Какое значение придавалось музыкальному ритму в эпоху античности?

2 ответов на вопрос “Какое значение придавалось музыкальному ритму в эпоху античности?”

  1. CrazyFredy Ответить

    «Вначале был ритм»
    Содержание:
    Многообразные проявления ритма в окружающем мире.
    Ритм – изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия – коренные свойства ритма.
    Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса»).
    Музыкальный материал:
    И. Штраус. Вальс «Сказки Венского леса» (слушание);
    В. Моцарт. Хор «Волшебные колокольчики» из оперы «Волшебная флейта»;
    М. Дунаевский, стихи Н. Олева. «Непогода» из телефильма «Мэри Поппинс, до свидания» (пение).
    Характеристика видов деятельности:
    Понимать значение средств художественной выразительности (метроритма) в создании музыкального произведения (с учётом критериев, представленных в учебнике).
    Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства.
    В ритме есть нечто волшебное;
    Он заставляет нас верить,
    Что волшебное принадлежит нам…
    И. В. Гёте
    Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца.
    Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями. Всё это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим – в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева, любого сучка.
    Может быть, во всеобщей ритмичности бытия и заключён ответ на вопрос, отчего мы так чувствуем музыкальные ритмы и отчего это чувство пробуждается в нас уже с первых дней жизни, задолго до того, как мы научимся различать и понимать слова.
    Приходилось ли вам задумываться когда-нибудь, почему маленькие дети так быстро и легко засыпают под звуки колыбельной песни? Почему они тут же начинают приплясывать, если поёшь им какую-нибудь музыкальную прибаутку? Ведь ребёнок ещё не учился ничему и не знает, что на музыку следует как-то реагировать – двигаться, танцевать и т. д.
    Наверное, это происходит оттого, что музыкальный ритм наиболее близок восприятию человека. Воздействуя на него, он способен вызывать ответную реакцию. А любая ответная реакция – это уже диалог, общение человека с внешним миром, первое ощущение единения с ним.
    Вот почему иногда говорят, что ритм – изначальная форма связи человека с жизнью, с людьми, со своим временем.
    Люди издавна стремились понять природу музыкального ритма. Господство ритма во всех сферах жизни позволило ещё во времена Античности выдвинуть музыку на первый план в устройстве Вселенной.
    Например, древнегреческий философ и математик Пифагор представлял мир как некий вселенский музыкальный инструмент. Этот инструмент управлялся «музыкой сфер» – звучаниями, рождаемыми бесконечным движением небесных сфер. В основе этой грандиозной картины мира находились четыре начальных божественных числа (1 – 2 – 3 – 4). Они вносили в строение и понимание Вселенной порядок и гармонию.
    Порядок, то есть истина, красота и симметрия (симметрия – соразмерность, пропорциональность частей целого), наделялся и нравственными качествами. Пифагореец Филолай писал: «Лжи не принимает в себя природа числа и гармонии… Порядок и симметрия прекрасны и полезны, беспорядок же и асимметрия (асимметрия – отсутствие симметрии) безобразны и вредны».
    Порядок, симметрия – коренные свойства ритма. Мы находим их в самых разнообразных музыкальных сочинениях – от незатейливой детской песенки до сложных оперных и симфонических произведений.
    Вот известное вам произведение В. А. Моцарта – хор «Волшебные колокольчики» из оперы «Волшебная флейта». Спойте (послушайте) его, и вы сразу почувствуете лёгкость, естественность, соразмерность ритма и мелодии. Наверное, поэтому такая музыка легко запоминается и взрослыми, и детьми.
    Несмотря на симметрию и порядок музыкального ритма, именно в музыке он достигает наибольшего многообразия. Именно ритм придаёт неповторимый облик музыкальным жанрам, помогает нам уже с первых тактов узнать вальс и полонез, болеро и тарантеллу, услышать торжественную поступь марша и величавую приподнятость гимна. Эти ритмы так характерны (характерный – с ярко выраженными особенностями), что без труда улавливаются в сочинениях более сложных жанров – симфониях, романсах, ариях. А порой характерные ритмы можно услышать даже в звуках окружающего мира.
    Так, И. Штраус – «король вальса» утверждал, что первые такты своего знаменитого вальса «Сказки Венского леса» он уловил в перестуке колёс кареты и только потом записал.
    Может быть, поэтому в Австрии, на родине Штрауса, многие его вальсы считаются подлинно народной музыкой – так естественно вырастают их ритмы и мелодии из атмосферы, духа, культурных традиций своей страны.
    Музыка Иоганна Штрауса, титулованного «короля вальса», давно превратилась в символ блестящего праздника жизни. Красота штраусовских мелодий, роскошь оркестровых красок, изобретательность и остроумие его танцевальных пьес уже более двух веков неотразимо воздействуют на любую публику – от простых слушателей до знаменитых музыкантов мира.
    Знаменитый австрийский композитор и дирижёр Иоганн Штраус родился в Вене. Его отец – Иоганн Штраус-старший был прославленным австрийским композитором и дирижёром. Штраус-сын прославился как создатель классического венского вальса.
    Сочинять он начал очень рано: его первый вальс был написан им в 6-летнем возрасте. Всего Штраус написал около 500 танцевальных пьес, большинство которых составляют вальсы. Популярность во всём мире приобрели его вальсы «На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса» и «сказки Венского леса». Широко известны и другие танцы Штрауса – польки, кадрили, галопы.
    Сочинял Штраус с удивительной лёгкостью. Он создавал вальс за 1-2 часа. Мог писать в поезде и в гостях, на рассвете и среди ночи. Не найдя чистых листов нотной бумаги, Иоганн в порыве вдохновения записывал мелодии на собственных манжетах, ресторанных салфетках, наволочках и простынях. Он стал всеобщим любимцем, создав невероятное количество танцевальных мелодий.
    Музыка Штрауса до сих пор царит на балах не только в Австрии, но и во многих других странах мира.
    В чём же заключается неповторимое своеобразие ритма вальса – этого популярного бального танца XIX века? Прежде всего в его музыкальном размере – 3/4. В этом размере написаны все вальсы мира, не только венские, но и французские, русские, немецкие …
    Чередование одной сильной и двух слабых долей такта сразу же навевает образ плавного кружения, изящного и лёгкого танца.
    Замечательная музыка вальса «Сказки венского леса» получила всенародное признание не только у себя на родине, в Австрии, но и во всём мире.
    Вопросы и задания:
    Приведите примеры, где ещё, кроме музыки, проявляет себя ритм?
    Какое значение придавалось музыкальному ритму в эпоху Античности?
    В чём же заключаются особенности ритма вальса? Расскажите на примере вальса И. Штрауса «Сказки венского леса».
    Можно ли говорить о присутствии музыкального ритма на картине С. Боттичелли «Весна»? С ритмом какого музыкального жанра вы бы сравнили ритм этой картины? Почему?
    Презентация
    В комплекте:
    1. Презентация, ppsx;
    2. Звуки музыки:
    Моцарт. «Волшебные колокольчики», mp3;
    Штраус. Вальс «Сказки Венского леса» (2 версии), mp3;
    3. Сопровождающая статья – конспект урока, docx.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *