Алексеевича Некрасова. В своем творчестве он выразил думы и надежды простых людей с такой силой, с какой это не удавалось ни одному поэту до него. Поэтому с уверенностью поэт говорит: Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру, неведомый ему. Но я ему […]…
    Основные мотивы лирики А. В. Кольцова 1. Судьба поэта-самородка. 2. Быт и повседневный труд простого народа в лирике Кольцова. 3. Темы любви и одиночества в лирике Кольцова. A. В. Кольцов родился в 1809 году в семье воронежского торговца скотом. Образование получил самое скудное – его отец Алексея полагал, что для успешной торговли вполне достаточно уметь читать и писать. В 16 лет […]…
    ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ А. А. ФЕТА Лирика Фета по тематике не очень разно- образна. Это в основном темы любви, приро- ды, личностные переживания – темы, кото- рые присущи практически всем поэтам. Но у каждого есть то, что отличает его по- эзию от поэзии других. У Тютчева, напри- мер, преобладающим является философский мотив. У Фета основным мотивом, который встречается практически во всех […]…
    Основные мотивы и образы поэзии Фета Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого – природа, любовь и песня. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес – обо всем этом пишет он в своих […]…
    Основные темы и мотивы лирики Бальмонта Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет ХIХ века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лет и в полной мере отразило состояние тревоги, страха перед будущим, желание замкнуться в вымышленном мире. В начале творческого пути Бальмонт писал множество […]…
    Основные мотивы лирики Пушкина Гений Пушкина намного опередил свое время. В лирических произведениях поэта отражаются самые существенные проблемы современной ему жизни, очерчиваются темы, которые найдут продолжение в литературе его последователей. Поэзия Пушкина – это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, которое касается его лично. Дружба, любовь к родине, ее история, история человечества, свобода личная и общественная, […]…
    Каковы основные мотивы лирики Б. Окуджавы? Почему такое бурное развитие в 1970-е годы получила авторская песня? Назовите ее представителей. Авторская песня возникла как внелитературная, неопублико­ванная поэзия, передаваемая в магнитофонных записях или уст­но. Она играла особую роль в условиях цензуры, когда многое невозможно было передать через печатное слово. Это была свое­образная отдушина, допускавшая значительную свободу слова. Авторская песня выступала в разных стилевых […]…

  7. ditrom76 Ответить

    Любовная тема: “Пусть я кого-нибудь люблю”
    К *** (Я не унижусь пред тобою…),” Нет, не тебя так пылко я люблю”
    “Я не хочу, чтоб свет узнал…”,”Поцелуями прежде считал…”
    “Время сердцу быть в покое…”,”Она поет – и звуки тают…”
    “Они любили друг друга так долго и нежно…”
    “Она была прекрасна, как мечта…”
    К Л. – (У ног других не забывал…),” Отчего”
    Тема поэта и поэзии: “Кинжал”,”Поэт”,”Смерть поэта”
    Тема жизни и смерти – “И скучно и грустно”, “Любовь мертвеца”,
    “Эпитафия” (“Простосердечный сын свободы… “),
    “1830. Мая. 16 числа” (“Боюсь не смерти я. О нет!.. “),
    “Могила бойца”, “Смерть”, “Валерик”, “Завещание”, “Сон”.
    Тема родины и свободы:” Беглец”,”Мцыри”
    Тема изгнанничества:” Тучки”,Парус”
    Тема отрицания и борьбы;” Жалобы турка”, “Прощай, немытая Россия” ,
    “Исповедь”, “Как часто, пестрою толпою окружен… “,
    “Из-под таинственной, холодной полумаски… ”
    Тема гордого одиночества, непонятности:” Одиночество”,
    “Исповедь”, “Чаша жизни”, “Парус”, “Узник”, 1837;
    “Никто моим словам не внемлет.. .я один… ”
    “Сосед”,”Соседка”, “Пленный рыцарь”.
    Тема расширяется и дополняется мотивами усталости
    и безысходности-“И скучно и грустно”, “Из Гёте” (“Горные вершины… “),
    “Выхожу один я на дорогу… “.
    Пейзажная лирика, тема Кавказа:” Кавказу”, “Утро на Кавказе”,
    “Валерик”, “Люблю я цепи синих гор… “, “Дары Терека”,
    “Тамара”, “Памяти А. И. Одоевского”, “Крест на скале”.
    Поэмы “Кавказский пленник”, “Измаил-Бей”, “Аул Бастунджи”,
    “Мцыри” “, “Хаджи Абрек”, “Демон”.

  8. dx23 Ответить

    Особенностью лирики Лермонтова, на мой взгляд, является внутреннее единство лирического героя. Герой постепенно меняется, “движется”, но движение это значительно замедлено по сравнению с развитием лирических героев других поэтов XIX века. К концу творчества в лирике Лермонтова все чаще появляется образ простого, обычного, усталого человека, совсем не похожего на героя ранней лирики. Однако между этими героями существует тесная связь, обусловленная сохранением основных мотивов, тем лирики, которые пронизывают все творчество поэта и формируют образ его героя.
    Лирика Лермонтова (наряду с поэзией Жуковского и ранним творчеством Пушкина) явилась взлетом русского романтизма. Это обусловлено тем, что лермонтовский лирический герой — герой романтический. Он наделен всеми отличительными чертами романтика — он борец, страдалец, мятежник, поэт, любовник, даже пророк…
    Однако особенно сильна в образе романтического героя Лермонтова тема одиночества:
    Одинок я — нет отрады:
    Стены голые кругом,
    Тускло светит луч лампады
    Умирающим огнем.
    Одиночество приобретает самые разные черты: это и заточение (как в приведенном отрывке), и любовное одиночество, появляющееся во многих любовных стихотворениях, и одиночество человека в мире:
    …Одиноко
    Он стоит, задумался глубоко,
    И тихонько плачет он в пустыне.
    Во многих стихотворениях (“Дума”, “И скучно и грустно…”) появляется идея принципиального одиночества личности, связанная с темой поколения в целом. Здесь мы сталкиваемся с одной из основных идей Лермонтова — идеей разрушающей душу рефлексии, болезни, убивающей, по мнению Лермонтова, все его поколение в целом и замыкающей личность на себе самой, обрекая ее на одиночество.
    Мы иссушили ум наукою бесплодной,
    Тая завистливо от близких и друзей
    Надежды лучшие и голос благородный
    Неверием осмеянных страстей…
    Лучшее, что есть в человеке, — его чувства — “исчезают при слове рассудка”, рефлексия убийственна для чувств и веры. Автор причисляет свое лирическое “я” к “заблудшему” поколению, тем самым сравнивая лирического героя с “плодом, до времени созрелым”. Тема ранней смерти — традиционная тема романтической литературы, но Лермонтов вносит в нее нечто свое: он пишет не о ранней физической смерти, а о смерти самого романтического чувства, смерти, вызванной прежде всего неверием и отсутствием цели, отсутствием борьбы:
    К добру и злу постыдно равнодушны,
    В начале поприща мы вянем без борьбы;
    Перед опасностью позорно малодушны,
    И перед властию — презренные рабы.
    Мотив борьбы — важнейший мотив всей мировой романтической литературы — получил у Лермонтова разнообразное развитие.
    Борьба является сущностью романтической натуры, ее основой: парус (в одноименном стихотворении) борется с враждующей стихией, а стоит буре смолкнуть — парус сам начинает искать и “просить” бури, потому что он “не ищет счастья” и “не от счастия бежит”.
    Внутренний разлад в человеке, разлад, о котором мы говорили в связи с темой разрушительной рефлексии, также не может не порождать конфликта и борьбы в душе человека. В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен…” Лермонтов противопоставляет внутренний мир своего лирического героя внешнему реальному миру, одетому в маску:
    …Мелькают образы бездушные людей,
    Приличьем стянутые маски.
    Образ маски и маскарада вообще появляется у Лермонтова очень часто, символизируя ложность и, главное, бездуховность мира, в котором существует лирический герой:
    …Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
    Морщины прятать под румяна…
    Тема веры и безверия тесно связана с темой борьбы. Романтический герой Лермонтова бросает упрек Богу в несовершенстве мира:
    К чему творец меня готовил,
    Зачем так грозно прекословил
    Надеждам юности моей?..
    Добра и зла он дал мне чашу,
    Сказав: я жизнь твою украшу,
    Ты будешь славен меж людей!..
    Демонический и романтический герои поэм Лермонтова “Демон” и “Мцыри” отрицают Бога, не принимая мира, в котором живут. Однако Лермонтов, видевший причину “блуждающей” личности именно в неверии, в отсутствии идеалов, не мог не привести романтическую личность к согласию с Богом. Именно поэтому лермонтовский лирический герой находит в мире нечто такое, что примиряет его с небесами. Для лирического стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” таким примиряющим началом становится природа:
    Когда студеный ключ играет по оврагу
    И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
    Лепечет мне таинственную сагу
    Про мирный край, откуда мчится он,—
    Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе,—
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу Бога…
    Мысль “погружается в сон”, освобождая чувства, а “мирный край”, любовь к нему и единство с ним дают возможность герою “увидеть” Бога.
    В некоторых стихах Лермонтова романтическим героем-борцом становится Наполеон. Образ вечного бунтаря, познавшего вершину власти и глубочайшее падение, традиционен для русской романтической лирики. В Наполеоне (как и в образе Байрона) для Лермонтова сочетались все черты романтического героя: бунтарство, бегство, изгнание, борьба со всеми и со всем — и одиночество героя как личности:
    …Стоит император один —
    Стоит он и тяжко вздыхает,
    Пока озарится восток,
    И капают горькие слезы
    Из глаз на холодный песок…
    В русской литературе традиционно взаимоотношения поэта и толпы воспринимались как неизбежный конфликт. Сама же тема занимала почетное место в лирике любого автора, причем образ поэта всегда был сближен с образом лирического героя. Не исключение здесь и Лермонтов, однако разрешение конфликта поэта и толпы у него очень своеобразное. Если толпа традиционно наделялась эпитетом “чернь”, “глухая”, “бездушная”, а в сердце ее вселялась корысть, бездуховная приземленность, то образ поэта сближался с образом пророка, певца, изгнанника.
    Лермонтов решает конфликт иначе. С одной стороны, он более уважительно изображает саму толпу:
    …Средь них едва ли есть один,
    Тяжелой пыткой не измятый,
    До преждевременных добравшийся морщин
    Без преступленья иль утраты!
    С другой — он в стихотворении “Поэт” 1838 года представляет читателю два типа поэтов, утверждая, что каждый век, каждая “толпа” рождает “своего” поэта, что поэт един с толпой, он нужен толпе — и толпа нужна ему. Презрение ктолпе Лермонтов называет той “ржавчиной”, которая разъедает сияющий клинок его таланта.
    Лермонтовский поэт — совершенно особый тип лирического героя. В конфликте поэта с миром автор пытается сохранить объективность, не встает однозначно на сторону поэта (за исключением стихотворения “Смерть поэта”, где конфликт развивается иначе — не между поэтом и толпой, а между поэтом и властью, первый становится жертвой, героем и приобретает тем самым все симпатии автора). В конце творчества появляется “осмеянный пророк”, где образ поэта, не выполнившего своего назначения, полностью лишается авторских симпатий.
    В целом же, как уже говорилось, к концу творчества все чаще и чаще в лермонтовской лирике начинает появляться совершенно новый тип героя, только на первый взгляд отличающийся от типично лермонтовского.
    Новый образ человека простого, обыкновенного и усталого, появляющийся в стихотворениях “Валерик”, “Родина”, “Завещание”, “Соседка”, “Выхожу один я на дорогу…”, глубокими корнями связан с лермонтовским романтическим героем. Старые мотивы героизма, любви, разлуки, свободы получают новое звучание: героизм рассказчика в “Бородино” становится практически будничным, романтическая разлука уступает место наказу другу “все ей рассказать”; лексика романтическая сменяется сниженной, прозаической; тема свободы остается, но связывается это понятие уже не с борьбой, а с покоем (“я ищу свободы и покоя!”).
    Таким образом, мы видим, что все отдельные черты лирического героя, всё их изменение подчинено внутреннему, глубинному единству этого героя.

  9. za_steklom Ответить

    Любовь и порок несовместимы – эту проблему актуализирует Лермонтов в «Демоне». Для автора это чувство, скорее, святое, данное Небом, нежели земное. Когда забывают о красоте душевной, а думают лишь о наслаждениях плоти, происходит подмена любви грехом. Истинное же чувство призывает к добродетели, самопожертвованию, отказу от гордыни.
    Но не каждому дана способность именно так любить. Одержимый жаждой превосходства над Небом и желанием испытать удовольствие, впервые за много сотен лет, Демон обрывает последнюю спасительную нить. И Падший Ангел, и Тамара становятся жертвами греховной страсти, но почитающая Бога девушка спасается, а упрямо противостоящий Создателю Демон обрекает себя на вечные страдания. Так находит свое отражение нравственная проблема гордыни – темная сторона души каждого из нас.
    Перед героями стоит проблема нравственного выбора. Демон между смирением и страстью выбирает последнее, за что получает ещё большее страдание. Жених Тамары прислушался к лукавому голосу и пренебрёг молитвой в дороге, за что жестоко поплатился, Тамаре же удаётся противостоять соблазнам искусителя, поэтому для неё открыты Врата Рая.

    Критика

    В оценке критиков «Демон» в определённые периоды своей литературной истории поэма представлена по-разному. Появление этого демонического образа на русской почве было в некотором роде литературным событием, рецензенты с трепетом относились к произведению, в первую очередь, потому, что осознавали, какую историю имеет за собой эта тема в мировой литературе. Один из крупнейших авторитетов критики того времени В.Г. Белинский сам признаётся, что «Демон» стал для него мерой «истин, чувств, красот». В.П. Боткин видел в поэме революционно взгляд на мироздание. Многие из исследователей творчества Лермонтова до сих спорят о важности некоторых редакций, не отдавая безоговорочно пальму первенства окончательному варианту.
    Совершенно иной была критика более позднего периода. «Демон» стал объектом насмешек и издевательств, особенно реалисты, В. Зайцев, А. Новодворский, крайне негативно относились к одному из главных символов романтизма.
    Реабилитирует поэму светоч поэзии начала прошлого столетия А. Блок, продолжая в своём стихотворении «Демон» традицию Лермонтова.
    Автор: Александра Барбашова

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *