Возникновение древних цивилизаций как ступени развития человеческого общества было сопряжено с?

14 ответов на вопрос “Возникновение древних цивилизаций как ступени развития человеческого общества было сопряжено с?”

  1. UMY Ответить

    1. Культурология — это:
    а. комплексная научная дисциплина
    б. околонаучное знание
    в. соединение разрозненных сведений о
    культуре
    г. историческая научная дисциплина
    2. Теория культуры изучает:
    а. отношение между этническими группами
    б. культуру как понятие (система и
    процесс) и социальный феномен
    в. экономические связи в обществе
    г. виды и жанры искусства
    3. Какие бывают мифы (назовите три или
    более вида)?
    4. Что входит в структуру
    материальной культуры?
    5. Мировая культура – это:
    а. все виды и подвиды культуры
    б. лучшие достижения всех национальных
    культур
    в. результаты материальной деятельности
    г. культура различных социальных
    образований в обществе
    6. Что такое цивилизация с позиции О.
    Шпенглера:
    а. синоним культуры
    б. конечная стадия развития
    культуры
    в. совокупность материальных и
    духовных ценностей
    г. стадия развития общества
    следующая за варварством и дикостью
    7. «Культура
    как результат и способ деятельности
    людей» – определите к какому подходу
    понимания культуры можно отнести это
    определение:
    а. семиотический
    б. деятельностный
    в. психоанализ
    г. ценностный
    8. Возникновение древних цивилизаций
    как ступени развития человеческого
    общества было сопряжено с (выберите
    несколько признаков):
    а. отделение ремесла от земледелия
    и скотоводства
    б. возникновение науки
    в. возникновение письменности
    г. отделение умственного труда
    от физического
    д. появлением городов
    е. возникновением философии
    ё. зарождение классов и государств
    ж. открытие бронзы
    з. появлением религии
    9. Определите характерные черты «Востока»
    как типа мировой культуры (выберите
    несколько признаков):
    а. консерватизм социальных систем и
    культуры
    б. цикличность, повторяемость
    в. динамичность
    г. примат индивидуального начала в
    культуре и общественной жизни
    д. подчинение индивида социальной
    системе
    е. преобладание государственной
    собственности над частной
    ё. деспотия
    ж. община
    з. быстрое развитие науки и техники
    10. Определите характерные черты индийской
    культуры (выберите несколько признаков):
    а. религиозная индифферентность
    б. акцент на социальную этику
    в. акцент на религиозно-детерминированное
    поведение
    г. религиозная терпимость
    д. акцент на экономическое развитие
    е. социально-политическая индифферентность
    ё. традиционализм
    ж. акцент на научно-техническое развитие
    11. Вера в
    существование души и духов как причины
    явлений природы это:
    а. тотемизм
    б. мифология
    в. анимизм
    г. магия
    12. Первобытную культуру можно
    охарактеризовать через (выберите
    несколько признаков):
    а. синкретичность
    б. хаотичность
    в. космоцентризм
    г. культура табу
    д. антропоцентризм
    е. магическая культура
    13. Античная культура можно охарактеризовать
    как:
    а. словесная
    б. визуальная
    в. тактильная
    14. Положение человека в эпоху Возрождения:
    а. антропоцентризм
    б. теоцентризм
    в. деизм
    г. космоцентризм
    д. пантеизм
    15. Основные черты средневековой культуры
    (выберите несколько признаков):
    а. антропоцентризм
    б. символизм
    в. теоцентризм
    г. пантеизм
    д. сциентизм
    е. рационализм
    ё. сословность
    ж. традиционализм, ретроспективность
    з. дидактизм
    и. рефлективность, самоуглубленность
    16. Материальная основа средневековой
    культуры:
    а. развитие науки и техники
    б. феодальные отношения и натуральное
    хозяйство
    в. развитие городов и торговли
    г. появление мануфактур и фабрик
    д. все выше перечисленное
    17.
    Преобладающий вид деятельности в эпоху
    Возрождения:
    а. театр
    б. наука
    в. философия
    г. живопись
    18.
    Религиозно-идеологическое и
    социально-политическое движение
    направленное на исправление христианской
    религии – это:
    а. Возрождение
    б. Просвещение
    в. Реформация
    г. «Серебряный век»
    19. На становление русской средневековой
    культуры существенно влияние оказала:
    а. Польша
    б. Болгария
    в. Византия
    г. Германия
    20.
    Кому из мыслителей ХХ века принадлежит
    следующее высказывание: «Культура
    возникает в игре и как игра»:
    а. О.Шпенглер
    б. Н.Бердяев
    в. Й.Хейзинга
    г. К.Ясперс
    21. Какие
    проблемы являются глобальными:
    а. экологическая и демографическая
    б. утрата людьми здоровья
    в. угроза ядерной войны
    г. истощение природных ресурсов
    д. все вышеперечисленное
    е. все вышеперечисленное, кроме б и в
    22.
    Как называется процесс возникновения
    и развития человека как социокультурного
    существа:
    а. аккультурация
    б. антропоморфизм
    в. антропоцентризм
    г. антропосоциогенез
    23.
    Хронологические рамки европейского
    Средневековья:
    а. Х-ХV вв.
    б. V-ХV11 вв.
    в. Х11-Х111 вв.
    г. V-ХV вв.
    24.
    Какой термин используется для обозначения
    разнородных течений в среде молодежи,
    противопоставляющих свои идейно-политические
    установки официальным ценностям
    общества:
    а. массовая культура
    б. элитарная культура
    в. контркультура
    г. специальная культура
    25. Как называется обряд посвящения
    (через который проходят все члены
    племени, достигшие определенного
    возраста), представляющий собой комплекс
    религиозных церемоний и физических
    испытаний, в ходе которых посвящаемый
    становится полноправным членом общества:
    а. антропогенез
    б. аккультурация
    в. инициация
    г. экзогамия
    26. Центрами
    книжности и образованности на Руси до
    XVI века являлись:
    а. семинарии
    б. гимназии
    в. университеты
    г. монастыри
    27.
    Что из античного наследия пытались
    возродить итальянские гуманисты эпохи
    Возрождения:
    а. религиозные представления
    б. политическое устройство
    в. эстетические идеалы
    г. олимпийские игры
    28. Культура
    Древнего Рима особенно творчески ярко
    проявила себя в области:
    а. права
    б. философии
    в. театрального искусства
    г. религии
    29.
    Каким термином обозначается процесс
    вхождения индивида в общество и культуру:
    а. социализация
    б. инициация
    в. антропосоциогенез
    г. аккультурация
    30. Что
    являлось основным критерием отношения
    официальных органов советской власти
    к произведения искусства и литературы:
    а. безупречная форма произведения
    б. поэтичность
    в. художественная ценность
    г. классовый подход
    31. Что
    такое панславизм:
    а. идея превосходства славян над другими
    народами
    б. патриотическая идея объединения
    всех славян в единое государство
    в. религиозное течение в православии
    г. идея мирового господства славян
    32.
    Назовите киевского князя при котором
    произошло крещение Древней Руси:
    а. Игорь
    б. Святослав
    в. Олег
    г. Владимир
    33. Кто
    руководил первыми монументальными
    постройками Киевской Руси:
    а. итальянские зодчие
    б. французские зодчие
    в. греческие зодчие
    г. германские зодчие
    34.
    Какое название получила наука, занимающаяся
    вопросами предсказания будущего
    человечества:
    а.
    социальная утопия
    б.
    футурология
    в.
    эсхатология
    г.
    антропология
    35. Чем
    можно объяснить появление массовой
    культуры:
    а.
    переориентацией производства на
    массового покупателя и демократизацией
    общества
    б.
    удешевлению предметов культуры
    в.
    активизацией нигилистического отношения
    к классическому наследию
    г.
    кризисом элитарной культуры в начале
    ХХ века
    д.
    все вышеперечисленное
    36.
    Как называется художественный стиль и
    эстетическое направление в европейской
    литературе и искусстве 17- начала 19 века,
    одной из важных черт которого являлось
    обращение к образам и формам античной
    литературы и искусства как к идеальному
    эстетическому эталону:
    а. реализм
    б. романтизм
    в. сентиментализм
    г. классицизм
    37.
    Кто из французских философов афористично
    заметил: «Я мыслю – следовательно,
    существую»:
    а. Ф.Бекон
    б. Р.Декарт
    в. Вольтер
    г. Д.Дидро
    38.
    Какой архитектурный стиль в средние
    века характеризуется стрельчатыми
    сводами на ребрах, обилием каменной
    резьбы и скульптурных украшений,
    применением витражей, а также подчиненностью
    архитектурных форм вертикальному ритму:
    а. барокко
    б. готика
    в. рококо
    г. ампир
    39. Кто
    ввел в научный обиход термин «средние
    века»:
    а. деятели
    культуры VI-VII вв.
    б. просветители и историки культуры
    ХVII-ХVIII вв.
    в. религиозные философы конца ХIХ –
    начала ХХ века
    г. итальянские гуманисты эпохи Возрождения
    40. Кто из
    персонажей античной мифологии умер от
    любви к самому себе, а боги превратили
    его в прекрасный цветок:
    а. Геракл
    б. Нарцисс
    в. Дафнис
    г. Гиацинт
    41.
    Мифологический персонаж, которого
    погубило желание посмотреть на солнце
    вблизи:
    а. Дедал
    б. Икар
    в. Фаэтон
    г. Орфей
    42. Как
    греки называли возвышенность в укрепленной
    части древнегреческого города:
    а. акрополь
    б. некрополь
    в. кремль
    г. храм
    43. Кто из
    героев греческой мифологии, сын Зевса,
    совершил множество подвигов, в том числе
    освободил Прометея, победил Антея,
    сражался с кентаврами и т.д. :
    а. Геракл
    б. Тесей
    в. Гектор
    г. Персей
    44. Где
    возникло религиозно-философское учение
    «буддизм»:
    а. в Египте
    б. в Китае
    в. в Японии
    г. в Индии
    45.
    Кастовый строй – общая черта многих
    древневосточных цивилизаций, но в одном
    государстве он проявился с наибольшей
    силой. Назовите его:
    а. Китай
    б. Индия
    в. Вавилон
    г. Египет
    46.
    Назовите науку о происхождении, эволюции
    человека, образовании человеческих
    рас:
    а. биология
    б. антропология
    в. этнография
    г. археология
    47. Кто из
    западных философов, один из противников
    массовой культуры написал книгу
    «Восстание масс»:
    а. Х. Ортега-и-Гассет
    б. С. де Бовуар
    в. Ж.П. Сартр
    г. Г. Маркузе
    48. Назовите
    понятие, характеризующее особенности
    производства культурных ценностей в
    современном индустриальном обществе,
    рассчитанном на массовое потребление:
    а. элементарная культура
    б. материальная культура
    в. духовная культура
    г. массовая культура
    49.
    Какое из нижеприведенных понятий
    адекватно отражает следующее определение:
    «Элементы социального и культурного
    наследия, передающиеся от поколения к
    поколению и сохраняющиеся в определенных
    обществах, классах и социальных группах
    в течении длительного времени»:
    а. традиция
    б. предание
    в. обычаи
    г. наследие
    50.
    Кто из отечественных культурологов
    выдвинул положение о том, что история
    – это историческое бытие этнических
    общностей, обособленных, локальных
    «культурно-исторических» типов
    («цивилизаций»), которые постоянно
    находятся в борьбе с природой и друг с
    другом:
    а. Н.Данилевский
    б. Л.Карсавин
    в. Н.Михайловский
    г. В.Ключевский

  2. Beabor Ответить

    Исследование цивилизаций были разделены на две сферы между представителями гуманитарных и социальных наук. Первые обращаются к исследованию прошлого той или иной цивилизации, традиционно в ее “классического периода”, вторые – к современной истории. Они исследуют цивилизации через творения лучших представителей культуры, науки и искусства.  Вторые обращаются к достижениям и характера мышления простых людей. Отсюда возникает разрыв между прошлым и настоящим, текстом и контекстом. Это указывает на необходимость сочетания гуманитарного и социологического подходов.
    Содержание понятия “цивилизация” в значительной степени определяется тем, как оно соотносятся с понятием «культура».  В истории общественной мысли существует несколько основных подходов к проблеме соотнесения понятий «культура» и «цивилизация»: Во-первых, это фактическое отождествление культуры и цивилизации (Ф. Гизо, Т. Бокль). Цивилизация рассматривалась как вся совокупность культурных достижений человечества. Во-вторых, это понимание цивилизации как проявления культуры. Н. Данилевский, А. Тойнби рассматривали историю человечества как иаку, состоящий из нескольких территориально локализованных (обособленных друг от друга) цивилизаций, в своем существовании проходят определенные этапы культурного развития.

  3. Rovento Ответить


    На протяжении IV тысячелетия до н. э. в жизни некоторых народов Земли
    произошли глубокие изменения, определившие дальнейшую историю человечества.
    После долгих веков первобытности наиболее развитые племена Евразии, Африки и
    Америки наконец-то перешагнули грань, отделявшую варварство от цивилизации.

    Что такое
    цивилизация


    Птица с головой львицы. Мари.
    III тысячелетие до н. э.
    Слово
    «цивилизация» происходит от латинского прилагательного civilis – «гражданский,
    государственный». Приблизительно его можно перевести как «огражданивание», «возведение
    до уровня гражданина». Термин означает и «восхождение к городской культуре»,
    ведь civilis связано со словом civitas – «город», «город-государство». Именно
    этом смысле и понималось слово «цивилизация» в XVI–XVIII вв. Тогда западные
    мыслители обозначали им уровень культуры, соответствующий европейской городской
    образованности. Цивилизация противопоставлялась невежеству, дикости. До сих пор
    в обиходе это значение слова сохраняется. «Цивилизация, цивилизованность»
    понимается как синоним «культурности». Когда говорят «цивилизованный человек»,
    нередко подразумевают «культурный», «образованный».
    В ХУШ в.
    начинает складываться новое, научное значение термина «цивилизация».
    «Цивилизованный» человек городской культуры Европы или даже Азии
    противопоставляется первобытным «дикарям». В XIX столетии американский историк
    Льюис Генри Морган (1818 – 1881) включил понятие «цивилизация» в собственную
    схему истории человечества.
    Морган был
    сторонником теории всеобщего прогресса, согласно которой все народы проходят
    одни и те же ступени в своём развитии. При этом одни народы могут отставать, а
    другие вырываться вперёд. Исследуя быт американских индейцев и известный уже в
    его время археологический материал, Морган выделил три этапа в истории мира. В
    основу периодизации он положил именно археологические признаки – как наиболее
    материальные и очевидные. Первый этап, дикость, начинается вместе с историей
    человека и завершается с появлением гончарства. Последнее, по Моргану (и это
    подтвердили позднейшие исследования), соотносится с переходом людей от охоты и
    собирательства к земледелию и скотоводству.
    Древнейшие
    цивилизации старого света


    Охота на уток. Фрагмент росписи из гробницы
    времён XVIII династии.
    Второй этап
    – варварство охватывает период от появления гончарства до возникновения
    письменности. Сам Морган исследовал варварство на примере индейцев США и
    Канады, прежде всего племенного объединения ирокезов.
    На смену
    варварству, наконец, приходит цивилизация, определяющей чертой которой Морган
    считал наличие письменности. При этом он также признавал характер цивилизации
    как «городского» уровня культуры – на это указывало само использование данного
    слова. Во времена Моргана не было существенных оснований сомневаться, что
    письменность возникает вместе с городами или вслед за ними.
    Схема
    Моргана, при всей условности, приобрела немало сторонников. В современной
    западной науке она остаётся одной из основополагающих. Правда, последователи
    Моргана существенно усложнили его историческую шкалу. Эпоха цивилизации в
    настоящее время сама разбивается на несколько этапов. Вьщеляются более «отсталые»
    и более «передовые» цивилизации. Ранняя цивилизация – аграрная, т. е. носит
    преимущественно сельскохозяйственный характер. С возрастанием активности
    городской жизни, развитием ремесла цивилизация становится ремесленно-аграрной.
    Постепенно её сменяет цивилизация индустриальная, или промышленная. И наконец,
    современную цивилизацию, где обычная промышленность уступает место так
    называемым высоким, основанным на умственном труде, технологиям, определяют как
    постиндустриальную.

    Полевые работы. Фрагмент египетской «Книги
    мёртвых». 1064 – 945 гг. ло н. э.
    Схему
    Моргана наряду с иными западными мыслителями заимствовал и один из
    основоположников марксизма – Фридрих Энгельс (1820 – 1895). Для Энгельса и
    других марксистов переход от варварства к цивилизации совпадает с зарождением
    классового общества. Классовое общество в марксизме – общество,
    подразделяющееся на классы с несовпадающими и часто сталкивающимися интересами.
    Так,
    древнее
    рабовладельческое общество делилось на классы рабовладельцев, рабов, свободных
    крестьян и т. д. Именно борьбе классов уделяла главное внимание марксистская
    наука (в том числе в Советском Союзе). Потом унаследованные от Моргана термины
    почти перестали в ней употребляться как устаревшие.

    Иероглифические надписи из храма Хора и Хатхор. Египет. 250 – 180 гг. до н. э.
    Во времена
    Моргана наличие письменности могло быть сочтено достаточным признаком
    возникновения цивилизации. Однако дальнейшее развитие исторической науки
    показало, что далеко не всегда появление письменности сопряжено с глубокими
    культурными и общественными изменениями. Более того, письменность отнюдь не
    обязательно возникает в рамках городской культуры.
    Городом
    может считаться, по общепринятому определению, только такое поселение, где
    жители заняты в основном трудом вне сельского хозяйства. Так вот, за последние
    полтора века учёным стал известен целый ряд письменных культур без малейших
    признаков городской жизни. Например, у аборигенов с острова Пасхи в Океании
    была письменность, но они не имели и подобия городских поселений. Едва ли можно
    в полном смысле слова считать городами даже самые крупные и укреплённые
    поселения древних германцев I – V вв. А они уже также обладали письмом.
    Итак, стало
    ясно, что одного признака для выделения цивилизации недостаточно. Собственно
    говоря, и Морган не видел цивилизацию вне городской культуры. Так что
    существование городов наряду с письменностью сейчас является вторым
    общепризнанным свидетельством наличия у народа цивилизации.
    Тем не менее
    ни города, ни даже письменность не относятся к неоспоримым свидетельствам.
    Письмо прошло много этапов в своём развитии, и самые примитивные его формы
    подчас трудно отличить от изобразительного искусства. Споры же о том, считать
    то или иное поселение городом, нередко кипят в науке десятилетиями. В качестве
    третьего, вполне материального и бесспорного, признака существования
    цивилизации современные археологи предложили монументальное искусство.

    Деталь пиктограммы из так называемой «Пещеры
    рук». Аргентина. VIII тысячелетие до н. э.
    Действительно,
    появление монументальных архитектуры и скульптуры является зримым знамением
    перемен в обществе и культуре. Сооружения наподобие египетских пирамид,
    древнекитайских дворцов, античных храмов возводились с приложением немыслимых в
    первобытном обществе умственных и физических сил. Они не имели чисто
    прикладного назначения. Для проживания людям веками хватало примитивных
    землянок и хижин. Жилой дворец – это гораздо больше того, что реально нужно
    человеку. Гигантские изваяния богов и героев увековечивали их на тысячелетия.
    Следует отметить, что в той или иной форме монументальность свойственна любой
    цивилизации вплоть до наших дней. Правда, сегодня она нередко вызвана
    неизбежностью – например, скопление населения в крупных городах заставляет
    строить многоквартирные дома-«башни».
    Таким
    образом, современная наука выделяет три основных признака цивилизации:
    письменность, города, монументальное искусство. Учёные подходят к этим
    признакам с разной степенью строгости. Многие считают, что для признания
    цивилизации достаточно сочетания хотя бы двух из указанных признаков. Так, у
    упомянутых выше аборигенов с острова Пасхи, рапануйцев, есть письменность и
    монументальные изваяния почитаемых предков – но нет городов. У древних инков из
    Перу, подчинивших почти весь запад Южной Америки, были городские поселения,
    развитое монументальное строительство – но не имелось письменности. И всё же
    часто говорят об «инкской цивилизации», о «цивилизации острова Пасхи». Другие
    учёные более строго подходят к проблеме. По их мнению, уровень цивилизации
    достигается лишь при соединении всех трёх признаков.

    Идолы с острова Пасхи. Океания
    Термином
    «цивилизация» обозначают не только определённый этап в развитии человечества и
    культуры, но и отдельные культуры, достигшие этого этапа. Локальная цивилизация
    – это цивилизация какого-либо региона, народа, страны, вполне самостоятельная,
    самодостаточная. Историки вводят различные деления локальных цивилизаций: по
    уровню развития (аграрная, индустриальная и т. д.), по характерным чертам
    экономики (например, торговые), по географическому положению (речные, морские и
    т. д.).
    Понятие
    локальной цивилизации играет важную роль в так называемом цивилизационном
    подходе к мировой истории. Согласно этому подходу, всемирно-исторического
    прогресса не существует.

    Пирамида фараона Джосера. Саккара. Египет.
    XXVIII в. до н. э.
    Отдельные
    культуры или цивилизации проходят разные этапы в своём развитии независимо друг
    от друга, по собственным закономерностям. При этом естественным является как
    расцвет, так и упадок культур. Основной стержень подавляющего большинства
    локальных цивилизаций, их «сверхценность», составляют религиозные системы. Так,
    сверхценность русской цивилизации – православие. Цивилизационный подход в наше
    время довольно популярен и на равных соперничает со всемирно-историческим. Его
    родоначальниками были русский философ Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1885)
    и немецкий историк и философ Освальд Шпенглер (1880 – 1936). Последний, кстати,
    по-своему определял цивилизацию. Для Шпенглера цивилизация – культура в стадии
    упадка, когда основные её силы сосредоточиваются в городах и она начинает
    разлагаться. Но такое определение цивилизации не прижилось в науке даже среди
    сторонников Шпенглера.
    Клип лайт
    Здравствуйте. Здесь можно недорого купить клип лайт. Соглашайтесь!
    elka1.ru

  4. Gavinradi Ответить

    Для того чтобы история человечества предстала перед нами в своем единстве, целостности и многообразии, чрезвычайно важно правильно и обоснованно подойти к проблеме ее периодизации. При этом необходимо избегать, с одной стороны, смешения ступеней последовательного восхождения человеческого общества на очередной уровень технологического, социального и культурного развития той или иной цивилизации, с другой — абстрагирования от исторического состояния человечества в целом, достигнутого уровня развития всемирной истории. Тем самым мы избежим гегелевского деления народов на «исторические» и «неисторические», взгляда на общественный прогресс как на эстафету преемственности истории народов, а также отождествления периодов всемирной истории с какими-либо определенными уровнями развития цивилизации. Например, древности — с рабовладением, Нового времени — с капитализмом и т. п. Ибо эти периоды характеризуют одновременно и цивилизационный, и общечеловеческий масштабы времени.
    В известных попытках периодизации преобладали трехчленные формулы: например, деление общества на древнюю историю, средние века, Новое время; на три царства, по Иоахиму Флорскому: царства Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа; на неантагонистическое — антагонистическое — и снова неантагонистическое общества; доиндустриальное — индустриальное — и постиндустриальное общества и т. д. Такое членение само по себе не бессмысленно и заслуживает того, чтобы мы удержали некоторые из этих представлений, придав им рациональный смысл. Однако главное состоит в том, чтобы развести различные типы членения на присущие развитию отдельной цивилизации и относящиеся ко всемирной истории.
    Остановимся сначала на вопросе о критерии периодизации развития общества. Что следует положить в основу периодизации? Уровень ли развития производительных сил, господствующее отношение собственности, соотношение закрепощенности и свободы человека в обществе, его преобладающую психологическую ориентацию? Очевидно, что все перечисленные параметры не могут быть одновременно положены в основу периодизации всемирной истории в целом, ибо на каждом этапе ее развития налицо присутствие большого разнообразия этих параметров, которые гораздо более определенно подходят для характеристики уровня развития отдельных цивилизаций. Рассматривая эти критерии в их взаимозависимости, мы обнаружим определенную иерархию: что из них первично, а что производно.
    Так, формы собственности и положение человека в обществе — не самодостаточный критерий, он зависит от технологического уровня развития, достигнутого конкретным обществом. Основные же, важнейшие технологические эпохи развития человечества, разделенные между собой технологическими революциями, выделяются вполне определенно:

  5. Blackkiller Ответить

    После «неолитической революции» первобытно-общинный строй стал клониться к своему закату’. Экономический фундамент существования первобытного общества был разрушен: с развитием производительных сил исчезла общая, коллективная собственность на землю, трудовое распределение и регулярный обмен вызвали к жизни имущественное и социальное неравенство, возникла эксплуатация человека человеком. В формирующемся иерархическом обществе выявились противоречия между некогда соответствовавшими друг другу правами и обязанностями. Привилегии, богатства и власть оказались захваченными элитой первобытных коллективов.
    Рахзожение первобытно-общинного строя сопровождалось созданием ранних государственных образований, которые иначе называются протогосударствами. Протогосударство – это политическая структура, возглавляемая сакрализованным правителем с наследственной властью. Главной функцией этой структуры является административно-экономическая, отражающая объективные потребности общества, нуждающегося в сохранении разделения труда, обменной деятельности и других действиях племенной элиты, направленных на управление усложнявшейся жизнью социума. Протогосударству были свойственны и другие социальные функции, например, военная, судебная. В рамках этой переходной по типу политической структуры её вождь из вчерашнего слуги общества, старавшегося завоевать общественный авторитет и с его помощью трудиться на благо коллектива, начинает возвышаться над производителями материальных благ, стремится подчинить себе общество. В этом ему помогает преданная дружина, которая, присутствуя на народных собраниях, добивается принятия выгодного вождю и знати решения, по требованию вождя забирает у производителей созданный ими прибавочный продукт и выколачивает налоги, необходимые на содержание племенной верхушки, жрецов, воинов.
    Погибающий первобытно-общинный строй дал начало цивилизационному этапу развития общества. Об этом свидетельствовали такие признаки цивилизации, все ярче проявлявшиеся в жизни коллективов, как специализация производственной деятельности, отделение ремесла от земледелия, возникновение поселений юродского типа, имущественная и социальная дифференциация, создание иерархического общества, усиление власти вождя и формирование надобщинных управленческих структур. Для истории мировой культуры особенно важное значение имело интеллектуальное развитие первобытных людей: накопление информации, возникновение зачатков письменности и счисления. Кроме того, в мировосприятии людей произошли важные изменения. К началу бронзового века (V-IV тысячелетия до н. э.) относится формирование сознательного понимания явного различия между верой в волшебство и колдовство и верой в новые формы религии, которая связывала человечество со Вселенной.
    Трамплином цивилизации считается прочное наследие бронзового века, которое обеспечивало связь между достижениями первобытных коллективов и последующих поколений.
    Следует иметь в виду, что понятия «государство» и «цивилизация» не тождественны. Государство является чертой цивилизации, но нс самой цивилизацией. Государство привносит фактор общих интересов в процесс развития общественных отношений; оно устанавливает социальные и политические отношения между индивидуумами, объединёнными в профессиональные и социальные группы, а также регулирует отношения с соседними племенами и государствами. Однако, существуя на основе принуждения, государство не может формировать цивилизацию, но цивилизация как форма более высокого уровня развития человечества создаёт институты, которые удовлетворяют интересам его членов.
    Также не являются тождественными понятия «цивилизация» и «урбанизм» (увеличение количества городов и городского населения). Рост городов не являлся обязательным условием формирования цивилизации, так как многие народы, связанные с кочевым образом жизни, городского уклада жизни не знали, но свою лепту в создание цивилизации всё же внесли. Кроме того, урбанизм лишь предоставлял материальные условия для проживания различных общественных групп, как связанных со специализированной ремесленной деятельностью, так и вовлечённых в обмен и распределение созданного прибавочного продукта. Цивилизация, в отличие от урбанизма, представляла собой более высокоразвитую систему, которая гарантировала наиболее выгодные условия сосуществования земледельческих общин и всех социальных групп, из которых состояло общество. Цивилизация способствовала интеграции всех достигнутых человечеством достижений, будь то успехи и опыт в материальной сфере или в общественно-политической, идеологической, интеллектуальной жизни. Это, в свою очередь, приводило к появлению новых способов существования, мышления и действий людей.
    В заключение отмстим, что мы рассмотрели самые общие принципы зарождения и становления социальных, социально-экономических, социокультурных и административно-политических институтов, обеспечивших возникновение цивилизации. Ориентируясь на эту сконструированную совокупную модель, можно в теории представить процесс развития первобытного общества, выделив наиболее важные изменения, последовавшие за «неолитической революцией».
    Однако надо отчёгливо осознавать, что на практике, в реальной географической среде и конкретном историческом континууме , указанные нами процессы могли обретать разнообразные формы, развиваться специфически, с отклонениями от приведённой генерализующей схемы.

  6. Rexwind Ответить

    развития.
    Конечно, все эти характеристики цивилизации не случайны, они отражают
    некоторые реальные стороны и особенности исторического процесса, но, как
    правило, их оценивают и интерпретируют односторонне, что дает основание для
    критического отношения к предлагаемым многочисленным толкованиям и концепциям
    цивилизации. Вместе с тем сама жизнь показала необходимость использования
    понятия цивилизации, выявления его реального научно-философского содержания.
    Некоторые итоги можно было бы кратко выразить следующим образом. Цивилизация
    включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую
    природу (в девственной природе существование цивилизации невозможно) и
    средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного
    жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также
    совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры,
    обеспечивающих ее существование и продолжение. Формационное членение общества
    придает цивилизации социальную определенность, историческую конкретность. Но
    цивилизация—понятие более глобальное, чем общественная формация. Формационные
    различия в обществе, вышедшем из первобытного состояния,– это различия
    внутри цивилизации. Поэтому, понятие “Буржуазная цивилизация” означает
    цивилизацию, развивающуюся в буржуазных формах социальной организации,
    заключающую в себе и противоречия буржуазного общества и его достижения, его
    вклад в развитие цивилизации, то есть черты, обретающие общецивилизационное
    измерение и общечеловеческое значение. Противоречия антагонистического
    общества с его кризисами, конфликтами, борьбой классов а также противоречия
    двух социальных систем имеют свой предел—они не должны разрушать цивилизацию,
    механизмов ее жизнедеятельности. Такой подход позволяет более определенно
    уяснить и природу многих глобальных проблем как противоречий современной
    цивилизации в целом. 3агрязнение окружающей среды отходами производства и
    потребления, хищническое отношение к природным ресурсам, нерациональное
    природопользование породили глубокую противоречивую экологическую ситуацию,
    ставшую одной из острейших глобальных проблем цивилизации, для решения (или
    хотя бы смягчения) которой требуется объединение усилий всех членов мирового
    сообщества. Далеко выходят за рамки отдельных социальных систем и приобретают
    глобальный общецивилизационный характер демографические и энергетические
    проблемы, задачи обеспечения продовольствием растущего населения Земли. Перед
    всем человечеством стоит общая цель—сохранить цивилизацию, обеспечить
    собственное выживание. Отсюда также следует, что принципиальные различия двух
    мировых социальных систем не меняют понятий человеческой цивилизации,
    современной цивилизации, земной цивилизации, которую необходимо общими
    усилиями всех народов уберечь от ядерного уничтожения. Таким образом,
    цивилизация представляет собой социокультурное образование. Если понятие
    “культура” характеризует человека, определяет меру его развития, способы
    самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие (“цивилизация”
    характеризует социальное бытие самой культуры.

  7. Big snake Ответить

    Исследование человеческого общества с позиции цивилизационного подхода позволило рассмотреть всемирную историю как «единство в многообразии», когда одновременно сосуществуют в историческом пространстве и времени разнообразные локальные цивилизации и близкие к ним общественные образования.
    Локальная цивилизация – это общественная система, соединяющая в себе различные основания: общецивилизационные, культурные, экономические, технологические, ценностные, коммуникативно-информационные, этнопсихологические, религиозно-этические и другие, объединенные воедино и, таким образом, соединяющие между собой людей, их общности (семьи, этносы, племена) и их культуры в нечто единое и неповторимое в многообразии человеческого мира.
    Локальные цивилизации как ограниченные в своем существовании во времени и пространстве общественные системы развиваются циклично. Каждая локальная цивилизация сосуществует в одновременности с другими, что мы также видим сегодня, когда существуют на земном шаре как минимум десяток различных самобытных локальных цивилизаций человечества – от наиболее древних: «китайской» и «индуистской» через «западноевропейскую», «российскую» («русско-православную» по Ф. Тойнби), «японскую», «арабо-исламскую» к молодым «африканской» и «американским» цивилизациям.
    Каждая локальная цивилизация как система общих оснований отличается определенной структурой, которая формировалась постепенно, имеет свои генетические корни и связи с предшествовавшими ей более древними системами (напр. это могут быть объединения первобытных племен). Так, «китайская», «индуистская», «японская», «арабо-исламская» цивилизации явно генетически наследуют алгоритм предшествовавших им первобытных этнических сообществ. Такие цивилизации, как «западноевропейская», «российская», несут в себе многие генетические коды цивилизаций древнего мира и античности. В экономическом плане они сохраняют многие элементы предшествующих систем; например, формирование банковской системы Европы XII–XVII вв. во многом основано на восприятии финансовой системы со всеми ее атрибутами Древнего Рима. Гуманисты Возрождения обращаются в первую очередь не столько к художественному наследию античности, сколько к истокам финансовой системы своих «праотцов» – банкиров Древнего Рима. В эпоху Ренессанса словно возрождаются в целом общецивилизационные, культурные и экономические алгоритмы античности, но уже на принципиально новой основе.
    Исследование генетических связей локальных цивилизаций наводит на мысль, что эти общественные системы имеют нечто свое собственное, которое условно можно назвать «матрицей» цивилизации. Методологически можно представить «матрицу» как систему взаимосвязанных элементов (алгоритмов), формирующих структуру локальной цивилизации. В этой трактовке «матрица» выступает основой осмысления подобных цивилизаций. Элементами, или алгоритмами, «матрицы» методологически можно полагать понятия, обозначающие сущностную черту, доминанту (доминирующий фактор) «матрицы» цивилизации.
    «Матрицы» как основы существования этих общественных образований, во-первых, представляют своего рода их начальное образование, обрастающее затем более сложными элементами, во-вторых, по времени они самые древние и, в-третьих, с их образования начинается жизнь цивилизации, а с их разрушением наступает их гибель. Носителями «матричных» структур являются, безусловно, этносы, которые психологически и культурно создают основу только этим народам присущего существования. Исчезновение и гибель этнических сообществ, формой существования которых является данная «матрица», приводит к гибели локальных цивилизаций. И примеров тому множество: исчезли древние греки и римляне и с ними «античная» цивилизация; из примитивных германских появились европейские этносы. Их культура и этнопсихология позволили сформировать иные общецивилизационные и экономические алгоритмы «матрицы» «западноевропейский» цивилизации с только ей присущей вассально-рыцарской системой феодализма и развитием затем новых отношений капитализма.
    Черты цивилизации:
    1. Каждая локальная цивилизация имеет свой исторический и логический центр, в котором ее социокультурные признаки выражаются наиболее ярко. В дальнейшем эти признаки транслируются по всему расширяющемуся «телу» цивилизации (в качестве примера – Киевская Русь, давшая основу восточнославянской цивилизации).
    2. Государственная, политическая, правовая система.
    3. Тенденции к расширению цивилизации. Расширяясь за пределы своих возможностей, цивилизация может погубить себя (древнеримская цивилизация).
    4. Единый язык, единое информационное поле, общая или близкая письменность, религия.
    5. Цивилизация развивается в уникальных исторических, географических, экономических условиях.
    6. Культурно-религиозная, этническая системы, поддерживаемые традициями.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *