Какого числа праздновали рождество в россии до революции?

15 ответов на вопрос “Какого числа праздновали рождество в россии до революции?”

  1. Nuadagelv Ответить

    ЧаВО и новости сайта
    ? ЧаВО
    ? Доска объявлений
    ? Новости сайта “Geschichte der Wolgadeutschen”
    Наш край – немецкое Поволжье
    ? Страницы истории
    ? Краеведение
    ? Картография и география немецкого Поволжья
    ? Наш край сегодня
    Репрессии. Раскулачивание. Депортация и трудармия
    ? Депортация и трудармия
    ? Политические репрессии
    ? Голод 1920-х и 1930-х годов
    ? Раскулачивание
    Генеалогия
    ? Поиск по фамилиям
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “A”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “B”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “C”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “D”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “E”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “F”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “G”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “H”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “I”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “J”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “K”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “L”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “M”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “N”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “O”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “O”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “P”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “Q”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “R”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “S”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “T”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “U”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “V”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “W”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “X”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “Y”
    ? Suchanzeigen nach Familien mit Anfangsbuchstaben “Z”
    ? Поиск по немецким населённым пунктам Поволжья
    ? Поиск по населённым пунктам Немповолжья
    ? Материнские колонии
    ? Alt Urbach (Альт-Урбах) / Липов Кут
    ? Anton (Антон) / Севастьяновка
    ? Balzer (Бальцер) / Голый Карамыш
    ? Bangert (Бангердт) / Зауморье
    ? Basel (Базель) / Kratz (Кратц)
    ? Bauer (Бауэр) / Карамышевка
    ? Beckerdorf (Беккердорф) / Ernestinendorf (Эрнестинендорф)
    ? Beideck (Байдек) / Таловка
    ? Bettinger (Беттингер) / Баратаевка
    ? Boaro (Боаро) / Бородаевка
    ? Boregardt (Борегардт)
    ? Brabander (Брабандер) / Казицкое
    ? Brockhausen (Брокгаузен) / Гуммель
    ? Degott (Деготт) / Каменный Овраг
    ? Dehler (Деллер) / Березовка
    ? Dinkel (Динкель) / Тарлыковка
    ? Dittel (Диттель) / Олешня
    ? Dobrinka (Добринка) / Нижняя Добринка
    ? Donnhof (Денгоф) / Гололобовка
    ? Dreispitz (Дрейшпиц) / Верхняя Добринка
    ? Enders (Эндерс) / Усть-Караман
    ? Fischer (Фишер) / Теляуза
    ? Frank (Франк) / Медведицкий Крестовый Буерак
    ? Franzosen (Францозен) / Россоши
    ? Galka (Галка) / Усть-Кулалинка
    ? Glarus (Гларус) / Biberstein (Биберштейн)
    ? Gobel (Гебель) / Усть-Грязнуха
    ? Graf (Граф) / Крутояровка
    ? Grimm (Гримм) / Лесной Карамыш
    ? Herzog (Герцог) / Суслы
    ? Hildmann (Гильдман) / Пановка
    ? Hockerberg (Гоккерберг) / Bohn (Боон)
    ? Holstein (Гольштейн) / Верхняя Кулалинка
    ? Holzel (Гельцель) / Кочетная
    ? Huck (Гукк) / Сплавнуха
    ? Husaren (Гусарен) / Елшанка, Гусары
    ? Hussenbach (Гуссенбах) / Линёво Озеро
    ? Jagodnaja Poljana (Ягодная Поляна)
    ? Jost (Иост) / Поповкина
    ? Kamenka (Каменка) / Bahr (Бер)
    ? Kano (Кано) / Андреевка
    ? Kauz (Кауц) / Вершинка
    ? Kind (Кинд) / Баскатовка
    ? Kohler (Келер) / Караульный Буерак
    ? Kolb (Кольб) / Песковка
    ? Kraft (Крафт) / Верхняя Грязнуха
    ? Krasnojar (Красный Яр)
    ? Kratzke (Кратцке) / Подчинное
    ? Kukkus (Куккус) / Вольское
    ? Kutter (Куттер) / Поповка
    ? Laub (Лауб) / Тарлык
    ? Lauwe (Лауве) / Яблоновка
    ? Leichtling (Лейхтлинг) / Иловля, Резовка
    ? Lui (Луй) / Отроговка
    ? Luzern (Люцерн) / Remmler (Реммлер)
    ? Mariental (Мариенталь) / Тонкошуровка
    ? Marxstadt (Марксштадт) / Katharinenstadt (Екатериненштадт) / Баронск
    ? Merkel (Меркель) / Макаровка
    ? Messer (Мессер) / Усть-Золиха
    ? Moor (Моор) / Ключи
    ? Muhlberg (Мюльберг) / Щербаковка
    ? Muller (Мюллер) / Крестовый Буерак
    ? Nab (Неб) / Р(е)язановка
    ? Nebendorf (Небендорф) / Побочная
    ? Neu Kolonie (Ней-Колония) / Кустарева-Краснорыновка
    ? Neu Straub (Ней-Штрауб) / Новоскатовка
    ? Niedermonjou (Нидермонжу) / Бобровка
    ? Norka (Норка) / Weigand (Вейганд)
    ? Obermonjou (Обермонжу)
    ? Orlowskoje (Орловское)
    ? Paulskoje (Паульское)
    ? Pfeifer (Пфейфер) / Гнилушка
    ? Philippsfeld (Филиппсфельд) / Филипповка
    ? Preuss (Прейс) / Краснополье
    ? Reinhardt (Рейнгардт) / Осиновка
    ? Reinwald (Рейнвальд) / Старица
    ? Rohleder (Роледер) / Раскаты
    ? Rosenheim (Розенгейм) / Подстепное
    ? Rothammel (Ротгаммель) / Памятное
    ? Schafer (Шефер) / Липовка
    ? Schaffhausen (Шафгаузен) / Волково
    ? Schilling (Шиллинг) / Сосновка
    ? Schonchen (Шенхен) / Панинское
    ? Schuck (Шукк) / Грязноватка
    ? Schulz (Шульц) / Луговая Грязнуха
    ? Schwab (Шваб) / Буйдаков Буерак
    ? Schwed (Швед) / Звонаревка
    ? Seelmann (Зельман) / Ровное
    ? Seewald (Зеевальд) / Верховье
    ? Semjonowka (Семеновка) / Rothling (Ретлинг)
    ? Stahl am Karaman (Шталь) / Звонарев Кут
    ? Stahl am Tarlyk (Шталь) / Степное
    ? Stephan (Штефан) / Водяной Буерак
    ? Straub (Штрауб) / Скатовка
    ? Susannental (Сусанненталь) / Winkelmann (Винкельман)
    ? Unterwalden (Унтервальден) / Meinhardt (Майнгардт)
    ? Vollmer (Фольмер) / Копенка
    ? Walter (Вальтер) / Гречинная Лука
    ? Warenburg (Варенбург) / Привальное
    ? Wittmann (Витман) / Solothurn (Золотурн)
    ? Zug (Цуг) / Gattung (Гаттунг)
    ? Zurich (Цюрих) / Eckardt (Эккерт)
    ? Дочерние колонии
    ? Ahrenfeld (Эренфельд)
    ? Alexanderdorf (Александердорф)
    ? Alexsandrhoh (Александрге)
    ? Alexandertal (Александерталь)
    ? Alt Weimer (Альт-Ваймар)
    ? Blumenfeld (Блюменфельд)
    ? Brunnental (Брунненталь)
    ? Eckheim (Экгейм)
    ? Erlenbach (Эрленбах)
    ? Frankreich (Франкрейх)
    ? Fresenheim (Фрезенгейм)
    ? Friedenberg (Фриденберг)
    ? Friedenfeld (Фриденфельд)
    ? Frosental (Фрезенталь)
    ? Gnadendorf (Гнадендорф)
    ? Gnadenfeld (Гнаденфельд)
    ? Gnadenflur (Гнаденфлюр)
    ? Gnadentau (Гнадентау)
    ? Hoffenthal (Гоффенталь)
    ? Hohendorf (Гогендорф, Высокое)
    ? Issenburg / Issendorf (Иссенбург / Иссендорф)
    ? Jagodnoje (Ягодное)
    ? Josefstal (Иозефсталь)
    ? Kano (Кано)
    ? Katharinental (Екатериненталь)
    ? Koppental (Кеппенталь)
    ? Langenfeld (Лангефельд)
    ? Liebental (Либенталь)
    ? Lilienfeld (Лилиенфельд)
    ? Lindenau (Линденау, Овражное)
    ? Lysanderhoh (Лизандер-Гей)
    ? Lysandrowka (Лизандровка)
    ? Mannheim (Мангейм)
    ? Marienberg (Мариенберг, Бизюк)
    ? Marienburg (Мариенбург)
    ? Marienfeld (Мариенфельд)
    ? Medemtal (Медемталь, Гусевка)
    ? Morgentau (Моргентау)
    ? Neu Balzer (Ней-Бальцер)
    ? Neu Bauer (Ней-Бауэр)
    ? Neu Beideck (Ней-Бейдек, Черная Падина)
    ? Neu Boaro (Ней-Боаро)
    ? Neu Donhof (Ней-Денгоф)
    ? Neu Galka (Ней-Галка)
    ? Neu Mariental (Ней Мариенталь, Марьион)
    ? Neu Hussenbach (Ней-Гуссенбах, Гашон)
    ? Neu Laub (Ней-Лауб)
    ? Neu Messer (Ней-Мессер) / Lysanderdorf (Лизандердорф)
    ? Neu Norka (Ней-Норка)
    ? Neu Obermonjou (Ней-Обермонжу)
    ? Neu Schilling (Сосновка)
    ? Neu Urbach (Ней Урбах)
    ? Neu Weimer (Ней-Ваймар)
    ? Oberdorf (Обердорф)
    ? Orlof (Орлов)
    ? Ostenfeld (Остенфельд)
    ? Rosenberg (Розенберг)
    ? Rosenfeld (Розенфельд / Норки)
    ? Rosenfeld (Розенфельд / Розовое)
    ? Rosendamm (Розендам)
    ? Rosental / Walujewka (Розенталь, Валуевка)
    ? Schilling / Konstantinowka (Шиллинг / Константиновка)
    ? Schondorf (Шендорф)
    ? Schonfeld (Шенфельд)
    ? Schontal (Шенталь)
    ? Sichelberg (Зихельберг)
    ? Stra?burg (Штрасбург)
    ? Stra?endorf (Штразендорф)
    ? Streckerau (Штрекерау)
    ? Unterdorf (Унтердорф)
    ? Weizenfeld (Вейценфельд)
    ? Wiesenheim (Визенгейм)
    ? Wiesenmuller (Визенмиллер)
    ? Хутора и прочие населённые пункты АССР Немцев Поволжья
    ? Neu-Warenburg (Ней-Варенбург)
    ? Прочие населенные пункты
    ? Хутора и прочие населённые пункты
    ? Куйбышевская область
    ? Саратовская область
    ? Сталинградская область
    ? Общие вопросы генеалогии поволжских немцев
    ? Исследование родословных по другим регионам (кроме Поволжья)
    ? Поиск по населённым пунктам (кроме Поволжья)
    ? Север, запад и центр Европейской части СССР
    ? Причерноморье и Донская область
    ? Украина (без Причерноморья)
    ? Кавказ и Закавказье
    ? Польские губернии Российской империи
    ? Приуралье и Сибирь
    ? Казахстан и Средняя Азия
    ? Общие вопросы (кроме Поволжья)
    Культура и литература
    ? Культура, традиции и обряды немцев Поволжья
    ? Немецкие церкви в России
    ? Язык и диалекты немцев Поволжья
    ? Музеи
    ? Книги & Массмедиа
    ? ЖЗЛ

  2. ilya Ответить

    ХХ век стал для нашей страны периодом радикальных перемен и смены традиций. Октябрьская революция 1917 года решительно взялась за, как говорили тогда, пережитки царского режима. Под запрет сразу попали главные церковные праздники, в том числе и Рождество. А ведь до революционных событий рождественские дни отмечались в нашей стране широко и весело. Рождество было самым любимым и долгожданным праздником.

    В царской России, которая жила по юлианскому календарю, Рождество отмечалось 25 декабря, а уже за ним следовало празднование Нового года – 1 января.
    Привычная для нас новогодняя елка в то время называлась рождественской. С XIX века обычай украшать зеленую красавицу, введенный когда-то Петром Первым для празднования Нового года, но забытый почти сразу после его смерти, вновь вернулся и стал обязательным для всех, начиная от простых горожан и заканчивая императорской семьей. В больших городах перед Рождеством открывались елочные базары.

    Покупка и украшение рождественской елки было настоящим событием. По традиции елочку наряжали втайне от детей. Делали это обычно после рождественской всенощной службы. Украшениями в то время служили сладости и фрукты. Популярны были и бумажные игрушки в виде карет, животных, ангелочков. Очень часто украшениями служили позолоченные грецкие орехи.

    С конца XIX века производители стали выпускать и, привычную для нас, мишуру. Её изготовлением занимались на фабрике по производству канители промышленников Алексеевых. Мало кто знает, что Алексеев – это настоящая фамилия режиссера Станиславского, который сам несколько лет работал на отцовской фабрике и даже был её директором. Венчала рождественскую елку Вифлеемская звезда – символ благой вести о рождении спасителя.

    Рождественское утро было особенно радостным: дети, проснувшись, бежали к наряженной елке и находили там приготовленные для них подарки. Родителей же отпрыски радовали поздравительными стихами, которые малыши разучивали заранее, и сувенирами, изготовленными своими руками.

    Вообще на Рождество было принято устраивать специальные детские праздники, но делалось это уже на второй или третий день праздника. Для таких мероприятий детям готовили костюмы, поэтому детский вечер напоминал маскарад. Малышей наряжали в стилизованные национальные наряды (например, в китайские или испанские костюмы). Популярными были и образы животных.

    Маскарады были излюбленным рождественским развлечением и у взрослых. Примерно в середины XIX века костюмированные балы стали непременным атрибутом праздника. Маскарады устраивались все время Святок – праздничной недели от Рождества до Крещения, поэтому многие любители светских развлечений проводили в маскарадных гуляниях все рождественские дни. Каждая аристократическая семья считала своим долгом устроить рождественский маскарад у себя дома, на который созывался весь высший свет.


    Кроме широких гуляний, распространены были и частные визиты в праздничные дни. Мужчины в обязательном порядке должны были посещать родственников и знакомых. Такие визиты были короткими и часто занимали не более 15 минут: гость просто заходил в дом, поздравлял и дарил подарки, а в ответ получал от хозяев угощение.

  3. Manafyn Ответить

    Во II-IV веках Рождество Христово праздновали в один день с Крещением Господним под общим названием Богоявление – 6 января по юлианскому календарю (старый стиль). В первой половине IV века Рождество и Крещение в западной церкви были разделены. Праздник Рождества Христова стали отмечать 25 декабря. Дата была установлена произвольно и заменила отмечавшиеся в декабре в Римской империи языческие праздники “Рождение Солнца непобедимого” и Сатурналии (праздник в честь Сатурна). Церковь таким образом стремилась создать противовес языческому культу. Христианский богослов Аврелий Августин (Блаженный Августин) призывал отмечать в этот день Рождество Христово “не как неверные ради солнца, но ради того, кто сотворил это солнце”.
    Во второй половине IV века восточная церковь также перенесла Рождество на 25 декабря. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинополе около 377 г. по указанию императора Аркадия.
    В 1582 году папа римский Григорий XIII ввел новую систему летоисчисления, получившую название григорианский календарь (новый стиль). Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать возрастающую разницу между астрономическим и календарным годом. В новый календарь перешли все непереходящие (постоянные) праздники, включая Рождество 25 декабря. Ряд церквей, в том числе и Русская православная церковь, продолжили пользоваться юлианским календарем, но Рождество при этом также приходилось на 25 декабря.

    История праздника в России

    До 1917 года в Российской империи Рождество входило в число государственных праздников, 25 и 26 декабря были официальными выходными днями. Одновременно 25 декабря отмечалась победа русских войск в Великой Отечественной войне 1812 года. Дата была установлена манифестом Александра I от 11 сентября (30 августа по старому стилю) 1814 года как “Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык”.
    Все атрибуты праздника Рождества были связаны с христианской тематикой. Рождественскую ель украшали фигурками ангелов, пастухов, колокольчиками и др. Звезда, свечи и фонарики должны были напоминать о Вифлеемской звезде и огнях, светивших для шедших поклониться новорожденному Христу. Под елку прятали подарки для всех членов семьи (дары волхвов), на праздничный стол ставили 12 блюд (по числу святых апостолов).
    Традиция встречи Рождества была прервана в годы Первой мировой войны. В 1915 году немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили рождественский праздник, что вызвало крайне негативную реакцию в русской прессе. В результате император Николай II запретил устанавливать елки на Рождество.
    После Октябрьской революции 1917 года запрет отменили, и в декабре того же года в Михайловском артиллерийском училище в Петрограде была установлена общественная елка.
    24 января 1918 года Совет народных комиссаров (Совнарком) РСФСР принял декрет о введении в России григорианского календаря, подписанный 26 января того же года председателем Совнаркома Владимиром Лениным. Согласно документу, день после 31 января 1918 года предписывалось считать 14 февраля, разница между старым и новым стилем составила 13 суток. Русская православная церковь эти новшества не признала и сохранила свое летоисчисление по юлианскому календарю. Поэтому православное Рождество стали отмечать 7 января, что соответствует 25 декабря по юлианскому календарю.
    В 1918 году постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета Рождество Христово было исключено из списка праздников. Однако уже 2 января 1919 года Совет профессиональных союзов объявил 25 и 26 декабря выходными днями (без статуса праздничных).
    В середине 1920-х годов в стране была развернута кампания по борьбе с религиозными предрассудками. 24 сентября 1929 года постановлением Совнаркома празднование Рождества было запрещено, 25 и 26 декабря стали обычными рабочими днями. Под запрет подпали и официальные новогодние торжества. Возродились они лишь в 1930-х годах. Рождественская ель и связанные с нею праздничные мероприятия стали атрибутами советского Нового года. Вифлеемскую звезду сменила пятиконечная красная, вместо рождественских фигурок появились кремлевские башни, дирижабли, спутники, снопы пшеницы, початки кукурузы и другие елочные украшения.
    Рождество в России не отмечали до 1990-х годов. 27 декабря 1990 года Верховный совет РСФСР “в связи с обращением Патриарха Московского и всея Руси Алексия и уважая религиозные чувства верующих” постановил считать 7 января праздничным нерабочим днем. Статус праздника был закреплен законом РСФСР от 25 сентября 1992 года “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР”.
    Главная рождественская служба проводится патриархом Московским и всея Руси в храме Христа Спасителя в Москве. Президент РФ традиционно встречает Рождество в храмах различных российских городов (впервые в истории новой России праздничную службу посетил в 1992 году президент Борис Ельцин).

    Традиции Рождества в России

    Празднику предшествует строгий 40-дневный Рождественский пост (Святая Четыредесятница), продолжающийся с 28 ноября до 6 января включительно. Его также называют Филипповым, так как канун поста приходится на день памяти святого апостола Филиппа 27 ноября.
    Последний и самый строгий день поста, 6 января, носит название Навечерие Рождества Христова или Рождественский сочельник (от “сочиво” – постное блюдо из зерен пшеницы или ячменя с медом, орехами, фруктами). В канун Рождества в церквях служат вечернюю службу, после которой следует всенощное бдение и торжественная праздничная литургия. В конце службы на середину храма выносят зажженную свечу, символизирующую Вифлеемскую звезду. После этого верующим разрешается съесть сочиво (отсюда традиция не есть “до первой звезды”).
    С Рождества начинаются святки (“святые дни”, “святые вечера”), которые продолжаются 12 дней. Согласно православным канонам, в это время верующие должны возносить молитвы, славя Христа. В дореволюционной России было запрещено “заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни”. Однако в народной традиции святки всегда сопровождались гуляньями, играми, представлениями ряженых, гаданиями, а также колядованием (пением обрядовых песен, колядок).
    Завершается рождественский период праздником Крещения Господня 19 января.

  4. Doulabar Ответить

    0

    Из-за чего гениальный танцор утратил связь с реальностью: Два мира человека-бабочки Вацлава Нижинского сегодня, 14:18
    0

    Какие сладости и вино любили русские цари, и что такое «папушники» для простого люда сегодня, 12:02
    0

    Француз и священник для Пушкина и немец для Тургенева: Кем были первые учителя великих русских литераторов сегодня, 10:37
    0

    Скандальная слава Кейт Мосс: Почему дома моды разрывали контракты с супермоделью сегодня, 08:55
    0

    Научные подтверждения 10 египетских казней: Библейские события, которые невозможно отрицать 12.12.2019, 21:25
    0

    Почему Лев Толстой хотел написать роман про Пётра I, а потом передумал 12.12.2019, 18:27
    0

    Существовал ли на самом деле человек с двумя лицами: Эдвард Мордрейк 12.12.2019, 15:50
    0

    Почему известную картину Боттичелли «Весна» называют мифологической загадкой 12.12.2019, 14:11
    0

    5 обычных женщин, которые вышли замуж за самых настоящих принцев 12.12.2019, 12:10
    0

    16 звёзд Мишлена для несостоявшегося футболиста: Как Гордон Рамзи стал великим поваром 12.12.2019, 10:10

  5. Adozel Ответить

    В соответствии с религиозными традициями, в Рождество Христово в церквях проходит всенощное бдение, которое переходит в литургию. На них читают фрагменты Евангелия о Рождестве и поют канон «Христос рождается…». Верующие приходят в храмы, чтобы посетить службу, помолиться и причаститься. Рождественское богослужение транслируется по национальным каналам. Главная служба России проходит в Москве в храме Христа Спасителя и собирает до пяти тысяч прихожан. Главное богослужение страны возглавляет Московский патриарх.
    Еще одна религиозная традиция – соблюдение Рождественского (Филиппового) поста, который предшествует Рождеству. Пост начинается 28 ноября и длится 40 дней. 6 января приниматься за ужин можно только после восхождения на небе первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду. На столе обязательно должно присутствовать 12 постных блюд, которые олицетворяют 12 апостолов. 7 января христианам разрешается разговеться.
    В деревнях и поселках сохранилась традиция колядовать. Дети наряжаются в костюмы, ходят по соседям и рассказывают или поют колядки, за что получают сладости и деньги.
    Среди незамужних девушек распространены рождественские гадания на суженого-ряженого. Процесс гадания традиционно проходит в полночь в темной комнате, освещенной свечами. Это создает пугающую и мистическую атмосферу.
    Наиболее распространенное гадание – предсказание по литому воску. Расплавленный воск свечи выливают в сосуд с водой и в образе застывшей фигуры пытаются рассмотреть будущее. Много маленьких капель предвещает деньги, яблоко – здоровье и мудрость, виноград – благополучие в доме, яйцо – новое начинание.
    Не менее загадочно и интересно гадание на кофейной или чайной гуще. После того, как выпивают напиток, чашку накрывают блюдцем и быстро переворачивают. В очертаниях пятен, которые образовала гуща, рассматривают будущее. Крест знаменует жизненные трудности, венок – успех, дом – благополучие.

    История праздника

    На территории современной России Рождество стало официальным праздником после крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Оно было началом Святок, которые длились до Крещения – 19 января. В эти дни народ прославлял Иисуса Христа, молодежь участвовала в народных гуляниях и гаданиях.
    В древность популярным обрядом было колядование. Люди надевали на себя устрашающие и шуточные маски чертей, ведьм, козлов, разрисовывали лица дегтем, сажей, свеклой, обсыпались мукой. Ряженые ходили по дворам, носили кутью и пели колядки – обрядовые песни, в которых прославляли семью хозяина, желали здоровья и благополучия. За это хозяева давали им пироги, караваи, калачи, пряники, деньги.
    В XVII-XVIII веках в российскую культуру из Польши пришла традиция устраивать вертепный театр. В ящике-вертепе при помощи тряпичных кукол разыгрывались сюжеты о рождении Христа.
    В 1917 году, после Великой русской революции, советская власть запретила празднование Рождества: наряжать рождественские елки, проводить богослужения и упоминать о празднике. В 1935 году традицию украшать хвойные деревья перенесли на праздник Нового года. Рождественский символ – Вифлеемская звезда – была заменена на пятиконечную звезду. В советский период Новый год перенял рождественские атрибуты и стал главным семейным праздником.
    В декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР возродил празднование Рождества на государственном уровне. 7 января было объявлено официальным выходным днем.

    Рождественские украшения

    Рождеству предшествует Новый год, поэтому дома и улицы украшаются елками и гирляндами в середине декабря.
    Особую роль в праздновании Рождества играет оформление стола. Хозяйки кладут под скатерть пучок сена, который символизирует ясли Иисуса Христа. Под столом размещают железный предмет (топор), на который все присутствующие ставят ноги. Этот ритуал символизирует здоровье и крепкий дух. По углам стола кладут монеты или купюры, соль и чеснок. Это символизирует благополучие в доме и здоровье всех членов семьи.

    Праздничный стол

    Обязательным блюдом на рождественском столе является кутья – каша из цельных зерен пшеницы с добавлением меда, мака, грецких орехов, сухофруктов, варенья. В семьях, которые придерживаются Рождественского поста, на столе обязательно присутствуют 12 постных блюд. Наиболее популярные из них – открытые и закрытые пироги, пирожки, кулебяки, расстегаи с разными начинками, ватрушки, калачи, блины, соленые овощи, салаты, запеченная рыба. 7 января хозяйки готовят холодец, жарят поросенка, дичь, баранину, запекают гуся или курицу с яблоками. На десерт подают торт с кремом и глазурью. Традиционным рождественским напитком является узвар – заваренные сухофрукты и ягоды.

    Города и курорты

    Рождественские каникулы в России пройдут в особой атмосфере и подарят заряд незабываемых эмоций.
    Путешественникам, которые хотят оказаться в настоящей зимней сказке, придется по душе отдых на Кольском полуострове, который расположен в заполярной зоне. Он подарит возможность понаблюдать за уникальными явлениями природы – белыми ночами и северным сиянием. В центре Хибинского горного массива находится база отдыха, которая обладает комфортной инфраструктурой и позволяет отдохнуть от городской суеты. Сафари на квадроциклах и снегоходах, пешие прогулки по тундре принесут заряд адреналина.
    Центр зимнего туризма в России – озеро Байкал. Байкальский лед представляет собой захватывающее зрелище – прозрачная застывшая вода переливается в солнечных лучах. Туристы смогут покататься на лыжах и коньках, поскользить на буерах, прогуляться по поверхности льда и осмотреть живописные бухты, заливы. В поселке Аршан расположен курорт, который славится своими лечебными термальными и минеральными водами.
    Ознакомиться с культурой и историей России поможет тур по городам «Золотого кольца». В него входят древние города – центры народных ремесел: Переславль-Залесский, Суздаль, Владимир, Ростов Великий, Сергиев Посад, Костром, Иваново, Ярославль. В каждом из них расположены достопримечательности, которые поражают своей красотой и величием (Троице-Сергиева Лавра, Суздальский Кремль, Успенский собор). Города предлагают своим гостям недорогие гостиницы и рестораны.
    Россия – страна, богатая горными системами. Любителям зимних видов спорта понравится отдых на горнолыжных курортах: Домбай, Шерегеш, Красная Поляна, Банное, Белокуриха. Эти курорты привлекают красотами заснеженных вершин, лесистых склонов, горных озер и рек, чистым воздухом и целебными источниками.

  6. Sinwind Ответить

    Историки считают, что рождественские ели стали появляться впервые в немецких домах в VIII веке, когда был издан запрет на установку в домах больше одного дерева. По этому документу и удалось установить примерный возраст этой традиции.
    Уже в те времена ёлки стали наряжать цветными бумажными фигурками, разными блестящими мелочами, монетами и даже выпечкой. В Скандинавии и Германии к XVII столетию эти привычки сформировали устойчивую традицию, которая незаметно стала связанной с рождественским праздником.

    Когда где-то рассказывают, как празднуют Рождество в России кратко, то обязательно отмечают, что в России ёлки получили доступ в дома на Рождество благодаря Петру I – именно первый российский император повелел украшать в святые дни дома сосновыми либо еловыми ветками. Но впервые целые деревья в столичных залах стали устанавливать в 1830-х годах, и делали это жившие здесь немцы. Эта традиция быстро приглянулась и русским, которые придали ей традиционный для себя широкий размах. В результате ёлки стали ставить в больших количествах на городских улицах и площадях, и они стали прочно ассоциироваться с празднованием Рождества.

    История празднования Рождества в России

    Рождество Христово праздновали до революции 25 декабря. Во всех российских храмах начиналось богослужение в честь дня рождения Спасителя. Рождество в России издавна чтили и любили, поэтому во многих российских городах были построены храмы в честь Рождества Христова. Для молодёжи самой любимой рождественской традицией и одновременно развлечением было колядование.

    После 1917 года для церкви наступили смутные времена. Большевики запретили отмечать церковные праздники, экспроприировали, разграбили или разрушили многие храмы и монастыри. Населению приходилось работать в праздничные дни, чего раньше никогда не было. Досталось и ёлке, которую также причислили к символам веры и на некоторое время её также запретили. Однако любовь народа к этой безобидной традиции была так сильна, что в 1933 году властям пришлось вернуть её, но теперь ёлка стала просто новогодней.
    Даже в период запрета Рождества многие жители страны тайком продолжали его отмечать, втайне приносили домой еловые ветки, посещали священников, крестили детей и совершали обряды. Некоторые пели у себя дома рождественские гимны. А ведь празднование Рождества в России в то время могло закончиться для человека весьма печально, если бы об этом узнали власти.
    Когда в 1991 году распался СССР, то официально было разрешено и празднование Рождества. Но нужно признать, что за годы Советской власти люди в массе своей отвыкли от празднования религиозных праздников, поэтому в нашем обществе главным зимним праздником по-прежнему остаётся Новый год.
    Хотя попытки возрождения старых рождественских традиций, несомненно, делаются. Многие ходят по домам с колядками, по федеральным телеканалам транслируется торжественное рождественское богослужение из восстановленного храма Христа Спасителя, крестники носят своим крёстным родителям кутью. Так что память о празднике жива, и если посмотреть на традиции Руси, то многие из них возрождаются с новой силой.
    А как Вы празднуете Рождество? Придерживаетесь традиций старой Руси или же считаете такое празднование устаревшим? Поделитесь своими обычаями в комментариях – нам будет очень интересно узнать о них!

  7. HusEER Ответить

    Самое главное, такое любимое, что — страшно: медленно распахиваются двери в лицо нам, летящим с лестницы, парадно одетым, – и над всем, что движется, блестит, пахнет она, снизу укутанная зеленым и золотистым. Ее запах заглушает запахи мандаринов и восковых свечей. У нее лапы бархатные, как у Васи. Ее сейчас зажгут. Она ждет. Подарки еще закрыты. Шары еще тускло сияют – синие, голубые, малиновые; золотые бусы и серебряный «дождь» – все ждет… Папа подносит к свече первую спичку – и начинается Рождество!».
    Праздничные гуляния были любимым временем для детей — в это время в Москве появлялись карусели и другие ярмарочные забавы, в дома приносили лакомства и игрушки, встречи с которыми ожидали целый год.
    Кстати, и подарки до революции чаще дарили только детям — взрослые ограничивались приготовлениями к празднику. О таком пишет и Тэффи (урожденная Мирра Лохвицкая) в одном из своих рассказов: «Рождество в тот год подходило грустное и заботное. Надо было, значит, непременно елку схлопотать. Выписала, по секрету, от Мюра и Мерелиза картонажи. Разбирала ночью. Картонажи оказались прямо чудесные: попугаи в золотых клеточках, домики, фонарики, но лучше всего был маленький ангел, с радужными слюдяными крылышками, весь в золотых блестках. Он висел на резинке, крылышки шевелились. Из чего он был, — не понять. Вроде воска. Щечки румяные и в руках роза. Я такого чуда никогда не видала. Сам веселый, румяный и вместе нежный.
    Такого бы ангела спрятать в коробочку, а в дурные дни, когда почтальон приносит злые письма и лампы горят тускло, и ветер стучит железом на крыше, — вот тогда только позволить себе вынуть его и тихонько подержать за резиночку и полюбоваться, как сверкают золотые блестки и переливаются слюдяные крылышки».
    Картонажи — один из самых популярных вариантов украшения праздничной ёлки: они представляли собой небольшие изделия из прессованного картона, покрытые несколькими слоями акриловой краски выбранного цвета. Впервые изготавливать их начали в Дрездене, а позднее купить изделия из самого доступного материала можно было и в нашей стране — заказанные по почте украшения высылали листами с вытисненными деталями, которые предстояло самостоятельно выдавить, а потом склеить в объемные фигурки и бонбоньерки. Функционально — особенно если вспомнить, что производство фабричных игрушек еще не было поставлено на поток, и потому ель становилась в начале ХХ века своего рода продолжением праздничного стола.
    Пушистые ветки украшали золочеными орехами, конфетами, яблоками, марципановыми поросятами. Об этом свидетельствуют и воспоминания Лидии Чарской («Записки институтки»): «Посреди залы, вся сияя бесчисленными огнями свечей и дорогими, блестящими украшениями, стояла большая, доходящая до потолка елка. Золоченые цветы и звезды на самой вершине ее горели и переливались не хуже свечей.
    На темном бархатном фоне зелени красиво выделялись повешенные бонбоньерки, мандарины, яблоки и цветы, сработанные старшими. Под елкой лежали груды ваты, изображающей снежный сугроб. Мне пришло в голову невольное сравнение этой нарядной красавицы елки с тем маленьким деревцом, едва прикрытым дешевыми лакомствами, с той деревенскою рождественскою елочкою, которою мама баловала нас с братом. Милая, на все способная мама сама клеила и раскрашивала незатейливые картонажи , золотила орехи и шила мешочки для орехов и леденцов».
    Уютное Рождество и разгульный Новый год
    Для современного человека новогодние и рождественские праздники сливаются в одну яркую череду гуляний на фоне ёлки, и только верующие россияне помнят о разнице между ними и о смысле. А вот до революции россиянам ближе был подход, который сегодня мы назвали бы европейским: Рождество — уютный религиозный праздник в кругу семьи, а Новый год — повод выйти в свет и шикануть. Это различие проявлялось даже в выборе блюд для застолья.
    – Рождество — праздник церковный, а Новый год — светский. Их разделяет несколько дней, и в дореволюционной Москве сперва праздновали Рождество, – объясняет «МК» историк московского быта Алексей Митрофанов. – Это дневной праздник, когда пировать начинали после первой звезды. Люди, утомленные постом, рождественской службой и работой, точно не спешили садиться за стол ночью. Только днем, и тогда же разговлялись. И хотя медицина рекомендует выходить из поста постепенно, но до революции об этом не думали — все самое жирное, мясное, калорийное…
    Начинали с пшеничной кутьи с маком, орехами и мёдом, кстати, называлась она «Сочень» (от Сочельника), но это имя не прижилось. Обязательно жирная рыба, запеченный гусь и поросёнок.
    Считалось, что поросёнок был единственнным, кто хрюкал в яслях в Вифлееме и поцарапал младенца Иисуса щетиной — за это его и карают по сей день. Обязательно было ритуальное печенье. В итоге, конечно, и обжирались, и напивались, несмотря на святой смысл праздника.
    По словам историка, за несколько дней москвичи как раз успевали отдохнуть, и с новыми силами отправиться на новогоднее застолье — кстати, уже до революции возникла традиция отмечать не только дома, но и в кабаках.
    Новогоднее торжество — такое, каким было оно для светской Москвы начала века — хорошо описано в романе «Доктор Живаго»: «С незапамятных времен елки у Свентицких устраивали по такому образцу. В десять, когда разъезжалась детвора, зажигали вторую для молодежи и взрослых, и веселились до утра. Более пожилые всю ночь резались в карты в трехстенной помпейской гостиной, которая была продолжением зала и отделялась от него тяжелою плотною занавесью на больших бронзовых кольцах. На рассвете ужинали всем обществом».

  8. Alihope Ответить

    До революции самым торжественным и светлым новогодним праздником было Рождество Христово. Несмотря на то, что западная традиция празднования Нового Года уже была введена Петром Великим, большинство населения России предпочитали воздерживаться от его шумного празднования.

    1. “Подготовка к Рождеству”. Сергей Васильевич Досекин.
    Во всех крупных городах и селах проводили ярмарки и елочные базары. Примечательно, что они объединяли представителей разных сословий. Дворяне тоже не отказывали себе в удовольствии прогуляться по рождественской ярмарке и ощутить атмосферу приближающегося праздника.

    2. “Елочный торг”. Борис Михайлович Кустодиев.
    Перед Рождеством детишек обычно занимали изготовлением гирлянд, елочных украшений и предпраздничным убранством дома.

    3. “Рождественский базар”. Александр Алексеевич Бучкури.
    Несколько веков назад, как и сейчас, украшение рождественской елки считалось радостным событием, которого ждали весь год.
    4. “Рождественская елка”. Алексей Михайлович Корин.
    Накакуне Рождества, независимо от сословия, все держали пост и часто посещали храм. Сам великий праздник абсолютное большинство жителей Российской Империи встречали на всенощной службе в церкви.

    5. “Сочельник”. Степан Федорович Колесников.
    Рождество было принято праздновать в семейном кругу. Этот праздник объединял и взрослых, и детей. После окончания Рождественского поста жители дореволюционной России не стремились сразу же приступать к обильной еде и тем более к распитию крепких напитков. Свою рождественскую радость наши предки выражали в умеренном веселье, общении с детьми и родственниками, активных играх на улице.

    6. Рождество в большом семействе.
    Большие усадьбы, купеческие особняки и дома жителей городов и сел наполнялись особой, уютной и теплой атмосферой.

    7. “Рождество”. Сергей Михайлович Коровин.
    Рождество радостно и дружно праздновали и члены императорской фамилии. В архивах многих музеев сохранились фотографии рождественских елок во дворцах и уличных увеселений в царских резиденциях.

    8. Рождественская елка на детской половине Александровского дворца в Царском Селе.

    9. На этом фото вы видим, какие замысловатые конструкции из снега сооружали на Рождество в Царскосельском парке.

    10. Кадр, на котором прекрасно переданы радость и непосредственность зимних забав.
    И, конечно же, с Рождеством поздравляли своих близких, друзей и соседей! Традиция дарения рождественских открыток была очень развита до революции. Современному человеку очень приятно смотреть на эти милые открытки. Они были очень трогательными, красивыми и выполненными со вкусом. Несколько подобных открыток вы сможете увидеть ниже.

    11. Красивый зимний пейзаж и милые купидончики.

    12. А это открытка, по всей видимости, предназначалась для детишек.

    13. До революции все тоже умилялись изображениям милых щенят и котят.

    14. Прогрессивная открытка: автомобиль, интересный дизайн транспортного средства и традиционные герои рождественских изображений.
    Как вы видите, до революции к празднованию Рождества относились разумно и с душой. А многочисленные тадиции, украшения, семейные вечера и рождественские увеселения служили для того, чтобы сплотить семью и, объединившись, достойно выражать свою радость свершившемуся Чуду.

    15. “Рождественская елка”. Иван Павлович Похитонов.
    При подготовке материала были использованы изображения сайтов: kulturologia.ru, tsarselo.ru, vespig и ros-vos.net

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *