Какие ценности русского просвещения прославляются в ломоносовской оде?

15 ответов на вопрос “Какие ценности русского просвещения прославляются в ломоносовской оде?”

  1. КРУТОЙ-АДМИН Ответить

    Литературная деятельность М. В. Ломоносова проходила в ту эпоху, когда европейская литература находилась в максимальной или минимальной степени под влиянием классицизма. И, разумеется, поэт не мог до отдельной степени не покориться действию данного мощного стиля, его гражданской позиции, миропонимания, неподдельной веры в праведного совершенного государя. Однако он не был в глубоком значении художником-реалистом. Его творчеству далеко рационалистическое воззрение на реальность, на искусство, на слово, страх обнаружить выдумку. Ломоносов не задавался целью представить то, что лицезрел кругом себя, он жаждал объявить грандиозные истины, обнаружившиеся ему и народу. Он был не систематизатором настоящего, а творцом грандиозных видений будущего, и его оды самим своим стилем выражают эту устремленность к мечте, отказ от признания действительности помещичьего строя, достойной поэтического воплощения. С другой стороны, величественно-торжественный, приподнятый, пышный стиль од Ломоносова соответствовал тому чувству национального подъема, гордости, ощущению величия и победы русской государственности, которые явились результатом петровского времени в сознании лучших людей в середине 18 века.
    Из всех поэтических жанров, развивавшихся в литературе того времени, жанр оды наиболее подходил Ломоносову “для решения стоявших перед ним задач”. Этот жанр, по словам А. В. Западова, “позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это сильно, красиво, образно”.
    Оды в России XVIII в. заказывались правительством, и их чтение было частью праздничного церемониала, но содержание и значение похвальных од Ломоносова намного шире и важнее их официально-придворной роли. Наделенные злободневным содержанием, его оды ставили на разрешение вопросы большой общественно-государственной значимости. Ломоносов посвящал свои оды Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III, Екатерине II, и в каждой из них он развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского народа. Но адресовались эти оды не только коронованным особам, но и через их головы должны были “сердца народов привлещи”.
    Большое место среди од Ломоносова было отведено военным событиям. Начал он с победно-патриотической “Оды на взятие Хотина”, которую написал в 1739 году в Германии, непосредственно после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин, расположенной в Молдавии. Эта блестящая победа произвела сильное впечатление в Европе и еще выше подняла международный престиж России. Ломоносов гордился славой русского оружия и мощью русского государства, способного постоять за себя перед лицом любого врага. Но, восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, “плач осиротевших”, “слезы престаревших”, которые несет война простым людям. Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое называл “возлюбленной тишиной”, “царей и царств земных отрадой”, и почти в каждой оде призывал правителей заботиться о сохранении мира.
    Возможно ль при твоей державе,
    В Европе страшну зреть войну,
    —обращался он в 1759 г. к Елизавете и просил ее “низвергнуть” “брань с концов земных”. Тот же призыв он повторил и в оде 1761 г., предлагая:
    Размножить миром нашу славу
    И выше как военный звук
    Поставить красоту наук.
    У Ломоносова была четко продуманная программа, касающаяся мирного процветания народов. Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России: ее полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра. Обилие природных богатств, среди которых и “драгой металл” Уральских гор, и сокровища, “какими хвалится Индия” — залог будущего благополучия русского народа. Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. Так, в оде 1750 г. он обратился к своим соотечественникам с призывом к творческим изысканиям, к научным открытиям, охватывающим все отрасли экономической жизни страны.
    Ломоносов, как и все передовые, прогрессивно мыслящие люди XVIII в., мечтал о культурном самоутверждении России в Европе, поэтому в его одах звучит также страстный призыв к молодому поколению посвятить себя служению науке, сменить чужеземных ученых на этом поприще.
    При этом Ломоносов не считал научную деятельность привилегией дворянства. Он был убежден, что талантливых людей, собственных Платонов и Невтонов, может рождать российская земля.
    Кроме того, в своей разносторонней деятельности ученого-исследователя Ломоносов был противником “чистой” науки, поэтому и в одах (например, в оде 1750 г.) воспевал науки как комплекс знаний, необходимый для практического применения. Механика должна заняться кораблестроением (“наполни воды кораблями”), созданием каналов, соединяющих “моря реками”, осушением болот, градостроительством. Химия, проникнув в “земное недро” России, должна открыть “драги сокровища”. География должна заняться составлением карт (собрать на малы чертежи) “Российского пространства света”, нанеся на них и грады, и села и т. д.
    Ломоносов был искренне убежден в том, что именно занятия науками должны сделать человека счастливым. Так, в оде 1747 г. он заявляет о пользе науки для людей всех возрастов в самых различных обстоятельствах.
    Несмотря на то, что жанр оды Ломоносова, подчиненный общегосударственной и общенациональной проблематике, казалось бы, исключает в нем личность самого поэта, мы представляем себе их автора сторонником мира, неутомимым поборником просвещения и прогресса, страстным борцом за развитие национального самосознания российского народа.
    Гуковский, посвятивший большую часть своих научных исследований изучению литературно-общественной жизни России XVIII в., подчеркивал исключительную важность поэтической деятельности М. В. Ломоносова. По его мнению, оценка “явилась великим и победным этапом развития русской культуры” не только благодаря идеям, воплощавшим идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин, но и благодаря исключительному и невиданному еще в России “блеску поэтического стиля, воплощавшего эти идеи и глубоко соответствовавшего им”.

  2. Chillsmasher Ответить

    Поэтическая деятельность М. В. Ломоносова протекала в ту эпоху, когда все европейские литературы находились в большей или меньшей степени под властью классицизма. И, конечно, поэт не мог до некоторой степени не подчиниться влиянию этого могучего стиля, его гражданских идеалов, мировоззрения, искренней веры в справедливого абсолютного монарха. Но он не был в полном смысле художником-реалистом. Его творчеству чужд рационалистический взгляд на действительность, на искусство, на слово, боязнь проявить фантазию. Ломоносов не задавался целью изобразить то, что видел вокруг себя, он хотел провозгласить великие истины, открывшиеся ему и народу. Он был не систематизатором настоящего, а творцом грандиозных видений будущего, и его оды самим своим стилем выражают эту устремленность к мечте, отказ от признания действительности помещичьего строя, достойной поэтического воплощения. С другой стороны, величественно-торжественный, приподнятый, пышный стиль од Ломоносова соответствовал тому чувству национального подъема, гордости, ощущению величия и победы русской государственности, которые явились результатом петровского времени в сознании лучших людей в середине XVIII в.
    Из всех поэтических жанров, развивавшихся в литературе того времени, жанр оды наиболее подходил Ломоносову «для решения стоявших перед ним задач». Этот жанр, по словам А. В. Западова, «позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это сильно, красиво, образно».
    Оды в России XVIII в. заказывались правительством, и их чтение было частью праздничного церемониала, но содержание и значение похвальных од Ломоносова намного шире и важнее их официально-придворной роли. Наделенные злободневным содержанием, его оды ставили на разрешение вопросы большой общественно-государственной значимости. Ломоносов посвящал свои оды Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III»
    Екатерине II, и в каждой из них он развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского народа. Но адресовались эти оды не только коронованным особам, но и через их головы должны были «сердца народов привлещи».
    Большое место среди од Ломоносова было отведено военным событиям. Начал он с победно-патриотической «Оды на взятие Хотина», которую написал в 1739 году в Германии, непосредственно после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин, расположенной в Молдавии. Эта блестящая победа произвела сильное впечатление в Европе и еще выше подняла международный престиж России. Ломоносов гордился славой русского оружия и мощью русского государства, способного постоять за себя перед лицом любого врага. Но, восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, «плач осиротевших», «слезы престаревших», которые несет война простым людям. Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое называл «возлюбленной тишиной», «царей и царств земных отрадой», и почти в каждой оде призывал правителей заботиться о сохранении мира.
    Возможно ль при твоей державе,
    В Европе страшну зреть войну,
    —обращался он в 1759 г. к Елизавете и просил ее «низвергнуть» «брань с концов земных». Тот же призыв он повторил и в оде 1761 г., предлагая:
    Размножить миром нашу славу
    И выше как военный звук
    Поставить красоту наук.
    У Ломоносова была четко продуманная программа, касающаяся мирного процветания народов. Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России: ее полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра. Обилие природных богатств, среди которых и «драгой металл» (Уральских) гор, и сокровища, «какими хвалится Индия» — залог будущего благополучия русского народа. Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. Так, в оде 1750 г. он обратился к своим соотечественникам с призывом к творческим изысканиям, к научным открытиям, охватывающим все отрасли экономической жизни страны:
    Пройдите землю и пучину,
    И степи, и глубокий лес,
    И нутр Рифейский, и вершину,
    И саму высоту небес,
    Везде исследуйте всечасно,
    Что есть велико и прекрасно,
    Чего еще не видел свет;
    Трудами веки удивите…
    Ломоносов, как и все передовые, прогрессивно мыслящие люди XVIII в., мечтал о культурном самоутверждении России в Европе, поэтому в его одах звучит также страстный призыв к молодому поколению посвятить себя служению науке, сменить чужеземных ученых на этом поприще:
    О вы, которых ожидает
    Отечество от недр своих
    И видеть таковых желает,
    Каких зовет от стран чужих…
    При этом Ломоносов не считал научную деятельность привилегией дворянства. Он был убежден, что талантливых людей, собственных Платонов и Невтонов, может рождать вся российская земля.
    Кроме того, в своей разносторонней деятельности ученого-исследователя Ломоносов был противником «чистой» науки, поэтому и в одах (например, в оде 1750 г.) воспевал науки как комплекс знаний, необходимый для практического применения. Механика должна заняться кораблестроением («наполни воды кораблями»), созданием каналов, соединяющих «моря реками», осушением болот, градостроительством. Химия, проникнув в «земное недро» России, должна открыть «драги сокровища». География должна заняться составлением карт (собрать на малы чертежи) «Российского пространства света», нанеся на них и грады, и села и т. д.
    Ломоносов был искренне убежден в том, что именно занятия науками должны сделать человека счастливым. Так, в оде 1947 г. он заявляет о пользе науки для людей всех возрастов в самых различных обстоятельствах.
    Несмотря на то что жанр оды Ломоносова, подчиненный общегосударственной и общенациональной проблематике, казалось бы, исключает в нем личность самого поэта, мы представляем себе их автора сторонником мира, неутомимым поборником просвещения и прогресса, страстным борцом за развитие национального самосознания российского народа.
    Г. А. Гуковский, посвятивший большую часть своих научных исследований изучению литературно-общественной жизни России XVIII в., подчеркивал исключительную важность поэтической деятельности М. В. Ломоносова. Она, по его оценке, «явилась великим и победным этапом развития русской культуры» не только благодаря идеям, воплощавшим идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин, но и благодаря исключительному и невиданному еще в России «блеску поэтического стиля, воплощавшего эти идеи и глубоко соответствовавшего им».

    Похожие сочинения

    Общественно-литературные взгляды М. В. Ломоносова

  3. Mr.Nazik Ответить

    Прославление Родины, просвещения в одах М. В. Ломоносова (на примере одной из них).

    Военная тема в современной литературе (на примере 1–2 произведений).

    1.
    Тема Родины и служения ей — ведущая в творчестве М. В. Ломоносова. С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Наиболее ярко просветительские идеалы поэта отразились в “Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”:
    1. Необъятность Родины:
    Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою…
    2. Процветание Родины невозможно без мира (понимаемого очень широко — “возлюбленная тишина”):
    Когда на трон она вступила, Войне поставила конец.
    3. Одна из основных заслуг Елизаветы — развитие отечественной науки:
    О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны!
    Наука не только способствует процветанию России, но и приносит пользу каждому человеку:
    Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут…
    Ода завершается гимном науке, призывом к молодому поколению дерзать во славу Российской земли.
    2.
    “Сотников”. Здесь получила глубокое философское решение од-за из ключевых проблем творчества Быкова — проблема нравственного выбора. Он писал, что хотел показать, на что способен человек, когда “возможности отстоять свою зсизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозмож-н :> >>. Перед лицом страшных испы-~аний, безысходностью смерти в повести показываются попавшие в руки полицаев два партизана — Сотников и Рыбак. Первостепенное значение для Быкова имеет не этвет на вопрос, какой выбор делают герои, а почему они поступают так или иначе. Психологический анализ в повести направлен на выяснение мотивов их поступков.
    Рыбак в ситуации выбора проявляет предельную активность. Его жаждущая действия натура не может примириться с мыслью о необходимости смерти. Сотников же, напротив, внешне пассивен. Но это ‘объясняется не его покорностью судьбе, а способностью трезво оценить ситуацию. Выбор смерти, совершаемый Сотниковым, — результат осознания им жизненной необходимости, проявление истинной свободы духа.
    Рыбак, несмотря на его внешнюю активность, по сути дела, не выбирает, а подчиняется обстоятельствам. Ведь истинно свободный выбор возможен лишь в том случае, если человек способен его осмыслить, если его поступки являются результатом процесса самосознания. Рыбак по натуре — исполнитель, нравственные принципы для него — сфера сугубо дисциплинарная, а не результат внутренней убежденности. Поэтому, когда он сталкивается с необходимостью выбирать самостоятельно, ему, оказывается, не на что опереться духовно. Жизненный опыт учил его в минуты опасности “действовать больше инстинктивно, без размышлений”. Поэтому, оказавшись в ситуации, где невозможно “прибегнуть к испытанному средству — силе”, он растерялся (“он ничего не решил конкретно и нес к следователю полное смятение в душе”). Его согласие на службу в полиции — результат подчинения обстоятельствам, а отнюдь не следствие свободного выбора. Только после того, как Рыбак принял участие в казни Сотникова, он вдруг понял, что его надежды перехитрить полицаев и немцев и сбежать в лес к партизанам рухнули. Он сам отрезал себе путь назад. Внутренняя несвобода, подчиненность обстоятельствам помешала Рыбаку и в его попытке покончить жизнь самоубийством. В случившемся он готов винить кого угодно: немцев, войну, полицаев, Сотнинова, наконец, — только не себя самого. Примечателен вывод, к которому Рыбак приходит в финале: “Наверное, ничего уже не поделаешь — такова судьба”.
    Сотников в повести Быкова отнюдь не герой без страха и упрека. Он постоянно учится жизни и по мере развития событий меняется сам. Его выбор — результат напряженной душевной работы, в процессе которой он обращается к жизненному опыту и других людей, и к своему собственному, переосмысленному заново. Поэтому Сотников уходит из жизни несколько иным человеком, чем был прежде. Он утрачивает свойственную ему ранее уверенность в собственном праве выносить приговор и судить других, освобождается от жестокого максимализма и категоричности оценок, становится человечнее и мудрее. Главное открытие, которое он делает на пороге смерти, — осознание человеческой жизни как высшей ценности. Это позволяет ему в последние минуты спасти старосту Петра, безвинных Демчиху и Басю. И хотя это ему не удается (их казнят вместе с ним), финал жизни Сотникова можно назвать настоящим подвигом во имя людей.

  4. IPAGHA Ответить

    В оде Ломоносова царица Елизавета Петровна предстает
    возвышенным существом. Поэт возлагает на нее огромные
    надежды на мир и процветание России.
    В первую очередь Ломоносов говорит о мире, который является
    залогом процветания и счастья любой страны.
    Обращаясь к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира,
    которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами:
    Мне полно тех побед, сказала,
    Для коих крови льется ток.
    Славит её как государыню, которую волнует благополучие и
    счастье её народа:
    “Я россов счастьем услаждаюсь…”
    Поэт выражает свою уверенность, что с ее вступлением на
    царский престол в России наступит благоденствие, способное
    сделать людей счастливыми.
    Ломоносов восхваляет щедрость Елизаветы, выражает свою
    надежду на ее милости и внимание к родной стране.
    Ломоносов говорит о счастье всех людей.
    И царица Елизавета выступает залогом их спокойствия и счастья:
    Когда на трон она вступила,
    Как вышний подал ей венец,
    Тебя в Россию возвратила,
    Войне поставила конец.
    Поэт очень сильно идеализирует царицу Елизавету Петровну.
    Он в своей оде рисует ее как воплощение всех добродетелей.
    И у читателя может сложиться впечатление, будто Ломоносов
    не видел в ней каких-либо недостатков.
    Но не стоит забывать, что он поэт-классицист, и в своем творчестве
    должен прославлять действительность, лишенную каких-либо
    пороков. Тем более хвалебная ода – это совершенно особый жанр.
    И ода Ломоносова построена таким образом, что он говорит о
    царице только хорошее, воздает похвалы Елизавете за внимание
    к науке, которое она проявила:
    Молчите, пламенные звуки,
    И колебать престаньте свет:
    Здесь в мире расширять науки
    Изволила Елисавет.
    Через прославление Елизаветы как хранительницы просвещения
    и наук прославляются сами науки.
    В оде ясно слышится призыв к молодежи овладевать знаниями
    и науками. Величие страны невозможно без образованного населения.
    О ваши дни благословенны!
    Дерзайте ныне ободренны
    Раченьем вашим показать,
    Что может собственных Платонов
    И быстрых разумом Невтонов
    Российская земля рождать.

  5. Gizmo Ответить

    М.В. Ломоносов.
    Ода «На день восшествия…» – типичное произведение в духе классицизма.
    В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям
    собственной жизни радуется, не об них сетует,
    он вещает правду и суд Промысла, торжествует
    о величии родимого края, межует перуны в супостатов,
    блажит праведника, клянет изверга
    В. К. Кюхельбекер
    Цель урока: ода «На день восшествия…», «Вечернее размышление…». Прославление Родины, мира, науки. Просвещение в произведениях Ломоносова.
    Словарная работа: духовные оды, метафорический язык, ораторский синтаксис, архаизмы.
    Оборудование урока: портрет императрицы Елизаветы Петровны работы И. Ф. Вишнякова.
    Ход урока.
    I. Реализация домашнего задания. Повторение сведений о жанре оды.
    П. Анализ «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
    Словарная работа.
    Комментируются отмеченные при домашнем чтении непонятные и устаревшие слова и выражения. Обращается внимание на орфоэпические нормы.
    – Когда и в связи с чем написана?
    День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы.
    Но эта ода была написана еще по одному конкретному поводу: Российской Академии наук был «дарован» новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.
    – Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды? (Патриотический восторг, призыв и т.д.).
    – Какой стихотворный размер выбирает Ломоносов?
    Четырехстопный ямб. Подчеркнем, что, по мнению Ломоносова, ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует выражению мысли.
    Выразительное чтение оды и выделение микротем – составление плана оды – ключевой вопрос:
    – Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической? (Вопрос этот станет стержневой проблемой текстуального анализа оды. Учащиеся, как правило, не замечают трехчастной композиции оды, в их планах перечисляются ведущие ее темы. От предложенных учениками вариантов начинается движение к составлению идейно-композиционного плана с трехчастным построением, верно отражающего как структуру оды, так и ведущие темы, в ней поднятые):
    картины мирной жизни;
    восхваление Елизаветы (за что прославляет поэт императрицу?);
    гимн Петру (каково отношение Ломоносова к Петру I? Что ставится ему в заслугу?);
    описание безграничных просторов и богатств России;
    обращение к молодежи овладевать науками.
    – Какова главная, ведущая тема оды, вокруг которой строится лирическое повествование? Как она отразилась в композиции оды? Как с ней связаны другие, казалось бы независимо развивающиеся темы, которые вы выделили в своих планах?
    Главной для Ломоносовской оды явилась тема России, ее процветание. Своеобразным приступом к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины». Мир — основное условие и для успехов просвещения. Так подходит Ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды… Лирическое развитие этой темы составляет содержание центральной части оды, тематически распадающейся, в свою очередь, на несколько частей.
    – Какая внутренняя логика просматривается в этом «лирическом беспорядке»?
    Мир – условие процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения. Петр I для Ломоносова национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознавший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.
    – Что вы можете сказать о центральной части оды?
    Выделяется тема просвещенного монарха, роль которого в распространении просвещения в стране, по мнению поэтов-классицистов, очень значительна.
    – Давайте сравним портрет императрицы с ее описанием в оде.
    Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Обращаем внимание, что похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенной монархией, расширять науки, заботиться о благе общества. Свойственное русским классицистам представление об идеальном просвещенном монархе, равного которому нет ни на полях сражений, ни в мирном труде по преобразованию страны, воплотилось в образе Петра I.
    – Каким стилем написана ода?
    Школьники приводят наблюдаемые ими в процессе анализа разнообразные поэтические средства, использованные для создания высокого стиля. Высокий, торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, толикий, оный, токмо, класы), усеченных форм прилагательных, изменением порядка слов в предложении и т. д. Выясняется роль этих художественных средств в раскрытии идейного содержания-
    Какие приемы, характерные для стиля русской классической оды, встречаются в этом произведении?
    (Находим: метафоры, сравнения; употребление образов античной мифологии; архаические слова и выражения; олицетворения; гиперболы; риторические вопросы и восклицания.)
    – Сделайте вывод, насколько форма соответствует содержанию.
    Составим план оды.
    I. Вступление. Мир — основа блага государства.
    П. Главная часть. Величие России, ее процветание:
    хвала щедротам Елизаветы;
    заслуги Петра перед народами России;
    неисчерпаемые богатства ж красота России;
    призыв к российской молодежи овладевать науками;
    наука и ее роль в российском обществе.
    III. Заключение. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.
    План убеждает учащихся, что гражданственному содержанию ломоносовской оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция. Свободно развивающиеся темы, «лирический беспорядок» подчинены главной теме, что составляет идейно-художественное единство всей оды. При этом все самостоятельные темы имеют одинаковое построение.
    III. Знакомство с одой «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».
    Чтение и комментарий малопонятных слов.
    Ключевым словом поэзии Ломоносова является слово «восторг».
    – Чем восторгается поэт в этой оде?
    – Как передает его? (Обращаем внимание на лексику и синтаксис)
    Почему такое название получает эта ода Ломоносова?
    Делаем вывод, что для Ломоносова природа – это одушевленное проявление Божьего могущества. Тайны природы – это Божьи тайны, раскрыть которые до конца человеческому уму не возможно. И все-таки авторское «я» – это воплощение дерзостного порыва пытливого ума постичь созданное творцом.
    – В чем своеобразие этой оды?
    Записывается вывод.
    Ломоносов понимал одический жанр очень широко. Предметом оды становилось все, что возжигало душу высоким пламенем, – воинская доблесть и победы русского оружия, мудрость и добродетели царей, загадочная красота природы, грандиозность и непостижимость Божьего замысла величие Творца. Поэтому и возникали на ряду с гражданскими, публицистическими религиозно-философские, духовные оды.
    Домашнее задание.
    Наизусть отрывок из «Вечернего размышления…»
    Индивидуально:
    -Подготовить подборку высказываний о Державине. Сообщение о судьбе и личности Державина
    Анализ оды Ломоносова “На день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года”
    Обратимся к анализу одной из лучших од Ломоносова “На день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года”. Термин “ода” (от греческого , что значит песня) утвердился в русской поэзии, благодаря Тредиаковскому, который, в свою очередь, заимствовал его из трактата Буало. В статье “Рассуждение об оде” Тредиаковский так охарактеризовал этот жанр: “В оде описывается всегда и непременно материя благородная, важная, редко нежная и приятная, в речах весьма пиитических и великолепных”. Несмотря на неприязнь к своему литературному противнику, Тредиаковский давал определение жанра, по существу, исходя из поэтических опытов Ломоносова. Именно такова ломоносовская ода. Она обращена тематически к “материи благородной и важной”: миру и покою в стране, мудрому правлению просвещенного монарха, развитию отечественных наук и образования, освоению новых земель и рачительного использования богатств на старых землях.
    Ломоносов разработал на практике и утвердил на десятилетия вперед формальные признаки жанра, или, другим словом, его поэтику. В оде встречаем масштабные образы; величественный стиль, подымающий описываемые картины над обыденностью; “пышный” поэтический язык, насыщенный церковнославянизмами, риторическими фигурами, красочными метафорами и гиперболами. И при этом – классицистическая строгость построения, “гармония стиха”: выдержанный четырехстопный ямб, строфа из десяти строк, ненарушаемая схема гибкой рифмовки абабввгддг.
    Начнем анализ текста с первой строфы:
    Царей и царств земных отрада,
    Возлюбленная тишина,
    Блаженство сел, градов ограда,
    Коль ты полезна и красна!
    Вокруг тебя цветы пестреют
    И класы на полях желтеют;
    Сокровищ полны корабли
    Дерзают в море за тобою;
    Ты сыплешь щедрою рукою
    Свое богатство по земли.
    Словно бы с высоты птичьего полета обозревает поэт села, города, колосящиеся хлебные нивы, бороздящие моря корабли. Они все овеяны и защищены “блаженной тишиной” – в России мир и покой. Ода посвящена прославлению императрицы Елизаветы Петровны, но еще до ее появления в оде успевает поэт высказать свою главную и заветную идею: процветанию страны способствует мир, не войны. Императрица, которая входит в оду в следующей строфе, оказывается по художественной логике производным от этой всеобъемлющей мирной тишины (“Душа ее зефира тише”). Очень интересный ход! С одной стороны, поэт выдерживает параметры хвалебного жанра (“краше Елисаветы” ничего не может быть в свете). Но с другой, – с первых строк произведения он твердо обозначил свою авторскую позицию. И далее лирический голос поэта, а не проекция на образ императрицы все отчетливее будет вести развитие повествования. Доминирующая роль лирического героя в оде – несомненное художественное достижение Ломоносова в этом традиционном классицистическом жанре.
    Ломоносов стремится выдержать композиционные нормы жанра, то есть принцип построения одического стихотворения. В вводной части заявлены предмет воспевания и главная мысль произведения (правда, как мы видели, поэт поменял их местами). Это – тезис. Основная часть обосновывает, доказывает заявленный тезис о величии и могуществе воспеваемого предмета. И, наконец, заключение (или финал) дает взгляд в будущее, в дальнейшее процветание и могущество прославляемых явлений. Нормы классицизма рационалистичны, потому одна композиционная часть произведения неукоснительно и последовательно идет за предписанной другой.
    Вводная часть, или, как ее еще называют, экспозиция, занимает в этой ломоносовской оде двенадцать строф. Поэт славит Елизавету на фоне строго следующих один за другим ее предшественников на троне. В царственной портретной галерее особо выделен отец нынешней правительницы Петр I. Это – кумир поэта. Читателю ясно из развернутой и высоко пафосной характеристики Петра, что именно от него переняла дочь эстафету великих дел.
    С четырнадцатой строфы ода вступает в свою основную часть. Замысел расширяется, а его художественная реализация неожиданно начинает проявлять новые, нетрадиционные, черты. Лирический пафос переходит от династии правителей к величественному образу Отчизны, к ее неисчерпаемым природным богатствам, громадным духовным и творческим возможностям:
    Сия Тебе единой слава,
    Монархиня, принадлежит,
    Пространная Твоя держава,
    О, как Тебя благодарит!
    Воззри на горы превысоки,
    Воззри в поля свои широки,
    Где Волга, Днепр, где Обь течет;
    Богатство в оных потаенно
    Наукой будет откровенно,
    Что щедростью Твоей цветет.
    Вот где простор воодушевлению лирического героя! Достоинства “прекрасной Елисаветы” постепенно отходят на второй план. Мысли поэта заняты теперь другим. Меняется само тематическое направление оды. И сам автор теперь – не просто одописец. Он – патриотически настроенный ученый, обращающий взоры читателей на животрепещущие для России проблемы. Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего Востока. Русские моряки с помощью ученых- картографов открывают новые земли, прокладывая путь к “неведомым народам”:
    Там влажный флота путь белеет,
    И море тщится уступить:
    Колумб Российский через воды
    Спешит в неведомы народы
    Твои щедроты возвестить.
    Сам Плутон, мифический хозяин подземных богатств, вынужден уступить разработчикам полезных ископаемых Северных и Уральских (Рифейских) гор. Вспомним кстати, что Ломоносов в совершенстве изучил горнодобывающее дело:
    И се Минерва ударяет
    В верьхи Рифейски копием.
    Сребро и злато истекает
    Во всем наследии твоем.
    Плутон в расселинах мятется,
    Что Россам в руки предается
    Драгой его металл из гор,
    Который там натура скрыла;
    От блеска дневного светила
    Он мрачный отвращает взор.
    И все-таки главное, что выведет Россию в ряд мировых держав, это, по мысли поэта, новые поколения людей: образованные, просвещенные, преданные науке русские юноши:
    О вы, которых ожидает
    Отечество от недр своих,
    И видеть таковых желает,
    Каких зовет от стран чужих,
    О, ваши дни благословенны!
    Дерзайте, ныне ободренны,
    Раченьем вашим показать,
    Что может собственных Платонов
    И быстрых разумом Невтонов
    Российская земля рождать.
    Науки юношей питают,
    Отраду старым подают,
    В счастливой жизни украшают,
    В несчастный случай берегут;
    В домашних трудностях утеха
    И в дальних странствах не помеха,
    Науки пользуют везде:
    Среди народов и в пустыне,
    В градском саду и наеди?не,
    В покое сладком и в труде.
    Тему решающей роли науки и просвещения в развитии страны заявил, как помним, еще Кантемир. Служил науке своим творчеством и всей своей жизнью Тредиаковский. И вот теперь Ломоносов увековечивает эту тему, ставит ее на поэтический пьедестал. Именно так, потому что две только что процитированные строфы – это кульминация оды, высший ее лирический пик, вершина эмоционального одушевления.
    Но вот поэт как бы спохватывается, вспоминая, что ода посвящена официальному событию: ежегодно празднуемой дате восшествия на престол императрицы. Финальная строфа вновь непосредственно обращена к Елизавете. Эта строфа обязательная, церемониальная и потому, думается, не самая выразительная. Скучное слово “беспреткновенну” поэт с натугой рифмует с эпитетом “благословенну”:
    Тебе, о милости Источник,
    О Ангел мирных наших лет!
    Всевышний на того помощник,
    Кто гордостью своей дерзнет,
    Завидя нашему покою,
    Против тебя восстать войною;
    Тебя Зиждитель сохранит
    Во всех путях беспреткновенну
    И жизнь Твою благословенну
    С числом щедрот Твоих сравнит.
    Явно не лучшая строфа! Попробуем поставить вопрос следующим образом: если жанр классицистической оды есть выражение определенных политических и государственных взглядов, то в ломоносовской оде чьи это взгляды в большей степени, императрицы или самого поэта? В ответе на этот вопрос особенно важной оказывается третья строфа. В ней Елизавета представлена миротворицей, прекратившей все войны ради спокойствия и счастья россиян:
    Когда на трон Она вступила,
    Как Вышний подал ей венец,
    Тебя в Россию возвратила,
    Войне поставила конец;
    Тебя прияв, облобызала:
    – Мне полно тех побед, – сказала, –
    Для коих крови льется ток.
    Я Россов счастьем услаждаюсь,
    Я их спокойством не меняюсь
    На целый Запад и Восток.
    Но в действительности Елизавета вовсе не была миротворицей! Воинственная правительница задумывала новые и новые походы на границах Российского государства. Военные сражения тяжелым бременем ложились на семьи русских людей-тружеников. Как мало соответствовала реальная Елизавета Петровна тому идеалу правительницы страны, который воссоздан в произведении! И каким нужно было быть не просто смелым, но дерзким человеком, чтобы расхваливать императрицу за внешнюю политику, противоположную той, которую она установила в отношении военных действий! Своей одой Ломоносов говорил Елизавете Петровне, что России нужен мир и не нужны войны. Пафос и стилистика произведения миротворческие, а не призывно-агрессивные. Красивыми и великолепными по обилию выразительных средств становятся строфы, когда поэт выходит на тему мира вкупе с науками и требует, чтобы “пламенные”, то есть военные, звуки умолкли:
    Молчите, пламенные звуки,
    И колебать престаньте свет:
    Здесь в мире расширять науки
    Изволила Елисавет.
    Вы, наглы вихри, не дерзайте
    Реветь, но кротко разглашайте
    Прекрасны наши имена.
    В безмолвии внимай, вселенна:
    Се хощет Лира восхищенна
    Гласить велики имена.
    Особенно красочны у Ломоносова метафоры. Метафора (по-гречески metaphora? означает перенос) – это художественный прием, соединяющий в один образ разные явления или предметы, переносящий свойства этих разных предметов друг на друга. Оттого, что явления или предметы сопоставлены внутри образа, он получает дополнительные эмоциональные и смысловые значения, границы его раздвигаются, образ становится объемным, ярким и оригинальным. Ломоносов любил метафоры именно за их способность соединять разнородные частности в цельную грандиозную картину, выводить к главной идее произведения. “Метафорой, – отмечал он в своей “Риторике” (1748), – идеи представляются много живее и великолепнее, нежели просто”. Художественное мышление Ломоносова было по сути своей, как сказали бы сейчас, синтезирующим.
    Вот один из примеров ломоносовской метафоры. Пятая строфа из оды “На день восшествия…”:
    Чтоб слову с оными сравняться,
    Достаток силы нашей мал;
    Но мы не можем удержаться
    От пения Твоих похвал;
    Твои щедроты ободряют
    Наш дух и к бегу устремляют,
    Как в понт пловца способный ветр
    Чрез яры волны порывает,
    Он брег с весельем оставляет;
    Летит корма меж водных недр.
    Бо?льшую часть пространства этой строфы занимает сложная и витиеватая метафора. Чаще метафоры бывают в несколько слов или в одно предложение. Здесь же поражаешься масштабности метафорического образа. Чтобы его вычленить, придется хорошо вдуматься в текст. Перед нами – изысканный комплимент императрице. Поэт сетует на то, что не имеет возвышенных слов, равных достоинствам Елизаветы, и тем не менее, решается эти достоинства воспевать. Чувствует он себя при этом как неопытный пловец, отважившийся в одиночку “чрез яры волны” переплыть “понт” (то есть Черное море). Пловца направляет и поддерживает в пути “способный”, то есть попутный, ветер. Подобным образом поэтический дух автора воспламеняется и направляется замечательными деяниями Елизаветы, ее “щедротами”.
    Чтобы сообщить оде величие и размах мысли, Ломоносову приходилось прибегать к непростым оборотам речи. В своей “Риторике” он теоретически обосновал правомерность “украшения” поэтического слога. Каждая фраза, подчиняясь высокому одическому стилю, должна рождать ощущение пышности и великолепия. И здесь похвальны, по его мысли, даже изобретения: например, такие “предложения, в которых подлежащее и сказуемое сопрягаются некоторым странным, необыкновенным или чрезъестественным образом, и тем составляют нечто важное и приятное”. Г.А. Гуковский образно и точно сказал об этом стремлении поэта одновременно и к красочной пышности, и к гармонической стройности: “Ломоносов строит целые колоссальные словесные здания, напоминающие собой огромные дворцы Растрелли; его периоды самым объемом своим, самым ритмом производят впечатление гигантского подъема мысли и пафоса. Симметрически расположенные в них группы слов и предложений как бы подчиняют человеческой мысли и человеческому плану необъятную стихию настоящего и будущего”.
    Пышность и великолепие поэтического слога помогают Ломоносову воссоздать мощную энергетику и красочную наглядность описываемых картин. Вот, например, в оде 1742 года удивительно яркая картина военного сражения, в центре которой персонифицированный образ Смерти. От созерцания этого образа мурашки бегут по коже:
    Там кони бурными ногами
    Взвевают к небу прах густой,
    Там Смерть меж готфскими полками
    Бежит, ярясь, из строя в строй,
    И алчну челюсть отверзает,
    И хладны руки простирает,
    Их гордый исторгая дух.
    А что за чудные кони с “бурными ногами”! В обычной речи так выразиться нельзя, в поэтической – можно. Больше того, “бурные ноги” коней, взвевающие к небу густой прах, – почти космический образ. Проведенный при этом по очень тонкому поэтическому лезвию. Чуть- чуть в сторону, и все сорвется в нелепость.
    Через полвека поэт-новатор, основоположник русского романтизма В.А. Жуковский, описывая особое состояние души, навеянное спускающимися в сельской тишине сумерками, напишет: “Душа полна прохладной тишиной”. Он поразит современников небывало смелым сочетанием слов. “Может ли тишина быть прохладной!” – станут укорять поэта строгие критики. Но ведь первым в русской поэзии прибегал к смелым соединениям слов и понятий в своем метафорическом слоге уже Ломоносов!

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *