Какие социальные институты упоминаются авторами в этом отрывке?

15 ответов на вопрос “Какие социальные институты упоминаются авторами в этом отрывке?”

  1. Fordrefyn Ответить

    ОБЩЕСТВО! РАБОТА С ТЕКСТОМ
    …Язык является фундаментальным институтом общества… это первый из институтов, с которым индивид сталкивается биографически, потому что все другие институты, каковы бы ни были их разнообразные цели и характеристики, выстраиваются на основополагающих регуляторных паттернах (образчиках) языка. Государство, экономика, образовательная система и какие угодно другие системы зависят от лингвистического сооружения классификаций, понятий, императивов для действий индивидов, т. е. они зависят от мира значений, который был сконструирован средствами языка, и могут продолжать свое существование только с помощью языка. Итак, язык — это первый институт, с которым сталкивается индивид. Это утверждение может вызвать удивление. Если спросить о первом институте, который переживает ребенок, читатель, вероятно, подумал бы прежде всего о семье. Он опять же до известной степени прав. Для огромного большинства детей первичная социализация имеет место в контексте конкретной семьи, которая, в свою очередь, является одним из случаев более обширного института родства в данном конкретном обществе. И, конечно же, семья яв- ляется важным институтом. Но ребенок об этом не знает. То, что он фактически воспринимает и испытывает, — это его родители, братья и сестры, возможно, другие родственники, которые находятся вокруг него в это время. Только позднее он узнает, что эти конкретные индивиды и то, что они делают, — это один из случаев гораздо более крупной социальной реальности, известной как семья. Предположительно это понимание придет, когда ребенок начнет сравнивать себя с другими детьми, но едва ли это произойдет в младенчестве. С другой стороны, язык очень рано приходит в столкновение с ребенком в своих макросоциальных аспектах. Начиная с очень ранней стадии, язык указывает на более обширную реальность, которая лежит за пределами микромира непосредственного опыта ребенка. Именно с помощью языка ребенок получает сведения о широком мире «снаружи», мире, который опосредуется окружающими его взрослыми, но который в значительной мере превосходит их. Личностно-ориентированная социология.—М., 2004.—С. 93—94. опросы и задания к источнику.
    Вопросы к тексту
    1) Какие социальные институты упоминаются авторами в этом отрывке? 2) С каким другим социальным институтом авторы сравнивают язык? Какие выводы делают из этого сравнения? 3) Каковы, на взгляд авторов, основные функции языка как социального института?

  2. Stonefire Ответить

    Язык является фундаментальным институтом общест-
    ва … это первый из институтов, с которым индивид сталки-
    вается биографически, потому что все другие институты, ка-
    ковы бы ни были их разнообразные цели и характеристики,
    выстраиваются на основополагающих регуляторных паттер-
    нах (образчиках) языка. Государство, экономика, образова-
    тельная система и какие угодно другие системы зависят от
    лингвистического сооружения классификаций, понятий, им-
    перативов для действий индивидов, т. е. они зависят от ми-
    ра значений, который был сконструирован средствами язы-
    ка, и могут продолжать свое существование только с
    помощью языка.
    Итак, язык – это первый институт, с которым сталкива-
    ется индивид. Это утверждение может вызвать удивление.
    Если спросить о первом институте, который переживает ре-
    бенок, читатель, вероятно, подумал бы прежде всего о се-
    мье. Он опять же до известной степени прав. Для огромно-
    го большинства детей первичная социализация имеет место
    в контексте конкретной семьи, которая, в свою очередь, яв-
    ляется одним из случаев более обширного института родст-
    ва в данном конкретном обществе. И, конечно же, семья яв-ляется важным институтом. Но ребенок об этом не знает.
    То, что он фактически воспринимает и испытывает, – это
    его родители, братья и сестры, возможно, другие родствен-
    ники, которые находятся вокруг него в это время. Только
    позднее он узнает, что эти конкретные индивиды и то, что
    они делают, – это один из случаев гораздо более крупной
    социальной реальности, известной как семья. Предположи-
    тельно это понимание придет, когда ребенок начнет сравни-
    вать себя с другими детьми, но едва ли это произойдет в
    младенчестве. С другой стороны, язык очень рано приходит
    в столкновение с ребенком в своих макросоциальных аспек-
    тах. Начиная с очень ранней стадии, язык указывает на
    более обширную реальность, которая лежит за пределами
    микромира непосредственного опыта ребенка. Именно с по-
    мощью языка ребенок получает сведения о широком мире
    “снаружи”, мире, который опосредуется окружающими его
    взрослыми, но который в значительной мере превосходит их.
    1) Какие социальные институ-
    ты упоминаются авторами в этом отрывке? 2) С каким другим
    социальным институтом авторы сравнивают язык? Какие выводы
    делают из этого сравнения? 3) Каковы, на взгляд авторов, основ-
    ные функции языка как социального института?

  3. НИЗГИ Ответить

    На уроках в школе учителя и ученики всё чаще используют компьютерные презентации. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример?
    1)
    интернационализацию
    2)
    гуманитаризацию
    3)
    информатизацию
    4)
    гуманизацию
    Отложить задание Показать задание в отдельном окне 501Fc1
    Верны ли следующие суждения о личности?
    А.
    Личностью является только талантливый человек.
    Б.
    Понятие «личность» традиционно используется для обозначения социально значимых качеств человека.
    1)
    верно только А
    2)
    верно только Б
    3)
    верны оба суждения
    4)
    оба суждения неверны
    Отложить задание Показать задание в отдельном окне e23D5B
    Что характеризует систему образования в РФ?
    1)
    единообразие образовательных учреждений
    2)
    бесплатность всех образовательных услуг
    3)
    обязательность профессионального образования
    4)
    гарантированное изучение русского языка
    Отложить задание Показать задание в отдельном окне cc8911
    Что характеризует систему образования в РФ?
    1)
    единообразие образовательных учреждений и программ
    2)
    невозможность выбора индивидуальной учебной траектории
    3)
    необходимость оплаты любых услуг дополнительного образования
    4)
    обязательность общего образования
    Отложить задание Показать задание в отдельном окне 26F702
    Пётр Николаевич предприниматель. Он открыл фирму по изготовлению высококачественного напольного покрытия. Деятельность его фирмы является
    1)
    материально-производственной
    2)
    ценностно-ориентировочной
    3)
    духовно-практической
    4)
    социально-преобразовательной
    Отложить задание Показать задание в отдельном окне 0888A1
    Верны ли следующие суждения о мировоззрении человека?
    А.
    Мировоззрение включает знания, ценности и идеалы человека.
    Б.
    Мировоззрение определяет принципы поведения и деятельности человека.
    1)
    верно только А
    2)
    верно только Б
    3)
    верны оба суждения
    4)
    оба суждения неверны
    Отложить задание Показать задание в отдельном окне 2B01c7
    Что отличает истинное знание?
    1)
    логическая стройность изложения
    2)
    соответствие выводов реальному объекту
    3)
    практическая значимость полученных результатов
    4)
    использование методов исследования
    Отложить задание Показать задание в отдельном окне 001F6F
    Тамара Фёдоровна учит своего внука, чтобы он всегда был честным, поступал по совести, справедливо. Эти советы (правила) относятся к
    1)
    этикету
    2)
    обычаям
    3)
    морали
    4)
    традициям
    Отложить задание Показать задание в отдельном окне 21c352
    Верны ли следующие суждения о развитии личности?
    А.
    Развитие личности связано с усвоением индивидом различных социальных ролей.
    Б.
    Развитие личности основано на её взаимодействии внутри различных малых групп.
    1)
    верно только А
    2)
    верно только Б
    3)
    верны оба суждения
    4)
    оба суждения неверны
    Отложить задание Показать задание в отдельном окне eA0034
    Отличительным признаком научного знания является его
    1)
    объективность
    2)
    простая форма
    3)
    образность
    4)
    практическое применение

  4. Sotran Ответить

    Вопрос: Язык является фундаментальным институтом общест-
    ва… это первый из институтов, с которым индивид сталки-
    вается биографически, потому что все другие институты, ка-
    ковы бы ни были их разнообразные цели и характеристики,
    выстраиваются на основополагающих регуляторных паттер-
    нах (образчиках) языка. Государство, экономика, образова-
    тельная система и какие угодно другие системы зависят от
    лингвистического сооружения классификаций, понятий, им-
    перативов для действий индивидов, т. е. они зависят от ми-
    ра значений, который был сконструирован средствами язы-
    ка, и могут продолжать свое существование только с
    помощью языка.
    Итак, язык — это первый институт, с которым сталкива-
    ется индивид. Это утверждение может вызвать удивление.
    Если спросить о первом институте, который переживает ре-
    бенок, читатель, вероятно, подумал бы прежде всего о се-
    мье. Он опять же до известной степени прав. Для огромно-
    го большинства детей первичная социализация имеет место
    в контексте конкретной семьи, которая, в свою очередь, яв-
    ляется одним из случаев более обширного института родст-
    ва в данном конкретном обществе. И, конечно же, семья яв-ляется важным институтом. Но ребенок об этом не знает.
    То, что он фактически воспринимает и испытывает, — это
    его родители, братья и сестры, возможно, другие родствен-
    ники, которые находятся вокруг него в это время. Только
    позднее он узнает, что эти конкретные индивиды и то, что
    они делают, — это один из случаев гораздо более крупной
    социальной реальности, известной как семья. Предположи-
    тельно это понимание придет, когда ребенок начнет сравни-
    вать себя с другими детьми, но едва ли это произойдет в
    младенчестве. С другой стороны, язык очень рано приходит
    в столкновение с ребенком в своих макросоциальных аспек-
    тах. Начиная с очень ранней стадии, язык указывает на
    более обширную реальность, которая лежит за пределами
    микромира непосредственного опыта ребенка. Именно с по-
    мощью языка ребенок получает сведения о широком мире
    «снаружи», мире, который опосредуется окружающими его
    взрослыми, но который в значительной мере превосходит их. 1) Какие социальные институ-
    ты упоминаются авторами в этом отрывке? 2) С каким другим
    социальным институтом авторы сравнивают язык? Какие выводы
    делают из этого сравнения? 3) Каковы, на взгляд авторов, основ-
    ные функции языка как социального института?
    Язык является фундаментальным институтом общест-
    ва… это первый из институтов, с которым индивид сталки-
    вается биографически, потому что все другие институты, ка-
    ковы бы ни были их разнообразные цели и характеристики,
    выстраиваются на основополагающих регуляторных паттер-
    нах (образчиках) языка. Государство, экономика, образова-
    тельная система и какие угодно другие системы зависят от
    лингвистического сооружения классификаций, понятий, им-
    перативов для действий индивидов, т. е. они зависят от ми-
    ра значений, который был сконструирован средствами язы-
    ка, и могут продолжать свое существование только с
    помощью языка.
    Итак, язык — это первый институт, с которым сталкива-
    ется индивид. Это утверждение может вызвать удивление.
    Если спросить о первом институте, который переживает ре-
    бенок, читатель, вероятно, подумал бы прежде всего о се-
    мье. Он опять же до известной степени прав. Для огромно-
    го большинства детей первичная социализация имеет место
    в контексте конкретной семьи, которая, в свою очередь, яв-
    ляется одним из случаев более обширного института родст-
    ва в данном конкретном обществе. И, конечно же, семья яв-ляется важным институтом. Но ребенок об этом не знает.
    То, что он фактически воспринимает и испытывает, — это
    его родители, братья и сестры, возможно, другие родствен-
    ники, которые находятся вокруг него в это время. Только
    позднее он узнает, что эти конкретные индивиды и то, что
    они делают, — это один из случаев гораздо более крупной
    социальной реальности, известной как семья. Предположи-
    тельно это понимание придет, когда ребенок начнет сравни-
    вать себя с другими детьми, но едва ли это произойдет в
    младенчестве. С другой стороны, язык очень рано приходит
    в столкновение с ребенком в своих макросоциальных аспек-
    тах. Начиная с очень ранней стадии, язык указывает на
    более обширную реальность, которая лежит за пределами
    микромира непосредственного опыта ребенка. Именно с по-
    мощью языка ребенок получает сведения о широком мире
    «снаружи», мире, который опосредуется окружающими его
    взрослыми, но который в значительной мере превосходит их. 1) Какие социальные институ-
    ты упоминаются авторами в этом отрывке? 2) С каким другим
    социальным институтом авторы сравнивают язык? Какие выводы
    делают из этого сравнения? 3) Каковы, на взгляд авторов, основ-
    ные функции языка как социального института?

    Ответы:

    1) Государство, экономика, образование, семья
    2) с теми же институтами, что и в 1 пункте, выводы:язык — это первый институт, с которым сталкивается индивид. Все институты  зависят от мира значений, который был сконструирован средствами языка, и могут продолжать свое существование только с помощью языка.
    3)- Язык является фундаментальным институтом общества. Все другие институты
    выстраиваются на основополагающих регуляторных паттернах (образчиках) языка.
    -язык указывает на более обширную реальность; Именно с помощью языка ребенок получает сведения о широком мире

  5. Craft_Play Ответить

    ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
    Уже рассмотренная нами связь основных институтов и базовых потребностей человека и общества показывает, что главная функция любого института — удовлетворение опре­деленной потребности (ради этого и создается сам институт). Эти функции открыто определяются, записываются в зако­нах, программах, уставах; закрепляются в системах соци­альных статусов. Так, цели образования в нашей стране на­шли отражение в Законе РФ «Об образовании», задачи и функции Академии наук записаны в ее уставе. Такие функ­ции называют явными. Изучая обществоведческий курс, вы уже познакомились с функциями многих социальных ин­ститутов. Вспомните, к примеру, основные функции семьи.
    Помимо явных, декларируемых, социальным институтам присущи и скрытые функции. Возьмем, к примеру, произ­водство предметов потребления. Его явная функция очевид­на — удовлетворять потребности людей через комплекс раз­нообразных товаров (продукты, ткани, посуда, мебель, товары длительного пользования и т. п.) в пище, тепле, комфортной среде обитания. Но есть у этого производства и скрытая функция. Она, по мнению американского социоло­га Т. Веб лена, заключается в том, что производство этих ве­щей помогает нам повышать собственный престиж в своих глазах и глазах окружающих. Другой пример. С началом индустриального развития стали возникать крупные промы­шленные предприятия. Их основное экономическое назначе­ние состояло в том, чтобы сделать процесс производства более эффективным, а произведенные товары — более деше­выми. При этом работа на таких предприятиях учила рабо­чих точности, дисциплине, координации своих действий с другими, т. е. формировала новый тип работника. История показала, что эта функция крупного производства, на пер­вых порах неявная, оказалась в дальнейшем не менее зна­чимой, чем основная. Скрытые функции многие исследова­тели отмечают и у такого института, как современные средства массовой информации, которые не только сообща­ют сведения о событиях, но и неявным образом внедряют в сознание людей определенные установки, модели ожидаемо­го поведения.
    Если скрытые функции приобретают негативный харак­тер, а главные функции не реализуются, можно говорить о дисфункции самого социального института. К примеру, од­ним из проявлений дисфункции какого-либо государствен­ного органа может стать его бюрократизация. В этом случае акцент в деятельности смещается с целей на средства. Пред­ставим себе министерство, которое не столько решает кон­кретные насущные задачи в своей области, сколько плодит
    различные резолюции, постановления, создает всевозмож­ные комиссии. В этом случае, как сказал один социолог, «на социальную реальность накладывается бумажная решет­ка и бюрократ оказывается неспособен воспринять первую из-под второй». Внешне учреждение работает, служащие си­дят на своих рабочих местах, однако к ожидаемым общест­вом результатам такая организация не приводит.
    Дисфункция социального института может проявляться в падении его престижа в обществе, в неопределенности, раз­мытости целей, а также в потере такого качества, как де­персонализация. Рассмотрим последнее более обстоятельно. Представим себе такую ситуацию: в некоей стране впервые был введен пост президентства. Первый избранный прези­дент оказался не только выдающимся политиком, но и на редкость яркой личностью. Преждевременная смерть лиде­ра стала трагедией для всего народа. Понимая, что следую­щий избранник вряд ли будет столь же хорош, политичес­кая элита пришла к выводу о необходимости упразднить должность президента и перейти к парламентской форме правления. В этом решении ее поддержал народ. Можно ли говорить о том, что введение поста президента привело в этой стране к формированию института президентства? Вряд ли. Обеспечение функций института не должно зависеть ис­ключительно от личностных качеств тех, кто возглавляет властный орган.
    СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
    Под инфраструктурой (от лат. infra — под, ниже и struc-tura — строение) принято понимать составные части общего устройства, носящие подчиненный, вспомогательный харак­тер и обеспечивающие нормальную деятельность системы в целом.
    Первоначально этот термин использовался в военном де­ле и означал вспомогательные сооружения, которые обеспе­чивали взаимодействие различных родов войск. Примерно в середине XX века данное понятие стали использовать при изучении различных сфер жизни общества.
    В широком смысле к социальной инфраструктуре отно­сят все так называемые объекты материально-вещественной среды (здания, средства связи и т. п.), которые обеспечива­ют трудовую, социальную, политическую, культурную, бытовую и другие области. Иными словами, это та матери­альная база, которая обслуживает всю совокупность дея­тельности людей.
    Есть и иное, более узкое, значение этого понятия. Неко­торые исследователи различают экономическую и собствен­но социальную инфраструктуру. К первой относят комплекс
    объектов и хозяйственных отраслей, обслуживающих произ­водство: производственные помещения, склады, связь, транспортное сообщение и др. В социальную же инфра­структуру включают те объекты, которые необходимы для бытовой, досуговой деятельности человека, для его развития, поддержания здоровья, — учреждения культуры, образова­ния, здравоохранения, пассажирский транспорт, водообеспе-чение, предприятия торговли и общественного питания, сред­ства связи, спортивные и оздоровительные сооружения.
    Обратим внимание: инфраструктура общества охватывает лишь те материальные условия жизнедеятельности людей, которые создаются ими самими; природные факторы, хотя они также определяют эти условия, сюда не входят. Важно и то, что элементы социальной инфраструктуры, определя­емые потребностями людей, не взаимозаменяемы. К приме­ру, появление еще одного театра не снимет потребности в поликлинике.
    Степень развития социальной инфраструктуры — важ­нейший показатель уровня развития региона, страны. Хоро­шие дороги, надежная связь, удобные и безопасные поезда, автобусы, современные торговые комплексы, красивые и функциональные школьные здания, разветвленная сеть ле­чебных учреждений — первые и наглядные свидетельства экономического процветания. Создание отвечающей совре­менным требованиям инфраструктуры является важнейшей задачей местной и центральной власти, государства в целом, всего общества.
    Понятно, что ее решение во многом зависит от уровня экономического развития общества, обеспечивающего те средства, которые направляются в социальную сферу. Но и сама социальная инфраструктура оказывает воздействие на экономику. Из истории известно, что ее отсутствие (или сла­бое развитие) может затруднить производственное освоение региона. В этих случаях власти приходилось приводить в действие другие рычаги, например, использовать энтузиазм молодых, их тягу к романтике нового, неизведанного. Так, к примеру, начиналось освоение целины. Но и обжитые тер­ритории могут прийти в упадок при разрушении сложив­шейся инфраструктуры. Например, закрытие единственной в селе школы может привести к тому, что его покинет тру­доспособное население.
    В последние годы наше государство уделяет значительное внимание развитию социальной инфраструктуры, немалые средства бюджета отчисляются на социальные нужды. Свой вклад должен внести и крупный бизнес, призываемый об­ществом к большей социальной ответственности. В создании достойных материальных условий повседневной жизни лю­дей должна быть лепта и каждого из нас. Ведь дело не толь-
    ко в том, чтобы построить и оснастить новые здания шко­лы, больницы, театра, но и в том, чтобы сохранять их, под­держивать в надлежащем виде. Будем помнить, что всякое небрежение, а порой и вандализм по отношению к исполь­зуемым, но не «своим» вещам (сиденьям в поезде, лифтам в подъезде и т. п.) выражает отношение человека не к этим вещам, а к окружающим его людям.
    ¦Ш Основные понятия:социальный институт, институциали-зация, социальная инфраструктура.
    ¦¦Термины:дисфункция, деперсонализация.
    Проверьте себя
    1) Назовите основные признаки понятия «социальный институт». 2) Что такое институциализация? Проследите ее основные этапы на примере любого социального института.
    3) Что лежит в основе типологии социальных институтов?
    4) Приведите примеры главных и неглавных социальных
    институтов. 5) Чем характеризуется взаимодействие соци­
    альных институтов? 6) Как связаны потребности общества и
    функции социальных институтов? 7) Покажите на конкрет­
    ных примерах различие между явными и скрытыми функ­
    циями социальных институтов. 8) Что такое социальная ин­
    фраструктура в широком и узком значениях этого термина?
    Подумайте, обсудите, сделайте
    1. Приведем два достаточно различающихся определения
    понятия «социальный институт», данных отечественными
    социологами.
    «Социальный институт — это устойчивый комплекс фор­мальных и неформальных правил, принципов, норм, уста­новок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и отражающих систему ролей и статусов». «Социальный институт — это организованная си­стема связей и социальных норм, которая объединяет обще­ственно значимые ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества».
    На каких чертах института акцентирует свое внимание каждый из авторов? Какую черту выделяют оба? На основе этих определений сформулируйте комплекс признаков, при­сущих социальному институту.
    2. К какому главному институту общества могут быть от­
    несены следующие характеристики?
    Жесткая иерархия, историческая устойчивость, незыбле­мость исходных идей и утверждений, строгость предписаний в области поведения.
    3. Соотнесите названные ниже социальные институты и
    их функции. Укажите функции, которые выполняют не­
    сколько институтов.
    Институты: образование, государство, производство, семья.
    Функции: социализация, производство материальных благ, обеспечение общественного порядка, приобщение к культуре общества.
    4. Социологи утверждают, что социальные институты об­
    ладают моральным авторитетом. Раскройте это положение
    на примере такого социального института, как семья.
    5. Заполните таблицу.
    Семья
    Государство
    Образование
    Религия
    6. Раскройте на известных вам из курса истории фактах проявление дисфункции такого социального института, как государство. Покажите, какими путями преодолевалось это состояние.
    Поработайте с источником
    Прочтите отрывок из книги современных американских социологов П. Бергера и Б. Бергер «Социология: автобиографический подход».
    …Язык является фундаментальным институтом общест­ва… это первый из институтов, с которым индивид сталки­вается биографически, потому что все другие институты, ка­ковы бы ни были их разнообразные цели и характеристики, выстраиваются на основополагающих регуляторных паттер­нах (образчиках) языка. Государство, экономика, образова­тельная система и какие угодно другие системы зависят от лингвистического сооружения классификаций, понятий, им­перативов для действий индивидов, т. е. они зависят от ми­ра значений, который был сконструирован средствами язы­ка, и могут продолжать свое существование только с помощью языка.
    Итак, язык — это первый институт, с которым сталкива­ется индивид. Это утверждение может вызвать удивление. Если спросить о первом институте, который переживает ре­бенок, читатель, вероятно, подумал бы прежде всего о се­мье. Он опять же до известной степени прав. Для огромно­го большинства детей первичная социализация имеет место в контексте конкретной семьи, которая, в свою очередь, яв­ляется одним из случаев более обширного института родст­ва в данном конкретном обществе. И, конечно же, семья яв-
    ляется важным институтом. Но ребенок об этом не знает. То, что он фактически воспринимает и испытывает, — это его родители, братья и сестры, возможно, другие родствен­ники, которые находятся вокруг него в это время. Только позднее он узнает, что эти конкретные индивиды и то, что они делают, — это один из случаев гораздо более крупной социальной реальности, известной как семья. Предположи­тельно это понимание придет, когда ребенок начнет сравни­вать себя с другими детьми, но едва ли это произойдет в младенчестве. С другой стороны, язык очень рано приходит в столкновение с ребенком в своих макросоциальных аспек­тах. Начиная с очень ранней стадии, язык указывает на более обширную реальность, которая лежит за пределами микромира непосредственного опыта ребенка. Именно с по­мощью языка ребенок получает сведения о широком мире «снаружи», мире, который опосредуется окружающими его взрослыми, но который в значительной мере превосходит их.
    Личностно-ориентированная социология.—М., 2004.—С. 93—94.
    опросы и задания к источнику. 1) Какие социальные институ­ты упоминаются авторами в этом отрывке? 2) С каким другим социальным институтом авторы сравнивают язык? Какие выводы делают из этого сравнения? 3) Каковы, на взгляд авторов, основ­ные функции языка как социального института?

  6. Nibor Ответить

    8) Что такое социальная ин
    фраструктура в широком и узком значениях этого термина?
    Подумайте, обсудите, сделайте
    1. Приведем два достаточно различающихся определения
    понятия «социальный институт», данных отечественными
    социологами.
    «Социальный институт — это устойчивый комплекс фор-мальных и неформальных правил, принципов, норм, уста-новок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и отражающих систему ролей и статусов». «Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет общественно значимые ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества».
    На каких чертах института акцентирует свое внимание каждый из авторов? Какую черту выделяют оба? На основе этих определений сформулируйте комплекс признаков, при-сущих социальному институту.
    2. К какому главному институту общества могут быть от
    несены следующие характеристики?
    Жесткая иерархия, историческая устойчивость, незыблемость исходных идей и утверждений, строгость предписаний в области поведения.
    3. Соотнесите названные ниже социальные институты и
    их функции. Укажите функции, которые выполняют не
    сколько институтов.
    Институты: образование, государство, производство, семья.
    Функции: социализация, производство материальных благ, обеспечение общественного порядка, приобщение к культуре общества.
    Социологи утверждают, что социальные институты об
    ладают моральным авторитетом. Раскройте это положение
    на примере такого социального института, как семья.
    Заполните таблицу.
    Семья Государство Образование Религия 6. Раскройте на известных вам из курса истории фактах проявление дисфункции такого социального института, как государство. Покажите, какими путями преодолевалось это состояние.
    Поработайте с источником
    Прочтите отрывок из книги современных американских социологов П. Бергера и Б. Бергер «Социология: автобиографический подход».
    …Язык является фундаментальным институтом общества… это первый из институтов, с которым индивид сталкивается биографически, потому что все другие институты, каковы бы ни были их разнообразные цели и характеристики, выстраиваются на основополагающих регуляторных паттер-нах (образчиках) языка. Государство, экономика, образова-тельная система и какие угодно другие системы зависят от лингвистического сооружения классификаций, понятий, им-перативов для действий индивидов, т. е. они зависят от мира значений, который был сконструирован средствами языка, и могут продолжать свое существование только с помощью языка.
    Итак, язык — это первый институт, с которым сталкивается индивид. Это утверждение может вызвать удивление. Если спросить о первом институте, который переживает ребенок, читатель, вероятно, подумал бы прежде всего о семье. Он опять же до известной степени прав. Для огромного большинства детей первичная социализация имеет место в контексте конкретной семьи, которая, в свою очередь, является одним из случаев более обширного института родства в данном конкретном обществе. И, конечно же, семья яв-
    ляется важным институтом. Но ребенок об этом не знает. То, что он фактически воспринимает и испытывает, — это его родители, братья и сестры, возможно, другие родствен-ники, которые находятся вокруг него в это время. Только позднее он узнает, что эти конкретные индивиды и то, что они делают, — это один из случаев гораздо более крупной социальной реальности, известной как семья. Предположи-тельно это понимание придет, когда ребенок начнет сравни-вать себя с другими детьми, но едва ли это произойдет в младенчестве. С другой стороны, язык очень рано приходит в столкновение с ребенком в своих макросоциальных аспек-тах. Начиная с очень ранней стадии, язык указывает на более обширную реальность, которая лежит за пределами микромира непосредственного опыта ребенка. Именно с по-мощью языка ребенок получает сведения о широком мире «снаружи», мире, который опосредуется окружающими его взрослыми, но который в значительной мере превосходит их.
    Личностно-ориентированная социология.—М., 2004.—С. 93—94.
    опросы и задания к источнику. 1) Какие социальные институты упоминаются авторами в этом отрывке? 2) С каким другим социальным институтом авторы сравнивают язык? Какие выводы делают из этого сравнения? 3) Каковы, на взгляд авторов, основные функции языка как социального института?

  7. Kroccuk Ответить

    ко в том, чтобы построить и оснастить новые здания шко­лы, больницы, театра, но и в том, чтобы сохранять их, под­держивать в надлежащем виде. Будем помнить, что всякое небрежение, а порой и вандализм по отношению к исполь­зуемым, но не «своим» вещам (сиденьям в поезде, лифтам в подъезде и т. п.) выражает отношение человека не к этим вещам, а к окружающим его людям.
    ¦Ш Основные понятия:социальный институт, институциали-зация, социальная инфраструктура.
    ¦¦Термины:дисфункция, деперсонализация.
    Проверьте себя
    1) Назовите основные признаки понятия «социальный институт». 2) Что такое институциализация? Проследите ее основные этапы на примере любого социального института.
    3) Что лежит в основе типологии социальных институтов?
    4) Приведите примеры главных и неглавных социальных
    институтов. 5) Чем характеризуется взаимодействие соци­
    альных институтов? 6) Как связаны потребности общества и
    функции социальных институтов? 7) Покажите на конкрет­
    ных примерах различие между явными и скрытыми функ­
    циями социальных институтов. 8) Что такое социальная ин­
    фраструктура в широком и узком значениях этого термина?
    Подумайте, обсудите, сделайте
    1. Приведем два достаточно различающихся определения
    понятия «социальный институт», данных отечественными
    социологами.
    «Социальный институт — это устойчивый комплекс фор­мальных и неформальных правил, принципов, норм, уста­новок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и отражающих систему ролей и статусов». «Социальный институт — это организованная си­стема связей и социальных норм, которая объединяет обще­ственно значимые ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества».
    На каких чертах института акцентирует свое внимание каждый из авторов? Какую черту выделяют оба? На основе этих определений сформулируйте комплекс признаков, при­сущих социальному институту.
    2. К какому главному институту общества могут быть от­
    несены следующие характеристики?
    Жесткая иерархия, историческая устойчивость, незыбле­мость исходных идей и утверждений, строгость предписаний в области поведения.
    3. Соотнесите названные ниже социальные институты и
    их функции. Укажите функции, которые выполняют не­
    сколько институтов.
    Институты: образование, государство, производство, семья.
    Функции: социализация, производство материальных благ, обеспечение общественного порядка, приобщение к культуре общества.
    4. Социологи утверждают, что социальные институты об­
    ладают моральным авторитетом. Раскройте это положение
    на примере такого социального института, как семья.
    5. Заполните таблицу.
    Семья
    Государство
    Образование
    Религия
    6. Раскройте на известных вам из курса истории фактах проявление дисфункции такого социального института, как государство. Покажите, какими путями преодолевалось это состояние.
    Поработайте с источником
    Прочтите отрывок из книги современных американских социологов П. Бергера и Б. Бергер «Социология: автобиографический подход».
    …Язык является фундаментальным институтом общест­ва… это первый из институтов, с которым индивид сталки­вается биографически, потому что все другие институты, ка­ковы бы ни были их разнообразные цели и характеристики, выстраиваются на основополагающих регуляторных паттер­нах (образчиках) языка. Государство, экономика, образова­тельная система и какие угодно другие системы зависят от лингвистического сооружения классификаций, понятий, им­перативов для действий индивидов, т. е. они зависят от ми­ра значений, который был сконструирован средствами язы­ка, и могут продолжать свое существование только с помощью языка.
    Итак, язык — это первый институт, с которым сталкива­ется индивид. Это утверждение может вызвать удивление. Если спросить о первом институте, который переживает ре­бенок, читатель, вероятно, подумал бы прежде всего о се­мье. Он опять же до известной степени прав. Для огромно­го большинства детей первичная социализация имеет место в контексте конкретной семьи, которая, в свою очередь, яв­ляется одним из случаев более обширного института родст­ва в данном конкретном обществе. И, конечно же, семья яв-
    ляется важным институтом. Но ребенок об этом не знает. То, что он фактически воспринимает и испытывает, — это его родители, братья и сестры, возможно, другие родствен­ники, которые находятся вокруг него в это время. Только позднее он узнает, что эти конкретные индивиды и то, что они делают, — это один из случаев гораздо более крупной социальной реальности, известной как семья. Предположи­тельно это понимание придет, когда ребенок начнет сравни­вать себя с другими детьми, но едва ли это произойдет в младенчестве. С другой стороны, язык очень рано приходит в столкновение с ребенком в своих макросоциальных аспек­тах. Начиная с очень ранней стадии, язык указывает на более обширную реальность, которая лежит за пределами микромира непосредственного опыта ребенка. Именно с по­мощью языка ребенок получает сведения о широком мире «снаружи», мире, который опосредуется окружающими его взрослыми, но который в значительной мере превосходит их.
    Личностно-ориентированная социология.—М., 2004.—С. 93—94.
    опросы и задания к источнику. 1) Какие социальные институ­ты упоминаются авторами в этом отрывке? 2) С каким другим социальным институтом авторы сравнивают язык? Какие выводы делают из этого сравнения? 3) Каковы, на взгляд авторов, основ­ные функции языка как социального института?

  8. One Minute Ответить

    Опубликовано 28.09.2017 по предмету Обществознание от Гость
    >> < <
    ОБЩЕСТВО! РАБОТА С ТЕКСТОМ
    …Язык является фундаментальным институтом общества… это первый из институтов, с которым индивид сталкивается биографически, потому что все другие институты, каковы бы ни были их разнообразные цели и характеристики, выстраиваются на основополагающих регуляторных паттернах (образчиках) языка. Государство, экономика, образовательная система и какие угодно другие системы зависят от лингвистического сооружения классификаций, понятий, императивов для действий индивидов, т. е. они зависят от мира значений, который был сконструирован средствами языка, и могут продолжать свое существование только с помощью языка. Итак, язык — это первый институт, с которым сталкивается индивид. Это утверждение может вызвать удивление. Если спросить о первом институте, который переживает ребенок, читатель, вероятно, подумал бы прежде всего о семье. Он опять же до известной степени прав. Для огромного большинства детей первичная социализация имеет место в контексте конкретной семьи, которая, в свою очередь, является одним из случаев более обширного института родства в данном конкретном обществе. И, конечно же, семья яв- ляется важным институтом. Но ребенок об этом не знает. То, что он фактически воспринимает и испытывает, — это его родители, братья и сестры, возможно, другие родственники, которые находятся вокруг него в это время. Только позднее он узнает, что эти конкретные индивиды и то, что они делают, — это один из случаев гораздо более крупной социальной реальности, известной как семья. Предположительно это понимание придет, когда ребенок начнет сравнивать себя с другими детьми, но едва ли это произойдет в младенчестве. С другой стороны, язык очень рано приходит в столкновение с ребенком в своих макросоциальных аспектах. Начиная с очень ранней стадии, язык указывает на более обширную реальность, которая лежит за пределами микромира непосредственного опыта ребенка. Именно с помощью языка ребенок получает сведения о широком мире «снаружи», мире, который опосредуется окружающими его взрослыми, но который в значительной мере превосходит их. Личностно-ориентированная социология.—М., 2004.—С. 93—94. опросы и задания к источнику.
    Вопросы к тексту
    1) Какие социальные институты упоминаются авторами в этом отрывке? 2) С каким другим социальным институтом авторы сравнивают язык? Какие выводы делают из этого сравнения? 3) Каковы, на взгляд авторов, основные функции языка как социального института?

  9. Burihuginn Ответить

    2) С каким другим социальным институтом авторы сравнивают язык? Какие выводы делают из этого сравнения?
    3) Каковы, на взгляд авторов, основ­ные функции языка как социального института?
    12. Выберите из перечисленных ниже характеристик те, которые отражают свойства любой системы:
    а) сохранение с течением времени своего состояния неизменным;
    б) наличное состояние позволяет точно определить последующее;
    в) постоянный обмен веществ с внешней средой;
    г) наличие взаимосвязанных элементов;
    д) несводимость целого к сумме частей,
    е) появление у целого свойств, отсутствующих у отдельных компонентов.
    13. Соотнесите общественные институты и сферы жизни общества.
    Институты
    Сферы
    а) государство
    а) экономическая сфера
    б) семья
    б) политическая сфера
    в) школа
    в) социальная сфера
    г) церковь
    г) духовная сфера
    д) финансовая система
    е) средства массовой информации
    Есть ли в перечне институтов те, которые вы хотели бы отнести к нескольким сферам общественной жизни? Назовите их. Чем можно объяснить отсутствие жесткого соответствия сфер и институтов общества?
    3. Развитие общества
    Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс».
    Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.
    Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
    (1) Реформа — это определённая степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы. (2) По мнению большинства исследователей, реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными (реакционными). (3) С точки зрения советской исторической науки, поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результаты реформ всегда ниже ожидаемого. (4) Однако степень реформаторских преобразований, на наш взгляд, может быть очень существенной, даже изменять общественный строй.
    Определите, какие положения текста носят
    А) фактический характер
    Б) характер оценочных суждений
    Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
    « (1) прогресса французские просветители видели в развитии человеческого (2), в распространении (3). Столь оптимистический взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривал прогресс в переходе от одной общественно-экономической (4) к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной (5), рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом (6), т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному».
    Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
    А) стабилизация
    Б) модернизация
    В) разум
    Г) формация
    Д) просвещение
    Е) критерий
    Ж) цивилизация
    И) структура

  10. Ariugamand Ответить

    Для какого общества характерны такие этические нормы как:
    Время-деньги, спасение души можно заработать трудом, кредит-мерило добродетели, профессиональный долг, качественное потребление, чистота тела.
    Найдите общую черту:
    И традиционное и индустриальное общества характеризуются:
    А) низкой социальной мобильностью
    Б) преимущественным развитием промышленности
    В) сословным типом социальной стратификации
    Г) наличием института государства
    Традиционное общество в отличие от индустриального:
    А) имеет классовое расслоение
    Б) является открытым
    В) опирается на религию и церковь
    Г) поддерживает науку как социальный институт
    В стране С. произошла промышленная революция, в результате которой многократно увеличилась численность промышленного пролетариата. Рабочие боролись за свои права и добились всеобщего избирательного права и целого ряда других прав и свобод личности.
    А) Предположите, к какому типу относится описанное общество.
    Б) Назови два признака, по которым это можно определить из текста и два,которых нет в тексте.
    Сформулируйте духовные, социальные, экономические, экологические проблемы, которые возникли в индустриальном обществе. Решены ли они в настоящее время? Если нет,то какие пути решения есть и почему возникли препятствия в решении?
    Прочтите отрывок из книги современных американских социологов П. Бергера и Б. Бергер «Социология: автобиографический подход».
    …Язык является фундаментальным институтом общест­ва… это первый из институтов, с которым индивид сталки­вается биографически, потому что все другие институты, ка­ковы бы ни были их разнообразные цели и характеристики, выстраиваются на основополагающих регуляторных паттер­нах (образчиках) языка. Государство, экономика, образова­тельная система и какие угодно другие системы зависят от лингвистического сооружения классификаций, понятий, им­перативов для действий индивидов, т. е. они зависят от ми­ра значений, который был сконструирован средствами язы­ка, и могут продолжать свое существование только с помощью языка.
    Итак, язык — это первый институт, с которым сталкива­ется индивид. Это утверждение может вызвать удивление. Если спросить о первом институте, который переживает ре­бенок, читатель, вероятно, подумал бы прежде всего о се­мье. Он опять же до известной степени прав. Для огромно­го большинства детей первичная социализация имеет место в контексте конкретной семьи, которая, в свою очередь, яв­ляется одним из случаев более обширного института родст­ва в данном конкретном обществе. И, конечно же, семья является важным институтом. Но ребенок об этом не знает. То, что он фактически воспринимает и испытывает, — это его родители, братья и сестры, возможно, другие родствен­ники, которые находятся вокруг него в это время. Только позднее он узнает, что эти конкретные индивиды и то, что они делают, — это один из случаев гораздо более крупной социальной реальности, известной как семья. Предположи­тельно это понимание придет, когда ребенок начнет сравни­вать себя с другими детьми, но едва ли это произойдет в младенчестве. С другой стороны, язык очень рано приходит в столкновение с ребенком в своих макросоциальных аспек­тах. Начиная с очень ранней стадии, язык указывает на более обширную реальность, которая лежит за пределами микромира непосредственного опыта ребенка. Именно с по­мощью языка ребенок получает сведения о широком мире «снаружи», мире, который опосредуется окружающими его взрослыми, но который в значительной мере превосходит их.

  11. Тётя Анеме Ответить

    Когда мы произносим слово «институт», первое его значение, которое приходит на ум, – это высшее учебное заведение или научное учреждение: «я поступил в Институт связи», «мама работает в исследовательском институте». Понятие «социальный институт» существенно шире. Уже почти столетие оно используется при изучении общества. Сегодня исследователи широко разрабатывают так называемый институциональный подход, который позволяет рассматривать общественную жизнь сквозь призму основных социальных институтов.
    В социологии существуют различные определения этого сложного понятия, отдельные авторы акцентируют те или иные его признаки. Однако при всех расхождениях исследователи единодушны в том, что институты играют огромную роль в жизни не только всего общества, но и каждого отдельного человека. С особой силой это проявляется в современную эпоху, когда количество социальных институтов растет, они становятся все более специализированными, а их взаимодействие – все более сложным.
    Рассмотрим основные характеристики понятия «социальный институт».
    ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ?
    Приглядимся к нашей повседневной жизни. Вот небольшая зарисовка «Обычный день старшеклассника». Трудное пробуждение (вчера опять не удалось лечь вовремя), домашняя утренняя суета (сборы детей в школу, родителей – на работу), школьные будни; опоздание на занятия на подготовительных курсах захотелось компенсировать срезанием пути, переход проезжей части в неположенном месте обернулся строгим внушением милиционера; вечером – семейный ужин и извечная внутренняя борьба между должным (подготовка к завтрашним занятиям) и желаемым (просмотр телепередачи, блуждание в Интернете и т. п.).
    В этот обычный день поведение старшеклассника направляли как минимум три основных института общества – семья, школа и государство (в лице представителя правоохранительных органов). В семье он выступал в ролях сына, брата с вытекающими отсюда обязанностями и возможностями; в школе – в роли ученика, в отношениях с милиционером – в роли гражданина. В каждом случае предусматривалась своя модель поведения, регулируемая определенными правилами.
    Таким образом, мы можем определить социальный институт как набор социальных ролей, комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения, совокупность норм, его регулирующих. Некоторые исследователи относят сюда и то, что называется базовыми ценностями, которые, в свою очередь, лежат в основе норм. Например, сложившиеся в обществе представления о добре и зле получают свое выражение в комплексе моральных правил и запретов.
    К признакам социального института относят также использование символов. Например, символы государства – флаг, герб. Своя символика у религиозных организаций – крест, иконы. Символом бракосочетания и создания семьи во многих странах являются обручальные кольца. В производстве используются фабричные марки, патентные знаки. Институты имеют и свои материально-вещественные проявления, например школьное здание, храм, семейный дом, производственное помещение, правительственное здание и т.п.
    Сам процесс становления института – институциализация – проходит ряд этапов. Социологи различают следующие фазы:
    возникновение насущной потребности, осознание ее обществом, формирование на этой основе общих целей;
    постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область;
    создание особой системы знаков, символов, говорящих о принадлежности к данному институту;
    возникновение соответствующей системы статусов и ролей;
    создание материальной базы социального института;
    включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения.
    Проиллюстрируем сказанное на примере такого института, как наука. Элементы науки как особого вида познавательной деятельности появились очень давно. Уже древние народы, как вы знаете из курса истории, располагали определенными математическими, астрономическими и другими знаниями. Однако как особый институт наука стала оформляться только в Новое время. Были переосмыслены ее цели, существенно расширились функции. Возникли первые научные сообщества (в XVII в. – Лондонское королевское общество, Парижская академия наук, в начале XVIII в. – Петербургская академия наук), начинают издаваться научные журналы. Формируется особая этика науки, призванная регулировать как отношения между учеными, так и взаимоотношения научного сообщества с обществом в целом (ее основными проблемами становятся самоценность истины, социальная ответственность ученых за результаты своей деятельности). Постепенно складывается материально-техническая база, обслуживающая научный поиск (экспериментальные установки, исходные материалы, здания академий, научных институтов и т.п.). Развивается комплекс научных отличий и регалий (ученые звания, научные дипломы и т.п.). Усиливаются связи науки с другими институтами общества: государством (государственное финансирование фундаментальной науки, влияние научных подходов на практику управления), производством (превращение науки в непосредственную производительную силу), школой (усиление научной направленности образования, специализированная подготовка кадров для научных учреждений).
    Итак, социальные институты вносят упорядоченность в нашу жизнь.
    При этом очевидно, что такое упорядочивание поведения людей отвечает насущным потребностям и личности, и общества.
    ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
    Социальные институты подразделяются на главные и неглавные (неосновные), которые входят в главные. Социологи выделяют пять главных институтов (групп институтов), призванных удовлетворять базовые потребности людей. Экономические институты (производство, рынок) связаны с необходимостью добывать средства существования. Потребности в безопасности, поддержании социального порядка призваны обеспечивать политические институты, включая важнейший из них – государство. Институт семьи, призванный регулировать брачные отношения, рождение и воспитание детей, связан с фундаментальной потребностью в продолжении рода. Еще один круг базовых потребностей людей заключается в обогащении знаний и представлений об окружающем мире, в передаче накопленного опыта подрастающим поколениям, в социализации молодежи. Их удовлетворению служат социально-культурные институты – наука, образование, культура. Духовным потребностям в поиске смысла жизни, нравственном совершенствовании отвечает институт религии.
    Неосновные институты, в отличие от главных, выполняют более частные задачи. Например, в состав экономических институтов входит институт собственности, призванный регулировать отношения владения, пользования, распределения. Институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов. Среди государственных институтов назовем, например, институт президентства, институт монархии.
    Одной из черт социального института является его историчность. Институты возникают на определенном этапе развития общества, видоизменяются с течением времени, часть из них в какой-то момент прекращает свое существование. Проследим эволюцию социального института на примере такой хорошо вам известной организации, как школа. Из курса истории вы знаете, что в эпоху Средневековья школа не играла той роли, которую обрела в последующие эпохи. Потребность общества в социализации подрастающих поколений удовлетворяла преимущественно семья. Организационно школы в значительной степени принадлежали церкви: они создавались при церковных приходах, монастырях.
    Со вступлением общества в индустриальную стадию развития обнаружилась недостаточность прежних форм социализации. Ее и призвана была компенсировать превращающаяся в самостоятельный социальный институт школа. Именно она должна была подготовить человека к выполнению им основных социальных ролей. Государство брало на себя задачу объединения разрозненных учебных заведений в единую систему. Постепенно школа, сперва начальная, а затем и средняя, становилась общедоступной, обязательной для всех; особое внимание стало уделяться так называемым реальным предметам, основанным на научных знаниях и представлениях.
    Социальные институты взаимодействуют между собой (один из примеров приведен выше). Выделяют несколько видов такой взаимосвязи. Институты могут сотрудничать между собой, особенно если они выполняют сходные функции. Так, для определения содержания школьного образования объединяют свои усилия учреждения науки и педагогические организации. В решении задачи социализации подрастающих поколений призваны координировать свои усилия семья и школа.
    Бывает, что взаимодействие институтов приобретает конфликтный характер. Из курса истории вы знаете, как в средневековой Европе противоборствовали в борьбе за влияние на жизнь общества государство и католическая церковь. Одной из причин возникновения конфликтов на институциональном уровне являются разные темпы изменений, эволюции отдельных институтов. Особенно это становится очевидным в переходные эпохи. Попытайтесь самостоятельно проиллюстрировать это явление известными вам фактами из прошлого и современности.
    ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
    Уже рассмотренная нами связь основных институтов и базовых потребностей человека и общества показывает, что главная функция любого института – удовлетворение определенной потребности (ради этого и создается сам институт). Эти функции открыто определяются, записываются в законах, программах, уставах; закрепляются в системах социальных статусов. Так, цели образования в нашей стране нашли отражение в Законе РФ «Об образовании», задачи и функции Академии наук записаны в ее уставе. Такие функции называют явными. Изучая обществоведческий курс, вы уже познакомились с функциями многих социальных институтов. Вспомните, к примеру, основные функции семьи.
    Помимо явных, декларируемых, социальным институтам присущи и скрытые функции. Возьмем, к примеру, производство предметов потребления. Его явная функция очевидна – удовлетворять потребности людей через комплекс разнообразных товаров (продукты, ткани, посуда, мебель, товары длительного пользования и т.п.) в пище, тепле, комфортной среде обитания. Но есть у этого производства и скрытая функция. Она, по мнению американского социолога Т. Веблена, заключается в том, что производство этих вещей помогает нам повышать собственный престиж в своих глазах и глазах окружающих. Другой пример. С началом индустриального развития стали возникать крупные промышленные предприятия. Их основное экономическое назначение состояло в том, чтобы сделать процесс производства более эффективным, а произведенные товары – более дешевыми. При этом работа на таких предприятиях учила рабочих точности, дисциплине, координации своих действий с другими, т.е. формировала новый тип работника. История показала, что эта функция крупного производства, на первых порах неявная, оказалась в дальнейшем не менее значимой, чем основная. Скрытые функции многие исследователи отмечают и у такого института, как современные средства массовой информации, которые не только сообщают сведения о событиях, но и неявным образом внедряют в сознание людей определенные установки, модели ожидаемого поведения.
    Если скрытые функции приобретают негативный характер, а главные функции не реализуются, можно говорить о дисфункции самого социального института. К примеру, одним из проявлений дисфункции какого-либо государственного органа может стать его бюрократизация. В этом случае акцент в деятельности смещается с целей на средства. Представим себе министерство, которое не столько решает конкретные насущные задачи в своей области, сколько плодит различные резолюции, постановления, создает всевозможные комиссии. В этом случае, как сказал один социолог, «на социальную реальность накладывается бумажная решетка и бюрократ оказывается неспособен воспринять первую из-под второй». Внешне учреждение работает, служащие сидят на своих рабочих местах, однако к ожидаемым обществом результатам такая организация не приводит.
    Дисфункция социального института может проявляться в падении его престижа в обществе, в неопределенности, размытости целей, а также в потере такого качества, как деперсонализация. Рассмотрим последнее более обстоятельно. Представим себе такую ситуацию: в некоей стране впервые был введен пост президентства. Первый избранный президент оказался не только выдающимся политиком, но и на редкость яркой личностью. Преждевременная смерть лидера стала трагедией для всего народа. Понимая, что следующий избранник вряд ли будет столь же хорош, политическая элита пришла к выводу о необходимости упразднить должность президента и перейти к парламентской форме правления. В этом решении ее поддержал народ. Можно ли говорить о том, что введение поста президента привело в этой стране к формированию института президентства? Вряд ли. Обеспечение функций института не должно зависеть исключительно от личностных качеств тех, кто возглавляет властный орган.
    СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
    Под инфраструктурой (от лат. infra – под, ниже и struc-tura – строение) принято понимать составные части общего устройства, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность системы в целом.
    Первоначально этот термин использовался в военном деле и означал вспомогательные сооружения, которые обеспечивали взаимодействие различных родов войск. Примерно в середине XX века данное понятие стали использовать при изучении различных сфер жизни общества.
    В широком смысле к социальной инфраструктуре относят все так называемые объекты материально-вещественной среды (здания, средства связи и т.п.), которые обеспечивают трудовую, социальную, политическую, культурную, бытовую и другие области. Иными словами, это та материальная база, которая обслуживает всю совокупность деятельности людей.
    Есть и иное, более узкое, значение этого понятия. Некоторые исследователи различают экономическую и собственно социальную инфраструктуру. К первой относят комплекс объектов и хозяйственных отраслей, обслуживающих производство: производственные помещения, склады, связь, транспортное сообщение и др. В социальную же инфраструктуру включают те объекты, которые необходимы для бытовой, досуговой деятельности человека, для его развития, поддержания здоровья, – учреждения культуры, образования, здравоохранения, пассажирский транспорт, водообеспечение, предприятия торговли и общественного питания, средства связи, спортивные и оздоровительные сооружения.
    Обратим внимание: инфраструктура общества охватывает лишь те материальные условия жизнедеятельности людей, которые создаются ими самими; природные факторы, хотя они также определяют эти условия, сюда не входят. Важно и то, что элементы социальной инфраструктуры, определяемые потребностями людей, не взаимозаменяемы. К примеру, появление еще одного театра не снимет потребности в поликлинике.
    Степень развития социальной инфраструктуры – важнейший показатель уровня развития региона, страны. Хорошие дороги, надежная связь, удобные и безопасные поезда, автобусы, современные торговые комплексы, красивые и функциональные школьные здания, разветвленная сеть лечебных учреждений – первые и наглядные свидетельства экономического процветания. Создание отвечающей современным требованиям инфраструктуры является важнейшей задачей местной и центральной власти, государства в целом, всего общества.
    Понятно, что ее решение во многом зависит от уровня экономического развития общества, обеспечивающего те средства, которые направляются в социальную сферу. Но и сама социальная инфраструктура оказывает воздействие на экономику. Из истории известно, что ее отсутствие (или слабое развитие) может затруднить производственное освоение региона. В этих случаях власти приходилось приводить в действие другие рычаги, например, использовать энтузиазм молодых, их тягу к романтике нового, неизведанного. Так, к примеру, начиналось освоение целины. Но и обжитые территории могут прийти в упадок при разрушении сложившейся инфраструктуры. Например, закрытие единственной в селе школы может привести к тому, что его покинет трудоспособное население.
    В последние годы наше государство уделяет значительное внимание развитию социальной инфраструктуры, немалые средства бюджета отчисляются на социальные нужды. Свой вклад должен внести и крупный бизнес, призываемый обществом к большей социальной ответственности. В создании достойных материальных условий повседневной жизни людей должна быть лепта и каждого из нас. Ведь дело не только в том, чтобы построить и оснастить новые здания школы, больницы, театра, но и в том, чтобы сохранять их, поддерживать в надлежащем виде. Будем помнить, что всякое небрежение, а порой и вандализм по отношению к используемым, но не «своим» вещам (сиденьям в поезде, лифтам в подъезде и т.п.) выражает отношение человека не к этим вещам, а к окружающим его людям.
    Основные понятия: социальный институт, институциализация, социальная инфраструктура.
    Термины: дисфункция, деперсонализация.

  12. ХайповыйКошаК Ответить

    Под инфраструктурой (от лат. infra — под, ниже и struc-tura — строение) принято понимать составные части общего устройства, носящие подчиненный, вспомогательный харак­тер и обеспечивающие нормальную деятельность системы в целом.
    Первоначально этот термин использовался в военном де­ле и означал вспомогательные сооружения, которые обеспе­чивали взаимодействие различных родов войск. Примерно в середине XX века данное понятие стали использовать при изучении различных сфер жизни общества.
    В широком смысле к социальной инфраструктуре отно­сят все так называемые объекты материально-вещественной среды (здания, средства связи и т. п.), которые обеспечива­ют трудовую, социальную, политическую, культурную, бытовую и другие области. Иными словами, это та матери­альная база, которая обслуживает всю совокупность дея­тельности людей.
    Есть и иное, более узкое, значение этого понятия. Неко­торые исследователи различают экономическую и собствен­но социальную инфраструктуру. К первой относят комплекс
    объектов и хозяйственных отраслей, обслуживающих произ­водство: производственные помещения, склады, связь, транспортное сообщение и др. В социальную же инфра­структуру включают те объекты, которые необходимы для бытовой, досуговой деятельности человека, для его развития, поддержания здоровья, — учреждения культуры, образова­ния, здравоохранения, пассажирский транспорт, водообеспе-чение, предприятия торговли и общественного питания, сред­ства связи, спортивные и оздоровительные сооружения.
    Обратим внимание: инфраструктура общества охватывает лишь те материальные условия жизнедеятельности людей, которые создаются ими самими; природные факторы, хотя они также определяют эти условия, сюда не входят. Важно и то, что элементы социальной инфраструктуры, определя­емые потребностями людей, не взаимозаменяемы. К приме­ру, появление еще одного театра не снимет потребности в поликлинике.
    Степень развития социальной инфраструктуры — важ­нейший показатель уровня развития региона, страны. Хоро­шие дороги, надежная связь, удобные и безопасные поезда, автобусы, современные торговые комплексы, красивые и функциональные школьные здания, разветвленная сеть ле­чебных учреждений — первые и наглядные свидетельства экономического процветания. Создание отвечающей совре­менным требованиям инфраструктуры является важнейшей задачей местной и центральной власти, государства в целом, всего общества.
    Понятно, что ее решение во многом зависит от уровня экономического развития общества, обеспечивающего те средства, которые направляются в социальную сферу. Но и сама социальная инфраструктура оказывает воздействие на экономику. Из истории известно, что ее отсутствие (или сла­бое развитие) может затруднить производственное освоение региона. В этих случаях власти приходилось приводить в действие другие рычаги, например, использовать энтузиазм молодых, их тягу к романтике нового, неизведанного. Так, к примеру, начиналось освоение целины. Но и обжитые тер­ритории могут прийти в упадок при разрушении сложив­шейся инфраструктуры. Например, закрытие единственной в селе школы может привести к тому, что его покинет тру­доспособное население.
    В последние годы наше государство уделяет значительное внимание развитию социальной инфраструктуры, немалые средства бюджета отчисляются на социальные нужды. Свой вклад должен внести и крупный бизнес, призываемый об­ществом к большей социальной ответственности. В создании достойных материальных условий повседневной жизни лю­дей должна быть лепта и каждого из нас. Ведь дело не толь-
    ко в том, чтобы построить и оснастить новые здания шко­лы, больницы, театра, но и в том, чтобы сохранять их, под­держивать в надлежащем виде. Будем помнить, что всякое небрежение, а порой и вандализм по отношению к исполь­зуемым, но не «своим» вещам (сиденьям в поезде, лифтам в подъезде и т. п.) выражает отношение человека не к этим вещам, а к окружающим его людям.
    ¦Ш Основные понятия:социальный институт, институциали-зация, социальная инфраструктура.
    ¦¦Термины:дисфункция, деперсонализация.
    Проверьте себя
    1) Назовите основные признаки понятия «социальный институт». 2) Что такое институциализация? Проследите ее основные этапы на примере любого социального института.
    3) Что лежит в основе типологии социальных институтов?
    4) Приведите примеры главных и неглавных социальных
    институтов. 5) Чем характеризуется взаимодействие соци­
    альных институтов? 6) Как связаны потребности общества и
    функции социальных институтов? 7) Покажите на конкрет­
    ных примерах различие между явными и скрытыми функ­
    циями социальных институтов. 8) Что такое социальная ин­
    фраструктура в широком и узком значениях этого термина?
    Подумайте, обсудите, сделайте
    1. Приведем два достаточно различающихся определения
    понятия «социальный институт», данных отечественными
    социологами.
    «Социальный институт — это устойчивый комплекс фор­мальных и неформальных правил, принципов, норм, уста­новок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и отражающих систему ролей и статусов». «Социальный институт — это организованная си­стема связей и социальных норм, которая объединяет обще­ственно значимые ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества».
    На каких чертах института акцентирует свое внимание каждый из авторов? Какую черту выделяют оба? На основе этих определений сформулируйте комплекс признаков, при­сущих социальному институту.
    2. К какому главному институту общества могут быть от­
    несены следующие характеристики?
    Жесткая иерархия, историческая устойчивость, незыбле­мость исходных идей и утверждений, строгость предписаний в области поведения.
    3. Соотнесите названные ниже социальные институты и
    их функции. Укажите функции, которые выполняют не­
    сколько институтов.
    Институты: образование, государство, производство, семья.
    Функции: социализация, производство материальных благ, обеспечение общественного порядка, приобщение к культуре общества.
    4. Социологи утверждают, что социальные институты об­
    ладают моральным авторитетом. Раскройте это положение
    на примере такого социального института, как семья.
    5. Заполните таблицу.
    Семья
    Государство
    Образование
    Религия
    6. Раскройте на известных вам из курса истории фактах проявление дисфункции такого социального института, как государство. Покажите, какими путями преодолевалось это состояние.

  13. Pr1meR_M1n1steR Ответить




    Проверьте себя
    Назовите основные признаки понятия «социальный институт».
    Что такое институциализация? Проследите ее основные этапы на примере любого социального института.
    Что лежит в основе типологии социальных институтов?
    Приведите примеры главных и неглавных социаьных институтов.
    Чем характеризуется взаимодействие социальных институтов?
    Как связаны потребности общества и функции социальных институтов?
    Покажите на конкретных примерах различие между явными и скрытыми функциями социальных институтов.
    Что такое социальная инфраструктура в широком и узком значении этого термина?

    Обсудите

    1. Приведем два достаточно различающихся определения понятия «социальный институт», данных отечественными социологами.
    Социальный институт – «это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и отражающих его систему ролей и статусов».
    «Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет общественно значимые ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества».
    На каких чертах института акцентирует свое внимание каждый из авторов? Какую черту выделяют оба? На основе этих определений сформулируйте комплекс признаков, присущих социальному институту.
    2. К какому главному институту общества могут быть отнесены следующие характеристики:
    жесткая иерархия, историческая устойчивость, незыблемость исходных идей и утверждений, строгость предписаний в области поведения.
    3. Соотнесите названные ниже социальные институты и их функции. Укажите функции, которые выполняют несколько институтов.
    Институты: образование, государство, производство, семья.
    Функции: социализация, производство материальных благ, обеспечение общественного порядка, приобщение к культуре общества.
    4. Социологи утверждают, что социальные институты обладают моральным авторитетом. Раскройте это положение на примере такого социального института, как семья.
    5. Заполните таблицу.

    6. Раскройте с помощью известных вам из курса истории фактов проявление дисфункции такого социального института, как государство. Покажите, какими путями преодолевалось это состояние.

    Поработайте с источником

    Прочитайте отрывок из книги современных американских социологов П. Вергера и В. Вергер «Социология: автобиографический подход».
    .. Язык является фундаментальным институтом общества… это первый из институтов, с которым индивид сталкивается биографически, потому что все другие институты, каковы бы ни были их разнообразные цели и характеристики, выстраиваются на основополагающих регуляторных паттернах (образчиках) языка. Государство, экономика, образовательная система и какие угодно другие системы зависят от лингвистического сооружения классификаций, понятий, императивов для действий индивидов, то есть они зависят от мира значений, который был сконструирован средствами языка, и могут продолжать свое существование только с помощью языка.
    Итак, язык – это первый институт, с которым сталкивается индивид. Это утверждение может вызвать удивление. Если спросить о первом институте, который переживает ребенок, читатель, вероятно, подумал бы прежде всего о семье. Он опять же до известной степени прав. Для огромного большинства детей первичная социализация имеет место в контексте конкретной семьи, которая, в свою очередь, является одним из случаев более обширного института родства в данном конкретном обществе. И конечно же, семья является важным институтом. Но ребенок об этом не знает. То, что он фактически воспринимает и испытывает, – это его родители, братья и сестры, возможно, другие родственники, которые находятся вокруг него в это время. Только позднее он узнает, что эти конкретные индивиды и то, что они делают, – это один из случаев гораздо более крупной социальной реальности, известной как «семья». Предположительно, это понимание придет, когда ребенок начнет сравнивать себя с другими детьми, но едва ли произойдет в младенчестве. С другой стороны, язык очень рано приходит в столкновение с ребенком в своих макросо-циальных аспектах. Начиная с очень ранней стадии, язык указывает на более обширную реальность, которая лежит за пределами микромира непосредственного опыта ребенка. Именно с помощью языка ребенок получает сведения о широком мире «снаружи», мире, который опосредуется окружающими его взрослыми, но который в значительной мере превосходит их.
    Личностно-ориентированная социология. – М., 2004. – с. 93-94.

    Вопросы и задания к источнику

    Какие социальные институты упоминаются авторами в этом отрывке?
    С каким другим социальным институтом авторы сравнивают язык? Какие выводы делают из этого сравнения?
    Каковы, на взгляд авторов, основные функции языка как социального института?

  14. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *