Какие потребности бывают у человека что такое иерархия потребности?

10 ответов на вопрос “Какие потребности бывают у человека что такое иерархия потребности?”

  1. Мальвина Ответить

    Мотивация человека
    Мотивация — это процесс побуждения себя и других лиц к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Эффективность мотивации связана с конкретной ситуацией.
    Мотивация применялась издревле. Метод кнута и пряника (один из первых методов мотивации) применялся еще на заре цивилизации. Однако в период Ф. Тейлора управленцами было осознано, что зарплата на грани голода — глупо и опасно. По мере улучшения благосостояния населения не всегда пряник заставляет трудиться человека лучше.
    Большую роль в данной области сыграли труды З. Фрейда по психологии, вводившие понятие бессознательного. Ученым был выдвинут тезис о том, что люди не всегда поступают рационально. Эксперименты Э. Мэйо выявили снижение текучести кадров за счет роста престижности профессии, социальных, групповых отношений.
    Содержательные теории мотивации основаны на классификации потребностей человека (А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. МакКлелланд). Первичные и вторичные потребности. Процессуальные теории базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей (как ведут себя люди с учетом их восприятия).

    Содержательные теории

    Интерес с точки зрения выделения мотивирующих факторов представляет теория человеческих потребностей, предложенная в
    40-е гг. CC в. А. Маслоу (рис. 9.1).

    Рис. 9.1. Иерархия потребностей по А. Маслоу
    Потребность человека
    Потребность — это физиологический и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию. Маслоу говорил, что следующая в иерархии потребность удовлетворяется после того, как полностью удовлетворена потребность предыдущего уровня. Хотя в жизни это не обязательно, и человек может искать, к примеру, удовлетворения потребности в статусе до того, как полностью удовлетворена его потребность в жилье.
    Ф. Герцберг предложил две группы факторов в 50-х гг. CC в.
    гигиенические (внешние по отношению к работе), которые снимают неудовлетворенность работой;
    факторы мотивации (внутренние, присущие работе).
    К первой группе относятся нормальные условия труда, достаточная заработная плата, уважение начальства. Эти факторы автоматически не определяют мотивацию. Вторая группа факторов предполагает, что каждый человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение.
    Закон результата (П. Лоуренс и Дж. Лорш) утверждает, что люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с результатом, удовлетворением потребностей (на примере прошлого).
    Д. МакКлелланд выделал три потребности: власть, успех, причастность. Успех — не просто результат, а процесс доведения до успеха. Причастность — это чувство принадлежности к чему-либо, возможность социального общения, чувство социального взаимодействия. Он считал, что в настоящее время, когда уже удовлетворены все первичные потребности, решающую роль начинают играть перечисленные потребности высшего порядка.

    Процессуальные теории мотивации

    Теория ожидания В. Врума. Ожидание — это вероятность наступления события по оценке данной личности. Вознаграждение — все, что человек считает ценным для себя. Внутреннее вознаграждение дает сама работа, внешнее — дает начальник.
    Врум выделил три взаимосвязи. Затраты труда — результат. Результат — вознаграждение. Валентность, т. е. ценность, удовлетворенность вознаграждением, так как предпочтения у различных людей различны.
    М = З — Р * Р — В * Валентность
    Теория справедливости. Люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Дисбаланс нужно снимать.
    Модель Портера — Лоулера. Пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение и степень удовлетворения. Эта теория объединяет предыдущие две.
    Можно изменить производственный процесс для улучшения мотивации сотрудников. Сложность мотивации через потребности заключается в том, что вы имеете дело с разными людьми, всегда есть большая вероятность невыполнения их личных потребностей.

    Пирамида потребностей Маслоу

  2. Saithimeena Ответить

    Существует широкое разнообразие форм данного явления. Например, выделяют материальные потребности ? такие, которые связаны с получением определённых ресурсов (денег, товаров, услуг), необходимых индивиду, чтобы поддерживать хорошее самочувствие и настроение.

    Другая большая группа ? духовные потребности. Сюда относится всё, что связано с эмоциями, самопознанием, развитием, самореализацией, просвещением, безопасностью и т. д. Иными словами, это необходимость человека получать то, что было создано сознанием других людей.
    Третью обширную группу составляют социальные потребности ? то есть такие, которые связаны с общением. Это может быть потребность в дружбе и любви, внимании, одобрении и принятии другими людьми, нахождении единомышленников, возможности выговориться и т. п.
    Подробные классификации потребностей имеются в социологии, психологии и экономике. Сейчас мы рассмотрим одну наиболее популярную.

    Пирамида потребностей

    Широко известна иерархия потребностей, которую создал американский психолог Абрахам Маслоу. Эта классификация интересна тем, что представляет собой семиступенчатую пирамиду. В ней наглядно представлены основные потребности личности и то, какую роль они играют. Опишем последовательно все эти семь ступеней, от низа до верхушки.

  3. Рената Ответить

    1
    Тема: Иерархия
    потребностей человека по А. Маслоу

    Кадырова Р.К.
    Вопросы:
    Понятие о
    потребностях.
    Различные теории
    и классификации потребностей.
    Иерархия потребностей
    по А. Маслоу.
    Характеристика
    основных потребностей человека.
    Основные потребности
    в повседневной деятельности человека.
    Условия
    и факторы, влияющие на способ и
    эффективность удовлетворения
    потребностей.
    Возможные причины
    потребности в уходе (болезнь, травма,
    возраст).
    Роль медсестры в
    восстановлении и поддержании независимости
    пациента в удовлетворении его основных
    потребностей
    Роль медсестры в
    оздоровлении образа жизни пациента и
    его семьи.
    Понятие потребностей
    Нормальная жизнедеятельность
    человека, как существа общественного,
    представляющего целостную, динамическую,
    саморегулирующуюся биологическую
    систему обеспечивается совокупностью
    биологических, психосоциальных и
    духовных потребностей. Удовлетворение
    этих потребностей определяет рост,
    развитие, гармонию человека с окружающей
    средой.
    Жизнедеятельность
    человека зависит от многих факторов,
    которые упорядочены во времени и
    пространстве и поддерживаются системами
    жизнеобеспечения организма человека
    в условиях окружающей среды.
    Потребность
    — это осознанный психологический или
    физиологический дефицит чего-либо,
    отраженный
    в восприятии человека, который он
    испытывает на притяжении всей своей
    жизни. (Глоссарий
    МАНГО под редакцией Г.И. Перфильевой).

    Основные теории и классификации потребностей

    Авторами
    потребностно-информационной теории,
    которая объясняет причины и движущие
    силы поведения
    человека, являются отечественные ученые
    Симонов и Ершов. Сущность теории состоит
    в том,
    что потребности побуждаются условиями
    существования организма в постоянно
    меняющейся окружающей
    среде.
    Переход потребности
    в поступки и действия сопровождается
    эмоциями.
    Эмоция – это
    индикаторы потребностей. Они могут быть
    положительными и отрицательными на
    удовлетворение потребностей. Симонов
    и Ершов все потребности разделили на
    три группы:
    Группа
    – витальные (Потребность жить и
    обеспечивать свою жизнь).
    группа

    социальные (потребность занять
    определенное место в обществе)
    группа

    познавательные (потребность познавать
    внешний и внутренний мир).
    Американский
    психофизиолог А. Маслоу, русского
    происхождения в 1943 году выделил 14
    основных
    потребностей человека и расположил их
    согласно пяти ступеням (см. схему)

    Физиологические
    потребности — это низшие, управляемые
    органами тела потребности, такие как
    дыхание, пищевая, сексуальная, потребность
    в самозащите.
    Потребности в
    надёжности – стремление к материальной
    надёжности, здоровью, обеспечению
    старости и т.д.
    Социальные
    потребности – удовлетворение этой
    потребности необъективно и трудноописуемо.
    Одного человека удовлетворяют очень
    немногие контакты с другими людьми, в
    другом человеке эта потребность в
    общении выражается очень сильно.
    Потребность в
    уважении, осознании собственного
    достоинства, – здесь идет речь об
    уважении, престиже, социальном успехе.
    Вряд ли эти потребности удовлетворяются
    отдельным лицом, для этого требуются
    группы.
    V. Потребность
    в развитии личности, в осуществлении
    самого себя, самореализации,
    самоактуализации, в осмыслении своего
    назначения в мире.

    Иерархия потребностей (ступени развития) по а. Маслоу. Сущность теории потребностей а. Маслоу. Характеристики основных потребностей человека

    Жизнь,
    здоровье,
    счастье, человека зависит от удовлетворения
    потребностей в пище, воздухе, сне и т.д.
    Эти потребности человек самостоятельно
    удовлетворяет на протяжении всей жизни.
    Обеспечиваются они функцией различных
    органов и систем организма. Заболевание
    вызывая нарушение функции того или
    иного органа, той или иной системы,
    мешает удовлетворению потребностей,
    приводит к дискомфорту.
    В 1943 г. американский
    психолог А. Маслоу разработал одну из
    теорий иерархии потребностей, определяющих
    поведение человека. По его теории, одни
    потребности для человека более
    существенны, чем другие. Это позволило
    классифицировать их по иерархической
    системе; от физиологических до потребностей
    в самовыражении.
    В настоящее время
    в странах с высоким уровнем социально
    – экономического развития, где значительно
    изменились приоритеты в удовлетворении
    основных потребностей она не столь
    популярна. Для наших условий сегодня
    эта теория остается популярной.
    Чтобы
    жить, человеку необходимо удовлетворять
    физиологические потребности в воздухе,
    пище,
    воде, сне, выделении продуктов
    жизнедеятельности, в возможности
    двигаться, общаться, с
    окружающими, ощущать прикосновение и
    удовлетворять свои сексуальные интересы.
    Потребность в
    кислороде

    нормальном дыхании, одна из основных
    физиологических потребностей человека.
    Дыхание и жизнь – неразделимые понятия.
    При
    недостатке кислорода дыхание становится
    частым и поверхностным, появляется
    одышка
    кашель. Продолжительное уменьшение
    концентрации кислорода в тканях приводит
    к цианозу,
    кожа и видимые слизистые приобретают
    синюшный оттенок. Поддержание этой
    потребности
    должно стать для медицинского работника
    приоритетной задачей. Человек, удовлетворяя
    эту потребность, поддерживает необходимый
    для жизни газовый состав крови.
    Потребность
    в
    пище
    также
    имеет важное значение для сохранения
    здоровья и хорошего самочувствия.
    Рациональное и адекватное питание
    помогает исключить факторы риска многих
    заболеваний. Например, ишемическая
    болезнь сердца обусловлена регулярным
    употреблением
    пищи богатой насыщенными животными
    жирами и холестерином. Рацион, содержащий
    большое количество круп и растительных
    волокон, снижает риск развития рака
    толстого
    кишечника. Высокое содержание белка в
    пище способствует заживлению ран.
    Медицинский
    работник должен обучить пациента и дать
    рекомендации по рациональному и
    адекватному
    питанию для удовлетворения потребности
    человека в пище.
    Рекомендуется:
    ежедневно
    употреблять фрукты и овощи, каши, молочные
    продукты, обезжиренные
    мясо, рыбу. Птицу, минимальное количество
    сливочного масла, сливок.
    Ограничить:
    употребление
    яичных желтков, сахара, сладких продуктов,
    соли, алкогольных напитков.
    Пищу лучше варить,
    печь, но не жарить.
    Необходимо
    помнить, что неудовлетворенная потребность
    в пище, приводит к нарушению
    здоровья.
    Потребность в
    жидкости

    это выпивание жидкости, 1,5-2 литра
    ежедневно – вода, кофе,
    чай, молоко,
    суп, фрукты, овощи. Такое количество
    восполняет потери в виде выделений
    мочи, кала, пота, испарений при дыхании.
    Чтобы сохранить водный баланс, человек
    должен употреблять жидкости больше,
    чем он выделяет, в противном случае
    появляются признаки обезвоживания, но
    не более 2 литров, чтобы не вызвать
    нарушений функции многих органов и
    систем. От умения медицинской сестры
    предвидеть опасность обезвоживания
    или образования отеков зависит возможность
    пациента избежать многих осложнений.
    Потребность в
    выделении продуктов жизнедеятельности.
    Непереваренная
    часть пищи выводится из организма в
    виде мочи, кала. Режимы выделения у
    каждого человека индивидуальны.
    Удовлетворение других потребностей
    может быть отложено, но нельзя отложить
    выделение продуктов жизнедеятельности
    на долгое время. Многие пациенты считают
    процесс выделения продуктов
    жизнедеятельности интимным и предпочитают
    не обсуждать эти вопросы. При удовлетворении
    нарушенной потребности медицинская
    сестра должна обеспечить ему возможность
    уединения, уважать право пациента на
    конфиденциальность,
    Потребность в
    сне и отдыхе

    при недосыпании уменьшается уровень
    глюкозы в крови, ухудшается питание
    мозга и замедляются мыслительные
    процессы; рассеивается внимание,
    ухудшается кратковременная память.
    Исследования, проведенные американскими
    специалистами свидетельствуют, что у
    человека, который не спал полночи, вдвое
    уменьшается количество клеток крови,
    отвечающих за фагоцитоз. Вольному
    человеку сон более необходим, поскольку
    способствует улучшению его самочувствия.
    Несмотря на то, что восприимчивость
    человека к внешним раздражителям во
    время сна снижена, это достаточно
    активное состояние. В результате
    исследований выделено несколько стадий
    сна.
    Стадия 1
    медленный сон. Легкий сон и длиться
    всего несколько минут. При этой стадии
    происходит спад физиологической
    активности организмам постепенное
    снижение деятельности жизненно
    важных органов, обмена веществ. Человека
    можно легко разбудить, но если же сон
    не прерывается,
    то вторая стадия наступает через 15
    минут.
    Стадия
    2

    медленный
    сон. Неглубокий сон, продолжается 10-20
    минут. Жизненные функции продолжают
    ослабевать, наступает полное расслабление.
    Разбудить человека трудно.
    Стадия
    3

    медленный
    сон. Стадия самого глубокого сна,
    продолжающая 15-30 минут, разбудить
    спящего
    трудно. Продолжается ослабление жизненно
    важных функций,
    Стадия
    4

    медленный
    сон. Глубокий сон, продолжающийся 15-30
    минут, разбудить спящего очень
    трудно. При этой фазе происходит
    восстановление физических сил. Жизненно
    важные функции выражены
    гораздо слабее, чем во время бодрствования.
    Вслед за 4 стадией вновь наступает 3-я и
    2-я стадии,
    после чего спящий переходит в 5-ю стадию
    сна.
    Стадия 5
    быстрый сон. Возможны яркие, цветные
    сновидения через 50-90 минут после первой
    стадии. Наблюдаются быстрые движения
    глаз, изменения частоты сердцебиения
    и дыхания, а
    также увеличения или колебания
    артериального давления. Снижается тонус
    скелетных мышц. При этой
    фазе восстанавливаются психические
    функции человека, разбудить спящего
    очень трудно. Продолжительность
    этой стадии около 20 минут.
    После
    5-й стадии
    сна
    на короткое время наступают 4, 3, 2-я, затем
    вновь 3, 4 и 5-я стадии, т. е. следующий
    цикл сна.
    На
    сон человека могут оказывать влияние
    несколько факторов; физическое
    недомогание, лекарственные
    средства и наркотики, образ жизни,
    эмоциональный стресс, окружающая среда
    и физическая
    нагрузка. Любое заболевание, сопровождающееся
    болью, физическим недомоганием, тревогой
    и депрессией, приводит к нарушению сна.
    Медицинская сестра должна ознакомить
    пациента с действием
    назначенных лекарственных средств и
    их влиянии на сон.
    Отдых
    – состояние пониженной физической и
    психической активности. Отдыхать можно
    не только лежа на диване, но и вовремя
    длительной прогулки, чтения книг или
    при выполнении специальных релаксирующих
    упражнений. В лечебном учреждении отдыху
    может помещать громкий шум, яркий свет,
    присутствие других людей.
    Необходимость
    отдыха и сна для жизнедеятельности
    человека, знание его стадий и возможных
    причин,
    вызывающих нарушение привычных функций
    человеческого организма, дадут возможность
    сестре
    оказать пациенту помощь и удовлетворить
    доступными ей средствами его потребность
    в сне.
    Потребность
    в
    движении.
    Ограниченно подвижности или не подвижность
    создают много проблем для
    человека.
    Такое состояние бывает продолжительным
    или непродолжительным, временным или
    постоянным.
    Оно может быть обусловлено травмой с
    последующим наложением шины, вытяжением
    конечностей
    с применением специальных аппаратов.
    Болью при наличии хронических заболеваний,
    остаточных
    явлений нарушения мозгового кровообращения.
    Неподвижность

    один из факторов риска развития пролежней,
    нарушение функции опорно-двигательного
    аппарата, работы сердца и легких. При
    длительной неподвижности наблюдаются
    изменения
    в системе пищеварения, диспепсия,
    метеоризм, анорексия, понос или запоры.
    Интенсивное натуживание
    во время акта дефекации, к которому
    пациент должен прибегать, может привести
    к геморрою,
    инфаркту миокарда, остановке сердца.
    Неподвижность, особенно в лежачем
    положении, нарушает мочевыделение и
    может привести к инфекции мочевого
    пузыря, к образованию камней в мочевом
    пузыре и почках.
    И
    главная проблема пациента, он не может
    общаться с окружающей средой, которая
    оказывает значительное
    влияние на формирование личности
    человека. От степени и продолжительности
    состояния
    неподвижности у пациента могут появиться
    те или иные проблемы в психосоциальной
    сфере, изменяются
    способность к обучению, мотивация,
    чувства и эмоции.
    Сестринская
    помощь направленная на максимально
    возможное восстановление подвижности,
    самостоятельности
    при движении с использованием костылей
    палок, протезов, имеет огромное значение
    для улучшения качества жизни пациента.
    Сексуальная
    потребность. Она не прекращается
    даже при заболевании или достижении
    преклонного возраста.
    На сексуальное
    здоровье человека прямо или косвенно
    могут влиять его болезнь, дефекты
    развития. Но тем не менее многие люди
    говорят на эту тему неохотно даже при
    наличии серьезных сексуальных проблем.
    Решение действительных
    или потенциальных сексуальных проблем
    может помочь пациенту добиться гармонии
    во всех аспектах здоровья.
    Необходимо при
    беседе с пациентом:

    выработать
    твердую научную основу для понимания
    здоровой сексуальности и наиболее
    распространённых
    её нарушений и дисфункции;
    понимать, как
    влияет на сексуальность сексуальная
    ориентация, культура, религиозные
    убеждения человека;
    научиться определять
    проблемы, выходящие за рамки сестринской
    компетенции, и рекомендовать пациенту
    помощь соответствующего специалиста.
    Потребность
    в безопасности.
    Для
    большинства людей безопасность означает
    надежность и удобство. Каждый из нас
    нуждается в крове, одежде и в том, кто
    может оказать помощь. Пациент чувствует
    себя в безопасности, если кровать,
    кресло-каталка, каталка зафиксированы,
    покрытие пола в палате и в коридоре
    сухое и на нем нет посторонних предметов,
    помещение в темное время суток достаточно
    освещено; при плохом зрении есть очки.
    Человек одевается соответственно
    погоде, а в жилище достаточно тепло, и
    при необходимости ему будет оказана
    помощь. Пациент должен быть уверен, что
    он в состоянии не только обеспечить
    свою безопасность, но и не причинить
    вреда окружающим. Избегать стрессовых
    ситуаций.
    Социальные
    потребности

    – это
    потребности в семье, друзьях, их общение,
    одобрение, привязанность, любовь и т.д.
    Люди хотят чтобы
    их любили, понимали. Никто не желает
    быть покинутым, нелюбимым и одиноким.
    Если это случилось, значит, социальные
    потребности человека не удовлетворены.
    При тяжелой болезни,
    нетрудоспособности иди в преклонном
    возрасте часто
    возникает
    вакуум,
    социальные контакты нарушаются. К
    сожалению, в таких случаях потребность
    в общении не
    удовлетворена,
    особенно у пожилых, и одиноких людей.
    Следует всегда помнить о социальных
    потребностях человека даже в тех случаях,
    когда он предпочитает не говорить об
    этом.
    Помогая пациенту
    решить социальную проблему, можно
    значительно улучшить качество его
    жизни.
    Потребность в
    самоуважении и уважении.
    Общаясь
    с людьми, мы не можем быть равнодушными
    к оценке своего успеха со стороны
    окружающих.
    У человека появляется
    потребность в уважении и самоуважении.
    Но для этого необходимо, чтобы
    труд ему привносил удовлетворение, а
    отдых был насыщенным и интересным, чем
    выше
    уровень социально-экономического
    развития общества, тем более полно
    удовлетворяются потребности
    в самоуважении. Нетрудоспособные и
    пожилые пациенты теряют это
    чувство,
    Так
    как больше ни для кого не представляют
    интереса, некому порадоваться их успеху,
    а поэтому
    у них нет возможности удовлетворить
    свою потребность в уважении.
    Потребность
    в самовыражении


    это наивысший уровень потребности
    человека. Удовлетворяя
    свою потребность в самовыражении, каждый
    верит, что он делает лучше чем другие.
    Для одного самовыражение

    это написание книги, для другого

    это вырастить сад, для
    третьего воспитание детей и т.д.
    Итак, на каждом
    уровне иерархии у пациента могут быть
    одна или несколько неудовлетворенных
    потребностей, медицинская сестра
    составляя план ухода за пациентом,
    должна
    помочь ему реализовать хотя бы некоторые
    из них.

  4. Aralanim Ответить


    Обобщенно можно выделить телесные (биологические), личностные (социальные) и духовные (экзистенциальные) потребности:
    К телесным относятся инстинкты, рефлексы, то есть все физиологическое. От их удовлетворения зависит поддержание жизни человека как вида.
    К личностным относится все духовное и социальное. То, что позволяет человеку быть личностью, индивидуальностью и субъектом общества.
    К экзистенциальным относится все, что связано с поддержанием жизни всего человечества и с космосом. Сюда относится потребность в самосовершенствовании, развитии, созидании нового, познании, творчестве.
    Таким образом, часть потребностей является врожденной и они идентичны у людей любых народов и рас. Другая часть – приобретенные потребности, которые зависят от культуры и истории конкретного общества, группы людей. Свою лепту вносит даже возраст человека.

    Теория А. Маслоу

    Самой популярной классификацией потребностей (она же иерархия) является пирамида Маслоу. Американский психолог расположил потребности от низших к высшим, или от биологических к духовным.
    Физиологические потребности (пища, вода, сон, то есть все, что связано с телом и организмом).
    Потребность в эмоциональной и физической безопасности (стабильности, порядке).
    Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба), или социальные потребности.
    Потребность в самоуважении (уважении, признании), или потребности оценки.
    Потребность в самоактуализации (саморазвитии, самовоспитании, других «само»).
    Первые две потребности относятся к низшим, остальные – к высшим. Низшие потребности характерны для человека как индивида (биологического существа), высшие – для личности и индивидуальности (социального существа). Развитие высших потребностей невозможно без удовлетворения первичных. Однако после их удовлетворения духовные потребности развиваются не всегда.
    Высшие потребности и стремление к их реализации обуславливают свободу индивидуальности человека. Становление духовных потребностей тесно связано с культурой и ценностными ориентациями общества, историческим опытом, который постепенно становится опытом личности. В связи с этим можно выделить материальные и культурные потребности.
    Для низших и высших потребностей характерны несколько отличий:
    Высшие потребности генетически развиваются позднее (первые отголоски возникают в позднем подростковом возрасте).
    Чем выше потребность, тем проще ее на время отодвинуть.
    Жизнь на высоком уровне потребностей означает хороший сон и аппетит, отсутствие болезней, то есть хорошее качество биологической жизни.
    Высшие потребности воспринимаются человеком как менее насущные.
    Удовлетворение высших потребностей приносит большую радость и счастье, обеспечивает развитие личности, обогащает внутренний мир, осуществляет желания.
    Согласно Маслоу, чем выше человек поднимается по этой пирамиде, тем здоровее психически и более развитым как личность и индивидуальность его можно считать. Чем выше потребность, тем больше человек готов к активным действиям.

    Теория К. Алдерфера

    Автор видоизменил эмпирическим путем теорию Маслоу и выделил три группы потребностей, дифференцировав потребность в оценке:
    существование (физиологические и потребность в безопасности по Маслоу);
    связанность (социальные потребности и внешняя оценка по Маслоу);
    развитие (внутренняя оценка и самоактуализация по Маслоу).
    Теорию отличают еще два положения:
    одновременно могут быть задействованы несколько потребностей;
    чем ниже удовлетворение высшей потребности, тем сильнее желание удовлетворить низшую (речь идет о замещении недоступного доступным, например, любви – сладким).

    Теория Э. Фромма


    В концепции Фромма потребности классифицированы на основании единства человека и природы. Автор выделяет следующие потребности:
    Потребность в общении и межиндивидуальных узах (любовь, дружба).
    Потребность в творчестве. Независимо от рода конкретной деятельности человек создает мир вокруг себя и само общество.
    Потребность в ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия, то есть обращение к истории общества, семье.
    Потребность в стремлении к уподоблению, поиску идеала, то есть идентификация человека с кем-либо или чем-либо.
    Потребность к познанию и освоению мира.
    Стоит отметить, что Фромм придерживался концепции о влиянии бессознательного на человека и потребности относил как раз к этому. Но в понятии Фромма бессознательное – скрытый потенциал личности, духовные силы, отведенные каждому человеку изначально. А также в подсознательное занесен элемент общности, единства всех людей. Но подсознательное, как и описанные потребности, разбивается об логику и рациональность мира, клише и табу, стереотипы. И в большинстве своем потребности остаются нереализованными.

    Теория приобретаемых потребностей Д. Мак-Клелланда

    Автор выделил три потребности, которые приобретаются человеком в течение жизни:
    потребность в достижении или свершении;
    потребность в человеческих связях или в присоединении;
    потребность во власти.
    Согласно авторской концепции, эти потребности есть у каждого человека, но их выраженность и влияние на поведение отличаются. Начало развития потребности берут в детстве:
    если детей поощряют при контроле над другими, то формируется потребность во власти;
    при самостоятельности – потребность в  достижении;
    при установлении  дружбы – потребность в присоединении.

    Потребность в достижении

    Человек стремится превосходить других людей, выделяться, достигать установленных стандартов, быть успешным, решать сложные задачи. Такие люди сами выбирают ситуации, где будут нести ответственность за всех, но при этом избегают слишком простых или слишком сложных.

    Потребность в присоединении

    Человек стремится иметь дружеские, близкие межличностные взаимоотношения, основанные на тесной психологической связи, избегает конфликтов. Такие люди ориентированы на ситуации кооперации.

    Потребность во власти

    Человек стремится создавать условия и требования для деятельности других людей, управлять ими, контролировать их, пользоваться авторитетом, решать за других людей. Человек получает удовлетворение, находясь в позиции влияния и управления. Такие люди выбирают ситуации соревнований, конкуренции. Их заботит статус, а не эффективность действий.

  5. Ragefire Ответить

    Представленная Абрахамом Маслоу иерархия потребностей включает пять различных уровней:
    Физиологические потребности. К ним относятся жизненно важные потребности, от которых зависит выживание индивида — потребности в воде, пище, воздухе или сне. Маслоу считал, что эти потребности являются основополагающими в иерархии, поскольку все остальные потребности отходят на второй план до тех пор, пока они не будут удовлетворены.
    Потребности безопасности. Сюда относятся потребности в безопасности и защищенности. Их удовлетворение, безусловно, важно для выживания индивида, но не настолько, насколько удовлетворение физиологических потребностей. В качестве примера ещё можно привести стремление к стабильной занятости, надежной системе здравоохранения, выбор безопасного района или потребность в жилище в принципе.
    Социальные потребности. К ним относятся потребности в принадлежности, любви и привязанности. Маслоу считал их менее важными по сравнению с физиологическими нуждами и потребностями в безопасности. Не только дружба, романтические и семейные отношения помогают удовлетворить эту потребность в общении и принятии, но и участие в социальной деятельности, различных обществах или религиозных группах.
    Потребность в уважении. После удовлетворения потребностей первых трёх уровней, важность обретает потребность в уважении. Также к этому уровню относятся необходимость в изменениях, которые влияют на самооценку, личную ценность человека, общественное признание и достижение.
    Потребность в самоактуализации. Это самый высокий уровень в иерархии потребностей Абрахама Маслоу. Самореализовавшиеся люди осознают личностный рост, менее зависимы от мнения других и заинтересованы в реализации своего потенциала.

    Критика иерархии потребностей Маслоу

    Хотя результаты некоторых исследований подтвердили теорию Маслоу, большинство исследователей не смогли обосновать его идею об иерархии потребностей. Вахба и Бридвелл сообщили, что рейтинг, составленный Маслоу, недостаточно обоснован, и что существует мало доказательств того, то эти потребности обязательно должны располагаться в иерархическом порядке.
    Другие критики обращают внимание на то, что данное Маслоу определение самоактуализации трудно проверить научно. Его исследования в отношении самоактуализации основаны на очень ограниченной выборке испытуемых — на его знакомых, а также на биографиях известных людей, которых Маслоу считал самореализовавшимися (например, Альберта Эйнштейна, Элеоноры Рузвельт). Несмотря на множество критических замечаний, иерархия потребностей Маслоу представляет собой часть важного сдвига в психологии. Вместо того чтобы сосредоточиться на аномальном поведении и его развитии, гуманистическая психология Маслоу сосредоточена на развитии здоровой личности.
    Хотя теорию Абрахама Маслоу поддерживает относительно небольшое количество исследователей, иерархия потребностей хорошо известна и популярна как среди психологов, так и среди других специалистов. В исследовании, опубликованном в 2011 году, учёные Университета Иллинойса попробовали проверить эту иерархию. Вот, что они обнаружили: удовлетворение потребностей коррелирует с ощущением счастья; испытуемые самых разных культур показали, что самореализация и социальные потребности важны даже тогда, когда основные потребности не были удовлетворены.
    Теги: личность, поведение, потребности, Развитие, теории

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *