Какое имя у монгольского хана который приобрел значительную?

9 ответов на вопрос “Какое имя у монгольского хана который приобрел значительную?”

  1. nachemodanah Ответить

    Монголы в свое время нанесли серьезный урон мусульманскому миру, завоевав Аббасидский халифат и разрушив его столицу Багдад. Однако среди монгольских правителей были и такие, кто принял ислам и сделал немало для его развития. Одним из таких людей был хан Берке, пишет сайт mvslim.com.
    Кто такой Берке?
    Хан Берке (13 век, точная дата рождения неизвестна) был внуком основателя Монгольской империи Чингисхана, сыном его старшего сына Джучи. Есть некоторые разногласия относительно происхождения Джучи. Борте, жена Чингисхана, была похищена соперничающим племенем вскоре после ее замужества. Она оставалась в этом племени в течение нескольких месяцев, пока Чингисхан не спас ее. Девять месяцев спустя она родила Джучи, оставив сомнения относительно того, был ли Джучи сыном Чингисхана или ее похитителя, который взял ее в жены.
    Тем не менее Чингисхан объявил Джучи своим сыном. Джучи был опытным военачальником и внес большой вклад в завоевание его отцом Центральной Азии. У Джучи было по меньшей мере четырнадцать сыновей и две дочери от четырех жен. Чингисхан разделил свою империю на улусы, каждый из которых после его смерти будет управляться одним из его сыновей. Однако Джучи умер за полгода до Чингисхана. Таким образом, западное ханство, которым должен был править Джучи, было передано старшему сыну Джучи Бату. Берке-хан унаследовал ханство, которое позже стало известно как “Золотая Орда”, после смерти своего брата Батыя. Берке правил Золотой Ордой практически самостоятельно. Кроме того, он был первым монгольским правителем, принявшим ислам. Он умер в 1266 году.
    Кутлу-хатун – монгольская принцесса-воительница, совершившая хадж.
    Хан Берке / Источник: zen.yandex.ru
    Обращение в ислам
    Находясь в городе Сарайчик, на западе современного Казахстана, Берке встретил караван, идущий из Бухары. Он расспрашивал путешественников об их вере и впоследствии принял ислам от суфийского шейха Сайф ад-Дина Бохарзи. Брат Берке Тух-Тимур тоже принял ислам. Берке был первым монгольским ханом, принявшим ислам.
    Рукн-ад-дин-Байбарс, автор многотомного сочинения «Тарих Байбарса» («Летопись Байбарса») подробно описал, при каких обстоятельствах Берке стал мусульманином.
    Воссел на престол страны Берке. Он принял ислам, был благочестив, установил маяки религии, распространил законы мусульман… Принялся за строительство мечетей и медресе в разных концах своей страны. Причина принятия им ислама была в том, что аш-шайх Наджм ад-дин Кубра…распределил своих муридов по великим городам. Отправил… Сайф ад-дин Бохарзи — в Бухару».
    Под влиянием авторитетного шейха Бохарзи некоторые монголы также стали принимать ислам. Прослышал о Сайф ад-дин Бохарзи и Берке. В знак своего уважения он прислал ему в дар пайцзу — табличку, представлявшую из себя аналог жалованной грамоты. Реакция шейха была своеобразной.
    Когда она (пайзца) дошла до него, то он спросил у гонца: «Что это такое?». Гонец ответил: «Это сделает руку шейха всеохватной в климатах и защитит каждого, кто будет вместе с ним». И он сказал ему: «Прикрепи её к ослу и отправь его в степь. Если она защитит его от мух, то я приму её; а если она не сможет защитить осла, тогда, возможно, от нее для меня не будет никакого толка». Так он отказался принять ее. Гонец вернулся и известил Берке о том, что сказал шейх. Тогда Берке сказал: «Я сам лично направлюсь к нему!» И он направился к нему, прибыл в Бухару и прождал у двери шейха три дня. Шейх не разрешал ему войти к нему до тех пор, пока один из его послушников (мурид) не заговорил с ним, сказав: «Это великий правитель, и он прибыл из далекой страны, чтобы просить благословения от шейха и поговорить с ним. И нет вреда в том, чтобы дать ему разрешение (войти). И он вошел к нему…принял ислам из его рук и вернулся от него в свою страну».
    Джаляледдин Менгубирди и его борьба с монгольским нашествием.
    Мавзолей Сайф ад-Дина Бохарзи в местечке Фатхабад недалеко от Бухары / Источник: ru.wikipedia.org
    Войну с Хулагу
    Племянник Берке-хана Хулагу правил Северной Персией и получил указания от своего брата Мункэ включить территорию от Персии до Египта в состав Монгольской империи. В 1256 году Хулагу отправился в поход с армией численностью не менее 100 000 человек. Войско направилось к горным крепостям исмаилитов. В течение года исмаилиты сдались, а их лидер Рукн ад-Дин Куршах был схвачен и убит. Затем Хулагу обратил свое внимание на Ирак и послал халифу Аль-Мустасиму письмо с требованием подчиниться монголам. Халиф, разумеется, отказался.
    Хулагу направился в Ирак, полный решимости подчинить себе халифа. Иракские шииты не поддержали халифа, который проявлял мало уважения к их общине. В результате города с существенным шиитским населением, такие как Наджаф, Кербела и Мосул, сдались монголам без боя. В январе 1258 года армия Хулагу прибыла в Багдад. Монголы захватили город в течение двух недель. Через месяц Аль-Мустасим был казнен. Багдад, славный город, город, где жили ученые и художники, город, простоявший более шести веков, был разграблен и сожжен дотла. Многие жители Багдада были убиты.
    Когда эта весть достигла соседних мусульманских государств, они сдались монголам без всякого сопротивления из страха. Вскоре Хулагу направился в успешный поход в Сирию. Когда Берке-хан услышал о разграблении Багдада, массовом убийстве его мусульманских жителей и последующем покорении других мусульманских городов, он пришел в ярость и поклялся отомстить:
    Он (Хулагу) разграбил все города мусульман. С Божьей помощью я призову его к ответу за столь большое количество невинной крови”.
    Басра: упадок некогда славного исламского города.
    Взятие Багдада армией Хулагу / Источник: ru.wikipedia.org
    Хулагу опасался вторжения войск Берке и поэтому отступил в Персию, оставив небольшой гарнизон в Сирии. К 1260 году монголы завоевали большую часть Сирии и двинулись дальше на юг, чтобы покорить Палестину, в чем также преуспели. Их, казалось бы, непобедимая армия была остановлена, однако, мамлюками, правившими в Египте. Мамлюкский султан Кутуз послал в Палестину одного из своих военачальников, Бейбарса. Мамлюки разгромили монголов и тем самым положили конец расширению монгольского ареала завоевания. Монгольский военачальник был схвачен и казнен. Мамлюки вскоре отвоевали Палестину и Сирию.
    Хулагу хотел отомстить за поражение своих войск в Палестине и готовился к войне, но не смог справиться с мамлюками, потому что хан Берке начал серию нападений на империю Хулагу в Кавказском регионе, вынудив Хулагу переключить внимание на него. Берке все еще был в ярости из-за разграбления Багдада. Нападения привели к открытой войне между Берке и Хулагу, конфликт еще более усилился, потому что оба поддерживали другого претендента на управление восточным ханством, включавшим в себя территорию современного Китая и Монголии. Хулагу поддерживал своего брата Хубилая, в то время как Берке был на стороне другого брата Хулагу Арикбоки. Оба претендента присоединились к своим сторонникам в войне, но в конце концов Арикбока сдался Хубилаю. Хулагу и Берке потерпели серьезный урон в войне.
    Хотя Арикбока не стал ханом восточного ханства, Берке удалось разрушить мечту Хулагу о ближневосточной империи, включавшей Египет. Война все еще продолжалась, когда Хулагу умер в 1265 году. Через несколько месяцев, в 1266 году, умер и Берке. Хулагу при жизни удалось укрепить свою власть в Персии, его династия Ильханидов правила Персией до 1335 года. Его преемники приняли ислам. Менгу-Тимур, племянник Берке, сменил его на посту хана Золотой Орды. Конфликт Берке с Хулагу, вынудивший последнего переключить свое внимание с мамлюков, положил конец дальнейшему расширению империи Хулагу и предотвратил дальнейшую потерю мусульманских земель, и спас другие мусульманские города от той же участи, что была у Багдада.
    Рукописи там не горят: старинная библиотека Аль-Кадирия в Багдаде.
    Битва между войсками Берке и Хулагу / Источник: en.wikipedia.org
    Исламосфера/ По материалам сайтов mvslim.com, wikipedia.org.

  2. MrMbimba Ответить

    Дмитрий Степанов, кандидат исторических наук

    Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

    В XIII веке в Восточной Европе и в Южной Европе происходят колоссальные геополитические изменения. В самом начале XIII века в 1204 году прекратила свое существование Византийская империя, как известно – это произошло во время четвертого крестового похода, когда крестоносцы, переправлялись в Землю обетованную и желая освободить Гроб Господень в очередной раз, они решили не переходить дальше Константинополя и разорили город, где происходила внутридинастическая борьба. После этого примерно на 60 лет Византийская империя прекратила свое существование и потом была восстановлена благодаря династии Палеологов – известной представительницей которой была Софья Палеолог – жена Ивана III. Так вот титул «царь» практически исчезает в этот момент из наших летописей, но это продолжается недолго. Понятно, что никто из наших князей не мог на тот момент примерить на себя титул этот, даже самые могущественные, такие, как Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, или Юрий Всеволодович – Владимирские князья, они тем не менее, в общем-то, были людьми в этом отношении довольно скромными, царями они себя не именовали и так их не именовали естественно и русские летописцы.
    Но в середине XIII века в результате ослабления русских земель после феодальной раздробленности и междоусобной войны Русь попадает под влияние, под власть татаро-монгольских ханов. И здесь происходит очень интересная трансформация – царский титул переносится на титул ханов Золотой орды. Казалось бы, хан Золотой орды он с религиозной точки зрения уж точно не имеет никаких прав на то, чтобы именоваться так, как именовались в русских летописях римские и потом византийские императоры, но тем не менее, здесь сработала эта взаимосвязь – выше царя нет никого. Вообще необходимо отметить, что татаро-монгольское нашествие воспринималось конечно же однозначно – это расплата за грехи, это некое наказание сверху. Не надо забывать, ведь все-таки с христианской точки зрения – всякая власть – это власть от Бога, татары – это плохая власть безусловно. Со светской точки зрения – это та власть, которая совершает постоянные набеги, которая заставляет платить ордынский выход, которая консервирует этот процесс феодальной раздробленности. Но это власть, которая дана от Бога и дана за грехи. Поэтому нет никакого противоречия, что хан Золотой орды начинает называться царским титулом.
    Общеизвестно, что татаро-монголы были синкретичны в плане религии и, в общем-то, религиозная политика их, выражаясь современным языком, была крайне толерантна и тем более, они хотели привлечь Церковь на свою сторону, поэтому, в общем-то, освободили Церковь от уплаты налогов, как тогда говорили «отарханили», то есть «тархан» — это разрешение не платить налоги, тарханная грамота. И естественно это не запрещало русским князьям брать с Церкви определенную подать, но взамен во время церковных служб, на епитимьях обязательно произносилось имя царя нашего и дальше называлось имя текущего хана.
    Очень интересно, что русские летописи по-разному оценивают ханов, никогда не изменяя им в том, что они имеют право на царский титул. Так, например, хан Тахта именовался «добрым царем». Почему – потому что это хан, при котором не было ни одного набега на русские земли. Или, например, «суровый царь» Узбек, как известно, при хане Узбеке было совершено несколько походов, которые возглавляли, как ни странно, московские князья, сначала – это Юрий Данилович, потом Иван Данилович Калита и поэтому он суровый, но он все равно царь. Или же «добрый царь» Джанибек опять-таки, как известно, при Джанибеке, который правил после Узбека в 1350-х годах отношения между русскими княжествами и Золотой ордой были очень лояльными, особенно после визита митрополита Алексия в столицу Золотой орды. Как известно по легенде, митрополит Алексий излечил от слепоты сестру хана Джанибека Тайдуллу. Поэтому отношения были хорошими и это отразилось на том, что его именовали «добрым царем».
    Характерно, что русские источники очень четко различают законных царей – Чингизидов и незаконных царей. В этом отразился третий аспект использования царского титула, то есть, первый – это религиозный контекст, или подтекст, второй – это соответственно внешнеполитический и третий – это династический, что мы увидим и в дальнейшем. В частности, если вы помните в 1370-х годах к власти в Золотой орде приходит Мамай. Мамай не был Чингизидом, он был незаконным правителем, он был узурпатором, и наша летопись однозначно называют его князем, она не называет его царем. Царь тогда был Тохтамыш – законный Чингизид, законный наследник, который был изгнан Мамаем из Золотой орды, тогда он находился в Крыму. И здесь как раз и заключается важный парадокс. На Куликовом поле русские войска сражались с узурпатором и таким образом, Мамай был уничтожен. И как ни странно, законный царь, с точки зрения русских летописей – Тохтамыш послал благодарственное письмо вообще-то Дмитрию Донскому с тем, что поблагодарил его за службу. Это его вассал, который уничтожил власть его узурпатора.
    А дальше начинается интересный момент. Дань естественно Дмитрий Донской не платит, он считает, что он освободился от татаро-монгольского ига и после этого Тохтамыш явился под Москву сам – это знаменитое нашествие 1382 года, его у нас воспринимают очень по-разному. Считается, что Дмитрий вроде бы как спасовал перед Тохтамышем и уехал на север княжества – это не совсем так. знаменитый исследователь этого периода Горский пишет о том, что Дмитрий, собрав рать, собрав войска выступил против Тохтамыша и вместе с князем Дмитрием Михайловичем Боброк-Волынским они его хотели взять в клещи, но уже после того, как Тохтамыш обманом разорил Москву. Придя под стены Москвы, он взял с собой рязанских князей и рязанские князья, обращаясь к москвичам сказали, что откройте ворота царю вашему, как законному царю, ваш князь поступает неправильно. Ну и Тохтамыш понятно, что Москву тогда просто полностью сжег.
    Выступление против законного царя с точки зрения русских летописей как раз и послужило в дальнейшем смягчению золотоордынского ига. И в частности именно поэтому в русских летописях Дмитрий Донской снова сам начинает именоваться, как царь. Это первое использование, начиная с XII века.

  3. drake100 Ответить

    У монголов не существовало единого правила наследования верховной власти. После смерти очередного хана собирался курултай и порой выборы проходили достаточного долго. Обычно у ханов было очень много детей, и вопрос прав на престол оказывался чрезвычайно болезненным. В итоге происходила борьба различных кланов и партий, каждая из которых поддерживала своего кандидата. Но почти всегда решимость одного из претендентов приводила его к власти.
    После всех передряг связанных со стремлением к главенству в Золотой орде Ногая, установилось единоначалие и хан Тахта, умирая (1312), оставлял более или менее управляемое государство с покоренными вассалами. Его сменил сын Тохты Иксар. Можно сказать, что смены власти не произошло. Так как реальные рычаги управления были в руках визиря Тохты Кадака. Хан Узбек приходился Тохте племянником. И поехал, по обычаю, выразить соболезнования родне дяди, и поклониться новому хану. Вместо этого Узбек убил и двоюродного брата, и визиря Кадака (1313). Так Золотая Орда получила одного из самых своих заметных ханов. Столь простой способ узурпации власти ряд историков объясняет тем, что Узбека поддерживала мусульманская партия Орды. До этого ханы могли придерживаться магометанства, но в целом в орде сохранялась свобода вероисповедания. Узбек же пожелал, чтобы новую религию приняла вся орда. И добивался этого, жестоко расправляясь с непокорными эмирами. Считается, что в период правления Узбека было казнено 120 чингизитов не желающих менять веру предков.
    Как лаконично сообщают русские летописи про этого хана «сел на царстве и обесерменился». Что касается Руси, Узбек умело пользовался стремлением Москвы и Твери стать общерусским центром. Русские князя охотно воевали друг с другом, привлекая татарские войска. С самими князьями хан (царь, как называют его в русских летописях) не церемонился. Самой известной его жертвой стал Михаил Тверской. Он был убит в Орде, также, как и два его сына и внук. Всего же при Узбеке в Орде погибло девять великих и удельных русских князей.
    При Узбеке Сарай стал важным дипломатическим центом. Принятие мусульманства сделало Золотую орду важной частью мусульманского мира. И как раз об Узбеке сохранилось много арабских и персидских свидетельств. Описывается роскошь его столицы, его двора. А самого его называют одним из семи самых могущественных правителей мира.
    Узбек сам был женат на дочери византийского императора Андроника Второго, его племянница стала женой египетского султана.
    Узбек много воевал, прежде всего в Закавказье. Он предпринял попытку завоевать западнорусские княжества, но был разгромлен на Висле польским королем Казимиром Великим.
    Свой трон Узбек (ум. В 1341) передал сыну Тинибеку. Но вместе с его смертью величие Золотой Орды стало угасать.

  4. HeMan-777 Ответить

    За все время существования Монгольской империи и Золотой Орды, на престоле сменилось немало ханов. Особенно часто правители менялись в период великой замятне, когда кризис вынудил брата идти против брата. Разнообразные междоусобные войны и регулярные военные походы немало запутали семейное древо монгольских ханов, однако имена самых могущественных правителей известны до сих пор. Итак, какие же ханы Монгольской империи считались самыми могущественными?
    Чингисхан из-за массы удачных походов и объединения земель в одно государство.
    Батый, которому удалось полностью подчинить Древнюю Русь и образовать Золотую Орду.
    Хан Узбек, при котором Золотая Орда достигла наибольшего могущества.
    Мамай, который сумел объединить войска в период великой замятни.
    Хан Тохтамыш, совершивший удачные походы против Москвы, и вернувший Древнюю Русь в состав подневольных территорий.
    Каждый правитель заслуживает отдельного внимания, ведь его вклад в историю развития татаро-монгольского ига огромен. Однако гораздо интереснее рассказать обо всех правителях ига, постаравшись восстановить семейное древо ханов.

    Татаро-монгольские ханы и их роль в истории ига

    Имя и годы правления хана
    Его роль в истории
    Чингисхан (1206-1227)
    И до Чингисхана у монгольского ига были свои правители, но именно этому хану удалось объединить все земли и совершить удивительно успешные походы на Китай, Северную Азию и против татар.
    Угэдэй (1229-1241)
    Чингисхан постарался дать возможность правления всем своим сыновьям, поэтому разделил между ними империю, но именно Угэдэй был его главным наследником. Правитель продолжил экспансию на Среднюю Азию и Северный Китай, упрочив положение и в Европе.
    Батый (1227-1255)
    Батый был лишь правителем улуса Джучи, получившего в последствии название Золотая Орда. Однако успешный Западный поход, экспансия Древней Руси и Польши, сделали из Батыя национального героя. Вскоре он начал распространять свою сферу влияния на всю территорию монгольского государства, становясь все более авторитетным правителем.
    Берке (1257-1266)
    Именно в период правления Берке, Золотая Орда практически полностью обособилась от Монгольской империи. Правитель делал акцент на градостроительство, улучшение социального положения граждан.
    Менгу-Тимур (1266-1282), Туда-Менгу (1282-1287), Тула-Буги (1287-1291)
    Эти правители не оставили большого следа в истории, зато смогли еще больше обособить Золотую Орду и отстоять ее права на свободу от Монгольской империи. Основой экономики Золотой Орды оставалась дань от князей Древней Руси.
    Хан Узбек (1312-1341) и хан Джанибек (1342-1357)
    При хане Узбеке и его сыне Джанибеке произошел расцвет Золотой Орды. Подношения русских князей регулярно увеличивались, продолжалось градостроительство, а жители Сарай-Бату обожали своего хана и буквально поклонялись ему.
    Мамай (1359-1381)
    Мамай никак не относился к законным правителям Золотой Орды и не имел с ними связи. Он силой захватил власть в стране, добиваясь новых экономических реформ и военных побед. Несмотря на то, что власть Мамая крепла с каждым днем, проблемы в государстве нарастали из-за конфликтов на престоле. В результате, в 1380 году Мамай потерпел сокрушительное поражение от русских войск на Куликовом поле, а в 1381 году был свергнут законным правителем Тохтамышем.
    Тохтамыш (1380-1395)
    Пожалуй, последний великий хан Золотой Орды. Ему удалось после сокрушительного поражения Мамая, вернуть себе статус в Древней Руси.   После похода на Москву в 1382 году, выплаты дани возобновились, а Тохтамыш доказал свое силовое превосходство.
    Кадыр Берди (1419), Хаджи-Мухаммед (1420-1427), Улу-Мухаммед (1428-1432), Кичи-Мухаммед (1432-1459)
    Все эти правители пытались установить свою власть в период государственного распада Золотой Орды. После начала внутриполитического кризиса сменилось множество правителей, а это повлияло и на ухудшение положения страны. В результате, в 1480 году Ивану III удалось добиться независимости Древней Руси, скинув оковы многовековой дани.
    Как это часто бывает, великое государство распадается из-за династического кризиса. Спустя несколько десятилетий после освобождения Древней Руси от гегемонии монгольского ига, русским правителям также предстояло пережить свой династический кризис, но это уже совсем другая история.

  5. temochkin Ответить

    Источники сохранили содержание бесед послов с ханом, который интересовался слонами, жирафами, дождями в Египте и легендой о человеческой кости великана, протянутой через Нил и служащей мостом. Одним словом, Берке продемонстрировал удивительную осведомленность о достопримечательностях и чудесах Египта. Видимо, послы донесли это до Байбарса и со следующей делегацией он послал Берке еще больше диковинных подарков.Египетский летописец сообщает, что на этот раз среди подарков мамлюкского правителя были чернокожие слуги и прислужницы-поварихи, быстроногие арабские скакуны и нубийские верблюды, ходкие вьючные животные, а также обезьяны и попугаи. Арабский историк ал-Муфаддаль к этому списку добавляет еще жирафа, ослов египетских и других диковинных зверей.Ответное посольство Берке-хана миновало Александрийский порт в 1263 году и оттуда направилось в Мамлюкский султанат.Первое посольство Золотой Орды состояло из 1000 человек. Такую представительную делегацию в Каире встречал весь город. «Не осталось ни одного жителя Каира и Мысра, который бы не вышел навстречу. Был этот день великий!» — пишет по этому поводу арабский историк ан-Нувейри. С тех пор в течение двух столетий Каир и Сарай обменялись примерно 50 посольствами.
    Письмо хана Берке было торжественно зачитано в мамлюкском дворце и встречено с радостью. Он выражал благодарность Бейбарсу за спасение золотоордынских подданных (которых изгнал Хулагу), а также просил помощь в борьбе с Хулагу. «Я и мои четыре брата бились с ним, чтобы восстановить ислам в прежних пределах, отомстить за смерть имамов, — писал Берке хан. — Надо преградить дорогу Хулагу. Прошу, направь своё войско к Евфрату».
    Очевидно, хан Берке рассчитывал пробиться в Месопотамию и серьезно готовился к этому походу. Он даже вызвал Великого князя Александра Невского и потребовал от него прислать на войну русские дружины. Однако князь Александр так и не смог привести воинов. После беседы с золотоордынским правителем он отправился домой, но в пути заболел и 14 ноября 1263 года Александр Невский скончался.
    Русский исследователь В.В. Бартольд писал, что хан Берке выдал свою дочь за правителя Мамлюкского султаната. В этом браке родился первый преемник Бейбарса. Мальчику дали имя Саид-хан Мухаммед, но его также называли Насир ад-Дин Берке-хан, очевидно, в честь золотоордынского правителя.
    В дальнейшем значительного развития торговые, культурные и дипломатические отношения Золотой Орды с мамлюкским Египтом достигли при правлении Узбека, который пытался заручиться поддержкой правителей Египта в борьбе против Хулагуидов Ирана. Правитель Египта султан аль-Малик ан-Насыр стремился заключить династийный брак с представителями рода Чингизидов и жениться на Тулунбай, дочери Тунаджи, родственника хана. После длительных переговоров царевна Тулунбай в 1320 году прибыла в Египет, но по информации, которую сообщили Узбеку послы, аль-Малик ан-Насыр через несколько дней выгнал её и выдал замуж за одного из своих мамлюков. В начале 20-х годов она умерла. Известие об этом несколько охладило отношения двух стран. Преемник Узбека Джанибек продолжил связи с Египтом. В 1356 году он совершил поход в Азербайджан, захватил Тебриз, о чем сообщил в своем письме мамлюкскому султану. После двадцатилетней смуты 1361—1380 годов, раздиравшей Золотую Орду, пришедший к власти Токтамыш, также возобновил связи с Египтом. Разрушительные походы Тамерлана, ослабление и распад Золотой Орды привели к прекращению ордынско-мамлюкских связей. Арабские дипломаты, купцы и путешественники неоднократно посещали Золотую Орду и оставили ценные сведения по истории этого государства.
    К. Бегалин Золотая Орда и хан Берке, или Джемаль ад-Дин ИбрагА. Юрченко Золотая Орда Между Ясой и Кораном Начало конфликта
    Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *