Какие стадии организм проходит в своем развитии?

19 ответов на вопрос “Какие стадии организм проходит в своем развитии?”

  1. Cezius Ответить

    Смотреть что такое “Стадии развития” в других словарях:

    СТАДИИ РАЗВИТИЯ — (stages of development) определенные экономические, культурные, социальные или политические формы, через которые, как полагают, общества прошли, чтобы достичь данного предназначения. Понятие широко используется в эволюционных и неоэволюционных… … Большой толковый социологический словарь
    СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА — различают 5 стадий индивидуального развития организмов: 1) эмбриональную, или зародышевую; 2) непионическую, или младенческую; 3) неаническую, или юношескую; 4) эфебическую, или взрослую; 5) геронтическую, или старческую. Установление С. р.… … Геологическая энциклопедия
    СТАДИИ РАЗВИТИЯ БИОЦЕНОЗА — переходные сообщества в процессе сукцессии. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь
    Стадии развития поведения ребенка (children’s behavioral stages) — Исследования челов. развития указывают на наличие фундаментальных законов, лежащих в основе всех процессов развития и проявляющихся в последовательности стадий, к рую, как можно предположить, проходит в своей жизни каждый чел. Эти законы имеют… … Психологическая энциклопедия
    Стадии развития человека — – разграничение разных этапов жизни человека, начиная с момента его зарождения и завершая окончанием его физического существования. Представим такую их последовательность: 1. Гаметогенез – период созревания половых клеток. На этой стадии… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
    СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — – определённые этапы, различаемые в процессе осуществления умышленной преступной деятельности: обнаружение умысла, приготовление к преступлению, покушение на преступление и оконченное преступление. Обнаружение умысла–начальная стадия развития… … Советский юридический словарь
    Стадии развития преступной деятельности —    определенные этапы, различаемые в процессе осуществления умышленной преступной деятельности: обнаружение умысла, приготовление к преступлению, покушение на преступление и оконченное преступление … Криминалистическая энциклопедия
    ЗАКОНЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ — (в теории Л. С. Выготского). Имеются в виду сформулированные Выготским законы, которые описывают онтогенетические стадии развития высших психических функций (ВПФ). Выготский неоднократно формулировал под разными названиями законы развития ВПФ.… … Большая психологическая энциклопедия
    ОТРАСЛЬ В НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ, МЛАДЕНЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ — (infant industry) Новая отрасль, которая на ранних своих стадиях не может конкурировать с известными производителями за границей. Правительства часто вынуждены поддерживать развитие новых отраслей либо путем прямых субсидий, либо с помощью… … Экономический словарь
    Делирия стадии развития — (Штерёва, 1974) различаются 4 стадии течения делириозного психоза: 1. предделирий (продуктивная симптоматика представлена, в основном зрительными иллюзиями); 2. картина типичного делирия (характеризуется главным образом галлюцинаторной… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  2. Kirilhala Ответить

    В переводе с греческого «онтогенез» означает «зарождение сущего». А в научной среде – развитие живого организма, согласно природным физиологическим программам и срокам от рождения (или отделения от материнской особи при бесполом размножении) до умирания.
    Впервые термин «онтогенез» ввел Э. Геккель в 1866 году. В процессе онтогенеза в организме реализуется генетическая информация, которую получает ребенок от своих предков.
    Развитие человека происходит скачкообразно и бесконечно. Некоторые этапы имеют временные рамки – детство, юношество, зрелый возраст и старость. Другие этапы развития зависят от условий проживания и формирования человека – от зачатия и до конца его жизни.
    К благоприятным условиям относят – здоровое питание и хороший климат, генетику, спокойную эмоциональную сферу. К негативным факторам – антисанитарные условия при зачатии ребенка, беременности и раннем детстве, вредные привычки матери и самого человека, разрушительные эмоции – агрессия, злость, насилие.

    Что такое онтогенез?

    При слиянии двух половых клеток (яйцеклетки и сперматозоида) у женщины наступает беременность. Человек вынашивает ребенка примерно 280 дней или 9 месяцев. На этом этапе маленький организм развивается и растет в утробе матери.
    Поэтому весь срок онтогенеза разделяют на пренатальный (до рождения) и постнатальный период.

    Виды онтогенеза

    Развитие человека происходит согласно законам природы. Он развивается, закладываются органы и ткани, формируется и растет тело согласно своему графику.
    Выделяют два основных вида онтогенеза: внутриутробный и постнатальный (после рождения). В свою очередь второй период делится на прямое развитие и непрямое.

    Внутриутробное онтогенетическое развитие

    Пренатальный период у людей длится 40 недель (280 дней). Ученые разделили его на три группы:
    Начальная стадия. Первая неделя после оплодотворения. Начинается слиянием двух половых клеток и заканчивается имплантацией – прикреплением оплодотворенной клетки к слизистой матки.
    Эмбриональный период. Длится примерно семь недель. В это время формируются все системы и органы маленького человека. Основное питание – полезные вещества, которые получает эмбрион с кровью матери.
    На третьей недели формируются кровеносные сосуды, предпочка (пронефрос) и сердце. Спустя еще семь дней, появляется желудок, печень, поджелудочная, легкие, эндокринная система и зачатки ног и рук. На пятой недели у эмбриона уже есть мочевой пузырь, зачатки бронхов внутри легких, формируется прямая кишка. Через две недели интенсивно начинает расти голова, и уже можно на аппарате УЗД разглядеть маленькие пальчики, глазки и ушки.
    – Плодный период. С девятой недели и до момента рождения плод растет и набирает массу. В дальнейшем все системы органов продолжают созревать и развиваться.

    Постнатальная стадия онтогенеза

    После рождения ребенок начинает жить отдельно от матери. Он сам дышит, ест пищу, переваривает ее и очищает свое тело. Процесс адаптации младенца к окружающей среде зависит от многих обстоятельств. На него влияют как состояние здоровья (его и матери), эмоциональный фон, так и генетическая предрасположенность, условия жизни и качество питания.
    Показатели массы и роста изменяются в течение жизни. Понятие «нормы» не имеет четких границ. Показатели изменяются неравномерно, согласно генетической предрасположенности ребенка. Наибольший прирост массы и интенсивный рост происходит в первый год жизни малыша. Чаще всего дети свой вес умножают на три и вырастают в среднем на 25 – 30 сантиметров за год.
    Ускоренный рост происходит в первые три года, в промежутке от пяти до семи лет и в период полового созревания (с 10 – 11 лет до 13 – 15 лет).
    Девочки созреваю на год-полтора года раньше мальчиков. В подростковом возрасте прибавка в роте составляет примерно 5 – 8 сантиметров у мальчиков и сантиметров пять у девочек. Максимальная годовая прибавка в массе тела наблюдается в 13–15 лет. Вес тела молодого человека бывает нестабильный до 20–25 лет, потом вес приходит в индивидуальную норму и держится примерно на одном уровне до 45–55 лет. Эти показатели актуальны при условии, что человек следит за своим питанием и здоровьем, ведет активный образ жизни.
    Онтогенез в постнатальном периоде бывает двух видов: прямое развитие и непрямое.
    Прямое развитие. Организм ребенка внешне идентичен взрослому. У плода есть такие же руки и ноги, внутренние органы и системы. Дальнейший онтогенез связан с набором массы тела, ростом и половым созреванием. Человек – это представитель этого вида онтогенеза.
    Непрямое онтогенетическое развитие (личиночное развитие). Формируются индивидуальные особенности и метаморфозы. Онтогенез представленного типа характерный для некоторых животных – лягушек, червей и насекомых.

  3. =>>Эк$т@зИ= Ответить

    Смотреть что такое “СТАДИИ РАЗВИТИЯ” в других словарях:

    Стадии развития —         фазы развития, последовательные периоды в индивидуальном развитии Онтогенезе животных или растительных организмов, сопровождающиеся морфологическими, физиологическими и биохимическими преобразованиями (в пределах нормы реакции (См. Норма… … Большая советская энциклопедия
    СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА — различают 5 стадий индивидуального развития организмов: 1) эмбриональную, или зародышевую; 2) непионическую, или младенческую; 3) неаническую, или юношескую; 4) эфебическую, или взрослую; 5) геронтическую, или старческую. Установление С. р.… … Геологическая энциклопедия
    СТАДИИ РАЗВИТИЯ БИОЦЕНОЗА — переходные сообщества в процессе сукцессии. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь
    Стадии развития поведения ребенка (children’s behavioral stages) — Исследования челов. развития указывают на наличие фундаментальных законов, лежащих в основе всех процессов развития и проявляющихся в последовательности стадий, к рую, как можно предположить, проходит в своей жизни каждый чел. Эти законы имеют… … Психологическая энциклопедия
    Стадии развития человека — – разграничение разных этапов жизни человека, начиная с момента его зарождения и завершая окончанием его физического существования. Представим такую их последовательность: 1. Гаметогенез – период созревания половых клеток. На этой стадии… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
    СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — – определённые этапы, различаемые в процессе осуществления умышленной преступной деятельности: обнаружение умысла, приготовление к преступлению, покушение на преступление и оконченное преступление. Обнаружение умысла–начальная стадия развития… … Советский юридический словарь
    Стадии развития преступной деятельности —    определенные этапы, различаемые в процессе осуществления умышленной преступной деятельности: обнаружение умысла, приготовление к преступлению, покушение на преступление и оконченное преступление … Криминалистическая энциклопедия
    ЗАКОНЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ — (в теории Л. С. Выготского). Имеются в виду сформулированные Выготским законы, которые описывают онтогенетические стадии развития высших психических функций (ВПФ). Выготский неоднократно формулировал под разными названиями законы развития ВПФ.… … Большая психологическая энциклопедия
    ОТРАСЛЬ В НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ, МЛАДЕНЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ — (infant industry) Новая отрасль, которая на ранних своих стадиях не может конкурировать с известными производителями за границей. Правительства часто вынуждены поддерживать развитие новых отраслей либо путем прямых субсидий, либо с помощью… … Экономический словарь
    Делирия стадии развития — (Штерёва, 1974) различаются 4 стадии течения делириозного психоза: 1. предделирий (продуктивная симптоматика представлена, в основном зрительными иллюзиями); 2. картина типичного делирия (характеризуется главным образом галлюцинаторной… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  4. Landameena Ответить

    Доношенными считаются новорожденные с массой тела не менее 2500 г (при длине тела не менее 45 см), а недоношенными – новорожденные, имеющие массу тела меньше 2500 г. Кроме массы и длины, учитывают и другие размеры, например обхват груди в соотношении с длиной тела и обхват головы в соотношении с обхватом груди. Считается, что обхват груди на уровне сосков должен быть больше 0,5 длины тела на 9-10 см, а обхват головы – больше обхвата груди не более чем на 1-2 см.
    Младенческий период
    Следующий период – грудной – продолжается до года. Начало этого периода связано с переходом к питанию “зрелым” молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста, по сравнению со всеми остальными периодами вне утробной жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела утраивается. С 6 мес. начинают прорезываться молочные зубы. В грудном возрасте ярко выражена неравномерность в росте тела. В первом полугодии грудные дети растут быстрее, чем во втором. В каждом месяце первого года жизни появляются новые показатели развития. В первый месяц ребенок начинает улыбаться в ответ на обращение к нему взрослых, в 4 мес. настойчиво пытается встать на ножки (при поддержке), в 6 мес. пытается ползать на четвереньках, в 8 – делает попытки ходить, к году ребенок обычно ходит.
    Период раннего детства
    Период раннего детства длится от 1 года до 4 лет. В конце второго года жизни заканчивается прорезывание зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.
    Дошкольный период
    С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр (большой коренной зуб) и медиальный резец на нижней челюсти.
    Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела.
    Период младшего школьного возраста
    Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек – с 8 до 11 лет. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна. У девочек вначале формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, потом – в подмышечных впадинах. Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием молочных желез. В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу этого периода у них начинается ускоренный рост яичек, мошонки, а затем – полового члена.
    Препубертатный период
    Следующий период – препубертатный – называется также периодом полового созревания. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста – пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела – между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела – между 14 и 15 годами. Особенно велика скорость роста длины тела у мальчиков, в результате чего в 13,5-14 лет они обгоняют девочек по длине тела. В связи с повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы формируются вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие молочных желез, наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является первая менструация.
    В препубертатный период происходит интенсивное половое созревание мальчиков. К 13 годам у них происходит изменение (мутация) голоса и появляются волосы на лобке, а в 14 лет появляются волосы в подмышечных впадинах. В 14-15 лет у мальчиков появляются первые поллюции (непроизвольные извержения спермы).
    У мальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен препубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста.
    Пубертатный (подростковый) и юношеский возраст
    Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года, а у девушек – от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процесс роста и формирование организма, и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины.
    В юношеском возрасте завершается формирование половой системы, созревание репродуктивной функции. Окончательно устанавливаются овуляторные циклы у женщины, ритмичность секреции тестостерона и выработка зрелой спермы у мужчины.
    Зрелый, пожилой, старческий возраст
    Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нем филогенетической программой. В период после ранней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости и старости. Завершается этот цикл смертью человека, которая, разумеется, может наступить и на более ранних этапах, чем старость (неизлечимая болезнь, несчастный случай, суицид и т.д.). Знакомясь с периодизацией индивидуального развития взрослого человека, следует учитывать некоторые специфические проблемы. Не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии. Это зависит от закономерностей и созревания организма и инволюционных процессов в нем. Как показали многочисленные исследования специалистов, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат разные возможности жизни — от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком и творчески и физически активным, «молодым» семидесятилетним и старше.
    В антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека: 1) возмужалый возраст (20–40 лет у женщин и 25-45 лет у мужчин); 2) зрелость — до 52 лет; 3) старость, для которой характерно непрерывное нарастание инволюции и завершение естественной физиологической смертью, вместе с тем антропологическая периодизация развития взрослого человека не является общепринятой в геронтологии и психофизиологии.
    Смена подъемов и спадов в уровне развития мышления свидетельствует не только о неравномерности его развития от возраста к возрасту, но и о цикличности, позволяющей проследить переходные стадии.
    Наиболее высокие величины показателей развития мышления приходятся на 20, 23, 25 лет и 32 года. В третьем макропериоде пики наблюдаются в возрасте 39 и 45 лет, но на сниженном уровне по сравнению с предыдущими макропериодами. В возрасте 26– 29 лет происходит общий спад, который в дальнейшем сменяется подъемом, не достигающим, однако, уровня первого и второго макропериодов.
    Динамика в уровне развития мышления на всем протяжении рассматриваемых возрастов зрелости неустойчива. Наибольшая подверженность изменениям наблюдается в возрасте 18–25 лет, в период ранней зрелости, что свидетельствует об активной перестройке в мыслительных функциях в эти годы.
    Изменения в памяти также происходят неравномерно, однако по сравнению с мышлением темп несколько замедлен. Смена подъемов и спадов происходит примерно через три-четыре года, тогда как в мышлении — через один-два. Наиболее высокие величины уровневых показателей памяти приходятся на 19 лет, 23–24 года и 30 лет. От 25 до 28 лет наблюдается снижение, сменяющееся в дальнейшем подъемом, наивысшая точка которого приходится на 30 лет. В последующих возрастах происходит равномерное снижение с колебаниями, которое по сравнению с предыдущими периодами особенно выражено в 45–46 лет.
    По мнению Е.И. Степановой, по смене подъемов и спадов развитие памяти опережает развитие мышления, и в период возрастного развития зрелости снижение уровня памяти неизменно происходит быстрее.
    Неравномерно развивается и внимание. Наиболее заметные изменения наблюдаются в возрасте от 22 до 25 лет. В первом макропериоде уровень внимания оказался ниже уровня мышления и памяти. Умеренный подъем начинается с 26 и продолжается до 29 лет. Показатели развития внимания в эти годы оказались выше показателей мышления и памяти. Наивысшие точки подъема приходятся на 29 лет, 32 и 33 года. Снижение в 34–35 лет совпадает со снижением уровня памяти и мышления в эти годы. В дальнейшем смена подъемов и спадов продолжается. В третьем макропериоде уровень развития внимания опережает уровень развития как мышления, так и памяти, особенно последней. Здесь пики приходятся на 38 лет и 42 года.
    Сопоставление развития разных процессов позволило выделить три этапа неравномерного развития.
    Первый характеризуется разнонаправленностью развития мышления и памяти, что в итоге проявляется в относительном равновесии в виде снижения уровня в 26 лет. В дальнейшем наблюдаются более согласованные и однонаправленные изменения.
    На втором этапе память и мышление развиваются параллельно, но с опережающей ролью памяти. В 30 лет память достигает оптимальной точки своего развития. Уровень мышления в этом возрасте выше уровня памяти.
    Третий этап начинается с 31 года. Он отличается разнонаправленностью развития памяти и мышления, которая сказывается на снижении уровня памяти и сохранении высокого уровня развития мышления, оптимальная точка которого приходится на 32 года. Разнонаправленность развития памяти и мышления сохраняется до 46 лет. Уровень развития памяти снижается раньше, чем уровень мышления.
    Сопоставление уровня развития мышления и внимания позволяет выделить следующие этапы:
    1. От 18 до 25 лет уровень развития мышления выше уровня развития внимания. Подъемы в уровне развития внимания приходятся на 22 и 24 года, когда наблюдается спад в уровне развития мышления. При низких показателях развития внимания характерна их относительная стабилизация, а в мышлении при высоких показателях отмечается изменчивость. В дальнейшем динамика в соотношении уровней развития мышления и внимания меняется.
    2. В возрасте от 26 до 29 лет внимание начинает опережать мышление по уровню развития. Это этап разнонаправленного развития мышления.
    3. В возрасте от 30 до 32 лет уровни обеих функций совпадают. Точки подъема здесь приходятся на 32 года, в возрасте от 33 до 35 лет уровень внимания выше уровня мышления.
    4. С 36 лет наступает этап, когда снижается уровень внимания и повышается уровень мышления. Этап однонаправленного развития мышления и внимания сменяется этапом разнонаправленного развития этих функций.
    Выявлено соответствие в возрастной изменчивости мыслительных функций и эвтического поиска (процесса решения задач). Подъемы в показателях развития эвтического поиска совпадают с пиками в развитии мышления, они также приходятся на 20, 25 лет и 32 года. Спад обнаружен в те же годы (26–29 лет).
    Наивысшие точки подъема показателей развития интеллекта приходятся на 19 лет, 22 года и 25 лет. В возрасте 36-40 лет показатели, характеризующие зрелость суждений, наиболее высоки, что, видимо, связано с приобретением жизненного опыта.
    Одновременное повышение уровня развития памяти, мышления и внимания обнаружено лишь в двух микропериодах — 22– 25 лет и 30–33 года, одновременное снижение уровня – только в одном микропериоде — 34-35 лет.
    Период геронтогенеза (период старения) согласно международной классификации начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет у женщин и имеет три градации: пожилой, старческий и долгожители. Что же может представлять собой жизнь человека в этот период? Распад, угасание, болезни, немощность, потеря трудоспособности и т.д.? Или же, напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы (как и на предыдущих этапах жизни)?
    Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. Пожилые люди не так сильны и не способны, как в молодые годы, выдерживать длительную физическую или нервную нагрузку; общий запас энергии у них становится все меньше и меньше; утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости. В результате такого обезвоживания суставы пожилых людей затвердевают. Возрастное обезвоживание приводит к иссушению кожи, она становится более чувствительной к раздражениям и солнечным ожогам, местами появляется зуд, кожа теряет мягкость и приобретает матовый оттенок. Иссушение кожи, в свою очередь, препятствует потовыделению, которое регулирует поверхностную температуру тела. Из-за ослабления чуткости нервной системы пожилые и старые люди замедленно реагируют на изменения внешней температуры, поэтому больше подвержены неблагоприятному воздействию жары и холода. Происходят изменения чувствительности разных органов чувств, внешние проявления которых выражаются в ослаблении чувства равновесия, неуверенности поступи, в потере аппетита, в потребности более яркой освещенности пространства и т.п. Вот некоторые примеры: людям за 50 требуется вдвое больше света, а за 80 — в три раза; у 20-летнего человека рана заживает в среднем за 31 день, в 40 лет — за 55 дней, в 60 лет — за 100 дней и далее — по нарастающей.
    Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с количественными изменениями и качественной перестройкой биологических структур, включая и новообразования. Организм адаптируется к новым условиям; в противовес старению развиваются приспособительные функциональные системы; активизируются разные системы организма, что сохраняет его жизнедеятельность, позволяет преодолевать деструктивные (разрушительные, отрицательные) явления старения. Все это позволяет считать, что период позднего онтогенеза – новый этап развития и специфического действия общих законов онтогенеза, гетерохронии и структурообразования. Наряду с этим возрастает необходимость усиления сознательного контроля и регуляции биологических процессов.
    Пожилые и старые люди не составляют монолитной группы; они в той же мере разнородны и сложны, как и люди в отрочестве, юности, молодости, взрослости, зрелости. Дальнейшие изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом. Вот некоторые данные о сохранности у людей пенсионного возраста тех функций, которые были ведущими в профессиональной деятельности. У ученых с возрастом не изменяются запас слов и общая эрудиция; у пожилых инженеров – многие невербальные функции; у водителей, моряков, летчиков до глубокой старости сохраняется на высоком уровне острота зрения и поле зрения и т.п.
    Однако и в пожилом, а тем более в старческом возрасте человеку бывает довольно трудно справляться с общими производственными нормами рабочего дня, инволюционные процессы так или иначе отражаются на профессиональной трудоспособности, постепенно снижая ее. Но при этом общая его трудоспособность, которая формируется еще до начала профессионально-трудовой деятельности, развивается вместе с нею, может еще довольно долго сохраняться. Длительное сохранение общей трудоспособности — главный показатель жизнеспособности долгожителей.

  5. Gajar Ответить

    Пятый период полового созревания, называемый юношеским, или пубертатным (возмужалым), который тянется в большинстве случаев у лиц женского пола с 12-13 до 16-17 лет, а у лиц мужского пола с 13-14 до 17 -18 лет. В это время совершенствуются пропорции тела, структурно-функциональные характеристики мускулатуры, внутренних органов активно развивается эндокринный аппарат, приводящий к окончательному формированию половых органов и появлению вторичных половых признаков. Здесь выделяют старший школьный возраст (15-18 лет).
    Младший, средний и старший школьный возраст вместе определяется как подростковый. К концу юношеского периода обычно завершается окостенение преимущественной части скелета и синостозирование эпифизов всех костей стопы и кисти. Главной особенностью этого периода, который именуют также периодом бисексуального детства, является полное развитие половых органов и вторичных половых признаков.
    Шестой период – период развития взрослого организма. Этот период жизни человека обычно делят на несколько возрастов: молодые взрослые люди (до 44 лет); люди среднего возраста (45-59 лет); люди пожилого возраста (60-74 лет) и люди старческого возраста (свыше 75 лет). Наконец, люди 90 лет и выше считаются долгожителями.
    В постнатальном онтогенезе человека развитие его отдельных органов, систем и частей тела, так же как и во внутриутробной жизни, проходит неравномерно. Вскоре после рождения наиболее интенсивно растут конечности, причем нижние конечности растут быстрее верхних. Наоборот, верхний отдел корпуса, шея и особенно голова растут медленнее. Так, известно, что с момента рождения до взрослого состояния человека высота его головы увеличивается всего лишь в два раза, длина туловища – в три раза, верхних конечностей – в четыре раза и нижних конечностей – в пять раз. Таким образом, пропорции тела значительно меняются.

    Схема роста человека. Две антенатальные и пять постнатальных стадий. Представлены одинаковые размеры тела, чтобы показать изменение пропорций частей тела.
    В постнатальном онтогенезе наиболее интенсивно нарастает масса аппарата движения (кости и мышцы). Между тем головной мозг, а также другие важнейшие жизненные органы (печень, сердце и др.) достигли значительного развития в утробном периоде, и в дальнейшем нарастание их мaccы происходит сравнительно медленно.
    Внеутробный онтогенез отдельных органов будет рассмотрен ниже. Здесь же следует кратко изложить общие черты развития тела человека после рождения.
    Для характеристики постнатального онтогенеза было предложено много схем, дающих представление о возрастных периодах. Ниже приводится схема, в основу которой положены наиболее значительные морфофункциональные возрастные сдвиги.
    Представленные периоды являются лишь общей схемой. Это объясняется главным образом индивидуальными особенностями организма. Кроме того, развитие и увядание органов протекает неравномерно, что обусловлено как генетическими факторами, так и условиями внешней среды.

  6. Фризер Ответить

    5. Наследственность. В организме человека существуют генетические регуляторные механизмы, которые удерживают процессы роста, развития и старения в определенных рамках, нейтрализуя в достаточной степени воздействие среды.
    6. Индивидуальность. Каждый человек уникален по особенностям анатомического строения и по параметрам онтогенеза. Это объясняется взаи­модействием уникальной генетической программы и специфической средой развития.
    Периоды развития организма
    № п/п
    Возрастные периоды
    Продолжительность периодов
    Новорожденность
    1-10дней
    Грудной возраст
    10 дней – 1 год
    Раннее детство
    1-3 года
    Первое детство
    4-7 лет
    Второе детство
    8-12 лет (мальчики)
    8-11 лет (девочки)
    Подростковый возраст
    13-16 лет (мальчики)
    12-15 лет (девочки)
    Юношеский возраст
    17-21 год (юноши)
    16-20 лет (девушки)
    Зрелый возраст І период
    22-35 лет (мужчины)
    21-35 лет (женщины)
    ІІ период
    36-60 лет (мужчины)
    36-55 лет (женщины)
    Пожилой возраст
    61-74 года (мужчины)
    56-74 года (женщины)
    Старость
    75-90 лет (мужчины и женщины)
    Долгожительство
    90 лет и выше
    Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности
    (1-10 дней). Основанием для этого выделения служит тот факт, что в это время имеет
    место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней.
    Груднойпериод продолжается до года. Начало этого периода связано с переходом к
    питанию «зрелым» молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая
    интенсивность роста, по сравнению со всеми остальными периодами жизни. Длина тела
    увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела – в 3 раза. С 6 мес. начинают
    прорезываться молочные зубы. В 1-й мес. ребенок начинает улыбаться в ответ на
    обращение к нему взрослых, в 6 мес. пытается ползать на четвереньках, в 8 – делает
    попытки ходить, к году ребенок обычно ходит.
    Период раннего детствадлится от 1 года до 4 лет. В конце второго года жизни
    заканчивается прорезывание зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины
    годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.
    С 4 лет начинается период первого детства,который заканчивается в 7 лет.
    Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр и медиальный резец
    на нижней челюсти. Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального
    детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и
    формой тела.
    Период второго детствадлится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек – с 8 до 11 лет.
    В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также
    начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков,
    так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление
    секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных
    половых признаков.
    Следующий период – подростковый– называется также периодом полового
    созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у
    девочек – с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скоростей
    роста – пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки
    в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела – между 12 и 13
    годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в
    массе тела – между 14 и 15 годами. В подростковый период происходит интенсивное
    половое созревание мальчиков. У мальчиков, по сравнению с девочками, более
    продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста.
    Юношеский возрастпродолжается у юношей от 18 до 21 года, а у девушек – от 17
    до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процесс роста и формирование
    организма и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной
    (окончательной) величины.
    В зрелом возрасте, который продолжается у мужчин от 22 до 60 лет, а у женщин от
    21 до 55 лет, форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела
    остается постоянной, а потом начинает уменьшаться.
    В пожилом(мужчины – 61-74 года, женщины – 56-74 года) и старческом(75-90
    лет) возрастепроисходят постепенные инволютивные изменения организма. Выделяют
    еще один возрастной период – долгожительство (свыше 90 лет).

  7. ЭльвирочкаLOVE Ответить

    Размножение — одно из важнейших свойств живой материи. Новый организм, полученный в результате деле­ния материнской клетки, проходит в дальнейшем путь онтогене­тического развития.
    Онтогенез растений и животных слагается из процессов роста и развития. Эти категории необходимо различать, хотя они тес­нейшим образом взаимосвязаны.
    Рост — это процесс развертыва­ния определенного количественного изменения, но без качественных изменений организма. Процесс роста обусловливает такие преобра­зования организма, которые создают возможность выхода на но­вый функциональный уровень.
    Раз­витие организма — приобретение им качественно новых возмож­ностей.
    Рост и развитие — это диалектически взаимосвязанные категории, чередующиеся и переплетающиеся на всем протяже­нии жизни особи.
    Важной особенностью онтогенетического развития живых орга­низмов является их одновременное и постоянное взаимодействие со средой.
    Связь организма со средой на протяжении его онтогенетического развития не остается неиз­менной, а претерпевает изменения, вытекающие из специфики потребностей организма на том или ином этапе роста или разви­тия.
    Биологи указывают, что в своем развитии каждое живое су­щество проходит ряд жизненных фаз-, эмбриональную {зародыше­вую), фазу юности, половой зрелости, размножения, старения, смерти. На каждой из этих стадий обнаруживается своя специфи­ка взаимодействия особи со средой обитания. Так, на разных ста­диях развития растениям необходимо усиленное воздействие низ­кой температуры либо световой энергии, либо питательной по­чвенной среды.
    Преобразования в процессе онтогенетического развития пре­терпевают животные, особенно высшие.
    Как у позвоночных, так и у беспозвоночных индивидуальное развитие совершается или с метаморфозом (превращением), или без него. В первом случае он­тогенез характеризуется наличием личиночной стадии, когда ли­чинка и взрослая особь не похожи друг на друга и ведут различ­ный образ жизни. Скачкообразные неожиданные качественные преобразования онтогенеза с метаморфозом (что характерно, на­пример, для насекомых) трудны для понимания в дошкольном возрасте.
    Иначе обстоит дело с теми формами онтогенеза, которые про­текают без метаморфоза, в частности у высших позвоночных — птиц и млекопитающих. В своем индивидуальном развитии эти животные проходят следующие периоды: эмбриональный (пренатальный), ранний постнатальный, ювенильный (игровой) и взрослый. Каж­дый из этих периодов отличается своими закономерностями, сво­ей спецификой и вместе с тем является подготовкой к следующе­му периоду. В этом случае наблюдается прямая последовательная преемственность в стадиях, плавный переход с одного этапа на другой, что очень важно, учитывая специфику наглядно-образ­ного мышления дошкольников.

  8. Cofyn Ответить

    Выделяют малые кризисы (кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис 17—18 лет) и большие кризисы (кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис 13— 14 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. А малые кризисы проходят внешне спокой­нее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности чело­века. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, про­являют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.
    IV.Зрелость разделяют на ряд стадий и кризисов. Стадия ран­ней зрелости, или молодость (с 20—23 лет до 30— 33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «станов­ления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, се­мье, обществе.
    В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды: кризис 33—35 леткогда, достигнув определенного социального: семейного положения, человек с тревогой начинает думать: ужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизацииот 35 до 40— 43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достат­ка, нормализуется здоровье, положение в семье, сексе.
    Вслед за периодом стабильности наступает критическое де­сятилетие 45—55 лет, когда человек начинает чувствовать при­ближение среднего возраста, когда появляются первые призна­ки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жиз­ни, в карьере, в любви; в результате возникает чувство усталос­ти от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через любовные интриги или взлет карьеры. Завершающий пе­риод длится с 55 до 65 лет — период физиологического и психо­логического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социаль­ной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старо­сти. После 75 лет возраст считается преклонным — человек пе­реосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах, и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осоз­нает, что жизнь прошла неверно, зря.
    В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса:первый из них заключается в пе­реоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием ухудшения здо­ровья и старения тела, что дает возможность человеку вырабо­тать у себя в этом плане необходимое равнодушие.
    В результате третьего подкризиса у человека исчезает само­озабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.
    Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает ряд стадий (стадии отрицания, гнева, «торга», депрессии, принятия смерти).

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *