Какие образы нарисовала музыка этого старинного танца менуэт моцарта?

11 ответов на вопрос “Какие образы нарисовала музыка этого старинного танца менуэт моцарта?”

  1. Frostwind Ответить

    «Великий солнечный свет в музыке,
    Имя тебе – «Моцарт»!

    А.Г.Рубинштейн
    Цель:
    Формирование способности перевода слуховой информации в зрительную
    -«рисование» зрительного образа на основе прослушанной музыки.
    Учить анализировать и обобщать.
    Развитие творческого воображения.
    Воспитывать интерес к музыке В.А.Моцарта, музыкально – эстетический вкус
    учащихся.
    Осознать, что сила музыки В.Моцарта не только в ее музыкальной красоте,
    но и в глубокой жизненной правдивости.
    Задачи урока:
    Находить взаимодействие между музыкой и жизнью на основе знаний,
    приобретенных на уроке.
    Познакомить с новыми понятиями «серенада», «реквием».
    Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ.
    Оборудование:
    магнитофон;
    аудиозапись произведений В.А.Моцарта:
    «Менуэт»;
    «Маленькая ночная серенада»;
    «Реквием. Лакримоза».
    Зрительный ряд: презентация в Power Point (см. Приложение).
    Ход урока
    (Слайд № 1)
    I. Организация класса.
    Введение в тему.
    Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в
    удивительный мир музыки, а поведет нас туда австрийский композитор В. А.Моцарт и
    его волшебная, чарующая музыка. Конечно же, вы неоднократно слушали произведения
    Моцарта на уроках музыки в предыдущих классах, но на этом уроке мы не просто
    будем слушать, но и постараемся определить – «В чем сила музыки В.А.Моцарта?»
    Итак, для начала давайте вспомним кротко фрагменты биографии композитора.
    Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в небольшом городке
    Зальцбурге, в Австрии.
    (Слайд №2)
    Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт, был скрипачом и композитором. Он служил
    капельмейстером, т.е. руководителем придворных музыкантов, поэтому в доме всегда
    звучала музыка, и было много прекрасных музыкальных инструментов: скрипка,
    клавесин и другие. С ранних лет у Моцарта обнаружились удивительные музыкальные
    способности. И конечно же, первым педагогом будущего композитора стал его отец,
    он позаботился, чтобы мальчик научился играть на различных музыкальных
    инструментах. В 3 года он уже играл на скрипочке и клавесине. В 4 года Моцарт
    написал свой первый концерт для клавира, причем такой сложный, что не всякий
    виртуоз мог бы его сыграть. А с 5-ти лет он стал писать музыку регулярно, и с
    этого времени началась его концертная деятельность. Чудо ребенок развлекал
    публику, играя на клавиатуре с завязанными глазами. Ему аплодировали в
    королевских дворцах и аристократических салонах Германии, Австрии, Франции,
    Великобритании, Швейцарии, Италии, а в Лондоне юный композитор играл даже для
    короля и королевы. Император Франц I назвал его «Юным волшебником».
    (Слайд №3)
    «В летнем загородном дворце царило оживление. В парадной гостиной собрались
    многочисленные члены императорской семьи и их гости. Все с нетерпением ожидали
    выступления «маленького гения». Слух о его феноменальном даровании разнесся по
    всей Вене. После того как публика расселась в роскошные кресла, в зал вошел
    маленький худенький мальчик. На фоне пышной обстановки дворца его фигурка
    казалась еще более хрупкой, а сам он выглядел совсем малышом, во всяком случае
    гораздо моложе своих шести лет. Он с милой непринужденностью раскланялся гостям
    и сел за клавесин. Его маленькие ножки в белых шелковых чулках и в башмаках с
    пряжками не доставали до пола и забавно свисали со стула. Лицо мальчика стало
    необычайно серьезным и сосредоточенным. Детские пальчики запорхали по клавиатуре
    с такой быстротой, что невозможно было за ними уследить. Он вдохновенно и
    виртуозно исполнял сложнейшие пьесы. Затем играл в четыре руки со своей
    прелестной старшей сестрой. Все присутствующие были буквально заворожены.
    – Да ты настоящий маленький чародей, – с восторженной улыбкой сказал
    император
    и шутливо добавил:
    – Ну, конечно, десятью пальцами играть легко. А вот если бы
    ты смог сыграть то же самое одним пальцем, это было бы удивительно. Мальчик
    вновь подсел к клавесину и одним пальцем исполнил мелодию только что сыгранной
    пьесы без единой ошибки и так бегло, что все диву дались.
    – А если клавиши закрыть платком и ты их не будешь видеть, сможешь ли
    сыграть?
    Клавиатуру накрыли тонким шелковым платком, но и через него мальчик играл также
    уверенно и виртуозно. Затем по просьбе императора он исполнил «с листа», то есть
    по нотам без подготовки, абсолютно незнакомое произведение. И под конец тут же
    импровизировал музыку собственного сочинения.
    Мальчик с блеском выдержал сложнейшее испытание, устроенное ему в
    императорском дворце. Публика не скрывала своего восхищения и с восторгом
    рукоплескала маленькому вундеркинду. А он, закончив играть, поспешил к своей
    матери, но поскользнулся на натертом до блеска паркете и упал. Слезы брызнули из
    его глаз. Одна из молодых принцесс подхватила малыша на руки и, усадив на
    колени, стала его утешать.
    – Вы так добры, – серьезно сказал мальчик.
    – Когда я вырасту, то непременно
    женюсь на вас. Все гости заулыбались. Вечером в дом к Моцартам прислали подарки
    от императора. Это был новый парадный костюм с жилетом из тончайшего сукна
    лилового цвета, расшитый золотом, красивыми пряжками и пуговицами. К костюму
    также прилагалась треугольная шляпа и маленькая настоящая шпага. С тех пор на
    публичные выступления мальчик выходил в этом наряде.
    II. Развитие темы.
    В те времена очень распространенным бальным танцем был менуэт. Слушая менуэты
    Моцарта, нетрудно представить себе, как церемонно кланяются кавалеры напудренных
    париках, а дамы грациозно приседают в реверансе. Пары чинно движутся
    неторопливым мелким шагом, который и дал название танцу. А сейчас, я предлагаю
    вам послушать «Менуэт» Моцарта и нарисовать в своем воображении, музыку, которую
    вы услышите.
    (Слушание «Менуэт» В.А.Моцарт.)
    Что вы представили, слушая менуэт? (Грациозно танцующих людей.)
    В каких цветах вы видите эту музыку? (В ярких цветах.)
    Какой характер у этой музыки? (Легкий, воздушный, торжественный.)
    Город Зальцбург был необычайно музыкальным городом. Музыка звучала в нем и в
    соборах, и во дворцах, и в театрах, и просто на улицах. Музыку можно было
    услышать не только в дневное время, но даже и ночью. В те времена было принято
    устраивать небольшие ночные концерты с исполнением серенад под окнами или
    балконами тех, кого хотели отметить вниманием.
    (Слайд №4)
    Серенада – (франц. serenade , от итал. serenata – ясная погода, ночная
    прохлада) – первоначальное музыкальное произведение, исполняемое в вечернее или
    ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания или любви. Песня с
    честь возлюбленной.
    Сегодня мы с вами познакомимся с произведение «Маленькая ночная серенада»
    Моцарта. Исполняют его только струнные инструменты – ведь большой оркестр не
    разместишь под балконом. Это небольшое произведение пленяет своим изяществом и
    тонкостью. Его светлое настроение пронизывает чуть озорная лукавая улыбка.
    Давайте послушаем его.
    (Слушание фрагмента «Маленькая ночная серенада» В.А.Моцарт.)
    Какой характер у этой музыки? (Нежный, ласковый, легкий.)
    Что вы чувствуете, слушая это произведение? (Спокойствие.)
    В каких красках вы видите эту музыку и почему? (В светлых тонах.)
    Чем пленяет нас мелодия серенады? (Тонкостью и изяществом, чудесным пением,
    игрой на скрипочке, тремоло.)
    Чем наполнена мелодия «Маленькой ночной серенады» В.А.Моцарта? (Грациозная
    мелодия полна света обаяния праздничной ночи.)
    В своих многочисленных произведениях: операх, симфониях, квартетах,
    фортепьянных сонатах, сольных концертах – Моцарт создал целую галерею
    неповторимых музыкальных образов; нежно-лирических и торжественно-парадных,
    скорбно-печальных и комически-шутливых.
    Юмор Моцарта можно увидеть и в его жизни. Например:
    Однажды Моцарт решил подшутить над своим лучшим другом
    Антонио Сальери и похвастался:
    – Я написал этакую вещицу для клавира, которую не сможет исполнить ни один
    человек в мире, кроме меня!
    Сальери посмотрел ноты и воскликнул:
    – Ты шутишь, Моцарт! Даже ты не сможешь сыграть это. Здесь обе руки должны
    исполнять труднейшие пассажи на противоположных краях клавиатуры. И как раз в
    этот момент нужно взять несколько нот посредине клавиатуры. Даже если ты будешь
    играть еще и ногой, все равно исполнить написанное не удастся – слишком быстрый
    темп!
    (Слайд №5)
    Моцарт рассмеялся, сел за клавир и исполнил музыкальную пьесу в точности так,
    как она была написана. А звуки посредине клавиатуры он с легкостью брал, нажимая
    на клавиши своим довольно длинным… носом.
    Музыка Моцарта может вызвать в слушателях не только радостную улыбку, но и
    горькую печальную слезу. Таким произведением является «Реквием», т.е. музыка,
    написанная в память умерших, погибших.
    (Слайд №6)
    Реквием (от латинского requies, что переводиться как «покой», «отдохновение»)
    – заупокойная месса на канонический латинский текст.
    Сейчас прозвучит самая короткая, но несомненно самая прекрасная часть
    «Реквиема» Моцарта, она называется «Лакримоза», которую можно перевести как
    «слеза». Первые слова хора так и звучат: «Слезным будет этот день». Потрясающей
    красоты хоровую мелодию сопровождают короткие (из двух звуков) словно стонущие,
    плачущие интонации оркестра. С этим реквиемом связана таинственная и печальная
    история. Однажды поздним вечером к Моцарту явился незнакомец, одетый во все
    черное, и сказал, что хочет сделать заказ. Неизвестный не назвал ни своего
    имени, ни имени заказчика, однако попросил написать траурную музыку. Моцарт
    удивился – ведь славу ему принесли именно жизнелюбивые и искрящиеся радостью
    сочинения. Моцарт в то время был уже болен. Подтачиваемый болезнью, он грустно
    размышлял о странном заказе, представлявшемся ему роковым, – ему казалось, что
    он сочиняет заупокойную мессу по самому себе. Моцарт пишет в письме другу:
    «…Чувствую – мое состояние подсказывает это – мой час пробил. Конец придет
    прежде, чем я смогу полностью проявить свой талант. А как прекрасна была жизнь!
    Но никому не дано изменить предназначенного судьбой, измерить дни своей жизни…
    Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее
    незавершенной».
    Ну, а тайна «черного человека», заказавшего реквием, раскрывается очень
    просто. Таинственный незнакомец был слугой графа Вальзега фон Штуппаха,
    страстного меломана. У графа скончалась жена, и он хотел почтить ее память
    торжественным реквиемом, но при этом еще выдать его за собственное сочинение. В
    этом и состояла причина таинственности.
    «Реквием» действительно стал последним, незаконченным произведением Моцарта,
    его «прощальным словом», в котором он подводит как бы итог своим размышлениям о
    жизни и смерти, о вечном и преходящем.
    4 декабря 1791 года к больному и очень ослабевшему Моцарту пришли его друзья.
    Амадей попросил, чтобы ему подали неоконченную партитуру реквиема. Он хотел
    услышать эту музыку в живом исполнении. Окружив лежавшего в постели Моцарта,
    друзья вместе с ним запели с листа заупокойную мессу. Голос Моцарта дрогнул, он
    разрыдался. Друзья разошлись. Моцарт подозвал своего ученика и стал объяснять,
    как следует закончить «Реквием» в случае его смерти.
    5 декабря 1791году В.А.Моцарт умер.
    (Слушание «Лакримоза» В.А.Моцарт.)
    На чем основана интонация мелодии «Lacrimosa»? (На интонации вздоха,
    плача, это образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувства.)
    Каким своеобразием отличается мелодия? (Лирическая скорбь, овеяна дыханием
    вечности. Умиротворенности, спокойствия высокого и благородного.)
    III. Закрепление.
    (Слайд №7)
    Наследие композитора:
    15 опер.
    41 симфония.
    7 концертов для скрипки с оркестром.
    27 концертов для фортепиано с оркестром.
    42 скрипичные сонаты.
    15 месс.
    Песни, менуэты, рондо.
    Реквием.
    IV. Итог.
    Так музыка одного и того же композитора может заставить нас улыбаться и
    испытывать печаль. Сила этой музыки не только в ее чисто музыкальной красоте, но
    и в глубокой жизненной правдивости.
    «Такого гения больше не родит земля» – говорили про него при его жизни,
    говорят сейчас и будут говорить всегда.

  2. Ствета Ответить

    Отточенные десятилетиями танцевальные па менуэта демонстрируют галантность кавалеров и очарование дам. Ведь менуэт – это танец, достойный королей.
    Термин «менуэт» происходит от французского menu pas – маленький шаг. Этот старинный народный танец произошел от хоровода аменер, который был популярен в 15 веке в провинции Пуату. А основу менуэта составляют небольшие шаги, мелкие танцевальные па, что и обусловило соответственное название.

    История возникновения
    Менуэт имеет славную историю, какая выпала на долю немногих танцев. Его называют «королем танцев и танцем королей». Блистательный Людовик XIV, король-солнце, считал этот танец достойным своего величия. Легендарный Петр I не обделял вниманием менуэт на своих ассамблеях. И сегодня в танцевальном и музыкальном искусстве форма менуэта не забыта и, по-прежнему, приносит удовольствие танцорам и зрителям.
    Расцвет менуэта пришелся на 16-17 века. Его родиной считается Бретань, где менуэт возник как народный танец, тесно связанный с песенной и музыкальной культурой этой местности, ее бытовым укладом и традициями. Простота танца, его изящество и грация способствовали быстрому распространению менуэта по всей Франции, в том числе и в придворных кругах.
    Особенный почет на долю менуэта выпал во время царствования короля Людовика XIV. Король-солнце любил получать удовольствие от жизни, проводя время в развлечениях, балах и охоте. В 1650 году менуэт становится ведущим танцем французского двора. Интересно, что член Французской Королевской Академии танца Франсуа-Робер Марсель уволился из Парижской оперы, специально для того, чтобы преподавать менуэт особам, приближенным ко двору.
    Мода на «все французское» привела к быстрому распространению менуэта в других странах. В Россию танец проник во время царствования Петра І и занял почетное место среди бальных танцев вплоть до 30-х годов 19 века.
    Сейчас менуэт, как социальный танец, потерял свою актуальность, уступив место другим формам и ритмам, но как культурное явление продолжает восхищать изящными танцевальными фигурами и музыкальными образами.

    Что такое менуэт?

    Музыкальный размер менуэта трехдольный: 3/4, 6/8. Сначала танец исполнялся одной парой, а затем – несколькими. Расположение танцующих на придворных балах было строго по рангам: начинали шествие первые особы двора – король и королева. За ними шли дофин со знатной придворной дамой, а за ними — остальные гости. Темп менуэта неспешный, движения важные, величественные, построенные на реверансах и поклонах, что создавало впечатление не столько танца, а, скорее, приглашения к танцу. Менуэт включал в себя многочисленные торжественные проходы вперед, назад, вбок, церемонные приветствия. Несмотря, на кажущую простоту движений, обучение танцу длилось долго, так как требовалось досконально овладеть техникой исполнения. Танцоры двигались по строго определенной схеме в виде цифр 2, 8 или букв S и Z.
    В 18 веке, с расцветом стиля барокко, менуэт приобрел черты манерности, жеманности, вычурности. Темп танца ускорился, усложнились фигуры, стала просматриваться сюжетная линия. Менуэт развился до сценического танца, стал активно использоваться в балетных и оперных постановках.

    Особенности менуэта

    Особенность менуэта – в его грации и изяществе. Исполнители должны были работать над пластичностью движений, плавностью переходов из позы в позу. Особое внимание уделялось мягкости рук: изгибы кистей дорисовывали позы танца, соединение рук партнеров осуществлялось плавно, локти не следовало поднимать слишком высоко.
    Особенно сложной была партия кавалера: она предполагала манипуляции со шляпой. Кавалер должен был элегантно снять шляпу, красиво переложить из руки в руку, снова красиво надеть. Пышные наряды танцующих предполагали медленные, торжественные движения. Кавалеру надлежало всячески демонстрировать почтительность и уважение к даме.
    Грациозность и изящество менуэта способствовали его долголетию. Многие танцы, появившиеся одновременно с ним, канули в Лету. А прекрасный, величественный менуэт радует доныне уже не одно поколение людей.

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *