Какие пороки обличает гоголь в поэме мертвые души?

14 ответов на вопрос “Какие пороки обличает гоголь в поэме мертвые души?”

  1. РоБОеD Ответить

    В поэме Н. В. Гоголя соединены два начала – сатирическое обличение современной писателю социально-политической реальности и утверждение добра, красоты и творчества как основ бытия. Первое из них связано с событийным рядом, а второе представлено в первую очередь в лирических отступлениях.
    Автор даст в поэме развернутое описание социального быта России, показывает на примере шести помещиков и десятка чиновников удручающее нравственное состояние привилегированной части русского общества, по в то же время в своих отступлениях говорит о изначальной красоте человеческой души, прославляет творческие силы русского парода, высказывает веру в великое будущее России.
    Идея о изначально чистой и благой природе человека – один из ведущих мотивов в мировоззрении писателя. Боль о человеке, полностью утратившем духовность, с особой эмоциональной силой звучит в авторском комментарии, посвященном Плюшкину (шестая глава): «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все, может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы ему показали его же портрет в старости».
    Далее автор указывает тот единственный путь, который может сохранить душу от тлена, не позволит человеку стать живым мертвецом наподобие Плюшкина: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!» Эпизод, связанный с Плюшкиным, автор предваряет элегическими воспоминаниями о собственной юности, о годах «невозвратно мелькнувшего детства». Писатель сетует па то, что и его душа не избежала мертвящего воздействия времени – ведь прежде всякое повое впечатление поражало его, «ничто не ускользало от свежего тонкого внимания». С темой юности связано и мимолетное размышление о значении мечты и «блистающей радости», озаряющей жизнь, в связи с описанием случайной дорожной встречи Чичикова с юной блондинкой.
    Гоголь был убежден, что только через отрицание безобразного и уродливого может быть проложен путь к осознанию истинных основ жизни. Эта позиция автора отражена в лирическом отступлении вначале седьмой главы. Если цель писателя – создавать прекрасные характеры, скрывая «печальное в жизни», срывать рукоплескания, парить над миром («Нет равного ему в силе – он бог!»), то «не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу… всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных,
    повседневных характеров…»
    Некоторые отступления посвящены осмеянию «типы мелочей». Так, писатель делит всех
    чиновников на «толстых» и «топких», признавая большую приспособленность «толстых» к жизни: «Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие… виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят». Противопоставляются, конечно, не физические, а психологические свойства людей. Автор рисует на примере «толстых» и «топких» два типа социального поведения. «Толстые» – приобретатели и накопители, для них важны не наружный блеск и минутные забавы, а серьезная служебная карьера, существенные, крупные приобретения – дома, угодья (варианты этого типа представлены в образах Коробочки, Собакевича, Чичикова); «топкие» же – транжиры, прожигатели жизни, спускающие, «по русскому обычаю, на курьерских все отцовское добро» (Ноздрев). Мимоходом отмеченная деталь – «по
    русскому обычаю» – свидетельствует о несколько более добродушном и снисходительном отношении автора к «тоненьким» (транжирам), чем к «толстым» (накопителям). Это подтверждается и общим смыслом обличения Чичикова, в котором соединились самые отвратительные черты современной русской жизни: служение «копейке», безудержная тяга к приобретательству.
    Миру продажных и ленивых чиновников, тупых и жадных, духовно омертвевших помещиков, «типе мелочей» противопоставлен в поэме романтический образ созидающего, нравственно и духовно здорового, одаренного русского народа, величественный образ самой Руси.
    Всяким народ, «полный творящих способностей души», отличается «каждый своим словом», но, по Гоголю, «пет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
    Через всю поэму проходит образ дороги, который наполняется у Гоголя многообразием смыслов. «Дорога Чичикова» – это чередование удач и катастроф, движение по замкнутому кругу, путь в никуда. «Дорога автора» – это дорога творческого постижения жизни. В завершающем поэму лирическом отступлении образ-символ дороги раскрывает главное свое содержание: автор пишет об историческом движении России в неведомое будущее.

  2. Laril Ответить

    Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» соединяет в себе сатирические и лирические элементы. Здесь одновременно мы видим авторское суровое осуждение социально-политической реальности и воспевание доброты, красоты и чистого начала души русского народа. Если рассуждение о величие души человека находятся в лирических отступлениях, то пороки людей изображены в сюжете.
    Гоголь разлого описывает социальный быт в России, показывая на примере определенного числа помещиков и чиновников плачевное состояние нравственности управленческой и влиятельной части общества. Для контраста писатель говорит в лирическом отступлении о том, что изначально прекрасной душе русского человека чужды пороки.
    В поэме Гоголь делит всех чиновников городка на два типа: «тонких» и «толстых». Акцентируя на том, что «толстые» больше приспособлены к реалиям жизни. Именно они лучше умеют извлечь корысть в деле. А вот «тонкие» личности неопределенные, словно виляющие туда и сюда. Их существование и действия более воздушные и не надежные. «Толстые» же занимают надежно свои «места» и уже не сдвигаются с них. Да так, что скорее под ними это место затрещит, чем они слетят с него.
    Под «тонкими» и «толстыми» автор изображает два социальных типа людей. «Толстые» это те, кто привык всю жизнь посвящать приобретению и накоплению. Они стремятся к серьезной карьере, которая даст им обеспечение. Для таких людей не важны блеск и мишура минутных забав. Они готовы скупать все, что принесет им прибыль. И делают это, максимально экономя свои средства. Такой тип людей в поэме олицетворяют Коробочка, Собакевич и Чичиков.
    «Тонкие» это ветреные личности, которым свойственно транжирство. Они «по русскому обычаю» прогуливают зачастую все свое состояние, доставшееся в наследство. Автор уточняет, что делают они это «по русскому обычаю». И эта деталь может указывать на более снисходительное отношение автора к «тонким», чем к «толстым». Этот тип людей олицетворяет в поэме Ноздрев.
    Какие же именно нравственные пороки чиновников изобличает Гоголь в произведении?
    Во-первых, это скупость. Чиновницу Коробочку беспокоит одна мысль: как бы ни продешевить в деле. Чиновник Собакевич просит слишком много за практически не существующий товар. Но наибольшим примером скупости является центральный герой Чичиков, который придумывает аферу с душами.
    Во-вторых, это азарт и разгульный способ жизни. Яркий пример – ветреный Ноздрев, который постоянно играет в азартные игры и употребляет спиртные напитки.
    В-третьих, подхалимство. Примером служит Манилов. Об этом человеке вначале складывается очень приятное мнение, так он умеет льстить. Но в следующий раз уже нет такого ощущения. А потом так и вовсе понимаешь, что перед тобой обычный лжец.
    Николай Васильевич Гоголь в поэме мастерски раскрывает пороки общества на примере чиновников.

  3. Ironcrusher Ответить

    В поэме Н. В. Гоголя соединены два начала – сатирическое обличение современной писателю социально-политической реальности и утверждение добра, красоты и творчества как основ бытия. Первое из них связано с событийным рядом, а второе представлено в первую очередь в лирических отступлениях.
    Автор даст в поэме развернутое описание социального быта России, показывает на примере шести помещиков и десятка чиновников удручающее нравственное состояние привилегированной части русского общества, по в то же время в своих отступлениях говорит о изначальной красоте человеческой души, прославляет творческие силы русского парода, высказывает веру в великое будущее России.
    Идея о изначально чистой и благой природе человека – один из ведущих мотивов в мировоззрении писателя. Боль о человеке, полностью утратившем духовность, с особой эмоциональной силой звучит в авторском комментарии, посвященном Плюшкину (шестая глава) : “И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все, может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы ему показали его же портрет в старости”.
    Далее автор указывает тот единственный путь, который может сохранить душу от тлена, не позволит человеку стать живым мертвецом наподобие Плюшкина: “Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!” Эпизод, связанный с Плюшкиным, автор предваряет элегическими воспоминаниями о собственной юности, о годах “невозвратно мелькнувшего детства”. Писатель сетует па то, что и его душа не избежала мертвящего воздействия времени – ведь прежде всякое повое впечатление поражало его, “ничто не ускользало от свежего тонкого внимания”. С темой юности связано и мимолетное размышление о значении мечты и “блистающей радости”, озаряющей жизнь, в связи с описанием случайной дорожной встречи Чичикова с юной блондинкой.
    Гоголь был убежден, что только через отрицание безобразного и уродливого может быть проложен путь к осознанию истинных основ жизни. Эта позиция автора отражена в лирическом отступлении вначале седьмой главы. Если цель писателя – создавать прекрасные характеры, скрывая “печальное в жизни”, срывать рукоплескания, парить над миром (“Нет равного ему в силе – он бог!”) , то “не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу … всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных,
    повседневных характеров … ”
    Некоторые отступления посвящены осмеянию “типы мелочей”. Так, писатель делит всех
    чиновников на “толстых” и “топких”, признавая большую приспособленность “толстых” к жизни: “Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие … виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят”. Противопоставляются, конечно, не физические, а психологические свойства людей. Автор рисует на примере “толстых” и “топких” два типа социального поведения. “Толстые” – приобретатели и накопители, для них важны не наружный блеск и минутные забавы, а серьезная служебная карьера, существенные, крупные приобретения – дома, угодья (варианты этого типа представлены в образах Коробочки, Собакевича, Чичикова) ; “топкие” же – транжиры, прожигатели жизни, спускающие, “по русскому обычаю, на курьерских все отцовское добро” (Ноздрев) . Мимоходом отмеченная деталь – “по
    русскому обычаю” – свидетельствует о несколько более добродушном и снисходительном отношении автора к “тоненьким” (транжирам) , чем к “толстым” (накопителям) . Это подтверждается и общим смыслом обличения Чичикова, в котором соединились самые отвратительные черты современной русской жизни: служение “копейке”, безудержная тяга к приобретательству.
    Миру продажных и ленивых чиновников, тупых и жадных, духовно омертвевших помещиков, “типе мелочей” противопоставлен в поэме романтический образ созидающего, нравственно и духовно здорового, одаренного русского народа, величественный образ самой Руси.
    Всяким народ, “полный творящих способностей души”, отличается “каждый своим словом”, но, по Гоголю, “пет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово”.
    Через всю поэму проходит образ дороги, который наполняется у Гоголя многообразием смыслов. “Дорога Чичикова” – это чередование удач и катастроф, движение по замкнутому кругу, путь в никуда. “Дорога автора” – это дорога творческого постижения жизни. В завершающем поэму лирическом отступлении образ-символ дороги раскрывает главное свое содержание: автор пишет об историческом движении России в неведомое будущее.

  4. Na Nervah Ответить

    Какие человеческие пороки обличает Н.В Гоголь в поэме “Мертвые души”?

    Ответы:

    В поэме Н. В. Гоголя соединены два начала – сатирическое обличение современной писателю социально-политической реальности и утверждение добра, красоты и творчества как основ бытия. Первое из них связано с событийным рядом, а второе представлено в первую очередь в лирических отступлениях.
    Автор даст в поэме развернутое описание социального быта России, показывает на примере шести помещиков и десятка чиновников удручающее нравственное состояние привилегированной части русского общества, по в то же время в своих отступлениях говорит о изначальной красоте человеческой души, прославляет творческие силы русского парода, высказывает веру в великое будущее России.
    Идея о изначально чистой и благой природе человека – один из ведущих мотивов в мировоззрении писателя. Боль о человеке, полностью утратившем духовность, с особой эмоциональной силой звучит в авторском комментарии, посвященном Плюшкину (шестая глава): «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все, может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы ему показали его же портрет в старости».
    Далее автор указывает тот единственный путь, который может сохранить душу от тлена, не позволит человеку стать живым мертвецом наподобие Плюшкина: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!» Эпизод, связанный с Плюшкиным, автор предваряет элегическими воспоминаниями о собственной юности, о годах «невозвратно мелькнувшего детства». Писатель сетует па то, что и его душа не избежала мертвящего воздействия времени – ведь прежде всякое повое впечатление поражало его, «ничто не ускользало от свежего тонкого внимания». С темой юности связано и мимолетное размышление о значении мечты и «блистающей радости», озаряющей жизнь, в связи с описанием случайной дорожной встречи Чичикова с юной блондинкой.
    Гоголь был убежден, что только через отрицание безобразного и уродливого может быть проложен путь к осознанию истинных основ жизни. Эта позиция автора отражена в лирическом отступлении вначале седьмой главы. Если цель писателя – создавать прекрасные характеры, скрывая «печальное в жизни», срывать рукоплескания, парить над миром («Нет равного ему в силе – он бог!»), то «не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу… всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных,
    повседневных характеров…»
    Некоторые отступления посвящены осмеянию «типы мелочей». Так, писатель делит всех
    чиновников на «толстых» и «топких», признавая большую приспособленность «толстых» к жизни: «Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие… виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят». Противопоставляются, конечно, не физические, а психологические свойства людей. Автор рисует на примере «толстых» и «топких» два типа социального поведения. «Толстые» – приобретатели и накопители, для них важны не наружный блеск и минутные забавы, а серьезная служебная карьера, существенные, крупные приобретения – дома, угодья (варианты этого типа представлены в образах Коробочки, Собакевича, Чичикова); «топкие» же – транжиры, прожигатели жизни, спускающие, «по русскому обычаю, на курьерских все отцовское добро» (Ноздрев). Мимоходом отмеченная деталь – «по
    русскому обычаю» – свидетельствует о несколько более добродушном и снисходительном отношении автора к «тоненьким» (транжирам), чем к «толстым» (накопителям). Это подтверждается и общим смыслом обличения Чичикова, в котором соединились самые отвратительные черты современной русской жизни: служение «копейке», безудержная тяга к приобретательству.
    Миру продажных и ленивых чиновников, тупых и жадных, духовно омертвевших помещиков, «типе мелочей» противопоставлен в поэме романтический образ созидающего, нравственно и духовно здорового, одаренного русского народа, величественный образ самой Руси.
    Всяким народ, «полный творящих способностей души», отличается «каждый своим словом», но, по Гоголю, «пет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
    Через всю поэму проходит образ дороги, который наполняется у Гоголя многообразием смыслов. «Дорога Чичикова» – это чередование удач и катастроф, движение по замкнутому кругу, путь в никуда. «Дорога автора» – это дорога творческого постижения жизни. В завершающем поэму лирическом отступлении образ-символ дороги раскрывает главное свое содержание: автор пишет об историческом движении России в неведомое будущее.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *