Какие особенности массового сознания использовало государство в своей идеологической деятельности?

15 ответов на вопрос “Какие особенности массового сознания использовало государство в своей идеологической деятельности?”

  1. Gribych Ответить

    3) им присуща разно­родность состава, межгрупповая природа, т. е. эти общности разры­вают классовые, групповые, этнические и иные границы;
    4) вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей, в качестве их структурных еди­ниц. Типичным образцом массовых общностей являются участники широких политических или экологических движений (за мир, про­тив ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т. д.).
    Классические труды, посвященные исследованию массовых общностей, были написаны Г.Тардом «Толпа и публика» (1883 г.) и Г.Лебоном «О поведении толпы» (1903 г.).
    Массовидные общности соединяют очень разных, ничем не связанных незнакомых людей. Их объединение продиктовано не разумом, а чувствами, то есть не осознанием общности целей, а ощущением общности эмоций. Толпа определяется как группа людей, находящихся в прямом контакте, обусловленном физической близостью. Масса, члены которой ведут себя сходным образом, отличается от толпы опосредованным контактом в группе. Толпа – это любое кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес. У толпы нет групповой структуры в виде системы статусов и ролей, нет единых норм и привычек поведения, нет предшествующего опыта взаимодействия. Когда интерес, собравший людей вместе, исчезает, толпа рассеивается. У члена толпы возникает чувство анонимной, бесконтрольности, а поэтому вседозволенности.
    Становясь членом ( частью) толпы, даже культурный человек начинает действовать бессознательно. Он теряет собственное «Я», а верх берет инстинктивное, иррациональное. Типичные признаки человека в толпе:
    Обезличенность, преобладание чувств над разумом, импульсивность, утрата интеллекта и личной ответственности.
    Французский социолог Густав Лебона видел в толпе разрушительную силу. Группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленная общими чувствами, готова следовать за любым лидером, особенно если он обладает какими-то способностями психологического воздействия.
    Отличительные качества толпы: анонимность, психологическое «заражение», внушаемость и подражание.
    Ход мыслей в толпе направляется общими настроениями и очень часто пробуждает в человеке низменные инстинкты, так как чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее проявляется рациональный контроль. Другая особенность – физическое соприкосновение людей и скученность. Чрезмерная плотность вызывает вначале психологический, а затем и физический дискомфорт.
    Различают 4 основных типа толпы:
    Случайную; Конвенциальную; Экспрессивную; Активную;
    Случайным называется такое скопление людей, где каждый преследует сиюминутные цели (очередь, зеваки, пассажиры транспорта).
    Конвенциальная состоит из людей, собравшихся в данное время и в данном месте не случайно, а с заранее поставленной целью (болельщики, театральные зрители). Члены конвенциальной толпы соблюдают определенные нормы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У них много общего с публикой. Такое неформальное соглашение о приличествующем поведении в конкретной ситуации ставшее обычаем называется конвенцией.
    Экспрессивнаятолпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями или впечатлениями, а для того, чтобы выразить свои эмоции, чувства и интересы (карнавал, дискотека, праздничные гулянья).
    Активная толпа – это любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии. Активная толпа собирается для того, чтобы принять участие в действии, а не для того, чтобы наблюдать события или выразить свои чувства.
    Публика. Главным выразителем социологического подхода к публике является французский социолог Габриэль де Тард. В книге «Мнение и толпа» он сравнивал два социальных образования: толпу и публику. В отличие от толпы, психологическое единство которой создается физическим контактом, публика представляет собой духовную общность. Индивиды физически рассосредоточены, но духовно связаны друг с другом, поскольку в основе лежит сходство мнений. По мнению де Тарда публика – это продукт нового времени. Ее истоки в светских салонах и клубах 18 века, однако подлинный расцвет публики начинается с появлением газет, а позже – радио и телевидения. Технические средства массовой информации, общедоступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благодаря средствам массовой информации миллионы людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях и выражать свое мнение. По мнению современных социологов в настоящее время создается новая разновидность публики – это пользователи системы Интернет.

  2. Smaluga1978 Ответить

    Если характеризовать слухи как информационную характеристику, то можно выделить несколько их форм:
    абсолютно недостоверные
    недостоверные с элементами правдоподобия
    правдоподобные
    достоверные с элементами неправдоподобия.
    Также их можно подразделить на: слухи-желания; пугающий слухи; агрессивный слухи.
    Паника – это попытка человека совершать какие-либо действия во спасение, но полная неадекватность в оценке ситуации, паралич логики и, как следствие, выбор неверного поступка.
    Паника несет за собой очень серьезные последствия. Человек, который ее испытывает, нуждается в каком-то действии, но действия такие, как правило, абсолютно не обдуманны и вполне могут усугубить ситуацию. Также паника очень активно распространяется, словно цепная реакция. Один человек, подвергший панике, заражает своими эмоциями цепочку других людей, которые без него не поддались бы панике, тем самым распространяя ее.
    Погромом называют коллективный акт насилия, предпринимаемый неуправляемой, стихийной и эмоционально-нестабильной массй против собственности или личности.
    Бунт — массовое несогласие и неприемлемость народом существующего режима правления, выражающееся в физической и, как правило, кровавой форме. Лицо в нём участвующее называется — бунтовщик.
    Рассмотрим формы организованного протеста. Если сопротивление — это пассивный способ выражения своего несогласия, то протест — активная форма зашиты своих интересов от посягательств извне. Среди форм организованного протеста выделяются:
    открытый пассивный протест – например, когда не выходишь на работу
    скрытый пассивный протест – провокации, заговор
    открытый активный протест – митинги, демонстрации, забастовки
    скрытый активный протест и сопротивление – террористическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота.
    Изучение массового сознания является важным для многих различных органов, в особенности для власти. Для нее это выгодно с точки зрения поиска более совершенного способа управлять обществом. Однако на данный момент с этим прекрасно справляются органы СМИ. Но и они сдают свои позиции массовым опросам общественного мнения, которые вряд ли действительно отражают его.

  3. sslnas Ответить

    со времен появления человека на территории казахстана прошло немало времени. народности, населявшие территорию казахстана, прошли долгий период формирования, в процессе которого принимало участие множество племен и народов. в казахстана есть события, память о которых должна быть не только , но и народной. казахская народность является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в ее становлении. культура казахов за многие тысячелетия прошла путь развития не менее сложный и интересный, чем культуры других народов.
    в своей контрольной работе я расскажу: о союзах племен на территории казахстана; о казахстане в годы второй мировой войны и о декабрьских событиях 1986 года в казахстане.
    в ряды советской армии за время войны было призвано более 8 млн. 200 тыс. казахстанцев, было сформировано более 20 стрелковых дивизий и другие соединения. наиболее прославились в боях с фашистами 328, 310, 312, 314, 316, 387, 391, 8, 29, 102, 405 стрелковые дивизии, 100 и 101 национальные, 81, 105, 106 кавалерийские дивизии, 74 и 75 морские стрелковые бригады, 209 зайсанский, 219 минометный, 85 зенитный, 662, 991 и 992 авиационные полки. за проявленный героизм 316 дивизия была преобразована в 8-ю гвардейскую, 328-я – в 30-ю гвардейскую дивизию, 75-я морская бригада – в 27-ю гвардейскую дивизию. на фронт было направлено 14,1 тыс. грузовых и легковых автомобилей, 1,5 тыс. гусеничных тракторов, 110,4 тыс. лошадей и 16,2 тысяч повозок. за боевые заслуги сотни тысяч казахстанцев были награждены медалями и орденами, около 500 человек стали героями советского союза, среди которых две женщины – алия молдагулова и маншук маметова. четыре казахстанца стали дважды героями – т. бегельдинов, с. луганский, и. павлов и л. беда. уже после войны звезда героя была присвоена полководцу бауыржану момышулы. одно из знамен победы на стенах рейхстага в поверженном берлине было установлено р. кошкарбаевым. многие казахстанцы сражались в тылу врага в составе партизанских формирований. нельзя не упомянуть и о таком явлении как туркестанский легион. в начале войны сотни тысяч советских солдат оказались в плену. много среди них было казахов, узбеков, кыргызов и представителей других народов. около 80% тюркских солдат погибло в нечеловеческих условиях фашистских концлагерей. из остальных гитлеровцы пытались сформировать воинские части для борьбы против советской армии. из выходцев из казахстана и средней азии был образован туркестанский легион из нескольких батальонов, однако применить их в боях фашисты не смогли. многие легионеры, получив оружие, переходили линию фронта и возвращались в ряды советской армии, часть ушла к партизанам. в итоге легион был расформирован.
    заключение
    подводя итог можно сказать, что казахского народа ведет своё начало с возникновения народа, его этногенеза, деятельности его предков. предки казахов были вольными людьми, смелыми воинами, отважными защитниками своей родины. на территории современного казахстана проживает более 120 национальностей, которые носят общее название «народ казахстана», живут в дружбе и согласии на всей территории страны. мы должны гордиться и беречь все то, что оставили нам в наследие наши предки, а также ценить то, что мы имеем возможность как можно больше узнавать об , и развитии нашего казахстана.

  4. Amirov.R Ответить

    – Сложность и противоречивость. В массовом сознании присутствуют несовместимые взгляды, прогрессивные и негативные реакции.
    – Его размытость, фрагментарность, аморфность.
    – Эмоциональность.
    – Упрощенное отражение действительности.
    – Инерционность, консерватизм и стереотипность.
    Стереотипы – это стандартизированные, устойчивые представления, понятия и формы поведения. Они отличаются большой устойчивостью и консерватизмом. Стереотипы сознания, привычки, традиции тесно связаны с образом жизни масс и сохраняются до тех пор, пока существуют эти формы жизни и их носители.
    Классификация массовидных общностей.
    Массовидные общности различаются по:
    – способу образования: искусственная естественная масса;
    – степени сплоченности: изменяющаяся, текучая, постоянная;
    – степени организации: примитивные и организованные, возглавляемые вождем, лидером;
    – цели: агрессивные, индифферентные, революционные;
    – виду: толпа, аудитория, публика, социальные движения.
    Массовые общности характеризуются следующими признаками:
    1) представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них;
    2) для них характерен ситуативный способ существования, т. е. они образуются и функцио­нируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями;
    3) им присуща разно­родность состава, межгрупповая природа, т. е. эти общности разры­вают классовые, групповые, этнические и иные границы;
    4) вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей, в качестве их структурных еди­ниц. Типичным образцом массовых общностей являются участники широких политических или экологических движений (за мир, про­тив ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т. д.).
    Классические труды, посвященные исследованию массовых общностей, были написаны Г.Тардом «Толпа и публика» (1883 г.) и Г.Лебоном «О поведении толпы» (1903 г.).
    Массовидные общности соединяют очень разных, ничем не связанных незнакомых людей. Их объединение продиктовано не разумом, а чувствами, то есть не осознанием общности целей, а ощущением общности эмоций. Толпа определяется как группа людей, находящихся в прямом контакте, обусловленном физической близостью. Масса, члены которой ведут себя сходным образом, отличается от толпы опосредованным контактом в группе. Толпа – это любое кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес. У толпы нет групповой структуры в виде системы статусов и ролей, нет единых норм и привычек поведения, нет предшествующего опыта взаимодействия. Когда интерес, собравший людей вместе, исчезает, толпа рассеивается. У члена толпы возникает чувство анонимной, бесконтрольности, а поэтому вседозволенности.
    Становясь членом ( частью) толпы, даже культурный человек начинает действовать бессознательно. Он теряет собственное «Я», а верх берет инстинктивное, иррациональное. Типичные признаки человека в толпе:
    Обезличенность, преобладание чувств над разумом, импульсивность, утрата интеллекта и личной ответственности.
    Французский социолог Густав Лебона видел в толпе разрушительную силу. Группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленная общими чувствами, готова следовать за любым лидером, особенно если он обладает какими-то способностями психологического воздействия.
    Отличительные качества толпы: анонимность, психологическое «заражение», внушаемость и подражание.
    Ход мыслей в толпе направляется общими настроениями и очень часто пробуждает в человеке низменные инстинкты, так как чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее проявляется рациональный контроль. Другая особенность – физическое соприкосновение людей и скученность. Чрезмерная плотность вызывает вначале психологический, а затем и физический дискомфорт.
    Различают 4 основных типа толпы:
    Случайную; Конвенциальную; Экспрессивную; Активную;
    Случайным называется такое скопление людей, где каждый преследует сиюминутные цели (очередь, зеваки, пассажиры транспорта).
    Конвенциальная состоит из людей, собравшихся в данное время и в данном месте не случайно, а с заранее поставленной целью (болельщики, театральные зрители). Члены конвенциальной толпы соблюдают определенные нормы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У них много общего с публикой. Такое неформальное соглашение о приличествующем поведении в конкретной ситуации ставшее обычаем называется конвенцией.
    Экспрессивнаятолпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями или впечатлениями, а для того, чтобы выразить свои эмоции, чувства и интересы (карнавал, дискотека, праздничные гулянья).
    Активная толпа – это любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии. Активная толпа собирается для того, чтобы принять участие в действии, а не для того, чтобы наблюдать события или выразить свои чувства.
    Публика. Главным выразителем социологического подхода к публике является французский социолог Габриэль де Тард. В книге «Мнение и толпа» он сравнивал два социальных образования: толпу и публику. В отличие от толпы, психологическое единство которой создается физическим контактом, публика представляет собой духовную общность. Индивиды физически рассосредоточены, но духовно связаны друг с другом, поскольку в основе лежит сходство мнений. По мнению де Тарда публика – это продукт нового времени. Ее истоки в светских салонах и клубах 18 века, однако подлинный расцвет публики начинается с появлением газет, а позже – радио и телевидения. Технические средства массовой информации, общедоступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благодаря средствам массовой информации миллионы людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях и выражать свое мнение. По мнению современных социологов в настоящее время создается новая разновидность публики – это пользователи системы Интернет.

  5. Prusa Ответить
  6. lokiwood Ответить

    Политическое сознание можно разделить на элитарное и массовое.
    Элитарное – это сознание в форме идеологии, науки, пропаганды и агитации, которое позволяет устанавливать причинно-следственные связи между различными социальными и политическими явлениями объяснять и понимать политическую действительность, ориентироваться в политической жизни.
    Массовое политическое сознание во многом является проекцией элитарного и формируется под влиянием той или иной политической идеологии, например, консервативной, либеральной или социалистической.
    На современном этапе российское общество столкнулось с радикальными изменениями во всех областях социального бытия, что не могло не отразиться на массовом политическом сознании. Институциональные основы действовавших до переходных процессов идеологических ориентиров и мировоззренческих ценностей трансформировались, а то и просто исчезли.
    С распадом СССР некогда могущественная коммунистическая идеология, имевшая статус государственной, перестала определять приоритеты в массовом сознании. Так, в глубоком кризисе находятся чрезвычайно важные и традиционные для российского сознания представления о патриотизме. Государственнический патриотизм советского образца сегодня имеет мало приверженцев из-за того, что в нем доминировал диктат государства, а не идеал свободы, самостоятельности и ответственности граждан.
    Одна из важных особенностей политического сознания россиян состоит в том, что им предлагают решить трудную и новую задачу: соединить государственность и идеи патриотизма с идеями индивидуальной свободы и гражданственности.
    Изучение массового политического сознания в России свидетельствует о том, что в нем есть ряд идей, которые принимаются большинством населения. Это — «идеи самоценности человеческой жизни, личного достоинства, свободы, равенства всех граждан перед законом, священности и неприкосновенности собственности». Установки тоталитарного общества «подчинять личное общественному», по мнению некоторых исследователей, начинают уступать свое место новым жизненным ценностям. Но это, конечно, не означает, что сегодняшний россиянин становится на позиции убежденного антигосударственника, не принимающего государственной опеки, патронажа, в первую очередь в социально-экономической сфере.

  7. LollipopDEN Ответить

    переход к средневековым формам протекал в одних случаях в рамках существовавших еще в эпоху поздней древности политических образований (византия, государство сасанидов в иране, государство гупта в индии). в других случаях он сопровождался политическими потрясениями, катаклизмами, как это было, например, в китае. в большинстве случаев в этом процессе принимали участие или даже были катализатором “варварские” кочевые племена.в средние века народы азии и северной африки вступали между собой в , политические и культурные контакты, имевшие результатом обмен опытом производственной деятельности, достижениями технической и научной мысли, идеями. востока была тесно связана также с европой. это относится прежде всего к странам ближнего и среднего востока и северной африки, где влияние греко-римской культуры было особенно велико не только в древности, но и в средние века главным образом существованию византийской империи, носительницы традиций этой культуры. арабское завоевание испании и походы крестоносцев на восток, основавших здесь свои государства, способствовали взаимодействию культур, хотя контакты между двумя мирами – западом и востоком – устанавливались не всегда в результате мирных сношений.

  8. SCOOTER13 Ответить

    изоляция от европы. полный разгром франции оказался невыгоден для россии. все плоды (ей достались все колонии влияние на российское мировозррение – увиденное в европе, безусловно, заставляло задумываться и сравнивать ( в качестве примера: в большинстве стран европы к тому моменту уже не было крепостного права). наполеоновская франция, конечно же, напугала не только монархии европы, но и российскую империю. вы помните, что в постнаполеоновский период был создан священный союз, направленный против революционных процессов в европе. и если вспомнить о том, какую роль сыграла российская империя в создании этого союза, то можно смело сказать, императорское правительство принимало меры к тому, чтоб внутри страны революционных процессов не было. учтите, что восстание северного общества в 1825 (восстание декабристов) было во многом результатом политики именно александра i, который страной в период наполеоновский войн и после них (до 1825г.) источник: онищук жанна как ни странно, но вражеская армия прошла до москвы и обратно за неман и кутузову и прочим генералам не удалось наголову разбить какое-нибудь подразделение французов, а эти стычки при отступлении, когда у противника не было пушек, кавалерии , боезапаса и провианта, нельзя отнести в актив генералам, так как и в этих случаях не было полного разгрома! знаменитому духу, его величеству морозу, растянутым коммуникациям, казакам, бездорожью и партизанам!

  9. PFTx Ответить

    Посредством различных институтов и средств воздействия, таких как общение, мистерия, религия, предание и традиции, воспитание, образование, средства массовой информации, агитация и пропаганда, искусство и т. д., это знание проецируется на население различным образом и с различными целями. Это может быть и сплочение населения для реализации общезначимой цели, и пропагандистская кампания для реализации целей некой авантюрной политики. На основе этого формируется массовое сознание, которое включает в себя также знания на уровне здравого смысла как осмысление индивидуального или коллективного опыта.
    Массовое политическое сознание во многом является проекцией элитарного и формируется под влиянием той или иной политической идеологии, например, консервативной, либеральной или социалистической.
    Под массовым сознанием чаще всего понимают некую сумму индивидуальных ценностей, установок и т. п., полученную в результате эмпирического исследования. При этом определения массового сознания достаточно нечетки. В частности, Б.А. Грушин определяет этот феномен как совокупность «самых разнообразных по их гносеологической и социальной природе духовных образований, не ограниченных лишь формами психики, а относящихся к «разделам», сферам, уровням… психологии и идеологии, эмоций и логики, образов и реакций, обыденного и теоретического сознания, рациональных и иррациональных (в том числе фантастических) представлений и т. д.».
    На современном этапе российское общество столкнулось с радикальными изменениями во всех областях социального бытия, что не могло не отразиться на массовом политическом сознании. Институциональные основы действовавших до переходных про-цессов идеологических ориентиров и мировоззренческих ценностей либо трансформировались, либо исчезли.
    С распадом СССР некогда могущественная коммунистическая идеология, имевшая статус государственной, перестала определять приоритеты в массовом сознании. Так, в длительном кризисе находятся чрезвычайно важные и традиционные для российского сознания представления о патриотизме. Государственнический патриотизм советского образца сегодня имеет мало приверженцев из-за того, что в нем доминировал диктат государства, а не идеал свободы, самостоятельности и ответственности граждан.
    Одна из важных особенностей политического сознания россиян состоит в том, что им предлагается соединить государственность и идеи патриотизма с идеями индивидуальной свободы и гражданственности.
    Изучение массового политического сознания в России свидетельствует о том, что в нем есть ряд идей, которые принимаются большинством населения. Это — «идеи самоценности человеческой жизни, личного достоинства, свободы, равенства всех граждан перед законом, священности и неприкосновенности собственности» (Т. Кутковец, И. Клямкин). Установки тоталитарного общества «подчинять личное общественному», по мнению некоторых исследователей, начинают уступать свое место новым жизненным ценностям. Но это еще не означает, что сегодняшний россиянин становится на позиции убежденного антигосударственника, не принимающего государственной опеки, патронажа, в первую очередь в социально-экономической сфере. В сознании постсоветского человека сильна позиция традиционности. В закрытом советском обществе планово-командной экономики с исторически сложившимся антисобственническим, антирыночным менталитетом населения, с социально-иждивенческой, уравнительной психологией бедность рассматривалась как добродетель, а эгалитаризм — как ключевое звено в построении справедливого общества.
    Эгалитаризм исходит из естественного стремления людей к равенству и социальной справедливости. Однако проблема равенства в политическом контексте решается по-разному. Существо этих различий показал А. де Токвиль, дав либеральное понимание равенства как «равенства условий существования» в противоположность «равенству в результатах» в его социалистической трактовке.
    В российском массовом политическом сознании такие ценности, как коллективизм, справедливость, духовность, терпеливость воспринимаются в качестве основных проявлений духовной самобытности России, как ее главное достояние. В них видится преимущество России перед другими странами, прежде всего западными.
    С точки зрения И.Клямкина сочетание в массовом политическом сознании противоречивых ценностей порождает представление о том, что именно государство может быть в России главным двигателем перемен даже тогда, когда предстоит преодолевать традиционный для нее тип государства и характер его взаимоотношений с обществом.

  10. bgstrat Ответить

    Вопрос о «массовизации» современного общества стал в современности одной из ведущих и разрабатываемых проблем. Определение «массовый» стало чрезвычайно распространено и популярно в нашей жизни. Взять хотя бы привычные словосочетания «средства массовой информации», «массовые выступления», «…приобретают массовый характер», «продукт массового потребления» и т.п. Все это свидетельствует о фактической жизнедеятельности феномена «массовое сознание», существование и функционирование которого до сих пор вызывает ряд противоречивых осмыслений и оценок.
    По всему, носителями массового сознания так или иначе являются массы. Однако разобраться в том, что из себя представляют массы, является достаточно трудной задачей. Известные авторы, изучающие данную проблематику, по – разному понимают и оценивают этот феномен. Западные исследователи в конечном итоге так и не пришли к единому мнению о смысле центрального понятия «массы», лежащего в основе исследования массового сознания.
    «Массовое сознание – это один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения; особый специфический вид сознания общества, свойственный «массам», определяемый как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа разнообразных «классических групп» общества (больших и малых), однако несводимый к ним.»
    Особенности массового сознания
    Массовое сознание не существует само по себе, а связано с реальными процессами, сопровождающими жизнь людей в обществе. Специфическими особенностями массового сознания являются нормы, обычаи, оценочные представления и потребности, которые выражают реально существующие в обществе ценности и нормы.
    В массовом сознании людей всегда присутствуют, по крайней мере, два основных слоя: сознание обыденное в узком смысле этого слова и сознание практическое. К обыденному сознанию относится все то, что связано с повседневными потребностями. А практическое мышление включает в себя весь жизненный опыт человека. Наличие в массовом сознании противоречивых элементов является основой для его оценки как очень изменчивого, подвижного. Подвижность и изменчивость характерны для некоторых элементов сознания – мнений, слухов, которые непосредственно и быстро отражают изменения в жизни. В целом же массовое сознание благодаря традиционным формам закрепления отличается инерционностью, консерватизмом, стереотипностью.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *