Каким предстает емельян пугачев в историческом труде пушкина?

11 ответов на вопрос “Каким предстает емельян пугачев в историческом труде пушкина?”

  1. Yoshura Ответить

    В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773—1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном и социальном фоне. При этом он придерживался убеждений, согласно которым в повести должна быть “историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании”.
    Предводитель восстания Емельян Пугачев изображен Пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его историки XVIII—XIX веков, а талантливым и смелым народным вождем. Природные ум, сметка, энергичность, выдающиеся способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание. К нему начали стекаться люди со всей страны: и белогорские казаки, и башкиры, и татары, и чуваши, и крестьяне с уральских заводов. Они уважали Пугачева, доверяли ему во всем.
    Пугачев жестоко расправляется с теми, кого он считает угнетателями крестьян. Для него нет хороших помещиков и представителей власти. В лице дворян он видит только врагов. Поэтому он так беспощаден к капитану Миронову и его подчиненным, хотя это были добрые люди. Но Пугачев помнит и добро, которое ему когда-то сделали. В награду за чарку водки, поднесенную “вожатому” во время бурана, и за заячий тулупчик Гринев получает жизнь. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза Пугачев его миловал. “Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, — говорит Гринев, — данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты…” И действительно, Пугачев проявляет великодушие, когда освобождает Машу Миронову из рук Швабрина, несмотря на то, что она капитанская дочка, и от- пускает Гринева вместе с ней. При этом он наказывает Швабрина, приговаривая: “Казнить так казнить, жаловать так жаловать”.
    При знакомстве с Пугачевым Гринев убеждается в том, что это совсем не такой человек, каким считали его царские власти. Еще при первой их встрече, когда Пугачев выступает в роли “вожатого”, Гринева поражает хладнокровие этого человека. Тогда Гринев видит “вожатого” как простого человека, внешность которого тем не менее кажется ему “замечательной”: “Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское” — так описывает он внешность героя.
    Пушкин изображает Емельяна Пугачева не только как предводителя восстания, но и как простого казака. Речь Пугачева наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, которых человеку из другой среды не понять. Он заставляет называть себя царем-батюшкой, потому что в народе всегда жила вера в “доброго царя”. В его отношениях с подчиненными полный демократизм, нет никакого чинопочитания, каждый может свободно оспорить мнение своего “государя”. “Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро: при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою”, — с горечью осознает Пугачев, которого уже не радует власть. Герой понимает, что он всего лишь самозванец. Он чувствует свою обреченность и живет только надеждой на будущее.
    И все же главное в образе Емельяна Пугачева — это величие и героизм, что нашло выражение в символичном смысле сказки об орле и вороне. Герой считает, что лучше прожить жизнь короткую, но достойную, чем жить триста лет и питаться падалью. Он ассоциирует себя с орлом, который живет “всего-навсего только тридцать три года”, но зато пьет “живую кровь”.
    Подчеркивая в Пугачеве храбрость и героизм, ум и смекалку, Пушкин показывает в этом человеке лучшие черты русского национального характера. Но Пушкин далек от идеализации Пугачева — предводителя крестьянского восстания. Автор “Капитанской дочки” отдает предпочтение реформам перед революцией, он не приемлет кровопролития. Именно поэтому мы читаем в повести его ставшие широко известными слова: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” Расценивая пугачевское восстание не иначе, как бессмысленный бунт, автор вместе с тем не ставил своей целью показать в повести злодейства пугачевцев. Он пытался воссоздать историю восстания и личность крестьянского вожака, и нужно отметить, что этот замысел Пушкин мастерски реализовал.

  2. БаБа_ГаЛя Ответить

    Сравнение портретов в архивных документах, историческом труде и «Капитанской дочке» дает возможность увидеть разницу между научным и художественным произведениями. Она проявляется в характере использования подлинных свидетельств, в особенности оформления материала, в стилистической манере подаче текста. Историк стремился преподнести факты так, как они зафиксированы в документах: по возможности строго и беспристрастно. Писатель в исторической повести рисует яркую картину прошлого. Автор создает сюжет художественного произведения, который вводит читателя в гущу событий, знакомит его с героями, обстановкой, природой тех лет. Перед читателем предстают события живой жизни, образы яркие и достоверные – история оживает благодаря мастеру художественного слова. Мир логики и мир эмоций не отделены друг от друга непроницаемой стеной, но отличие исторического труда «История Пугачева» от исторической повести «Капитанская дочка» очевидно.
    Человечность Вожатого в «Капитанской дочке» высвечена ярче, чем в «Истории Пугачевского бунта». Но не забудем, сколь многим в «Капитанской дочке» поэт обязан добросовестному и проницательному историку, автору «Истории Пугачевского бунта»
    В повести «Капитанская дочка» образ Пугачева очень ярко представлен. Мы как будто видим Пугачева не с одной, а с нескольких сторон.
    Самый первый раз мы встречаем Пугачева не в образе «государя», а в образе простого бедного мужика, плохо одетого. Но эта встреча сыграла большую роль в дальнейшем развитии действий. А всё дело в том, что Петруша пожалел бедного мужика и подарил ему заячий тулуп, хотя Савельич был против. Эта доброта Петруши потом ему очень помогла. По тому как Пугачев разговаривал с Петрушей, он был очень ему благодарен за подарок, скорее всего это обстоятельство служило началом симпатии Пугачева к Петруше.
    Второй раз мы встречаем Пугачева в главе «Приступ». Сначала мы видим его издалека. Он едет верхом на лошади и руководит войском. Выглядит здесь очень смелым, настоящим полководцем, который только один может «вдохновить» свою армию. И вот Пугачев въезжает в крепость. В крепости он предстает перед нами в образе «государя» одет, по мнению народа, как подобает государю: красный казацкий кафтан, обшитый галунами, на голове высокая соболья шапка с золотыми кистями. В этой главе Пугачев, как суровый и жестокий «государь», был просто обязан казнить Петрушу, но симпатия к нему, появившаяся после первой встречи, превысила необходимость выглядеть таким «государем». Но после такой «слабости» (отказ казнить офицера, отказавшегося принимать присягу) Пугачев не мог помиловать еще одного провинившегося. Так в повести «Капитанская дочка» погибает Василиса Егоровна.
    В следующий раз мы встречаем Пугачева за столом. От образа жестокого «государя» и следа не осталось. В чертах его лица больше не было ничего свирепого. Все обходились между собой как товарищи и не оказывали особого предпочтения своему предводителю. Когда Емельян разговаривал с Петром Андреичем, то смотрел на него пристально, прищуривая левый глаз. Словно пытался понять и разглядеть собеседника или еще раз убедиться в том, что насчет Гринева не ошибся. Говорил с ним откровенно. Да и Петра ценил, в первую очередь, за откровенность. Наверное, считал откровенность самым главным качеством человека. В этой беседе Петр прямо сказал Пугачеву, что если ему прикажут, он будет служить против него. И это Пугачев ему простил.
    В следующей встрече Гринева и Пугачева еще ярче выражена симпатия Емельяна к Петру. Перед появлением Петра Андреича, Пугачев старался быть важным, а как вошел Гринев, вся поддельная важность вдруг исчезла. Два самых верных товарища Пугачева, которым он доверял почти как себе, присутствовали при разговоре Емельяна и Петра. И опять же помиловал Пугачев Гринева, не смотря на то, что советчики его это не одобряли. И здесь сказалась обстоятельства той первой встречи с Пугачевым. Кроме того он пообещал Петру разобраться со Швабриным и поженить Гринева с Машей.
    На следующий день, когда Пугачев и Гринев поехали к комендантскому дому, лжегосударь рассказал Петру Андреичу сказку про орла и ворона. И Гринев и Пугачев считают себя орлами в этой сказке. Для Пугачева лучше «раз напиться живой кровью», пусть путем обмана и разбоя пожить хорошо, пусть недолго. Но для Петра Андреича жить разбоем – значит «клевать мертветину». Вот такие разные мнения по поводу одной короткой, казалось бы простой, сказки. Хотя у каждого свое мнение, друг друга они понимают, понимают почему собеседник понимает так, а не иначе. Но все же каждый остается каждый остается при своем мнении.
    И вот они уже у крыльца комендантского дома. Их встречает Швабрин.
    По дальнейшему ходу событий Пугачев проявляет много человеческих качеств, таких как жалость к сироте, проявление чувств. Он очень зол на Швабрина, хотел сначала казнить, но потом решил помиловать. В этом же эпизоде он снова милует Петра Гринева, который в этот раз действительно провинился перед Пугачевым. И прощает потому, что Гринев честно и откровенно объяснил, поче6му он ему соврал. И здесь опять сыграл роль, пусть уже небольшую, заячий тулупчик. Это была предпоследняя встреча Емельяна Пугачева и Петра Гринева.
    Последний раз Петр Андреич видел Пугачева на его казни. Вождь восставших узнал его в толпе и кивнул ему головою. Через минуту мертвая окровавленная голова Пугачева была показана народу.
    Пушкин описывает нам Пугачева не таким, каким мы его знаем по учебнику истории. Автор показывает нам, что и хорошие, человеческие качества были в личности Емельяна. Может быть этих качеств было больше, чем плохих, но желание «поцарствовать» и хорошо пожить превысило все другие качества. Он знал, что его казнят, знал, что его же люди, в основном разбойники, все равно его выдадут. Он все это знал, но все равно не остановился.
    Много раз прощал Пугачев Гринева, сколько раз он его миловал. Очень уж он ценил в Петруше его искренность, откровенность, конечно же жалость к простому бедному мужику, которого Савельич даже считал пьяницей.
    Пугачев в Пушкинском романе не тождествен своему историческому прототипу. Образ Пугачева – сложный сплав исторических, реально-бытовых, символических и фольклорных элементов, это образ-символ, развертывающийся, как и любой символический образ, в нескольких, порой взаимоисключающих, смысловых плоскостях. Пугачев – персонаж романа, участник сюжетного действия. Он увиден глазами Гринева. Как персонаж он появляется только тогда, когда его жизнь пересекается с жизнью мемуариста. Облик Пугачева физически конкретен, рассказчику вполне ясен и его социальный статус: он казак, «бродяга», главарь «шайки разбойников».
    Несмотря на свою «реалистичность», Пугачев резко отличается от других героев. С его появлением в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. И в главе «Вожатый», и во время бунта перед нами человек, внешность которого выразительна, но обманчива. Внутреннее, скрытое кажется в нем значительнее и таинственнее того, что доступно взгляду Гринева. Человеческий облик Пугачева сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и готовность ему помочь. Пугачев может грозно хмуриться, напускать на себя «важный вид» и улыбаться, добродушно подмигивать.
    В романе постоянно говорится о глазах Пугачева. Эта деталь необходима для создания его динамического портрета. Пугачев непредсказуем – это человек-стихия. Важнейший принцип создания образа Пугачева – превращение, метаморфоза. Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений. Двойственно уже само его положение как человека –«оборотня»: он казак – человек, имеющий подлинное имя, и самозванец, присвоивший чужое имя покойного Петра ІІІ (имя для Пугачева – главный атрибут власти). В сюжете романа из «бродяги» он превращается в «великого государя». В нем проступают то черты плутоватого казака, то мудрость народного вождя и полководца. В некоторых эпизодах метаморфозы следуют одна за другой: властный и грозный «государь» оборачивается искренним и милосердным спасителем «его благородия» и «красной девицы»; нетерпеливый и скорый на расправу человек – рассудительным и примиряющим. Мотив превращения пришел в роман из фольклора (мифа и волшебной сказки.)
    История вывела Пугачева из-под своих таинственных покровов, сделав символической фигурой, жуткой в своей реальности и одновременно волшебной, почти сказочной. Прототип пушкинского Пугачева – реальное историческое лицо, самозванец, глава восставших. Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке, подлинными историческими фактами, которые упомянуты Гриневым.

  3. Соня Ответить

    В этой повести Пугачёв изображён, не как историческая личность, предводитель, а как человек.
    Своеобразие образа Пугачёва в повести определяется идейно0нравственной проблематикой. Не социальное освобождение народа, а проблема нравственного, этнического выбора интересует автора. Восстание и любовная интрига – удобный повод для Пушкина, чтобы поставить героев перед этим выбором.
    Для Пушкина предательство – всегда предательство в общечеловеческом смысле (Швабрин – подлец оболгал машу, написал донос родителям Гринёва, во время дуэли ранил Гринева, воспользовавшись его минутной слабостью).
    Когда Пушкин писал «Капитанскую дочку» он параллельно работал над «Историей пугачёвского бунта», в которой и отобразился образ Пугачёва – убийцы, злодея и изверга. Он описал его с исторической точки зрения. В то время как в «К. д.» Пугачёв рассматривается в социальных отношениях.
    Пушкин поставил перед собой задачу создать не портрет преступника, а сложную личность во взаимоотношениях с другими личностями.
    Пугачёв предстаёт в роли обычного человека. У Пушкина он не только казнит, но и милует. Он вступает с людьми не только в социальные, но и в чисто человеческие отношения, которые провоцируют его на этот выбор. Только в этот момент обнаруживается настоящая человеческая личность. Герой не будет для нас убедительным, если он односложный. Это и продиктовало Пушкину создание такого многогранного, сложного, запутанного, противоречивого героя, как Пугачёв.
    Образ …
    1).портрет;
    2).речевая манера;
    3).черты характера;
    4).поступки;
    5).оценка персонажа другими героями;
    6).авторская позиция.
    1. «Мужик с чёрной бородой весело на меня поглядывал… Страшный мужик ласково меня кликал… Он был лет сорока росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его проглядывала проседь; живые большие глаза так и бегали, лицо его имело выражение довольно приятное. Но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары».
    Главная деталь: «живые глаза так и бегали» – плутовское выражение.
    2. В речи Пугачева много пословиц, поговорок, присказок. Из этого следует, что он мудр: он не только много знает поговорок, но и вовремя их применяет.
    «…Улица моя тесна, воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро, при первой неудаче они свою шею выкупят моей головой».
    3. Решимость, мужественность – любимая песня Пугачёва (он знает, что его ждёт смерть, но идёт до конца).
    Хладнокровие – «его хладнокровие одобрило меня».
    Смекалка – по запаху нашёл путь.
    Памятливый, благодарный – заячий тулуп.
    Шутливый, весёлый – вторая встреча.
    Умеет оценивать сильные качества врага. (Гринёв поразил Пугачёва тем, что не юлит, не приспосабливается, не выкручивается. Это состояние Гринёва честь, чувство собственного достоинства поразило Пугачёва. Этот 16летний мальчишка никогда не пасовал перед ним. Из-за этого П. видел в нём достойного врага).
    Лукав – пытался переманить Гринёва на свою сторону.
    Хвастливость, самолюбие – «я воюю хоть куда».
    Простодушие – «как ты думаешь, прусский король мог бы со мной потягаться».
    Вспыльчив и отходчив – Швабрин.
    Жесток, свиреп, дик – «с каким-то диким вдохновением».
    Пушкин создал сложнейший характер, в котором не просто сочетается набор положительных и отрицательных качеств. Он создал живой характер. А это значит, что как и в жизни положительные свойства часто оборачиваются своей противоположной стороной. «Наши недостатки – это продолжение наших достоинств»
    Это приводит к тому, что перед читателями возникает интересный человеческий характер, за поступками которого можно следить с постоянным интересом.

  4. Brafym Ответить

    Пугачев… Наверняка это имя нельзя было даже произносить в конце
    XVIII века. Этого человека представляли как варвара, чудовище и долгое время не хотели возвращаться к обсуждению темы пугачевского бунта. Но кем же был Пугачев? Какой был его внутренний мир? Был ли он действительно зверем, как считали многие? Увы, это вопросы, на которые теперь вряд ли кто ответит…
    Каждый человек представляет себе Пугачева по-разному. Некоторые вовсе не относятся к нему как к какому-то зверю. Они считают, что он был удивительным человеком, ведь он понимал все страдания простого народа, он подарил ему надежду на лучшую жизнь. Вот так и начался бунт. После прочтения «Капитанской дочки» Пушкина уважение многих к Пугачеву возросло. Автор показал его неким героем. Можно предположить, что писатель хотел в корне изменить отношение народа к Пугачеву.
    Стоит упомянуть, что образы Пугачева в работе Пушкина «История Пугачева» и в повести – различны. Возможно, писатель решил, что в «Капитанской дочке» лучше сможет раскрыть характер Пугачева, избежать категоричной и односторонней оценки его поступков. Мы увидели его героя как с хорошей, так и с плохой стороны, убедились, что он тоже может помогать даже дворянину Гриневу, а значит, для него важен сам человек, его качества характера, а не отношение к власти. Ему знакомо чувство благодарности, и он не забывает то хорошее, что ему когда-то сделали. Но вернемся к повести.
    Так возникла идея создания «Капитанской дочки» с героями: Петрушей Гриневым, Марьей Ивановной, Швабриным, комендантом Белогорской крепости и многими другими. Первые строки описания Пугачева в этой повести следующие: «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Из этого описания видно, что Пугачев имел довольно приятную, притягательную внешность. Так говорил Гринев о нем в самом начале повести. Дальше мы видим Пугачева в совсем другом образе: «На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». Здесь Пугачев предстает перед нами грозным, свирепым, даже немного злым человеком. На протяжении всей повести можно увидеть, что за ним идет не маленький отряд «разбойников», а целая армия, в какой-то мере организованная, во главе со штабом и даже вооруженная несколькими пушками. В армию Пугачева идут обиженные и обездоленные со всех сторон России.
    К концу повести Пугачев становится многим все более симпатичен. Он много раз помогает Гриневу. Он дарует ему жизнь и свободу после взятия Белогорской крепости, он же помогает освободить Марью Ивановну. Возникает даже чувство понимания и жалости к Пугачеву, когда он открывает перед Гриневым все свои тайны и переживания и рассказывает Петру калмыцкую сказку: «Однажды орел спрашивал у ворона. “Скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего тридцать три года?” -“Оттого, батюшка, – отвечал ему ворон, – что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной”. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же… Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: “Нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой крови, а там что Бог даст”».
    К сожалению, Гринев понял эту сказку неправильно, и поэтому он не понял, что имел в виду Пугачев. Петруша относился к Пугачеву с чувством благодарности, Иван Кузьмич – с чувством презрения, Швабрин боялся Пугачева, восставшие уважали Пугачева и называли царем-батюшкой.
    Итак, после прочтения «Капитанской дочки» Пугачев представляется публике противоречиво. С одной стороны, это обаятельный человек с душой, со своими чувствами и переживаниями, талантливый, смелый, умный, проницательный. Но, с другой стороны, мы видим человека, захватившего и разрушившего Белогорскую крепость и убившего много невинных людей. Кем же он был на самом деле? Этого нам уже никогда не узнать.

  5. Mor Ответить

    Размещено на http://allbest.ru
    Емельян Пугачёв в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
    Введение
    пугачев пушкин капитанская дочка
    Закрыта последняя страница повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», но в моей памяти ещё долго будут жить её герои: Пётр Гринёв, Маша Миронова, Швабрин, Пугачёв. Каждый из них глубоко индивидуален. Заслуживает уважения чувство патриотизма Петра Гринёва. На примере этого героя автор показал нам становление характера. Если в начале повести мы встречаемся с мальчиком Петрушей, то в конце перед нами доблестный воин. Маша Миронова ко времени нашего с ней знакомства скромна, рассудительна, хорошо разбирается в людях. На протяжении повести все эти качества героини крепнут, она достойно переносит выпавшие на её долю тяготы и лишения, делает всё ради спасения любимого человека.
    Швабрин – подлый, беспринципный человек, как показало время, способный на предательство. Добивается любви, не гнушаясь низких, низменных поступков.
    Все эти герои – плод художественного воображения автора. Мы легко можем их разделить на положительных и отрицательных. Но совсем другое дело Емельян Пугачёв. На страницах повести он с одной стороны представлен кровопивцем, убийцей, с другой стороны – добрым, справедливым человеком. Определить своё отношение к Пугачёву непросто.
    Для этого я решила заняться исследовательской работой, в ходе которой постараюсь разобраться, каков же он – Емельян Пугачёв.
    Мы предположили, что А.С. Пушкин ввёл в своё произведение исторического героя Емельяна Пугачёва, чтобы показать его положительные качества.
    1. Семейные корни Пугачева
    Емельян Пугачев родился в казачьей станице Зимойевской Донской области. Отец- Иван Михайлович Пугачев, скончался в 1762году, мать- Анна Михайловна, скончалась около 1771 года. Фамилия Пугачёв произошла от прозвища деда – Михаила Пугача .
    Результаты исследования генеалогического древа семьи Пугачёвых
    2.Пугачёв на страницах истории
    Историки изображали крестьянское восстание 1773-1774 годов как «бунт казака Пугачева» и собранной им «шайки воров и убийц». В официальных сообщениях и документах того времени Пугачев характеризуется как вор, разбойник, убийца и самозванец. Например, историк Сумароков говорит о Пугачеве исключительно так: «изменник, невежда», «злодей и изверг».
    Пушкин интересовался личностью Пугачева и как историк, и как литератор.
    Написанию повести предшествовали серьезные исторические изыскания Пушкина. Он был допущен к архивам, путешествовал, беседовал с очевидцами пугачёвского бунта. Позже все эти сведения нашли отражение в «Истории пугачевского бунта», написанного Пушкиным в виде хроники. В художественной форме тема воплотилась в «Капитанской дочке».
    По жанру «Капитанская дочка» – историческое повествование в форме «семейных записок», в ней есть черты и повести и романа, историческое повествование тесно связано с личной судьбой главного героя, который участвовал в этих событиях.
    Событиях пугачевского восстания и личность Пугачёва получили отображение в двух произведениях Пушкина – в «Истории Пугачёва» и романе «Капитанская дочка».
    Он был первым исследователем личности Емельяна Пугачева и написал в 1834году «Историю Пугачева», а в 1836 году повесть «Капитанскую дочку», посвященную событиям конца 18 века.
    В записке к А.И.Тургеневу от 9-10 сентября 1834 Пушкин называет себя историографом Пугачева: «Я прочёл со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве и сверх того 18 томов различных рукописей, указов, донесений и проч. Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, проверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь проверяя их дряхлеющую память историческою критикою». Рассказы, исторические предания о Пугачёве помогли Пушкину преодолеть официальную и только негативную оценку Пугачёва, понять незаурядную личность человека из народа, возглавившего народное восстание.
    Литературный герой, который в качестве прототипа имеет реальную историческую личность всегда остается литературным героем и автор использует свое право на художественный вымысел. Поэтому историческая личность Емельян Пугачев и литературный герой не всегда один и тот же человек.
    В повести А.С.Пушкин лишь говорит нам о том, что Е.Пугачёв выдавал себя за Петра – III. Но интересно узнать, почему он это делал?
    А теперь проанализируем взгляд историков на личность и деятельность Пугачева.
    С точки зрения истории восстание Пугачева – закономерный процесс сопротивления усилению государственного гнета и крепостного права, а жестокость и зверства вполне вписываются в особенности межсословного противостояния и не связаны исключительно с личностью предводителя.
    Оценка Пугачева Пушкиным- историком резко негативная. Он не только против бунта – «бессмысленного и беспощадного», но и не лестного мнения о самой личности Пугачева (называет его звероподобным). По цензурным причинам Пушкин не мог высказать открыто свое мнение, поэтому его герой в «Истории пугачевского бунта» так кровожаден.
    Желая сделать его образ более человечным, раскрыть причины того, что за ним пошло столько людей, и не только из народа, Пушкин пишет «Капитанскую дочку».
    3.Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» как исторический роман
    А.С. Пушкин приступил к работе над «Капитанской дочкой» в 1833 году и закончил ее в 1836году. В последние годы жизни Пушкина тема крестьянского восстания была одной из центральных в его творчестве. В 30-е годы возросло количество крестьянских бунтов и возмущений, направленных, прежде всего против крепостничества. Еще в1824 году Пушкин задумывается о роли народа в истории России.
    Теперь писатель акцентирует внимание на «мнении народном», как активном и даже решающем факторе истории. Но Пушкин считает, что изменение политической структуры общества невозможно без сближения дворян и крестьянских масс. Каким путем может произойти это сближение? Вероятно, именно над этой проблемой и размышлял Пушкин в своей повести «Капитанская дочка», в которой также не только отражает восстание 1773 — 1775 гг., но и затрагивает такие важные темы, как проблемы долга, чести и человеческого достоинства.
    В произведении повествование ведется от лица очевидца, непосредственно наблюдавшего за событиями тех времен.
    Изображая образы главных героев, не очень объемные, но содержательные и яркие, Пушкин достаточно отражает нравы русского общества в эпоху Екатерины. Наконец, самого Пугачева, с его «господами генералами» — все эти образы дают нам почти полное представление о жизни провинциального дворянства того времени, о его конфликтах с крестьянами, уставшими терпеть угнетение и не справедливость.
    Эту повесть Пушкина можно назвать историческим романом не только потому, что в ней хорошо отражена жизнь крестьян и дворянства екатерининской эпохи. Достаточно четко в ней переданы и конкретные исторические факты, в частности — восстание Пугачева.
    Пушкин заставляет своего повествователя упоминать даже те события, свидетелем которых не был ни он сам, ни его окружающие (например, известие о взятии Пугачевым других крепостей. Из рассказа посыльного и из письма генерала).
    Конечно, Пушкин не согласен с таким пониманием долга и чести, но он не берется спорить со своим главным героем, давая своим читателям возможность увидеть, по каким идеалам и устоям шло общество того времени. Несомненно, это снова говорит о том, что повесть носит исторический характер.
    4.Образ Пугачева на страницах повести «Капитанская дочка»
    Емельян Пугачев – предводитель восстания – изображен Пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его историки XVIII-XIX веков, а талантливым и смелым народным вождем. Природные ум, смекалка, энергичность, выдающиеся способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание. К нему начали стекаться люди со всей страны: и белогорские казаки, и башкиры, и татары, и чуваши, и крестьяне с уральских заводов. Они уважали Пугачева, доверяли ему во всем.
    Пугачёв – фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как в детском заячьем тулупчике, подаренном Гринёвым («Улица моя тесна; воли мне мало»). Власть его кажется безграничной, но он осознаёт трагизм собственной судьбы -это подчёркнуто и в любимой песне Пугачёва («Не шуми, мати зелёная дубровушка…»), и в рассказанной им калмыцкой сказке. Как и всякий трагический герой, Пугачёв предстаёт в героическом ореоле. Милуя своих противников, он гордо отвергает совет Гринёва – «прибегнуть к милосердию государыни». Им движет не чувство непомерной вины, а уверенность в несокрушимой правоте. Он хозяин своей судьбы и не может принять то, что щедро даёт другим людям. Милосердие для него – унизительная милостыня. Трагическая судьба Пугачёва раскрывается в символике песни и сказки. Борьба за свободу крестьянского народа, ужасный бунт был подавлен, а Пугачёв казнён.
    Отношение Пугачева к окружающим
    ь Пугачев жестоко расправляется с теми, кого он считает угнетателями крестьян. Для него нет хороших помещиков и представителей власти.
    ь Жесток Пугачёв и с теми, кто не желает признать в нём царя. В результате в Белогорской крепости много казнённых людей.
    ь Глубоко одинокий человек. Среди своих подчинённых, он уверен, нет искренне преданных людей.
    ь Свободолюбивый и гордый. Сам же Пугачев говорил: «лучше быть гордым орлом и жить 3 года, чем быть вороном и жить 300 лет».
    5.Роль Пугачёва в жизни героев повести
    В лице дворян Пугачёв видит только врагов. Поэтому он так беспощаден к капитану Миронову и его подчиненным, хотя это были добрые люди. Но Пугачев помнит и добро, которое ему когда-то сделали. В награду за чарку водки, поднесенную вожатому во время бурана, и за заячий тулупчик Гринев получает жизнь. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза Пугачев его миловал. «Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде», говорит Гринев, « данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты…» И действительно, Пугачев проявляет великодушие, когда освобождает Машу Миронову из рук Швабрина, несмотря на то, что она капитанская дочка, и отпускает Гринева вместе с ней. При этом он наказывает Швабрина, приговаривая: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать».
    6.Мое отношение к герою
    Пугачёв мне показался интересной личностью с сильным характером. Родившись в обычной казачьей семье, решил, что должен стоять у власти, причём путь к власти по крови. Видимо, он был твёрдо уверен, что сможет сделать жизнь крестьян лучше. Нельзя не отметить его хорошие организаторские способности, щедрость и великодушие. Но здесь же жестокость. Я думаю, что человек не имеет права добиваться своей цели любыми путями. В большей степени для меня Пугачёв – самозванец. Если человек не у власти, значит, его там и не должно быть и не стоит этого добиваться силой. Его доброта в моих глазах меркнет после тех убийств, которые совершены по его воле.
    Результаты работы.
    Изучая образ Емельяна Пугачёва, прочитана повесть «Капитанская дочка», изучены исторические документы, составлено родословное древо семьи Пугачёвых. Создан целостный образ героя.
    Выводы
    1. Изучение родословного древа семьи Пугачёвых показывает следующее:
    ь простая казачья семья;
    ь в семье преобладает мужской пол;
    ь из трёх детей Ивана Михайловича Пугачёва наследники родились только у Емельяна;
    ь средняя продолжительность жизни Пугачёвых 33 года;
    ь все Пугачёвы носили русские имена, причём имена не повторялись.
    2. К характерным чертам Емельяна Пугачёва относятся:
    ь высокие организаторские способности;
    ь ярко выраженное стремление к власти;
    ь решительность;
    ь принципиальность;
    ь гордость.
    Отношение Пугачёва к окружающим можно оценить следующим образом:
    ь во-первых, Пугачёву ненавистно царское правительство, своей неприязни он не скрывает, открыто выступает против царя;
    ь во – вторых, среди людей своего отряда чувствует себя одиноким, не доверяет им, понимает их продажность; его принципиальность ярко проявляется на отношении к Швабрину;
    ь в- третьих, он великодушен, за добро платит добром, ценит преданность, верность в отношениях с Гринёвым, Машей и Савельичем.
    Естественно, что Пугачев сыграл большую роль в судьбе главных героев повести. Будучи преступником и кровопийцей , он стал крёстным отцом молодой пары. Но кроме этого, я думаю, что автор намеренно ставит на пути Петра Гринёва Пугачёва. Тем самым автор подвергает юного героя соблазну перейти на сторону врага и показывает его преданность данной присяге, человеком слова. В то же время благодаря Пугачёву, мы убеждаемся в лживости и беспринципности Швабрина.
    Таким образом, ходом работы доказана правильность выдвинутой гипотезы. А.С. Пушкин показал нам «другого» Пугачёва: благородного, гордого, страдающего от одиночества. И этот образ резко отличается от характеристики Пугачёва историками.
    Заключение
    Историческая повесть «Капитанская дочка» – последнее произведение Пушкина, написанное в прозе. Это произведение отражает все наиболее важные темы пушкинского творчества позднего периода – место «маленького» человека в исторических событиях, нравственный выбор в жестких социальных обстоятельствах, закон и милосердие, народ и власть, «мысль семейная». Основной темой повести является пугачевский бунт.
    Писатель в исторической повести рисует яркую картину прошлого. Автор создает художественного произведения, который вводит читателя в гущу событий, знакомит его с героями, обстановкой, природой тех лет. Перед читателем представляют события живой жизни, образы яркие и достоверные – история оживает благодаря мастеру художественного слова. Но отличие исторического труда «История Пугачева» от исторической повести «Капитанская дочка» очевидно.
    Читая повесть А.С.Пушкина, «Капитанская дочка», читатель одновременно следит за сюжетом обыкновенной повести, и наблюдает за событиями исторического романа. Это произведение является интересным и содержательным и, по мнению Белинского, одним из самых лучших произведений русской литературы.
    Список использованной литературы
    1. Курдюмова Т.Ф. Литература 8 кл, в 2ч. Ч 1 учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Т.Ф. Курдюмова – М.: Дрофа, 2013.
    2. Пушкин А.С. «Капитанская дочка»
    3. http://ru.wikipedia.org/wiki
    4. А.С.Пушкин «История Пугачёва», http://www.rvb.ru/pushkin/01text/08history/01pugatchev/1063.htm
    5. Красовский В.Е., Леденёв А.В. Роман «Капитанская дочка»/ Литературный справочник для школьников и студентов. – М.: АСТ, 2002.
    6. Надозирная Т.В., Скубачевская Л.А.Повесть «Капитанская дочка» / Литературный справочник для школьников и студентов. – М.: Эксмо, 2009.
    7. Родин И.О., Пименова Т.М. Все произведения школьной программы в кратком изложении. – М.: АСТ, 1996.
    8. Прокофьева Н.Н. А.С.Пушкин: Школьный энциклопедический словарь. – М.: Просвещение, 1999.
    Размещено на Allbest.ru

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *