Какие признаки и образы сказки есть в поэме руслан и людмила?

18 ответов на вопрос “Какие признаки и образы сказки есть в поэме руслан и людмила?”

  1. zubachev Ответить

    Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» представляет собой сплав фольклорных мотивов и образов, которые под гениальным пером великого русского поэта обрели новую жизнь. Трудно переоценить влияние фольклорной традиции на это произведение. В поэтической форме Пушкин разработал типичный для сказок и легенд сюжет — путешествие героя в поисках чудесной награды, которой в данном случае выступает княжеская дочь, похищенная злым чародеем. В поэме присутствуют все персонажи, встречающиеся в сказках с подобным сюжетом: герой, враг, соперники в любви, чудесный помощник героя, волшебники, невеста героя, правитель — отец похищенной девушки. Легко заметить, что функции нескольких персонажей подчас воплощены в одном образе. Так, Черномор одновременно является врагом героя, его соперником в любви и волшебником, Финн — волшебником и чудесным помощником героя. В то же время не все соперники Руслана оказываются его врагами — Ратмир добровольно выходит из состязания за право отыскать Людмилу и жениться на ней. Интересно, что чудесный помощник есть и у антигероя Фарлафа — это волшебница Наина. Начало и концовка поэмы также носят сказочный характер. В начале первой песни Пушкин обращается к образу ученого кота — кота Баюна русских сказок, а также перечисляет распространенные сказочные сюжеты и образы, прозрачно намекая на некую сказочную страну, где живут все эти существа и где автор повстречался с волшебным котом, рассказавшим ему историю Руслана и Людмилы. Завершается повествование о приключениях героев также типичным для сказок образом: злые персонажи наказаны, влюбленные воссоединяются, и все весело пируют в доме князя Владимира, отца Людмилы. Нужно заметить, что Пушкин относит действие поэмы ко времени правления Владимира Киевского, прозванного Красным Солнышком. Этот князь был одним из излюбленных образов народной поэзии: все былинные богатыри стремятся попасть ко двору Владимира, как рыцари британских легенд ко двору короля Артура. Однако Владимир из поэмы Пушкина, как и князь из русских былин, практически ничего общего не имеет с реальным историческим лицом, носившим это имя. Поэма Пушкина, как и народные предания, — художественное произведение, а не историческая хроника. Действие поэмы во многом развивается благодаря волшебству, что характерно для большинства сказок. Чародей Черномор умеет летать, подобно Змею Горынычу, хотя у него и нет крыльев — волшебная сила Черномора заключена в его бороде. Поверье, что мощь (или душа) могут находиться, например, в волосах или даже предметах, находящихся отдельно от тела, были распространены у многих народов. В русских сказках наиболее характерным примером подобного явления может служить Кощей Бессмертный, жизнь которого находится на кончике иглы, очень хитро спрятанной. Как и Змей Горыныч, Черномор похищает красивых девушек. Темному чародейству Черномора противостоит волшебник Финн, покровительствующий Руслану. Именно благодаря Финну Руслан узнал, кто похитил Людмилу. Финн предсказывает герою победу, воскрешает Руслана, коварно убитого во сне трусливым Фарлафом, вручает Руслану волшебное кольцо, прикосновение которого разрушит чары сна, сковывающие Людмилу. В поэме рассказывается и о судьбе самого Финна, который стал волшебником только для того, чтобы добиться любви надменной Наины. Но, постигая науку магии, Финн не замечал бега времени — его возлюбленная состарилась и стала колдуньей. Искусство Финна оказалось бессильно помочь ему самому. Хотя любовное чувство и пробудилось в душе старухи, сам волшебник с ужасом отверг ее, и любовь Наины превратилась во вражду. Мудрость Финна не дала ему счастья. Волшебник понял, что его призвание — помогать другим.

  2. x0505x Ответить

    Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» представляет собой сплав фольклорных мотивов и образов, которые под гениальным пером великого русского поэта обрели новую жизнь. Трудно переоценить влияние фольклорной традиции на это произведение. В поэтической форме Пушкин разработал типичный для сказок и легенд сюжет — путешествие героя в поисках чудесной награды, которой в данном случае выступает княжеская дочь, похищенная злым чародеем. В поэме присутствуют все персонажи, встречающиеся в сказках с подобным сюжетом: герой, враг, соперники в любви, чудесный помощник героя, волшебники, невеста героя, правитель — отец похищенной девушки. Легко заметить, что функции нескольких персонажей подчас воплощены в одном образе. Так, Черномор одновременно является врагом героя, его соперником в любви и волшебником, Финн — волшебником и чудесным помощником героя. В то же время не все соперники Руслана оказываются его врагами — Ратмир добровольно выходит из состязания за право отыскать Людмилу и жениться на ней. Интересно, что чудесный помощник есть и у антигероя Фарлафа — это волшебница Наина. Начало и концовка поэмы также носят сказочный характер. В начале первой песни Пушкин обращается к образу ученого кота — кота Баюна русских сказок, а также перечисляет распространенные сказочные сюжеты и образы, прозрачно намекая на некую сказочную страну, где живут все эти существа и где автор повстречался с волшебным котом, рассказавшим ему историю Руслана и Людмилы. Завершается повествование о приключениях героев также типичным для сказок образом: злые персонажи наказаны, влюбленные воссоединяются, и все весело пируют в доме князя Владимира, отца Людмилы. Нужно заметить, что Пушкин относит действие поэмы ко времени правления Владимира Киевского, прозванного Красным Солнышком. Этот князь был одним из излюбленных образов народной поэзии: все былинные богатыри стремятся попасть ко двору Владимира, как рыцари британских легенд ко двору короля Артура. Однако Владимир из поэмы Пушкина, как и князь из русских былин, практически ничего общего не имеет с реальным историческим лицом, носившим это имя. Поэма Пушкина, как и народные предания, — художественное произведение, а не историческая хроника. Действие поэмы во многом развивается благодаря волшебству, что характерно для большинства сказок. Чародей Черномор умеет летать, подобно Змею Горынычу, хотя у него и нет крыльев — волшебная сила Черномора заключена в его бороде. Поверье, что мощь (или душа) могут находиться, например, в волосах или даже предметах, находящихся отдельно от тела, были распространены у многих народов. В русских сказках наиболее характерным примером подобного явления может служить Кощей Бессмертный, жизнь которого находится на кончике иглы, очень хитро спрятанной. Как и Змей Горыныч, Черномор похищает красивых девушек. Темному чародейству Черномора противостоит волшебник Финн, покровительствующий Руслану. Именно благодаря Финну Руслан узнал, кто похитил Людмилу. Финн предсказывает герою победу, воскрешает Руслана, коварно убитого во сне трусливым Фарлафом, вручает Руслану волшебное кольцо, прикосновение которого разрушит чары сна, сковывающие Людмилу. В поэме рассказывается и о судьбе самого Финна, который стал волшебником только для того, чтобы добиться любви надменной Наины. Но, постигая науку магии, Финн не замечал бега времени — его возлюбленная состарилась и стала колдуньей. Искусство Финна оказалось бессильно помочь ему самому. Хотя любовное чувство и пробудилось в душе старухи, сам волшебник с ужасом отверг ее, и любовь Наины превратилась во вражду. Мудрость Финна не дала ему счастья. Волшебник понял, что его призвание — помогать другим.

  3. Fyytp Ответить

    Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» представляет собой сплав фольклорных мотивов и образов, которые под гениальным пером великого русского поэта обрели новую жизнь. Трудно переоценить влияние фольклорной традиции на это произведение. В поэтической форме Пушкин разработал типичный для сказок и легенд сюжет — путешествие героя в поисках чудесной награды, которой в данном случае выступает княжеская дочь, похищенная злым чародеем. В поэме присутствуют все персонажи, встречающиеся в сказках с подобным сюжетом: герой, враг, соперники в любви, чудесный помощник героя, волшебники, невеста героя, правитель — отец похищенной девушки. Легко заметить, что функции нескольких персонажей подчас воплощены в одном образе. Так, Черномор одновременно является врагом героя, его соперником в любви и волшебником, Финн — волшебником и чудесным помощником героя. В то же время не все соперники Руслана оказываются его врагами — Ратмир добровольно выходит из состязания за право отыскать Людмилу и жениться на ней. Интересно, что чудесный помощник есть и у антигероя Фарлафа — это волшебница Наина. Начало и концовка поэмы также носят сказочный характер. В начале первой песни Пушкин обращается к образу ученого кота — кота Баюна русских сказок, а также перечисляет распространенные сказочные сюжеты и образы, прозрачно намекая на некую сказочную страну, где живут все эти существа и где автор повстречался с волшебным котом, рассказавшим ему историю Руслана и Людмилы. Завершается повествование о приключениях героев также типичным для сказок образом: злые персонажи наказаны, влюбленные воссоединяются, и все весело пируют в доме князя Владимира, отца Людмилы. Нужно заметить, что Пушкин относит действие поэмы ко времени правления Владимира Киевского, прозванного Красным Солнышком. Этот князь был одним из излюбленных образов народной поэзии: все былинные богатыри стремятся попасть ко двору Владимира, как рыцари британских легенд ко двору короля Артура. Однако Владимир из поэмы Пушкина, как и князь из русских былин, практически ничего общего не имеет с реальным историческим лицом, носившим это имя. Поэма Пушкина, как и народные предания, — художественное произведение, а не историческая хроника. Действие поэмы во многом развивается благодаря волшебству, что характерно для большинства сказок. Чародей Черномор умеет летать, подобно Змею Горынычу, хотя у него и нет крыльев — волшебная сила Черномора заключена в его бороде. Поверье, что мощь (или душа) могут находиться, например, в волосах или даже предметах, находящихся отдельно от тела, были распространены у многих народов. В русских сказках наиболее характерным примером подобного явления может служить Кощей Бессмертный, жизнь которого находится на кончике иглы, очень хитро спрятанной. Как и Змей Горыныч, Черномор похищает красивых девушек. Темному чародейству Черномора противостоит волшебник Финн, покровительствующий Руслану. Именно благодаря Финну Руслан узнал, кто похитил Людмилу. Финн предсказывает герою победу, воскрешает Руслана, коварно убитого во сне трусливым Фарлафом, вручает Руслану волшебное кольцо, прикосновение которого разрушит чары сна, сковывающие Людмилу. В поэме рассказывается и о судьбе самого Финна, который стал волшебником только для того, чтобы добиться любви надменной Наины. Но, постигая науку магии, Финн не замечал бега времени — его возлюбленная состарилась и стала колдуньей. Искусство Финна оказалось бессильно помочь ему самому. Хотя любовное чувство и пробудилось в душе старухи, сам волшебник с ужасом отверг ее, и любовь Наины превратилась во вражду. Мудрость Финна не дала ему счастья. Волшебник понял, что его призвание — помогать другим.

  4. loga01 Ответить

    Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» представляет собой сплав фольклорных мотивов и образов, которые под гениальным пером великого русского поэта обрели новую жизнь. Трудно переоценить влияние фольклорной традиции на это произведение. В поэтической форме Пушкин разработал типичный для сказок и легенд сюжет — путешествие героя в поисках чудесной награды, которой в данном случае выступает княжеская дочь, похищенная злым чародеем. В поэме присутствуют все персонажи, встречающиеся в сказках с подобным сюжетом: герой, враг, соперники в любви, чудесный помощник героя, волшебники, невеста героя, правитель — отец похищенной девушки. Легко заметить, что функции нескольких персонажей подчас воплощены в одном образе. Так, Черномор одновременно является врагом героя, его соперником в любви и волшебником, Финн — волшебником и чудесным помощником героя. В то же время не все соперники Руслана оказываются его врагами — Ратмир добровольно выходит из состязания за право отыскать Людмилу и жениться на ней. Интересно, что чудесный помощник есть и у антигероя Фарлафа — это волшебница Наина. Начало и концовка поэмы также носят сказочный характер. В начале первой песни Пушкин обращается к образу ученого кота — кота Баюна русских сказок, а также перечисляет распространенные сказочные сюжеты и образы, прозрачно намекая на некую сказочную страну, где живут все эти существа и где автор повстречался с волшебным котом, рассказавшим ему историю Руслана и Людмилы. Завершается повествование о приключениях героев также типичным для сказок образом: злые персонажи наказаны, влюбленные воссоединяются, и все весело пируют в доме князя Владимира, отца Людмилы. Нужно заметить, что Пушкин относит действие поэмы ко времени правления Владимира Киевского, прозванного Красным Солнышком. Этот князь был одним из излюбленных образов народной поэзии: все былинные богатыри стремятся попасть ко двору Владимира, как рыцари британских легенд ко двору короля Артура. Однако Владимир из поэмы Пушкина, как и князь из русских былин, практически ничего общего не имеет с реальным историческим лицом, носившим это имя. Поэма Пушкина, как и народные предания, — художественное произведение, а не историческая хроника. Действие поэмы во многом развивается благодаря волшебству, что характерно для большинства сказок. Чародей Черномор умеет летать, подобно Змею Горынычу, хотя у него и нет крыльев — волшебная сила Черномора заключена в его бороде. Поверье, что мощь (или душа) могут находиться, например, в волосах или даже предметах, находящихся отдельно от тела, были распространены у многих народов. В русских сказках наиболее характерным примером подобного явления может служить Кощей Бессмертный, жизнь которого находится на кончике иглы, очень хитро спрятанной. Как и Змей Горыныч, Черномор похищает красивых девушек. Темному чародейству Черномора противостоит волшебник Финн, покровительствующий Руслану. Именно благодаря Финну Руслан узнал, кто похитил Людмилу. Финн предсказывает герою победу, воскрешает Руслана, коварно убитого во сне трусливым Фарлафом, вручает Руслану волшебное кольцо, прикосновение которого разрушит чары сна, сковывающие Людмилу. В поэме рассказывается и о судьбе самого Финна, который стал волшебником только для того, чтобы добиться любви надменной Наины. Но, постигая науку магии, Финн не замечал бега времени — его возлюбленная состарилась и стала колдуньей. Искусство Финна оказалось бессильно помочь ему самому. Хотя любовное чувство и пробудилось в душе старухи, сам волшебник с ужасом отверг ее, и любовь Наины превратилась во вражду. Мудрость Финна не дала ему счастья. Волшебник понял, что его призвание — помогать другим.

  5. MNS81 Ответить

    Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» представляет собой сплав фольклорных мотивов и образов, которые под гениальным пером великого русского поэта обрели новую жизнь. Трудно переоценить влияние фольклорной традиции на это произведение. В поэтической форме Пушкин разработал типичный для сказок и легенд сюжет — путешествие героя в поисках чудесной награды, которой в данном случае выступает княжеская дочь, похищенная злым чародеем. В поэме присутствуют все персонажи, встречающиеся в сказках с подобным сюжетом: герой, враг, соперники в любви, чудесный помощник героя, волшебники, невеста героя, правитель — отец похищенной девушки. Легко заметить, что функции нескольких персонажей подчас воплощены в одном образе. Так, Черномор одновременно является врагом героя, его соперником в любви и волшебником, Финн — волшебником и чудесным помощником героя. В то же время не все соперники Руслана оказываются его врагами — Ратмир добровольно выходит из состязания за право отыскать Людмилу и жениться на ней. Интересно, что чудесный помощник есть и у антигероя Фарлафа — это волшебница Наина. Начало и концовка поэмы также носят сказочный характер. В начале первой песни Пушкин обращается к образу ученого кота — кота Баюна русских сказок, а также перечисляет распространенные сказочные сюжеты и образы, прозрачно намекая на некую сказочную страну, где живут все эти существа и где автор повстречался с волшебным котом, рассказавшим ему историю Руслана и Людмилы. Завершается повествование о приключениях героев также типичным для сказок образом: злые персонажи наказаны, влюбленные воссоединяются, и все весело пируют в доме князя Владимира, отца Людмилы. Нужно заметить, что Пушкин относит действие поэмы ко времени правления Владимира Киевского, прозванного Красным Солнышком. Этот князь был одним из излюбленных образов народной поэзии: все былинные богатыри стремятся попасть ко двору Владимира, как рыцари британских легенд ко двору короля Артура. Однако Владимир из поэмы Пушкина, как и князь из русских былин, практически ничего общего не имеет с реальным историческим лицом, носившим это имя. Поэма Пушкина, как и народные предания, — художественное произведение, а не историческая хроника. Действие поэмы во многом развивается благодаря волшебству, что характерно для большинства сказок. Чародей Черномор умеет летать, подобно Змею Горынычу, хотя у него и нет крыльев — волшебная сила Черномора заключена в его бороде. Поверье, что мощь (или душа) могут находиться, например, в волосах или даже предметах, находящихся отдельно от тела, были распространены у многих народов. В русских сказках наиболее характерным примером подобного явления может служить Кощей Бессмертный, жизнь которого находится на кончике иглы, очень хитро спрятанной. Как и Змей Горыныч, Черномор похищает красивых девушек. Темному чародейству Черномора противостоит волшебник Финн, покровительствующий Руслану. Именно благодаря Финну Руслан узнал, кто похитил Людмилу. Финн предсказывает герою победу, воскрешает Руслана, коварно убитого во сне трусливым Фарлафом, вручает Руслану волшебное кольцо, прикосновение которого разрушит чары сна, сковывающие Людмилу. В поэме рассказывается и о судьбе самого Финна, который стал волшебником только для того, чтобы добиться любви надменной Наины. Но, постигая науку магии, Финн не замечал бега времени — его возлюбленная состарилась и стала колдуньей. Искусство Финна оказалось бессильно помочь ему самому. Хотя любовное чувство и пробудилось в душе старухи, сам волшебник с ужасом отверг ее, и любовь Наины превратилась во вражду. Мудрость Финна не дала ему счастья. Волшебник понял, что его призвание — помогать другим.

  6. lexx-85 Ответить

    Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» представляет собой сплав фольклорных мотивов и образов, которые под гениальным пером великого русского поэта обрели новую жизнь. Трудно переоценить влияние фольклорной традиции на это произведение. В поэтической форме Пушкин разработал типичный для сказок и легенд сюжет — путешествие героя в поисках чудесной награды, которой в данном случае выступает княжеская дочь, похищенная злым чародеем. В поэме присутствуют все персонажи, встречающиеся в сказках с подобным сюжетом: герой, враг, соперники в любви, чудесный помощник героя, волшебники, невеста героя, правитель — отец похищенной девушки. Легко заметить, что функции нескольких персонажей подчас воплощены в одном образе. Так, Черномор одновременно является врагом героя, его соперником в любви и волшебником, Финн — волшебником и чудесным помощником героя. В то же время не все соперники Руслана оказываются его врагами — Ратмир добровольно выходит из состязания за право отыскать Людмилу и жениться на ней. Интересно, что чудесный помощник есть и у антигероя Фарлафа — это волшебница Наина. Начало и концовка поэмы также носят сказочный характер. В начале первой песни Пушкин обращается к образу ученого кота — кота Баюна русских сказок, а также перечисляет распространенные сказочные сюжеты и образы, прозрачно намекая на некую сказочную страну, где живут все эти существа и где автор повстречался с волшебным котом, рассказавшим ему историю Руслана и Людмилы. Завершается повествование о приключениях героев также типичным для сказок образом: злые персонажи наказаны, влюбленные воссоединяются, и все весело пируют в доме князя Владимира, отца Людмилы. Нужно заметить, что Пушкин относит действие поэмы ко времени правления Владимира Киевского, прозванного Красным Солнышком. Этот князь был одним из излюбленных образов народной поэзии: все былинные богатыри стремятся попасть ко двору Владимира, как рыцари британских легенд ко двору короля Артура. Однако Владимир из поэмы Пушкина, как и князь из русских былин, практически ничего общего не имеет с реальным историческим лицом, носившим это имя. Поэма Пушкина, как и народные предания, — художественное произведение, а не историческая хроника. Действие поэмы во многом развивается благодаря волшебству, что характерно для большинства сказок. Чародей Черномор умеет летать, подобно Змею Горынычу, хотя у него и нет крыльев — волшебная сила Черномора заключена в его бороде. Поверье, что мощь (или душа) могут находиться, например, в волосах или даже предметах, находящихся отдельно от тела, были распространены у многих народов. В русских сказках наиболее характерным примером подобного явления может служить Кощей Бессмертный, жизнь которого находится на кончике иглы, очень хитро спрятанной. Как и Змей Горыныч, Черномор похищает красивых девушек. Темному чародейству Черномора противостоит волшебник Финн, покровительствующий Руслану. Именно благодаря Финну Руслан узнал, кто похитил Людмилу. Финн предсказывает герою победу, воскрешает Руслана, коварно убитого во сне трусливым Фарлафом, вручает Руслану волшебное кольцо, прикосновение которого разрушит чары сна, сковывающие Людмилу. В поэме рассказывается и о судьбе самого Финна, который стал волшебником только для того, чтобы добиться любви надменной Наины. Но, постигая науку магии, Финн не замечал бега времени — его возлюбленная состарилась и стала колдуньей. Искусство Финна оказалось бессильно помочь ему самому. Хотя любовное чувство и пробудилось в душе старухи, сам волшебник с ужасом отверг ее, и любовь Наины превратилась во вражду. Мудрость Финна не дала ему счастья. Волшебник понял, что его призвание — помогать другим.

  7. vanya19991 Ответить

    Размещено на http://www.allbest.ru
    Размещено на http://www.allbest.ru
    «Руслан и Людмила» — это первая поэма А.С. Пушкина, ее замысел родился еще в лицее.
    Она представляет собой сплав фольклорных мотивов и образов, которые под гениальным пером великого русского поэта обрели новую жизнь.
    В поэме содержится много узнаваемых особенностей русской сказки. Как и во всякой сказке, повествование предваряется присказкой. Присказка — это особый жанр, очень короткий рассказ, прибаутка, предисловие к сказке. Она часто совсем не связана с самой сказкой по содержанию, а просто подготавливает слушателей к ней и усиливает фольклорную окраску текста.
    У лукоморья дуб зеленый;
    Златая цепь на дубе том:
    И днем и ночью кот ученый
    Все ходит по цепи кругом;
    Идет направо — песнь заводит,
    Налево — сказку говорит.
    Там чудеса: там леший бродит,
    Русалка на ветвях сидит…
    В этой присказке перед нами проходят узнаваемые сюжеты сказок, рассказанных поэту няней Ариной Родионовной. Автор, подтверждая свою причастность к сказочному миру, говорит о своем знакомстве с ученым котом и готов рассказать одну из его сказок. Этой сказкой и является «Руслан и Людмила».
    Зачин — традиционное начало сказки — определяет место действия, знакомит нас с героями и вводит в курс дела — о чем идет речь, с чего начинается действие поэмы.
    С друзьями, в гриднице высокой.
    Владимир-солнце пировал;
    Меньшую дочь он выдавал
    За князя храброго Руслана…
    Читая поэму, мы отмечаем, что в ней есть и исторические персонажи (князь Владимир, певец Баян) и выдуманные. Так, имена Рогдая, Фарлафа и хазарского хана Ратмира были взяты Пушкиным из «Истории государства российского» Н.М. Карамзина.
    Александр Сергеевич Пушкин разработал сюжет типичный для сказок и легенд в поэтической форме — путешествие героя в поисках чудесной награды, которой в данном случае выступает княжеская дочь, похищенная злым чародеем. В поэме присутствуют все персонажи, встречающиеся в сказках с подобным сюжетом: герой, враг, соперники в любви, чудесный помощник героя, волшебники, невеста героя, правитель — отец похищенной девушки. Легко заметить, что функции нескольких персонажей подчас воплощены в одном образе. Так, Черномор одновременно является врагом героя, его соперником в любви и волшебником, Финн — волшебником и чудесным помощником героя. В то же время не все соперники Руслана оказываются его врагами: Ратмир добровольно выходит из состязания за право отыскать Людмилу и жениться на ней. Интересно, что чудесный помощник есть и у антигероя Фарлафа — это волшебница Наина. Начало и концовка поэмы также носят сказочный характер. В начале первой песни Пушкин обращается к образу ученого кота — кота Баюна русских сказок, а также перечисляет распространенные сказочные сюжеты и образы, прозрачно намекая на некую сказочную страну, где живут все эти существа.
    Завершается повествование о приключениях героев также типичным для сказок образом: злые персонажи наказаны, влюбленные воссоединяются, и все весело пируют в доме князя Владимира, отца Людмилы.
    Нужно заметить, что Пушкин относит действие поэмы ко времени правления Владимира Киевского, прозванного Красным Солнышком. Этот князь был одним из излюбленных образов народной поэзии: все былинные богатыри стремятся попасть ко двору Владимира, как рыцари британских легенд ко двору короля Артура. Однако Владимир из поэмы Пушкина, как и князь из русских былин, практически ничего общего не имеет с реальным историческим лицом, носившим это имя. Поэма Пушкина, как и народные предания, — художественное произведение, а не историческая хроника. Действие поэмы во многом развивается благодаря волшебству, что характерно для большинства сказок. Чародей Черномор умеет летать, подобно Змею Горынычу, хотя у него и нет крыльев — волшебная сила Черномора заключена в его бороде (мощь (или душа) могут находиться в волосах или даже предметах, находящихся отдельно от тела. Это было распространено в сказках многих народов.) В русских сказках наиболее характерным примером подобного явления может служить Кощей Бессмертный, жизнь которого находится на кончике иглы, очень хитро спрятанной. Как и Змей Горыныч, Черномор похищает красивых девушек.
    Злые герои в поэме тоже выглядят фантастично. Колдунья Наина, напоминающая бабу-ягу, превращается в крылатого черного змея, а вот как выглядит Черномор:
    Арапов длинный ряд идет
    Попарно, чинно, сколь возможно,
    И на подушках осторожно
    Седую бороду несет;
    И входит с важностью за нею,
    Подъяв величественно шею,
    Горбатый карлик из дверей:
    Его-то голове обритой,
    Высоким колпаком покрытой,
    Принадлежала борода.
    Такой характерный сказочный прием, как троекратный повтор, тоже присутствует в поэме «Руслан и Людмила»:
    Потом три раза прошипела,
    Три раза топнула ногой,
    И черным змеем улетела.
    Темному чародейству Черномора противостоит волшебник Финн, покровительствующий Руслану. Именно благодаря Финну Руслан узнал, кто похитил Людмилу. Финн предсказывает герою победу, воскрешает Руслана, коварно убитого во сне трусливым Фарлафом, вручает Руслану волшебное кольцо, прикосновение которого разрушит чары сна, сковывающие Людмилу. В поэме рассказывается и о судьбе самого Финна, который стал волшебником только для того, чтобы добиться любви надменной Наины. Но, постигая науку магии, Финн не замечал бега времени — его возлюбленная состарилась и стала колдуньей.
    днако начинания Наины, как и Черномора, терпят крах — как и положено в сказке, Зло оказывается бессильным перед Добром. Так же волшебным существом является исполинская голова. Во-первых, она, будучи отделена от тела, продолжает жить, а во-вторых, она обладает богатырской силой, и хотя у головы нет ни рук, ни ног, герою не так-то легко оказывается ее победить. Помимо волшебников, в сказке присутствуют и волшебные предметы — это кольцо, о котором уже упоминалось выше, волшебный меч, волшебная вода и шапка-невидимка. Волшебное оружие нередко встречается в сказках и легендах: как правило, герой получает его в дар либо добывает благодаря своей силе и ловкости. В поэме Пушкина оба эти способа соединены: Руслан победил в бою исполинскую голову, которая оказывается братом Черномора, однако герой не отбирает волшебный меч, а получает его от головы в дар.
    Шапка-невидимка находилась в руках Черномора, но случайно попала к Людмиле. Благодаря этой шапке девушка скрывается от чародея, но эта же шапка мешает Руслану быстро найти свою невесту.
    Волшебная вода, живая и мертвая, с помощью которой Финн воскрешает Руслана, также неоднократно встречается в народных сказках. Чаще всего в сказках ее приносит ворон: по древним верованиям, эта птица связана с потусторонним миром. В поэме Пушкина волшебник сам приходит к чудодейственным источникам, духи-стражи не препятствуют ему, так как он обладает магической властью над силами природы: «духов могучий властелин».
    В своей поэме Пушкин использует и особые художественные приемы, сближающие его произведение с народным творчеством. Такие эпитеты, как «борзый конь», «ясны очи», «верный меч» «зеленый дуб», «чистое поле», «светлый терем», нередко встречаются в русских народных сказках и былинах. Богатство языка поэмы в изобразительно-выразительных средствах: гиперболах, сравнениях.
    Итак, магия в поэме направлена на самые разнообразные цели. Волшебные способности Черномора дают ему возможность похитить Людмилу, а в своих владениях поймать ее с помощью невидимой сети, когда она скрывается от колдуна благодаря шапке-невидимке, и заклинаниями погрузить девушку в сон. Во владениях Черномора происходит немало чудес: по волшебству звучит музыка, появляется шатер, в котором стоит накрытый стол. Наина превращается в змея, в облике которого она прибыла к Черномору. Финн способен предвидеть будущее; он же своими заклинаниями сумел пробудить любовь в постаревшей Наине, а также воскресить Руслана с помощью волшебства. Таким образом, сюжет поэмы во многом развивается благодаря волшебству, что характерно для сказок.
    Как и в сказке, все заканчивается благополучно.
    Чем кончу длинный мой рассказ?
    Ты угадаешь, друг мой милый!
    Неправый старца гнев погас;
    Фарлаф пред ним и пред Людмилой,
    У ног Руслана объявил,
    Свой стыд и мрачное злодейство;
    Счастливый князь ему простил;
    Лишенный силы чародейства,
    Был принят карла во дворец;
    И, бедствий празднуя конец,
    Владимир в гриднице высокой,
    Запировал в семье своей.
    Завершается последняя, шестая песнь, также, как и начинается первая:
    Дела давно минувших дней,
    Преданья старины глубокой.
    фольклорный поэма пушкин литературный
    Итак, мы видим у автора следование всем основным канонам русской сказки. Мораль поэмы вторит морали фольклорных произведений — только тот, кто берется со злом, смел, добр и отважен, побеждает. Правда всегда на стороне добра. Творчески синтезируя сказку и историю, былину и европейский роман, Пушкин создал волшебную под названием «Руслан и Людмила».
    Размещено на Allbest.ru

  8. rizikramil1978 Ответить

    «Руслан и Людмила» — это первая поэма А.С. Пушкина, ее замысел родился еще в лицее.
    Она представляет собой сплав фольклорных мотивов и образов, которые под гениальным пером великого русского поэта обрели новую жизнь.
    В поэме содержится много узнаваемых особенностей русской сказки. Как и во всякой сказке, повествование предваряется присказкой. Присказка — это особый жанр, очень короткий рассказ, прибаутка, предисловие к сказке. Она часто совсем не связана с самой сказкой по содержанию, а просто подготавливает слушателей к ней и усиливает фольклорную окраску текста.
    У лукоморья дуб зеленый;
    Златая цепь на дубе том:
    И днем и ночью кот ученый
    Все ходит по цепи кругом;
    Идет направо — песнь заводит,
    Налево — сказку говорит.
    Там чудеса: там леший бродит,
    Русалка на ветвях сидит…
    В этой присказке перед нами проходят узнаваемые сюжеты сказок, рассказанных поэту няней Ариной Родионовной. Автор, подтверждая свою причастность к сказочному миру, говорит о своем знакомстве с ученым котом и готов рассказать одну из его сказок. Этой сказкой и является «Руслан и Людмила».
    Зачин — традиционное начало сказки — определяет место действия, знакомит нас с героями и вводит в курс дела — о чем идет речь, с чего начинается действие поэмы.
    С друзьями, в гриднице высокой.
    Владимир-солнце пировал;
    Меньшую дочь он выдавал
    За князя храброго Руслана…
    Читая поэму, мы отмечаем, что в ней есть и исторические персонажи (князь Владимир, певец Баян) и выдуманные. Так, имена Рогдая, Фарлафа и хазарского хана Ратмира были взяты Пушкиным из «Истории государства российского» Н.М. Карамзина.
    Александр Сергеевич Пушкин разработал сюжет типичный для сказок и легенд в поэтической форме — путешествие героя в поисках чудесной награды, которой в данном случае выступает княжеская дочь, похищенная злым чародеем. В поэме присутствуют все персонажи, встречающиеся в сказках с подобным сюжетом: герой, враг, соперники в любви, чудесный помощник героя, волшебники, невеста героя, правитель — отец похищенной девушки. Легко заметить, что функции нескольких персонажей подчас воплощены в одном образе. Так, Черномор одновременно является врагом героя, его соперником в любви и волшебником, Финн — волшебником и чудесным помощником героя. В то же время не все соперники Руслана оказываются его врагами: Ратмир добровольно выходит из состязания за право отыскать Людмилу и жениться на ней. Интересно, что чудесный помощник есть и у антигероя Фарлафа — это волшебница Наина. Начало и концовка поэмы также носят сказочный характер. В начале первой песни Пушкин обращается к образу ученого кота — кота Баюна русских сказок, а также перечисляет распространенные сказочные сюжеты и образы, прозрачно намекая на некую сказочную страну, где живут все эти существа.
    Завершается повествование о приключениях героев также типичным для сказок образом: злые персонажи наказаны, влюбленные воссоединяются, и все весело пируют в доме князя Владимира, отца Людмилы.
    Нужно заметить, что Пушкин относит действие поэмы ко времени правления Владимира Киевского, прозванного Красным Солнышком. Этот князь был одним из излюбленных образов народной поэзии: все былинные богатыри стремятся попасть ко двору Владимира, как рыцари британских легенд ко двору короля Артура. Однако Владимир из поэмы Пушкина, как и князь из русских былин, практически ничего общего не имеет с реальным историческим лицом, носившим это имя. Поэма Пушкина, как и народные предания, — художественное произведение, а не историческая хроника. Действие поэмы во многом развивается благодаря волшебству, что характерно для большинства сказок. Чародей Черномор умеет летать, подобно Змею Горынычу, хотя у него и нет крыльев — волшебная сила Черномора заключена в его бороде (мощь (или душа) могут находиться в волосах или даже предметах, находящихся отдельно от тела. Это было распространено в сказках многих народов.) В русских сказках наиболее характерным примером подобного явления может служить Кощей Бессмертный, жизнь которого находится на кончике иглы, очень хитро спрятанной. Как и Змей Горыныч, Черномор похищает красивых девушек.
    Злые герои в поэме тоже выглядят фантастично. Колдунья Наина, напоминающая бабу-ягу, превращается в крылатого черного змея, а вот как выглядит Черномор:
    Арапов длинный ряд идет
    Попарно, чинно, сколь возможно,
    И на подушках осторожно
    Седую бороду несет;
    И входит с важностью за нею,
    Подъяв величественно шею,
    Горбатый карлик из дверей:
    Его-то голове обритой,
    Высоким колпаком покрытой,
    Принадлежала борода.
    Такой характерный сказочный прием, как троекратный повтор, тоже присутствует в поэме «Руслан и Людмила»:
    Потом три раза прошипела,
    Три раза топнула ногой,
    И черным змеем улетела.
    Темному чародейству Черномора противостоит волшебник Финн, покровительствующий Руслану. Именно благодаря Финну Руслан узнал, кто похитил Людмилу. Финн предсказывает герою победу, воскрешает Руслана, коварно убитого во сне трусливым Фарлафом, вручает Руслану волшебное кольцо, прикосновение которого разрушит чары сна, сковывающие Людмилу. В поэме рассказывается и о судьбе самого Финна, который стал волшебником только для того, чтобы добиться любви надменной Наины. Но, постигая науку магии, Финн не замечал бега времени — его возлюбленная состарилась и стала колдуньей.
    днако начинания Наины, как и Черномора, терпят крах — как и положено в сказке, Зло оказывается бессильным перед Добром. Так же волшебным существом является исполинская голова. Во-первых, она, будучи отделена от тела, продолжает жить, а во-вторых, она обладает богатырской силой, и хотя у головы нет ни рук, ни ног, герою не так-то легко оказывается ее победить. Помимо волшебников, в сказке присутствуют и волшебные предметы — это кольцо, о котором уже упоминалось выше, волшебный меч, волшебная вода и шапка-невидимка. Волшебное оружие нередко встречается в сказках и легендах: как правило, герой получает его в дар либо добывает благодаря своей силе и ловкости. В поэме Пушкина оба эти способа соединены: Руслан победил в бою исполинскую голову, которая оказывается братом Черномора, однако герой не отбирает волшебный меч, а получает его от головы в дар.
    Шапка-невидимка находилась в руках Черномора, но случайно попала к Людмиле. Благодаря этой шапке девушка скрывается от чародея, но эта же шапка мешает Руслану быстро найти свою невесту.
    Волшебная вода, живая и мертвая, с помощью которой Финн воскрешает Руслана, также неоднократно встречается в народных сказках. Чаще всего в сказках ее приносит ворон: по древним верованиям, эта птица связана с потусторонним миром. В поэме Пушкина волшебник сам приходит к чудодейственным источникам, духи-стражи не препятствуют ему, так как он обладает магической властью над силами природы: «духов могучий властелин».
    В своей поэме Пушкин использует и особые художественные приемы, сближающие его произведение с народным творчеством. Такие эпитеты, как «борзый конь», «ясны очи», «верный меч» «зеленый дуб», «чистое поле», «светлый терем», нередко встречаются в русских народных сказках и былинах. Богатство языка поэмы в изобразительно-выразительных средствах: гиперболах, сравнениях.
    Итак, магия в поэме направлена на самые разнообразные цели. Волшебные способности Черномора дают ему возможность похитить Людмилу, а в своих владениях поймать ее с помощью невидимой сети, когда она скрывается от колдуна благодаря шапке-невидимке, и заклинаниями погрузить девушку в сон. Во владениях Черномора происходит немало чудес: по волшебству звучит музыка, появляется шатер, в котором стоит накрытый стол. Наина превращается в змея, в облике которого она прибыла к Черномору. Финн способен предвидеть будущее; он же своими заклинаниями сумел пробудить любовь в постаревшей Наине, а также воскресить Руслана с помощью волшебства. Таким образом, сюжет поэмы во многом развивается благодаря волшебству, что характерно для сказок.
    Как и в сказке, все заканчивается благополучно.
    Чем кончу длинный мой рассказ?
    Ты угадаешь, друг мой милый!
    Неправый старца гнев погас;
    Фарлаф пред ним и пред Людмилой,
    У ног Руслана объявил,
    Свой стыд и мрачное злодейство;
    Счастливый князь ему простил;
    Лишенный силы чародейства,
    Был принят карла во дворец;
    И, бедствий празднуя конец,
    Владимир в гриднице высокой,
    Запировал в семье своей.
    Завершается последняя, шестая песнь, также, как и начинается первая:
    Дела давно минувших дней,
    Преданья старины глубокой.
    фольклорный поэма пушкин литературный
    Итак, мы видим у автора следование всем основным канонам русской сказки. Мораль поэмы вторит морали фольклорных произведений — только тот, кто берется со злом, смел, добр и отважен, побеждает. Правда всегда на стороне добра. Творчески синтезируя сказку и историю, былину и европейский роман, Пушкин создал волшебную под названием «Руслан и Людмила».

  9. klemma Ответить

    Анализ поэмы “Руслан и Людмила” Пушкина: суть, смысл, идея и особенности произведения

    (статья А. Л. Слонимского “О поэме “Руслан и Людмила”)


    “Пушкину было двадцать лет, когда он окончил свою поэму “Руслан и Людмила”. Поэма имела успех необыкновенный. Молодежь была в восторге от пушкинской поэмы. За Пушкиными установилось прозванье “певца Людмилы и Руслана”. В дворянскую литературу влилась вместе с пушкинской поэмой свежая струя народной поэзии.
    Сказки причудливо сплетались в пушкинской поэме с былинами, образуя гармоническое целое, объединенное общей мыслью. Добрые и злые волшебники, похищение красавицы Людмилы, шапка-невидимка, живая голова великана, меч-кладенец, воскрешение Руслана при помощи мертвой и живой воды, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу от очарованного сна, – все это пришло из сказок и было переработано творческой фантазией поэта.
    В то же время Руслан – типичный богатырь из русских былин. Подвиг Руслана, рассеявшего в один миг полчища осаждающих Киев печенегов… живо напоминает подвиги Ильи Муромца… Былины обычно начинаются с описания происходящего у князя Владимира “пира-пированьица”; такое же начало мы видим и в поэме Пушкина. Он с сочувствием рисует Владимира Красное Солнышко…
    Но поэт сохраняет тот оттенок иронии, с каким Владимира изображают былины. Былинный Владимир радушен, гостеприимен, но он же и своенравен, порой несправедлив, а в минуту опасности – беспомощен. Таков же и пушкинский Владимир. Он несправедливо гневается на Руслана за то, что он не сумел “сберечь жены своей”, и нарушает данное ему слово, обещая руку Людмилы тому, кто ее отыщет. Когда на Киев нападают печенеги, князь Владимир не принимает никакого участия в защите города, полагаясь на богатырей, и стоит уныло… В былинном Владимире черты князя древних времен смешиваются с чертами царей более позднего времени, отразившимися особенно ярко в сказках, где цари всегда изображаются в ироническом свете. Это смешение чувствуется и у Пушкина.
    Кроме сказочно-былинного содержания поэмы, новостью был и самый ее язык – свободный, простой, близкий к живому народному языку.
    Пушкинская поэма изобилует такого рода народными выражениями. Никто до Пушкина не умел так хорошо владеть нарожной речью.
    Если именно эта народная сторона и обеспечила успех “Руслана и Людмилы” в передовых кругах общества, то среди литературных староверов, сторонников изысканной дворянской литературы, она вызвала негодование.
    Поэма Пушкина, основанная на сказках и былинах, была, однако, совсем не подражанием, а совершенно самостоятельным произведением, отражавшим и пылкую, свободолюбивую личность автора и современную историческую эпоху. Даже уносясь на “крыльях вымысла”, поэт… не забывал о земле. Русская действительность постоянно напоминала о себе, прорываясь сквозь фантастическую ткань рассказа и сказываясь в отступлениях – то лирических, то иронических. Автор все время присутствует в своем произведении, как это было потом и в “Евгении Онегине”.
    Поэма Пушкина вся проникнута высоким патриотическим чувством. Она замыкает ряд его патриотических лицейских стихотворений, вызванный Отечественной войной 1812 года.
    По замыслу поэта “Руслан и Людмила” – героическая поэма, подводящая итоги патриотическим настроениям 1812 года. В образе Руслана… намечены черты русского народного характера, столь ярко проявившиеся в 1812 году: спокойное мужество, решительность, находчивость и вместе с тем терпение в бедствиях, великодушие к побежденному врагу, доверчивость. Победа Руслана над Черномором изображается как торжество “русской силы”.
    “Преданья славы и любви” – вот основной предмет поэмы, по собственному определению Пушкина.
    Годы, когда Пушкин писал “Руслана и Людмилу”, были временем развития дворянского революционного движения и возникновения тайного общества декабристов. Революционные симпатии поэта не могли так или иначе не отразиться и в его сказочно-былинной поэме… Вся поэма представляет собой картину борьбы с “кознями вероломства”…
    Торжество правды над коварством, злобой и насилием составляет глубоко гуманистическую мысль поэмы. Общий светлый, мужественный, радостный тон поэмы, мысль о неминуемой победе правды, убеждение, что смелость, твердость и самоотвержение в конце концов преодолеют все препятствия – все это, несомненно, связано с боевыми настроениями эпохи, со светлыми надеждами на освобождение отчизны от самодержавия.
    Из народных сказок и былин Пушкин извлек то, что должно было найти живой отклик в сердцах декабристов и всех передовых его современников.
    До Пушкина поэмы серьезного содержания обычно писались тяжелыми, тягучим, так называемым “александрийским стихом”, с однообразными парными рифмами. Плавный, музыкальный стих “Руслана и Людмилы”, не стесненный правильным чередованием рифм, отражавший малейшие душевные движения, дополняет очарование поэмы.
    Пушкин имел полное право сказать, что взял свою “сказку”, как он называл “Руслана и Людмилу”, из того сказочного мира, где “русский дух”, где “Русью пахнет”.
    Эта “сказка” совершила огромное дело. Она открыла народной поэзии доступ в большую литературу, внесла в нее новую, живую струю и сблизила литературу общественных верхов с языком и чувствами народа.”


    (А. Л. Слонимский, статья-послесловие “О поэме “Руслан и Людмила”, книга “Руслан и Людмила”, 1969 г.)
    ***
    (неизвестный автор, статья в журнале “Галатея”, 1839 г.)
    “Руслан и Людмила”, по нашему мнению, одно из лучших поэтических произведений Пушкина, – это прелестный, вечно свежий, вечно душистый цветок в нашей поэзии. В этом создании наш поэт почти в первый раз заговорил языком развязным, свободным, текучим, звонким, гармоническим…
    Действие в этой поэме истинно художественное; оно не запутано, просто, поэтически естественно и мастерски оживленно, расцвечено разнообразием, мастерски сосредоточенным в единстве…
    Людмила похищена Черномором. Здесь начинается действие поэмы; Руслан отправляется искать своей супруги. Дорогой он освобождается от двух соперников, от Рогдая, которого победил на поединке, от Ратмира, который, влюбившись в пастушку, забыл про Людмилу. Покровительствуемый волшебником Финном, он отыскивает Черномора, лишает его силы волшебства, и едет со своею Людмилой в обратный путь. Но тут встречается новое препятствие: Фарлаф, третий соперник, руководимый Наиною, убивает его. Казалось бы, все кончилось, и цель осталась бы недостигнутою; но Финн вспрыскивает Руслана мертвою и живою водою, – и Руслан снова на коне – с карлом за плечами; он приезжает в Киев, разбивает печенегов, является в княжеских палатах, пробуждает волшебным кольцом долго спавшую Людмилу…
    Характеры в “Руслан и Людмила” определенны, индивидуальны и развиты, сколько позволял объем поэмы; нельзя сказать, что каждый из них резко обрисован, но этого нельзя строго требовать от нашего поэта, – он почти первый у нас выступил на эпическое поприще и, к чести его должно сказать, первый вывел на сцену к “Руслану и Людмиле” людей, а не тени. Эпические характеры, в каком бы то ни было государстве, образуются веками и переходят из поколения в поколение, из поэмы в поэму.
    Заслуги Пушкина в отечественной словесности велики, но они были бы еще больше, значительнее, если бы, не поддаваясь чуждому влиянию, он остался верным первому своему направлению…
    Форма “Руслана и Людмилы” чисто ариостовская, самая приличная для живого рассказа, для обрисовки событий полуважных, полусмешных. Она заимствована итальянцами у арабов – это снимок с “Тысячи и одной ночи”. Здесь поэт не связан условиями так называемых классических поэм; он, говоря собственно, не поет, а рассказывает. Так и должно быть, – время древнего эпоса прошла невозвратно; цель его была религиозная и политическая, цель новейшего эпоса – просто забава воображения, отдых ума, утомленного так называемою положительностью.
    Одно только показалось нам странным: Пушкин пересказывает сказку кота, а между тем в некоторых отступлениях сам является на сцену и говорит от своего лица…
    …Даже если это большая погрешность, то она искупается великими красотами изложения, очаровательным слогом, этим чудесным колоритом Рафаэлевых картин. Жаль только, что Пушкин, принадлежавший прежде к школе пюризма, позволил иногда себе небрежности в слоге, оттого во многих местах нет единства тона, колорита. Неприятно встречать у него некоторые усечения, которые в легкой поэзии отзываются жесткостью в слухе; еще неприятнее видеть вместе со словами чисто русскими, взятыми из обыкновенного общественного быта, слова церковно-славянские…
    Есть в “Руслане и Людмиле” и другого рода погрешности, погрешности против слога, есть прозаические стихи…
    …[“Руслан и Людмила”] это один из прелестнейших цветков в цветнике нашей поэзии.”


    (журнал “Галатея”, 1839 г., часть 3-я, №№19, 20)
    Это были материалы с анализом поэмы “Руслан и Людмила” А. С. Пушкина (суть, смысл, идея, особенности произведения).

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для VideoAnswer Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *