Какие слова произошли от слова русами 3 класс?

9 ответов на вопрос “Какие слова произошли от слова русами 3 класс?”

  1. RaffeeShow Ответить

    Олимпиадные задания по русскому языку
    Русский язык
    Фамилия _____________Имя____________Класс_________
    1. От слов, обозначающих признаки предметов, образуйте имена существительные, которые называют людей.
    Умный – ________________________
    Хитрый – _______________________
    Весёлый – _______________________
    Крепкий – _______________________
    2. Составь слово по опорным словам. Из первого слова бери первый слог, из    второго – второй и так далее:
    а) радость, задумал, коряга: _______________
    б) сияние, понедельник, поливает:  ______________________
    3. Догадайся, какую общую часть пропустили в словах, допиши эти слова:
    _____ник,       ____а,        ___ной,          ___ок,      ____истый.
    4. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получить новые:
    стол                    овод
    зал                      ежи
    газ                      марка
    яр                        очки
    гриб                    он
    хор                      яр
    5. Найди и подчеркни «лишнее» слово. Объясни своё решение.
    1.     гром, громадный, громкость, громкий;
    ____________________________________________________________
    2.     выспаться, сыпучий, сыпь, сыпать;
    ____________________________________________________________
    3.     жалость, жалоба, жалкий, жалить;
    ____________________________________________________________
    4.     легонько, легковой, залегать, облегчать.
    ____________________________________________________________
    6. Выбери нужное слово. Подчеркни его.
    1.  Мы собирали грибы в (ёлочном, еловом) лесу.
    2.  Бабушка варила вкусное (сливовое, сливочное) варенье.
    3.  Не будь таким (обидным, обидчивым)!
    4.  На море разыгрался сильный (штурм, шторм).
    7. Путём перестановки букв из каждой пары слов составь третье. Должны быть использованы все буквы.
    Боб + уста = __________________________________________
    Вода + ринг = ________________________________________
    Парк + ива = _________________________________________
    8. Расставьте предложения по порядку. Пронумеруй их
    Прыгнет с обрыва, остановится и зовёт сына.
    Мать кормила его молоком и учила бегать по горам.
    Малыш дрожит от страха, но прыгает.
    Родился козлёнок в долине горной реки.
    Мать лижет ему шёрстку
    9. Древнее слово «лоб» означало широкий плоский лист, от него образовались названия растений: лопух, лопоухий – человек с большими ушами. А как называется садовый инструмент, название которого происходит от этого слова?
    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    10. Запиши слова во множественном числе: стол, стул, ухо, человек.
    _____________________________________________________________
    11. Вместо пропусков, напиши буквы, чтобы получились слова.
    Место на реке, где может застрять корабль.            ___ ___ л ь,
    Злейший враг шубы.                                                 ___ ___ л ь,
    Её исполняют актёры.                                                 ___ ___ л ь
    Платок, который накидывают на плечи.                    ___ ___ л ь,
    Маленькие морские или речные камешки.               ___ ___ л ь ___ ___
    Больше, чем носки, меньше, чем чулки.                  ___ ___ л ь ___ ___
    Часть лимона, апельсина или  яблока.                    ___ ___ ль ___ ___
    Критерии оценивания
    1. От слов, обозначающих признаки предметов, образуйте имена существительные, которые называют людей.
    Выполнение:
    Умный – умник
    Хитрый – хитрец
    Весёлый – весельчак
    Крепкий – крепыш
    Количество баллов:  0,5 б за каждое правильное слово.     (Всего 2 б.)
    2.  Составь слово по опорным словам. Из первого слова бери первый слог, из    второго – второй и так далее:
    Выполнение:
    а) радость, задумал, коряга;                                               радуга
    б) сияние, понедельник, поливает                                      синева
    Количество баллов:  по – 0,5 баллов. (Всего 1 балл)
    3.  Догадайся, какую общую часть пропустили в словах, допиши эти слова:
    _____ник,  ____а,  ___ной,  ___ок,   ____истый.
    Выполнение: например: печник, вода, грибной, грибок, волнистый.
    Количество баллов: по 0,5б. (Всего 2,5 б.)
    4.  Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получить новые:
    Выполнение: (столяр, залежи, ярмарка, газон, грибочки, хоровод
    Количество баллов:  0,5 за каждое слово.   (Всего 3 б.)
    5.  Найди и подчеркни «лишнее» слово.
    гром, громадный, громкость, громкий;
    выспаться, сыпучий, сыпь, сыпать;
    жалость, жалоба, жалкий, жалить;
    легонько, легковой, залегать, облегчать.
    Количество баллов:  0,5 за каждое правильно вычеркнутое слово. (Всего 2 б.)
    6.  Выбери нужное слово. Подчеркни это слово.
    Мы собирали грибы в (ёлочном, еловом) лесу.
    Бабушка варила вкусное (сливовое, сливочное) варенье.
    Не будь таким (обидным, обидчивым)!
    На море разыгрался сильный (штурм, шторм).
    Количество баллов: по 0,5 за верный выбор. (Всего 2 б.)
    Путём перестановки букв из каждой пары слов составь третье. Должны быть использованы все буквы.
    Боб + уста =                               суббота
    Вода + ринг =                             виноград
    Парк + ива =                               крапива
    Количество баллов: по 1 баллу. (Всего 3 б.)
    Расставьте предложения по порядку.
    3.Прыгнет с обрыва, остановится и зовёт сына.
    2.Мать кормила его молоком и учила бегать по горам.
    4.Малыш дрожит от страха, но прыгает.
    1.Родился козлёнок в долине горной реки.
    5.Мать лижет ему шёрстку.
    Количество баллов:  Если 1-3 предложения стоят в правильном порядке – 1б   все -3б.
    Древнее слово «лоб» означало широкий плоский лист, от него образовались названия растений: лопух, лопоухий – человек с большими ушами. А как называется садовый инструмент, название которого происходит от этого слова?
    Выполнение:  лопата (Всего1 б.)
    Запиши слова во множественном числе: стол, стул, ухо, человек.
    Выполнение: столы, стулья, уши, люди
    Количество:  по 0,5 б.   (Всего 2 б.)
    Вместо пропусков, напиши буквы, чтобы получились слова.
    ·        Место на реке, где может застрять корабль.              _ _ л ь,
    ·        Злейший враг шубы.                                                      _ _л ь,
    ·        Её исполняют актёры.                                                    _ _ л ь,
    ·        Платок, который накидывают на плечи.                       _ _ л ь,
    ·        Маленькие морские или речные камешки.                  _ _ л ь _ _
    ·        Больше, чем носки, меньше, чем чулки.                      _ _ л ь _ _
    ·        Часть лимона, апельсина или  яблока.                        _ _ль _ _
    Выполнение: мель, моль, роль, шаль, галька, гольфы, долька.
    Количество баллов: за 1- 4 слово по 0,5 балла, за 5 – 7 по 1 баллу. (Всего 5 б. )

  2. Kathridor Ответить

    Олимпиада по русскому языку для 3 класса
    Код_________
    1. Подчеркни слова, в которых только  твёрдые согласные звуки:       (2б.)
    Малыш, лужицы, пальцы,  таблица, ливень, шалаш.
    2.Найди и подчеркни существительные мужского рода:                              (8б.)
    Кофе,  мороженое, повидло, метель, буран,  кино, тюль,  огонь, пюре.
    3.Возьмите третий звук от слова редька, ударный гласный от слова      (4б)       позвонит, четвёртый звук от слова съехал, ударный гласный от слова каталог. Запишите слово и три синонима к нему.
    _________________________________________________________________________
    4.Соедини фразеологизмы, противоположные по значению          (6б.)
    повесить нос                                         одним духом
    в час по чайной ложке                         воспрянуть духом
    жить душа в душу                                как кошка с собакой
    5.Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово-имя    существительное. Необходимо использовать все буквы.                              (3б.)
    Лик – пена=________________         иск – том=____________________
    Кожа – ворон=_________________
    6.Образуй и запиши слова с уменьшительно-ласкательным оттенком значения.(4б.)
    брат
    ель
    мышь
    изба
    7.Поставь знак ударения в словах:                              (7б.)
    Призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, положить, свёкла, выигрыш.
    8.Подчеркни нужную букву в начале слова:                           (4б.)
    (с,з)дание,(с,з)делать, (с,з)десь, (с,з)беречь
    9.Подчеркни у каких существительных нет формы единственного числа   (5б)
    Очи, бигуди, жалюзи, санки, лыжи, коньки, каникулы
    10.Найди   и исправь ошибки в образовании формы родительного падежа . (6б)
    Купили шесть килограмм яблок, помидор, апельсин.
    Много сапог, носок, чулков, ботинок, туфлей
    11.Соедини слова левого и правого столбика так, чтобы получились новые слова:  (6б)
    Сено            овод       ____________________________
    Стол             ода        _____________________________
    Газ                вал     ________________________________
    Гриб             очки     ________________________________
    Хор                он       ______________________________
    Бор                 яр       __________________________________
    12.Шарада.Какое слово задумали?                      (2б.)
    Первая буква есть в слове «сурок»
    А дальше подумай, и краткое слово
    Средь умных ребят ты найдёшь у любого.
    Две буквы у «мамы» найди без смущенья,
    И в целом получишь- итог от сложения. (_______________)
    13.Расшифруй письмо, запиши его по правилам орфографии и пунктуации:    (4б)
    [л’ус’а                                                                   ____________________________
    з’д’эс’      ч’удный’  лук                                      ____________________________
    й’а   уп’ин’ка  л’ижу                                           ____________________________
    мн’э  с’н’ица грус’т’                                          _____________________________
    пад  й’олкай’                                                       _____________________________
    ил’й’а]
    14.Отредактируй текст, не изменяя порядка слов (обозначь границы предложений):
    Кисель там варят из резины                                                                      (5б)
    там шины делают из глины
    кирпич там жгут из молока
    творог готовят из песка
    стекло там плавят из бетона
    плотины строят из картона
    15.Вставь пропущенные буквы там, где необходимо:                          (17б)
    В глубочайш…м ок…ан…,  с настоящ…м т…вар…щ…м, перц…м, туч..й, сторож…м, шприц…м,обруч…м, пом…щ…, ц…ган, станц…я, ц…ркуль, вз..ерошенный, ра…крутить, ра…гладить, грузч…к, горош…к, письм…цо,умн…ца, в здани…, о лентя…,  о тяжест…, син…нький, рыж…ватый, заботл..вый, доблес..ный, опас…ный, ухв…тились, чу..кий.
    Ответы
    Ключи к заданиям по русскому языку для 3 класса

    Ответы
    баллы
    1
    Малыш, шалаш
    По 1 баллу
    2
    Кофе, метель, буран, огонь.
    По 2 балла за каждый правильный ответ
    3.
    тихо
    По1 баллу за слово
    4
    Повесить нос- воспрянуть духом
    В час по чайной ложке- одним духом
    Жить душа в душу- как кошка с собакой
    По 2 балла (итого 6 баллов)
    5
    Пеликан, мостик, жаворонок
    По 3 балла
    6
    Братец (братик), ёлочка, мышка, избушка.
    По 1 баллу
    7
    2-и,и, е,е,и,ё,1-ы
    По 1 баллу
    8
    здание, сделать, здесь, сберечь
    По 1 баллу
    9
    Очи, бигуди, жалюзи, санки,, каникулы
    По 1 баллу за слово
    10.
    Купили шесть килограммов яблок,помодоров,апельсин.
    Много  сапог,носков,чулок,ботинков,туфель
    По 1 баллу за слово
    11
    Сеновал,столяр, газон,грибочки, хоровод, борода.
    По 1 баллу
    12.
    сумма
    2 балла
    13
    Люся! Здесь чудный луг. Я у пенька лежу. Мне снится груздь под елкой. Илья.
    2б — содержание,
    2б — орфография и пунктуация
    14
    Кисель там варят. Из резины
    там шины делают. Из глины
    кирпич там жгут. Из молока
    творог готовят. Из песка
    стекло там плавят. Из бетона
    плотины строят. Из картона…
    0,5б*6
    +2б за большую букву и точку в каждом предложении
    15
    В глубочайшем океане,  с настоящим товарищем, перцем, тучей, сторожем, шприцом, обручем, помощь, цыган, станция, циркуль, взъерошенный, раскрутить, разгладить, грузчик, горошек, письмецо, умница, в здании, о лентяе,  о тяжести, синенький, рыжеватый, заботливый, доблестный, опасный, ухватились, чуткий.
    По 0,5 за орфограмму

  3. Dorinrad Ответить

    Занятие 9.
    Этимология.
    ОТКЛАДЫВАЙ  БЕЗДЕЛЬЕ,  НО  НЕ  ОТКЛАДЫВАЙ   ДЕЛО
    Помнишь ли ты  сказки Пушкина?
    – Назови отчество князя Гвидона.  ________________________________
    – Хищная птица, в которую стрелял князь Гвидон. __________________
    – Насекомое, ужалившее в нос Бабариху.__________________________
    – Профессии сестёр матери князя Гвидона. ________________________
    – Вдруг сердито под крыльцом пёс залаял…» Как звали пса? _____________________________________________________________
    – К кому обращался за помощью в поисках невесты королевич Елисей?
    _____________________________________________________________
    – Кто помог ему найти царевну? _________________________________
    – Каких работников искал поп на базаре? _________________________
    – Чем старик поймал золотую рыбку?_____________________________
    – Сколько лет прожил старик в землянке у самого синего моря? ______
    – С какой стороны угрожал враг царю Дадону? _____________________
    ПО  НИТКЕ  ДОЙДЁШЬ  ДО  КЛУБКА
    Задание № 1. Почему школу назвали школой, а не домом? Почему стол называется столом, а галка – галкой?
    Попробуй внимательнее присмотреться к разным словам – и тцы увидишь, что в одном случае ответить на вопрос об их происхождении можно без особого труда (лётчик, подоконник), а в других случаях происхождение слов совершенно непонятно (луна, лампа).
    Историей происхождения слов занимается раздел языка этимология. Она рассказывает о том, каким является то или иное слово: пришло оно к нам из другого языка или является исконно русским, каким способом было образовано слово и каково его былое  значение. Этимология  помогает восстановить родство между словами, объяснить их современное значение и написание.
    Этимология слова уводит исследователя в  глубь веков, когда ещё не было письменности. Она рассказывает о жизни народов, давно исчезнувших,  о древних культурных связях между народами.
    Например, слово лошадь до татарского нашествия в русском языке не было. Лошадь – это татарское  алаша  ( в народной речи и сейчас есть слово лоша). Сначала это заимствованное слово применялось только для названий крестьянских рабочих лошадей, а ратных, военных, называли по – старому конями.
    Изучая историю русского языка, выясняя этимологию того или иного слова или выражения, учёные обращаются к данным общеславянского языка – основы, к материалам живых родственных славянских языков, к памятникам мёртвого старославянского языка. Так, в русском и других славянских языках сохраняется живая память об основном занятии древнего славянского племени – земледелии, хлебопашестве.   Рожь, жито. Название рожь по происхождению общеславянское. Оно имеет соответствия и в некоторых балтийских и скандинавских языках, то есть у давних северных соседей славян. Корень этого слова найдём и в современных словах рожать, урожай. У наших далёких предков было ещё и другое название для ржи. Эту злаковую культуру называли также житом. Здесь тот же корень, что и в глаголе жить, ведь хлеб для древних земледельцев – главный продукт питания и основа жизни. Слово жито  в разных значениях – «рожь», «хлеб на корню». Помещение для хранения зерна у славян называлось житницей. Это слово есть и в современном русском языке: так образно называют край, дающий стране зерно.  С течением времени часто изменяется не только звуковой облик слова, но и его смысл, значение.
    Задание № 2. Прочитай отрывок из стихотворения русского поэта начала XIX века Е. Н. Баратынского.
    Величествен и грустен был позор
    Пустынных дол, лесов, долин и гор.
    Объясни значение слова позор в этом отрывке.
    Первоначально это слово означало «взгляд», затем – «то, что представляется взору»,  «вид»- «зрелище» – «зрелище, оскорбляющее чью-либо честь» – «бесчестье».
    Глагол  робеть (пугаться, стесняться) произошёл от древнего робя, то есть ребёнок.
    Подумай, что означало в устах нашего прапрадеда восклицание «Не робей!». Какую мысль он хотел выразить этой фразой?
    __________________________________________________________________________________________________________________________
    Задание №3. Происхождение того или иного слова можно выяснить, справившись в этимологическом словаре. Попробуй, используя этимологический словарь, объяснить происхождение слова живот.
    ЗНАНИЯ   И  УМЕНИЯ  ВСЕГДА  НАЙДУТ   ПРИМЕНЕНИЕ
    Задание № 4.  Давай поиграем!  Отгадай шарады.
    Меня ты увидишь в лесу под сосною,
    Положишь в корзину, захватишь с собою.
    Мой корень по цвету с лисицей схож,
    А суффикс ты в маленьком доме найдёшь. _______________________
    Моё начало есть в свинце,
    И в серебре, и в стали;
    А корабли в моём конце
    Вчера к причалу встали,
    И если дружен ты со мной,
    Настойчив в тренировках, –
    Ты будешь в холод, в дождь и зной
    Выносливым и ловким. ________________________________

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *