Какие состояния природы любит изображать тютчев в своих стихах?

10 ответов на вопрос “Какие состояния природы любит изображать тютчев в своих стихах?”

  1. Molar Ответить

    Тема природы в стихах Тютчева очень красиво описана. Он использует много изобразительно-выразительных средств, чтобы передать все оттенки. И читая его стихи, представляешь природу, как живое существо. А все это потому что видно поэту небезразличная природа, он любит ее и хорошо понимает и с помощью своего таланта хочет, чтобы мы тоже смогли приблизиться к природе, полюбить ее.
    Судя по творчеству Тютчева, он обожал природу весной и осенью. Эти два сезона в году говорят о воскрешении и увядании матушки-природы. Всем известны созданные им образы – гроза, весенние воды, ночное море.
    Красивый стих «Осенний вечер» стимулирует нас к размышлению. Ведь природа увядает, но не теряет своей красоты, а это не должно пройти незамеченным. Мы куда-то спешим и не хватает времени полюбоваться листиком, который сорвался и летит медленно вниз.
    Также мы находим такие чудесные и неповторимые образы природы, как осеннее небо, ветер, тихий вечер, листья, деревья. От поэзии становится тихо и спокойно на душе. Мир наполняет гармония. Но все-таки есть вестники поздней осени, которая не настолько милая и спокойная – это холодный резкий ветер и яркие краски деревьев. Очень часто Тютчев в своих стихотворениях использует олицетворение природы и разные метафоры.

  2. Я гРуБ ты ФрУКт Ответить

    Поэзия этого поэта бывает очень и очень разной. Но она всегда такая неповторимая. Природа, которую нельзя уже забыть, если хоть когда-либо прочувствовал эту красоту. Читая стихотворения этого поэта, представляешь природу, как что-то воодушевленное, живое. А ведь это потому, что поэт любит природу и она ему небезразлична. Благодаря своему таланту Федор Иванович хочет дать возможность своему читателю приблизиться и полюбить природу. Окунаясь в творчество этого выдающегося поэта понимаешь, что Ф.И.Тючев очень любил природу осенью и весной. В своих стихотворениях он показывает природу с разных сторон, его природа умеет грустить, радоваться.
    Глядя на произведения поэта не произвольно напрашивается вывод того, что автор больше всего любит природу в весенние и осенние времена года. Примером этому служит его стих «Осенний вечер». В этом стихотворении автор передает всю красоту природы, хоть уже и осень, но природа не утратила свою красоту. Она так же осталась прекрасна. Человек никогда не задумывается о том, как прекрасна природа. А если присмотреться и понаблюдать за падающим на землю листиком, как он плавно кружась, опускается на землю. Эта красота жива, она неповторима.
    Автор показывает своему читателю не одно какое-либо состояние природы, он показывает ее разнообразие оттенков и состояний.
    Погружаясь в поэзию Федора Ивановича, чувствуешь себя безмятежно, умиротворенно. Полной противоположностью стихотворению «Осенний вечер» является стихотворение «Весенняя гроза». В этом стихотворении поэт дает возможность своему читателю окунуться в зарождение новой жизни, так как само название стихотворения говорит об этом. Окунуться в прекрасную весеннюю пору. Читая это произведение, начинаешь чувствовать запах свежей грозы в майском весеннем воздухе, а так же слышать раскаты первого грома.
    Много своих стихотворений Тючев посвятил природе не просто в разное время года, однако, и в различное время суток.
    Ночь так же является одной из главных тем в поэзии Федора Ивановича. Ночь, описанная автором не только обыкновенно красива, ее красота царственна. Показывая своему читателю ночь, автор рисует ее чистой и святой, полной незримых тайн и загадок.

  3. Mordin Ответить

    Природа в творчестве Тютчева является неким связующим человека с божественной сущностью. Это устремляет взгляд поэта ввысь, к тайнам горных вершин, а затем дальше в космическую бездну. Его влечет туда надежда обрести понимание сути жизни, он увлекает за собою в стихотворениях, преподнося сперва образ гор, затем облаков и дальше познание откровения таинства вечности: «а там, в торжественном покое, разоблаченная с утра, сияет белая гора, как откровенье неземное». Именно небо представлено в его стихах, как символ чистоты и истины, где «звезды чистые горели, отвечая смертным взглядам непорочными лучами…» Многоточие, использованное здесь поэтом, призывает поразмыслить глубже над сказанным, приложить усилия и найти глубинную суть слов.
    Тема ночи – одна из самых важных тем в описании природы в лирике Тютчева. Она наполнена философским смыслом, помогает проникнуть в «тайное тайных» человеческой сущности. Здесь описание природы наполнено необычайной красотою и величественностью. Поэт изображает её чистой и святой: «святая ночь на небосклон взошла…». Она полна незримых тайн и загадок, непостижимых для смертного человека. «На мир дневной спустилася завеса, изнемогло движенье, труд уснул… Над спящим градом, как в вершинах леса, проснулся чудный еженочный гул… Откуда он, сей гул непостижимый?…Иль смертных дум, освобожденных сном, мир бестелесный, слышный и незримый, теперь роится в хаосе ночном?»
    В его творчестве уделено отдельное место описанию ночи. Он пытался найти истину бытия, а возможно соприкоснулся с нею и в своих стихах показывал пути и размышления для того, чтобы человек задумался не только о земных заботах, но и открыл свои духовные глаза, чтоб увидеть нечто большее, чистое, вечное и настоящее. Людские проблемы, которыми окутал свои глаза человек, поэт видит, как нечто второстепенное и совершенно бессмысленное. И природа «поочередно всех своих детей, свершающих свой подвиг бесполезный, она равно приветствует своей всепоглощающей и миротворной бездной».
    Тютчев очень мастерски передает через описание природы глубину своих переживаний, свой настрой и чувства. Он очень тонко чувствует природу, знает её характер и умеет подобрать такие слова, которые ярче всего передадут смысл, который автор в них вкладывает. Больше всего беспокоит поэта оторванность человека от целостности мира, от божественного начала, уход в суету и бессмысленность по сравнению с величественностью её бытия. «И перед ней мы смутно сознаем себя самих – лишь грезою природы».
    Тютчев жил жизнью, всецело отданной познанию себя, человеческого бытия, природы и незримой нити связывающей все в единое целое. Его поэзия многогранна и разнообразна, возвышенна и таинственна, нежная земная и космически холодная, но всегда неповторима и прекрасна, влекущая яркими красками своей удивительной жизни.

  4. незатыкаемый фонтан Ответить

    Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым чувством молодости жизни отмечены стихи о природе, написанные Федором Ивановичем Тютчевым. Как и многие поэты, Тютчев считал, что человек — разрушающее начало в природе. Человек слаб и физически и духовно, он не может противостоять своим страстям и порокам. Это делает его поступки хаотичными и беспорядочными, а желания — непостоянными и необъяснимыми.
    Этих противоречий нет в жизни природы, где все подчинено единому, всемирному закону жизни. Природа самодостаточна, её существование безмятежно и спокойно, что и выражается в стихотворениях русских поэтов, в том числе и Тютчева.
    Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных его стихотворений красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских обобщений. Лирика
    Тютчева — это маленькая частица большого целого, но это маленькое воспринимается не отдельно, а находящимся во взаимосвязи со всем миром и в то же время несущим в себе самостоятельную идею. Природа Тютчева поэтична и одухотворена. Она живая, может чувствовать, радоваться и грустить:
    Сияет солнце, воды блещут,
    Во всем улыбка, жизнь во всем,
    Деревья радостно трепещут,
    Купаясь в небе голубом.
    Одухотворение природы, наделение ее человеческими чувствами, порождает восприятие природы как огромного человеческого существа. Особенно ярко это проявляется в стихотворении ?Летний вечер?. Закат у поэта ассоциируется с ?раскаленным шаром?, который скатила со своей головы земля; ?светлые звезды? у Тютчева приподнимают небесный свод.
    И сладкий трепет, как струя,
    По жилам пробежал природы,
    Как бы горячих ног ея
    Коснулись ключевые воды.
    Близко по тематике стихотворение ?Осенний вечер?. В нем слышится та же одухотворенность природы, восприятие ее в виде живого организма:
    Есть в светлости осенних вечеров
    Умильная, таинственная прелесть:
    Зловещий блеск и пестрота дерев,
    Багряных листьев томный, легкий шелест…
    Картина осеннего вечера полна живого, трепетного дыхания. Вечерняя природа не только какими-то отдельными признаками похожа на живое существо: ?…на всем та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья?, она вся живая и очеловеченная. Вот почему и шелест листьев легкий и томный, светлость вечера полна неизъяснимой притягательной прелести, и земля не только
    грустная, но и по-человечески сиротеющая. Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а
    показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием, бытием природы. В стихотворении ?Вчера? Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, ?ухватился за одеяло?, ?взобрался на ложе?, но и чувствуем его прикосновение.
    Поэзия Тютчева всегда стремится ввысь, как бы для того, чтобы познать вечность, приобщиться к красоте неземного откровения:
    ?А там, в торжественном покое, разоблаченная с утра,
    Сияет Белая гора, как откровенье неземное?.
    Может быть, поэтому символом чистоты и истины у Тютчева является небо.
    В стихотворении ?Кончен пир, умолкли хоры…? сначала дается обобщенный образ мира:
    Кончен пир, мы поздно встали —
    Звезды на небе сияли,
    Ночь достигла половины…
    Вторая часть как бы приоткрывает завесу. Тема неба, только чуть-чуть намеченная вначале, теперь звучит сильно и уверенно:
    ….Как над этим дольным чадом,
    В горнем выспреннем пределе
    Звезды чистые горели,
    Отвечая смертным взглядам
    Непорочными лучами…
    Одна из основных тем лирики природы Тютчева — тема ночи. Многие тютчевские стихи посвящены природе не просто в разные времена года, но и в разные времена суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в ?тайное тайных? человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна, она для поэта прежде всего святая: ?Святая ночь на небосклон взошла…? В ней столько тайн и загадок:
    …Над спящим градом, как в вершинах леса,
    Проснулся чудный еженочный гул…
    Откуда он, сей гул непостижимый?..
    Иль смертных дум, освобожденных сном,
    Мир бестелесный, слышный, но незримый,
    Теперь роится в хаосе ночном?…
    Прорыв жизненных сил стихии хорошо виден в стихотворении «Весенняя гроза», которое пронизано ощущением новой жизни, обновления, радости. Неслучайно здесь повторяются слова «первый», «молодые», «весело», «смех» и др. Они передают расцвет природной жизни. Гроза — грандиозный момент, стихия, ее буйство закономерно. Само слово «весенняя» уже говорит нам о зарождении и развитии новой жизни. Подобным мотивом проникнуто и стихотворение «Как весел грохот летних бурь…» гроза здесь показана как внезапное явление. Эпитеты и метафоры ярко передают размах и силу пробудившейся природы («взметая», «нахлынувшая», «опрометчиво безумно», «дрожит», «широколиственно и шумно»). Иная тональность, у стихотворения «Море и утес», наполненного философскими раздумьями. Сила природы направлена уже не на ее самообновление, как это утверждалось в ранней лирике, а на разрушение, здесь показана ее темная, агрессивная сторона. И недостижимый идеал, и символ вечной молодости, и олицетворение равнодушной силы, неподвластной человеку, — в таком противоречии видел истинную красоту и сущность природной стихии великий поэт XIX века Ф. И. Тютчев.
    Писарев писал, что «в сознание читателей Тютчев вошел прежде всего как певец природы» и, действительно, его мастерство в описании природы поражает. Благодаря своему поэтическому таланту, Тютчев безошибочно подбирает яркие сравнения и эпитеты для нее, находит в самых обыкновенных явлениях то, что служит точнейшим зеркальным отображением красоты и величия природы.
    Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и грустной, живой и космически-холодной, но всегда неповторимой, такой, которую нельзя забыть, если хоть раз прикоснешься к ее красоте. ?О Тютчеве не ду-
    мает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии?. Эти слова Тургенева как нельзя лучше показывают великолепие поэзии Тютчева.

  5. запеканьчик Ответить

    Пожалуй, трудно найти русского человека, который бы ни разу не встречался с произведениями Федора Ивановича Тютчева. И каждый, конечно же, воспринимает их по-своему, но никогда стихотворения его не могут оставить человека равнодушным. Ведь все творчество Тютчева — это обязательно что-то светлое, доброе, простое и неизменно свое — русское, проникающее в душу, «хватающее» за сердце, рождающее в человеке высокое чувство любви. Любви к природе, к родине, к женщине, к жизни, наконец. И каждый, кто хоть раз соприкоснулся с произведениями Тютчева, проносит это чувство через всю свою жизнь, черпая его, как из источника, из тех же тютчевских стихов. Их тематика многообразна, и, тем не менее, почти все, так или иначе, связаны с темой природы. А во многих стихотворениях это главный предмет изображения.
    Стихи Тютчева – это, прежде всего самое полное выражение внутренней жизни поэта, неутомимой работы его мысли, сложного противоборства волновавших его чувств. Все передуманное и перечувствованное им самим неизменно облекалось в его стихах в художественный образ и подымалось на высоту философского обобщения.
    Природа одна из основных составляющих лирики Ф. И Тютчева. Для этого великого поэта второй половины девятнадцатого века пейзаж является не только фоном повествования, а, скорее, участником переживаний, надежд, страданий лирического героя.
    Поэт и природа связаны между собой какими-то глубокими, внутренними узами. Тютчев не хочет согласиться с господствовавшей в то время на Западе новейшей философией, которая, бесконечно абстрагируя, разрывала человека и природу, объект и субъект. Поэт стремился к цельности, к единству между миром природным, с одной стороны, и «я» – с другой стороны. «Всё во мне, – и я во всём», – восклицает Тютчев.
    Природа в свете философии в XIX веке предстала вдруг каким-то скоплением абстракций, миром бездушным, и это рационалистическое понимание мира было Тютчеву враждебно.
    Плоский позитивизм, превращавший весь огромный одухотворённый мир в пустоту, и немецкий идеализм, превращавший природу в умственную отвлечённость, нашли в нём своего противника.
    Безусловно, мотивы одиночества и безысходности, характеризующие большинство поэтических творений автора, не могли, не отразится на пейзажной лирике. Состояние природы во многом соответствует настроению поэта
    Стихи Тютчева о природе – почти всегда страстное признание в любви.
    Его заветное желание – « в бездействии глубоком», весь день « пить весенний теплый воздух» да «следить на высоком небе облака». Он утверждает, что перед « цветущим блаженством мая» ничто самые утехи рая. Он восклицает о море – « как хорошо ты, о море ночное!», о грозе – « люблю грозу в начале мая!».
    Поэт прямо исповедует свою любовь к природе в восторженных стихах.
    Тютчев особенно любил весеннюю и осеннюю природу – возрождающуюся и увядающую. После него трудно писать о весенней грозе или перекладывать в стихи ликующий шум весенних вод Здесь опять – таки картина настоящего сочетается с легким намеком на будущее. Поэт описывает природу в осеннем праздничном убранстве. Ее « умильная таинственная прелесть» наложила свой мягкий умиротворяющий отпечаток на всю интонацию стихотворения, и лишь отдельными тревожными нотами врываются в нее слова о «зловещем блеске» деревьев и строки о «порывистом, холодном ветре», предвещающем поздние дни осени.
    И не только блаженство видит Тютчев в явлениях природы, но и нечто высшее, чем человеческая жизнь, нечто божественное, счастье.
    В каждом проявлении природы Тютчев видит особую красоту. Наделяя иву человеческими качествами, поэт стремиться показать, что способность жить и чувствовать, присуща не только людям, но и растениям.
    Одна из основных тем лирики природы Тютчева — тема ночи. Многие тютчевские стихи посвящены природе не просто в разные времена года, но и в разные времена суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в «тайное тайных» человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна.
    Мастерство Тютчева поражает. Он умеет найти в самых обыкновенных природных явлениях то, что служит точнейшим зеркальным отображением красоты, и описать это простым языком:
    Лил теплый, летний дождь — его струи.
    По листьям весело звучали.
    И каждое такое явление, будь то прилет птиц или закат солнца, гроза или снегопад, раскрывается поэтом во всей красе и величии — это характерная особенность описаний Тютчева. При этом следует отметить, что во всех картинах природы, изображенных поэтом, нет ни капли вымысла, они всегда реальны и жизненны. И если, допустим, нам встречается солнце, глядящее «исподлобья на поля», или плачущая осень, или ликующие и поющие «весенние воды», то, значит, именно такими увидел их Тютчев и, наделив свойствами живых существ, только подчеркнул неброскую красоту и колоритность. Поэтому можно сказать, что у Тютчева природа живет, а он эту жизнь описывает.
    Прием олицетворения природы необходим поэту, чтобы показать ее неразрывную связь с жизнью людей. Часто его стихи о природе — не что иное, как выражение дум о человеке. Так, кроткую улыбку увядания Тютчев сравнивает со «стыдливостью страданья» разумного существа. В стихотворении «Слезы людские, о слезы людские. » дождевые капли — это слезы человека. Здесь проявляется еще одна сторона тютчевского творчества. Поэт затрагивает очень сложную проблему взаимосвязи человека с окружающим его миром.
    Для Тютчева природа — загадочный собеседник и постоянный спутник в жизни, понимающий его лучше всех. «О чем ты воешь, ветер ночной?» — вопрошает поэт.
    Не загромождая описания обилием подробностей, Тютчев выбирает самое необходимое, благодаря чему достигает большой художественной выразительности.
    Как можно понять это стихотворение? Тютчев имел такое тонкое восприятие мира, что слово с трудом поспевало за всеми идеями, образами и было бледным отражением сознания поэта.
    Поэту удавалось улавливать, как сказал Некрасов, «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Такое под силу только человеку, увидевшему в природе «душу», осознавшему, что «в ней есть свобода, в ней есть любовь».
    Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он “принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину”. Пейзажи поэта проникнуты типично романтическим чувством того, что это не просто описание природы, а драматические эпизоды какого-то сплошного действия (“Весенние воды” (1830), “Зима недаром злится” (1836), “Как весел грохот летних бурь. “, “Чародейкою зимою. ” (1852).
    Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и грустной, живой и космически холодной, но всегда неповторимой, такой, которую нельзя забыть, если хоть раз прикоснешься к ее красоте.
    «О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым, доказывая, что он не чувствует поэзии».
    Эти слова Тургенева как нельзя лучше показывают великолепие поэзии Тютчева.
    Лев Озеров в книге « Поэзия Тютчева» сказал, что поэзия Тютчева « дает возможность дышать воздухом горных вершин – прозрачным, чистым, смывающим и омолаживающим душу».
    Произведения Ф. И. Тютчева, написанные в жанре пейзажной лирики, стали классикой отечественной литературы. Поэт видел в произведениях природы такие черты, которые не всегда заметны читателю.
    Я думаю, что именно это заставляет нас еще и еще раз обращаться к стихотворным творениям данного автора.

  6. Kagul Ответить

    Человек и Вселенная, смысл жизни, взаимоотношения человека и природы, хаос и Космос, жизнь, любовь… Вечные темы, волновавшие писателей и поэтов во все времена. Волновали они и Ф.И. Тютчева. Но образы, которые выбирал поэт для воплощения своих мыслей, стиль изложения, глубина и значительность смысла, вкладываемого им в каждую строку, отличают его от всех других авторов. Многие стихотворения Тютчева — это минутные впечатления. В мгновенных ощущениях он старался выразить всего себя, свои мысли и чувства, свои переживания и тревоги, свое восприятие мира, которое часто строится на параллелях, сравнениях жизни человека и мира природы.
    Очарование русской природы вошло в сердце поэта еще в юные, годы, когда он жил в своем родовом имении — селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Позже это чувство укрепилось, когда молодой дипломат приезжал из чинного Мюнхена в Россию, когда он окончательно вернулся на родину. Природа навсегда вошла в поэзию Тютчева и стала основным объектом его воспроизведения. Он не уставал любоваться лесом в осеннюю непогоду или ширью нолей, встречающих раннюю весну…
    В русской лирике трудно найти художника, в творчестве которого мир природы занимал бы такое значительное место, но в своих стихах Тютчев стремился не столько к изображению пейзажа, сколько выражал свое переживание в связи с ним, свое неравнодушное отношение к нему. Он постоянно переосмыслял увиденные картины природы.
    Произведения Тютчева отличаются особой глубиной, неповторимыми интонациями и оттенками чувств. У него редки зорко увиденные тонкие пейзажные детали вроде “паутины тонкого волоса”, который “блестит на праздной борозде”, — поэтической подробности, восхищавшей Л.Н. Толстого, но всегда присутствует “осердеченная” мысль, глубокая и сильная.
    Одна из таких глубоких и сильных мыслей — суждение о хаосе, заключенном в природе. Этот хаос предстает перед взглядом поэта в виде непостижимой тайны и обнаруживается в бурных природных стихиях.
    Например, в раннем стихотворении “О чем ты воешь, ветр ночной?..” поэт, вслушиваясь в звуки этой стихии, стремится разгадать тайну, скрытую в хаосе природного мира:
    О чем ты воешь, ветр ночной?
    О чем так сетуешь безумно?
    Что значит странный голос твой:
    То глухо жалобный, то шумный?
    Поэт хочет слиться со “страшными песнями”, с тем “беспредельным”, что в них ощущается, хочет познать “древний хаос”, и в то же время ночное завывание пугает его, обнаруживая страшные силы и бездны:
    О! бурь заснувших не буди —
    Под ними хаос шевелится!..
    От этого неистового ветра, воющего ночью, и в человеческой душе рождается подобная буря, хаос, мятежные мысли и страсти.
    Все в этом стихотворении соткано из противоречий. Голос ветра “странный”, но говорит “понятным сердцу языком”; песни его “страшны”, но повесть его “любимая”; хаос ужасен, но он же и “родимый”. Но такие противоречия — характерная черта поэзии Тютчева — художественно оправданны: навстречу “ночному ветру” рвется родственная ему “ночная душа” человека.
    Поэт обращается к “беспредельному”, возвышенному в природе, и язык стихотворения обретает высокое звучание: появляются книжные слова— “хаос”, “ветр”, “сетуешь”, становятся частыми повторы. Эмоциональный подъем отражается в употреблении междометия “о” вопросов, восклицаний, повторяющихся союзов, недоговоренностей…
    Тютчеву удается мастерски соединить сжатость своих стихотворений и силу чувства, которая мгновенно охватывает каждого, кто прочитает его строки. Вероятно, в этом и заключается особенность мироощущения автора, который не просто писал стихи, он мыслил поэтическим языком. И поэтому его мысли выливались в такие стройные мелодичные строки:
    Святая ночь на небосклон взошла,
    И день отрадный, день любезный,
    Как золотой покров, она свила,
    Покров, накинутый над бездной.
    Не случайно, говоря о поэзии Тютчева, И.С. Тургенев отмечал “неподдельность его вдохновения”, “поэтическое дуновение, которым веет от его страниц”.
    В природе Тютчева привлекает ее постоянное обновление. Он способен искренне радоваться появлению на кустах и деревьях первых листочков, освещенных лучами солнца, чувствовать, как весною “воздух дышит”, слышать, как ветер “в поле стебль колышет” и “елей ветви шевелит”. Ярким выражением обновления жизни представляется поэту гроза, когда свет сменяется тьмой, сверканиями молний и потом снова светом, когда жар чередуется со свежестью, а тишина с громовыми раскатами.
    Природная стихия в стихотворении “Весенняя гроза” представлена во всей ее слуховой, осязательной и зрительной ощутимости. Мы видим, как “повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит”, осязаем брызнувший дождик и летящую пыль; слышим “шум нагорный” молодых раскатов, птичий не умолкающий “гам лесной”.
    Яркие образы в стихотворениях поэта не только сверкают и блестят, они словно поют, проникая не столько словами, сколько настоящей музыкой в наши сердца:
    Когда весенний первый гром,
    Как бы резвяся и играя.
    Грохочет в небе голубом…
    Все фонетические средства языка поэт подчиняет передаче музыки майской грозы: повторяется слог “гро-“: грозу, гром, грохочет; рокочет звук “р”: первый, резвяся, играя; шумит громкое “г”, эхом отдаются певучие “о” и “а”, которые, по наблюдению поэта Вс. А. Рождественского, передают чувство простора и легкости. Перед нами не просто картина грозы, восхитившая и поразившая тонкую душу, — это передача радостного обновления в природе, победное утверждение весны, торжество молодости и красоты.
    Всю свою жизнь поэт не переставал восхищаться окружающей красотой и стремился передать все величие, все великолепие окружающего мира, донести эту красоту до читателей с помощью неповторимых интонаций, мелодичных, поющих и звенящих звуков, тонов и полутонов. Тютчев любил весну — как выражение красоты и полноты жизни, как торжество нового, сильного, светлого. Такой же идеей пробуждения и обновления в природе пронизано и с детства знакомое нам стихотворение — “Весенние воды” (Весна идет, весна идет!..), при чтении которого мы невольно проникаемся теми же чувствами, которые испытывает автор.
    Тютчев не дает полного и точного описания событий и явлений. Он лишь наводит нас на определенное восприятие происходящего. Его стихотворения заставляют не только задумываться, размышлять, но и чувствовать, переживать, ощущать, погружаясь в волшебный мир звуков, запахов, красок и эмоций. Тонким переплетением образов, намеков, интонаций Тютчев как талантливый художник слова вводит нас в особый мир скрытого, незримого внутреннего понимания сути. Именно это плавное, незаметное погружение читателя в глубины мира, глубины явлений, иногда даже — самого себя и является одной из важнейших черт поэзии Тютчева. Вслушаемся в чудесные строки стихотворения “Утро в горах”:
    Лазурь небесная смеется,
    Ночной омытая грозой,
    И между гор росисто вьется
    Долина светлой полосой.
    Лишь высших гор до половины
    Туманы покрывают скат,
    Как бы воздушные руины
    Волшебством созданных палат.
    Как тонко подобраны здесь слова, характеристики, как умело с помощью лишь нескольких штрихов поэт погружает нас в необъятные просторы горных долин и в глубину небесной лазури.
    Но стихотворения Тютчева о природе не всегда несут в себе легкий восторг, веселье, беззаботность и умиротворенность. Творчество поэта вобрало в себя глубокие философские рассуждения о сущности человека, о смысле жизни, о таинстве мира, Вселенной. И часто чувство тревоги, тоски, страха перед неизвестностью врывается в произведения поэта совершенно иными интонациями, как, например, в стихотворении “День и ночь”:
    И бездна нам обнажена
    С своими страхами и мглами,
    И нет преград меж ей и нами —
    Вот отчего нам ночь страшна.
    Трагическое мироощущение так же характерно для Тютчева, как и упоение жаждой жизни. И это сближает его творчество с творчеством великих композиторов, которые могли в одном произведении отразить и радость весенней капели, и тревоги предчувствия и ожидания чего-то страшного, неотвратимого.
    Эмоциональный мир лирики природы Тютчева так же богат, разнообразен и насыщен, как сама душа человека. Природа близка и родственна человеку потому, что она и сама одухотворена: она для поэта чувствующее и мыслящее существо, способное не только рождаться, обновляться и умирать, но и переживать, говорить, кричать, негодовать, смеяться и восторгаться. Этому посвящено стихотворение “Не то, что мните вы, природа…”, в котором поэт говорит о полноте бытия в природном мире и богатстве переживаний этого бытия:
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик —
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык.
    Тютчев вступает в полемику со скептиками, которые не признают этой полноты природной жизни. А поэт, в отличие от них, способен не только любоваться природой, но и живо ощущать ее тайны, ее негодующие бури, ее демонические “жесты”, голоса, “поступки”, “чувства”. За внешней назидательностью строк проступает глубокое поэтическое содержание. Художник видит лучи, проникающие в самую душу, ощущает цветение весны, созревание плода, слышит говор леса, беседу звезд, совещание грозы, неземные языки рек. Пантеизм Тютчева отражается во многих его произведениях о природе и оттого его природа так многоголоса, насыщена красками, звуками, благоуханиями.
    Изображение природы неотделимо у Тютчева от философского размышления о ней. Миниатюра “Природа — сфинкс. И тем она сильней…” исполнена мудрого раздумья о сути природы: загадка она, сфинкс, губящий человека, или же “Загадки нет и не было у ней”. В таинственности природы кроется ее поэтическая прелесть. Она и загадочна, и ясна в своей одушевленности, она хаотична и гармонична одновременно. Снова перед нами “осердеченная” мысль, глубокая и сильная, согретая чувством’ любви. Прав был В. Брюсов, подметивший, что “любование многообразными проявлениями жизни природы” представляется Тютчеву “высшим блаженством, доступным человеку”.

  7. Aridar Ответить

    » – так чувствует поэт и говорит об этом во всеуслышание.
    Чудный день! Пройдут века –
    Так же будут, в вечном строе,
    Течь и искриться река
    И поля дышать на зное.
    Былое – было ли когда?
    Что ныне – будет ли всегда?..
    Оно пройдет –
    Пройдет оно, как всё прошло,
    И канет в темное жерло –
    За годом год.
    За годом год, за веком век…
    …Но с новым летом – новый злак
    И лист иной.
    И снова будет всё, что есть,
    И снова розы будут цвесть,
    И терны тож…

    Мир природы и человека в лирике Тютчева – единое целое

    Мир природы и человека в лирике Тютчева растворяются друг в друге. Переживания, душевное состояние лирического героя, сложный и противоречивый внутренний мир человека поэт передает, используя образы природы, и история человека в творчестве Тютчева рассматривается именно через призму его связи с природой, через понимание быстротечности земной жизни и вечности жизни вселенской.
    Природа всегда беспристрастна – это убеждение поэта, из которого появляются строки:
    Природа знать не знает о былом,
    Ей чужды наши призрачные годы,
    И перед ней мы смутно сознаем
    Себя самих – лишь грезою природы.
    Поочередно всех своих детей,
    Свершающих свой подвиг бесполезный,
    Она равно приветствует своей
    Всепоглощающей и миротворной бездной.
    Поэтому и на течение истории сам поэт, как правило, взирает бесстрастно, отстраненно, понимая, что они не могут изменить равновесия природы и всего мироздания.
    Обращаясь, например, к декабристам, говорит:
    Вы уповали, может быть,
    Что станет вашей крови скудной,
    Чтоб вечный полюс растопить!
    Едва, дымясь, она сверкнула
    На вековой громаде льдов,
    Зима железная дохнула –
    И не осталось и следов.
    С другой стороны, стать свидетелем исторических коллизий значит для человека ищущего, знающего о вечности Вселенной приобщение к процессу миротворчества. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!»
    Так, как показывает Тютчев изменчивый мир природы: не стоящий на месте, с его бурями и штилями, упорядоченностью и хаосом, – так видит и стремится передать мятущийся мир человеческой души. Поэт отдает должное ценности жизни человека, его способности мыслить, творить, но отчетливо видит беспомощность перед стихиями в его собственной душе.
    Невозмутимый строй во всем,
    Созвучье полное в природе, –
    Лишь в нашей призрачной свободе
    Разлад мы с нею сознаем.
    Откуда, как разлад возник?
    И отчего же в общем хоре
    Душа не то поет, что море,
    И ропщет мыслящий тростник?
    В поэзии Тютчева присутствует множество контрастов, противоборствующих сил: хаос – гармония, день – ночь, земля – небо, но эти понятия не отождествляются с добром – злом. Они противопоставлены и взаимосвязаны одновременно, перетекают одно в другое, отражаются друг в друге, не существуя обособленно. Так, например, «певучесть есть в морских волнах, гармония в стихийных спорах».
    Находящиеся в вечной борьбе светлые и темные стороны души для Тютчева равноценны, как день и ночь, они – проявление природы человеческой, но именно в борьбе человек может найти свой путь. «Два голоса» всегда звучат внутри нас, и выбрать, просто плыть по течению, или в борьбе преодолевать обстоятельства и совершенствоваться, не стремясь к покою, искать смысл существования на Земле удел только лишь человека.
    Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,
    Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!

    Мужайтесь, боритесь, о храбрые други,
    Как бой ни жесток, ни упорна борьба!
    Над вами безмолвные звездные круги,
    Под вами немые, глухие гроба.
    Пускай олимпийцы завистливым оком
    Глядят на борьбу непреклонных сердец.
    Кто ратуя пал, побежденный лишь Роком,
    Тот вырвал из рук их победный венец.
    Отнюдь не всегда поэт оптимистичен, философские раздумья о тайнах мирозданья тревожат его, а с течением времени и угнетают. Порой в поисках смысла жизни, в минуты отчаяния он начинает сомневаться в нужности исканий.
    Бесследно всё – и так легко не быть!
    При мне иль без меня – что нужды в том?
    Всё будет то ж – и вьюга так же выть,
    И тот же мрак, и та же степь кругом.
    Но даже в эти мгновения, предположив, что в действительности загадок не существует, Тютчев все равно считает природу сфинксом, к чьей тайне можно приблизиться, но не постичь.
    Природа — сфинкс. И тем она верней
    Своим искусом губит человека,
    Что, может статься, никакой от века
    Загадки нет и не было у ней.
    И все-таки желание познать истинные тайны существования мира, уверенность в целостности мира, в том, что человек един с природой, острота чувств и восприятия окружающего не оставляют Тютчева:
    Чему бы жизнь нас ни учила,
    Но сердце верит в чудеса:
    Есть нескудеющая сила,
    Есть и нетленная краса.
    И увядание земное
    Цветов не тронет неземных,
    И от полуденного зноя
    Роса не высохнет на них.
    И эта вера не обманет
    Того, кто ею лишь живет,
    Не все, что здесь цвело, увянет,
    Не все, что было здесь, пройдет!

    Жизненные уроки лирики Тютчева

    Наследие Федора Тютчева невелико по объему, но еще современники оценили его по достоинству. В одном из писем И. Тургенев искренне делился отношением к творчеству поэта с А.Фетом: «О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии». Эмоционально обращался в письме к учителю своих детей Л. Толстой «Так не забудьте же достать Тютчева. Без него нельзя жить». А философ П. Флоренский писал следующее: «Пора, наконец, понять, что похвала Тютчеву не есть слово, ни к чему не обязывающее, а, будучи сказано искренне, оно подразумевает неисчислимые, мирового порядка, последствия». Проникновенно писал о стихотворениях Тютчева и А. Фет: «Каждое из них — солнце, т. е. самобытный, светящий мир…».
    Вслед за классиками и мы, сегодняшние читатели, обогащаем свой опыт вечной лирикой поэта, в которой главное – мир природы и человека, ценности, не зависящие от эпохи, учимся гармоничной жизни во
    Вселенной. Говоря языком Тютчева,
    Так связан, съединен от века
    Союзом кровного родства
    Разумный гений человека
    С творящей силой естества.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *