Какие особенности производства в машиностроении вы знаете?

12 ответов на вопрос “Какие особенности производства в машиностроении вы знаете?”

  1. Brazahn Ответить

    Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его функционирование и размещение.
    Во-первых, в эпоху научно-технической революции развитие машиностроения немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производства продукции наукоемких отраслей все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой.
    Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли.
    В третьих, достаточно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения, часто ориентируются на ее центры.
    В четвертых, для машиностроения характерно: многономенклатурностью, многодетальность продукции, длительность цикла подготовки к выпуску новой продукции и длительность цикла изготовления. Базаров Б.М. Основы технологии машиностроения: учебник для вузов. – М.: Издательство: “Машиностроение”, 2007. – С.28.
    Основным конструкционным материалом в машиностроение является черный металл и, следовательно, главный сырьевой поставщик – черная металлургия. В то же время, в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются цветными, прежде всего – легкими (алюминий), а также – композитами и пластмассой.
    Однако в машиностроение, которое является наиболее сложной отраслью, определяющей уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других отраслях промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие, наукоемкие, нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе – достаточно большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и даже отрасли.
    Машиностроение – особый межотраслевой комплекс с уникальными стадиями технологического процесса. Весь процесс производства машин и механизмов можно условно разделить на три стадии.
    1. На первой – делают заготовки будущих деталей из самых разнообразных материалов: чугуна, стали, цветных металлов, пластмасс, стекла, резины и др.
    2. На второй – обрабатывают заготовки; в результате получаются детали для сборки машин и механизмов. Для этого применяют токарные, сверлильные, фрезерные, строгальные, долбёжные, шлифовальные станки.
    3. На третьей, завершающей стадии производства готовые детали поступают на сборку. Существует два вида сборки – конвейерная и стендовая. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева.- М.: Дрофа, 2001.- С.178.
    Если в машиностроении производят массовую, стандартную и относительно лёгкую продукцию (автомобили, телевизоры, часы), то её собирают на движущемся конвейере. Сложную в изготовлении или тяжёлую (атомный реактор, морское судно) – собирают на стенде (станке), куда по мере необходимости подвозят детали и узлы.
    Готовую продукцию испытывают, и только после этого её, продают заказчику. Многие виды уникальны и настолько сложны в изготовлении, что завод берёт на себя обязательство обслуживать эту машину до момента полного износа и поставлять для ремонта все необходимые запчасти.
    Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от технико-экономической спецификации производства: от конструкционной сложности выпускаемых изделий и широкое развитие специализации и кооперирования. По характеру технологического процесса многие отрасли машиностроения тяготеют к районам высокой технической культуры, обладающим квалифицированными кадрами рабочих. В то же время эти районы обычно являются довольно емкими потребителями готовой продукции.
    В машиностроении потребительский фактор оказывает в размещении производства большее влияние, чем сырьевой. Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продукции представляют собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий. В данном случае значительно сокращаются транспортные затраты по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления производственных связей между машиностроением и черной металлургией. Машиностроительные заводы освобождаются от нескольких операций (например, литейное производство), в большей мере свойственных металлургии, а металлургические заводы получают возможность использовать отходы машиностроения и специализироваться соответственно с его потребностями. Пространственный аспект стратегии развития азиатской части России: формирование Северного широтного пояса экономического развития страны: монография /Воробьева В. В., Есикова Т. Н., Ионова В. Д., Малов В. Ю.; Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва, Сиб. отд-ние Рос. акад. наук. – Новосибирск: ИЭОПП, 2004.- С.11.

  2. Бобо Ответить

    Стремление к уменьшению занятости уникального оборудования в производстве продукции.
    Совместная обработка деталей после их сборки в узел. Данное действие направленно на сокращение затрачиваемого времени
    Одновременная обработка деталей на станках, при этом все детали получаются с одинаковым отклонением.
    Довольно широкое использование переносных станков, которые устанавливаются непосредственно на саму деталь, что позволяет производить обработку двумя или несколькими станками
    Для достижения точности используют компенсаторы.
    Оптические способы замеров с использованием вспомогательных баз.
    Стремление к серийному производству.

    Особенности общего машиностроения

    Общее машиностроение включает в себя довольно много отдельных отраслей (лесное машиностроение, сельскохозяйственная промышленность и т.п.).
    Общее машиностроение имеет не малое влияние на экономику страны.
    К тому же общее машиностроение отличается широким и быстрым развитием межотраслевой и внутриотраслевой связи.
    Общее машиностроение отличается особой важностью развития транспорта и торговли. Так как предприятия данной отрасли занимаются производством оборудования для химической и нефтяной промышленности, то соответственно нуждаются в особенных видах сырья.
    К тому же есть не малые особенности размещения предприятий данной отрасли. Такие предприятия должны размещаться не изолированно, а так, чтобы иметь тесную связь с другими отраслями промышленности, а также транспортом.

    Особенности среднего машиностроения

    Предприятия данной отрасли узкоспециализированы и имеют малую металлоёмкость, но при этом имеют высокую энергоемкость и трудоемкость. Основным технологическим процессом в общем машиностроении является механическая обработка деталей.
    Среднее машиностроение отличается массовым и серийным производством. Предприятия оснащены сложным оборудованием. Данная отрасль тесно связанна с научными и конструкторскими центрами.
    Так как выпускаемая продукция довольно сложная и точная, то естественно она требует наличия квалифицированных кадров и оснащение новейшим оборудованием.

    Особенности размещения машиностроения

    Машиностроение своего рода сердце промышленности и экономики страны, а, следовательно, чтобы оно правильно и действенно функционировало его нужно расположить в правильном месте, подобно механизму часов.
    Так металлоемкие предприятия должны располагаться вблизи месторождений металла, дабы сократить затраты на транспортировку сырья, а соответственно на его стоимость.
    Машиностроение отличается от других отраслей наличием ряда особенностей, которые влияют и на его разрешения.
    Наиболее значимым фактором является наличие общественной потребности в продукции. К тому же не маловажными факторами остается наличие квалифицированной базы работников, возможность поставки материалов и электроэнергии.
    Особенные факторы влияющие на размещение машиностроения:
    Наукоемкость. В настоящее время машиностроение неразрывно связанны с научным прогрессом. Поэтому производство сложной техники сосредоточенно в центральных районах.
    Металлоемкость. Производство горно-шахтного оборудования, энергетического и металлургического оборудования требует большие затраты металла.
    Трудоемкость. Производство сложной техники требует большой квалифицированной базы, именно поэтому такие предприятия располагаются близ научных центров.
    Близость потребителя. Некоторые отрасли производят довольно большую и тяжелую продукцию, которую сложно и нецелесообразно перевозить к местам потребления.

  3. XUGE Ответить

    Своевременная разработка необходимых единиц планирования и учета возможна лишь на основе использования современных средств вычислительной техники.
    Вторая особенность технологии заключается в том, что доля уникальных станков в общей стоимости установленного парка производственного оборудования в цехах предприятий тяжелого машиностроения достигает 60%. Данная особенность влияет на систему ОПП, так как в процессе реализации задач, связанных с построением на ЭВМ календарных планов работы цехов и участков, группы уникального оборудования должны быть учтены в полном составе при выполнении проверочных расчетов на полноту и равномерность их загрузки. Это необходимо делать еще и потому, что достаточно часто уникальное оборудование определяет пропускную способность отдельных цехов и производственную мощность предприятия в целом.
    Третья особенность технологии состоит в том, что в цехах предприятий тяжелого машиностроения имеются мощные электромостовые краны грузоподъемностью от 1 до 300 т и более. Необходимость применения столь мощных крановых средств обусловлена большой массой деталей, сборочных единиц и изделий. Затраты времени на транспортное обслуживание рабочих мест весьма велики (по экспертным оценкам они занимают до 30% средней нормы межоперационного времени, которое может достигать в ряде случаев 90% общей длительности производственного цикла партий «ведущих» деталей). Между тем указанные затраты обычно не нормируются, а календарные планы работы мощных транспортных средств не разрабатываются. Отсутствие календарных планов влечет за собой значительные простои рабочих и станков на подетально-специализированных крупномеханических уча
    стках (эти простои составляют 1-7% и более от используемого фонда времени).
    Для сокращения времени простоев рабочих и оборудования и обеспечения эффективной организации работы мощных транспортных средств рекомендуется включать транспортные операции в технологический процесс изготовления деталей в виде составных его частей. Это позволит уже при построении подетально-пооперационного календарного плана (ППКП) для крупномеханических участков увязать работу мощных транспортных средств с последовательностью прохождения деталей по соответствующим рабочим местам (т. е. рабочим местам, указанным в технологии изготовления данной детали).
    Четвертая особенность (сравнительно большая ДПЦ сборки изделий), свойственная технологии, применяемой на предприятиях тяжелого машиностроения, определяет степень разнообразия групп опережения или сроков передачи предметов с одной стадии производства на другую. Общее количество групп опережения или сроков подачи предметов по любому изделию прямо пропорционально длительности цикла сборки изделия. Оно рассчитывается как отношение суммарной не- перекрываемой длительности цикла узловой и общей сборки изделия (если первая организационно отделена от второй) к продолжительности принятого планово-учетного периода. Сведения о продолжительности узловой и общей сборки изделий берутся из индивидуальных цикловых графиков изготовления изделий. Практикой установлено, что при построении календарных планов работы сборочных подразделений на основании групп опережения, получаемых из индивидуальных цикловых графиков сборки изделий, не удается обеспечить необходимый баланс между пропускной способностью сборочных цехов (участков) и приходящимися на определенные отрезки времени (соответствующие продолжительности планово-учетного периода) объемами трудозатрат.
    Следовательно, обоснованные сроки передачи предметов с одной стадии производства на другую должны устанавливаться в системе ОПП на основании рассчитываемых с помощью ЭВМ взаимоувязанных календарных планов работы цехов, участков по узловой и общей сборке изделий.
    Заметим, что не все изделия, выпускаемые предприятиями тяжелого машиностроения, проходят этап общей сборки. Так, по гидравлическим турбинам, в отличие от паровых турбин, нет отдельного этапа общей сборки, выполняемой на предприятии-изготовителе. Сборка осуществляется лишь по так называемым платежным узлам, которые
    91
    подлежат реализации и отправке к месту строительства гидроэлектростанции.
    Пятая особенность технологии состоит в том, что первый экземпляр нового типа изделия (например турбины) не является опытным. Он пред назначен для установки на электростанции. Не дожидаясь накопления и обобщения опыта даже в первоначальной стадии эксплуатации, в производство может запускаться следующий экземпляр турбины того же типа.
    Отсутствие опытного образца, малые объемы выпуска изделия не позволяют разработать достаточно подробно технологию и тщательно/ рассчитать нормы времени, а также использовать накопленный опыт при изготовлении последующих экземпляров машин данного типоразмера. Построенные на основе таких исходных данных календарные планы работы цехов и участков не в состоянии учесть большинство предстоящих отклонений от запланированного хода работы.
    Влияние данной особенности технологии на систему ОПП находит свое конкретное выражение в требовании повысить качество исходной информации, что может быть обеспечено в результате применения АСУ ТПП, а также включения в календарные планы работы цехов и участков резерва времени с целью возможного устранения непредвиденных отрицательных отклонений.
    Вторая группа особенностей, присущих продукции, изготавливаемой и выпускаемой предприятиями тяжелого машиностроения, характеризуется:
    ? большой длительностью цикла изготовления изделий;
    ? сравнительно малыми объемами выпуска одинаковых изделий при относительно большом разнообразии их типов.
    Рассмотрим первую особенность. Практика показывает, что ДПЦ изделий тяжелого машиностроёния может превышать год, а в отдельных случаях составлять три года.
    Основными факторами, определяющими достаточно большую ДПЦ изделий в тяжелом машиностроении, считаются:
    ? многооперационность изготовления «ведущих» деталей;
    ? многодетальность изделий;
    ? сравнительно большая длительность цикла сборки изделий;
    ? крупные габариты и большая масса деталей и сборочных единиц.
    «Ведущие» детали отличаются от всех остальных многооперацион-
    ностью и весьма значительной трудоемкостью, имеют наибольшую ДПЦ — иногда шесть и более месяцев.
    Согласно фактическим данным, число операций при изготовлении наиболее трудоемких деталей достигает 84
    Многодетальность изделий тяжелого машиностроения может быть проиллюстрирована следующими данными. Количество различных наименований деталей по таким изделиям, как гидравлические и паровые турбины, тяжелые станки колеблется от 1750 до 10 ООО. При этом общее число деталей в изделиях с учетом применяемости значительно больше и достигает 124 ООО! Применительно к турбо- и гидрогенераторам количество различных деталей в них превышает 1000, а общее их число с учетом применяемости достигает 350 000. В то же время количество сборочных единиц (СЕ) по изделиям тяжелого машиностроения сравнительно невелико. Например, число конструктивных СЕ по гидравлическим, паровым турбинам и металлорежущим станкам может достигать соответственно примерно 100, 200 и 400.
    Иллюстрацией крупногабаритности и большой массы изделий тяжелого машиностроения могут служить такие данные. Масса деталей исчисляется десятками тонн, а габариты превышают десять метров.
    Влияние на календарное планирование производства первых двух факторов было раскрыто при рассмотрении первой особенности технологии, характерной для предприятий тяжелого машиностроения, а третьего — при освещении пятой особенности.
    Влияние на календарное планирование четвертого фактора заключается в том, что крупные габариты и большая масса деталей и СЕ изделий предопределяет наличие в механических и механосборочных цехах сравнительно большого объема необходимого по составу (структуре) незавершенного производства, что вызывает необходимость привлечения достаточно большого объема оборотных средств на его создание.
    В сложных условиях машиностроительного производства для создания и поддержания в цехах и на участках целесообразного по объему и комплектного по составу незавершенного производства большое значение приобретает, работа по обоснованным расчетами размерам партий деталей (РПД) и календарным планам. Получить продукцию своевременно и высокого качества можно лишь на основе применения современных моделей, математических методов и ЭВМ.
    Первая особенность продукции тяжелого машиностроения, заключающаяся в достаточно большой ДПЦ изделий, была раскрыта также при рассмотрении влияния на календарное планирование производства первой особенности технологии.
    Влияние второй особенности, характерной для выпускаемой предприятиями тяжелого машиностроения продукции, заключается в не-
    обходимости разработки и применения такой системы подготовки исходной информации для автоматизации календарно-плановых расчет тов, которая обеспечивала бы своевременность их создания и достаточно высокое качество. і
    И наконец, третья группа особенностей экономики и организации производства на предприятиях тяжелого машиностроения характеризуется:
    ? сравнительно большим удельным весом материалов, покупных изделий и услуг кооперированных предприятий (так называемая материальная составляющая) в себестоимости продукции;
    ? достаточно большим удельным весом ручных работ в общей трудоемкости изделия;
    ? значительной долей опытно-статистических норм на выполняемые работы;
    ? сравнительно малой величиной показателя специализации рабочих мест на так называемых крупномеханических участках;
    ? весьма значительным объемом незавершенного производства в общей стоимости нормируемых оборотных средств;
    ? необходимостью территориального и административного объединения механообрабатывающих и сборочных цехов.
    Иллюстрацией первой особенности экономики и организации производства служат данные, согласно которым материальная составляющая в себестоимости продукции, например по паровым и гидравлическим турбинам, достигает 60%, а по гидрогенераторам — 80%.
    Наличие в себестоимости продукции большого удельного веса изделий, получаемых от других специализированных предприятий, вызывает необходимость тесной увязки календарных сроков выпуска частей и готовой продукции со сроками поставок по кооперации. Такая увязка может быть выполнена при автоматизированном способе решения задач объемного и календарного планирования производства.
    Для характеристики второй особенности воспользуемся данными, приведенными в специальной литературе. Согласно этим данным, в среднем и крупном паротурбостроении удельный вес ручных работ достигает 42-50%, а в крупном котлостроении, и особенно при изготовлении каркасов котлов и турбин — до 60%.
    Сравнительно большой удельный вес ручных работ в общей трудоемкости изделий, а также наличие опытно-статистических норм об
    условливают колебания норм выработки в достаточно широких пределах. Тем самым создаются дополнительные трудности по безусловному соблюдению сроков выпуска партий предметов в календарных планах работы цехов и участков и выполнению их в целом. Для создания благоприятных условий по своевременному и в полном объеме выполнению календарных планов производства необходимо повышать уровень механизации труда рабочих на сборке, предусматривать обоснованные резервы рабочих-сборщиков и улучшать нормирование труда.
    Третья особенность экономики и организации производства обусловлена следующими обстоятельствами. Вследствие ограниченной повторяемости выпуска изделий и малой детализации технологических процессов изготовления их частей весьма сложно (из-за ограниченного применения современных специализированных технических средств), а иногда и экономически нецелесообразно (по причине одноразового выпуска изделия) полностью охватить тщательно рассчитанными нормами времени всю большую номенклатуру детале-операций. Причем эта номенклатура кардинально обновляется от одного планово-учет- ного периода к другому. Удельный вес технически обоснованных норм по различным изделиям обычно не превышает 65% от общего их количества.
    Пониженная точность используемых для целей планирования производства норм времени имеет те же последствия, что и вторая особенность экономики и организации производства тяжелого машиностроения. С целью повышения удельного веса технически обоснованных норм времени на технологические операции и создания на этой основе благоприятных условий для выполнения календарных планов производства целесообразным является применение современных методов нормирования и специализированных компьютеров при выполнении необходимых расчетов.
    Влияние четвертой особенности экономики и организации производства на календарное планирование заключается в следующем. Достаточно большие величины показателей специализации рабочих мест (60 и более), а также номенклатура деталей на мелкомеханических участках (десятки тысяч наименований) требуют-применения менее жестких методов построения календарных планов производства, а именно календарно-объемных. Относительно небольшие числовые значения показателей специализации рабочих мест (до 13) и ограниченная номенклатура деталей (до 600 наименований в год) на механических участках, специализированных на изготовлении крупногабаритных, многооперационных и наиболее трудоемких деталей, предопределя
    ют возможность и экономическую целесообразность построения для них менее маневренных и, следовательно, более жестких подетальнопооперационных календарных планов производства.
    Пятая особенность экономики предприятий тяжелого машиностроения состоит в том, что удельный вес затрат на незавершенное производство в общем объеме нормируемых оборотных средств достигает 50%. Такая сравнительно большая цифра определяется весьма значительными величинами ДПЦ изделий и коэффициента нарастания затрат, который достигает 0,75.
    В тяжелом машиностроении проблема поддержания незавершенного производства, комплектного по составу и рационального по объему, во многом зависит от принятых единиц планирования и оперативного учета, используемых методов построения календарных планов и безусловного их выполнения.
    Кроме того, рассматриваемая особенность предполагает включение в ЭММ задачи построения календарных планов работы цехов и участков в качестве одного из наиболее важных критериев минимизацию объема средств, связанных в незавершенном производстве.
    И наконец, шестая особенность организации производства на предприятиях тяжелого машиностроения заключается в том, что механообрабатывающие и сборочные подразделения, занятые производством одних и тех же изделий, экономически целесообразно объединять в один Цех административно и территориально. Даже в том случае, когда это организационно невозможно, должен сохраняться признак территориальной общности.
    Учет данной особенности при организации производства диктуется необходимостью наиболее эффективного использования производственных площадей, мощного подъемно-транспортного оборудования и сокращения административно-управленческих расходов, а также повышения ответственности руководства цехов за своевременный выпуск готовой продукции.
    Важным способом учета многообразных особенностей машиностроительного производства при проектировании и совершенствовании системы ОПП является применение многоцелевого подхода к решению оптимизационных задач. Его реализация будет способствовать одновременному достижению ряда важных экономических целей, как-то: эффективного использования производственного оборудования и производственных площадей, рабочей силы, оборотных средств на незавершенное производство, привлекаемых инвестиционных ресурсов.

  4. IPAGHA Ответить

    Основными технологическими особенностями машиностроительного производства являются:
    1. Использование преимущественно физических процессов, связанных с таким воздействием на исходное сырье, которое не приводят к качественному его изменению (химическая формула – не изменяется). Физические процессы подразделяются на четыре группы: механические, гидромеханические, тепловые и массообменные;
    2. Использование преимущественно дискретных технологических процессов;
    3. Металлопотребляющий характер производства. К сожалению, наше
    машиностроение имеет очень высокую материаллоемкость, которая почти в два раза выше чем в промышленно развитых странах (много металла уходит в отходы);
    4. Сравнительно не высокая экологическая опасность, за исключением литейного производства.
    Любое предприятие машиностроительного производства включает в себя следующие элементы:
    а) основное производство – рабочие элементы системы;
    б) вспомогательное производство;
    в) обслуживающее производство;
    г) органы управления предприятия, осуществляемые организацию производственного процесса и его контроль, обеспечивающие разработку технической документации и технологической оснастки, бухгалтерский учет, маркетинг (обеспечение и сбыт продукции).
    Основное производство включает в себя три этапа, необходимых для получения готовой продукции:
    1. Заготовительное производство, где из исходного сырья, поступающего на предприятия, получают заготовки будущих деталей машин. Основными технологиями заготовительного производства являются: обработка давлением, литейное производство, кузнечно-прессовая обработка и т.д.
    2. Обрабатывающее производство, где из заготовок получают готовые детали будущих машин. Основными технологиями его являются: обработка резанием, термическая и химико-термическая обработка, гальваническое производство – нанесение электролизом специальных покрытий на детали (хромирование, никелирование и др.), окрасочное производство.
    3. Сборочное производство на этом этапе из отдельных деталей собирают готовые сборочные единицы и машины. Используют технологии, создаваемые неразъемные соединения (сварка, пайка, склеивание) и разъемные соединения (резьбовые, шпоночные, шлицевые).
    Вспомогательное производство предназначено для обеспечения устойчивого функционирования основного производства и включает в себя следующие элементы:
    а) снабжение электрической и тепловой энергией (энергетический цех);
    б) ремонт и обслуживание основного оборудования (ремонтно-механический цех);
    в) изготовление оснастки и инструмента (инструментальный цех).
    Обслуживающее производство предназначено для обеспечения устойчивых связей между основным и вспомогательным производством. Оно включает:

  5. О_очумевшая_Я Ответить

    В условиях развивающегося рынка происходит формирование не только рыночных отношений субъектов хозяйствования но и технологических отношений между предприятиями, в соответствии с которыми предприятия объединяются в отрасли.
    Этот процесс происходит по ряду признаков:
    Однородность выпускаемой продукции;
    Экономическое назначение продукции;
    Общность технологического процесса;
    Однородность перерабатываемого сырья;
    Профессиональный состав кадров и др.
    Сфера материального производства состоит из первичного и вторичного секторов. Первичный сектор состоит из добывающих, сырьевых отраслей: угольной, газовой, нефтяной, горнорудной, лесной, рыболовства, сельского хозяйства и др. Вторичный сектор образуют обрабатывающие отрасли: металлургия, машиностроение, металлообработка, нефтехимическая, легкая, пищевая и др.
    Непроизводственная сфера – это сфера услуг, включает в себя третичный, четвертичный и пятеричный сектора. Третичный сектор включает в себя отрасли производственной инфраструктуры: железнодорожный, воздушный и водный транспорт, связь, электроэнергетику, тепло-и водоснабжение и др.
    Четвертичный сектор включает в себя распределительно-обменные отрасли: торговлю, финансы, страхование, операции с недвижимостью и др.
    Пятеричный сектор состоит из социально-управленческих отраслей: образования, здравоохранения, культуры, науки, управления, информатизации и др.
    Классифицирование промышленных отраслей происходит по следующим параметрам:
    – экономическое назначение продукции (отрасли изготавливающие средства производства (группа А) и отрасли, производящие предметы потребления (группа Б);
    – характер воздействия на предмет труда (добывающие – ориентированы на добычу и заготовку природного сырья и не меняют их свойств (угольная, нефтеперерабатывающая, лесозаготовительная и др.), обрабатывающие – воздействуют на предмет труда и изменяют его физико-химические свойства (металлургия, легкая промышленность, машиностроение);
    – функциональное назначение отрасли (производящие промежуточный продукт (предмет труда) и производящие конечную продукцию (орудия труда и предметы потребления);
    – структура издержек (фондоемкие, трудоемкие, материалоемкие, энергоемкие, наукоемкие);
    – возможность равномерной работы в течение года (сезонные, несезонные) и др.
    Машиностроительное производство выпускает орудия труда, т. е. активную часть основных производственных фондов для всех отраслей народного хозяйства, предметы личного потребления, продукцию оборонного назначения. Машино строительное производство занимает ведущее место в развитии научно-технического прогресса, повышении производительности труда, эффективности функционирования всех отраслей народного хозяйства, т. к. производит все основные средства труда для промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, энергетики, добывающих отраслей и т. д., а также обеспечивает инфраструктуру, т. е. науку, образование, здравоохранение, культуру, правоохранительные органы, оборону и пр. Эти средства труда позволяют повысить уровень механизации и автоматизации, электрификации и химизации, компьютеризации, роботизации, информатизации производства, что в конечном итоге приводят к экономии живого труда, повышению производительности труда и эффективности производства.
    Для машиностроительного производства характерны следующие основные особенности:
    1. Продукция машиностроения является основой воспроизводства основных производственных фондов во всех отраслях народнохозяйственного комплекса, т. к. эта продукция, в силу своей специфики, превращается у потребителя в основные производственные фонды, производящие продукцию других отраслей. Продукция отличается чрезвычайным разнообразием (десятки тысяч наименований и сотни тысяч типоразмеров), точностью изготовления, многодетальностью.
    2. Производственные процессы в машиностроении характеризуются многостадийностью, сложностью и разнообразием применяемых методов обработки: пластическая деформация, резание, химическая, термическая, лазерная обработка и пр. Производственные процессы изготовления машин относятся к прерывным и расчленяются на несколько стадий: заготовительную, обрабатывающую, сборочную; а также разделяются на трудовые процессы, выполняемые с участием человека, и естественные – выполняемые без участия человека (остывание, сушка); основные, направленные на непосредственное изготовление продукции в соответствии с планом производства; вспомогательные, направленные на обеспечение нормального хода основных процессов; и обслуживающие, обеспечивающие бесперебойное выполнение основных и вспомогательных процессов (контроль качества, транспортирование, складирование).
    3. Технологические процессы характеризуются высокой сложностью, многооперационностью, разнообразием способов и методов реализации производственных процессов различной физической природы, что требует различного оборудования, оснастки и инструментов, средств механизации и автоматизации. Технологические процессы отличаются достаточно высокой трудоемкостью и длительностью производственного цикла изготовления деталей, узлов и машин. Длительность производственного цикла зависит от организации материальных потоков во времени, т. е. от порядка движения предметов труда в хо де их обработки, который может быть представлен последовательным, параллельным и параллельно-последовательным видом движения, каждый из которых имеет свои достоинства, недостатки и область рационального применения.
    4. Машиностроительное производство относится к материалоемким и энергоемким производствам, где используются все известные материалы и энергоносители. Наибольший удельный вес в потреблении материалов занимает металл: черный, цветной, сплавы в виде отливок, поковок, листового, сортового проката и т. д. Среди энергоносителей наибольший удельный вес занимает электрический ток, хотя применяется и натуральное топливо – уголь, газ, мазут и другие энергоносители.
    5. Кадры машиностроительного производства отличаются высоким уровнем профессиональной подготовки – от рабочего до управляющего, что обусловлено применением сложной техники, проектированием и разработкой наукоемкой продукции, в которой материализуются технические, технологические, информационные, организационные, экономические инновации, позволяющие обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. Сложная техника и технология требуют высокого уровня подготовки обслуживающего персонала (слесарей, наладчиков), инженерно-технических работников (мастеров, технологов, конструкторов, менеджеров), которые призваны обеспечить эффективное функционирование производства на основе знаний экономических закономерностей его развития.
    В основе функционирования предприятия лежит производственный процесс, который представляет собой системы взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих процессов.
    Основное производство включает заготовительный процесс (производство отливок, штамповок и т.п.), обработку (механическую, термическую и т.п.), а также сборку, в результате которой получается готовый продукт.
    Вспомогательное производство создает условия для основного производства: ремонт зданий, сооружений, оборудования, производство оснастки, производство и передача электроэнергии и т.п.
    Обслуживающее производство обеспечивает функционирование основного и вспомогательного производств и включает складское хозяйство, систему контроля и т д.
    Производственный процесс состоит из операций, которые выполняются на конкретном рабочем месте.

  6. Лера Ответить

    Под массовым производством понимают изготовление изделий по неизменным чертежам в больших количествах и в течение длительного периода времени.
    Продукцией массового производства являются изделия узкой номенклатуры и стандартного типа, например автомобили, велосипеды, электродвигатели, швейные и стиральные машины, подшипники и т.п. На большинстве рабочих мест выполняют только одну закрепленную постоянно повторяющуюся операцию. Массовому производству свойственны следующие особенности: ограниченная номенклатура изделий; предметная специализация рабочих мест; расположение оборудования в последовательности выполнения операций; применение высокопроизводительного автоматизированного и роботизированного оборудования, специальных приспособлений и инструмента; широкое использование транспортных устройств для передачи заготовок вдоль поточной линии; механизация и автоматизация технического контроля; наличие рабочих невысокой квалификации; минимальная длительность производственного цикла и др.
    Тип производства определяют по коэффициенту закрепления операций Кз.о

    где Q – число операций, выполненных или подлежащих выполнению в течение планового периода, равного одному месяцу; Р – число рабочих, выполняющих различные операции.
    Коэффициент закрепления операций является одной из основных характеристик типа производства (ГОСТ 3.1121–84). Значение для массового производства составляет Кз.о = 1, для крупносерийного – 1–10, для серийного – 10–20. При единичном производстве Кз.о может быть более 40.
    В машиностроении различают две формы производства: непоточное и поточное.
    Непоточным называют производство, при котором его объекты в процессе изготовления находятся в движении с различной продолжительностью операций и перерывов между ними. Эта форма характерна для единичного производства.
    Поточным называют производство, при котором операции закреплены за определенными рабочими местами, расположенными в порядке их выполнения, а объект производства передается с одного рабочего места на другое с определенным тактом.
    Это наиболее совершенная с точки зрения минимизации издержек форма организации массового производства. По этому принципу строятся автоматические линии обработки и сборки. Особенность автоматического производства – выполнение операций без непосредственного участия рабочего либо под его наблюдением и контролем. Поточное производство может быть и неавтоматическим, если установку заготовок и их снятие после обработки выполняет рабочий.
    Для организации поточного производства требуется одинаковая или кратная производительность на всех операциях. На линии обработанные заготовки или собранные узлы выпускаются через строго определенный интервал времени, называемый тактом выпуска.
    Такт выпуска (мин/шт.) – интервал времени Тв между выпуском двух изделий или заготовок определенных наименований, следующих одно за другим,

    где Фд – действительный фонд времени в планируемом периоде (месяц, сутки, смена), ч; N – производственная программа на этот же период (число изделий, шт.).
    Цикл – интервал календарного времени от начала до конца выполнения какого-либо повторяющегося технологического или производственного процесса независимо от числа одновременно изготовляемых изделий.
    Различают цикл изготовления изделия в целом, отдельных сборочных единиц и деталей, выполнения отдельных операций.
    Каждое производство обладает определенной производственной мощностью, под которой понимают максимально возможный выпуск продукции установленных номенклатуры и количества, который может быть осуществлен за определенный период времени при установленном режиме работы.

  7. OsTApi Ответить

    Тяжелое машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее “сердцевиной”. Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30 % от общего объема промышленной продукции. Эта группа отраслей машиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и сборке крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых секций. Для этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных, поступающих в порядке кооперированных связен деталей, агрегатов и секций.

  8. Shalirus Ответить

    Характеристики машиностроительных производств

    Машиностроительным производством называется производство с преимущественным применением методов технологии машиностроения при выпуске изделия.
    Вид производства – классификационная категория производства, выделяемая по признаку применяемого метода изготовления изделия. Видами производства являются литейное, штамповочное, сварочное, механическое и т.д.
    Тип производства – классификационная категория производства, выделяемая по признакам широты номенклатуры, регулярности, стабильности и объема выпуска продукции. В машиностроении различают следующие типы производств: единичное, серийное (мелкосерийное, среднесерийное, крупносерийное), массовое 1, 18, 20, 27, 30, 32.
    Единичное производство характеризуется выпуском деталей (изделий), повторное изготовление которых не предусматривается. В данном производстве используется универсальные средства технологического оснащения: станки, стандартный универсальный режущий инструмент, средства измерений (штангенинструменты, микрометры), технологическая оснастка (патроны, тиски с ручным проводом, универсально сборные приспособления (УСП).
    Оборудование в цехе располагается по группам станков.
    В качестве заготовок используется сортовой прокат; отливка, изготовленные методами литья в песчаные формы, в землю с ручной формовкой; поковки, получаемые свободной ковкой.
    Разрабатывается маршрутное описание технологического процесса. Построение операций технологического процесса осуществляется по методу последовательной концентрации операций. Деталь передается на другой вид оборудования для дальнейшей обработки только в том случае, если данный метод обработки завершен полностью и полностью использованы технологические возможности станка.
    Квалификация рабочих – высокая. Также высокая себестоимость изделия.
    В серийном производстве выпуск деталей, изделий осуществляется периодически повторяющимися партиями. Периодом запуска партии в производство может быть декада, месяц, квартал, полугодие, год. В крупносерийном производстве возможен ежедневный или еженедельный запуск деталей в производство.
    В качестве технологического оборудования используются специализированные станки: многорезцовые, револьверные, станки с ЧПУ. В мелкосерийном производстве возможно применение универсального оборудования; в крупносерийном – агрегатных станков, одношпиндеольных автоматов, многошпиндельных полуавтоматов.
    Технологическая оснастка – переналаживаемые приспособления, универсально-наладочные приспособления, сборно-разборные приспособления. Возможно использование специальных приспособлений в крупносерийном производстве. Привод приспособлений в мелкосерийном производстве – ручной; в крупносерийном – механизированный.
    В качестве средств измерений применяют стандартные калибры и шаблоны, а также возможно использование универсальных средств измерения.
    Характер заготовок – сортовой прокат; отливки, получаемые методами литья в песчаные земляные формы с машинной формовкой, литья по выплавляемым моделям, литья в оболочковые формы, литья в кокиль (если размер партии заготовок приблизительно равен или кратен стойкости кокиля); поковки, штампуемые в открытых штампах.
    В серийном производстве осуществляется дифференциация операций по группам станков. Возможны следующие принципы построение операций технологического процесса:
    1. Принцип последовательной концентрации операций (станки с ЧПУ, станки типа “обрабатывающий центр”).
    2. Принцип параллельно-последовательной концентрация операций (револьверные станки, многорезцовые станки, агрегатные станки).
    В массовом производстве производится постоянный выпуск деталей (изделий) одного наименования, типоразмера и исполнения.
    Для выполнения операций технологического процесса используют специальные станки для отдельных операций, копировальные, агрегатные, многошпиндельные автоматы и полуавтоматы, станки типа “обрабатывающие центры” с ЧПУ, автоматические линии на базе вышеуказанного оборудования. В отдельных случаях для выполнения элементарных операций возможно применение универсального и специализированного оборудования. Технологическая оснастка – специальные приспособления с использованием механизированных приводов; многоместные приспособления. Режущий инструмент и средства измерения – специальные.
    В качестве заготовок используют прокат специального профиля; отливки, получаемые литьем в кокиль, центробежным литьем, литьем под давлением; поковки, изготавливаемые штамповкой в закрытых штампах, штамповкой взрывом, ультразвуковой штамповкой и др.
    Оборудование располагается по потоку, в последовательности выполнения технологических операций.
    Рабочие специализируются на выполнении определенной операции. Себестоимость изделий значительно ниже, чем единичном и серийном производстве.
    В массовом производстве возможны следующие принципы построение операций технологического процесса:
    1. Принцип дифференциации операций обработки, то есть разделение операций на элементарные с приблизительно равным штучным временем на каждой операции (например, с использованием специального или агрегатного оборудования).
    2. Принцип параллельной концентрация операций обработки на одном станке с максимальным использованием его технологических возможностей (многошпиндельные станки, агрегатные станки параллельного действия).
    3. Принцип параллельно-последовательной концентрация операций (агрегатные станки последовательного действия).

  9. к-а-д-е-т Ответить

    Сопрягающиеся поверхности деталей при эксплуатации машины соприкасаются с соответствующими поверхностями других деталей. Примерами таких поверхностей являются поверхности посадочных шеек валов, плоскости разъемов и т.д.
    Функциональные поверхности детали предназначены для выполнения определенных функций при эксплуатации машины (поверхность шкива, соприкасающаяся с приводным ремнем; зубчатый профиль колеса; посадочная поверхность вала, вращающегося в подшипнике скольжения и т.д.).
    Детали машин различного функционального назначения отличаются формой, размерами, материалом, предельными отклонениями геометрических и физико-механических показателей. Вместе с тем независимо от функционального назначения детали машин имеют общее свойство производственного характера – они являются продуктом производства, формирующего их из исходных заготовок и материала.
    Заготовкой в машиностроении называют предмет труда, из которого изменением формы, размеров, свойств поверхности и (или) материала изготавливают деталь. Отдельные детали могут быть получены непосредственно, например, литьем, порошковой металлургией, обработкой давлением без последующей обработки. Однако чаще всего деталь окончательно получают методами механической обработки, используя в качестве исходных заготовок, например, литье, штамповку, прокат.
    Сборочная единица(узел) – это изделие, составные части которого подлежат соединению между собой на предприятии-изготовителе сборочными операциями (свинчиванием, сваркой и т.п.). Характерной особенностью сборочной единицы является возможность ее сборки обособленно от других элементов изделия.
    В зависимости от положения сборочной единицы в изделии различают их порядок. Так, сборочные единицы, входящие в процессе сборки непосредственно в изделие, называют сборочными единицами первого порядка. Те сборочные единицы, которые входят в сборочные единицы первого порядка, называют сборочными единицами второго порядка и т.д.
    Общая компоновка элементов изделия представлена на рис. 1. Очевидно, что собственно детали могут входить как в сборочные единицы любого порядка, так в непосредственно в изделие вне сборочные единиц.

    Рис. 1. Общая компоновка элементов изделия
    Особую роль играют базовые детали. Они имеют базовые поверхности, с помощью которых другие детали и сборочные единицы ориентируются относительно друг друга. Сборка, как правило, начинается с базовых деталей. При сборке машины одна из сборочные единиц (узлов) может играть роль базовой сборочной единицы (базового узла). Чаще всего базовыми являются корпусные детали.
    Условия производства могут требовать, чтобы на сборку изделия его элементы подавались группами. Каждая такая группа называется сборочным комплектом. Если эти элементы не вводят в состав машины на заводе-изготовителе, а они имеют вспомогательное назначение, то такая группа называется комплектом (например, комплекты запасных частей). Изделие предприятия-поставщика, используемое на заводе-изготовителе, называется комплектующим изделием. Сборочная единица, способная самостоятельно выполнять в изделии определенные функции называется агрегатом.
    Комплекс – это два и более специфицированных изделия, не соединенных на предприятии-изготовителе сборочными операциями, но предназначенные для выполнения взаимосвязанных эксплуатационных функций, например, доильная установка, поточная линия станков.
    В сельскохозяйственном производстве в зависимости от сложности и назначения изделия применяются следующие термины: машина (комбайн, трактор), агрегат (молотилка), орудие (рабочий орган – плуг).

  10. Gusar Ответить

    Специализация и кооперирование – это то, на что необходимо обратить особое внимание при изучении машиностроения в России. Развитие машиностроительного комплекса в этой стране было бы очень сильно затруднено, если бы не использование этих факторов. Итак, первая особенность, о которой пойдет речь, – это специализация. Как уже было сказано ранее, она представляет собой распределение обязанностей между различными предприятиями, то есть производство на конкретном предприятии определенных деталей или запчастей. Однако даже специализация имеет свои виды, которых насчитывается целых четыре. Первый – это предметная специализация, в рамках которой производятся готовые изделия. Это значит, что на заводе создаются целые готовые к использованию самолеты, станки, компьютеры и так далее. Второй – это подетальная специализация, здесь уже на одном заводе производятся конкретные части готового продукта. Третий – это технологическая специализация, в рамках которой не создаются даже детали, а выполняются лишь отдельные операции технологического процесса. Ну и четвертый вид – это функциональная специализация, которая находится немного в стороне от первых трех. Суть ее заключается в том, что завод, который производит автомобили, не только занимается их изготовлением, но также берет на себя ответственность за их продажу или предоставление определенных услуг, связанных со своей специализацией.

    Технологические особенности: кооперирование


    Как вы уже могли понять, кооперирование представляет собой производственные связи между несколькими заводами, каждый из которых выполняет определенную роль в производственном процессе, что приводит к совместному изготовлению готовой продукции. Что касается классификации кооперирования, то здесь все гораздо проще, по сравнению со специализацией. Кооперирование может быть либо внутриотраслевым, либо межотраслевым. В первом случае между собой кооперируют предприятия, относящиеся к одной отрасли либо (что более актуально в данном случае) к одному межотраслевому комплексу, а во втором – соответственно, относящиеся к разным отраслям и разным межотраслевым комплексам.

    География комплекса

    География машиностроительного комплекса России является довольно сложной, так как страна имеет очень большие размеры. Однако сразу же стоит отметить, что около 90 процентов всех предприятий, работающих в машиностроительном комплексе, располагаются на западе, в европейской части страны. Самым насыщенным в данном плане является Центральный федеральный округ – там сосредоточено большое количество предприятий, относящихся к различным отраслям. Больше всего там представлены следующие отрасли: авиакосмическая, автомобильная, железнодорожная, станкостроительная, электронная, а также отрасли производства оборудования для нефтехимической промышленности, точного и сложного машиностроения и производства сельскохозяйственной техники. Естественно, это далеко не все отрасли, представительства которых там можно найти, но именно эти являются самыми выдающимися. Естественно, география машиностроительного комплекса не ограничивается только Центральным федеральным округом. Хотя, стоит признать, он играет ведущую роль в машиностроении в Российской Федерации.
    Что же насчет других округов? Какие там представлены отрасли, составляющие машиностроительный комплекс? Размещение производства за пределами Центрального округа является насыщенным также в Приволжском округе (авиакосмическая и целлюлозно-бумажная промышленность, оборудование для нефтяной и газовой промышленности, сельскохозяйственное машиностроение и автомобилестроение) и в Уральском округе (многие отрасли такие же, как в Центральном округе, но также имеются предприятия, занимающиеся производством горно-шахтного оборудования и энергомашиностроением). В Северо-западном округе характерным является энергомашиностроение, судостроение и производство оборудования для лесной промышленности, в Южном округе – судостроение, производство оборудования для пищевой промышленности и сельскохозяйственное машиностроение, в Сибирском округе – авиакосмическая промышленность, производство железнодорожного транспорта и горно-шахтного оборудования, а в Дальневосточном округе – авиастроение и судостроение.

    Проблемы комплекса

    Каким бы ни было эффективным машиностроение в России, проблемы машиностроительного комплекса все же остаются актуальными. И все они вытекают из распада СССР и происходят из начала девяностых. Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе машиностроение было на невероятно высоком уровне, однако, когда СССР распался, весь машиностроительный комплекс просто развалился вместе с ним. Причина заключалась в том, что качество продукции очень заметно снизилось, поэтому все большая и большая доля машиностроительной продукции в России приходилась на импорт. А самое главное – развал Советского Союза нарушил кооперирование – различные элементы производственного процесса оказались в разных странах и не могли продолжать сотрудничество, из-за чего эффективность производства резко упала. На сегодняшний день, естественно, состояние комплекса значительно улучшилось – были построены новые заводы и предприятия, на них активно ведется производство, постоянно идет поиск более выгодных и эффективных производственных связей, так что проблемы комплекса уменьшаются с каждым днем.

    Машиностроительный комплекс в школе

    Однако данная статья – это не первое место, где человек должен узнавать про машиностроительный комплекс России. 9 класс школы – вот, где впервые детям рассказывают о том, как обстоят дела с машиностроением в стране. Сейчас проходят работы по реформированию образования. Естественно, это влияет на то, как дети познают машиностроительный комплекс. География (9 класс) – раньше каждый знал, что именно тогда на этом уроке можно будет узнать о машиностроении. Сейчас это уже не обязательный факт. Однако при этом ни на грамм не снизилась важность, которую составляет для страны местный машиностроительный комплекс. 9 класс школы не должен ограничивать учеников в получении данной информации. Но не все еще потеряно. К счастью, везде можно найти учебники, в которых до сих пор рассказывается про машиностроительный комплекс. Урок 9 класса сохранился на бумаге, и там вы можете узнать о том, насколько великим был машиностроительный комплекс в СССР, и как Россия постепенно возвращает былое величие в этой сфере деятельности. Но и в данной статье в деталях было описано абсолютно все, что вам необходимо знать о машиностроительном комплексе в России – а эта информация является обязательной для каждого человека, который хочет обладать нормальным кругозором и считаться образованным. Ведь Российская Федерация до сих пор остается одной из сильнейших держав во всем мире, несмотря на серьезный удар в виде распада СССР.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *