Каким показан иван грозный в балладе василий шибанов?

4 ответов на вопрос “Каким показан иван грозный в балладе василий шибанов?”

  1. Gholbibandis Ответить

    В 1840-е годы А. К. Толстой на основании рассказа из «Истории государства Российского» Карамзина написал балладу «Василий Шибанов», в которой обращается к русской истории времён царствования Ивана Грозного, необузданного тирана. Ужас, наведённый жестоким царём на россиян, привёл к бегству многих из них в чужие земли. Боясь предательства, Грозный уничтожил представителей древнейших княжеских родов в России.
    Героями баллады толстого является, прежде всего, Василий Шибанов, а затем уже князь Андрей Курбский и Иван Грозный.
    Князь Курбский- ближний соратник царя Ивана Грозного, воевода, отличившийся в битвах. В те времена многие бояре, близкие к Андрею Курбскому, попали в немилость к царю. Как пишет Курбский в письме, «побил еси добрых и сильных» И князь Андрей Курбский имел все основания опасаться царского гнева. Поэтому тайно в сопровождении преданного слуги бежит в Литву.
    И хотя Курбский был не первым беглецом от царского гнева, но он был первым, посмевшим бросить открытый вызов царю:
    Что долго в себе я таю и ношу,
    То всё я пространно царю напишу,
    Скажу напрямик, без изгиба,
    За все его ласки спасибо.
    Поэт Толстой попытался передать чувства, которые владели князем, когда тот писал своё знаменитое послание. Он «злыми словами язвит царя» и отправляет своего стремянного с «посланием, полным яда», к Ивану Грозному.
    В этом письме- главный укор, обвинение в жестокости и несправедливости, попытка привлечь его к ответственности перед совестью:
    «Царю, прославляему древле от всех,
    Но тонущи в сквернах обильных!
    Ответствуй, безумный, каких ради грех
    Побил еси добрых и сильных?
    Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны,
    Без счёта твердыни врагов сражены?
    Не их ли ты мужеством славен?
    И кто им бысть верностью равен?
    Князь, не боявшийся смерти в битвах, испугался незаслуженной казни и перебежал на сторону врагов, чем доставил им большую радость:
    Стоят в изумленье литовцы кругом,
    Без шапок толпятся у входа,
    Всяк русскому витязю честь воздаёт;
    Недаром дивится литовский народ,
    И ходят их головы кругом:
    «князь Курбский нам сделался другом»
    Можно ли считать бегство Курбского изменой? Можно ли говорить о том, что он продал врагу свою честь и душу? Курбский –себялюбивый и жестокий человек. Отправляя с посланием к царю своего верного слугу, который пешком следует за своим хозяином, он обрекает его на верную гибель, не задумываясь, жертвует своим слугой только ради того, чтобы его гневную речь услышал царь. Он сам лично побоялся передать эти слова царю, но не постеснялся подставить голову своего верного слуги, можно сказать, даже друга. Эту подлость отметил сам царь:
    «Гонец, ты не раб, но товарищ и друг, и много, знать, верных у Курбского слуг,
    Что выдал тебя за бесценок!»
    Таким образом. Князь Курбский стал предателем дважды: по отношению к своей родине и по отношению к верному слуге и другу.
    Иван IV получил имя «Грозного» за свои казни и зверства. Кровавые казни сменялись у него пирами, на которых также лилась кровь. В балладе Толстого царь изображён своенравным царём –тираном, который не любит правды. Каждый день начинается со звона медного колокола,
    И звону внимает московский народ
    И молится, полный боязни,
    Чтоб день миновался без казни.
    Столь же страшны и сторонники Ивана Грозного: «Вяземский лютый», « с змеиной душой отверженный богом Басманов». От таких людей пощады ждать не приходится. Но Василий Шибанов готов ради верности князю Курбскому претерпеть всё. Иван Грозный обрекает гонца на страшные пятки и казнь, он хочет узнать от Шибанова все обстоятельства побега Курбского, все тайные связи, всех друзей. Но верность и преданность Шибанова восхищают Ивана Грозного. В настоящей переписке с Курбским Грозный ставит ему в пример именно поведение Шибанова.
    Не одобряя поступок Курбского, Василий Шибанов до конца остаётся верен своему боярину:
    «О князь, ты. Который предать меня мог за сладостный миг укоризны,
    О князь, я молю, да простит тебе бог
    Измену твою пред отчизной!»
    Человек идёт на смерть, чтобы вспомнить волю своего господина, который ради тщеславия легко жертвует верным рабом. Шибанов, в отличие от самого князя, даже и не думает об измене Родине. Сцена чтения послания Курбского показывает нам, что Василий Шибанов был человек мужественный, выдержанный, с большой силой волей:
    Шибанов молчал. Из пронзённой ноги
    Кровь алым струилась потоком,
    И царь на спокойное око слуги
    Взирал испытующим оком.
    И даже в застенках под пытками он остаётся верным своему господину:
    – « Царь, близок ему уж приходит конец, но слово его всё едино, он славит свово господина».
    Шибанов сохранил свою честь перед царём и народом, дав господину клятву верности, не нарушил ее даже перед смертью:
    Язык мой немеет и взор мой угас,
    Но слово моё всё едино:
    За грозного, боже, царя я молюсь,
    За нашу святую, великую Русь. »
    Его предсмертные слова – пример настоящего патриотизма.
    В то же время предсмертные слова Василия Шибанова –это и горький укор Курбскому
    В балладе «Василдий Шибанов» царь Иван Грозный и боярин Курбский очень похожи: гордые, бесчеловечные, неблагодарные. А простой человек Василий Шибанов обладает такими качествами, как готовность к самопожертвованию, верность данному слову, преданность. В балладе Толстой показал нам пример верности и предательства.
    ТЕЗИСЫ.
    Знакомство с историей правления Ивана Грозного помогло ученице сделать подробный анализ баллады А. К. Толстого. Столкновение патриотизма и предательства, жестокости и верности показала ученица на примере образов Курбского и Василия Шибанова. Анализ баллады помог увидеть превосходство простого стремянного Шибанова перед боярином Курбским и доказать основную мысль баллады: истинным патриотом является человек из народа.

  2. Dujar Ответить

    Цели:
    познакомиться с балладой А.К.Толстого «Василий
    Шибанов»;
    выявить способы изображения в данной балладе
    образов легендарных героев;
    выявить особенности нового литературного жанра
    – баллада;
    развивать умение выразительного чтения
    произведения;
    развивать связную речь учащихся.
    ХОД УРОКА
    I. Организационный момент
    II. Работа по теме урока
    1. Вступительное слово учителя
    – На прошлом уроке мы познакомились с
    некоторыми главами «Домостроя» – редкого
    памятника древнерусской литературы, а дома вы
    самостоятельно прочитали произведение
    М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова», в
    котором отражены особенности исторической эпохи
    Ивана Грозного и семейного уклада того времени,
    основанного на нравственных, духовных,
    религиозных нормах, прописанных в «Домострое».
    На сегодняшнем уроке мы также обратимся к этой
    исторической эпохе, о которой рассказал в своём
    произведении поэт XIX века – А.К.Толстой.
    2. Знакомство со справочными материалами о
    новом произведении

    – Как вы считаете, почему автор в своём
    творчестве обратился к теме Средневековья? Что
    же его привлекло в этой эпохе?
    Интересовала сильная личность, порождённая
    условиями сурового времени.
    3. Чтение баллады
    4. Знакомство с историческими материалами
    (индивидуальное сообщение ученика об Иване
    Грозном и Курбском)
    5. Работа по содержанию
    – Какая история рассказана в произведении?
    Мнения учащихся: История о побеге
    князя Курбского и о верности ему его слуги
    Василия Шибанова. В конце произведения Василий
    Шибанов казнён по приказу царя.
    – Назовите героев произведения.
    – Каким показал царя Ивана Грозного
    А.К.Толстой? найдите слова и выражения,
    характеризующие этого героя.
    Мнения учащихся: Иван Грозный
    изображён мрачным, деспотичным тираном: «Был
    мрачен владыки загадочный взгляд». Люди его
    боятся….Он боится измен и заговоров своих
    подчинённых и даже близких людей. Царь очень
    подозрителен, в любом высказывании видит тайный
    смысл. Это также показано и в произведении
    Лермонтова – примеры.
    – Как царь относится к Шибанову?
    Мнения учащихся: Его удивляет
    преданность Шибанова Курбскому, он даже ценит
    это качество, говоря Шибанову такие слова:
    «Гонец, ты не раб, а товарищ и друг…» В то же время
    он осуждает Курбского за пренебрежительное
    отношение к таким верным слугам. Он говорит, что
    Курбский продал Шибанова « за бесценок».
    – Подведём итоги нашего обсуждения и работы с
    текстом. Иван Грозный у Толстого – символичное
    воплощение деспотизма, злой стихии, подобный тип
    правителя писатель ненавидел.
    – Кто ему противопоставлен? (Князь Курбский.)
    – Что мы о нём узнаём? (Он бежал в Литву и оттуда
    пишет царю гневное письмо, полное правды.)
    – Как автор относится к Курбскому? (Автор его
    не оправдывает, его герой – жестокий человек, он
    хочет сказать Грозному правду, посылая для этого
    гонца на верную гибель…. У Толстого он изменник,
    перебежавший на сторону исконного врага Руси. А
    ещё он гордый и в своей гордыне очень жестокий
    человек.)
    – В каком поступке Курбского это проявляется? (Василий
    Шибанов спас ему жизнь, а он отправляет его с
    посланием к Иоанну – на верную гибель.)
    – Обратимся к образу третьего героя этого
    произведения, чьим именем оно и названо. Что о нём
    можно сказать?
    Исследуя текст, дети обратят внимание на такие
    качества характера Шибанова, как преданность,
    верность своему господину, терпение. Он вовсе не
    сочувствует Курбскому (наоборот, упрекает его в
    измене), но не перечит слову господина и идёт на
    смерть («А я передам и за муки// Письмо твоё в
    добрые руки»).
    Ученики отметят и стойкость Шибанова: он не
    бледнеет перед царём, сносит все муки и последние
    его слова о Грозном, о Руси. Ученики сочувствуют
    смерти этого героя.
    Подводя итог разговору об этом персонаже,
    следует задать вопрос:
    – Можно ли считать Василия Шибанова идеальным
    героем?
    Для учащихся ответ очевиден: да, герой умирает
    достойно. Но стоит подсказать им: это не
    идеальный герой, так как слова «герой» и «раб» не
    совместимы.
    – Ещё один персонаж – рассказчик –
    повествователь. Попросим детей рассказать о его
    чувствах, подумать, совпадают ли они с их
    чувствами, настроением.
    6. Работа над определением жанра этого
    произведения

    Учащиеся отвечают на вопрос 8 учебника: Как ты
    думаешь, А.К.Толстой написал художественное
    произведение? Присутствует ли в нём вымысел? Если
    да, то докажи свою версию, обращаясь за примерами
    из текста.
    Далее учащиеся отмечают в тетрадях особенности
    этого произведения . Он укажут, что это
    произведение об историческом прошлом России, оно
    имеет сюжет, но это не эпическое произведение,
    так как здесь есть и чувства рассказчика, его
    отношение к событиям.
    После этого с помощью наводящих вопросов учителя
    ученики выявляют ещё некоторые особенности:
    действие сосредоточено на одном эпизоде, в
    основе конфликт (столкновение), есть диалог, в
    котором раскрываются характеры героев.
    Учитель сообщает, что данное произведение
    является балладой, просит ещё раз назвать
    характерные особенности, затем учащиеся
    обращаются к определению, помещённому в словаре
    учебника.
    В заключение учитель обратит внимание учащихся
    на главное отличие баллады от эпоса: оно
    заключается в способах изображения человека.
    Как показаны герои этого произведения? Типична
    ли их судьба? Каков масштаб изображаемого –
    частная судьба или событие общероссийского
    масштаба? Можно ли героев представить в другом
    сюжете?
    Учащиеся приходят к выводу, что автор баллады
    обращается к частной, индивидуальной судьбе,
    герой баллады не может быть оторван от сюжета
    III. Рефлексия: Что нового узнали на
    уроке?
    IV. Итоги урока.
    V. Домашнее задание: выразительное
    чтение произведения.

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *