Каким в стихотворении к морю предстает внутренний мир лирического героя?

10 ответов на вопрос “Каким в стихотворении к морю предстает внутренний мир лирического героя?”

  1. Rainwind Ответить

    Текст прост и ясен лишь на первый взгляд. Но принимая во внимание смысловые тонкости работы, мы можем понять, каковая главная мысль стихотворения «К морю». Пушкин, говоря о желании побега, приводит к выводу, что не жалеет об упущенной возможности покинуть родину. Он анализирует участь Байрона, который погиб в войне греков за свободу, смерть Наполеона, который хотел освободить народ от монархического и дворянского владычества, но добился лишь того, что умер в безвестности на острове св. Елены. В финале лирический герой приходит к выводу, что повсюду, где есть цивилизация, независимость попирается и преследуется, поэтому океану некуда его забросить: везде тирания. Свободны лишь волны вдали от городов и государей, а люди вынуждены жить в опустевшем мире, где настоящие вольнодумцы принимают на себя тяжелейшее бремя борьбы и в одно мгновение просто не выдерживают его. Поэтому основная мысль Пушкина заключается в том, что истинная независимость сохраняется только внутри, зато против нее бессильны правители и жандармы всех стран.

    Художественные средства выразительности

    Ни одно стихотворение не может обойтись без тропов. Эпитеты, характерные романтическому направлению, помогают передать всю красоту окружающей местности: свободная стихия, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки и многие другие. Стихотворение наряду с эпитетами сопровождается еще и сравнением:
    Как друга ропот заунывный,
    Как зов его в прощальный час,
    Твой грустный шум, твой шум призывный…
    Также автор использует риторические вопросы и восклицания для того, чтобы заострить внимание на важных философских аспектах: «Моей души предел желанный!», «О чем жалеть? Куда бы ныне// Я путь беспечный устремил?», «Меня б ты вынес, океан?»
    Умолчание направлено на то, чтобы люди самостоятельно поразмышляли о проблемах, затронутых автором: «Ты ждал, ты звал…», «Одна скала, гробница славы…», «Мир опустел…»
    Разбор стихотворения показал, что можно выделить в произведении «К морю» черты романтического и реалистического. Именно после этой работы наступает новый этап в творчестве Пушкина.
    Автор: Елена Плыгунова

  2. Джин Ответить

    1. История создания

    Стихотворение «К морю» было написано в последний год пребывания Пушкина в южной ссылке — в 1824 году. Поэт начал его перед отправлением из Одессы в имение Михайловское и завершил уже по прибытии в родовое поместье.
    Образ «свободной стихии», оставшейся в воспоминании, окутан очарованием ностальгии.
    Пейзажи северной природы, как бы дороги они ни были Пушкину, не могут сравниться с живой и своенравной игрой морских валов. В ссылке море долго было для поэта главным и единственным другом, а теперь он навеки разлучён и с ним.

    2. Литературное направление

    Время написания элегии относится к периоду перехода Пушкина от романтизма к реализму.
    В 1824 году умирает кумир пушкинской юности, великий английский романтик Дж. Г. Байрон. В стихотворении «К морю» поэт упоминает об этом.
    Вместе с уходом лучшего из романтиков завершается эпоха романтизма. Чувствуя это, Пушкин прощается с прежней манерой письма и обретает новые образы, мотивы, поэтические интонации.
    От романтизма стихотворению «достаётся» жанровое обозначение – элегия, общий лирический настрой, тема дружбы, любви и одиночества и разлуки, эмоциональная полярность, переживание, доведённое до предела.
    От реализма Пушкин заимствует привязанность к современным, действительно происходящим событиям (смерть Байрона, изгнание и смерть Наполеона), ретроспективность, тяготение к конкретным, чётко прорисованным метафорам.

    3. Род

    Стихотворение является образцом лирики.
    Элегия «К морю» может и должна восприниматься не только как пейзажная, но и как философская лирика.

    4. Жанр

    Жанр стихотворения – элегия.
    Поэт прощается с морем, вспоминая события личной жизни и общественной истории, связанные с ним. Предстоит расстаться с прекрасной и торжественной морской стихией, и Пушкин сожалеет об этом.
    Сильные и мятежные впечатления, которые море оставило в его душе, будут долго питать его живыми воспоминаниями.

    5. Проблематика

    В стихотворении затронута проблема свободы. Ничто на свете не может быть таким же вольным, как море.
    Наполеон и Байрон, которые были кумирами свободолюбивой молодёжи пушкинской эпохи, ушли из жизни. Самому поэту предстоит вернуться в Россию, но опять без права свободного перемещения:
    Мир опустел… Теперь куда же
    Меня б ты вынес, океан?
    Судьба людей повсюду та же:
    Где капля блага, там на страже
    Уж просвещенье иль тиран.
    Прощаясь со свободной стихией, Пушкин понимает, что лишает себя мощного источника силы и вдохновения, как будто отрывает сердце от любимого друга.

    6. Тематика

    Тема вольности, раскрытая Пушкиным через образ моря, звучит в унисон с темами любви и дружбы, темой одиночества среди людей, темой пограничья и поиска новых жизненных ориентиров.

    7. Идея

    Идея стихотворения состоит в том, что расставание с дорогими сердцу местами всегда тяжело. Особенно трудно покидать края, в которых ты был счастлив.
    Кажется, что «мир опустел» и впереди не ждёт ничего утешительного. Этот разрыв во сто крат тяжелее, если ты уезжаешь не по своей воле.
    Образ свободы, явленный Пушкину морем, навсегда остался для поэта прекрасной и недостижимой мечтой.

    8. Пафос

    Стихотворение написано с пафосом расставания и сожаления. Чувствуется, с каким трудом покидает поэт морские берега.
    Навсегда уходят в прошлое очарования юности, меняется историческая эпоха, но волнующие образы пережитого останутся в душе навсегда.

    9. Система образов

    Стихотворение организуют образы морской стихии (волны, буря, валы, гребни, пена, брызги, корабли, остров, грот).
    Звуковые образы создают эффект живого диалога между морем и лирическим героем. Море звучит, как «зов» и «ропот друга», оно то жалуется, то доверяет поэту свои тайны и призывает свидеться в последний раз.
    Безграничный простор открывает Пушкину не только новые горизонты творчества, но и мистический шум времени – «бездны глас». Море – чистая стихия, полная первородных таинственных смыслов.
    Поэту будет нелегко жить вдали от неё, а свобода так и останется только мечтой, хрустальным воспоминанием.

    10. Центральные персонажи

    Центральные персонажи стихотворения – море и поэт. Они, как верные друзья, прощаются перед вечной разлукой.
    Их многое объединяет: вольные, мятежные, сильные и гениальные, оба они – дети божьи, им легко понять и поддержать друг друга.
    Словно тени, проплывают над морем образы дорогих сердцу Пушкина людей:
    его возлюбленной Елизаветы Воронцовой,
    кумира поколения Наполеона
    и великого поэта Байрона.
    Эти три величественные, сроднившиеся с образом моря воспоминания остаются для поэта в прошлом и наполняют его душу печалью.

    11. Лирический герой

    Лирический герой элегии не отделён от окружающего пейзажа. Он, напротив, тесно связан с морем узами кровного и духовного родства.
    Как и море, его душа полна противоречивых чувств, желаний, озарений, страстей. Как море, велик его поэтический дар, способный на грандиозные чудеса. Как море, поэт никому не подвластен.
    Сын, брат, друг, супруг «свободной стихии», лирический герой оставляет всё, покидая любимые места. Образы моря навсегда останутся частью его души.

    12. Сюжет

    Сюжет состоит из четырёх частей:
    обращения к морю,
    описанию чувств и событий, связанных с ним,
    описания фигур Наполеона и Байрона, сроднившихся для Пушкина с морской стихией,
    уверения в вечной верности морю и его красоте.

    13. Композиция

    Линейная композиция стихотворения последовательно описывает этапы расставания с морем.
    Первые две строфы содержат обращение к морю.
    Следующие 6 строф повествуют о счастье общения с морской стихией и заветной страсти, испытанной на его берегах.
    Затем, в 5-ти строфах пересказаны финальные аккорды жизни Наполеона, упомянута кончина Байрона. Этими событиями подведён итог целой эпохи.
    Наконец, последние 2 строфы посвящены прощанию и уверению в том, что море останется для поэта незабвенным.

    14. Размер, рифма и строфика

    Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Ритм напоминает мерное колебание волн.
    Женские и мужские рифмы чередуются.
    Перекрёстная рифмовка АБАБ встречается в четверостишиях.
    Также в стихотворении есть 4 пятистишия, где схема рифм выглядит так: АББАБ.

    15. Художественное своеобразие произведения

    Звукопись стихотворения работает на расширение стихотворного пространства. Ассонансы с «о», «а», «э» распахивают горизонт, аллитерации с шипящими и звонкими согласными передают шум волн, блеск и торжество могучих вод.
    Синтаксис элегии богат на обращения, риторические вопросы, ряды однородных членов. Его украшают инверсии, передающие задушевность авторской интонации, восторженные восклицательные предложения, напоминающие признания в любви и уверения в дружбе.
    Лексика высокого стиля используется фрагментарно. Основная часть словарного состава представлена общелитературными выражениями, благодаря чему стихотворение легко воспринимается и сейчас.

    16. Средства художественной выразительности

    Стихотворение насыщено точными эпитетами: «смиренный парус», «своенравные порывы», «торжественной красы».
    Метафоры поэтически углубляют прямой смысл выражений: «властитель дум» (о Байроне), «свободная стихия» (о море), «скала, гробница славы» (об острове св. Елены).
    Главным средством выразительности предстаёт сравнение моря с близким другом, прямо озвученное во второй строфе. Поэт даже пишет о море в мужском роде (5 и 7 строфы)!
    Вольный и счастливый товарищ лирического героя, море знает о нём нечто такое, чего не поймёт и не узнает никто. В его заветных глубинах есть какая-то вечная поэтическая тайна.

    17. Значение произведения

    Значение данного произведения в том, что оно подводит итог размышлениям Пушкина о свободе.
    Отныне эта тема не будет звучать отдельно и полногласно. Она выльется в другое философское русло или станет некой константой (постоянной величиной) пушкинского творчества.
    Полная и абсолютная свобода на земле не возможна, но море напоминает стихию творчества, и отныне поэт будет находить утешение в нём.

    18. Актуальность

    Мечта человечества о свободе не растворилась во времени, поэтому стихотворение Пушкина «К морю» продолжает быть актуальным.
    Все мечтают о том, чтобы жизнь не ограничивалась внешними обстоятельствами, узкими заданными рамками, людьми, с которыми неприятно общаться.
    Море символизирует абсолютную полноту душевной жизни, силу внутренних устремлений, тягу к совершенству.
    Люди каждый год отправляются к морю не только для того, чтобы полежать на пляже, но и для того, чтобы наполниться древней силой моря, его энергией и мудростью. Эти свойства «свободной стихии» навсегда воспеты Пушкиным.

    19. Моё отношение

    Стихотворение Пушкина очаровывает меня. Полные гармонии строки великолепно передают величавую стать моря.
    В элегии «К морю» чувствуется человеческая мудрость Пушкина, тонкое понимание природы, любовь поэта к жизни. На фоне моря он предстаёт таким живым и вдохновенным!
    Сразу вспоминается картина, написанная Айвазовским и Репиным, где Пушкин стоит в окружении пенных валов. Стихотворение «Прощай, свободная стихия» — одно из моих любимых произведений поэта.

    20. Чему учит

    Эта элегия учит нас мудрому отношению ко всем явлениям жизни, помогает увидеть дивную красоту моря, величественность божественного замысла.
    Человек должен быть внутренне свободным, тогда он сможет во всей полноте насладиться неизбывной прелестью природы.

  3. TODIH Ответить

    Гонения великого русского поэта А. С. Пушкина начались в мае 1820 года. За антиправительственные стихотворения Пушкин был выслан на службу в Екатеринослав (ныне Днепропетровск). Спустя три года, в июле 1823, поэта перевели в Одессу. А ровно через год, в июле 1824-го, в результате доноса генерал-губернатора Воронцова и перехваченного частного письма Пушкина поэт был сослан в имение родителей — Михайловское. В середине лета поэт последний раз перед двухгодичной ссылкой видит море. Именно к этому периоду и относится написание стихотворения «К морю». Томимый тоской, поэт пишет первоначальный вариант стихотворения. Позже, в Михайловском, он добавляет строфы о Наполеоне и о Байроне.
    Море для Пушкина — «свободная стихия», символ той свободы, которую невозможно заковать в цепи или отправить в ссылку. В своем стихотворении он прощается с морем, а вместе с ним и со своей свободой. Лирический герой поет гимн морю:
    …Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордою красой…
    …Смиренный парус рыбарей
    Твоею прихотью хранимый.
    Скользит отважно средь зыбей:
    Но ты взыграл, неодолимый,
    И стая тонет кораблей.
    В стихотворении появляются образы двух великих людей: Наполеона и Байрона. Поэт проводит аналогию между своей судьбой и судьбой Наполеона, который оказался узником на острове Святой Елены. Примечательно, что, уже познав горечь гонений, Пушкин использует в своем стихотворении так называемый «эзопов язык». Он не называет остров, на котором «угасал Наполеон», а, используя перифраз, намекает на то, что имеется в виду:
    …Один предмет в твоей пустыне
    Мою бы душу поразил.
    Одна скала, гробница славы
    Там погружалась в хладный сон.
    Там угасал Наполеон.
    О Байроне также не говорится напрямую. Но, памятуя о том, что английский поэт умер в год написания стихотворения, мы понимаем, что речь идет о нем.
    С образом Байрона связан еще один немаловажный мотив стихотворения: невозможность лирического героя слиться с природой, морской стихией, океаном, невозможность стать таким же свободным:
    Ты ждал, ты звал… я был окован;
    Вотще рвалась душа моя
    Могучей страстью очарован,
    У берегов остался я.
    Как раз в период ссылки в Михайловское в творчестве Пушкина произошел переход от романтических тенденций к реализму. Поэтому прощание с морем и Байроном для поэта означает прощание с романтизмом как мироощущением.
    Кульминационным моментом в стихотворении можно считать тринадцатую строфу. В ней Александр Сергеевич высказывает свое мнение о власти:
    …Судьба земли повсюду та же:
    Где капля блага, там на страже
    Уж просвещенье иль тиран.
    Естественно, что эта, центральная по значению, строфа не могла появиться в печати при жизни Пушкина. В 1825 г. она была напечатана в следующем виде:
    Мир опустел…
    Так как в основе стихотворения лежат размышления автора, то мы можем в жанровом отношении назвать произведение элегией.
    Четырехстопный ямб, которым написано стихотворение, ровное чередование мужских и женских клаузул, а также перекрестная рифма создают образ морских волн, неутомимо, в постоянном ритме, набегающих на берег.
    Такая ритмика сбивается только один раз: в тринадцатой строфе. Добавление всего одной лишней строки в четверостишие сразу выбивают строфу из всего стихотворения. Она становится подобна возгласу, внезапно оброненному автором.
    Кольцевая композиция стихотворения создается повторением темы прощания с морем в первом и предпоследнем стихах.
    Невозможно не обратить внимания на общую эмоциональную окраску произведения. Большое количество восклицательных знаков указывает на высокий накал чувств поэта. Риторические вопросы акцентируют погруженность лирического героя в свой внутренний мир. Диалог с морем — это одновременно диалог с самим собой.
    Вынужденное использование «эзопова языка» привело к тщательному отбору художественных средств. Первое место среди них занимает, конечно, перифраз («свободная стихия», «одна скала, гробницы слава», «хладный сон», «другой…гений», «другой властитель наших дум»). Широко используются в стихотворении метафора («восторгами поздравить», «от нас умчался гений», «перенесу…твои скалы, твои заливы», «говор волн»), эпитеты («я тихий и туманный», «смиренный парус», «скучный, неподвижный брег», «поэтический побег», «пустыни молчаливы»), олицетворения («ты катишь волны», «ты взыграл», «ты ждал, ты звал»)
    Удивительно, но во всем стихотворении Пушкин говорит о море не в среднем, а в мужском роде. В этом видится стремление поэта, во-первых, соотнести и сравнить себя с морем, а, во-вторых, мужской род «наделяет» море суровым и могучим, «мужским» характером.
    Несомненно, стихотворение «К морю» заняло свое достойное место в поэзии А. С. Пушкина, продолжило и развило тему свободы в вольнолюбивой лирике поэта.

  4. Gagal Ответить

    А.С. Пушкин написал стихотворение «К морю» в 1824 году, перед ссылкой в село Михайловское. В этом произведении неукротимая жажда свободы автора, его видение природы, красоты, окружающей нас. Пушкин в стихотворении выступает как поэт-романтик. Это последнее произведение в направлении романтизма у поэта.
    В стихотворении лирический герой стоит у моря и любуется его безграничными просторами.
    Море является символом свободной стихии, его образ, созданный Пушкиным, прекрасен и величественен. Море подчиняется только своим законам, оно свободно, а человек подвластен обществу, он находится в заточении своих пороков и страстей.
    Лирический герой восхищен морем:
    «Как ты, могуч, глубок и мрачен,
    Как ты, ничем неукротим».
    В море свобода и сила, к которой стремится герой-романтик:
    «но ты взыграл, неодолимый,-
    И стая тонет кораблей».на земле он несчастен и одинок. Он ропчит на устои, принятые тем временем:
    «Где капля блага, там на страже
    Уж просвещенье иль тиран».
    Лирический герой обещает сохранить в памяти образ скал, волн, заливов:
    «В леса, в пустыни молчаливы
    Перенесу, тобою полн,
    Твои скалы, твои заливы,
    И блеск, и тень, и говор волн».
    Природа во всех произведениях Пушкина играет особую роль. Она одухотворена, она яркая и живая, заставляющая видеть прелесть мира. Автор готов к одиночеству и ссылке, ведь с ним рядом всегда есть преданный собеседник-природа.
    В стихотворении преобладает перекрестная рифма. Благодаря художественно-выразительным средствам, речь становится более живой, насыщенной, проникновенной. Мы словно переносимся на берег моря и своими глазами видим ту же картину, что и герой стихотворения.
    Автор использует много инверсий («Волны голубые», «ропот заунывный»), анафору («Прощай, свободная…», «Прощай же, море…»), олицетворения («ты ждал, ты звал»), риторические вопросы («О чем жалеть?»), эпитеты («грустный шум»), обращения («Прощай, свободная стихия»), метафоры («Мой поэтический побег»). Мы слышим звуки природы, благодаря нагнетению согласных «р», «ш», гласных «о». стихотворение написано в четырехстопном ямбе.
    Человеку тоже присущи «гордая краса» и «своенравные порывы», мощь мысли и чувства. Таковы великие личности, как Наполеон, упоминаемый в произведении.
    Автор навсегда бы хотел остаться у берега моря, но он вынужден проститься с ним, оставив памяти его «торжественную красу».

  5. tarf Ответить

    Когда Александр Пушкин, молодой выпускник Царскосельского лицея, получил должность секретаря в Коллегии иностранных дел, он не слишком утруждал себя службой, зато активно принимал участие в работе литературного кружка «Арзамас», членом которого стал заочно уже в Лицее. Позднее, в 1819 году, он стал участником более серьезной организации — литературно-театрального сообщества «Зеленая лампа», работой которого руководила организация декабристов «Союз благоденствия».
    Мысли о судьбе народа, споры о необходимости ограничить монархическое правление и уничтожить крепостное право послужили созданию вольнолюбивых стихотворений «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву». Под именем Пушкина по Петербургу гуляли также эпиграммы и вольные стихи. Когда юного поэта вызывали в канцелярию графа Милорадовича и спросили об авторстве, Пушкин заявил, что сжег стихи, но готов их написать прямо сейчас снова. Подобная дерзость не могла остаться без внимания царя, и Александр I был готов отправить Пушкина в Сибирь, но вмешательство друзей помогло смягчить приговор: Пушкина отправили служить в Кишинев в канцелярию И. Н. Инзова. Однако, встретившись с семьей генерала Раевского, он оказывается сначала в Крыму, а последний год ссылки проводит в Одессе, возле моря.
    8 октября 1824 года Александр Сергеевич писал из Михайловского: «Все, что напоминает мне море, наводит на меня грусть — журчанье ручья причиняет боль в буквальном смысле слова…» Так тяжело переживал поэт разлуку с морем, возле которого провел четыре года в Южной ссылке. Но уже в ноябре 1824 года появилось стихотворение «К морю», где чувства поэта выражены не так мучительно. Что изменилось в настроении поэта? Ведь «свободная стихия» ему по-прежнему близка, да и с морем уже пришлось распрощаться.
    Море привлекает героя своей одушевленностью, жизненностью. Море — символ свободы, безбрежной вольной стихии, которая родственна духу самого поэта. Как оно блещет «гордою красою», как «катит волны», а его шум в час прощания напоминает «друга ропот заунывный». Величие моря, его «гордая краса», мощь и сила противостоят внутреннему состоянию лирического героя. Если герой «тихий и туманный», он «окован», то море — своенравное и неодолимое.
    Образ моря, созданный русским поэтом, прекрасен и величественен. Море подчиняется своим законам, оно полно какой-то скрытой силы, поэтому и катит «волны голубые», и блещет «гордою красой». Оно может быть разным: и ласковым, и губительным («и стая тонет кораблей»), неодолимым и покорным. Морская стихия не терпит какого-либо внешнего принуждения, что сродни состоянию героя. «Свободная стихия» как нельзя лучше соотносится с качествами романтического героя. Неслучайно в стихотворении возникают образы великих исторических личностей: императора Наполеона и английского романтика — поэта Байрона.
    В элегии «К морю» Пушкин подвел своеобразный итог южному периоду творчества, названному впоследствии критиками романтическим. Тогда он искренне верил в силу исключительной личности (именно таковы герои его поэм цыган Алеко и русский пленник), верил, что такие избранные личности смогут изменить мир, чтобы уничтожить деспотизм и обрести желанную свободу.
    В соответствии с поэтикой романтизма описана и личность самого героя: ему скучен «неподвижный брег», так как в этой пустыне уже не осталось ничего родственного для самого поэта. Почему же герой стихотворения, гордый и одинокий, «у брегов остался»? «Мир опустел», и той стихийной вольности, свойственной морю, уже нет. Личная же свобода каждого зависит от внешних условий, а убежать от себя невозможно. Так в сознании героя столкнулись романтическое желание свободы, присущее такой стихии, как море, и сознание того, что человек живет по совершенно другим законам.
    Моря у Пушкина не отняли, как невозможно отнять красоту, царящую в душе человека. И его герой смотрит с берега, к которому и не пристал тогда, и не сошел теперь. Речь идет о романтизме, к которому Пушкин так окончательно и не примкнул, ведь для романтиков свобода была высшей ценностью, ради нее герои даже погибали. Для Пушкина высшей ценностью становится стихия чувства, которому он отдавался со всей страстью африканского потомка и которое воплотил в каждом своем лирическом шедевре.

  6. Fetaur Ответить

    Летом 1824 г. А. С. Пушкин по наущению своих врагов был отправлен петербургским начальством в псковское село Михайловское. Еще в Одессе поэтом овладевали мрачные настроения. «Скучно … вот припев моей жизни» – писал он своему другу Дельвигу, при этом называя себя «ссылочным невольником» . А тут еще предстояла разлука с морем, поддерживающим в Пушкине творческие силы на протяжении всей южной ссылки. Так появилось стихотворение «К морю» . Это был переломный период для Пушкина – период перехода от романтизма к реализму. Оно завершает романтический период пушкинского творчества. В стихотворении «К морю» поэт прощается не только со «свободной стихией» , но и романтическим мироощущением.
    Прощание Пушкина с морем – это прощание двух стихий: поэтической стихии и стихии самой природы. Поэт восхищается «гордою красой» моря, в последний раз слышит его «грустный» и «призывный шум» . Четвертая строфа – признание в любви к морю. Что же так любил Александр Сергеевич в «свободной стихии» ? «Глухие звуки» , «глас бездны» , «тишину» , «своенравные порывы» – все это было близко и самому Пушкину. Но желание слиться со стихией, «навек оставить скучный, неподвижный брег» осталось неосуществленным. «Вотще рвалась душа моя» – восклицает Пушкин, очарованный «могучей страстью» моря.
    Как с другом, как с братом ведет Пушкин свой прощальный разговор с морем. К «неукротимой» стихии он смело обращается на «ты» : «Ты ждал, ты звал …» И море отвечает ему, рождая в воображении образы и судьбы двух знаменитейших исторических личностей: французского полководца и английского поэта. Пушкин вспоминает о бесславной кончине «среди мучений» на острове Святой Елены великого Наполеона и о смерти лорда Байрона, участвовавшего в Греции в борьбе за освободительное движение. Смерть последнего поэт сравнивает с «шумом бури» и призывает море, чьим духом был создан Байрон, «взволноваться непогодой» . «Оплаканного свободой» гения английской поэзии Пушкин называет «властителем дум» и певцом моря. С его гибелью мир становится пуст. Тринадцатая строфа вполне закономерно привносит в стихотворение политический мотив. Где бы ни встречал поэт благо, «на страже» всегда стоит тиран. И в этом судьба не только Пушкина, но и всех людей на свете. Вновь и вновь возвращаясь к прощанию с морем, поэт так и не смог с ним расстаться. Связано это было с тем, что «свободная стихия» жила в его сердце. Наполненный ею, уезжая в ссылку, Александр Сергеевич унес в себе – в своих мыслях и в своей душе – «скалы» , «заливы» , «блеск» , «тень» и «говор волн» . Разлука не состоялась, ведь на Пушкине, так же как и на Байроне, «был означен образ» моря.
    Стихотворение «К морю» – яркое и сильное по своей поэтической глубине – волновало умы и сердца не только современников Пушкина, но и его последователей. Марина Цветаева – поэт серебряного века – в очерке «Мой Пушкин» как никто другой описала свое впечатление от этого стихотворения. Будучи еще маленькой девочкой, никогда не видевшей моря, она полюбила море всем своим трепетным сердцем, прочитав однажды «К морю» Пушкина. Только море ее навсегда стало морем прощания. Вместе с поэтом XIX в. она «переносила» море в «леса» и «молчаливые пустыни» , и никогда не давала «свободной стихии» остыть в своей душе.
    В Михайловском Пушкина ждала замкнутая жизнь, которую он заполнял чтением и творчеством. Но образ моря, воспетый им в одном из своих стихотворений, не позволял поэту впасть в уныние, помогая своим свободным и неукротимым духом осуществить новые гениальные замыслы.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *