Какие этапы в своем развитии проходит общество?

11 ответов на вопрос “Какие этапы в своем развитии проходит общество?”

  1. Kalbine Ответить

    Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.
    Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства.
    Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.
    Постиндустриальное общество — общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности, а также более высокой долей населения, занятого в сфере услуг, нежели в промышленном производстве.
    В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.
    Научные разработки становятся главной движущей силой экономики — базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника.

  2. Grazan Ответить

    Общество прошло длинный путь, на котором
    наука выделяет несколько ступеней:
    1)
    Традиционное (аграрное) общество
    2)
    Индустриальное общество
    3)
    Постиндустриальное общество.
    Для аграрного общества характерно господство сельского натурального
    хозяйства, сословной иерархии, решающая роль в жизни общества принадлежит
    хранителям культа – жрецам, церкви, армии. Появляются первые города, ремесла,
    торговля, деньги, письменность.
    В индустриальном обществе преобладает не сельскохозяйственное, а
    промышленное производство. Решающая роль принадлежит не мелким и крупным
    землевладельцам, а промышленникам и бизнесменам. В центре социальной
    организации находятся корпорации. Появляется транспорт, связь, профессиональные
    навыки, образование, культура. Считается, что современная Россия – это тоже
    индустриальное общество.
    Наиболее экономически – развитые страны мира (Япония, США и др.), по
    мнению многих ученых, переходят на третью ступень развития –
    постиндустриальное  общество. Главным
    фактором производства в таком обществе специалисты считают научно – технический
    прогресс, информационные технологии. Ведущим становится производство научных
    знаний, научные исследования и разработки, опирающиеся на университетское
    (всестороннее образование).

  3. Hugisius Ответить

    Под данным понятием подразумевается система структурных единиц (институтов, социальных групп, общностей и т.д.), взаимодействующих между собой и взаимосвязанных на основе некоторых социальных идеалов, норм, ценностей, общих для них.
    Имеются различные классификации типов обществ. Самая элементарная – их разделение на сложные и простые. Ее еще в 19-м веке предложил Герберт Спенсер.

    Классификация Спенсера


    Отвечая на вопрос о том, какие этапы проходит общество в своем развитии, этот ученый выдвинул мнение, что общества переходят со временем от состояния так называемой неопределенной однородности в противоположное – определенной разнородности, с увеличением интеграции и дифференциации личности, социальных связей, культуры. Сразу же отметим, что деление это весьма условно. Ведь даже наиболее простое общество – весьма сложный организм. Еще менее очевидно то, что относящиеся к первобытнообщинному строю общества организованы значительно проще, чем, к примеру, развитое современное. Поэтому классификация Спенсера является весьма неточной.

    Деление общества на индустриальное и традиционное

    Однако Спенсер был не единственным, кто дал ответ на вопрос: “Какие этапы проходит общество в своем развитии?” Одной из самых распространенных на сегодняшний день классификаций является сформулированное еще О. Контом, К. А. Сен-Симоном, Э. Дюркгеймом и другими социологами деление на индустриальное и традиционное. Обычно понятие “традиционное общество” употребляется для обозначения стадий развития, являющихся докапиталистическими. То есть совокупность людей в это время не имеет еще развитого индустриального комплекса. Она основывается во многом на сельскохозяйственной экономике. Такое общество малоподвижно в социальном плане. От поколения к поколению традиционные образцы поведения и формы жизнедеятельности передаются практически в неизменном виде. Результатом индустриализации является индустриальное общество. Оно порождает урбанизацию, массовую грамотность, профессиональную специализацию. Такое общество опирается главным образом на промышленную экономику. В нем развита система социально-классового и производственного разделения труда. Оно динамично, характеризуется постоянными технологическими и научно-техническими нововведениями и изобретениями, высоким уровнем мобильности.

    Исторические системы Валлерстайна


    Существуют и другие мнения о том, какие этапы в своем развитии проходит общество. Краткий ответ на этот вопрос, основываясь на мнении одного из ведущих западных социологов современности, И. Валлерстайна, можно дать следующий. Этот ученый считает нужным выделение исторических систем. Каждая из таких систем основана на некотором типе разделения труда. Она разрабатывает различные институты (социокультурные, политические, экономические), которые определяют в конечном счете реализацию базисных принципов этой системы, социализацию групп и индивидов. Валлерстайн утверждает, что можно обнаружить различные виды исторических систем. Одна из них – существующая уже около 500-600 лет капиталистическая мировая экономика (модерн). Другая – Римская империя. Третью представляли находящиеся в Центральной Америке структуры майя. Малых исторических систем существует огромное количество. С точки зрения этого исследователя, реальное изменение в обществе происходит тогда, когда начинается переход из одной исторической системы в другую. При этом не действием различных внутренних противоречий определяется ее исчезновение. Неэффективность способа функционирования открывает путь к другим, более совершенным способам.
    Выделение разных типов обществ позволяет исследователям с разных точек зрения, с разных позиций и в разных аспектах изучать социально-историческое развитие и рассматривать его как процесс многогранный, со множеством показателей и признаков.

    Основные социально-исторические типы обществ


    Если подытожить вышеописанные и другие мнения социологов, а также философов, экономистов и историков, то можно выделить кратко, в схематическом виде, следующие социально-исторические типы (этапы развития человеческого общества):
    – существующие за счет сбора даров природы и охоты сообщества охотников и собирателей;
    – осуществляющие искусственное выращивание растений и обработку земли земледельческие общества;
    – основанные на разведении разных видов домашних животных скотоводческие;
    – базирующиеся в основном на ремесленничестве и сельскохозяйственном производстве традиционные (именно в них возникают частная собственность, города, государственная власть, классы, торговля, письменность);
    – основывающиеся в основном на промышленном машинном производстве индустриальные общества;
    – сменяющие индустриальные постиндустриальные.
    В последних, как отмечают многие авторы, становится экономической основой производство не столько различных физических товаров, сколько информации, знаний, а также сфера услуг.
    В целом данная типология, описывающая основные этапы развития общества, принята достаточно широко представителями гуманитарных и социальных наук различных стран. Она используется нередко для построения более специализированных и детализированных концепций социально-исторического развития.

    Понятие “цивилизация”

    В социологии, социальной философии и культурологии также выделяют типы культурного и социального устройства обществ с помощью понятия “цивилизация”. Однако если тип общества прежде всего подчеркивает характер социальных связей, отношений и структур, то цивилизация как понятие акцент делает на духовных, социально-культурных, религиозных особенностях различных обществ.

    Культурно-исторический тип

    К этому понятию близок также термин, предложенный в 19-м веке Н. Я. Данилевским, российским социологом и философом (“культурно-исторический тип”). Этот исследователь в числе первых мыслителей попытался уйти от общепринятого изображения социально-исторического развития лишь как линейного, плоского процесса. Он полагал, что народы формируют культурно-исторические типы, которые существенно между собой различаются. Он считал основными критериями выделения типов “сродство языка”, территориальное, религиозное, психоэтнографическое единство, политическую независимость, формы хозяйственной деятельности, а также некоторые другие признаки. Данилевский (на фото ниже) относил к числу таких типов ассиро-вавилонский, китайский, египетский, иранский, индийский, греческий, еврейский, аравийский, римский, европейский (германо-романский).

    Каждый из них проходит в своем развитии стадии жизненного цикла, такие как зарождение, развитие, расцвет, упадок. После этого новый культурно-исторический тип выдвигается на первый план развития истории нашей планеты. По мнению Данилевского, становление славянской цивилизации происходит уже несколько веков. Именно им характеризуется современный этап развития общества. Он предсказывал славянской цивилизации большое будущее. Концепция Данилевского, несмотря на политический консерватизм и ряд теоретических наивностей, ценна тем, что дает нелинейное изображение исторического развития общества. Она предполагает наличие исторических отступлений, зигзагов, даже существенного разрушения накопленных ранее культурных ценностей.

    Мнение А. Тойнби


    Позднее идея циклического развития продолжена была в работах О. Шпенглера, немецкого философа, и в особенности А. Тойнби, английского историка. По Тойнби, каждая цивилизация (а он в истории человечества насчитывал 21 цивилизацию, включая 13 основных) в своем развитии проходит замкнутый жизненный цикл. Она движется от зарождения к гибели и разложению. Тойнби выделял 5 основных цивилизаций: русскую, западную, исламскую, индийскую и китайскую. Он обращал особое внимание на причины, по которым гибнут цивилизации. Тойнби, в частности, полагал, что носитель жизненной силы той или иной культуры, ее “творческая элита”, оказывается в какой-то момент неспособной решать возникающие исторические и социально-экономические проблемы. Она превращается в отчужденное от населения меньшинство, которое господствует над ним не по праву авторитета, а по праву сильной власти. В конечном счете, считает исследователь, эти процессы разрушат цивилизацию.
    Теперь вы знаете, какие этапы проходит общество в своем экономическом развитии согласно А. Тойнби.

    Понятие цивилизации в отечественной социологии


    В отечественной социологии (а также в целом в гуманитарных и социальных науках) в последние годы все большее распространение получает понятие цивилизации, когда требуется охарактеризовать социально-историческое развитие. Связано это главным образом с тем, что марксистская концепция, господствовавшая безраздельно в советском обществоведении, согласно которой в истории существуют общественно-экономические формации, была отвергнута большинством обществоведов как упрощенная и излишне политизированная. Понятие цивилизации в настоящее время используется в отечественной научной литературе в трех основных значениях:
    – следующая за варварством стадия социокультурного развития общества;
    – социокультурный тип (российская, европейская, китайская, японская и другие цивилизации);
    – как самый высокий на сегодня уровень технологического, социально-экономического, политического и культурного развития.
    Еще в школе мы впервые знакомимся с тем, какие этапы в своем развитии проходит общество. 8 класс – самое время для изучения данного вопроса. Однако в школе эту тему проходят довольно поверхностно. В данной статье был дан подробный ответ на вопрос о том, какие этапы проходит общество. Ее могут использовать для подготовки к занятиям и экзаменам не только школьники, но и студенты.

  4. Mariri Ответить

    Ответ оставил Гость
    Общество прошло длинный путь, на которомнаука выделяет несколько ступеней:
    1)     Традиционное (аграрное) общество
    2)     Индустриальное общество
    3)     Постиндустриальное общество.
    Для аграрного общества характерно господство сельского натуральногохозяйства, сословной иерархии, решающая роль в жизни общества принадлежитхранителям культа – жрецам, церкви, армии. Появляются первые города, ремесла,торговля, деньги, письменность.
    В индустриальном обществе преобладает не сельскохозяйственное, апромышленное производство. Решающая роль принадлежит не мелким и крупнымземлевладельцам, а промышленникам и бизнесменам. В центре социальнойорганизации находятся корпорации. Появляется транспорт, связь, профессиональныенавыки, образование, культура. Считается, что современная Россия – это тожеиндустриальное общество.
    Наиболее экономически – развитые страны мира (Япония, США и др.), помнению многих ученых, переходят на третью ступень развития –постиндустриальное  общество. Главнымфактором производства в таком обществе специалисты считают научно – техническийпрогресс, информационные технологии. Ведущим становится производство научныхзнаний, научные исследования и разработки, опирающиеся на университетское(всестороннее образование).

  5. Mightmaster Ответить

    К этому понятию близок также термин, предложенный в 19-м веке Н. Я. Данилевским, российским социологом и философом (“культурно-исторический тип”). Этот исследователь в числе первых мыслителей попытался уйти от общепринятого изображения социально-исторического развития лишь как линейного, плоского процесса. Он полагал, что народы формируют культурно-исторические типы, которые существенно между собой различаются. Он считал основными критериями выделения типов “сродство языка”, территориальное, религиозное, психоэтнографическое единство, политическую независимость, формы хозяйственной деятельности, а также некоторые другие признаки. Данилевский (на фото ниже) относил к числу таких типов ассиро-вавилонский, китайский, египетский, иранский, индийский, греческий, еврейский, аравийский, римский, европейский (германо-романский).

    Каждый из них проходит в своем развитии стадии жизненного цикла, такие как зарождение, развитие, расцвет, упадок. После этого новый культурно-исторический тип выдвигается на первый план развития истории нашей планеты. По мнению Данилевского, становление славянской цивилизации происходит уже несколько веков. Именно им характеризуется современный этап развития общества. Он предсказывал славянской цивилизации большое будущее. Концепция Данилевского, несмотря на политический консерватизм и ряд теоретических наивностей, ценна тем, что дает нелинейное изображение исторического развития общества. Она предполагает наличие исторических отступлений, зигзагов, даже существенного разрушения накопленных ранее культурных ценностей.

    Мнение А. Тойнби


    Позднее идея циклического развития продолжена была в работах О. Шпенглера, немецкого философа, и в особенности А. Тойнби, английского историка. По Тойнби, каждая цивилизация (а он в истории человечества насчитывал 21 цивилизацию, включая 13 основных) в своем развитии проходит замкнутый жизненный цикл. Она движется от зарождения к гибели и разложению. Тойнби выделял 5 основных цивилизаций: русскую, западную, исламскую, индийскую и китайскую. Он обращал особое внимание на причины, по которым гибнут цивилизации. Тойнби, в частности, полагал, что носитель жизненной силы той или иной культуры, ее “творческая элита”, оказывается в какой-то момент неспособной решать возникающие исторические и социально-экономические проблемы. Она превращается в отчужденное от населения меньшинство, которое господствует над ним не по праву авторитета, а по праву сильной власти. В конечном счете, считает исследователь, эти процессы разрушат цивилизацию.
    Теперь вы знаете, какие этапы проходит общество в своем экономическом развитии согласно А. Тойнби.

    Понятие цивилизации в отечественной социологии


    В отечественной социологии (а также в целом в гуманитарных и социальных науках) в последние годы все большее распространение получает понятие цивилизации, когда требуется охарактеризовать социально-историческое развитие. Связано это главным образом с тем, что марксистская концепция, господствовавшая безраздельно в советском обществоведении, согласно которой в истории существуют общественно-экономические формации, была отвергнута большинством обществоведов как упрощенная и излишне политизированная. Понятие цивилизации в настоящее время используется в отечественной научной литературе в трех основных значениях:
    – следующая за варварством стадия социокультурного развития общества;
    – социокультурный тип (российская, европейская, китайская, японская и другие цивилизации);
    – как самый высокий на сегодня уровень технологического, социально-экономического, политического и культурного развития.
    Еще в школе мы впервые знакомимся с тем, какие этапы в своем развитии проходит общество. 8 класс – самое время для изучения данного вопроса. Однако в школе эту тему проходят довольно поверхностно. В данной статье был дан подробный ответ на вопрос о том, какие этапы проходит общество. Ее могут использовать для подготовки к занятиям и экзаменам не только школьники, но и студенты.

  6. kibirnetik Ответить

    Общество и общественные отношения.
    Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, совокупность людей и отношений между ними.
    Общественные отношения –отношения между социальными группами и внутри них.
    Общество – открытая, динамически развивающаяся система.
    Сферы общественной жизни:
    Экономическая – отношения в сфере производственной деятельности.
    Политическая – отношения по поводу осуществления власти.
    Социальная – деятельность направленная на создание благоприятных условий жизни населения, взаимодействие между слоями общества.
    Духовная – отношения в сфере создания духовных ценностей.
    Этапы развития общества
    Традиционное общество основное занятие – земледелие, отношения регулируются на основе традиций и обычаев, передаваемых из поколения в поколение. Характерен коллективный образ жизни, сословная структура общества, единоличное осуществление власти. Консервативные черты т.е. отказ от нового, передового. Тесная связь с природой.
    Индустриальное обществоосновано на массовом производстве товаров и услуг. В политической жизни – ограничение власти монарха представительными органами. Появилась социальная мобильность. Классовая структура общества. Приоритет прав и свобод личности.
    Постиндустриальное общество (информационное)основной ценностью является информация и все виды деятельности с ней связанные: накопление, обработка, передача. Бурное развитие науки, проникновение её достижений в различные области общественной жизни. Доминирование сферы услуг. Изменение социальной структуры общества.
    Общественный прогресс– совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитее от простого к сложному. Прогресс – это направленное развитие для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Особенности прогресса: противоречивость, неравномерность, относительность.
    Критерии прогресса: совершенствование нравственности людей, развитие человеческого разума, развитие производительных сил, прогресс науки и техники, возрастание степени свободы человека.
    Пути общественных преобразований:
    Реформа – изменения в отдельной сфере общественной жизни.
    Революция – коренные, качественные изменения, затрагивающие все сферы общества.
    Модернизация – переход от одного этапа развития общества к другому, более совершенному.
    Глобализация — процесс интеграции государств и народов в различных областях деятельности: экономической, политической и т.д.
    Основные направления глобализации: создание транснациональных корпораций, международное разделение труда, создание международных организаций.
    Глобальные проблемы современного мира –комплекс взаимосвязанных противоречий развития современного мира, требующий для своего решения объединения усилий всего мирового сообщества.
    Особенности:планетарный характер, представляет угрозу человечеству, для их решения необходимы усилия всего мирового сообщества.
    Примеры глобальных проблем:экологическая, демографическая, терроризм, угроза третьей мировой войны, диспропорция экономического развития (проблема “север – юг”), ограниченность ресурсов.

  7. hacker_boy Ответить

    Помогите, пожалуйста, ответить на вопросы к этому тексту: Современная наука. .. Бросая взгляд на мировую историю, мы обнаруживаем три этапа познания: во-первых, это рационализация вообще, которая в тех или иных формах является общечеловеческим свойством, появляется с человеком как таковым;… Во-вторых, становление логически и методически осознанной науки — греческая наука и параллельно зачатки научного познания в Китае и Индии; в-третьих, возникновение современной науки, вырастающей с конца Средневековья, решительно утверждающейся с XVII в. и развертывающейся во всей своей широте с XIX в. Эта наука делает европейскую культуру — во всяком случае, с XVII в. — отличной от культуры всех других стран. .. Науке присущи три необходимых признака: познавательные методы, достоверность и общезначимость. .. Современная наука универсальна по своему духу. Нет такой области, которая могла бы на длительное время отгородиться от нее. Все происходящее в мире подвергается наблюдению, рассмотрению, исследованию — явления природы, действия или высказывания людей, их творения и судьбы. Религия, все авторитеты также становятся объектом исследования. И не только реальность, но и все мыслительные возможности становятся объектом изучения. .. Современная наука, обращенная к единичному, стремится выявить свои всесторонние связи. .. Идея взаимосвязанности всех наук порождает неудовлетворенность единичным познанием. Современная наука не только универсальна, но стремится к такому единению наук, которое никогда не достижимо. Каждая наука определена методом и предметом. Каждая являет собой перспективу видения мира, ни одна не постигает мир как таковой, каждая охватывает сегмент действительности, но не действительность, — быть может, одну сторону действительности, но не действительность в целом, однако каждая из них входит в мир, беспредельный, но все-таки единый в калейдоскопе связей. .. 1) Какие этапы познания выделяет автор? 2) Что философ понимает под такой чертой современной науки, как универсальность? 3) Как в тексте трактуется проблема интеграции и дифференциации научного знания? 4) Чем автор объясняет невозможность полного единения наук?

  8. JoJojas Ответить

    < << ??? >>>
    Последователи К. Маркса почти полностью отрицали роль личности в истории. “Незаменимых людей нет! “ – так это отразилось на уровне массового сознания советского периода истории России. В теории цивилизаций анализ роли личностного фактора приобретает особое значение. При этом делается вывод, с которым трудно не согласиться: в истории бывают такие периоды когда роль одного человека в решении каких-то исторических проблем может быть более значимой, чем роль других факторов, даже взятых вместе.
    Но и цивилизационный подход к пониманию исторического процесса не лишен некоторых недостатков. В частности, в нем не учитывается связь между различными цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости.
    Какие этапы в развитии общества и соответственно типы обществ выделяет современная социально-философская мысль?
    Прежде, чем ответить на этот вопрос, вспомним как мы без труда выделили периоды: древний мир, средние века, новое и новейшее время, для каждого из которых характерен свой способ производства, тип культуры и т. д. С этой периодизацией, исходя из современных данных, полученных историческими науками, не согласны прежде всего многие историки. И хотя это тема отдельного и увлекательного исследования, отметим позицию известного французского историка Жака Ле Гоффа, который в 1991 году в предисловии к русскому изданию книги, посвященной исследованию средневековой западной цивилизации писал: “… Сегодня я настаивал бы на расширении временных рамок, на “долгом” Средневековье, охватывающем эпоху, начинающуюся со II – III-го столетия поздней Античности и не завершающуюся Ренессансом (XV – XVI века), связь которого с Новым временем, на мой взгляд, преувеличена. Средневековье длилось, по-существу, до XVIII в., постепенно изживая себя перед лицом Французской революции, промышленного переворота XIX в. и великих перемен века двадцатого. Мы живем среди последних материальных и интеллектуальных остатков Средневековья”. (Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 5-6.). При всей неожиданности выводов Ле Гоффа, он не одинок и имеет много сторонников, желающих уточнить принятую периодизацию истории общества.
    Современная философская мысль пошла в сторону укрупнения выделяемых этапов. Так, наиболее используемым в западных учебниках является подход, когда выделяют:
    1) традиционное общество (докапиталистическое),
    2) капиталистическое общество (включает раннюю, переходную форму индустриального общества, зародившуюся в XVII – XVIII веках в Западной Европе, а также индустриальное об– щество, начиная с середины XIX века),
    3) постиндустриальное общество (с 60-х годов ХХ века).
    Таким образом, человечество проходит как бы три “волны” цивилизации. В традиционном обществе преобладало сельское хозяйство, в индустриальном – промышленность, в постиндустриальном – сфера услуг, в которой определяющую роль играет информация. Информация в современном обществе стала фактором, влияющим на все его развитие.
    Термин “индустриальное общество” появился в философской литературе благодаря основоположникам социологии – О. Конту и Г. Спенсеру. Понятие “постиндустриальное общество” ввел в научный оборот современный американский ученый Д. Белл. Отличие индустриального и постиндустриального об– ществ, как полагает Д. Белл, состоит в том, что “осевым институтом” индустриального общества является частная собственность, а постиндустриального общества – творческое знание.
    Вот уже более трети века широко известна и нашла многих сторонников концепция ученого из Кембриджского университета (Великобритания) У. Ростоу, названная им “теорией стадий экономического роста”. У. Ростоу выделяет пять “стадий” в развитии общества:
    1) традиционное общество;
    2) стадия создания предпосылок для подъема;
    3) стадия сдвига;
    4) стадия роста;
    5) период высокого уровня массового потребления.
    У. Ростоу поясняет, что в конечном итоге, различие между традиционным и современным обществом, по его мнению, состоит в том, является ли уровень капиталовложений низким по отношению к приросту населения. Исходя из предыдущей периодизации истории общества, можно понять, что такое традиционное общество, но другие стадии, выделенные У. Ростоу, требуют уточнения. “Общество в процессе перехода” – это пе– риод, когда создаются условия для “сдвига”, то есть накапливаются условия, необходимые для перехода к индустриальной цивилизации. Период (стадия) сдвига – это период промышлен– ной революции, которая была связана с изменением методов производства. Стадия роста – “это стадия, когда экономика демонстрирует, что у нее есть технические и предприниматель– ские возможности производить, если не все, то почти все, что она предпочитает производить” (Человек и общество. Основы современной цивилизации: Хрестоматия. М., 1992. С. 51-52.).
    “Теория стадий экономического роста” очень близка подразделению всемирной истории на традиционное, индустри– альное и постиндустриальное общество. Одна из причин этого состоит в том, что в основу периодизации положено развитие орудий труда.
    Мы не раз имели возможность убедиться в том, что ныне социальная философия развивается стремительными темпами. Вот еще один яркий тому пример. Недавно известный российский философ А. М. Ковалев выступил со своим подходом к осмыслению всемирной истории, в котором он попытался объединить имеющиеся точки зрения, выдвинув “способ производства общественной жизни” как совокупность человеческого потенциала, социальных условий и природной среды. Эта единая концепция исторического процесса, утверждает Ковалев, включает цивилизационную концепцию Тойнби, формационную теорию Маркса, исследования Мальтуса и сторонников географического направления. Ковалев отмечает, что все концепции западных авторов кладут в основу общественных процессов нечто внешнее по отношению к человеку, как бы определяя возраст не по состоянию человека, а по той одежде, которую он носит, то есть общество рассматривалось всегда не как качественно определенный целостный природно-социальный организм, а как сумма индивидов, которые складываются в общности и строят общественные отношения в зависимости от внешних факторов (Ковалев А. Еще раз о форма– ционном и цивилизационном подходе // Общественные науки и современность. 1996. С. 97-104.).
    < << ??? >>>
    Праксеология практика развитие революция социальная регресс самосознание свобода система социальная
    При частной собственности
    Философское осмысление человека связано с определенными трудностями
    Культурного уровня

  9. waxman Ответить

    Специфика социологического изучения исторического развития общества

    Социологическое изучение этого понятия является непростым, во-первых, потому что сложно выделить собственно социальный аспект. К тому же непросто определить само содержание понятия “социальное развитие” в ходе исторического процесса. А все это сделать необходимо для того, чтобы ответить на вопрос: “Какие этапы в своем развитии проходит общество?” Исследователи обычно свое внимание концентрируют на социально-историческом развитии некоторого социального субъекта. Им может выступать отдельная личность, определенное общество (например, российское), а также группа обществ (латиноамериканские, европейские), нация, социальная группа, социальный институт (семья, система образования), социальная организация. Это могут быть также комбинации их (народно-хозяйственные предприятия, политические партии, торгово-промышленные компании). Однако нас интересует лишь вопрос о том, какие этапы в своем развитии проходит общество в целом.

    Цивилизация и тип общества

    Наибольший интерес в социологии имеет социально-историческое развитие обществ как целостных социальных единиц. Конечно, оно складывается из развития отдельных классов, социальных групп, институтов, организаций, общностей. Однако на каждом этапе своего социально-исторического развития то или иное общество является целостностью, для анализа и описания которой используются обычно различные понятия. Их можно объединить в две группы – “цивилизация” и “тип общества”. Эти понятия характеризуют качественные состояния на различных этапах социально-исторического развития. Им нужно дать определение для того, чтобы дать ответ на вопрос: “Какие этапы проходит общество в своем развитии?”

    Понятие “тип общества”

    Под данным понятием подразумевается система структурных единиц (институтов, социальных групп, общностей и т.д.), взаимодействующих между собой и взаимосвязанных на основе некоторых социальных идеалов, норм, ценностей, общих для них.
    Имеются различные классификации типов обществ. Самая элементарная – их разделение на сложные и простые. Ее еще в 19-м веке предложил Герберт Спенсер.

    Классификация Спенсера


    Отвечая на вопрос о том, какие этапы проходит общество в своем развитии, этот ученый выдвинул мнение, что общества переходят со временем от состояния так называемой неопределенной однородности в противоположное – определенной разнородности, с увеличением интеграции и дифференциации личности, социальных связей, культуры. Сразу же отметим, что деление это весьма условно. Ведь даже наиболее простое общество – весьма сложный организм. Еще менее очевидно то, что относящиеся к первобытнообщинному строю общества организованы значительно проще, чем, к примеру, развитое современное. Поэтому классификация Спенсера является весьма неточной.

    Деление общества на индустриальное и традиционное

    Однако Спенсер был не единственным, кто дал ответ на вопрос: “Какие этапы проходит общество в своем развитии?” Одной из самых распространенных на сегодняшний день классификаций является сформулированное еще О. Контом, К. А. Сен-Симоном, Э. Дюркгеймом и другими социологами деление на индустриальное и традиционное. Обычно понятие “традиционное общество” употребляется для обозначения стадий развития, являющихся докапиталистическими. То есть совокупность людей в это время не имеет еще развитого индустриального комплекса. Она основывается во многом на сельскохозяйственной экономике. Такое общество малоподвижно в социальном плане. От поколения к поколению традиционные образцы поведения и формы жизнедеятельности передаются практически в неизменном виде. Результатом индустриализации является индустриальное общество. Оно порождает урбанизацию, массовую грамотность, профессиональную специализацию. Такое общество опирается главным образом на промышленную экономику. В нем развита система социально-классового и производственного разделения труда. Оно динамично, характеризуется постоянными технологическими и научно-техническими нововведениями и изобретениями, высоким уровнем мобильности.

    Исторические системы Валлерстайна


    Существуют и другие мнения о том, какие этапы в своем развитии проходит общество. Краткий ответ на этот вопрос, основываясь на мнении одного из ведущих западных социологов современности, И. Валлерстайна, можно дать следующий. Этот ученый считает нужным выделение исторических систем. Каждая из таких систем основана на некотором типе разделения труда. Она разрабатывает различные институты (социокультурные, политические, экономические), которые определяют в конечном счете реализацию базисных принципов этой системы, социализацию групп и индивидов. Валлерстайн утверждает, что можно обнаружить различные виды исторических систем. Одна из них – существующая уже около 500-600 лет капиталистическая мировая экономика (модерн). Другая – Римская империя. Третью представляли находящиеся в Центральной Америке структуры майя. Малых исторических систем существует огромное количество. С точки зрения этого исследователя, реальное изменение в обществе происходит тогда, когда начинается переход из одной исторической системы в другую. При этом не действием различных внутренних противоречий определяется ее исчезновение. Неэффективность способа функционирования открывает путь к другим, более совершенным способам.
    Выделение разных типов обществ позволяет исследователям с разных точек зрения, с разных позиций и в разных аспектах изучать социально-историческое развитие и рассматривать его как процесс многогранный, со множеством показателей и признаков.

    Основные социально-исторические типы обществ


    Если подытожить вышеописанные и другие мнения социологов, а также философов, экономистов и историков, то можно выделить кратко, в схематическом виде, следующие социально-исторические типы (этапы развития человеческого общества):
    – существующие за счет сбора даров природы и охоты сообщества охотников и собирателей;
    – осуществляющие искусственное выращивание растений и обработку земли земледельческие общества;
    – основанные на разведении разных видов домашних животных скотоводческие;
    – базирующиеся в основном на ремесленничестве и сельскохозяйственном производстве традиционные (именно в них возникают частная собственность, города, государственная власть, классы, торговля, письменность);
    – основывающиеся в основном на промышленном машинном производстве индустриальные общества;
    – сменяющие индустриальные постиндустриальные.
    В последних, как отмечают многие авторы, становится экономической основой производство не столько различных физических товаров, сколько информации, знаний, а также сфера услуг.
    В целом данная типология, описывающая основные этапы развития общества, принята достаточно широко представителями гуманитарных и социальных наук различных стран. Она используется нередко для построения более специализированных и детализированных концепций социально-исторического развития.

    Понятие “цивилизация”

    В социологии, социальной философии и культурологии также выделяют типы культурного и социального устройства обществ с помощью понятия “цивилизация”. Однако если тип общества прежде всего подчеркивает характер социальных связей, отношений и структур, то цивилизация как понятие акцент делает на духовных, социально-культурных, религиозных особенностях различных обществ.

    Культурно-исторический тип

    К этому понятию близок также термин, предложенный в 19-м веке Н. Я. Данилевским, российским социологом и философом (“культурно-исторический тип”). Этот исследователь в числе первых мыслителей попытался уйти от общепринятого изображения социально-исторического развития лишь как линейного, плоского процесса. Он полагал, что народы формируют культурно-исторические типы, которые существенно между собой различаются. Он считал основными критериями выделения типов “сродство языка”, территориальное, религиозное, психоэтнографическое единство, политическую независимость, формы хозяйственной деятельности, а также некоторые другие признаки. Данилевский (на фото ниже) относил к числу таких типов ассиро-вавилонский, китайский, египетский, иранский, индийский, греческий, еврейский, аравийский, римский, европейский (германо-романский).

    Каждый из них проходит в своем развитии стадии жизненного цикла, такие как зарождение, развитие, расцвет, упадок. После этого новый культурно-исторический тип выдвигается на первый план развития истории нашей планеты. По мнению Данилевского, становление славянской цивилизации происходит уже несколько веков. Именно им характеризуется современный этап развития общества. Он предсказывал славянской цивилизации большое будущее. Концепция Данилевского, несмотря на политический консерватизм и ряд теоретических наивностей, ценна тем, что дает нелинейное изображение исторического развития общества. Она предполагает наличие исторических отступлений, зигзагов, даже существенного разрушения накопленных ранее культурных ценностей.

    Мнение А. Тойнби


    Позднее идея циклического развития продолжена была в работах О. Шпенглера, немецкого философа, и в особенности А. Тойнби, английского историка. По Тойнби, каждая цивилизация (а он в истории человечества насчитывал 21 цивилизацию, включая 13 основных) в своем развитии проходит замкнутый жизненный цикл. Она движется от зарождения к гибели и разложению. Тойнби выделял 5 основных цивилизаций: русскую, западную, исламскую, индийскую и китайскую. Он обращал особое внимание на причины, по которым гибнут цивилизации. Тойнби, в частности, полагал, что носитель жизненной силы той или иной культуры, ее “творческая элита”, оказывается в какой-то момент неспособной решать возникающие исторические и социально-экономические проблемы. Она превращается в отчужденное от населения меньшинство, которое господствует над ним не по праву авторитета, а по праву сильной власти. В конечном счете, считает исследователь, эти процессы разрушат цивилизацию.
    Теперь вы знаете, какие этапы проходит общество в своем экономическом развитии согласно А. Тойнби.

    Понятие цивилизации в отечественной социологии


    В отечественной социологии (а также в целом в гуманитарных и социальных науках) в последние годы все большее распространение получает понятие цивилизации, когда требуется охарактеризовать социально-историческое развитие. Связано это главным образом с тем, что марксистская концепция, господствовавшая безраздельно в советском обществоведении, согласно которой в истории существуют общественно-экономические формации, была отвергнута большинством обществоведов как упрощенная и излишне политизированная. Понятие цивилизации в настоящее время используется в отечественной научной литературе в трех основных значениях:
    – следующая за варварством стадия социокультурного развития общества;
    – социокультурный тип (российская, европейская, китайская, японская и другие цивилизации);
    – как самый высокий на сегодня уровень технологического, социально-экономического, политического и культурного развития.
    Еще в школе мы впервые знакомимся с тем, какие этапы в своем развитии проходит общество. 8 класс – самое время для изучения данного вопроса. Однако в школе эту тему проходят довольно поверхностно. В данной статье был дан подробный ответ на вопрос о том, какие этапы проходит общество. Ее могут использовать для подготовки к занятиям и экзаменам не только школьники, но и студенты.

  10. picselar Ответить

    Человечество прошло в своем развитии несколько этапов, каждый из которых имеет свою собственную специфику общественного развития.
    Периодизаций истории человечеста существует множество. Наболее подходящая для характеристики развития общественной жизни является следующая периодизация:
    1. Общество собирателей и охотников.
    2. Аграрное общество.
    3. Индустриальное общество.
    4. Постиндустриальное общество.
    С этой периодизацией также очень тесно связан подход, при котором в развитии человеческого общества выделяют четыре вида деятельности:
    1. Первичная деятельность.
    2. Вторичная деятельность.
    3. Третичная деятельность.
    4. Четвертичная деятельность.
    Общество собирателей и охотников характеризовалось отсутствием у людей собственных сфер хозяйства. Они полностью зависели от даров природы – охотились, занимались рыболовством, собирательством. Разделение труда было между женским и мужским трудом. Главенствовал в основном матриархат (полиандрия).
    Однако в ходей неолитической революции сформировались три сферы деятельности – животноводство, земледелие, ремесло (формируется аграрное общество). Складывается разделение труда между людьми задействованными в каждой из сфер. Матриархат постепенно заменяется патриархатом (полигиния). В этот период место работы от места проживания не было отделено.
    Процесс перехода к индустриальному обществу был катализирован двумя революциями Английской революцией 1640-х гг. и Великой Французской революцией 1789 года. Первая заложила экономические основы будущего капиталистического общества. Вторая заложила политическую основу нового порядка. В индустриальном обществе происходит разграничение сферы работы и сферы досуга, активизируется процесс урбанизации. В данную эпоху происходит большое количество изобретений, который создали все необходимые условия для начала частичного перехода к постиндустриальному обществу.
    Постиндустриальное общество характеризуется главенственствованием информационного пространства. Формируются целые сферы нематирального производства – сферы сервиса, управления, интернета и т.д. На сегодняшний день нельзя с точностью утверждать о том, что та или иная страна полностью перешла в постиндутриальное общества. Можно вести речь о соотношении в различных общества элементов индустриального и постиндустриальных обществ. Для западного мира характерно преобладание элементов постиндустриального общества, для востока в основе своей – доиндустриального и индустриального.
    Рассматривая этапы развития человеческого общества необходимо также затронуть и закон ускорения развития. В соответствии с ним в процессе наращивания знаний и опыта человечеству в каждой из эпох нужно все меньше и меньше времени для изменений. Если в древние эпохи нужные были тысячилетия, то сейчас года и месяцы. В рамках данного закона можно выделить такой феномен как сужение пространства и ускорение времени.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *