Какое место может занимать язык пролог в базовом курсе информатики?

5 ответов на вопрос “Какое место может занимать язык пролог в базовом курсе информатики?”

  1. Kera Ответить

    Такой способ решения задачи оказывается, в некотором смысле, полуавтоматическим. Ученик приходит к окончательному ответу, анализируя полученную числовую таблицу. Визуально он определяет, какому положению станции соответствует (в каком столбце таблицы находится) найденное оптимальное расстояние 7,21 км. Если требуется уменьшить шаг дискретизации, то, изменив величину шага в ячейке Е1, нужно будет увеличивать число столбцов в расчетной таблице. Делается это легко, простым копированием столбцов. Максимальный размер электронной таблицы, хотя и ограничен, но все-таки достаточно большой (в Excel — 256 столбцов). Правда, в этом случае придется подправить формулу в ячейке D10.

    Все эти дополнительные проблемы компенсируются прозрачностью модели. Ученик видит все промежуточные результаты расчетов, видит весь механизм работы выбранной модели. Понятие вычислительного эксперимента становится для учеников более содержательным, более наглядным.
    Электронная таблица — средство более высокого уровня, чем язык программирования. В то же время задача проектирования расчетной таблицы того же типа, что нами рассмотрена, совсем не тривиальна. Можно говорить о том, что язык электронных таблиц — это своеобразный язык программирования — язык табличных алгоритмов. Следовательно, этап алгоритмизации в табличном способе математического моделирования тоже присутствует. Большим достоинством электронных таблиц является возможность легко осуществлять графическую обработку данных, что бывает очень важным в математическом моделировании.
    10.5. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
    Изучаемые вопросы:
    Что такое база знаний.
    Различные типы моделей знаний.
    Логическая модель знаний и Пролог.
    Впервые в школьной информатике тема моделирования знаний нашла отражение в учебнике [23], где рассматриваются базы знаний, основанные на применении логической модели, реализуемые на языке Пролог. В учебнике [31] разговор о базах знаний ведется в контексте знакомства с искусственным интеллектом — разделом современной информатики. В будущем в школьной информатике, несомненно, предстоит развитие линии искусственного интеллекта.
    Материал на эту тему, изложенный в доступной форме, содержится в пособии [12] в разделе «Искусственный интеллект».
    Среди разнообразных систем искусственного интеллекта наиболее распространенными являются экспертные системы. В основе экспертной системы лежит база знаний — модель знаний в определенной предметной области, представленная в формализованном виде и сохраненная в памяти компьютера.
    Существуют различные типы моделей знаний. Наиболее известные из них — продукционная модель, семантическая сеть, фреймы, логическая модель.
    Продукционная модель знаний построена на правилах (они нарываются продукциями), представляемыми в форме:
    ЕСЛИ выполняется некоторое условие ТО выполняется некоторое действие
    На основе поступающих данных экспертная система, анализируя имеющиеся правила, принимает решение о необходимых действиях. Например:
    ЕСЛИ температура в помещении 15° ТО включить отопление Продукционные модели часто используются в промышленных (экспертных системах.
    Семантические сети. Семантической сетью называется система [понятий и отношений между ними, представленная в форме ориен-|тированного графа.
    Это одна из наиболее гибких и универсальных |форм моделей знаний. На рис.
    10.3 приведен пример, представляющий в форме графа сведения, заключенные в предложении: «Петух Петя является птицей, и он умеет кукарекать».
    Рис. 10.3. Пример семантической сети
    Фреймы. Фрейм — это некоторый абстрактный образ, относящийся к определенному типу объектов, понятий. Фрейм объединяет в себе атрибуты (характеристики), свойственные данному объекту. Фрейм имеет имя и состоит из частей, которые называются слотами. Изображается фрейм в виде цепочки:
    Имя фрейма = слот 1слот 2…слот N
    Вот пример фрейма под названием «Битва»:
    Битва = кто?с кем?когда?где?результат Такое представление называется прототипом фрейма. Если же в слоты подставить конкретные значения, то получится экземпляр фрейма. Например:
    Битва = ЦаревичКощей Бессмёртныйутромв чистом полепобедил Слоты сами могут быть фреймами. Таким образом, возможны иерархии фреймов, сети фреймов. К фреймам применимо понятие наследования свойств.

    Для реализации моделей знаний с использованием фреймов хорошо подходит технология объектно-ориенированного программирования.
    Логическая модель знаний представляет собой совокупность утверждений. О каждом утверждении можно сказать: истинно оно или ложно. Утверждения делятся на факты и правила. Совокупность фактов представляет собой базу данных, лежащую в основе базы знаний. Правила имеют форму «ЕСЛИ А, ТО Б» (здесь есть сходство с продукционной моделью). Механизм вывода основан на аппарате математической логики (он называется исчислением предикатов первого порядка). Прикладные возможности этой модели весьма ограничены. Логическая модель знаний лежит в основе языка ПРОЛОГ.
    ПРОЛОГ является языком логического программирования. Как известно, в программировании для ЭВМ существует несколько различных направлений (парадигм): процедурное программирование, функциональное программирование, логическое программирование, объектно-ориентированное программирование. В языке Пролог реализована логическая парадигма. Однако в рамках базового курса информатики использование Пролога очень ограничено и о программировании, в полном смысле этого слова, здесь речи не идет. Пролог рассматривается лишь как средство построения несложных баз знаний логического типа. При таком подходе систему Пролог можно рассматривать как своеобразную систему управления базами знаний (по аналогии с СУБД). Она позволяет создавать базу знаний и обращаться к ней с запросами.
    Реализации Пролога существуют для большинства компьютеров, доступных школам. Поэтому представляется возможным предлагать Пролог в качестве средства для практической работы по теме «Искусственный интеллект и моделирование знаний». Материал на эту тему содержится во второй части учебника [30]. В качестве дополнительной литературы по Прологу можно рекомендовать пособия [3, 5, 27].
    10.6. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

    УЧАЩИХСЯ ПО ЛИНИИ ФОРМАЛИЗАЦИИ И

    МОДЕЛИРОВАНИЯ

    Учащиеся должны знать:
    • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделью;
    • какие существуют формы представления информационных (моделей (графические, табличные, вербальные, математические);
    • что такое реляционная модель данных; основные элементы (реляционной модели: запись, поле, ключ записи;
    • что такое модель знаний, база знаний;
    • из чего строится логическая модель знаний;
    • какие проблемы решает раздел информатики «Искусствен-|ный интеллект»;
    • *что такое система, системный анализ, системный подход;
    • *что такое граф, элементы графа;
    • *что такое иерархическая система и дерево;
    • *состав базы знаний на Прологе;
    • *как в Прологе представляются факты и правила;
    • *как в Прологе формулируются запросы (цели).
    Учащиеся должны уметь:
    • приводить примеры натурных и информационных моделей;
    • проводить в несложных случаях системный анализ объекта (формализацию) с целью построения его информационной модели;
    • ставить вопросы к моделям и формулировать задачи;
    • проводить вычислительный эксперимент над простейшей [математической моделью;
    • ориентироваться в таблично-организованной информации;
    • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
    • различать декларативные и процедурные знания, факты и [правила.
    • *ориентироваться в информационных моделях на языке графов;
    • *описать несложную иерархическую систему в виде дерева;
    • *построить базу знаний на Прологе для простой предметной эбласти (типа родственных связей);
    • *сформулировать на Прологе запросы к данной базе знаний;
    • *работать на компьютере в среде системы программирования |Пролог.
    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ОБСУЖДЕНИЯ К ГЛАВЕ 10

  2. Anaragra Ответить

    Тема «Системы счисления» имеет прямое отношение к математической теории чисел. Однако в школьном курсе математики она, как правило, не изучается. Необходимость изучения этой темы в курсе информатики связана с тем фактом, что числа в памяти компьютера представлены в двоичной системе счисления, а для внешнего представления содержимого памяти, адресов памяти используют шестнадцатеричную или восьмеричную системы. Это одна из традиционных тем курса информатики или программирования. Являясь смежной с математикой, данная тема вносит вклад также и в фундаментальное математическое образование школьников.
    В первых учебниках информатики понятие системы счисления не упоминается совсем. Говорится лишь о том, что вся информация в компьютере представляется в двоичном виде. Среди учебников второго поколения наибольшее внимание системам счисления уделено в книге. Этой теме посвящен отдельный параграф, где дано следующее определение «Система счисления – способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр)». В более позднем учебнике этих же авторов приводится такое определение: «Способ записи чисел называется нумерацией или, по-другому, системой счисления».
    Если рассматривать систему счисления как язык представления числовой информации, то можно сказать, что данные выше определения затрагивает только алфавит, синтаксис и семантику языка чисел. «Система счисления – способ изображения чисел и соответствующие ему правила действия над числами». Под правилами действия понимаются способы выполнения арифметических вычислений в рамках данной системы счисления. Эти правила можно назвать прагматикой языка чисел.

    Язык логики и его место в базовом курсе

    Логика – наука, изучающая методы установления истинности или ложности одних высказываний на основе истинности или ложности других высказываний. Основы логики как науки были заложены в IV в. до н.э. древнегреческим ученым Аристотелем. Правила вывода истинности высказываний, описанные Аристотелем (силлогизмы) оставались основным инструментом логики вплоть до второй половины XIX в., когда в трудах Дж. Буля, О. де Моргана и др. возникла математическая логика. Средствами этой новой науки все прежние достижения логики были переведены на точный язык математики. Развивается аппарат алгебры логики (булевой алгебры), исчисления высказываний, исчисления предикатов. Развитие математической логики имело большое значение для всей математической науки, повысив уровень ее строгости и доказательности.
    Логика относится к числу дисциплин, образующих математический фундамент информатики. Знакомство учащихся с элементами математической логики в рамках курса информатики может происходить в следующих аспектах:
    процедурно-алгоритмическом;
    в логическом программировании;
    схемотехническом.
    К первому аспекту относится использование логических величин и логических выражений в языках программирования процедурного типа, а также в работе с электронными таблицами, с базами данных. В условных операторах, условных функциях, реализующих алгоритмическую структуру ветвления, используются логические выражения. В запросах на поиск информации в базах данных также присутствуют логические выражения. Использование в программах величин логического типа позволяет эффективно решать сложные логические задачи, «головоломки».
    Впервые в школьной информатике элементы логического программирования языка Пролог были включены в учебник. Согласно авторской концепции одной из главных задач школьной информатики должно быть развитие логического мышления учащихся, умения рассуждать, доказывать, подбирать факты, аргументы и обосновывать предлагаемые решения. Как известно, парадигма логического программирования является альтернативной к процедурной парадигме. В механизме вывода Пролога используется аппарат исчисления предикатов.
    В контексте моделирования знаний элементы логического программирования присутствуют в учебнике. В первой части учебника рассказывается лишь об идее построения логической модели знаний. Реализация этой идеи на Прологе раскрывается во второй части, ориентированной на углубленное изучение базового курса. Под схемотехническим аспектом понимается знакомство с логическими схемами элементов компьютера: вентилей, сумматоров, триггера, предназначенных для обработки и хранения двоичной информации. При изучении данной темы следует обратить внимание учеников на то обстоятельство, что основой внутреннего языка компьютера является язык логики, булева алгебра. Это связано с двумя обстоятельствами: во-первых, внутренний язык компьютера и язык логики используют двоичный алфавит (0 и 1); во-вторых, все команды языка процессора реализуются через три логические операции: И, ИЛИ, НЕ.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *