Какие периоды прошла в своем развитии древнерусская литература 9 класс?

11 ответов на вопрос “Какие периоды прошла в своем развитии древнерусская литература 9 класс?”

  1. OMOVAZA Ответить

    Древнерусская литература возникла в XI веке и развивалась в течение семи веков, до Петровской эпохи. Киевскую Русь сменило время княжеств Северо-Восточной Руси с центром во Владимире, летописная Русская земля пережила монголо-татарское нашествие, освободилась от ига. Великий князь московский стал царём, Государем Всея Великия, и Белыя, и Малыя Руси. Умер последний отпрыск «колена Рюрикова», на троне воцарилась династия Романовых. Русь становилась Россией, передавая своей преемнице богатейшие литературные традиции.
    Термин «древнерусская литература» является условным. Начиная с XIII века литература, изучаемая нами, является восточнославянской словесностью средневековья. Продолжая употреблять термин, исторически закрепившийся за названным явлением, не будем забывать о его реальном смысловом наполнении.
    Древнерусская литература делится на несколько периодов (по Д. С. Лихачёву):
    литература Киевской Руси (Х1-ХШ вв.);
    литература ХIУ-ХУ вв.;
    литература XVI века;
    литература XVII века.
    В эпоху Киевской Руси происходило становление литературных жанров, закладывались основы всех восточнославянских литератур — русской, украинской, белорусской. В это время жанры греческой и византийской литератур начинают развиваться на национальной почве. В процессе становления древнерусского литературного языка большую роль играет не только живой разговорный язык того времени, но и еще один язык, близкородственный ему, хотя и иноземный по происхождению, — язык старославянский (церковнославянский).
    Литература следующих двух периодов — это уже литература собственно русского народа, который приобретал национальную самостоятельность на северо-востоке Руси. Это время создания традиций, развития новых идей в русской культуре и словесности, время, которое называют Предвозрождением.
    XVI  век — время развития публицистических жанров. Создаётся «Домострой» — свод житейских правил и наставлений, отражающих принципы патриархального быта. «Домострой» требует строгости домашнего уклада.
    Во время царствования Ивана Грозного создаются «Великие Минеи Четьи» — свод из двенадцати книг, включающих чтение на каждый месяц. Каждая из двенадцати книг насчитывает от тысячи пятисот до двух тысяч листов большого формата. Составление беловых списков длилось около двадцати пяти лет. В книги включены произведения различных жанров, к созданию, переводу и редактированию которых было привлечено большое количество русских писателей, переводчиков, книжников и переписчиков. В это же время создаётся «Лицевой свод», который содержит положение всемирной истории от сотворения мира до XV века.
    Сохранившиеся десять томов насчитывают около десяти тысяч листов, украшенных 17 744 миниатюрами (цветными иллюстрациями).
    XVII  век — эпоха, когда меняется мировоззрение людей, старые литературные формы распадаются, возникают новые жанры и идеи. Намечается переход к литературе Петровского времени. Развивается сатирическая и бытовая литература, центр внимания постепенно перемещается на жизнь простого человека — не князя, не святого.
    Древнерусская литература не похожа на литературу нового времени: её пронизывают иные мысли и чувства, в ней иной способ изображения жизни и человека, иная система жанров.
    В эпоху средневековья невозможно провести четкую границу между литературами светской и церковной. Они развивались вместе, не отрицая, а обогащая одна другую. Основные виды древнерусского литературного творчества — летописание, жития, красноречие, которое включает в себя поучения, жанры похвалы и слова; воинские повести, хожения (хождения) и послания. Поэзии, драматургии, романа, повести в современном понимании этих жанров в XI-XVI веках не было. Они возникают только в XVII веке.
    Все жанры древнерусской литературы развиваются в теской взаимосвязи с устным народным творчеством. Более всего фольклорная стихия повлияла на летопись. Как и фольклор, древнерусская литература не знала понятия авторского права: каждый книжник мог использовать всё, что было написано до него. Это проявлялось в повсеместных текстовых заимствованиях. Писцы стремились оставлять неизменными только тексты богослужебных книг и законодательных актов.
    Главная роль книги в культуре Древней Руси — служить средством спасения души. В связи с этим наиболее важными считались Новый Завет, Священное писание, святоотеческие творения, житийная литература и церковные предания. Важными также считали исторические произведения и памятники деловой письменности. Менее всего ценились мирские сочинения, не преследовавшие дидактических целей. Их считали «суетными».
    В начале своего развития древнерусская литература очень тесно связана с бытом, особенно бытом богослужебным. Произведения, помимо литературного значения, имеют ещё и практическое, прикладное. Лишь постепенно с течением времени происходит отделение художественно-эстетической функции от бытовой, прикладной.
    Древнерусская литература — дореалистическая, средневековая, изучение её показывает нам, насколько отличается наше восприятие мира от восприятия наших предков. В сознании жителей Древней Руси книга являлась символом христианства, просвещения и особого уклада жизни. При испытании христианства идолопоклонниками прежде всего проверке подвергалась книга. В «Житии равноапостольного князя Владимира» рассказывается, как язычники потребовали, чтобы патриарх Фотий положил в огонь книгу, которая учит христианской вере. Евангелие не сгорело в огне. Поражённые язычники поверили в истинность нового учения и крестились. И книга, и сама письменность овеяны ореолом чуда. Славянская азбука была дана Константину после его молитвы как божественное откровение. Понятия «христианство», «книга» и «чудо» тесно переплетались между собой.
    Чудо русского языка в том, что человек даже с небольшой филологической подготовкой может читать (подготовленные) тексты почти тысячелетней давности. Но часто слова, которые кажутся нам знакомыми, имеют иное значение, встречается много непонятных слов, трудно воспринимаются синтаксические конструкции. Названия предметов, имена, подробности быта, сама логика событий — всё требует комментария. Не пытаясь вдуматься в смысл произведения, современный читатель как бы обманывает сам себя. Так, например, «Повесть о Петре и Февронии Муромских» кажется ему забавной сказкой, и её богословская проблематика и философская глубина остаются незамеченными.
    За последние столетия коренным образом изменились стереотипы общественного сознания, нормы поведения, мышление человека, старые слова обрели новый смысл, поступки наполнились иным содержанием. Уже с изобретением книгопечатания к книге стали относиться иначе.
    Первоначально вся словесность была исключительно церковной. Темы и идеи произведений могли быть разными, но глубоко религиозным было мироощущение авторов и читателей. Это проявляется не только в богослужебных и богословских текстах, но и в описании истории, в воинских повестях и светских сюжетах.
    В представлении православного средневековья «почитание книжное» было нравственной заслугой и добродетелью, приближало человека к постижению Бога. Для этого надо было «в нощи и в дне» читать и перечитывать духовную литературу. «Повесть временных лет» пишет, что именно так и поступал Ярослав Мудрый. Искусство чтения состояло в медленном, сосредоточенном и обдуманном восприятии написанного «всем сердцем». Читатель останавливался, повторно перечитывал важные места, внимательно всматриваясь в глубину смысла. Такая культура чтения учила распознавать за внешней оболочкой скрытую природу вещей, постигать «духовными очима» невидимый простому глазу мир.
    Книга — микрокосм, в котором «любители душепитательных словес» наслаждаются вечными истинами и получают лекарство душевное — утешение и поучение. Читать следовало не второпях, а укрывшись от житейской суеты и пустых треволнений. Считалось, что, обратившись к произведению с греховными помыслами, нельзя извлечь из него ничего полезного для души. До сих пор в нашем сознании сохраняется древняя вера в чудесную силу слова.

  2. Mrnst Ответить

    В эпоху средневековья невозможно провести четкую границу между литературами светской и церковной. Они развивались вместе, не отрицая, а обогащая одна другую. Основные виды древнерусского литературного творчества — летописание, жития, красноречие, которое включает в себя поучения, жанры похвалы и слова; воинские повести, хожения (хождения) и послания. Поэзии, драматургии, романа, повести в современном понимании этих жанров в XI-XVI веках не было. Они возникают только в XVII веке.
    Все жанры древнерусской литературы развиваются в теской взаимосвязи с устным народным творчеством. Более всего фольклорная стихия повлияла на летопись. Как и фольклор, древнерусская литература не знала понятия авторского права: каждый книжник мог использовать всё, что было написано до него. Это проявлялось в повсеместных текстовых заимствованиях. Писцы стремились оставлять неизменными только тексты богослужебных книг и законодательных актов.
    Главная роль книги в культуре Древней Руси — служить средством спасения души. В связи с этим наиболее важными считались Новый Завет, Священное писание, святоотеческие творения, житийная литература и церковные предания. Важными также считали исторические произведения и памятники деловой письменности. Менее всего ценились мирские сочинения, не преследовавшие дидактических целей. Их считали «суетными».
    В начале своего развития древнерусская литература очень тесно связана с бытом, особенно бытом богослужебным. Произведения, помимо литературного значения, имеют ещё и практическое, прикладное. Лишь постепенно с течением времени происходит отделение художественно-эстетической функции от бытовой, прикладной.
    Древнерусская литература — дореалистическая, средневековая, изучение её показывает нам, насколько отличается наше восприятие мира от восприятия наших предков. В сознании жителей Древней Руси книга являлась символом христианства, просвещения и особого уклада жизни. При испытании христианства идолопоклонниками прежде всего проверке подвергалась книга. В «Житии равноапостольного князя Владимира» рассказывается, как язычники потребовали, чтобы патриарх Фотий положил в огонь книгу, которая учит христианской вере. Евангелие не сгорело в огне. Поражённые язычники поверили в истинность нового учения и крестились. И книга, и сама письменность овеяны ореолом чуда. Славянская азбука была дана Константину после его молитвы как божественное откровение. Понятия «христианство», «книга» и «чудо» тесно переплетались между собой.
    Чудо русского языка в том, что человек даже с небольшой филологической подготовкой может читать (подготовленные) тексты почти тысячелетней давности. Но часто слова, которые кажутся нам знакомыми, имеют иное значение, встречается много непонятных слов, трудно воспринимаются синтаксические конструкции. Названия предметов, имена, подробности быта, сама логика событий — всё требует комментария. Не пытаясь вдуматься в смысл произведения, современный читатель как бы обманывает сам себя. Так, например, «Повесть о Петре и Февронии Муромских» кажется ему забавной сказкой, и её богословская проблематика и философская глубина остаются незамеченными.
    За последние столетия коренным образом изменились стереотипы общественного сознания, нормы поведения, мышление человека, старые слова обрели новый смысл, поступки наполнились иным содержанием. Уже с изобретением книгопечатания к книге стали относиться иначе.
    Первоначально вся словесность была исключительно церковной. Темы и идеи произведений могли быть разными, но глубоко религиозным было мироощущение авторов и читателей. Это проявляется не только в богослужебных и богословских текстах, но и в описании истории, в воинских повестях и светских сюжетах.
    В представлении православного средневековья «почитание книжное» было нравственной заслугой и добродетелью, приближало человека к постижению Бога. Для этого надо было «в нощи и в дне» читать и перечитывать духовную литературу. «Повесть временных лет» пишет, что именно так и поступал Ярослав Мудрый. Искусство чтения состояло в медленном, сосредоточенном и обдуманном восприятии написанного «всем сердцем». Читатель останавливался, повторно перечитывал важные места, внимательно всматриваясь в глубину смысла. Такая культура чтения учила распознавать за внешней оболочкой скрытую природу вещей, постигать «духовными очима» невидимый простому глазу мир.
    Книга — микрокосм, в котором «любители душепитательных словес» наслаждаются вечными истинами и получают лекарство душевное — утешение и поучение. Читать следовало не второпях, а укрывшись от житейской суеты и пустых треволнений. Считалось, что, обратившись к произведению с греховными помыслами, нельзя извлечь из него ничего полезного для души. До сих пор в нашем сознании сохраняется древняя вера в чудесную силу слова.

  3. уДочка Ответить

    Древнерусская литература — дореалистическая, средневековая, изучение её показывает нам, насколько отличается наше восприятие мира от восприятия наших предков. В сознании жителей Древней Руси книга являлась символом христианства, просвещения и особого уклада жизни. При испытании христианства идолопоклонниками прежде всего проверке подвергалась книга. В «Житии равноапостольного князя Владимира» рассказывается, как язычники потребовали, чтобы патриарх Фотий положил в огонь книгу, которая учит христианской вере. Евангелие не сгорело в огне. Поражённые язычники поверили в истинность нового учения и крестились. И книга, и сама письменность овеяны ореолом чуда. Славянская азбука была дана Константину после его молитвы как божественное откровение. Понятия «христианство», «книга» и «чудо» тесно переплетались между собой.
    Чудо русского языка в том, что человек даже с небольшой филологической подготовкой может читать (подготовленные) тексты почти тысячелетней давности. Но часто слова, которые кажутся нам знакомыми, имеют иное значение, встречается много непонятных слов, трудно воспринимаются синтаксические конструкции. Названия предметов, имена, подробности быта, сама логика событий — всё требует комментария. Не пытаясь вдуматься в смысл произведения, современный читатель как бы обманывает сам себя. Так, например, «Повесть о Петре и Февронии Муромских» кажется ему забавной сказкой, и её богословская проблематика и философская глубина остаются незамеченными.
    За последние столетия коренным образом изменились стереотипы общественного сознания, нормы поведения, мышление человека, старые слова обрели новый смысл, поступки наполнились иным содержанием. Уже с изобретением книгопечатания к книге стали относиться иначе.
    Первоначально вся словесность была исключительно церковной. Темы и идеи произведений могли быть разными, но глубоко религиозным было мироощущение авторов и читателей. Это проявляется не только в богослужебных и богословских текстах, но и в описании истории, в воинских повестях и светских сюжетах.
    В представлении православного средневековья «почитание книжное» было нравственной заслугой и добродетелью, приближало человека к постижению Бога. Для этого надо было «в нощи и в дне» читать и перечитывать духовную литературу. «Повесть временных лет» пишет, что именно так и поступал Ярослав Мудрый. Искусство чтения состояло в медленном, сосредоточенном и обдуманном восприятии написанного «всем сердцем». Читатель останавливался, повторно перечитывал важные места, внимательно всматриваясь в глубину смысла. Такая культура чтения учила распознавать за внешней оболочкой скрытую природу вещей, постигать «духовными очима» невидимый простому глазу мир.
    Книга — микрокосм, в котором «любители душепитательных словес» наслаждаются вечными истинами и получают лекарство душевное — утешение и поучение. Читать следовало не второпях, а укрывшись от житейской суеты и пустых треволнений. Считалось, что, обратившись к произведению с греховными помыслами, нельзя извлечь из него ничего полезного для души. До сих пор в нашем сознании сохраняется древняя вера в чудесную силу слова.

  4. Zargas Ответить

    1.
    Литература периода Киевской Руси (XI-
    XII
    вв)
    Это
    литература единой древнерусской
    народности. Литературу этого периода
    называют также литературой Киевской
    Руси. Киевское государство было одним
    из самых передовых государств своего
    времени. Русская земля славилась своими
    богатыми городами. В XII
    в. в ней было более 200 городов. К числу
    древнейших русских городов принадлежали
    Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск.
    В
    Киеве и других русских городах с конца
    XI
    в Киеве, сестрой князя Ярослава, Анной
    было учреждено женское училище, первое
    в Европе. Литература XI-
    XII
    вв. явилось той базой, на основе которой
    произошло впоследствии развитие
    литератур России, Украины и Белоруссии.
    Основные памятники этого периода связаны
    с Киевом. Здесь создаются важнейшие
    жанры литературы: летопись, историческая
    повесть, житие, слово.
    2.
    Литература периода феодальной
    раздробленности и объединения
    Северо-восточной Руси (XII-XV
    вв.)
    Процесс
    феодального дробления привёл к распаду
    Киевской Руси и образованию новых
    политических и культурных центров:
    Владимирского, Московского, Новгородского,
    Тверского княжеств. Литература развивается
    в каждом из них обособленно. Но в период
    борьбы с татаро-монголами литература
    звала к объединению всех сил для борьбы
    против врагов. Наиболее значительные
    литературные памятники этого периода
    – «Моление Даниила заточника», «Повесть
    о разорении Рязани Батыем», «Задонщина»,
    «Хождение за три моря», «Повесть о Петре
    и Февронии».
    3.
    Литература периода централизованного
    русского государства (XVI-XVII
    вв.)
    В
    этот период создается литература
    формирующейся русской нации. Церковное
    мировоззрение уступает место светскому,
    появляется более массовый демократический
    читатель. Демократичнее и по форме, и
    по содержанию становятся литературные
    жанры. Возникает художественный вымысел,
    которого до XVII
    в. не было в литературе. Литература
    XVIIв.
    носила в основном публицистический
    характер, отражала идеологические
    позиции борющихся сторон (Переписка
    царя Ивана Грозного с князем Андреем
    Курбским). Для литературы этого периода
    характерно развитие повести, представленной
    в своих различных жанровых подвигах:
    житийная («Повесть о Юлиании Лазаревской»),
    историческая («Повесть об Азовском
    осадном сидении донских казаков»),
    бытовая («Повесть о Горе и Злочастии»),
    сатирическая («Повесть о Шемякином
    суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть
    о бражнике»).
    Выдающимся
    писателем XVII
    в. был протопоп Аввакум, автор «Жития».
    Помимо
    демократической литературы в XVII
    в. продолжает развиваться и высокая
    литература, возникает особый стиль,
    получивший название «барокко». Барокко
    было явлением аристократическим,
    противостоящим русской демократической
    и сатирической литературе. Это направление
    охватило придворную поэзию и драматургию.

    6. Основные темы и жанры древнерусской литературы

    Итак,
    у литературы Древней Руси были совершенно
    особые обстоятельства возникновения,
    особое место и функции в жизни общества.
    Именно они и опередили систему исходных
    жанров. Фактически, она была “одной
    темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая
    история, и эта тема – смысл человеческой
    жизни” – как отметил Д.С.Лихачев
    Жанры
    же древнерусской литературы были
    следующие: хроники и хронографы – об
    истории мира, летописи – об истории Руси;
    далее – бесчисленное множество библейских
    книг и палей (от греч. палайос – древний)
    – того же описания библейских событий,
    но с рассуждениями и толкованиями.
    ??Пользовались
    популярностью жития святых – большая
    коллекция биографий христианских
    подвижников, прославившихся своим
    благочестием и аскетизмом, либо погибших
    за свои религиозные убеждения от руки
    язычников или иноверцев, и патерики –
    сборники коротких, часто остросюжетных
    рассказов из жизни монахов ??Поучения
    и “слова” представляли жанр
    торжественного красноречия: первые
    обличали пороки, приветствовали
    добродетели и всячески наставляли
    верующих в христианской морали; а во
    вторых, произносимых в церкви во время
    службы, раскрывались религиозные символы
    и смыслы церковных праздников.
    ??Родственными
    им были и догматические сочинения – они
    занимались богословскими вопросами и
    обличали ереси. ??Современный
    жанр “путевых заметок” имел в
    предках хождения – рассказы о путешествии
    в “Святую землю”, то есть Палестину:
    паломники, их авторы, не только
    пересказывали библейские предания,
    связанные с местами, по которым они шли,
    но и описывали архитектуру, природу и
    обычаи тех мест. ??Многие
    жанры нового времени – такие, как бытовой
    роман или повесть, драматургия – появятся
    лишь много позднее – в XV
    или даже XVII
    веке, но это вовсе не значит, то
    древнерусского читателя не интересовали
    ни эмоциональная проза, ни описания
    жизни обычных людей. Бытовой рассказ-анекдот,
    любовная песня, сказка, легенда и
    богатырский эпос существовали в Древней
    Руси, но вовсе не в письменной форме, то
    есть в форме фольклора, а не литературы:
    было слишком нерационально записывать
    всем доступные и известные произведения
    устной словесности на дорогом пергамене
    усилиями немногочисленных книжников,
    занятых более необходимой христианской
    и исторический литературой. К сожалению,
    полностью реконструировать древний
    фольклор мы не можем, но его более
    поздние, дошедшие до нас образцы и
    упоминания его в самой литературе
    старшей поры дает нам несомненное
    доказательство наличия разветвленной
    системы жанров древнерусского фольклора.
    Система литературных жанров не была
    специфической лишь для одной древнерусской
    литературы: в Византии IX-X
    вв. мы обнаружим почти те же жанры в тех
    же пропорциях. Светские жанры – любовный
    роман и лирическая поэзия – появятся в
    византийской литературе несколько
    позднее, в XI-XII
    вв., но в условиях строго отбора литературы
    для перевода подобного рода книги
    практически не были представлены в
    Древней Руси, за редкими исключениями:
    например, эпической поэмы о Дигенисе
    Акрите. ??Обратите
    внимание еще на одно важное обстоятельство:
    вплоть до XVII
    в. в литературе не допускалось литературного
    вымысла. Под вымыслом следует понимать
    вымысел самого автора: книжник всегда
    лишь записывал за свидетелями событий
    появится в русской литературе не ранее
    XV
    в., хотя и еще будет маскироваться под
    героя далекой страны или давнего времени.
    ??Лишь
    один жанр допускал откровенный вымысел,
    но только для того, чтобы проиллюстрировать
    какую-либо идею – это аполог, или притча.

  5. Mahuginn Ответить

    Академическая наука использует периодизацию древнерусской литературы, основанную на историческом принципе, начиная с XI века:
    Литература Киевской Руси (XI – первая треть XIII века)
    Литература периода раздробленности и татаро-монгольского ига (вторая треть XIII–XIV вв.)
    Литература времен объединения северо-восточных княжеств в единое Московское государство (конец XIV – начало XV в.)
    Литература централизованного русского государства (конец XV–XVI вв.)
    Литература этапа формирования русской нации (XVI–XVII вв.)
    Этапами в данной периодизации стали важнейшие исторические события, такие, как
    нашествие татаро-монгол в 1237-1240 годах,
    возникновение удельных княжеств на постпространстве Киевской Руси,
    объединение северо-восточных земель,
    возвышение Москвы и создание Московского государства, его дальнейший расцвет и выделение русской нации.
    Но мнения и на этот счет у историков литературы расходятся. Все существующие периодизации похожи, но вместе с тем и отличаются. Количество этапов колеблется от 4 до 7. Были попытки Д.И. Чижевского, Д.С. Лихачева, Г.К. Вагнера выделить периоды в древнерусской литературе, исходя из стиля эпох. Но к единому мнению ученые так и не пришли.

    Литература Киевской Руси (XI – первая треть XIII века)

    Возникшая с введением на Руси христианства литература этого периода тесно связана с церковью. Первыми летописцами были монахи Софийского собора и Киево-Печерского монастыря.
    «Повесть временных лет» – древнейший письменный источник того времени. Она состоит из летописных материалов, написанных и переписанных несколькими авторами Х-XI веков. Дошла «Повесть временных лет» в виде Лаврентьевского, Ипатьевского и Радзивилловского списков, созданных в последующие столетия. В летописях в хронологической последовательности излагались главные события в государстве и в мире, описывались династии князей, вооруженные походы, библейские истории, использовались рассказы и легенды из устного народного творчества и Священного Писания. Историю Киевской Руси многие трактуют именно по этому источнику.
    Другими образцами литературы этого периода были:
    ораторская проза «Слово о законе и благодати» (1037 — 1050 гг. XI века) Иллариона,
    свод юридических правил «Русская правда» (1019—1054 гг.) Ярослава Мудрого,
    жизнеописание «Сказание о Борисе и Глебе» (середина XI века) неизвестного автора,
    педагогическая проза «Поучение детям» Владимира Мономаха,
    образец паломнических записей «Хождение игумена Даниила»,
    «Моление» Даниила Заточника (1213 – 1236 гг.),
    философские размышления «Притча о человеческой душе» Кирилла Туровского (конец XII века).
    В 2000 году новгородскими археологами были найдены три деревянные навощеные дощечки с нацарапанными письменами. Эту находку назвали Новгородским кодексом и датируют ее не позднее 1-й четверти XI века. На дощечках написаны псалмы, но под воском «спрятаны» более древние тексты. Разгадать эту загадку, как и загадку «Велесовой книги», ученым еще только предстоит.

    Литература периода раздробленности (середина XIII–XIV вв.)

    В период отсутствия единого центра летописание в отдельных княжествах велось у каждого свое. До нас дошли киевские, новгородские и псковские летописные сборники. Легендарное «Слово о полку Игореве» (около 1185 г.) стало апогеем развития литературы периода раздробленности. Написанное образным языком, впитавшее в себя народные верования «Слово о полку Игореве» поведало о походе русских князей в 1185 году против половцев, завершившемся неудачей. Слово пропитано патриотизмом и стремлением объединить разрозненные русские земли.

    Возникает такой жанр, как воинская повесть:
    «Повести об убиении в Орде Михаила черниговского и боярина его Фёдора»,
    «Повесть о разорении Рязани Батыем».
    И в «Слове о погибели русской земли», и в «Житии Александра Невского», написанных после смерти великого князя, воспевается величие и могущество Русской земли, храбрость и слава русских воинов.

    Литература времен объединения северо-восточных княжеств в единое Московское государство (конец XIV – начало XV в.)

    В литературе господствует экспрессивно-эмоциональный стиль и патриотическая тематика. После татаро-монгольского периода во многих больших городах возрождается летописание, появляются произведения исторического характера и панегирической агиографии. На волне восхищения от победы в Куликовской битве возникают воинские повести «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».

    Литература централизованного русского государства (конец XV–XVI вв.)

    Развивается переводная литература, публицистика, историческая проза.
    «Хождение за 3 моря» (1468—1474 гг.) Афанасия Никитина,
    историческое повествование «Казанская история» (1564—1566 гг.),
    публицистика Максима Грека – знаковые произведения упомянутого периода.
    Распространяется в этот период и беллетристика (светская повествовательная литература, переведенная с других языков):
    «Повесть о Дракуле»
    «Повесть о Басарге».

    Литература этапа формирования русской нации (XVI–XVII вв.)

    В этот период доминируют традиционные формы, ощущается официальное влияние на литературу со стороны правителей, подавляются индивидуальные стили.
    «Житие протопопа Аввакума», написанное ним самим,
    «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма,
    сборник духовных правил и наставлений «Домострой», приписываемый священнику Благовещенского собора Сильвестру,
    сборник религиозного содержания «Великие Четьи-Минеи»,
    путевые записи послов «Хождение Трифона Коробейникова в Царьград»
    и «Повести о преставлении и погребении М.В. Скопина- Шуйского» — самые яркие произведения того времени.
    XVII век считается последним в древнерусской литературе. В этот период осуществился переход к новой литературе, основой которой стал профессионализм каждого конкретного автора, его личное восприятие действительности, протесты и предпочтения.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *