Какое значение в истории франции имели религиозные войны?

11 ответов на вопрос “Какое значение в истории франции имели религиозные войны?”

  1. alextop1974 Ответить

    Причины религиозных войн

    Идеологические. Гугеноты и католики придерживались разных взглядов на учение христианской церкви, влияние религии на повседневность, место её в жизни государства
    Экономические. Гугеноты были более конкурентоспособны в «бизнесе», потому что сама доктрина каливинизма предписывала трудолюбие, честность, разумный аскетизм, бережливость, осуждала роскошь и паразитизм
    Борьба за власть. Во Франции ХVII века сложилось три центра силы: герцоги де Гизы, короли династии Валуа, представители высшей знати из династии Бурбонов. Разжигая в народе религиозную ненависть, они решали свои личные проблемы
    Политические. Религиозные войны велись в том числе и при вмешательстве соседей Франции: Англии и протестанских князей Германии с одной стороны и католической Испании — с другой

    Главные действующие лица Религиозных войн

    Франциск I (1494—1547) — первый французский король, попытавшийся остановить распространение протестантства. Сначала он смотрел на новые веяния в общественной жизни сквозь пальцы и даже покровительствовал некоторым проповедникам, но с 1538 года прочно стал на сторону «реакции», в 1540 году издал эдикт о беспощадном истреблении еретиков
    Генрих II (1519-1559) — король Франции, сын Франциска Первого. Воевал с Англией, Испанией, испанскими Нидерландами. В заключенном в 1559 году Като-Камбрезийском мире была статья, преписывающая Генриху преследовать евангелическую церковь
    Екатерина Медичи (1519-1589) — королева Франции, жена Генриха II, мать трех его сыновей, будущих французских королей (четвертый сын умер во младенчестве), последних из династии Валуа, умная, дальновидная, имела влияние на внешнюю и внутреннюю политику Франции, пыталась примирить враждующие религиозные группировки, укрепить королевскую власть. С её именем связывают события Варфоломеевской ночи
    Франциск II (1544-1560) — сын Генриха Второго и Екатерины Медичи, король Франции. Был под значительным влиянием ревностных католиков герцогов де Гизов. К отцовскому эдикту 1559 года, по которому еретики наказывались смертью, по инициативе Гизов были добавлены и другие меры: дома, служившие местом собрания протестантов, должны были разрушаться, а за участие в тайных сходках назначалась смертная казнь
    Карл IX (1550-1574) — третий сын Генриха Второго и Екатерины Медичи, король Франции. Управлял страной более не он, а мать — Екатерина Медичи. В правление Карла IX начались религиозные войны, произошла резня Варфролмеевской ночи
    Генрих III (1551-1589) — четвертый сын Генриха II и Екатерины Медичи, брат двух прошлых королей Франции, король Франции с 1574 года. Неудачно пытался примирить враждующие по религиозным причинам сограждан, при нём религиозные войны развернулись с особой ожесточенностью
    Франсуа Алансонский (1555-1584) — младший сын Генриха Второго и Екатерины Медичи
    Генрих IV (1553-1610) — родственник по мужской линии в 11 поколении, считая от Людовика Святого, короля Генриха III женатый на сестре короля Маргарите («Королеве Марго» Александра Дюма), король Наварры с 1572 года, король Франции с 1589 года, основатель династии Бурбонов. При нём религиозные войны закончились. Известен Нантским эдиктом и крылатой фразой «Париж стоит мессы»
    Франсуа де Гиз (1519-1563) — герцог Лотарингский, его действия в 1562 году спровоцировали первую Религиозную войну
    Генрих де Гиз (1550-1588) — сын Франсуа де Гиза, герцог Лотаригский, военный и государственный Франции, глава Католической лиги
    Людовик Латорингский (1555-1588) — сын Франсуа де Гиза, брат и сподвижник Генриха де Гиза, архиепископ Реймский, кардинал
    Принц Людовик де Конде (1530-1569) — один из лидеров гугенотов
    Адмирал, граф Гаспар де Колиньи (1519-1572) — один из лидеров гугенотов
    Анн де Монморанси (1492-1567) — коннетабль (маршал) Франции, полководец, один из лидеров французских католиков
    Антуан де Бурбон (1518-1562) — глава дома Бурбонов, король Наварры, отец первого французского короля из дома Бурбонов Генриха IV Наваррского. Участник Первой религиозной войны
    Шарль де Монморанси (1537—1612), герцог де Дамвиль — гугенотский военачальник
    Генрих де Бурбон, второй принц де Конде (1552-1588) — один из лидеров гугенотов

    Религиозные войны во Франции. Кратко

    1547, 13 октября — при Парламенте была создана знаменитая «Огненная палата» (Chambre ardente) с 14 советниками и 2 президентами, которая должна была судить по делам ереси
    1559, 12 марта-3 апреля — Като-Камбрезийским мирным договором между Францией, Англией и Испанией закончились Итальянские войны за обладание Италией, гегемонию в Средиземноморье. Договор высвободил ресурсы французской короны для борьбы с гугенотами
    1559, 2 июня — Экуанский эдикт короля Генриха II, в котором протестантам грозило сожжение на костре и утверждалась должность уполномоченных, которые должны преследовать протестантов
    1559, 30 июня — на турнире в Париже Генрих II был смертельно ранен и вскоре умер, на трон взошел малолетний Франциск Второй
    1560, 17 марта — Амбуазский заговор: дворяне-протестанты наметили захватить в плен короля Франциска II, чтобы потребовать у него права религиозного выбора. Заговор был раскрыт. Лидерами заговора были принцы из семьи Бурбонов Людовик Конде и Антуан Вандомский
    1560, август — ассамблея нотаблей (видных представителей дворянства, высшего духовенства, городских верхов, назначаемых королём) постановила прекратить преследования гугенотов; начало веротерпимой политики короны
    1560, 31 октября — арест принца Конде. Под давлением Гизов его приговорили к смерти за заговор и мятеж; казнь должна была состояться 10 декабря, в день открытия Генеральных штатов.
    1560, 5 декабря — умер Франциск II. На трон взошёл Карл IX, его мать Екатерина Медичи стала у руля государства. Опасаясь возвышения Гизов, она взяла в союзники протестантов Бурбонов, отменила казнь Конде, Антуан Вандомский получил пост генерального наместника королевства.
    15 мая 1561 года кардинал Гиз, архиепископ Реймсский, совершал обряд коронации ее второго сына, Карла IX. Кардинал, подобно своему брату, герцогу Гизу, и всем католикам вообще, был крайне недоволен тем, какое влияние приобрела протестантская партия на королевское семейство. Перед тем как возложить корону на голову мальчика, кардинал обратился к нему с торжественным наставлением: «Кто бы ни посоветовал Вашему величеству сменить религию, он тем самым лишит Вас короны». Таков был главный политический принцип французской монархии XVI века: во Франции может быть только король-католик. Присутствующие понимали, что слова эти в действительности были адресованы матери юного короля.
    1561, 9 сентября — в трапезной доминиканского монастыря в Пуасси в присутствии королевской семьи и по инициативе королевы-матери начались религиозные прения католических кардиналов и протестантских пасторов, продолжались более недели, но привели представителей конфессий лишь к ожесточению друг против друга
    1561, 31 октября — провалился план герцогов Гизов похитить брата короля принца Генриха Анжуйского (будущего Генрих III)
    1562, 17 января — опубликован эдикт (так называемый Сент-Жерменский) Карла IX. Эдикт регламентировал правовое положение гугенотов, заложив во Франции основы веротерпимости

    1562-1563 — первая религиозная война

    1562, 1 марта — кровавое столкновение католиков из свиты герцога Генриха де Гиза и гугенотов в городке Васси в Шампани. Погибло более 50 протестантов. Резня в Васси послужила началом Религиозным войнам
    1562, 2 апреля — армия гугенотов под командованием принца Конде заняла Орлеан. Начало Первой религиозной войны
    1562-1563 — военные действия католиков и протестантов: битва при дрё, осада католиками Орлеана, договор Конде с королевой Англии Елизаветой, по которому он получил шеститысячный корпус в обмен на Гавр. Смерть Антуана де Бурбона и Франсуа де Гиза
    1563, 19 марта — Амбуазский мир, провозгласил свободу вероисповедания, гугенотам предоставилась ограниченная свобода богослужения в определённых местах, регламентированная Сен-Жерменским эдиктом

    1567-1568 — вторая религиозная война

    1567, 30 сентября — массовое убийство католических священников и монахов (80 или 90 человек) протестантами на юге Франции, в Ниме.
    1567, 28 сентября — Сюрприз в Мо: опытка протестантов под водительством принца Конде и адмирала Колиньи пленить короля Карла IX, потому что Конде желал стать генеральным наместником королевства, а Екатерина назначила на эту должность своего шестнадцатилетнего сына Генриха, а Колиньи безуспешно склонял королеву к войне с Испанией в поддержку протестантов Голландии
    1567, 10 ноября — битва при Сент-Дени, смертельное ранение Монморанси
    1568, 28 марта — мир в Ланжюмо: гугеноты сохранили привилегии и крепости

    1568-1570 — третья религиозная война

    1568, осень — Сент-Морская декларация, подготовленная Екатериной Медичи и подписанная Карлом IX, поставила все религии, кроме католической, вне закона

  2. Петро_2008 Ответить

    
    Вопросы в начале параграфа
    Когда Франция стала централизованным государством?

    Франция стала централизованным государством при Людовике XI во второй половине XV века
    Вопросы к концу параграфа
    Вопрос 1. Кто и почему сочувствовал протестантизму во Франции? Кто выступал за католическую церковь?

    Во Франции протестантизму сочувствовали представители старинной знати, недовольные укреплением королевской власти, обедневшие дворяне, которые по примеру Германии не прочь были бы прибрать к рукам богатство церкви, горожане Южной Франции (в первую очередь предприниматели) недовольные военными налогами, крестьяне, недовольные сеньориальными и церковными поборами.
    Католическую церковь поддерживали сторонники сильной королевской власти, а также жители Северной Франции, которые в меньшей степени пострадали от революции цен и тяжелых Итальянских войн.
    Вопрос 2. Как действовали гугеноты?
    Сначала гугеноты просто собирались на тайные собрания, распевали религиозные гимны, молились. Затем они перешли к активной борьбе против папы римского и его епископов: создали тайные типографии, где печатали листовки с изложением учения Лютера и Кальвина, которые распространяли по всей стране. По всей стране гугеноты рассылали своих священников — пасторов.
    Вопрос 3. Назовите причины религиозных войн во Франции.
    Причиной религиозных войн стал раскол страны на католиков и протестантов, при этом гугеноты считали своим долгом обратить всех в «истинную» веру, а королевская власть воспринимали гугенотов как угрозу единству королевства.
    Вопрос 4. Подумайте, чем были вызваны события Варфоломеевской ночи. На кого возлагается ответственность за эти действия?
    События Варфоломеевской ночи были вызваны нежеланием ряда католических лидеров мира с гугенотами. Неудачное покушение на лидера гугенотов адмирала Колиньи, который оказывал больше влияние на слабохарактерного короля, испугало королеву-мать Марию Медичи. Опасаясь мести гугенотов и используя недовольство парижан-католиков, она решила нанести внезапный удар по гугенотам. Таким образом вся ответственность ложится на королеву-мать и слабого короля Карла IX, которого убедили в необходимость избавиться от «вечных мятежников»
    Вопрос 5. Используя материал параграфа и документ, расскажите, какими путями Генрих IV добился примирения католиков и гугенотов. Определите значение Нантского эдикта.
    Генрих IV смог добиться примирения, когда Франция уже устала от длительных и кровопролитных религиозных войн. Гугенот Генрих согласился перейти в католицизм, чтобы получить поддержку Северной Франции, которая бы не приняла короля-еретика. Заняв престол, о не стал преследовать католических вельмож, наоборот, осыпал их милостями. Чтобы прекратить религиозные войны и добиться единства страны, король в 1598 г. издал Нантский эдикт – документ, регулирующий политические и религиозные права гугенотов. И хотя католическая религия объявлялась государственной, в стране провозглашалась веротерпимость
    Вопрос 6. Выделите и запишите в тетрадь мероприятия Генриха IV, обеспечившие успех его правлению.
    Генрих IV способствовал восстановлению Франции после тяжелых религиозных войн: заключил мир с Испанией, запретил арестовывать крестьян за долги и забирать у них скот, покровительствовал развитию промышленности и торговли (открывал многочисленные королевские мануфактуры участвовал в создании купеческих компаний), снизил налоги, улучшив жизнь населения.
    Задания к параграфу
    Вопрос 1. Докажите, что религиозные войны принесли бедствия Франции и французскому народу.

    Религиозные войны являлись огромным бедствием для Франции, фанатизм и нетерпимость привели к гибели десятков тысяч французов, к экономическому разорению королевства.
    Вопрос 2. Сравните деятельность Елизаветы Тюдор в Англии и Генриха IV во Франции.
    Генрих IV как и Елизавета Тюдор старались укрепить королевскую власть, через прекращение религиозной розни, заботились об экономическом процветании своих стран, поощряли развитие промышленности и торговли (открывали мануфактуры, создавали купеческие компании). При этом в отличие от Англии Генрих IV провозгласил веротерпимость и запретил ущемление гугенотов при совершении религиозных обрядов, поступлении у учебные заведении, при занятии государственных должностей, в то время как в Англии католики на это не имели права.
    Вопрос 3. Как вы понимаете слова кардинала Ришелье: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства»?
    Слова кардинала Ришелье означают, что прежде всего он стремился укрепить королевскую власть в противовес крупным феодалам, которые старались ослабить центральную власть и влиять на государственные дела. Кардинал Ришелье продолжал политику централизации власти в руках короля: жестоко карал аристократов и смещал чиновников, если они проявляли своеволие, запретил дуэли между дворянами — проливать кровь надо за короля, передал власть на местах чиновникам — интендантам, которые назначались правительством и перед ним же отчитывались. Только после укрепления абсолютной королевской власти Ришелье решал государственные вопросы экономического и внешнеполитического характера.
    Вопрос 4. Дайте оценку деятельности кардинала Ришелье. В каких литературных произведениях она описана? Если вы читали эти произведения, вспомните, как вы оценивали действия кардинала. Изменилась ли ваша оценка сейчас?
    При кардинале Ришелье во Франции складывается абсолютная монархия. Деятельность кардинала описана в романах Дюма «Три мушкетера». Когда я читал эти произведения, то воспринимал кардинала Ришелье как отрицательного персонажа, который интриговал и строил козни против короля и мушкетера. Сейчас оценка изменилась, т.к. кардинал Ришелье все делал только на благо короля и государства, борясь с теми кто хотел их ослабить, например с герцогом Бэкингемом.
    Вопросы к документу
    1. Выделите положения, дающие гугенотам равные права с католиками.

    Гугенотам разрешалось жить во всех городах Франции, гарантировалась религиозная свобода (защита от притеснений и гонений), свободное вероисповедание, гарантировалось право на образование, лечение и занятие государственных должностей.
    2. Оцените значение деятельности Ришелье для Франции ХVII столетия.
    Кардинал Ришелье завершил централизацию Франции, поднял авторитет королевской власти, подчинил частные интересы дворян интересам государства, поднял престиж Франции на международной арене.

  3. pavelru07 Ответить

    Религиозные войны во Франции в XVI веке были лишь частью крупных социальных и политико-идеологических трансформаций в Западной Европе.
    Религиозные войны во Франции – это противостояние между католическим большинством французов и протестантским меньшинством гугенотов длилось с 1562 по 1598 года. Главными причинами религиозной войны стали:
    противоречия между католиками и протестантами;
    протестанты, исповедовавшие свободу частной собственности, выступили за секуляризацию церковного имущества;
    Представители Валуа и Бурбонов стремились к власти, используя религиозные чувства французов;
    Реформация в Европе.
    В течение 30-летнего периода Франция в совокупности пережила 8 гражданских войн:
    первая – 1562-1563;
    вторая – 1567-1568;
    третья – 1568-1570;
    четвертая – 1572-1573;
    пятая – 1574-1576;
    шестая – 1576-1577;
    седьмая – 1579-1580;
    война трех Генрихов – 1584-1589;
    завоевание королевства – 1589-1593.
    Итогом Религиозных войн во Франции стал приход к власти Наваррского короля Генриха Четвертого, а также: окончательное объединение Франции в 1598 году, признание суверенитета Испанией, издание знаменитого Нантского эдикта.

  4. Sam_12341 Ответить

    Серия Гражданских войн, которые начались в 1559 г. на религиозной почве между католиками, представителями традиционного вероисповедания, и протестантами-гугенотами, и продолжались вплоть до 1598 г. В равной мере эти войны также называют Гражданскими или Гугенотскими, по названию одной из воюющих сторон.
    Главной причиной противостояния стал системный кризис во французском обществе, возникший после неудачного завершения Итальянских войн, на фоне распространения реформационных идей кальвинизма среди значительной части населения. Принято говорить о восьми войнах: 1562-1563, 1567-1568, 1568-1570, 1572-1573, 1574-1576, 1576-1577, 1579-1580, 1585-1598 гг., активные периоды которых перемежались с относительно мирными годами. Датой массового вооруженного противостояния сторон считается резня гугенотов в Васси 1 марта 1562 г., которая была осуществлена под руководством герцога Франсуа де Гиза.
    На первом этапе войны (до 1572 г.) гугеноты, которые всегда были в меньшинстве, были убеждены, что смогут обратить в свою веру всю Францию и установить справедливый миропорядок, для чего необходимо обладать властью над королем и двором. Попытки силой захватить юных монархов Франциска II (Амбуазский заговор 1560 г.) и Карла IX («сюрприз в Мо» 1567 г.) оправдывались негативным влиянием, которое оказывало на них правящее окружение. В первом случае это – герцоги Гиз-Лотарингские, самая влиятельная католическая семья страны, во втором – королева-регентша, итальянка Екатерина Медичи, мать трех последних королей из династии Валуа, пытавшаяся проводить политику примирения сторон и лавирования между враждующими лагерями.
    Политическими лидерами оппозиции были принцы крови из семьи Бурбонов – потомков Людовика IX Святого, Антуан и его сын Генрих, короли Наварры, первые наследники короны после Валуа. Они считали себя незаслуженно отстраненными от управления страной, открыто интриговали против короны и меняли вероисповедание в зависимости от обстоятельств. Их владения, расположенные главным образом на юго-западе страны, в том числе суверенные Беарн и Наварра, стали оплотом и во многом материальной базой всего гугенотского движения.
    Наиболее значимые сражения католиков и гугенотов 1560-х гг. (при Дре в 1562 г., Жарнаке и Монконтуре в 1568-69 гг.) закончились не в пользу протестантов. Последние, тем не менее, смогли оставить за собой четыре крепости (в т.ч. Ла Рошель), ставшие основой гугенотской конфедерации, которая была упразднена только в 1629 г. благодаря кардиналу Ришелье.
    Екатерина Медичи воспользовалась гибелью вождей обеих религий (коннетабля Монморанси, герцога Франсуа де Гиза, короля Антуана Наваррского) и продолжала свои попытки играть роль арбитра в противостоянии сторон. С целью закрепления очередного религиозного мира в Сен-Жермене (1570), она решилась устроить свадьбу своей дочери Маргариты де Валуа и Генриха де Бурбона, короля Наваррского, католички и гугенота. К моменту бракосочетания в августе 1572 г. в Париж съехалось большое количество гостей обеих религий, а гугенотская идея подчинить своему влиянию короля Карла IX начала воплощаться в жизнь. Герцоги Гизы – сторонники продолжения религиозной войны (и претенденты на руку принцессы Маргариты в лице Генриха де Гиза), были удалены от двора. Лидер протестантов – адмирал Колиньи, ставший самой влиятельной фигурой в Королевском совете, склонял короля к конфликту с Испанией.
    Устроенное Гизами покушение на адмирала сразу после королевской свадьбы вызвало негативную реакцию у гугенотов, потребовавших от короля наказания виновных. Видимо, боязнь гугенотской мести и одновременно желание избавиться от еретического меньшинства одним ударом, используя эсхатологические настроения основной массы парижан, побудили Екатерину Медичи и ее советников склонить короля к решению уничтожить протестантов. Варфоломеевская ночь, 24 августа 1572 г., вошла в историю как кульминация гражданского противостояния во Франции, когда в результате резни погибло свыше 2 тыс. человек в Париже. Позже аналогичные события повторились в других городах страны.
    Второй этап войн (до 1584 г.), который постепенно из религиозного вырастал в гражданское противостояние и все более политизировался, связан с правлением Генриха III (1574-1589), который всеми силами пытался поставить политическую ситуацию под свой контроль. В ответ на создание гугенотской конфедерации на юге страны, где уже не действовала королевская юрисдикция и главную роль играл Генрих Наваррский, король Франции возглавил Священную лигу (называемую также Лигой), созданную католическим дворянством под эгидой Гизов (1576). Несмотря на отдельные локальные войны, в целом Генриху III удавалось сохранять мир между двумя частями Франции вплоть до 1584 г. После смерти брата короля Франсуа Алансонского обострилась проблема престолонаследия, т.к. у самого Генриха III не было детей.
    Заключительный период в истории Религиозных войн начинается «войной трех Генрихов» – Валуа, Бурбона и Гиза – за корону Франции, который характеризовался десакрализацией и потерей авторитета королевской властью, иностранным вмешательством (финансирование Елизаветой Английской протестантов, а Филиппом II Испанским католиков, вторжения немецких наемников), полной дезорганизацией работы государственного аппарата и сепаратизмом отдельных областей. В 1585 г. Генрих де Гиз возобновил деятельность Лиги, превратив ее во враждебную Генриху III военно-политическую организацию. Не без ее влияния король потерял власть в столице во время парижского восстания, т.н. «Дня баррикад» в мае 1588 г., был вынужден бежать и позже вступить в союз с Генрихом Наваррским. Ответным шагом Генриха III стал приказ об убийстве герцога де Гиза в королевском замке Блуа (декабрь 1588 г.), однако сам король через несколько месяцев погиб от руки монаха-убийцы, сторонника Лиги.
    Генрих Наваррский, оставшись единственным законным претендентом на трон, формально становился Генрихом IV Французским, однако ему пришлось вплоть до 1598 г. отвоевывать собственную страну. Большая часть Франции не могла принять короля-гугенота и еретика. Успешно сражаясь с войсками Лиги (при Арке и Иври в 1589-90 гг.), которых поддержали испанские отряды, занявшие Париж, Генрих IV отрекся от протестантизма в 1593 г. В следующем году он был коронован в Шартре, поскольку Реймс был в руках его противников, и немного позже Париж принял его как законного монарха (Генриху IV приписывают слова: «Париж стоит мессы»).
    В 1598 г. был издан Нантский эдикт, положивший конец гражданской войне и составленный с учетом равноправия обеих религий на основе принципа веротерпимости. За гугенотами закреплялись отдельные города и крепости. Уставшая от войн Франция была готова к национальному согласию.
    Локальные отголоски Религиозных войн продолжались также в начале XVII в., закончившись взятием Ла Рошели, последней остававшейся гугенотской крепости, войсками Людовика XIII в 1628 г.
    Исторические источники:
    Документы по истории Франции середины XVI в. Начало Религиозных войн (1559-1560) / Публикация Т.П. Вороновой и Е.Г. Гурари под ред. А.Д. Люблинской / Общая ред. В.В.Шишкина / Приложение к журналу «Средние века». Вып. 7. М., 2013;
    Документы по истории Гражданских войн во Франции. 1561-1563 / Под ред. А.Д. Люблинской. М.-Л., 1962
    Иллюстрация:
    Карта примерного размещения католиков и гугенотов во Франции в активный период войн
    Автор статьи: Шишкин В.В.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *