Какие окончание бывают у глаголов неопределенной форме?

8 ответов на вопрос “Какие окончание бывают у глаголов неопределенной форме?”

  1. Thorgalis Ответить

    В большинстве действующих учебников и учебных пособий морфемы неопределенной формы глаголов (-ть, -ти и -чь) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы». Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.
    В пособии М.Т. Баранова, Т.А. Костяевой, А.В. Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1987) говорится: «Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания…» (с. 104). Далее приводится таблица, где -ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание.
    В «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы» Д.Э. Розенталя (Изд-во Московского университета, 1994) также читаем: «Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти» (с. 109).
    Однако в том же «Сборнике упражнений…» Д.Э. Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: «Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу» (с. 37–38). И далее: «Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении» (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М.Т. Баранова и др.: «В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание… а в неизменяемых – только основа…». И дальше: «Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении… Неизменяемые слова окончаний не имеют» (с. 34).
    Налицо противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо тогда признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы без труда найдем недвусмысленное указание на неизменяемость инфинитива.
    В разделе «Словосочетание» при определении примыкания, естественно, приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: «Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)».
    Вероятно, чтобы избежать этого непримиримого противоречия, в учебном пособии под ред. В.В. Бабайцевой («Русский язык. Теория и практика». М.: Просвещение) конечные морфемы инфинитива -ть, -ти и -чь определяются как суффиксы. Так же определяются эти морфемы и в справочном издании «Русский язык. Энциклопедия» (Изд. 2-е, перераб. и доп. Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: «Большая Российская энциклопедия», «Дрофа», 1997). Здесь в статье «Инфинитив» говорится: «Инфинитив состоит из основы и суффикса» (с. 158).
    Но тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу.
    Однако все противоречия снимаются, если в школьную программу ввести давно принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и словоизменительные, или формообразующие.
    В процитированном издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: «Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова)… Словоизменительными являются суффиксы сравнительной и превосходной степени (сильн-ее, сильн-ейш-ий), прошедшего времении (нес-л-а), инфинитива (нес-ти), причастий (нес-ущ-ий, нес-ш-ий, принес-енн-ый) и деепричастий (гляд-я, написа-вши)…» (с. 547).
    В учебнике для студентов высших учебных заведений «Современный русский язык» под ред. Д.Э. Розенталя, ч. 1. (М.: Высшая школа, 1979) словоизменительные аффиксы называются формообразующими: «По… своей функции аффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие… Формообразующие аффиксы новых слов не образуют, они не меняют лексического значения слова, а используются для образования форм того же самого слова» (с. 146). В этом же учебнике совершенно определенно говорится: «Большинство глаголов образует неопределенную форму при помощи суффиксов -ть и -ти… Глаголы на -чь представляют в современном языке небольшую группу…».
    Понятно, что в этом случае несколько меняется и определение основы. Поскольку формообразующие суффиксы не входят в основу слова, то и само понятие основы можно определить так: основа – это часть слова, остающаяся после отсечения окончания и формообразующего суффикса (писа-ть, писа-л, писа-вш-ий). На практике основа так и определялась всегда (объясняя учащимся, например, образование формы глаголов прошедшего времени, учитель говорил, что она образуется прибавлением к основе суффикса прошедшего времени -л-), поэтому тем более стоит устранить путаницу в теории.
    Основываясь на вышесказанном, гораздо правильнее мыслить следующим образом.
    1. Иметь в виду деление суффиксов на словообразовательные и формообразующие1.
    Словообразовательные суффиксы служат для образования новых слов, меняя лексическое значение слова: дом – дом-ик (маленький дом), узна-ть – узна-ва-ть (глагол приобретает значение длительности/многократности и незавершенности действия) и т.д.
    Формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова. Формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении. К формообразующим суффиксам относятся следующие:
    – суффиксы сравнительной и превосходной степени -ее, -е (быстр-ый – быстр-ее, быстр-о – быстр-ее; чищ-е), -ейш-, -айш- (скучн-ый – скучн-ейш-ий, велик-ий – велич-айш-ий);
    – суффикс прошедшего времени глаголов -л- (писа-л, сиде-л-а);
    – суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь)
    – суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь происходит явление наложения (аппликации), когда -ч- одновременно принадлежит и корню, и суффиксу (историч. изменения: берег-ти – бере-чь);
    – суффиксы причастий -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (пиш-ущ-ий, чита-ющ-ий, стро-ящ-ий, дыш-ащ-ий), -ш-, -вш-, -нн-, -енн-, -т- (нес-ш-ий, писа-вш-ий, разодра-нн-ый, купл-енн-ый, обу-т-ый), -ем-, -ом-, -им- (преследу-ем-ый, вед-ом-ый, гон-им-ый);
    – суффиксы деепричастий -а, -я (крич-а, чита-я), -учи, -ючи (крад-учи-сь, жале-ючи), -в, -вши, -ши (увиде-в, умы-вши-сь, вынес-ши);
    – суффикс повелительного наклонения -и (в глаголах с основой наст. вр. на согласный) (попрос-и)2.
    2. При графическом морфемном и словообразовательном разборе следует обозначать формообразующие суффиксы обычным, принятым для обозначения суффиксов значком 3.
    3. При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова (умыва-я-сь, прочита-вш-ий, буд-учи).
    4. Иметь в виду правильное определение основы. Основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса. В склоняемых или спрягаемых словах (кроме причастий, превосходной степени прилагательных и прошедшего времени глаголов) основа определяется при отсечении от них окончания (мор-е, торопл-ю-сь, осенн-ий). В причастиях, прилагательных превосходной степени и глаголах прошедшего времени, кроме того, при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (бушу-ющ-ий, свеж-айш-ий, привез-л-а). В сравнительной степени наречий и прилагательных, в деепричастиях, инфинитивах и повелительном наклонении глаголов при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (быстр-ее, проигра-в, откры-ть, принес-и).
    Безусловно, такое определение основы потребует и несколько иного, чем принятый сейчас, порядка изучения морфемного состава слова. Понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным лишь после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс».

    Заключение

    ТЬ, ТИ, ЧЬ – это не окончания, это суффиксы, а точнее – формообразующие суффиксы инфинитива, которые не входят в основу слова.
    Такие формулировки позволяют избежать непримиримых противоречий и путаницы в данном вопросе, механического запоминания учениками морфемного состава слова, а также помогут приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям. К сожалению, большинству учителей легче следовать атавизмам программы, чем мыслить логически. Учеников жаль…
    ———————————–
    1 Термин «формообразующие суффиксы» представляется более удачным, чем «словоизменительные», прежде всего потому, что словоизменительной морфемой является окончание, которое действительно служит средством изменения слов в соответствии с синтаксическими требованиями. Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Они именно образуют особые формы слова.
    2 Суффикс повелительного наклонения -и выделяется как формообразующий в цитировавшемся ранее учебнике Д.Э. Розенталя для студентов высших учебных заведений, т. 1, с. 258. В некоторых других работах -и определяется как окончание глаголов повелительного наклонения (см. «Русский язык. Энциклопедия», изд. 2-е, с. 346). Однако, на мой взгляд, эта морфема не соответствует определению окончания, т.к. не служит для выражения синтаксических связей данного слова с другими словами в словосочетании и предложении.
    3 В некоторых новейших работах можно встретить значок «^» («домик») для обозначения конечной морфемы инфинитива. Мотивировано это тем, что данная морфема совмещает признаки суффикса и окончания. Однако мне представляется эта точка зрения неубедительной, т.к. окончание – это словоизменительная морфема, служащая для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующий суффикс никогда не выполняет и не может выполнять такую синтаксическую функцию, т.е. он лишен главных свойств и признаков окончания.

  2. Burilace Ответить

    Хотелось бы уточнить по поводу глагола беречь. Чь входит в корень не только в глаголе беречь, а в целой (хоть и небольшой) группе глаголов. В нее входят такие глаголы, как жечь, лечь, влечь, печь, беречь, стеречь, сечь, течь, стричь, волочь, толочь, мочь, помочь, пренебречь, обречь, наречь, предречь, застичь, настичь, достичь, постичь, помочь, напрячь, впрячь, выпрячь, подпрячь, перепрячь, припрячь, сопрячь, распрячь, отпрячь, упрячь, спрячь. (А также производные от этих слов: зажечь, поджечь, прижечь, сжечь, поприжечь и т. п). Вхождение -чь в корень связано с историческим развитием восточно-славянского диалекта в праславянскую эпоху. Все эти глаголы имели вид pek-ti, bereg-ti, stereg-ti, где ti было “стандартным” суффиксом инфинитива. Но в процессе развития языка в этих словах сочетания gt, kt превратились в ч (чИ,с последующим отпадением гласного и), таким образом, чь “попало в корень” (а вернее, было в корне исторически, но входило только частью дифтонга), а традиционный суффикс в процессе жизни слова когда-то “отвалился” (видоизменился). В современном языке исторические явления проявляются в виде чередований в этих глаголах согласных в составе корня к/ч, г/ч : пеку – печь, берегу – беречь, влеку – влечь и т.п. Также нужно отметить, что группа этих глаголов непродуктивна, т.е. новые глаголы с подобным “окончанием” в языке не образуются. (информация подготовлена с использованием учебника Н.М. Шанского, А.Н. Тихонова “Современный русский язык. Ч 2. Словообразование. Морфология”, а также “Краткого этимологического словаря” под редакцией С.Г. Бархударова)

  3. простой_ник Ответить

    1. Дайте определение глагола.
    Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?.
    Писать, читать, видеть, слышать, говорить, учить, хотеть, купаться.
    2. Какие окончания бывают у глаголов в неопределенной форме?
    У глаголов в неопределенной форме бывают окончания -ти, -ть; глаголы могут оканчиваться на основу, тогда на конце будет -чь, -чься, а окончание нулевое.
    Чувствовать, испечь, привлечь, думать, размышлять, заимствовать, думать, рисовать, шуметь, нести, решать, беречь, увлечься.
    3. Приведите примеры глаголов несовершенного и совершенного вида.
    Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Отправлять, отвечать, читать, писать, исправлять, видеть, слышать.
    Глаголы же совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Отправить, ответить, прочитать, написать, исправить, увидеть, услышать.
    4. Какие три времени есть у глаголов?
    У глаголов есть три времени: настоящее, прошедшее, будущее.
    Настоящее – действие происходит сейчас, отвечает на вопросы что делает? что делаю? – пишу, читаю, говорю, вижу, слышу, чувствую.
    Прошедшее – действие происходило или уже произошло, отвечает на вопросы что делал? Что делали? – писал, читал, говорил, видел, слышал, чувствовал.
    Будущее – действие будет происходить, отвечает на вопросы что сделаю? Что буду делать? – напишу, буду писать, прочитаю, буду читать, поговорю, буду говорить, увижу, буду видеть, услышу, буду слышать, почувствую, буду чувствовать.
    5. Что называется спряжением?
    Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам.
    6. Как определяется спряжение глагола с безударным окончанием?
    Надо поставить глагол в неопределенную форму и действовать по правилу.
    1 спряжение – все глаголы не на –ить, а также исключения: брить, стелить.
    2 спряжение – все глаголы на -ить, кроме брить, стелить; семь глаголов на -еть: смотреть, терпеть, вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть; четыре глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать.
    7. Когда пишется мягкий знак после шипящих в глаголе?
    Мягкий знак после шипящих в глаголах пишется всегда:
    В неопределенной форме глагола: беречь, беречься, испечь, испечься.
    В окончаниях 2-го лица единственного числа: отталкиваешь, отталкиваешься, пишешь, читаешь, видишь, ненавидишь, хочешь, можешь, слышишь, говоришь.
    8. Какие орфограммы вы изучили в разделе «Глагол»?
    -тся и -ться в глаголах:
    Чтобы точно знать писать ли мягкий знак перед -ся, задаём вопрос. Если в вопросе есть мягкий знак, он есть и в слове, если нет, то и в слове его нет.
    Что делать? купаться, прятаться, мыться.
    Что делает? купается, прячется, моется.
    Не с глаголами:
    Не с глаголами всегда пишется раздельно.
    Не напишу, не прочитаю, не изучу, не услышу, не поговорю, не хочу, не могу, не вижу, не покупаюсь, не спрячусь, не помоюсь.
    Кроме тех глаголов, которые без не не употребляются.
    Ненавидеть, негодовать.
    Мягкий знак после шипящих в конце глаголов:
    Мягкий знак после шипящих в конце глаголов пишется во 2 лице единственного числа.
    Читаешь, изучаешь, слышишь, говоришь, хочешь, можешь, видишь, купаешься, прячешься, моешься.
    Буквы е, и в окончаниях глаголов спряжений:
    1 спряжение – е, у, ю
    Дают, поют, пишет, читает, моешь, купают, изучают, бреют, стелют.
    2 спряжение – и, а, я
    Спят, горят, вертит, видит, зависишь, ненавидим, обидят, смотрят, терпят, гонят, держат, слышат, дышат.
    Совершенный и несовершенный вид глагола.
    Совершенный вид – указывает на то, что действие завершено, на результат.
    Добежать, купить, зазвенеть, построить, запеть, подбежали, увидела, зашёл, взошло, выйдут, куплю, доплывет, посчитаем.
    Несовершенный – указывает на то, что действие ещё не завершено или все ещё продолжается.
    Петь, кипеть, бежать, мечтать, перечитывать, подпрыгивать, прыгал, искало, заходило, загорают, будем строить.

  4. Jensen_Ackels Ответить

    В большинстве действующих учебников и учебных пособий морфемы неопределенной формы глаголов (-ть, -ти и -чь) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы». Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.
    В пособии М.Т. Баранова, Т.А. Костяевой, А.В. Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1987) говорится: «Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания…» (с. 104). Далее приводится таблица, где -ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание.
    В «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы» Д.Э. Розенталя (Изд-во Московского университета, 1994) также читаем: «Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти» (с. 109).
    Однако в том же «Сборнике упражнений…» Д.Э. Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: «Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу» (с. 37–38). И далее: «Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении» (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М.Т. Баранова и др.: «В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание… а в неизменяемых – только основа…». И дальше: «Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении… Неизменяемые слова окончаний не имеют» (с. 34).
    Налицо противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо тогда признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы без труда найдем недвусмысленное указание на неизменяемость инфинитива.
    В разделе «Словосочетание» при определении примыкания, естественно, приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: «Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)».
    Вероятно, чтобы избежать этого непримиримого противоречия, в учебном пособии под ред. В.В. Бабайцевой («Русский язык. Теория и практика». М.: Просвещение) конечные морфемы инфинитива -ть, -ти и -чь определяются как суффиксы. Так же определяются эти морфемы и в справочном издании «Русский язык. Энциклопедия» (Изд. 2-е, перераб. и доп. Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: «Большая Российская энциклопедия», «Дрофа», 1997). Здесь в статье «Инфинитив» говорится: «Инфинитив состоит из основы и суффикса» (с. 158).
    Но тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу.
    Однако все противоречия снимаются, если в школьную программу ввести давно принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и словоизменительные, или формообразующие.
    В процитированном издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: «Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова)… Словоизменительными являются суффиксы сравнительной и превосходной степени (сильн-ее, сильн-ейш-ий), прошедшего времении (нес-л-а), инфинитива (нес-ти), причастий (нес-ущ-ий, нес-ш-ий, принес-енн-ый) и деепричастий (гляд-я, написа-вши)…» (с. 547).
    В учебнике для студентов высших учебных заведений «Современный русский язык» под ред. Д.Э. Розенталя, ч. 1. (М.: Высшая школа, 1979) словоизменительные аффиксы называются формообразующими: «По… своей функции аффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие… Формообразующие аффиксы новых слов не образуют, они не меняют лексического значения слова, а используются для образования форм того же самого слова» (с. 146). В этом же учебнике совершенно определенно говорится: «Большинство глаголов образует неопределенную форму при помощи суффиксов -ть и -ти… Глаголы на -чь представляют в современном языке небольшую группу…».
    Понятно, что в этом случае несколько меняется и определение основы. Поскольку формообразующие суффиксы не входят в основу слова, то и само понятие основы можно определить так: основа – это часть слова, остающаяся после отсечения окончания и формообразующего суффикса (писа-ть, писа-л, писа-вш-ий). На практике основа так и определялась всегда (объясняя учащимся, например, образование формы глаголов прошедшего времени, учитель говорил, что она образуется прибавлением к основе суффикса прошедшего времени -л-), поэтому тем более стоит устранить путаницу в теории.
    Основываясь на вышесказанном, гораздо правильнее мыслить следующим образом.
    1. Иметь в виду деление суффиксов на словообразовательные и формообразующие1.
    Словообразовательные суффиксы служат для образования новых слов, меняя лексическое значение слова: дом – дом-ик (маленький дом), узна-ть – узна-ва-ть (глагол приобретает значение длительности/многократности и незавершенности действия) и т.д.
    Формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова. Формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении. К формообразующим суффиксам относятся следующие:
    – суффиксы сравнительной и превосходной степени -ее, -е (быстр-ый – быстр-ее, быстр-о – быстр-ее; чищ-е), -ейш-, -айш- (скучн-ый – скучн-ейш-ий, велик-ий – велич-айш-ий);
    – суффикс прошедшего времени глаголов -л- (писа-л, сиде-л-а);
    – суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь)
    – суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь происходит явление наложения (аппликации), когда -ч- одновременно принадлежит и корню, и суффиксу (историч. изменения: берег-ти – бере-чь);
    – суффиксы причастий -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (пиш-ущ-ий, чита-ющ-ий, стро-ящ-ий, дыш-ащ-ий), -ш-, -вш-, -нн-, -енн-, -т- (нес-ш-ий, писа-вш-ий, разодра-нн-ый, купл-енн-ый, обу-т-ый), -ем-, -ом-, -им- (преследу-ем-ый, вед-ом-ый, гон-им-ый);
    – суффиксы деепричастий -а, -я (крич-а, чита-я), -учи, -ючи (крад-учи-сь, жале-ючи), -в, -вши, -ши (увиде-в, умы-вши-сь, вынес-ши);
    – суффикс повелительного наклонения -и (в глаголах с основой наст. вр. на согласный) (попрос-и)2.
    2. При графическом морфемном и словообразовательном разборе следует обозначать формообразующие суффиксы обычным, принятым для обозначения суффиксов значком 3.
    3. При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова (умыва-я-сь, прочита-вш-ий, буд-учи).
    4. Иметь в виду правильное определение основы. Основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса. В склоняемых или спрягаемых словах (кроме причастий, превосходной степени прилагательных и прошедшего времени глаголов) основа определяется при отсечении от них окончания (мор-е, торопл-ю-сь, осенн-ий). В причастиях, прилагательных превосходной степени и глаголах прошедшего времени, кроме того, при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (бушу-ющ-ий, свеж-айш-ий, привез-л-а). В сравнительной степени наречий и прилагательных, в деепричастиях, инфинитивах и повелительном наклонении глаголов при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (быстр-ее, проигра-в, откры-ть, принес-и).
    Безусловно, такое определение основы потребует и несколько иного, чем принятый сейчас, порядка изучения морфемного состава слова. Понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным лишь после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс».

    Заключение

    ТЬ, ТИ, ЧЬ – это не окончания, это суффиксы, а точнее – формообразующие суффиксы инфинитива, которые не входят в основу слова.
    Такие формулировки позволяют избежать непримиримых противоречий и путаницы в данном вопросе, механического запоминания учениками морфемного состава слова, а также помогут приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям. К сожалению, большинству учителей легче следовать атавизмам программы, чем мыслить логически. Учеников жаль…
    ———————————–
    1 Термин «формообразующие суффиксы» представляется более удачным, чем «словоизменительные», прежде всего потому, что словоизменительной морфемой является окончание, которое действительно служит средством изменения слов в соответствии с синтаксическими требованиями. Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Они именно образуют особые формы слова.
    2 Суффикс повелительного наклонения -и выделяется как формообразующий в цитировавшемся ранее учебнике Д.Э. Розенталя для студентов высших учебных заведений, т. 1, с. 258. В некоторых других работах -и определяется как окончание глаголов повелительного наклонения (см. «Русский язык. Энциклопедия», изд. 2-е, с. 346). Однако, на мой взгляд, эта морфема не соответствует определению окончания, т.к. не служит для выражения синтаксических связей данного слова с другими словами в словосочетании и предложении.
    3 В некоторых новейших работах можно встретить значок «^» («домик») для обозначения конечной морфемы инфинитива. Мотивировано это тем, что данная морфема совмещает признаки суффикса и окончания. Однако мне представляется эта точка зрения неубедительной, т.к. окончание – это словоизменительная морфема, служащая для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующий суффикс никогда не выполняет и не может выполнять такую синтаксическую функцию, т.е. он лишен главных свойств и признаков окончания.

  5. Munos Ответить

    Правила в целом одинаковы как для глагола, так и для остальных частей речи. Окончание – это изменяемая часть слова и у глаголов отвечает за лицо (в прошедшем времени род), и число. Для определения окончания достаточно проспрягать глагол по лицам или, в случае прошедшего времени, изменить по родам и числам. Изменяемая часть слова в этом случае и будет окончанием. Рассмотрим на примере глаголов делать и сделать
    Настоящее время
    1-е л. Я дела-ю; мы дела-ем
    2-е л. Ты дела-ешь; вы дела-ете
    3-е л. Он/она/оно дела-ет; они дела-ют
    Будущее время
    1-е л. Я буд-у делать, сдела-ю; мы буд-ем делать, сдела-ем.
    2-е л. Ты буд-ешь делать, сдела-ешь; вы буд-ете делать, сдела-ете.
    3-е л. Он/она/оно буд-ет делать, сдела-ет;
    Прошедшее время
    Единственное число:
    мужской род: делал-(), сделал-() (окончание нулевое);
    женский род: делал-а, сделал-а;
    средний род: делал-о, сделал-о;
    множественное число: делал-и, сделал-и.
    Также среди филологов ведутся споры по поводу формообразующих суффиксов “-л” и “-ть”. По одной точке зрения их причисляют к окончаниям, а по другой он являются формообразующими суффиксами, не входящими в основу слова.
    Если речь идет о правописании окончаний при спряжении глаголов, то здесь дела обстоят следующим образом.
    I-е спряжение
    ед. ч. мн. ч.
    1-е л. -у, -ю; -ем;
    2-е л. -ешь (-ёшь); -ете (-ёте);
    3-е л. -ет (-ёт); -ут, -ют;
    II-е спряжение
    ед. ч. мн. ч.
    1-е л. -у, -ю; -им;
    2-е л. -ишь; -ите;
    3-е л. -ит; -ат, -ят.
    Когда окончание под ударением, спряжение определяется легко. При безударных окончаниях спряжение определяется в большинстве случаев постановкой глагола в неопределенную форму. Ко второму спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ить, следовательно, их личные окончания будут писаться как у глаголов II-го спряжения с окончаниями под ударением. К глаголам первого спряжения будут относиться все остальные глаголы. Однако у этого правила есть ряд исключений:
    *. глаголы гнать, держать, дышать,слышать и глаголы терпеть, вертеть, смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть относятся ко II-му спряжению;
    *. глаголы брить и стелить относятся к первому спряжению
    *. есть ряд разноспрягаемых глаголов:
    бежать, который имеет все формы, как у глаголов II спряжения (бегу – бежишь – бежит – бежим – бежите), кроме 3 лица множ. числа — бегут (по I спряжению);
    хотеть, глагол, который имеет формы ед. числа (хочу – хочешь – хочет) по I спряжению, а мн. числа (хотим – хотите – хотят) по II спряжению;
    чтить — изменяется по II спряжению (чту – чтишь – чтит – чтим – чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употреб­ляется реже, чем чтут;
    *. Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть, надоесть, дать, создать.
    *. Глагол быть также своеобразен. Спряжение его (есмь – еси – есть – есме – есте – суть) в современном русском языке практически не используется. Используется глагол есть (глагол 3 л., ед. ч. по древнему спряжению) для всех форм глагола быть в настоящем времени. Древнерусская форма II лица ед. ч. еси сохранилась как архаизм в былинах в составе устойчивого выражения гой еси (будь здоров). Будущее же время образуется от другого корня: буду – будешь – будет – будем – будете – бу­дут.

  6. GaGariN Ответить

    Окончания или формообразующие суффиксы неопределенной формы глагола.
    Проблемы преемственности начальной и основной школы.
    Федулова А. С., МБОУ Чурапчинская СОШ им. С. А. Новгородова,
    учитель русского языка и литературы.
    В условиях внедрения единого стандарта образования, в частности преподавания русского языка как государственного, остро встает вопрос преемственности между начальным и средним ступенями. В процессе изучения морфологии на данном этапе наблюдаются некоторые противоречия, а именно, в морфемном разборе неопределенной формы глагола: имеет ли инфинитив окончание?
    В большинстве принятых сейчас учебников и учебных пособий для общеобразовательных школ морфемы неопределенной формы глаголов (-ть, -ти и -чь) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы». Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.
    В пособии М.Т. Баранова, Т.А. Костяевой, А.В. Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1989) говорится: «Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания…» (с. 104). Далее приводится таблица, где -ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание. В  «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы»  Д.Э. Розенталя (М.: Дрофа, 1996) также читаем: «Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти» (с. 109).
    Мы провели анализ учебников для 5 классов, которые на данный момент используются в нашей школе.
    В учебнике Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. (Москва: Дрофа, 2003)  говорится: «Неопределенная форма глагола имеет окончание –ть (-ти) и нулевое окончание в глаголах на -чь» (стр. 247)  .
    В учебнике для 5 классов национальных школ М. К. Поповой, Е.П. Никифоровой, Э.Х. Кашкиной (Якутск, 2006) также: «Неопределенная форма глагола имеет окончание   –ть (ти) и нулевое окончание на -чь» (стр. 105).
    В учебнике Е. А. Быстровой (М.: Дрофа, 2011) для 5 классов школ с неродным языком обучения находим: «Неопределенная форма глагола имеет окончание –ть или      –ти. Если основа оканчивается на –чь, то глагол имеет нулевое окончание»(стр. 193).
    В то же время в различных справочниках находим данные о неизменяемости инфинитива. Как известно, неизменяемые части речи не имеют окончаний.
    В учебниках для 4 классов, где изучаются более подробные морфологические характеристики частей речи, мы находим единое мнение по данному вопросу.
    В учебнике  Т. Г. Рамзаевой для 4 класса (М.: Дрофа, 2009) говорится, что «…эти глаголы (неопределенной формы) имеют суффиксы –ть и –ти» (стр. 69)
    В учебнике А. В. Поляковой для 4 класса: «Неопределенная форма (инфинитив) имеет суффикс –ть или –ти (решать, нести). Есть глаголы неопределенной формы на    –чь (беречь)» (стр. 78).
    В учебнике Р.Н. Бунеева и др. для 4 классов (М.: Баласс, 2004) есть утверждение, что «…ученые языковеды не пришли к единому мнению, что же такое –ть и –ти в неопределенной форме – суффикс или окончание. Поэтому в разных учебниках встречаются разные обозначения». И там же дается сноска: «В наших учебниках мы рассматриваем –ть и –ти как суффиксы неопределенной формы глагола (Авторы)»(стр. 126).
    Получается, что учащиеся, переходя с начального звена в основную школу, встречаются с определенными трудностями при морфемном разборе инфинитива.
    В учебном пособии под ред. В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория и практика» (М.: Просвещение) конечные морфемы инфинитива -ть, -ти и -чь определяются как суффиксы. Так же определяются эти морфемы и в справочном издании «Русский язык. Энциклопедия» (Изд. 2-е, перераб. и доп. гл. ред. Ю.Н. Караулова. М.: «Большая Российская энциклопедия», «Дрофа», 1997). Здесь, в статье «Инфинитив», говорится: «Инфинитив состоит из основы и суффикса» (с. 158).
    Но и тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу. К примеру, в учебнике Е. А. Быстровой (М.: Дрофа, 2011) для 5 классов школ с неродным языком обучения находим: «Часть слова без окончания – это основа слова. В основе заключено лексическое значение слова … Если слово не изменяется, то оно состоит только из основы».
    В «Сборнике упражнений…» Д. Э. Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: «Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу» (с. 37–38). И далее: «Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении» (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М.Т. Баранова и др.: «В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание… а в неизменяемых – только основа…». И дальше: «Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении… Неизменяемые слова окончаний не имеют» (с. 34).
    Здесь наблюдается явное противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы найдем указание на неизменяемость инфинитива. В разделе «Словосочетание» при определении примыкания приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: «Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)».
    Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Они служат  для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Формообразующий суффикс лишен главных свойств и признаков окончания.
    Все противоречия можно устранить, если в школьную программу ввести принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и формообразующие. В упомянутом выше издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: «Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова)… Словоизменительными являются суффиксы сравнительной и превосходной степени (сильн-ее, сильн-ейш-ий), прошедшего времении (нес-л-а), инфинитива (нес-ти), причастий (нес-ущ-ий, нес-ш-ий, принес-енн-ый) и деепричастий (гляд-я, написа-вши)…» (с. 547). В учебнике для студентов высших учебных заведений «Современный русский язык» под ред. Д.Э. Розенталя, ч. 1. (М.: Высшая школа, 1979) находим: «По… своей функции аффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие… Формообразующие аффиксы новых слов не образуют, они не меняют лексического значения слова, а используются для образования форм того же самого слова» (с. 146). В этом же учебнике совершенно определенно говорится: «Большинство глаголов образует неопределенную форму при помощи суффиксов -ть и -ти… Глаголы на –чь представляют в современном языке небольшую группу…».
    И, в итоге, в пособии «Методика обучения русскому языку в национальной школе: 5 – 11 классы» (авт.: К.Ф. Федоров и др. – Якутск: Бичик, 2005) в статье К. Ф. Федорова «Глагол» раздела «Методика обучения морфологии» находим следующее: «… нужно позаботиться о пополнении запаса глаголов с суффиксом – ти и с основой на        –чь…»
    Исходя из всего вышесказанного, предлагаю своим коллегам немного скорректировать подачу данного материала:
    В разделе «Словообразование» дать подразделение суффиксов на словообразовательные и формообразующие: формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова; формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении; к формообразующим суффиксам глагола относятся следующие:
    суффикс прошедшего времени глаголов -л- (писа-л, сиде-л-а);
    суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь происходит явление наложения (аппликации), когда -ч- одновременно принадлежит и корню, и суффиксу;
    суффикс повелительного наклонения -и (в глаголах с основой наст. вр. на согласный) (попрос-и).
    Начинать морфемный разбор слова не с традиционного поиска окончания, а с определения части речи: следует объяснить учащимся, что неизменяемые слова не имеют окончаний.
    При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова: основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса (понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс»).
    В 5 классе, при подаче данного материала, обязательно указать на противоречия в этом вопросе и, желательно исследовательским методом, привести их к принятию той или иной точки зрения.
    Все перечисленное позволит, по нашему мнению, не слишком усложняя обучение русскому языку в школе, избежать противоречий и путаницы в данном вопросе, решит (частично) проблему преемственности, а также поможет приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям.
    Использованная литература:
    Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 1999.
    Баранов М. Т. И др. Русский язык: справ.материалы: учебн.пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1989.
    Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 4 класса. Под научной редакцией академика А. А. Леонтьева. – М.: Баласс. 2004.
    Быстрова Е. А. и др. Русский язык. 5 кл.: учебник для образоват. учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. – М.: Дрофа, 2011.
    Полякова А. В. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобраз.учреждений. – М.: Просвещение. 2009.
    Рамзаева Т. Г.  Русский язык: учеб. для 4 кл. – М.: Дрофа, 2009.
    Розенталь Д. Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебн.пособие. – М.: Дрофа, 1996.
    Розенталь Д.Э. Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Изд-во Московского университета, 1994.
    Русский язык. Энциклопедия. (ред. Ю.Н. Караулов). Сер. «Большая Российская энциклопедия». – М.: Дрофа, 1997.
    Степанова Л. С. Суффикс или окончание? // Русский язык. № 6/2001

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *