Какие ступени в развитии общества выделяют ученые?

7 ответов на вопрос “Какие ступени в развитии общества выделяют ученые?”

  1. Andromazan Ответить

    Гипермаркет знаний>>Обществознание>>Обществознание 6 класс>> Исторические ступени развития общества
    3. Исторические ступени развития общества

    Ступени развития общества
    Человеческое общество прошло несколько стадий, ступеней в своем развитии, прежде чем приобрело современный вид.
    Ученые выделяют ступени развития общества прежде всего по способу добывания средств существования и формам хозяйствования. С древнейших времен и до наших дней в развитии общества можно выделить такие
    ступени: общество охотников и собирателей, общество огородничества, общество скотоводов, земледельческое общество, промышленное (индустриальное) общество.
    Общество охотников и собирателей
    Самым древним способом пропитания были охота и собирательство. Поэтому первой ступенью в человеческой истории ученые называют общество охотников и собирателей.
    Оно состояло из небольших групп численностью от 20 до 60 человек, связанных кровным родством и ведущих кочевой образ жизни. У них не было постоянного места обитания. Его заменяли временные пристанища, где мужчины возводили стоянки, на которых, уходя на долгую охоту, оставляли женщин, детей и стариков.
    Для пропитания всей первобытной группе требовалось большое количество пищи, поэтому охотникам приходилось передвигаться на очень большие расстояния.
    Женщины занимались собирательством. Оно было связано не только с собиранием съедобных растений. Так, в прибрежных районах люди собирали моллюсков, оставшихся после морского прилива. На одной из стоянок
    в Северной Африке ученые обнаружили миллионы раковин земляных улиток. Когда истощалась местная колония улиток, жившие здесь люди кочевали, сменяя места стоянок. Они также питались некоторыми видами растений, включая разные травы, плоды, орехи, желуди.
    В древности люди не могли сами производить все необходимое для удовлетворения своих потребностей. Они брали то, что в готовом виде давала природа. Когда запасы пищи исчерпывались, группы людей перекочевывали
    на другие места. Их маршруты зависели от сезонных созреваний плодов, нереста рыбы и направлений передвижения животных.
    Это был самый продолжительный период жизни человечества. Ученые называют его «детством» человеческого общества.
    Несмотря на то что этот период остался далеко позади, до сих пор в различных частях необъятной планеты исследователи обнаруживают живые свидетельства истории — примитивные племена кочующих охотников
    и собирателей. Их можно встретить на Мадагаскаре, в Южной Азии, Малайзии, на Филиппинах и других островах побережья Индийского океана.
    Общество огородничества
    Охота и собирательство продолжались сотни тысяч лет. Затем человечество перешло к следующей ступени — огородничеству. Люди выкорчевывали часть леса, сжигали пни, деревянными мотыгами выкапывали ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные.
    На смену бродячему образу жизни постепенно приходил оседлый. Однако он еще не стал главной чертой жизни людей. Использовав под огород один участок земли и истощив почву, люди бросали его и перебирались на новый. А поскольку земля истощалась быстро, то на одном месте община задерживалась всего на несколько лет.
    Огородничество было переходной формой хозяйствования, от добывания готовых природных продуктов (диких растений) люди переходили к выращиванию окультуренных овощей и злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянным, а позже — железным сохе или плугу.
    С усложнением орудий возросла производительность труда. Один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде. Временные стоянки превращались в постоянные поселения, окруженные огородами и загонами для скота. Общины объединялись и создавали племена.

    Общество земледельцев и скотоводов

    В конце каменного века начался первый глобальный продовольственный кризис. Людям пришлось освоить новый производительный способ ведения хозяйства, при котором больше продуктов получают с той же территории благодаря совершенствованию орудий труда и его организации. Таким способом хозяйствования было земледелие — вспашка, засеивание земли и сбор урожая с одного и того же участка на протяжении многих лет.
    Жители Среднего Востока стали первыми земледельцами и пастухами. Они начали засевать и обрабатывать землю, из дикой пшеницы вырастили культурные злаки.
    У людей появился запас пищи. Охотники перестали убивать пойманных ягнят и козлят, приносили их с собой в поселения. Так постепенно люди приручили диких животных и от охоты перешли к скотоводству, от присвоения того, что давала им сама природа, к производству необходимых продуктов.
    Пашенное земледелие привязывало людей к одному месту и способствовало переходу от кочевого к оседлому образу жизни. Росло население, увеличивалась продолжительность жизни. Возникали большие земледельческие
    поселки, которые со временем превращались в города.

    Все большее число людей высвобождалось от необходимости трудиться на земле. Некоторые из них занялись ремесленничеством. Разделение труда привело к необходимости обмена продуктами труда земледельцев, скотоводов и ремесленников. Города становились сосредоточением торговой, ремесленной, культурной жизни. Человечество перешло к новой стадии управления — государству.
    С развитием земледелия, скотоводства и разделением труда происходит расслоение общества по имущественному признаку, появляются города, государства, письменность, осуществляется переход к цивилизации.
    От аграрного общества к индустриальному
    Общества охотников и собирателей, огородников, скотоводов и земледельцев многие ученые объединяют в одну ступень развития, которую называют аграрным обществом. В аграрном обществе преобладало сельское хозяйство. Это общество называют еще традиционным, потому что жизнь людей в нем была тесно связана с природой и подчинена обычаям и традициям.
    Более 200 лет назад аграрное общество сменило индустриальное, в котором преобладало уже не сельское хозяйство, а промышленность — индустрия. Формирование индустриального общества было связано с распространением крупного машинного производства, возникновением социальных групп предпринимателей и наемных работников.

    Советуем запомнить
    Аграрное общество — ступень в развитии общества, в котором преобладает сельское хозяйство.
    Индустриальное общество – ступень в развитии общества, в котором преобладает промышленность.
    Информационное (постиндустриальное) общество — общество, в котором главную роль играют знания и информация.
    Многие страны современного мира относят к индустриальному обществу, в том числе и Россию. Наиболее развитые страны в конце XX века вступили в постиндустриальное (информационное) общество, в котором обеспечивается высокий уровень развития науки и техники, образования, сферы услуг, информационных технологий (процессы обработки, храненрхя, контроля и передачи информации). К ним относятся такие страны, как США, Канада, Япония и развитые страны Западной Европы.
    Изучая историю, мы видим, как с течением времени изменяется человеческое общество, разные стороны общественной жизни. Ученые отмечают, что чем ближе к нашему времени, тем с большей скоростью идет развитие общества, возрастает темп социальных изменений. Развитие самого общества, его экономики, культуры, государства, сферы труда и быта называют социальным прогрессом. Основой развития общества является совершенствование орудий труда и техники — технический прогресс — и развитие самого человека, разумно использующего его достижения.
    Дополнительное чтение
    Современные охотники и собиратели
    Аборигены Австралии, населяющие континент уже более 40 тыс. лет, до сих пор не перешли к земледелию и скотоводству. Эскимосы Аляски и Канады – охотники. Совсем недавно они начали пользоваться винтовками и пересели на снегоходы. Коренное население штатов Калифорния,Орегон, Вашингтон и округа Колумбия (США) занимается собирательством, так же как индейцы на Великих озерах Канады. Для многих коренных американцев рыболовство, охота и собирательство остаются важными источниками существования. Они продают дичь и рыбу и живут на вырученные средства. На травянистых равнинах Аргентины, Южной Бразилии, Уругвая и Парагвая также обитают охотники и собиратели. В мире существует около пяти тысяч таких групп народов, общей численностью около 300 млн человек. Помимо того что они принадлежат к наименее развитой части населения планеты, эти народы проживают, как правило, в богатых природными ресурсами регионах. По этой причине они часто оказываются в центре многочисленных конфликтов. Для того чтобы высвободить земли под промышленное строительство, коренные народы переселяют в другие места или в города.

    Подведем итоги
    Человеческое общество прошло несколько ступеней в своем развитии: общество охотников и собирателей, общество огородничества, общество скотоводов, земледельческое общество, промышленное (индустриальное)общество.
    Каждая из них характеризуется определенными способами добывания средств существования, формами хозяйствования.
    Проверьте свои знания
    1. Какие ступени в развитии человеческого общества выделяет наука?
    2. Проследите, как изменялись занятия и способы хозяйственной деятельности людей от одной ступени развития к другой. К каким переменам в жизни людей они привели?
    3. Объясните значение понятий: «аграрное общество», «индустриальное общество».
    Практикум
    1. Прочитайте текст «Современные охотники и собиратели» и ответьте на вопросы: на каких континентах и в каких странах обитают современные охотники и собиратели? Каковы причины их существования в современном мире?
    2. Какие проблемы существуют у людей, живущих по законам традиционного общества в XXI веке?
    3. Подготовьтесь к обсуждению в классе темы «Какие черты характеризуют Россию как индустриальное общество?».
    Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. — 12-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2009. – 184 с.
    Содержание урока
    конспект урока
    опорный каркас
    презентация урока
    акселеративные методы
    интерактивные технологии
    Практика
    задачи и упражнения
    самопроверка
    практикумы, тренинги, кейсы, квесты
    домашние задания
    дискуссионные вопросы
    риторические вопросы от учеников
    Иллюстрации
    аудио-, видеоклипы и мультимедиа
    фотографии, картинки
    графики, таблицы, схемы
    юмор, анекдоты, приколы, комиксы
    притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
    Дополнения
    рефераты
    статьи
    фишки для любознательных
    шпаргалки
    учебники основные и дополнительные
    словарь терминов
    прочие

    Совершенствование учебников и уроков
    исправление ошибок в учебнике
    обновление фрагмента в учебнике
    элементы новаторства на уроке
    замена устаревших знаний новыми
    Только для учителей
    идеальные уроки
    календарный план на год
    методические рекомендации
    программы
    обсуждения
    Интегрированные уроки

    Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
    Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь – Образовательный форум.

  2. VideoAnswer Ответить

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *