Какие окончания у глаголов в неопределенной форме?

14 ответов на вопрос “Какие окончания у глаголов в неопределенной форме?”

  1. shynsh Ответить

    Хотелось бы уточнить по поводу глагола беречь. Чь входит в корень не только в глаголе беречь, а в целой (хоть и небольшой) группе глаголов. В нее входят такие глаголы, как жечь, лечь, влечь, печь, беречь, стеречь, сечь, течь, стричь, волочь, толочь, мочь, помочь, пренебречь, обречь, наречь, предречь, застичь, настичь, достичь, постичь, помочь, напрячь, впрячь, выпрячь, подпрячь, перепрячь, припрячь, сопрячь, распрячь, отпрячь, упрячь, спрячь. (А также производные от этих слов: зажечь, поджечь, прижечь, сжечь, поприжечь и т. п). Вхождение -чь в корень связано с историческим развитием восточно-славянского диалекта в праславянскую эпоху. Все эти глаголы имели вид pek-ti, bereg-ti, stereg-ti, где ti было “стандартным” суффиксом инфинитива. Но в процессе развития языка в этих словах сочетания gt, kt превратились в ч (чИ,с последующим отпадением гласного и), таким образом, чь “попало в корень” (а вернее, было в корне исторически, но входило только частью дифтонга), а традиционный суффикс в процессе жизни слова когда-то “отвалился” (видоизменился). В современном языке исторические явления проявляются в виде чередований в этих глаголах согласных в составе корня к/ч, г/ч : пеку – печь, берегу – беречь, влеку – влечь и т.п. Также нужно отметить, что группа этих глаголов непродуктивна, т.е. новые глаголы с подобным “окончанием” в языке не образуются. (информация подготовлена с использованием учебника Н.М. Шанского, А.Н. Тихонова “Современный русский язык. Ч 2. Словообразование. Морфология”, а также “Краткого этимологического словаря” под редакцией С.Г. Бархударова)

  2. ymka601 Ответить

    В большинстве действующих учебников и учебных пособий морфемы неопределенной формы глаголов (-ть, -ти и -чь) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы». Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.
    В пособии М.Т. Баранова, Т.А. Костяевой, А.В. Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1987) говорится: «Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания…» (с. 104). Далее приводится таблица, где -ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание.
    В «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы» Д.Э. Розенталя (Изд-во Московского университета, 1994) также читаем: «Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти» (с. 109).
    Однако в том же «Сборнике упражнений…» Д.Э. Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: «Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу» (с. 37–38). И далее: «Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении» (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М.Т. Баранова и др.: «В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание… а в неизменяемых – только основа…». И дальше: «Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении… Неизменяемые слова окончаний не имеют» (с. 34).
    Налицо противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо тогда признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы без труда найдем недвусмысленное указание на неизменяемость инфинитива.
    В разделе «Словосочетание» при определении примыкания, естественно, приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: «Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)».
    Вероятно, чтобы избежать этого непримиримого противоречия, в учебном пособии под ред. В.В. Бабайцевой («Русский язык. Теория и практика». М.: Просвещение) конечные морфемы инфинитива -ть, -ти и -чь определяются как суффиксы. Так же определяются эти морфемы и в справочном издании «Русский язык. Энциклопедия» (Изд. 2-е, перераб. и доп. Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: «Большая Российская энциклопедия», «Дрофа», 1997). Здесь в статье «Инфинитив» говорится: «Инфинитив состоит из основы и суффикса» (с. 158).
    Но тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу.
    Однако все противоречия снимаются, если в школьную программу ввести давно принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и словоизменительные, или формообразующие.
    В процитированном издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: «Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова)… Словоизменительными являются суффиксы сравнительной и превосходной степени (сильн-ее, сильн-ейш-ий), прошедшего времении (нес-л-а), инфинитива (нес-ти), причастий (нес-ущ-ий, нес-ш-ий, принес-енн-ый) и деепричастий (гляд-я, написа-вши)…» (с. 547).
    В учебнике для студентов высших учебных заведений «Современный русский язык» под ред. Д.Э. Розенталя, ч. 1. (М.: Высшая школа, 1979) словоизменительные аффиксы называются формообразующими: «По… своей функции аффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие… Формообразующие аффиксы новых слов не образуют, они не меняют лексического значения слова, а используются для образования форм того же самого слова» (с. 146). В этом же учебнике совершенно определенно говорится: «Большинство глаголов образует неопределенную форму при помощи суффиксов -ть и -ти… Глаголы на -чь представляют в современном языке небольшую группу…».
    Понятно, что в этом случае несколько меняется и определение основы. Поскольку формообразующие суффиксы не входят в основу слова, то и само понятие основы можно определить так: основа – это часть слова, остающаяся после отсечения окончания и формообразующего суффикса (писа-ть, писа-л, писа-вш-ий). На практике основа так и определялась всегда (объясняя учащимся, например, образование формы глаголов прошедшего времени, учитель говорил, что она образуется прибавлением к основе суффикса прошедшего времени -л-), поэтому тем более стоит устранить путаницу в теории.
    Основываясь на вышесказанном, гораздо правильнее мыслить следующим образом.
    1. Иметь в виду деление суффиксов на словообразовательные и формообразующие1.
    Словообразовательные суффиксы служат для образования новых слов, меняя лексическое значение слова: дом – дом-ик (маленький дом), узна-ть – узна-ва-ть (глагол приобретает значение длительности/многократности и незавершенности действия) и т.д.
    Формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова. Формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении. К формообразующим суффиксам относятся следующие:
    – суффиксы сравнительной и превосходной степени -ее, -е (быстр-ый – быстр-ее, быстр-о – быстр-ее; чищ-е), -ейш-, -айш- (скучн-ый – скучн-ейш-ий, велик-ий – велич-айш-ий);
    – суффикс прошедшего времени глаголов -л- (писа-л, сиде-л-а);
    – суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь)
    – суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь происходит явление наложения (аппликации), когда -ч- одновременно принадлежит и корню, и суффиксу (историч. изменения: берег-ти – бере-чь);
    – суффиксы причастий -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (пиш-ущ-ий, чита-ющ-ий, стро-ящ-ий, дыш-ащ-ий), -ш-, -вш-, -нн-, -енн-, -т- (нес-ш-ий, писа-вш-ий, разодра-нн-ый, купл-енн-ый, обу-т-ый), -ем-, -ом-, -им- (преследу-ем-ый, вед-ом-ый, гон-им-ый);
    – суффиксы деепричастий -а, -я (крич-а, чита-я), -учи, -ючи (крад-учи-сь, жале-ючи), -в, -вши, -ши (увиде-в, умы-вши-сь, вынес-ши);
    – суффикс повелительного наклонения -и (в глаголах с основой наст. вр. на согласный) (попрос-и)2.
    2. При графическом морфемном и словообразовательном разборе следует обозначать формообразующие суффиксы обычным, принятым для обозначения суффиксов значком 3.
    3. При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова (умыва-я-сь, прочита-вш-ий, буд-учи).
    4. Иметь в виду правильное определение основы. Основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса. В склоняемых или спрягаемых словах (кроме причастий, превосходной степени прилагательных и прошедшего времени глаголов) основа определяется при отсечении от них окончания (мор-е, торопл-ю-сь, осенн-ий). В причастиях, прилагательных превосходной степени и глаголах прошедшего времени, кроме того, при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (бушу-ющ-ий, свеж-айш-ий, привез-л-а). В сравнительной степени наречий и прилагательных, в деепричастиях, инфинитивах и повелительном наклонении глаголов при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (быстр-ее, проигра-в, откры-ть, принес-и).
    Безусловно, такое определение основы потребует и несколько иного, чем принятый сейчас, порядка изучения морфемного состава слова. Понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным лишь после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс».

    Заключение

    ТЬ, ТИ, ЧЬ – это не окончания, это суффиксы, а точнее – формообразующие суффиксы инфинитива, которые не входят в основу слова.
    Такие формулировки позволяют избежать непримиримых противоречий и путаницы в данном вопросе, механического запоминания учениками морфемного состава слова, а также помогут приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям. К сожалению, большинству учителей легче следовать атавизмам программы, чем мыслить логически. Учеников жаль…
    ———————————–
    1 Термин «формообразующие суффиксы» представляется более удачным, чем «словоизменительные», прежде всего потому, что словоизменительной морфемой является окончание, которое действительно служит средством изменения слов в соответствии с синтаксическими требованиями. Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Они именно образуют особые формы слова.
    2 Суффикс повелительного наклонения -и выделяется как формообразующий в цитировавшемся ранее учебнике Д.Э. Розенталя для студентов высших учебных заведений, т. 1, с. 258. В некоторых других работах -и определяется как окончание глаголов повелительного наклонения (см. «Русский язык. Энциклопедия», изд. 2-е, с. 346). Однако, на мой взгляд, эта морфема не соответствует определению окончания, т.к. не служит для выражения синтаксических связей данного слова с другими словами в словосочетании и предложении.
    3 В некоторых новейших работах можно встретить значок «^» («домик») для обозначения конечной морфемы инфинитива. Мотивировано это тем, что данная морфема совмещает признаки суффикса и окончания. Однако мне представляется эта точка зрения неубедительной, т.к. окончание – это словоизменительная морфема, служащая для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующий суффикс никогда не выполняет и не может выполнять такую синтаксическую функцию, т.е. он лишен главных свойств и признаков окончания.

  3. lakoros Ответить

    Окончания или формообразующие суффиксы неопределенной формы глагола.
    Проблемы преемственности начальной и основной школы.
    Федулова А. С., МБОУ Чурапчинская СОШ им. С. А. Новгородова,
    учитель русского языка и литературы.
    В условиях внедрения единого стандарта образования, в частности преподавания русского языка как государственного, остро встает вопрос преемственности между начальным и средним ступенями. В процессе изучения морфологии на данном этапе наблюдаются некоторые противоречия, а именно, в морфемном разборе неопределенной формы глагола: имеет ли инфинитив окончание?
    В большинстве принятых сейчас учебников и учебных пособий для общеобразовательных школ морфемы неопределенной формы глаголов (-ть, -ти и -чь) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы». Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.
    В пособии М.Т. Баранова, Т.А. Костяевой, А.В. Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1989) говорится: «Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания…» (с. 104). Далее приводится таблица, где -ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание. В  «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы»  Д.Э. Розенталя (М.: Дрофа, 1996) также читаем: «Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти» (с. 109).
    Мы провели анализ учебников для 5 классов, которые на данный момент используются в нашей школе.
    В учебнике Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. (Москва: Дрофа, 2003)  говорится: «Неопределенная форма глагола имеет окончание –ть (-ти) и нулевое окончание в глаголах на -чь» (стр. 247)  .
    В учебнике для 5 классов национальных школ М. К. Поповой, Е.П. Никифоровой, Э.Х. Кашкиной (Якутск, 2006) также: «Неопределенная форма глагола имеет окончание   –ть (ти) и нулевое окончание на -чь» (стр. 105).
    В учебнике Е. А. Быстровой (М.: Дрофа, 2011) для 5 классов школ с неродным языком обучения находим: «Неопределенная форма глагола имеет окончание –ть или      –ти. Если основа оканчивается на –чь, то глагол имеет нулевое окончание»(стр. 193).
    В то же время в различных справочниках находим данные о неизменяемости инфинитива. Как известно, неизменяемые части речи не имеют окончаний.
    В учебниках для 4 классов, где изучаются более подробные морфологические характеристики частей речи, мы находим единое мнение по данному вопросу.
    В учебнике  Т. Г. Рамзаевой для 4 класса (М.: Дрофа, 2009) говорится, что «…эти глаголы (неопределенной формы) имеют суффиксы –ть и –ти» (стр. 69)
    В учебнике А. В. Поляковой для 4 класса: «Неопределенная форма (инфинитив) имеет суффикс –ть или –ти (решать, нести). Есть глаголы неопределенной формы на    –чь (беречь)» (стр. 78).
    В учебнике Р.Н. Бунеева и др. для 4 классов (М.: Баласс, 2004) есть утверждение, что «…ученые языковеды не пришли к единому мнению, что же такое –ть и –ти в неопределенной форме – суффикс или окончание. Поэтому в разных учебниках встречаются разные обозначения». И там же дается сноска: «В наших учебниках мы рассматриваем –ть и –ти как суффиксы неопределенной формы глагола (Авторы)»(стр. 126).
    Получается, что учащиеся, переходя с начального звена в основную школу, встречаются с определенными трудностями при морфемном разборе инфинитива.
    В учебном пособии под ред. В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория и практика» (М.: Просвещение) конечные морфемы инфинитива -ть, -ти и -чь определяются как суффиксы. Так же определяются эти морфемы и в справочном издании «Русский язык. Энциклопедия» (Изд. 2-е, перераб. и доп. гл. ред. Ю.Н. Караулова. М.: «Большая Российская энциклопедия», «Дрофа», 1997). Здесь, в статье «Инфинитив», говорится: «Инфинитив состоит из основы и суффикса» (с. 158).
    Но и тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу. К примеру, в учебнике Е. А. Быстровой (М.: Дрофа, 2011) для 5 классов школ с неродным языком обучения находим: «Часть слова без окончания – это основа слова. В основе заключено лексическое значение слова … Если слово не изменяется, то оно состоит только из основы».
    В «Сборнике упражнений…» Д. Э. Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: «Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу» (с. 37–38). И далее: «Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении» (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М.Т. Баранова и др.: «В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание… а в неизменяемых – только основа…». И дальше: «Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении… Неизменяемые слова окончаний не имеют» (с. 34).
    Здесь наблюдается явное противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы найдем указание на неизменяемость инфинитива. В разделе «Словосочетание» при определении примыкания приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: «Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)».
    Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Они служат  для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Формообразующий суффикс лишен главных свойств и признаков окончания.
    Все противоречия можно устранить, если в школьную программу ввести принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и формообразующие. В упомянутом выше издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: «Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова)… Словоизменительными являются суффиксы сравнительной и превосходной степени (сильн-ее, сильн-ейш-ий), прошедшего времении (нес-л-а), инфинитива (нес-ти), причастий (нес-ущ-ий, нес-ш-ий, принес-енн-ый) и деепричастий (гляд-я, написа-вши)…» (с. 547). В учебнике для студентов высших учебных заведений «Современный русский язык» под ред. Д.Э. Розенталя, ч. 1. (М.: Высшая школа, 1979) находим: «По… своей функции аффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие… Формообразующие аффиксы новых слов не образуют, они не меняют лексического значения слова, а используются для образования форм того же самого слова» (с. 146). В этом же учебнике совершенно определенно говорится: «Большинство глаголов образует неопределенную форму при помощи суффиксов -ть и -ти… Глаголы на –чь представляют в современном языке небольшую группу…».
    И, в итоге, в пособии «Методика обучения русскому языку в национальной школе: 5 – 11 классы» (авт.: К.Ф. Федоров и др. – Якутск: Бичик, 2005) в статье К. Ф. Федорова «Глагол» раздела «Методика обучения морфологии» находим следующее: «… нужно позаботиться о пополнении запаса глаголов с суффиксом – ти и с основой на        –чь…»
    Исходя из всего вышесказанного, предлагаю своим коллегам немного скорректировать подачу данного материала:
    В разделе «Словообразование» дать подразделение суффиксов на словообразовательные и формообразующие: формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова; формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении; к формообразующим суффиксам глагола относятся следующие:
    суффикс прошедшего времени глаголов -л- (писа-л, сиде-л-а);
    суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь происходит явление наложения (аппликации), когда -ч- одновременно принадлежит и корню, и суффиксу;
    суффикс повелительного наклонения -и (в глаголах с основой наст. вр. на согласный) (попрос-и).
    Начинать морфемный разбор слова не с традиционного поиска окончания, а с определения части речи: следует объяснить учащимся, что неизменяемые слова не имеют окончаний.
    При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова: основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса (понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс»).
    В 5 классе, при подаче данного материала, обязательно указать на противоречия в этом вопросе и, желательно исследовательским методом, привести их к принятию той или иной точки зрения.
    Все перечисленное позволит, по нашему мнению, не слишком усложняя обучение русскому языку в школе, избежать противоречий и путаницы в данном вопросе, решит (частично) проблему преемственности, а также поможет приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям.
    Использованная литература:
    Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 1999.
    Баранов М. Т. И др. Русский язык: справ.материалы: учебн.пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1989.
    Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 4 класса. Под научной редакцией академика А. А. Леонтьева. – М.: Баласс. 2004.
    Быстрова Е. А. и др. Русский язык. 5 кл.: учебник для образоват. учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. – М.: Дрофа, 2011.
    Полякова А. В. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобраз.учреждений. – М.: Просвещение. 2009.
    Рамзаева Т. Г.  Русский язык: учеб. для 4 кл. – М.: Дрофа, 2009.
    Розенталь Д. Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебн.пособие. – М.: Дрофа, 1996.
    Розенталь Д.Э. Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Изд-во Московского университета, 1994.
    Русский язык. Энциклопедия. (ред. Ю.Н. Караулов). Сер. «Большая Российская энциклопедия». – М.: Дрофа, 1997.
    Степанова Л. С. Суффикс или окончание? // Русский язык. № 6/2001

  4. ui69 Ответить

    У каждого глагола есть инфинитив. Неопределённая форма глагола или инфинитив – это начальная форма глагола. Неопределённая форма оканчивается на -ть, -ться, -ти, -тись, -чь, -чься и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
    Например:
    целовать – целоваться
    нести – нестись
    беречь – беречься
    ! Обрати внимание, что суффиксы неопределённой формы в основу слова не входят: решать.
    Если глагол имеет приставку, то при подборе неопределённой формы ее нельзя отбрасывать.
    Например:
    поставит (что сделает?) – н.ф. поставить (что сделать?). Сравни: ставит – ставить
    убережет (что сделает?) – н.ф. уберечь (что сделать?). Сравни: бережет – беречь
    Запомни, что неопределённая форма глагола – это неизменяемая форма, т.е. она не имеет категорий времени, лица, числа и рода. Она только называет глагольное действие (страдать – это н.ф. мы понимаем, что действие – это страдание, но кто и когда страдал по инфинитиву мы понять не можем).
    Однако глаголы в неопределённой форме имеют спряжение и вид.
    Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется именно по неопределённой форме.
    ► Неопределённая форма глагола может быть любым членом предложения.
    1. Подлежащим: Читать рассказ – ваша задача.
    2. Частью сложной формы будущего времени простого глагольного сказуемого: Ты будешь играть на скрипке.
    3. Основной частью составного глагольного сказуемого: Я так хочу радоваться жизни! Гражданин обязан выполнять законы своего государства.
    4. Второстепенным членом предложения:
    4.1. Несогласованным определением: Нам дано задание (какое?) решить задачу.
    4.2. Обстоятельством: Он вернулся в дом (с какой целью?) переодеться.
    4.3. Дополнением: Сосед мечтает (о чём?) уехать в Москву на постоянное место жительства.

  5. Sobol_zaga Ответить

    Размещено 3.11.16 в рубрике 5 класс
    Суффиксом или окончанием является -ть (-ти) в неопределённой форме глагола?
    -ть (-ти) – это формообразующий суффикс, так как он образует форму инфинитива: чита-ть, вез-ти. Инфинитив (неопределённая форма глагола) – это неизменяемая форма, поэтому окончания у неё просто не может быть, ведь окончание – это изменяемая часть слова. Отсечением -ть (-ти) мы получаем основу инфинитива, от которой образуются многие глагольные формы: строи-ть – строи-л, строи-вш-ий.
    В школьном учебнике по традиции -ть (-ти) выделяется как окончания.
    В новых пособиях есть двоякий вариант, когда -ть (-ти) выделяется и как окончание, и как суффикс. По-видимому, самым разумным решением для педагога будет учить выделять данную морфему так, как рекомендовано в учебнике, объяснив при этом её природу. Учащиеся должны знать, что это формообразующий суффикс.
    А вот -чь в конце инфинитива вообще не является отдельной морфемой, входит в корень. Сравните: пек-у, печ-ёшь, печь.
    Как отличить суффикс от постфикса?
    В словах, имеющих окончание, суффикс, как правило, стоит перед окончанием. Но суффикс может находиться и после окончания. Его называют постфиксом.
    Постфиксы наблюдаются в глаголах и в отдельных разрядах местоимений: умываю-сь, формировавший-ся, съешь-ка, кому-то, какого-нибудь, пришел-таки. Они могут писаться со словом и слитно (первые два примера), и через дефис (остальные примеры).
    По происхождению все постфиксы – самостоятельные слова.
    Чтобы отличить постфикс от суффикса, нужно просто запомнить все постфиксы. Их немного, в примерах, приведённых выше, они все названы.
    Каким знаком выделять постфиксы?
    Есть несколько вариантов выделения: 1) как суффикс, 2) никак, 3) как «приставку наоборот» (в другую сторону).
    Наиболее логичным, на наш взгляд, является выделение постфикса знаком суффикса, так как, согласно определению, постфикс – это суффикс, стоящий после окончания. Но на словах нужно объяснять, что это особая морфема и называть её правильно.
    Входят ли постфиксы в основу слова?
    У глагола постфиксы и слово- и формообразующие, у местоимений – только словообразующие. Формообразующие постфиксы не входят в основу слова, словообразующие – входят.
    Глагольный постфикс -ся (-сь) требует особого замечания. Он может быть и слово-, и формообразующим. Формообразующим он является, если образует форму залога: лить-ся, рассердить-ся, бросить-ся. В ряде случаев аффикс -ся приобретает значение словообразующей морфемы и входит в основу, которая в данном случае становится прерывистой (её прерывает окончание и/или формообразующий суффикс): расплака-ть-ся, вчита-л-ся, разгуля-вш-ий-ся. Отличить такие глаголы несложно: они не употребляются без -ся.

  6. serg6737205 Ответить

    Примечание 1. Глагол стелить употребляется только в неопределенной форме и прошедшем времени, личные глагольные формы образуются от глагола I спряжения стлать(стелешь – стелют).
    Примечание 2. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь и некоторые другие этого типа спрягаются в литературном языке по I спряжению: выздоровеешь  выздоровеют, опостылеешь  опостылеют, опротиветь  опротивеют.
    Примечание 3. Переходные глаголы с приставкой обез (обес-) спрягаются по II спряжению, а непереходные – по I спряжению. Ср.:
    а) обессилить (кого-нибудь): обессилю  обессилишь  обессилят;
    б) обессилеть (самому): обессилею  обессилеешь  обессилеют.
    Соответствующие суффиксы инфинитива  и -е- сохраняются в формах прошедшего времени. Ср.: Потеря крови обессилила раненого. – Больная девочка обессилела.
    Примечание 4. Различаются в написании близкие по звучанию безударные окончания будущего времени совершенного вида те и повелительного наклонения -ите, например:выберете – выберите, выйдете – выйдите, выметете – выметите, выпишете – выпишите, вытрете – вытрите, вышлете – вышлите, крикнете – крикните, стукнете – стукните.
    Примечание 5. Прошедшее время глагола образуется от основы инфинитива с сохранением той гласной, что была перед суффиксом инфинитива, и никак не зависит от принадлежности глагола к I или II спряжению, например: обидеть – обидел, слышать – слышал, сеять – сеял, обессилеть – обессилел, обессилить – обессилил.
    Примечание 6. Необходимо обратить внимание на образование разговорных форм глаголов сыпать, трепать, щипать. В отличие от относящихся к I спряжению нейтральных форм сыплешь, сыплет, сыплем, сыплете, сыплют, разговорные формы сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, сыпят (аналогично трепать и щипать) относятся к смешанному спряжению– все личные формы единственного числа и формы 1-го и 2-го лица множественного числа относятся к I спряжению а форма 3-го лица множественного числа – ко II спряжению.

  7. Kinestenty Ответить

    В большинстве принятых сейчас учебников и учебных пособий морфемы неопределенной формы глаголов (-ть, -ти и -чь) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы». Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова, Л. А. Чешко.
    В пособии М. Т. Баранова, Т. А. Костяевой, А. В. Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1987) говорится: «Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания…» (с. 104). Далее приводится таблица, где -ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание. В «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы» Д. Э. Розенталя (Изд-во Московского университета, 1994) также читаем: «Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти» (с. 109).
    Однако в том же «Сборнике упражнений…» Д. Э. Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: «Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу» (с. 37–38). И далее: «Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т. е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении» (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М. Т. Баранова и др.: «В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание… а в неизменяемых – только основа…». И дальше: «Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении… Неизменяемые слова окончаний не имеют» (с. 34).
    Налицо противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т. е. надо тогда признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы без труда найдем недвусмысленное указание на неизменяемость инфинитива. В разделе «Словосочетание» при определении примыкания, естественно, приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова, Л. А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: «Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)».
    Вероятно, чтобы избежать этого непримиримого противоречия, в учебном пособии под ред. В. В. Бабайцевой («Русский язык. Теория и практика». М.: Просвещение) конечные морфемы инфинитива -ть, -ти и -чь определяются как суффиксы. Так же определяются эти морфемы и в справочном издании «Русский язык. Энциклопедия» (Изд. 2-е, перераб. и доп. Гл. ред. Ю. Н. Караулов. М.: «Большая Российская энциклопедия», «Дрофа», 1997). Здесь в статье «Инфинитив» говорится: «Инфинитив состоит из основы и суффикса» (с. 158).
    Но тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу.
    Однако все противоречия снимаются, если в школьную программу ввести давно принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и словоизменительные, или формообразующие. В процитированном издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: «Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова)…

  8. yhj Ответить

    Если на окончание глагола падает
    ударение, то на письме мы без каких-либо затруднений пишем ту букву, которую
    слышим. Ставим глагол в 3-е лицо
    единств. числа плыть – он плывЁт, цвести
    – он цветЕт
    , это глаголы I спр, но: лететь – он летИт,
    они летЯт, говорить – он говорИт, они
    говорЯт
    – это глаголы второго спряжения. Мы говорим о спряжении, поскольку
    правописание личных окончаний глаголов зависит именно от того, к какому
    спряжению относится глагол, то есть какие у него окончания в формах разного
    лица.
    Глаголы I спряжения имеют окончания с буквами Е (Ё), У
    и Ю:
    -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)
    я несу, ты несёшь, он несёт, мы несём, вы несёте, они несут
    Глаголы II спряжения имеют окончания И, А, Я:
    -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят)
    я сижу, ты сидишь, он сидит, мы сидим, вы сидите, они сидят.
    Если у
    глагола безударное личное окончание, то его спряжение определяется по начальной
    форме, то есть инфинитиву.
    Глаголы,
    которые в неопределенной форме оканчиваются на -ать, -оть, -еть и др. (кроме глаголов на -ить и исключений), относятся к I
    спряжению: дремать (дремлешь, дремлет, дремлете, дремлют), бороться (борешься, борется, боремся, боретесь, борются), колыхать, лепетать, обожать, плакать, шептать, топтать, сыпать, колебаться, удаляться и т.п.
    Глаголы,
    которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить, относятся ко II спряжению: верить (веришь, верит, верим, верите, верят), жалить (жалишь, жалит, жалим, жалите, жалят), хвалить, молить, вялить, ездить, помнить, готовить, тревожить, тащить и т.п.
    Как мы
    видим, проще запомнить, какие глаголы относятся ко II спряжению, повторим еще
    раз!:
    это все
    глаголы на –ить (кроме
    глаголов брить, стелить, которые относятся к I спряжению, поэтому пишем
    он бреет, она стелет). Также ко II спряжению
    относятся 7 глаголов на –еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть) и 4 глагола на –ать (гнать, дышать, держать, слышать).
    Все остальные
    глаголы относятся к I спряжению.
    Исключения легко запомнить с помощью простейшей
    считалки:
    ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ,
    ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,
    а еще ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ,
    и ЗАВИСЕТЬ, И СМОТРЕТЬ.
    Следует
    сделать несколько замечаний, которые касаются сложных случаев написания.
    1. Во-первых,
    к исключениям относятся и глаголы с приставками, которые образованы от
    вышеперечисленных
    Глаголы брить, стелить
    и производные от них: выбрить, побрить и выстелить, застелить, постелить, перестелить и др. – имеют личные окончания I спр.: Он выбреет
    висок
    . Ему побреют голову. Зима выстелет белый ковер. Хозяйка перестелет постель.
    2. Во-вторых, у многих
    глаголов приставка ВЫ- принимает
    на себя ударение, в результате чего возникает затруднение в написании. В этих
    случаях сомнительное окончание рекомендуется проверять бесприставочным
    словом: вылетят – летят, выговорят – говорят (выговорить –говорить), выспишься – спишь (выспаться – спать), выстрижешь
    – стрижёшь
    (выстричь – стричь).
    3. В-третьих, если сомневаетесь,
    какой суффикс в инфинитиве, то запомните, что кроме глагола КЛЕИТЬ с суффиксом –И- все остальные заканчиваются на –ЯТЬ: сеЯть, веЯть, реЯть, таЯть, чуЯть,
    лаЯть, каЯться, маЯться, надеЯться, лелеЯть, затеЯть, а значит, относятся к
    первому спряжению. Например: крестьянин
    сеет
    , ветер веет, собаки чуют, люди надеются.
    4. В-четвертых, следует
    обратить внимание на то, что различаются близкие по звучанию формы 2-го
    лица множ. числа повелительного наклонения и формы 2-го лица множ. числа
    настоящего или будущего (у глаголов совершенного вида) времени изъявительного
    наклонения типа стукнИте и стукнЕте.
    Повелительное
    наклонение образуется с помощью суффикса -И- (2-е л., ед. ч.) и
    окончания -ТЕ (мн. ч.): сиди-те, пиши-те, прыгни-те. Формы
    повелительного наклонения легко проверить, если отбросить ТЕ (вышлите вышли!)
    В изъявительном
    наклонении глагол имеет окончание в зависимости от
    спряжения: -ЕТЕ или -ИТЕ.
    Поэтому у глаголов I спр.
    указанные формы различаются; ср.: Пиши’те, пожалуйста,
    аккуратней! (повелительное наклонение) и Вы пи’шете аккуратно,
    поэтому ваш диктант проверять легко! (изъявительное наклонение).
    А у глаголов II спр. такие
    формы совпадают в написании; ср.: Держи’те ручку
    правильно! (повелительное наклонение) и Если вы правильно
    де’ржите ручку, то не устанете, пока будете писать диктант (изъявительное
    наклонение).
    Кроме того,
    существует два разноспрягаемых глагола, не относящихся ни к
    одному их двух спряжений: хотеть
    и бежать. В разных формах этих
    глаголов могут быть окончания разных спряжений.

  9. forestlol970 Ответить

    Правила в целом одинаковы как для глагола, так и для остальных частей речи. Окончание – это изменяемая часть слова и у глаголов отвечает за лицо (в прошедшем времени род), и число. Для определения окончания достаточно проспрягать глагол по лицам или, в случае прошедшего времени, изменить по родам и числам. Изменяемая часть слова в этом случае и будет окончанием. Рассмотрим на примере глаголов делать и сделать
    Настоящее время
    1-е л. Я дела-ю; мы дела-ем
    2-е л. Ты дела-ешь; вы дела-ете
    3-е л. Он/она/оно дела-ет; они дела-ют
    Будущее время
    1-е л. Я буд-у делать, сдела-ю; мы буд-ем делать, сдела-ем.
    2-е л. Ты буд-ешь делать, сдела-ешь; вы буд-ете делать, сдела-ете.
    3-е л. Он/она/оно буд-ет делать, сдела-ет;
    Прошедшее время
    Единственное число:
    мужской род: делал-(), сделал-() (окончание нулевое);
    женский род: делал-а, сделал-а;
    средний род: делал-о, сделал-о;
    множественное число: делал-и, сделал-и.
    Также среди филологов ведутся споры по поводу формообразующих суффиксов “-л” и “-ть”. По одной точке зрения их причисляют к окончаниям, а по другой он являются формообразующими суффиксами, не входящими в основу слова.
    Если речь идет о правописании окончаний при спряжении глаголов, то здесь дела обстоят следующим образом.
    I-е спряжение
    ед. ч. мн. ч.
    1-е л. -у, -ю; -ем;
    2-е л. -ешь (-ёшь); -ете (-ёте);
    3-е л. -ет (-ёт); -ут, -ют;
    II-е спряжение
    ед. ч. мн. ч.
    1-е л. -у, -ю; -им;
    2-е л. -ишь; -ите;
    3-е л. -ит; -ат, -ят.
    Когда окончание под ударением, спряжение определяется легко. При безударных окончаниях спряжение определяется в большинстве случаев постановкой глагола в неопределенную форму. Ко второму спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ить, следовательно, их личные окончания будут писаться как у глаголов II-го спряжения с окончаниями под ударением. К глаголам первого спряжения будут относиться все остальные глаголы. Однако у этого правила есть ряд исключений:
    *. глаголы гнать, держать, дышать,слышать и глаголы терпеть, вертеть, смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть относятся ко II-му спряжению;
    *. глаголы брить и стелить относятся к первому спряжению
    *. есть ряд разноспрягаемых глаголов:
    бежать, который имеет все формы, как у глаголов II спряжения (бегу – бежишь – бежит – бежим – бежите), кроме 3 лица множ. числа — бегут (по I спряжению);
    хотеть, глагол, который имеет формы ед. числа (хочу – хочешь – хочет) по I спряжению, а мн. числа (хотим – хотите – хотят) по II спряжению;
    чтить — изменяется по II спряжению (чту – чтишь – чтит – чтим – чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употреб­ляется реже, чем чтут;
    *. Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть, надоесть, дать, создать.
    *. Глагол быть также своеобразен. Спряжение его (есмь – еси – есть – есме – есте – суть) в современном русском языке практически не используется. Используется глагол есть (глагол 3 л., ед. ч. по древнему спряжению) для всех форм глагола быть в настоящем времени. Древнерусская форма II лица ед. ч. еси сохранилась как архаизм в былинах в составе устойчивого выражения гой еси (будь здоров). Будущее же время образуется от другого корня: буду – будешь – будет – будем – будете – бу­дут.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *