Какие в русском языке есть парные звонкие и глухие согласные?

13 ответов на вопрос “Какие в русском языке есть парные звонкие и глухие согласные?”

  1. Жемчуг Ответить

    Глухие и звонкие согласные звуки

    В Русском языке звонкие и глухие согласные различаются участием / неучастием голоса в образовании согласного звука.
    Звонкие согласные состоят из шума и голоса. При их произношении воздушная струя не только преодолевает барьер в полости рта, но и колеблет голосовые связки.
    Звонкими являются следующие согласные: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
    Звонким является также звук [ж’], встречающийся в речи отдельных людей в словах дрожжи, вожжи и некоторых других.
    Глухие согласные звуки произносятся без голоса, когда голосовые связки остаются расслабленными, и состоят только из шума
    Глухими являются следующие согласные звуки: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’] [ц], [ч’], [ш], [щ’].
    Для запоминания того, какие согласные являются глухими, существует мнемоническое правило (правило для запоминания): во фразе «Стёпка, хочешь шец?» — «Фи!» содержатся все глухие согласные.
    По наличию или отсутствию голоса согласные образуют пары; звуки в паре должны различаться только одним признаком, в данном случае глухостью / звонкостью.
    Выделяют 11 пар противопоставленных по глухости / звонкости согласных: [б] – [п], [б’] – [п’], [в] – [ф], [в’] – [ф’], [г] – [к], [г’] – [к’], [д] – [т], [д’] – [т’], [з] – [с], [з’] – [с’], [ж] – [ш]. Перечисленные звуки являются, соответственно, либо звонкими парными, либо глухими парными.
    Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарным относят [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], к глухим непарным – звуки [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
    Но появление глухого или звонкого звука может быть предопределено его положением в слове. Такая глухость / звонкость оказывается несамостоятельной, «вынужденной», а позиции, в которых это происходит, считаются слабыми по глухости / звонкости.
    Звонкие парные оглушаются (вернее, меняются на глухие)
    1) в абсолютном конце слова: пруд [прут];
    2) перед глухими: будка [б?утка].
    Глухие парные согласные, стоящие перед звонкими, кроме [в], [в’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], озвончаются, то есть меняются на звонкие: молотьба [малад’б?а].

  2. ЛиМоНкА Ответить

    Непарные мягкие – это [Й’] и опять же шипящие [Ч’] и [Щ’].
    То есть все шипящие являются или всегда твердыми, или всегда мягкими. Буква Ь после них не указывает на мягкость, она выполняет грамматическую функцию (например, даже не зная, что такое «плешь», любой сразу скажет, что это слово женского рода, ведь в мужском роде после шипящих Ь не ставится). Твердые непарные шипящие согласные звуки в слове могут иметь при себе Ь, но это не значит, что они должны смягчиться. Это значит, что перед нами существительное 3 склонения, наречие или глагол.
    Непарные мягкие согласные звуки в слове вызывают желание поставить после них Ь, что часто не требуется. Поэтому есть смысл запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН и т.п. Ь после Ч не нужен.

    Звуки «совсем непарные»

    В русском языке большинство согласных или парные по обоим признакам, или парные по одному признаку и непарные по другому. Например, в слове [П’ЭН’] (пень) звук [П’] парный и по глухости-звонкости (П’ – Б’), и по твердости-мягкости (П’ – П), а звук [Н’] парный по твердости-мягкости (Н’ – Н), но непарный по глухости-звонкости.
    Однако есть несколько звуков, непарных по обоим признакам. Это звуки [Й’] (непарный звонкий, непарный мягкий), [Ч’] (непарный мягкий, непарный глухой), [Щ’] (непарный мягкий, непарный глухой) и [Ц] (непарный твёрдый, непарный глухой). Такие звуки нередко загадывают в олимпиадах по русскому языку. Например, «Угадайте звук по характеристике: непарный твёрдый, непарный глухой». Мы уже видим, что это [Ц].

  3. Rendu Ответить

    Общее правило. Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или бф или вт или д , с или зк или гш или ж. Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки б, в, д, з (и соответствующие мягкие), г, ж перед парными же звонкими согласными (кроме в). Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова (том же корне, приставке, суффиксе) проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными р, л, м, н, в (и соответствующими мягкими), а также перед j (на письме – перед разделительными ъ и ь, см. § 27–28). Примеры:
    Согласные в корнях и суффиксах:
    1) на конце слова: дуб (ср. дуба, дубок), глуп (глупа, глупый), грабь (грабить), сыпь (сыпать), нос (носы), воз (возы),год (года), крот (крота), женат (женатый), рукав (рукава), кровь (крови, кровью), штраф (штрафы, штрафовать, штрафной), вымок (вымокать, мокнуть, мокрый), синяк (синяки), мог (могут, могла), малыш (малыша, малышня),монтаж (монтажа, монтажный), дрожь (дрожи, дрожать); ср. изморозь (изморози, морозы, морозить) и изморось(измороси, моросить);
    2) перед согласными:
    а) перед глухими: дуб ки (ср. дубы, дубок), тряпка (тряпок, тряпочка, тряпица, тряпьё), купца (купец), овца (овец),лов кий (ловок), рукав чик (рукава), шкафчик (шкафы), низ кий (низок), миска (мисок), Васька (Вася), Кузька (Кузя, Кузьма), кадка (кадок), меткий (меток), когти (коготь), локти (локоть), бегство (бегу, беглый), ложка (ложек, ложечка), комнатушка (комнатушек), крылышко (крылышек); ср. вперемежку (перемежаться) и вперемеш ку(перемешать), супчик (супы) и субчик (субъект);
    б) перед парными звонкими (кроме в): молотьба (молотить), свадьба (свадеб, свадебный ; не проверять словомсватать), ходьба (ходить), прось ба (просить), резьба (резать), волшба (волшебный), божба (божиться), вражда(вражеский), жгу (жёг, обжигать), ждать (поджидать).

  4. Mr.Limon4ik Ответить

    Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].
    Если звук образуется без участия голоса, его называют глухим: [т], [к], [п], [ф], [х], [щ], [ф], [ш], [ч], [ц].
    Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ’ука], [хор], [цар’], [ч’ан].
    К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] – [п], [ж] – [ш] , [г] – [х], [з] – [с]. [д] – [т], [в] – [ф]. Примеры: быль – пыль, дом – том, год – код, ваза – фаза, зуд – суд, жить – шить.
    Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].
    Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] – [р’], [п] – [п’], [м] – [м’], [в] – [в’], [д] – [д’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [з] – [з’], [б] – [б’], [г] – [г’], [н] – [н’], [с] – [с’], [л] – [л’], [т] – [т’], [х] – [х’]. Примеры: быль – бель, высь – ветвь, город – гепард, дача – дело, зонт – зебра, кожа – кедр, луна – лето, монстр – место, палец – перо, руда – река, сода – сера, столб – степь, фонарь – ферма, хоромы – хижина.

    Таблица для запоминания согласных звуков

    Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.
    Таблица. Согласные: твердые и мягкиеПарные
    Твердые – перед буквами А, О, У, Ы, Э
    Мягкие – перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я
    Твердые и мягкие согласныеббалб’битваввойв’векоггаражг’геройддырад’дёготьззолаз’зевокккумк’кедыллозал’листваммартм’месяцнноган’нежностьппаукп’песнярростр’ревеньссольс’сеноттучат’терпениеффосфорф’фирмаххудобах’химияНепарныежжирафччудошширмащлещинаццельйвойлокЗапомнить согласные звуки поможет и другая таблица.
    Таблица. Согласные: звонкие и глухиеПарныеЗвонкиеГлухиеБПВФГКДТЖШЗСНепарныеЛ, М, Н, Р, ЙХ, Ц, Ч, Щ

    Детские стихи для лучшего освоения материала


    Буквы ровно 33 в русском алфавите,
    Чтоб узнать, сколько согласных –
    Десять гласных отнимите,
    Знаки – твердый, мягкий –
    Сразу станет ясно:
    Получается число ровно двадцать одно.
    Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,
    Но вовсе не опасные.
    Если произносим с шумом, то они глухие.
    Если голос ярко слышен, значит, звонкие такие.
    Звуки согласные гордо говорят:
    Они по-разному звучат.
    Твердые и мягкие
    На деле очень легкие.
    Одно простое правило запомни навсегда:
    Ш, Ц, Ж – тверды всегда,
    А вот Ч, Щ, Й – только мягки,
    Как кошачьи лапки.
    А другие смягчим так:
    Если добавим мягкий знак,
    Тогда получим ель, моль, соль,
    Какой же хитрый знак такой!
    А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,
    Получим мягкую согласную.
    Знаки-братья, мягкий, твердый,
    Мы не произносим,
    Но чтоб слово изменить,
    Их помощи попросим.
    Всадник скачет на коне,
    Кон – используем в игре.

  5. свёколка Ответить

    В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
    б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з], к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с], т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].
    Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

    Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

    Твёрдые и мягкие согласные звуки

    Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] — кон [кон], лук [лук] — люк [л’ук].
    Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.
    парныенепарные
    твёрдыемягкиетолько твёрдыетолько мягкие
    [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х]
    [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’]
    [ж], [ш], [ц]
    [ч’], [щ’], [й’]

    Звонкие и глухие согласные звуки

    Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар — жар, кол — гол, дом — том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.
    Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью — глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные — это пара из глухой и звонкой согласной.
    парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
    непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.
    парныенепарные
    звонкиеглухиетолько звонкиетолько глухие
    [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’]
    [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’]
    [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]
    [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]

    Сонорные, шумные и шипящие согласные

    Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
    Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:
    Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
    Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].
    Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

    Парные и непарные согласные звуки

    Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:

    Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.
    Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать гласные звуки и правила фонетики.

  6. DreamHD Ответить

    ЦЕЛИ:
    актуализация, уточнение и конкретизация знаний
    учащихся о парных и непарных звонких и глухих
    согласных; введение в активный словарь терминов парные
    согласные и непарные согласные;

    развитие речи, внимания, памяти, мышления,
    фонематического слуха; обогащение словарного
    запаса;
    воспитание культуры общения и интереса к
    русскому языку.
    ХОД УРОКА
    I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
    – Я приветствую вас как сотрудников Звуковой
    лаборатории Русскоязычного института. С чего
    начнём? С улыбки! Улыбнитесь друг другу. Ведь с
    приветливыми, доброжелательными людьми приятнее
    общаться.
    II. МОБИЛИЗУЮЩИЙ ЭТАП.
    – Наша Звуковая лаборатория работает под
    девизом:
    Русский язык – это интересно!
    – Вы согласны? Почему?
    – Выполняя это упражнение, мы произнесли много
    разных слов. Скажите, из чего состоят слова?
    – На какие две группы делятся все звуки русского
    языка?
    – Каких звуков в русском языке больше?
    – Опираясь на свои ответы, скажите, над чем мы
    сегодня будем работать.
    – Какую работу необходимо выполнить?
    Повторить:
    Развивать умение:
    – В нашей лаборатории нужно трудиться, зная
    важные сведения о звуках:
    Звуки живут в словах.
    Их слышно, но не видно.
    Их можно произнести, но нельзя написать.
    – А как обозначаются звуки на письме?
    III. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.
    – Посмотрите на буквы на доске:
    С, б, ж, х, ф, д.
    – На какие группы их можно разделить?
    – Составьте и запишите разные цепочки с буквами
    каждой группы:
    схф сфх хсф хфс фсх фхс
    бжд бдж жбд ждб дбж джб

    – Какие звуки обозначают написанные вами буквы
    в первой строке? Во второй?
    – Итак, сегодня мы будем говорить о звонких и
    глухих согласных.
    IV. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.
    Сегодня к нам пришло новое слово, которое
    необходимо исследовать. Вы его сможете
    определить, если расположите прямоугольники в
    порядке увеличения количества точек в каждом из
    них.

    – Какое слово вы составили?
    – Запишите его в тетрадь.
    – Определите ударный слог, подчеркните
    безударную гласную.
    – Что такое лопата?
    – Какие отличительные признаки этого
    инструмента вы можете назвать?
    – Скажите полностью, что обозначает слово
    лопата.
    – Назовите согласные звуки в слове лопата, дайте
    им характеристику.
    – Как произносятся согласные звуки?
    – Итак, звуки речи произносятся при помощи или
    шума, или голоса, или того и другого. Посмотрите
    на схему “Скала Звучности” и попробуйте
    рассказать, как называются звуки, которые
    произносятся при помощи голоса; шума; голоса и
    шума.

    V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. Парные звонкие и
    глухие согласные.

    На доске написаны пары слов:
    Бочка – почка;
    Доска – тоска;
    Влага – флаги;
    Голос – колос;
    Жар – шар;
    Зуд – суд.
    – Прочитайте вслух написанные пары слов.
    Значение каких слов вам неясно?
    – Чем похожи между собой эти слова?
    – Произнесите первые звуки в словах левого
    столбика.
    – Какие это согласные звуки?
    – Как они произносятся?
    – Произнесите первые звуки в словах правого
    столбика.
    – Какие это согласные звуки?
    – Как они произносятся?
    – Сравните первые звуки в каждой паре слов. Что
    вы можете о них сказать?
    (Первые звуки в каждой паре слов встречают
    одинаковое препятствие. Только звонкий
    произносится с голосом, а глухой – без голоса.)
    Значит, каждый звонкий звук с соответствующим
    глухим образует пару:
    ЗВОНКИЕ [Б] [Б,] [В] [В,] [Г] [Г,] [Д]
    [Д,] [Ж] [З] [З,]
    ГЛУХИЕ [П] [П,] [Ф] [Ф,] [К] [К,] [Т] [Т,]
    [Ш] [С] [С,]
    – Пользуясь таблицей, назовите пары согласных
    по звонкости/глухости.
    – Как можно назвать звуки, имеющие пару?
    ВЫВОД: пар по звонкости/глухости – 11. Парные
    согласные дружат. Они почти близнецы и
    отличаются друг от друга только одним: у звонкого
    согласного есть голос, а у глухого – нет.
    – Какими буквами на письме обозначаются данные
    звуки?
    Б В Г Д Ж З
    П Ф К Т Ш С
    – Запишите парные согласные в тетрадь.
    VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
    – Я буду называть слова. Если слово начинается
    на звонкий парный согласный, вы приседаете, руки
    разводите в стороны. Если слово начинается на
    глухой парный согласный – встаёте, руки
    опускаете вниз.
    Зайка, сайка, Веня, Феня, трава, дрова, жить, шить,
    тень, пень, дверь, зверь, пеньки, деньки.
    VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
    1. Узнавание парных согласных по
    звонкости/глухости.
    – Найдите и выпишите слова, в которых есть одна
    из пар согласных по звонкости-глухости.
    Подчеркните парные согласные.
    Парад, гудок, шарик, пальба, глазок, шажок,
    шефство, туда, буфет, серый, сюда.
    2. Работа с учебником. Упражнение 74 (с. 73).
    – Откройте учебник на с.73.
    – Познакомьтесь со словами в упражнении.
    – Назовите слова для справок.
    – Обратите внимание на образец. Что вы можете
    сказать об этих словах? Чем они различаются? Так
    же подберите пары к остальным словам.
    Башня – пашня, сова – софа, гости – кости, дачка
    – тачка, жар – шар, розы – росы.
    – В записанных словах назовите и подчеркните
    буквы на месте парных звонких и глухих согласных
    звуков.
    VIII. Физкультминутка. Развитие мелкой
    моторики.

    Цветок.
    Шевелились у цветка
    Все четыре лепестка.
    Я сорвать его хотел,
    Он вспорхнул и улетел.
    Маятник.
    Маятник качается
    Вперёд-назад, назад-вперёд,
    От жёлтого к зелёному,
    Потом наоборот.
    Пока стрелка качается,
    Уж столько раз подряд,
    Ты на зелёный с жёлтого
    Переводи свой взгляд.

    IX. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Непарные
    звонкие и глухие согласные.

    – Прочитайте слова. Какой согласный звук
    произносится в начале каждого слова – звонкий
    или глухой?
    Щегол, лось, носорог, морж, цапля, хорёк, рысь,
    чайка, йод.
    – Рассмотрите таблицу. Объясните, почему
    названные согласные расположены именно так.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *