Какие психологические методики лучше использовать для диагностики уровня памяти и внимания?

15 ответов на вопрос “Какие психологические методики лучше использовать для диагностики уровня памяти и внимания?”

  1. klemma Ответить

    Вопрос № 44
    Методики изучения памяти.
    Методик изучения
    памяти существует довольно много. Первую
    еще придумал в конце 19 века Герман
    Эббингауз. Н-р, метод заучивания, метод
    повторения, сохранения и ряд других.
    Немало оригинальных
    методик, связанных с изучением памяти,
    придумали отечественные ученые, н-р
    Петр Иванович Зинченко, который детально
    исследовал непроизвольное запоминание.
    Оригинальную методику изучения процесса
    развития памяти как впф придумал
    А.Н.Леонтьев. Она называется методика
    двойной стимуляции.
    В свое время
    Зейгарник, работая под руководством
    К.Левина, придумала методику незавершенных
    заданий. Он заключалась в том, что
    испытуемый получал множество заданий,
    некоторые из которых прерывались и
    затем изучалась память на завершенные
    и прерванные задания.
    Ряд методик для
    клинического изучения памяти придумал
    Лурия. В частности, методику изучения
    опосредованного запоминания.
    Среди методик
    изучения памяти есть объединение
    специальных тестов, которые используются
    психологами для изучения разных видов
    и процессов памяти человека.
    МЕТОДИКА ДВОЙНОЙ
    СТИ­МУЛЯЦИИ

    — психологическая методи­ка,
    разработанная на основе теории Л. С.
    Выготского об опосредствованном
    характере высших психических функций..
    Впервые М. д. с.
    была использована в совместном
    исследовании Л. С- Выготско­го и Л. С.
    Сахарова при изучении процесса образования
    понятий. Сущность этой ме­тодики,
    писал Л. С. Выготский, заключа­ется в
    том, что она исследует развитие и
    деятельность высших психических функ­ций
    с помощью двух рядов стимулов, каж­дый
    из которых выполняет свою роль по
    отношению к поведению испытуемого. Один
    ряд стимулов выполняет функцию объекта,
    на который направлена деятель­ность
    испытуемого, а другой — функцию знаков,
    с помощью которых эта деятель­ность
    организуется.
    В исследовании Л.
    С. Выготского и Л. С. Сахарова в качестве
    стимулов-объек­тов использовались
    фигуры различных цветов, формы, высоты
    и размеров, а как стимулы-средства —
    слова, написанные на обратной стороне
    каждой из фигур, явля­ющиеся
    экспериментальными понятиями (они
    обозначали определенную совокуп­ность
    признаков стимулов-объектов). Входе
    эксперимента испытуемый постепен­но
    раскрывал признаки, входящие в
    экспе­риментальное понятие, отбирая
    фигуры, на которых, по его мнению, написано
    одно из понятий, и проверяя каждый раз
    пра­вильность своего выбора.
    Применение М. д.
    с. дало возможность исследовать, как
    испытуемый использует знаки в качестве
    средств направления сво­их мыслительных
    операций и как в зависи­мости от
    способа употребления слова про­текает
    и развивается весь процесс образо­вания
    понятий.
    М. д, с. применялась
    также при изуче­нии опосредствованных
    процессов внима­ния и памяти (А. Н.
    Леонтьев)
    Методика
    «Пиктограмма
    »
    (пиктограмма – рисуночный образ,
    создаваемый для опосредованного
    запоминания) – экспериментально-психологическая
    методика для изучения опосредованного
    запоминания, которое доминирует у
    взрослого культурного человека.
    Используется также для характеристики
    особенностей мышления и аффективно-личностной
    сферы. Пиктограмма – рисуночный образ,
    создаваемый для опосредованного
    запоминания. Представляет большую
    ценность для диагностики шизофрении.
    Методика «Память
    на числа»

    позволяет оценить объём непосредственной
    наглядно-образной памяти и степень
    удержания материала в памяти.
    Методика
    «Воспроизведение текстов
    »
    помогает исследовать смысловую память
    и даёт материал для косвенного суждения
    о сообразительности человека, об
    особенностях его речи, внимания, уровне
    его общего развития.
    .
    Цель занятия:
    выяснить зависимость продуктивности
    непроизвольно­му запоминания от
    характера деятельности человека:
    Методика П. И.
    Зинченко.

    Проводятся два групповых опыта:
    класси-§икация изображений предметов
    и составление числового ряда.
    Опыт 1
    Классификация
    изображений предметов
    Экспериментальный
    материал — 15 карточек, на каждой из
    которых шображен один предмет. 15 предметов
    легко классифицируются: живот­ик,
    фрукты, игрушки. Кроме изображения
    предмета, на каждой карточке Ь правом
    верхнем углу) написано двузначное число.
    ■ Процедура опыта. Перед началом опыта
    карточки располагаются на ‘ шггге в
    случайном порядке и закрываются листом
    бумаги. В опыте принима- ет участие одна
    подгруппа испытуемых. Им дается следующая
    инструкция: «С вами будет проведен опыт,
    в котором проверяется умение
    классифициро­вать предметы по их
    общим признакам. Ваша задача состоит в
    том, чтобы расклассифицировать все
    картинки по группам и записать их в этом
    поряд­ке, ставя в начале каждой группы
    ее название. Те, кто завершит работу до
    окончания опыта, должен дополнить
    выделенные группы предметами, отно­сящимися
    к тем же классам».
    После окончания
    опыта его участникам предлагают по
    памяти воспроиз­вести в любом порядке
    сначала предметы, изображенные на
    карточках, а затем числа. .
    Опыт 2 Составление
    числового ряда
    Экспериментальный
    материал тот же, что и в опыте 1; участвует
    вторая подгруппа испытуемых.
    Процедура опыта.
    Карточки располагаются на щите так,
    чтобы числа на них не образовывали
    натурального ряда. Испытуемым предлагают
    нари­совать у себя в тетрадях сетку
    в 15 клеток (3 ряда по 5). Их задача —
    распо­ложить все числа, имеющиеся на
    карточках, строго по порядку номеров,
    так чтобы наименьшее было помещено в
    левую клетку верхнего ряда, а наиболь­шее
    — в правую клетку нижнего ряда. Ошибочно
    записанные числа следует зачеркивать
    и там же писать нужное число. Завершившие
    работу до оконча­ния опыта должны
    нарисовать у себя в тетрадях еще одну
    сетку и вписать в нее сначала все четные
    числа, а затем все нечетные.
    Далее следует
    воспроизвести сначала числа, а затем
    названия предме­тов, Обработка
    результатов опытов 1 и 2.
    Определить среднее
    число правильно воспроизведенных
    предметов и чи­сел в обоих опытах для
    группы испытуемых.
    Записать полученные
    средние значения в табл. 5.1.2. Анализ
    результатов и выводы
    На основании
    анализа данных, представленных в табл.
    5.1.2, сделать вы­воды об условиях
    продуктивности непроизвольного
    запоминания.
    Установить
    обстоятельства, которые способствовали
    запоминанию в от­дельных случаях
    предметов и чисел в ситуациях, когда
    они выступали фоновыми раздражителями.
    Проанализировать
    результаты аналогичных опытов, проведенных
    П. И. Зинченко на большом числе испытуемых
    различных возрастных групп, представленные
    в.
    Запоминание,
    сохранение и последующее воспроизведение
    личностью ее опыта составляет сущность
    процесса памяти.
    При экспериментальном
    исследовании памяти предметом изучения
    обычно становятся либо отдельно взятые
    процессы памяти (запоминание, сохранение,
    узнавание, воспроизведение и забывание),
    либо особенности какого-то одного из
    видов памяти (кратковременная,
    долговременная и оперативная).
    В каждом конкретном
    случае выбор предмета или метода
    исследования зависит от конкретной
    задачи, которая стоит перед экспериментатором.
    Например, это может быть изучение объема
    кратковременной памяти и способов его
    увеличения в деятельности оператора
    или метод заучивания при измерении
    двигательной памяти с целью совершенствования
    деятельности сборщиков тех или иных
    механизмов, а также водителей транспорта.
    Для определения факторов, стимулирующих
    память в процессе познавательной
    деятельности учащихся, применяют методы
    сбережения, воспроизведения элементов
    и некоторые другие. В клинике поражений
    головного мозга широко используется
    изучение процессов памяти с целью
    диагностики.
    Экспериментальное
    изучение памяти заключается обычно в
    том, что испытуемому предъявляют для
    запоминания тот или иной стимульный
    материал, который спустя некоторое
    время он должен узнать или воспроизвести.
    Методики:
    1.Куб
    Линка
    . Для
    сообразительности, устойчивости
    внимания, эмоциональных реакций.
    Необходим куб, состоящий из 27 маленьких
    деревянных кубиков размером 3х3см.
    Стороны маленьких кубиков окрашены в
    три разных цвета (красный, зеленый,
    желтый) таким образом, что из них можно
    сложить большой куб так, чтобы все
    наружные его грани оказались одного
    цвета. Показывают собранный куб одного
    цвета, например красного и заставляют
    убедиться, что он со всех сторон и с
    донышка красный. Затем экс-р его
    разваливает и просит исп-го его собрать,
    так, чтобы он со всех сторон был красным.
    2.Изучение
    типа памяти
    .
    4 группы слов для
    запоминания, записанных на отдельных
    карточках:1-слухового;2-зрительного;3-моторно-слухового;4-зрительно-слухо-моторного.
    Первый ряд слов читает психолог с
    интервалом 4-5 с между словами (слуховое
    запоминание). После 10-секундного перерыва
    испытуемый записывает слова и 10мин.
    отдыхает. Второй ряд испыт-ый читает
    про себя 1 раз, а затем записывает
    (зрительное запоминание). Через 10 минут
    третий ряд – психолог читает слова, а
    исп-ый шепотом повторяет их и записывает
    в воздухе пальцем (моторно-слуховое
    запоминание). Потом записывает эти слова
    на листке. 4-ый ряд психолог читает и
    испытуемый одновременно смотрит на них
    и шепотом повторяет каждое слово. Далее
    записывает по памяти (зрительно-слухо-моторное
    запоминание). Дается каждый раз по 10
    слов для запоминания. Затем подсчитывается
    коэффициент типа памяти. Чем ближе
    коэффициент к 1, тем лучше развит у
    ребенка данный тип памяти.
    3.Методика
    «Заучивания 10 слов».

    Предложена Лурия
    А.Р.Используется для оценки состояния
    памяти, утомляемости, активности
    внимания. Оборудования не требует, но
    необходима тишина. Перед началом опыта
    экспер-р должен записать в одну строчку
    ряд коротких слов. Слова нужно подобрать
    простые, разнообразные и не имеющие
    между собой никакой связи. Обычно каждый
    эксп-р пользуется каким-либо одним рядом
    слов. Однако необходимо использовать
    несколько наборов, чтобы дети не могли
    их друг от друга услышать. Важна большая
    точность произнесения и неизменность
    инстр-ции. Инструкция состоит из
    нескольких этапов. Первое:сейчас я
    прочту 10 слов. Слушать надо вниматкльно.
    Когда закончу читать сразу же повтори
    столько слов, сколько запомнишь. Порядок
    повтора слов роли не играет. Экс-р читает
    слова медленно четко. Когда испыт-ый
    повторяет слова эксп-р ставит в своем
    протоколе крестики под этими словами.
    Затем продолжает инструкцию. «Сейчас
    я снова прочту те же самые слова, и ты
    опять должен повторить их – и те, которые
    уже назвал, и те, которые в первый раз
    пропустил- все вместе в любом порядке».
    Экс-р снова ставит крестики под словами,
    кот-ые воспроизвел испы-ый. Затем снова
    повторяется 3,4 и 5 раз, но уже без
    инструкций, просто говорит «Еще раз».
    Затем переходит к другим эксперимента,
    а в конце исследования, примерно спустя
    50-60мин, снова спрашивает у исследуемого
    эти слова (без напоминания). По протоколу
    может быть составлена «кривая запоминания».
    По горизонтали – номера повторений, по
    вертикали- номера правильно воспроизведенных
    слов. По форме можно сделать вывод
    относительно особенностей запоминания.
    «Кривая запоминания» может указывать
    и на ослабления запоминания и на
    утомляемость.
    4.Опосредованное
    запоминание по Леонтьеву.

    Методика предложена Лурия и Выготским,
    разработана и апробирована Леонтьевым.
    Для исследования памяти, но оказалось
    также продуктивной для анализа
    особенностей ассоциации больных, т.е.
    характеристики мышления. Для проведения
    необходимо иметь наборы изображений
    предметов (картинки) и наборы слов.
    Рисунки 5х5 см.каждый. Менять слова,
    предлагающиеся для запоминания, не
    следует, т.к. методика тщательно
    апробирована. Набор
    карточек третьей серии:
    диван,
    гриб, корова, умывальник, стол, ветка
    земляники, самолет и т.д.Слова
    для запоминания
    :
    свет, обед, молоток, одежда, поле , игра,
    птица, лошадь, урок, ночь, мышь, молоко,
    стул, дорога. 4-ая серия несколько трудней,
    но интереснее для выявления особенностей
    мышления. Набор
    карточек
    :
    полотеце, стул, чернильница, велосипед,
    секундомер, глобус…Слова
    для запоминания четвертой серии
    :
    дождь, собрание, пожар, день, драка,
    отряд, театр, ошибка, сила, встреча,
    ответ, горе, праздник, сосед, труд.
    Раскладываются все 30 карточек серии в
    любом порядке. Вам нужно будет запомнить
    ряд слов. Чтобы это было легче сделать,
    нужно каждый раз когда я назову слово,
    выбрать какую-либо карточку, чтоб она
    помогла вспомнить заданное слово. Вот,
    например, слово дождь, здесь его не
    нарисовано, но можно выбрать карточку,
    которая поможет запомнить это слово.
    Все отобранные карточки откладываются.
    Спустя 40 минут или час, показывают по
    одной карточки в перемешанном порядке,
    просят вспомнить слово и спрашивают
    как удалось его вспомнить заданное
    слово, чем эта карточка напомнила слово.
    Истолкование
    результатов
    .
    Исследование направлено на сопоставление
    непосредственного и опосредованного
    запоминаия у детей разного возраста и
    взрослых. Совершенно не важно какую
    карточку выберет исследуемый. Например,
    для запоминания»молоко» может выбрать
    коровы, т.к. она дает молоко. Здесь нет
    правильного или неправильного выбора,
    важно ,что испыт-ый установил содержательную,
    смысловую связь между словом и карточкой.
    5. «Пиктограмма».
    Предложена Лурия (опросредованное
    запоминание) Для проведения 12-16 слов
    или выражений для запоминаий: веселый
    праздник, тяжелая работа, развитие,
    болезнь, обман…Необходимо к каждому
    слову нарисовать что-то, чтобы потом
    его воспроизвести. Слова и буквы писать
    нельзя. Спустя час предлагается
    воспроизвести слова глядя на рисунки.
    6. «Узнавание
    фигур»

    оценка кратковременной зрительной
    памяти. Психолог использует наглядный
    материал, подготовленный для данной
    методики, и в течении 10 с показывает его
    ребенку. Затем предъявлякт сразу другой
    рисунок, где виденные им 9 фигур разбросаны
    среди других 25. Ребенок должен найти те
    фигурки, кот-е он видел в первом случае.
    Пс-г отмечает и подсч-т число правильно
    и неправильно указанных фигур.
    Подсчитывается коэффициент узнавания
    по формуле.
    3

  2. MAxIMuu Ответить

    Методика «корректурная проба» (буквенный вариант), методика «отыскивание чисел (таблицы Шульте)», методика «10 слов», методика «память на числа», «память на образы» Леонтьева.
    Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Свойства памяти: Точность, Объём, Скорость процессов запоминания, Скорость процессов забывания. Внимание – сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени) , распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей) , возможность переключения.
    Методика «10 слов » Лурия.
    Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.
    Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.
    Протокол в виде таблицы, по вертикали количество повторений слов (пять и через час), по горизонтали список слов, 10 штук, плюс колонка для добавочных слов. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.
    По полученному протоколу составляется график, кривая запоминания. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых людей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.
    Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

  3. BigJohn11 Ответить

    Цель: Методика направлена на диагностику развития непроизвольного внимания.
    Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.113
    Материал: Подобрать две пары похожих картинок, в сюжете которых есть несколько отличий (см. приложение)
    Задание: Закройте листом бумаги рисунок, расположенный справа, покажите левый рисунок, закройте его, а правый рисунок откройте. Спросите, что изменилось на рисунке. После ответа откройте оба рисунка и попросите обнаружить различия. Так повторите с каждой парой рисунков. Если ребенок затрудняется ответить, то задание можно упростить тем, что оба рисунка одновременно предъявляются ребенку для сравнения.
    4. ТЕСТ-ИГРА «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ»:
    Цель: Методика направлена на диагностику произвольного внимания.
    Источник: 1) Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.119
    2) Емельянова О. Развитие внимания: учись играя. М.: «Ритмикс-дизайн», 2001.
    Материал: Пазлы, которые состоят из центральной и четырех дополнительных частей. Дополнительные части необходимо прикрепить к основной таким образом, чтобы получилась целостная картина.
    Задание: Психолог предлагает ребенку собрать пазлы таким образом, чтобы из отдельных его частей сложилась и получилась общая картина. Важно отметить то, как ребенок подбирает части к центральному полю, и на какие детали рисунков он обращает внимание, собирая пазлы.
    5. МЕТОДИКА В.М.КОГАНА:
    Цель: Методика используется для выявления параметров внимания: удержания внимания, возможности распределения внимания по одному, двум или трем признакам одновременно, переключения внимания.
    Источник: Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. – М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2000, стр.82
    Материал: Набор карточек с разноцветными плоскими изображениями геометрических фигур ( 5 цветов, 4 фигуры), таблица с расчерченными клетками, где слева по вертикали указаны цвета, а по горизонтали – фигуры.
    Задание: Перемешать карточки с цветными фигурами.
    1 этап: Разложи все карточки подряд в кучки по цвету.
    2 этап: Разложи все карточки в кучки по форме.
    3 этап: Помести карточки в таблицу. «Посмотри – это как домик. В нем 5 этажей. На первом этаже живут фигурки черного цвета, на втором – зеленого; на третьем – желтые и т.д. А это подъезды. В этом подъезде живут все кружочки, в этом – треугольники и т.п. У каждой фигурки есть свой домик – клеточка. Теперь давай найдем, где будет жить красный треугольник… Разложи все фигурки по таблице так, чтобы каждая жила в своем домике».




    КРАСНЫЙ
    СИНИЙ
    ЖЕЛТЫЙ
    ЗЕЛЕНЫЙ
    ЧЕРНЫЙ
    МЕТОДИКА ПЬЕРОНА-РУЗЕРА
    Цель: Методика направлена на исследование устойчивости внимания, возможностей его переключения.
    Источник: Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов»./Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2001, стр.7
    Материал: Бланк с фигурами, карандаш.
    Задание: Перед ребенком кладется бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца, говорит: «Смотри, вот в этом кружочке я поставлю точку, ромбик я зачеркну, а домик пропущу.

































    ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ:
    Что такое память.
    Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Человек получает информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно этому выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Кроме того, в зависимости от характера запоминаемого материала, существуют: память на слова (словесная или вербальная); на образы (образная); на движения (двигательная); на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и мн.др. Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию (природная пластичность нервно-мозговой ткани – мнема»)- природная память.
    Если человек заучивает материал, многократно его повторяя, зазубривает информацию или, наоборот, быстро запечатлевает, как бы фотографирует, то такое запоминание называется механическим, или непосредственным, т.е. запоминанием без дополнительных средств. А когда человек старается запомнить, ищет для этого какие-то способы или приемы, анализирует, осмысливает, каким-либо образом организует материал, то речь идет о принципиально другом, качественно более высоком запоминании – о логическом или опосредствованном, т.е. запоминании с помощью каких-либо средств. В этом случае речь идет о культурной памяти. Культурная память – это всегда произвольная память.

  4. cage2000 Ответить

    МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ
    Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами. В нашем случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух — основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.
    При работе с учащимися необходимо знать следующие виды памяти и их показатели:
    1. Кратковременную зрительную и слуховую, включая их объем и способность удерживать информацию в соответствующих видах оперативной памяти. Без наличия хорошей кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, — учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться.
    2. Опосредованную память, которая характеризуется наличием и самостоятельным, инициативным использованием ребенком различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации.
    3. Важно также правильно и точно оценить динамические особенности процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как динамичность заучивания и его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации.
    Рассмотрим способы определения всех этих видов и показателей памяти по порядку, но прежде сделаем следующее замечание, которое необходимо принимать во внимание в процессе психодиагностики памяти.
    Память ребенка младшего школьного возраста, как и его внимание, должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Что же касается общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребенка, то они имеют условное значение и только в общем характеризуют то, в какой степени развитой является его память.
    Если большинство отдельных показателей, относящихся к частным видам памяти, сравнительно высоки, а остальные находятся на среднем уровне, то это не позволяет с достаточной уверенностью судить о том, что память ребенка хорошая или средняя. Те виды памяти, которые в данном случае не изучались, могут оказаться иными и как раз такими, которые важны в некоторых видах деятельности. Так что правильнее будет, если в выводах о состоянии памяти ребенка мы будем больше опираться на частные показатели.
    Методика 1. «Узнай фигуры» (Приложение № 1)
    Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.
    В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рис. 1, в сопровождении следующей инструкции:
    «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».
    Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.
    Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.
    Оценка результатов
    10 баллов    — ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.
    8-9 баллов   — ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.
    6-7 баллов — ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.
    4-5 баллов   — ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.
    2-3 балла     — ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.
    0-1 балл       — ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.
    Выводы об уровне развития
    10 баллов        — очень высокий.
    8-9 баллов        — высокий.
    4-7 баллов        — средний.
    2-3 балла        — низкий.
    0-1 балл        — очень низкий.
    Методика 2. «Запомни рисунки» (Приложение № 2)
    Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 2 А. Им дается инструкция примерно следующего содержания:
    «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 2 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
    Время экспозиции стимульной картинки (рис. 2 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку — рис. 2 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
    Оценка результатов
    10 баллов   — ребенок узнал на картинке 2 Б все девять изображений, показанных ему на картинке 2 А, затратив на это меньше 45 сек.
    8-9 баллов — ребенок узнал на картинке 2 Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
    6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
    4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
    2-Збалла   — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
    0-1 балл    — ребенок не узнал на картинке 2 Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.
    Выводы об уровне развития
    10 баллов        — очень высокий.
    8-9 баллов        — высокий.
    4-7 баллов        — средний.
    2-3 балла        — низкий.
    0-1 балл        — очень низкий.
    Методика 3. «Запомни цифры» (Приложение № 3,4)
    Эта методика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания:
    «Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово “повтори”».
    Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, представленных на рис. 3 А, с интервалом в 1 сек между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.
    Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (рис. 3 Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке — убывающем (рис. 4 А, Б).
    В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.
    Оценка результатов
    10 баллов   — ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр.
    8-9 баллов  — ребенок точно воспроизвел в среднем 7-8 цифр.
    6-7 баллов   — ребенок безошибочно смог воспроизвести в среднем 5—6 цифр.
    4-5 баллов   — ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры.
    2-3 балла     — ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры.
    0-1 балл       — ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.
    Выводы об уровне развития
    10 баллов        — очень высокий.
    8-9 баллов        — высокий.
    4-7 баллов        — средний.
    2-3 балла        — низкий.
    0-1 балл        — очень низкий.
    Методика 4. «Выучи слова» (Приложение № 5)
    С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.
    Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.
    Результаты заучивания ряда слов представляются на графике (рис. 5), где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.
    Оценка результатов
    10 баллов   — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.
    8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.
    6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.
    4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.
    2-3 балла   — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.
    0-1 балл — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.
    Выводы об уровне развития
    10 баллов   — очень высокий.
    8-9 баллов  — высокий.
    4-7 баллов  — средний.
    2-3 балла    — низкий.
    0-1балл       — очень низкий.
    Методика 5. Определение объема кратковременной зрительной памяти
    (Приложения № 6, 7)
    Ребенку поочередно предлагают каждый из следующих двух рисунков (рис. 6 А, Б). После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку (рис. 7 А, Б)
    с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рис. 6. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.
    Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не намного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).
    Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.
    Методика 6. Оценка оперативной зрительной памяти (Приложения № 8, 9)
    Этот вид памяти характеризуется тем, насколько долго человек может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения. Время удержания информации в оперативной памяти служит ее основным показателем. В качестве дополнительной характеристики оперативной памяти можно использовать количество ошибок, допускаемых ребенком во время решения задачи (имеются в виду такие ошибки, которые связаны с несохранением в памяти нужной для решения задачи информации).
    Оперативную зрительную память ребенка и ее показатели можно определить при помощи следующей процедуры. Ребенку последовательно, на 15 сек. каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников на рис. 8. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника (рис. 9), среди которых находятся и те шесть треугольников, которые ребенок только что видел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников.
    Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное от деления времени решения задачи в мин на число ошибок, допущенных в процессе решения, плюс единица.
    Ошибками считаются неправильно указанные в матрице треугольники или те из них, которые ребенок не смог по какой-либо причине найти.
    Практически для получения этого показателя поступают следующим образом. По всем четырем карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количество допущенных ошибок.
    Затем определяют среднее время работы ребенка над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарного времени работы ребенка над всеми четырьмя карточками на 4.
    Момент окончания времени работы ребенка над поиском треугольников в общей матрице определяется экспериментатором при помощи вопроса к ребенку: «Ты уже все сделал, что мог?» Как только ребенок утвердительно ответит на данный вопрос и практически прекратит поиск треугольников в матрице, считается, что он завершил свою работу. Деление среднего времени работы ребенка над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет, наконец, получить искомый показатель.
    Для того чтобы ускорить процесс добывания информации о том, правильно или неправильно ребенок отыскал в матрице нужные треугольники, рекомендуется воспользоваться их идентификацией по номерам, которые стоят в левом нижнем углу под каждым из треугольников в матрице на рис. 9. Так, например, первому набору из шести треугольников (номер набора обозначен римской цифрой, расположенной под ним на рис. 8) в матрице соответствуют треугольники со следующими номерами: 1, 3,8,12,14,16; второму набору — 2, 7,15,18,19, 21; третьему набору – 4, 6,10,11,17, 24; четвертому набору – 5, 9,13, 20, 22, 23.
    Методика 7. Оценка объема кратковременной слуховой памяти
    Оценка объема кратковременной слуховой памяти детей младшего школьного возраста и детей всех последующих школьных возрастов, а также взрослых людей производится при помощи той же самой методики, которая была представлена и использована для решения аналогичной задачи в комплексе стандартизированных психодиагностических методик.
    Выводы об уровне развития зрительной и слуховой памяти младших школьников
    Оценка результатов
    10 баллов получает ребенок, имеющий объем кратковременной памяти, равный 8 и более единицам. Это касается детей в возрасте 10-12 лет. Аналогичное количество баллов — 10 — получают дети в возрасте от 6 до 9 лет, если объем их кратковременной памяти составляет 7-8 единиц.
    В 8 баллов оценивается объем кратковременной памяти ребенка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам. Такое же количество баллов — 8 — получает ребенок в возрасте от 10 до 12 лет, имеющий объем кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.
    4 балла получает 6-9-летний ребенок, имеющий объем кратковременной памяти, составляющий 3-4 единицы. Таким же количеством баллов оценивается объем кратковременной памяти ребенка в 10-12 лет, если он равен 4-5 единицам.
    2 балла ставится ребенку 6-9-летнего возраста в том случае, если его объем кратковременной памяти составляет 1-2 единицы. Столько же баллов получает ребенок в возрасте от 10 до 12 лет в случае, когда объем его кратковременной памяти равняется 2-3 единицам.
    В 0 баллов оценивается память 6-9-летнего ребенка, имеющая показатель, равный нулю. Столько же баллов получает 10-12-летний ребенок с объемом кратковременной памяти; равным 0-1 единице.
    Методика 8. Оценка оперативной слуховой памяти
    Этот вид памяти проверяется способом, близким к ранее описанным. Ребенку с интервалом в 1 сек поочередно зачитываются следующие четыре набора слов:
    I                    II                         III                         IV
    месяц           ковер                  вилка                  школа
    дерево         стакан                 диван                  человек
    прыгать       плыть                  шутить                спать
    желтый       тяжелый            смелый               красный
    кукла           книга                   пальто                 тетрадь
    сумка           яблоко                телефон              цветок
    После прослушивания каждого из наборов слов испытуемому примерно через 5 сек после окончания чтения набора начинают не торопясь читать следующий набор из 36 слов с интервалами в 5 сек между отдельными словами:
    Стакан, школа, вилка, пуговица, ковер, месяц, стул,
    человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица,
    спать, смелей, шутить, красный, лебедь, картинка,
    тяжелый, плыть, мяч, желтый, дом, прыгать,
    тетрадь, пальто- книга, цветок, телефон, яблоко,
    кукла, сумка, конь, лежать, слон.
    В этом наборе из 36 слов в случайном порядке располагаются воспринятые на слух слова из всех четырех прослушанных наборов, отмеченных выше римскими цифрами. Для их лучшей идентификации они подчеркнуты различными способами, причем каждому набору из 6 слов соответствует свой способ подчеркивания. Так, слова из первого малого набора подчеркнуты сплошной одинарной чертой, слова из второго набора — сплошной двойной чертой, слова из третьего набора — пунктирной одинарной чертой и, наконец, слова из четвертого набора — двойной волнистой чертой.
    Ребенок должен на слух обнаружить в длинном наборе те слова, которые ему только что были представлены в соответствующем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова высказыванием «да», а его отсутствие — высказыванием «нет». На поиск каждого слова в большом наборе ребенку отводится 5 сек. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.
    Оценка результатов
    Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время работы ребенка над заданием делится на 4), на среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибками считаются все слова, которые указаны неправильно, или такие слова, которые ребенок не смог за отведенное время найти, т.е. пропустил.
    Замечание. Эта методика не имеет стандартизированных показателей, поэтому выводы об уровне развития памяти ребенка на ее основе, равно как и на основе аналогичной методики для оценки зрительной оперативной памяти, которая была описана ранее, не делаются. Показатели по этим методикам можно только сравнивать у разных детей и у одних и тех же детей при их повторном обследовании, делая относительные выводы о том, как память одного ребенка отличается от памяти другого ребенка, или о том, какие изменения со временем произошли в памяти данного ребенка.
    Методика 9. Диагностика опосредствованной памяти
    Материалом, необходимым для проведения методики, служат лист бумаги и ручка. Перед началом обследования ребенку говорят следующие слова:
    «Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнес. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много».
    Ребенку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения:
    Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу.
    После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 сек. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать
    запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение.
    Как только эксперимент закончен, психолог просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.
    Оценка результатов
    За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное — в 0 баллов.
    Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике, равна
    10 баллам. Такую оценку ребенок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимально возможная оценка — 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.
    Выводы об уровне развития
    10 баллов    — очень высоко развитая опосредованная слуховая память.
    8-9 баллов — высоко развитая опосредованная слуховая память.
    4-7 баллов — средне развитая опосредованная слуховая память.
    2-3 балла — низко развитая опосредованная слуховая память.
    0-1 балл — слабо развитая опосредованная слуховая память.
    Методика 10. Характеристика динамических особенностей процесса запоминания
    Ребенку предлагается ряд, состоящий из десяти простых слов, для их запоминания путем неоднократного повторения этого ряда.
    После каждого очередного повторения определяется количество слов из ряда, которое ребенок сумел безошибочно воспроизвести после данного повторения.
    Для запоминания ребенку предлагается на выбор один из следующих наборов слов:
    1. Дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свеча, стол.
    2. Кот, ручка, синий, плохо, яблоко, пол, слабый, вилка, лампа, карандаш.
    3. Кукла, ложка, красный, машина, высоко, кисть, мама, книга, курица.
    4. Собака, окно, цветок, ковер низкий, конверт, небо, буква, сон.
    5. Часы, ветер, рыба, звезда, слон, конфета, бумага, стул, веревка.
    Замечание. При диагностике динамических особенностей процесса запоминания у детей, обучающихся в разных классах начальной школы и поступающих в школу, следует применять разные наборы слов для того, чтобы не сказывался эффект прежнего заучивания ряда.

    Рис. 10 Динамические особенности процесса заучивания ряда слов
    Число повторных предъявлений ряда и последующих попыток его воспроизведения в данной методике ограничено шестью. С каждой попыткой воспроизведения соотносится число правильно воспроизведенных слов, а полученные в итоге данные представляются в виде графика заучивания.
    На основе анализа кривой заучивания, представленной на этом графике, определяются следующие два показателя динамики заучивания:
    1. Динамичность заучивания.
    2. Продуктивность заучивания.
    Динамичность процесса заучивания устанавливается по характеру кривой. Если от повторения к повторению эта кривая плавно поднимается вверх (сплошной вариант кривой на рис. 10), то процесс заучивания считается достаточно динамичным. Если от повторения к повторению результаты не ухудшаются, оставаясь на прежнем уровне (пунктирный вариант кривой на рис. 10), то процесс заучивания характеризуется как среднединамичный. Наконец, если от повторения к повторению результаты то улучшаются, то ухудшаются (точечный вариант кривой на рис. 10), то это свидетельствует о нединамичном процессе заучивания.
    Оценка результатов
    В соответствии с полученными данными о динамике процесса заучивания ребенок получает одну из трех оценок по следующей шкале:
    Достаточно динамичный процесс заучивания — отлично. Среднединамичный процесс заучивания — удовлетворительно. Нединамичный процесс заучивания — неудовлетворительно. Продуктивность процесса заучивания оценивается иначе, в баллах при помощи следующей шкалы:
    10 баллов   — ребенок сумел запомнить и безошибочно воспроизвести все десять слов, затратив на это меньше, чем шесть повторений, т.е. не более пяти.
    8-9 баллов — ребенок сумел воспроизвести все 10 слов ровно за шесть повторений.
    6-7 баллов — за шесть повторений ряда ребенку удалось правильно воспроизвести от 7 до 9 слов.
    4-5 баллов — за шесть повторений ряда ребенок сумел верно воспроизвести 4-6 слов.
    2-3 балла   — за шесть повторений ряда ребенку удалось правильно вспомнить только 2-3 слова.
    0-1 балл     — за шесть повторений ребенок сумел воспроизвести всего лишь 1 слово или не вспомнил ни одного.
    __________________________________________________________________________
    Методические рекомендации разработаны на основе учебного пособия Р.С. Немова для студентов высших пед. заведений «Психология», книга 3 «Психодиагностика» М.: ВЛАДОС, 2002.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *