Какие признаки входят в понятия речевой ситуации?

6 ответов на вопрос “Какие признаки входят в понятия речевой ситуации?”

  1. Темная Сущность Ответить

    Внутренние обстоятельства – мотивы и цели общения:
    В коммуникативное намерение входят коммуникативная стратегия и коммуникативная тактика.
    Типология коммуникативного намерения (стратегия):
    ? проинформировать (описать, рассказать, отчитаться) – дать представление о предмете речи конкретно и беспристрастно;
    ? убедить – склонить к своему мнению, использовав нужные аргументы и доказательства, апеллируя, в первую очередь, к разуму собеседника, к его жизненному опыту;
    ? внушить – обратиться не только к разуму, но и к чувствам собеседника (или аудитории), использовав логические и эмоциональные средства воздействия на личность;
    ? побудить к действию – призвать, убедить собеседника в необходимости действия таким образом, чтобы ответной реакцией было непосредственное действие.
    Успешность речевого общения – это осуществление коммуникативной цели инициатора общения и достижение собеседниками согласия (Остап Бендер и Элочка).
    Умение говорящего ориентироваться на определенную ситуацию общения обуславливает эффективность речевой деятельности.
    Мы не можем просчитать все ситуации общения, но их можно классифицировать по сферам общения.
    1. Бытовое (личное) общение (в своем кругу, близкие, родные).
    2. Функциональное или деловое общение (работа).
    3. Общение в навязанных нам ситуациях (транспорт, магазин, больница).
    Качество жизни человека зависит от того, как он может общаться в этих сферах. Дадим характеристику типичным сферам общения.
    Бытовое общение – общение, связанное с нашей повседневной жизнью, обиходом.
    Условия эффективности такого общения следующие:
    1. Обоюдное желание вести разговор (если один их говорящих отвечает односложно, не надо навязываться с разговором).
    2. Удачно выбрать тему (тема разговора должна быть актуальной и интересной для собеседника, предмет обсуждения должен быть известен каждому из говорящих).
    3. Найти общий язык. (Общенародный язык – сложное явление. В среде недостаточно грамотных людей, преимущественно жителей города используется просторечие, в сельской местности – местные диалекты, существуют жаргоны в сфере различных профессий, в среде молодежи и т.д., литературным языком преимущественно владеют люди, получившие образование). Чтобы говорить на одном языке, надо знать нравы, особенности, обычаи людей, с которыми приходится общаться.
    Деловое общение – общение на работе, при исполнении служебных обязанностей, при решении производственных вопросов. Деловое общение будет эффективным, если мы учтем ряд условий:
    1. Партнерские отношения. Деловое общение строится на равных началах, необходимо учитывать взаимные интересы, необходимо исходить из интересов дела.
    2. Регламентированность. При таком общении мы подчиняемся установленным правилам и ограничениям. Эти правила определяются видом делового общения (беседа, переговоры, телефонный разговор и т.д.), степенью его официальности, целями и задачами конкретной встречи. Большая роль в таком общении отводится деловому этикету.
    3. Соблюдение принципов эффективного слушания: (а) не принимайте молчание за внимание; б) будьте физически внимательны – лицом к лицу, позой, мимикой, жестами; в) не притворяйтесь, что слушаете; г) дайте собеседнику высказаться; д) не перебивайте без надобности; е) если перебили, помогите восстановить собеседнику ход мысли; ж) не делайте поспешных выводов, воздержитесь от оценок; з) не будьте излишне чувствительны к эмоциональным словам; и) если собеседник высказался, резюмируйте его речь, поинтересуйтесь, то ли он имел в виду; к) не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника).
    Деловое общение классифицируется как профессиональное общение (входит в круг профессиональных обязанностей) и как непрофессиональное общение (беседа коллег между собой в перерыв). В профессиональном общении можно выделить следующие жанры: деловая беседа, деловые переговоры, деловой телефонный разговор.

  2. Branis Ответить

    Под речевым событием понимается протекающий в контексте речевой ситуации дискурс.
    Дискурсом (от франц. discours – речь) называют связанный с текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; текст, взятый в событийном аспекте.
    Дискурс – это различные виды речевой практики: бытовой диалог, интервью, лекция, беседа, переговоры и др., т.е. речь, «погруженная в жизнь».
    Диркурс включает паралингвистическое сопровождение речи (мимику, жесты)
    Речевое событие, как следует из определения, включает два основных компонента:
    1)словесную речь (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (дискурс);
    2)условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на речевое событие (речевая ситуация).
    Таким образом, речевое можно представить в виде формулы: «это дискурс плюс речевая ситуация».
    Речевая ситуация, т. е. ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте, выполняет важную роль в речевом общении.
    Следует иметь в виду, что высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников – это говорящий и слушающий. Соответственно к основным составляющим речевой ситуации относят говорящего и слушающего, время и место высказывания.
    Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например, категории времени, местоименных (дейктических) слов типа я, ты, этот, сейчас, здесь, там, вот и др. Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения.
    Необходимо учитывать, что высказывания наряду с собственно семантическим значением (прямым смыслом) обладает прагматическим значением, обусловленным речевой ситуацией. Высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическим, называют косвенным. Косвенные высказывания широко используются в речи. Они делают речь более выразительной, сжатой, позволяют передавать разнообразные экспрессивные оттенки. Смысл косвенных высказываний понятен только в контексте речевой ситуации.
    Различают канонические и неканонические речевые ситуации.
    Канонические считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т.е. определен момент речи; когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой; когда адресат – конкретное лицо и т. д.
    Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: времени говорящего, т. е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т. е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления) и т. д. Дейктические слова в таких ситуациях употребляются иначе. Если, к примеру, говорящий по телефону использует слово здесь, то он обозначает только свое пространство. В письме субъект речи словом сейчас определяет только свое время, а не время адресата.
    Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явления. Чтобы понять его суть, прежде всего, следует уяснить, что такое речевая деятельность, как она протекает, при каких условиях возможна, что необходимо для ее осуществления.
    От природы человек наделен речемыслительным аппаратом, без которого невозможна была бы речевая деятельность. Чтобы заниматься речевой деятельностью, человек должен обладать способностью мыслить, говорить, должен испытывать желание реализовать свою мысль, передать ее другому.
    Речевая деятельность носит социальный характер, поскольку она является частью общественной деятельности человека. Социальный характер речевой деятельности проявляется и в том, что для ее осуществления требуется коллектив. В процессе речевого взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память – речемыслительная, модальная (волевая), эмоциональная, интенциальная (намеренческая), когнитивная (понятийная) сферы.
    Речевая деятельность есть процесс, который складывается, формируется из отдельных актов. Их характер, содержания зависят от различных ситуаций, в которые попадает человек.
    Речевые ситуации бывают разнообразными, но этапы осуществления речевой деятельности в основном одни и те же. В какой бы речевой ситуации ни оказался человек, если он стремиться добиться успеха, достичь цели, обратить на себя внимание, то должен прежде всего сориентироваться в сложившейся обстановке, осознать, что может привести к успеху, чем следует руководствоваться.
    Речь, высказывание – продукт речевой деятельности, ее порождение. Речевая деятельность чаще всего преследует какую-то цель, поэтому важен результат. О нем судят по обратной связи, по тому, как воспринимают сказанное, как на него реагируют.
    Исследование речевой деятельности органически связано с психологией, психофизиологией, социологией. В речевой обстановке изучаются различные аспекты, соответствующие поставленной говорящими цели: информативная, прескриптивной (воздействие на адресата), экспрессивной (выражение эмоции, оценок), межличностной (регулирование отношении между собеседниками), игровой (апелляция к эстетическому восприятию, воображению, чувству юмора) и др.
    По картам легко определить ,в какой части геоморфологической области расположен сад. Эти данные определяют ассортимент плодовых пород в насаждениях. Если на восточных склонах ,по сравнению с центром возвышенности континентального климата выражены более резко ,то на западных склонах на той же широте местности условия континентальности значительно смягчаются. На западных склонах Среднерусской возвышенности шире ,чем на восточных, распространены слива, груша. Экспозиция склонов, влияющая на микроклимат приземного слоя воздуха приобретают существенное значение в размещении яблони, чёрной смородины. От направления склонов зависит длительность вегетативного периода ,так как вследствие различных углов падения солнечных лучей изменяется температура почвы. Перераспределяя климатические факторы ,рельеф создает условия для формирования отклонений режимов теплового, светового и пр.
    Микроклимат южных склонов теплее и суше ,чем микроклимат северных склонов. В кронах деревьев создается особый вид микроклимата,называемый фитоклиматом. При выделении плодовых зон ,то есть регионов более или менее сходных по климатическим почвенным условиям. Породы и сорта плодовоягодных культур подбирают на основе данных изучения поведения сортов в каждом регионе в соответствии с конкретными почвенноклиматическими условиями.

  3. Mezigul Ответить

    Вторая составляющая речевого события — условия и обстановка, в которой происходит речевое общение, и все те, кто в нем участвует, это «сцена действия» и «действующие лица». Чтобы до конца понять, что такое речевое событие и какова его структура, вспомним классическую пьесу. Текст пьесы — это дискурс, который членится на действия, картины, явления. Так вот, «явление» в классической пьесе сходно с речевым событием в реальной жизни: есть определенный набор участников — действующих лиц», обстановка, в которой происходит «явление», и диалог, протекающий в ней. Если состав участников меняется (появляются новые лица или уходят прежние) или происходит перемена «декораций» — наступает новое «явление» — новое речевое событие» (21, 48). Приведем пример речевого события. Студенты собрались в аудитории в ожидании лекции. Они обмениваются короткими фразами, делятся впечатлениями. Это одно речевое событие. Входит преподаватель, начинает лекцию — начинается новое речевое событие.
    Итак, совокупность элементов речевого события, включающая его участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение, называют речевой ситуацией.
    Таким образом, речевое событие — это дискурс плюс речевая ситуация.
    Для риторики понятие речевой ситуации очень важно. «Можно даже сказать, что правильное видение речевой ситуации и способность привести в соответствие с ней свои речевые действия — это и есть существо риторических знаний и умений, самое главное в риторике. Собственно говоря, риторика — это и есть наука описывать речевые ситуации, анализировать их и приспосабливать к ним речь — дискурс и другие характерные проявления речевого поведения человека (жесты, мимику, прочее)» (21,49). Мы разобрались в элементах дискурса, а теперь обратимся к составляющим речевой ситуации и посмотрим, что здесь мы можем взять на вооружение для практического использования при общении.
    Итак, вречевой ситуацииестьучастники,среди которых можновыделить главных и второстепенных.Главных участников речевой ситуации принято называть говорящим и слушающим (адресатом).Для ситуаций ораторской речиэтооправданно; для беседы, спора — условно: в диалоге роли постоянно меняются. Помимо говорящего и адресата, в речевой ситуации могут участвовать и другие — те, кто является как бы свидетелем происходящего, оценивая все со стороны. Присутствие таких свидетелей в большей или меньшей степени, но повлияет на речь общающихся.
    Говоря об отношениях между говорящим и адресатом, имеют в виду прежде всего не отношения в бытовом смысле слова, а социальные роли участников общения. Представьте, что отец, только что беседовавший со своим сыном за завтраком, выступает в институте в роли преподавателя своего отпрыска, В первом случае отношения между ними определяются как отношения « родитель — ребенок», во втором — «преподаватель — студент». Соответственно, и речевые роли, и речевые ситуации, и речевые события будут совершенно разные. Если человек не знает или не понимает своей социальной роли и не владеет соответствующей ей речевой ролью в речевой ситуации, неминуемы проблемы.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *