Какие причины привели человека к жизни в одном месте к оседлости?

3 ответов на вопрос “Какие причины привели человека к жизни в одном месте к оседлости?”

  1. ashes on her cheek Ответить

    Существует термин «неолитическая революция». Когда его слышишь, то представляется масса бородатых всклокоченных людей в шкурах, вооруженных примитивными топорами и копьями. Эта масса бежит с воинственными воплями на штурм пещеры, где засела толпа точно таких же людей, бородатых, всклокоченных, с примитивными топорами и копьями в ручищах. На самом деле этим термином обозначается смена форм хозяйствования — от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Неолитическая революция стала следствием перехода от кочевничества к оседлости. Именно так, сначала человек стал вести оседлый образ жизни, затем освоил земледелие и одомашнил некоторые виды животных, просто вынужден был освоить. Затем появились первые города, первые государства… Современное состояние мира — следствие того, что человек когда-то перешел к оседлости.
    Первые постоянные поселения людей появились около 10-13 тысяч лет назад. Где-то они появились раньше, где-то позже, в зависимости от региона мира. Древнейшие, первейшие — на Ближнем Востоке — около 13 тысяч лет назад. Одно из первых, из тех, что найдены и откопаны археологами, — Мурейбет на территории Сирии, на берегу Евфрата. Оно возникло около 12 200 лет назад. Его населяли охотники-собиратели. Дома они строили по типу кочевых съемных жилищ — круглыми, 3-6 метров в диаметре, но гораздо основательнее: использовали куски известняка, скрепляли их глиной. Крыша накидывалась из стеблей камыша. Надежность жилищ — единственное, в чем жители оседлой Мурейбеты превосходили кочевников. Более важный фактор — пища. Питались в Мурейбете скуднее кочевников. Зависели от случая — уродятся в этом сезоне дикорастущие бобы, желуди и фисташки или урожай будет незначительным, не хватит толком племени; пройдет ли поблизости стадо газелей или нет, будет ли достаточно рыбы в реке. Одомашнивание (или «доместикация», на научном языке) растительной пищи в Мурейбете произошло через тысячу лет после возникновения поселения: научились самостоятельно выращивать пшеницу, рожь и ячмень. Одомашнивание животных произошло еще позже.
    Короче говоря, продовольственной причины для создания поселения на берегу Евфрата не было. Постоянное поселение, наоборот, создавало регулярные продовольственные трудности. То же самое в других регионах — обитатели древнейших оседлых деревень питались скуднее, чем их кочевые современники. Если взять все регионы, где раньше других происходил переход от кочевничества к оседлости — Ближний Восток, области на Дунае и в Японии — то получится, что между появлением оседлых поселений и следами первых доместицированных растений прошло от одной до трех тысячи лет (то есть в сирийской Мурейбете жители относительно быстро сообразили, как самим выращивать зерно). В настоящее время большинство палеоантропологов считает, что обитатели первых стационарных поселений жили существенно беднее и питались менее разнообразно и обильно, чем бродячие охотники. А продовольственная безопасность, обеспеченность пищей — одна из основных причин движения человеческих цивилизаций. Значит, еда отпадает — не из-за нее люди стали жить оседло.
    Важный момент — мертвецов хоронили в жилых домах древнейших поселений. Предварительно скелеты очищались — оставляли трупы на деревьях, их обклевывали птицы, либо самостоятельно счищали мясо, мягкие ткани с костей, — после хоронили под полом. Череп, как правило, отделяли. Черепа хранили отдельно от других костей, но тоже в жилище. В Мурейбете их выставляли на полки в стенах. В Телль Рамаде (Южная Сирия) и Бейсамуне (Израиль) черепа были водружены на вылепленные из глины фигуры — подставки высотой до четверти метра. Для людей 10-тысячелетней давности, вероятно, именно череп символизировал личность умершего, поэтому столько почтения, столько уважения к нему. Черепа использовали в религиозных обрядах. К примеру, их «кормили» — делились с ними пищей. То есть умершим предкам оказывалось всяческое внимание. Возможно, их считали незаменимыми помощниками в делах живых, с ними обязательно поддерживали связь, к ним обращались с молитвами, с просьбами.
    Основываясь на находках захоронений в древнейших поселениях, историк-религиовед Андрей Борисович Зубов выводит теорию, что человечество начало переходить на оседлость из-за своих религиозных убеждений. «Такое внимание к предкам, родоначальникам, продолжающим помогать живым в их и временных, земных, и в вечных, небесных, нуждах, такое чувство взаимозависимости поколений не могло не отразиться и в организации жизни. Могилы предков, священные реликвии рода, нужно было максимально приблизить к живым, сделать частью мира живых. Потомки должны были зачинаться и рождаться буквально «на костях» праотцов. Не случайно захоронения часто находят под теми глинобитными скамьями неолитических домов, на которых сидели и спали живые.
    Кочевой образ жизни, характерный для палеолита, вступал в столкновение с новыми религиозными ценностями. Если могилы предков должны быть как можно ближе к дому, тогда или дом должен быть недвижим или кости переноситься с места на место. Но почитание родящей стихии земли требовало стационарных погребений — зародыш новой жизни, погребенное тело, не мог по мере необходимости изыматься из утробы. И поэтому единственное, что оставалось человеку протонеолита — это осесть на землю. Новый строй жизни был труден и непривычен, но тот духовный переворот, который произошел в сознании людей около 12 тысяч лет назад, требовал выбора — или пренебречь родом, общностью с предками ради более сытой и удобной бродячей жизни, или связать себя навсегда с могилами предков нерасторжимыми узами единства земли. Некоторые группы людей в Европе, на Переднем Востоке, в Индокитае, на Тихоокеанском побережье Южной Америки сделали выбор в пользу рода. Они-то и положили начало цивилизациям нового каменного века», — делает заключение Зубов.
    Слабое место теории Зубова — опять же продуктовое оскудение. Древние люди, переставшие кочевать, получается, уверовали, что их предки и боги желают им полуголодного существования. Чтобы смириться со своим пищевыми бедствиями, пищевым дефицитом, должны были уверовать. «Предки-черепа-кости благословили нас на голодание, на тысячу лет голодания», — учили родители своих детей. Так выходит из теории Зубова. Да не могло этого быть! Ведь костям молились о даровании больших благ: спасти от нападения хищников, от грозы, чтобы удачно прошла предстоящая рыбалка, охота. Наскальная живопись того периода и более ранняя — множество диких животных на стенах и потолках пещер — интерпретируется как мольба об успешной охоте, обильной добыче.
    «Палеолитические Венеры» — ими пользовались, чтобы получить поддержку сил Жизни. Невероятно, невозможно, чтобы в самых разных регионах мира люди решили, что боги, высшие силы хотят, чтобы они осели и оголодали. Скорее наоборот: осевшее племя, закопавшее кости предков под полами своих жилищ, понимает, что рацион их уменьшился, и решает, что такова кара от предков — потому что нарушили образ жизни, кочевничество, принятый у предков, у тысяч поколений предков вглубь времен. Не осело бы добровольно ни одно племя, если это вело к продовольственным проблемам. Добровольно — нет. Но вот если их заставили, принудили — да.
    Насилие. Насильно одни племена заставляли оседать другие. Чтобы побежденные охраняли священные кости. Одно племя побеждало, избивало другое, принуждало побежденных в качестве контрибуции охранять черепа и скелеты умерших предков. Кости в земле, черепа на полках — побежденные, угнетенные «кормят» черепа, проводят для них праздники — чтобы умершим отцам было не скучно на том свете. Где надежнее всего хранить самое ценное? Дома, да. Поэтому кости под полом, черепа на полках круглых жилищ.
    Вероятно, не только для охраны мертвецов использовали победители побежденных. В древнейшем оседлом поселении Европы — Лепенски Вир, в Сербии, на берегу Дуная, оно появилось около 9 тысяч лет назад — древнейшая часть поселения имела сезонный характер. Избитое племя или слабейшие из племени принуждались оседать на несколько месяцев в году, чтобы заниматься некой работой в интересах сильнейших. Производили топоры или копья, занимались сбором урожая дикорастущих растений. Работали в интересах сильнейших.
    Со временем на оседлость переходили и победители, сильнейшие — скорее всего, когда поняли, что с помощью побежденных можно разрешать вообще все свои нужды. Разумеется, для хозяев поселения строились особые жилища: больше по площади, с алтарями, дополнительными помещениями. Среди остатков одного из древнейших поселений Иерихона нашли башню 8-метровой высоты, диаметром 9 метров. Возраст башни — около 11 500 тысяч лет. Старший преподаватель кафедры археологии Тель-Авивского университета Ран Баркай считает, что ее построили для устрашения. Такого же мнения профессор Московского архитектурного института Вячеслав Леонидович Глазычев: «Башня — это еще своего рода замок, господствующий над всем городком и противопоставляющий его рядовым обитателям обособившуюся от них власть». Иерихонская башня — пример того, что сильнейшие тоже стали переходить к оседлости и контролировать тех, кого они заставили работать на себя. Подчиненные, эксплуатируемые, наверняка, бунтовали, пытались избавиться от правителей. А правители придумали засесть в мощной башне, спрятаться в ней от неожиданного нападения, от ночного восстания.
    Таким образом, принуждение, насилие — в корне возникновения оседлости. Оседлая культура изначально несет заряд насилия. И в дальнейшем ее развитии заряд этот увеличивался, росли его объемы: первые города, государства, рабство, все более и более изощренное уничтожение одних людей другими, деформация религиозного мышления в пользу подчинения царям, жрецам, чиновникам. В корне оседлости — подавление человеческой природы, естественной потребности человека — кочевничества.
    «Без Принуждения не могло быть основано ни одно поселение. Над рабочими не было бы надсмотрщика. Реки не разливались бы», — цитата из шумерского текста.

  2. drug_storm Ответить

    Оседлость
    — оседлый образ жизни, связанный с проживанием на одном месте в поселениях различного типа. Одни из них являются преимущественно средоточием сельского земледельческого населения, другие, более крупные — городского; последние выполняют, как правило, не сельскохозяйственные, а промышленные, организационно-хозяйственные, управленческие, культурно-зрелищные и другие функции. Производственный и потребительский аспекты поселения изучает география населения как часть экономической географии. В этнографии изучение оседлости, оседлого образа жизни людей тесно связано с характеристикой хозяйственной деятельности, быта и культуры отдельных народов, а также с выявлением общих исторических закономерностей в хозяйственно-культурном историческом развитии человечества.
    Оседлость обусловлена самыми различными формами хозяйственной деятельности (земледельческой, ремесленной и т. п.), не требующими сезонной или круглосуточной подвижности людей в поисках средств к существованию; появляется вместе с долговременными жилищами, организованными в постоянные поселения.
    Древнейшие люди не знали оседлости. Они вели бродячий или полуоседлый образ жизни подвижных охотников и собирателей. Процесс великого расселения и освоения человечеством обширных территорий в Старом и Новом Свете с различными природными условиями, сопровождался формированием разных хозяйственно-культурных типов (ХКТ), их подтипов, с различной степенью подвижности, хозяйственной деятельностью и бытом людей.
    Генеральная линия развития человечества, его культуры и форм оседлости связана с появлением и развитием производящего хозяйства. Этот переход от «присваивающих»к «производящим» формам хозяйства и более оседлому быту на основе земледелия зафиксирован археологами в древнейших очагах теплого пояса Старого и позже Нового Света, где 12-10 тыс. лет назад ХКТ охотников, собирателей и рыболовов начали сменяться хозяйственно-культурными типами ранних земледельцев-скотоводов и скотоводов-земледельцев. Эта смена ХКТ способствовала появлению долговременных оседлых земледельческих поселений у одних групп и, напротив, увеличению подвижности других. Переход к земледелию и скотоводству, к оседлому быту и жизни в долговременных поселениях был длительным процессом, занявшим в отдельных земледельческих очагах  Старого Света два-три тысячелетия, а в Новом — три-четыре тысячелетия.
    Новый этап исторического разделения труда, дальнейшего обособления ремесел, развитие городских центров культуры и промышленности связан с промышленной революцией и становлением индустриального общества. В ХХ в. удельный вес городов и оседлых сельских поселений резко возрос. В начале века в городах жило немногим более 10% населения мира, в 1950 г.-28%, а в 1980 – 40%. Особенно быстро растут крупные города. Так, в 1900 г. в мире насчитывалось 360 городов с населением выше 100 тыс. жителей, а в середине 1970?х годов — более 2000. Наметился и процесс сокращения численности неоседлого, подвижного населения (кочевников, охотников и собирателей),  которая уменьшилась за последние 50 лет более, чем в 3 раза.  В конце ХХ в. в одних странах (преимущественно в развивающихся) продолжается активный процесс урбанизации, т. е. роста городов и городского населения. В других странах (США, ФРГ, Англия)  зафиксирован и обратный процесс при сохранении оседлых форм быта и образа жизни.
    Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону.
    Б.Б. Прохоров.
    2005.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *