Какого числа встречали новый год в древней руси?

16 ответов на вопрос “Какого числа встречали новый год в древней руси?”

  1. Val'o'venil Ответить

    История Нового года на Руси.
    Новый год начали праздновать давным-давно, в глубокой древности.
    Празднование Нового года у древних народов обычно совпадало с началом возрождения природы и в основном было приурочено к марту месяцу. Так и в России, с момента введения Христианства начинали летоисчисление со дня св. Пасхи.
    В 1492 году великий князь Иоанн Васильевич Третий окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года – 1 сентября, когда собиралась дань, пошлины, различные оброки и т. д. Первообразом той церковной церемонии, с какой проходило на Руси празднование Нового года 1 сентября, послужило празднование его в Византии, установленное Константином Великим. Сентябрь у ветхозаветных народов – это месяц отдохновения от всех трудов, то есть окончание полевого сезона, на что неоднократно указано в Священном Писании. “Шесть дней делай, в день же седьмый, суббота Господу Богу Твоему, да не сотвориши всякого дела в осьмой. Тако и месяц седьмый благослови и освяти его, и повелел людям своим почити в нем от дел своих” (Исход. Гл. XX ст. 9 и 10). “Месяца седьмого сего, егда окончается жита земли, да празднует Господу” (Левит. Гл. XXIII ст. 10). Кроме того, в сентябре остановился Ноев ковчег на горе Арарат; пророк Моисей вторично сходил с горы Синай с новыми скрижалями закона, в сентябре же воздвигнута скиния Господня, и Архиерей великий приносит во Святая Святых Иерусалимского храма бескровную жертву – одним словом, сентябрь был знаменательным месяцем для иудеев. Но никак не для славян!
    Тем не менее, церковный Новый год до сих пор приходится на первое сентября, и, между прочим, начало учебного года – отнюдь не произвольная дата, если вспомнить, что школа вплоть до ленинского декрета была в ведении церкви. Первый день церковного нового года – праздник Симеона Столпника, известного в народе под именем Симеона летопроводца.
    В России в новогоднюю ночь по домам ходили ряженые дети и взрослые. Одетые в маски и шкуры животных, они пели, танцевали, посыпали пол зерном, желая хозяевам богатого урожая.
    Последний раз Новый год 1 сентября отпразднован был в 1698 году. Царь Петр Первый, изменил коренным образом и летоисчисление, и способ празднования Нового года. В первый год 18 столетия он уже приказал вести летоисчисление от Рождества Христова, отменив летоисчисление от дня сотворения мира. К началу царствования Петра Великого в России был год 7207 (от сотворения мира) , а в Европе 1699 (от Рождества Христова) .
    Не желая совершенно изгонять обычай празднования Нового года, он установил его по обычаям, заимствованным им из Голландии и других странах Западной Европы.
    Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ о том, что Великий Государь Пётр Алексеевич повелел “впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова”.
    Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка.
    При Петре елки в домах не ставили, а украшали веточками, хвойными лапами.
    Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (внецерковный) характер.
    Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре.
    Вот так и пришел к нам Новый год, с елочными украшениями, огнями, кострами (которые Петр приказал устраивать по ночам с 1 по 7 января с помощью зажигания смоляных бочек) , поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами: санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом, подарками.. .
    Елку привез

  2. MarinkaKur Ответить

    Перед праздником было принято отдавать все долги, прощать все обиды, те, кто находился в ссоре, обязаны были помириться. Под Новый год выбрасывали из дома всю разбитую посуду, мыли зеркала. Карнавалы и карнавальные маски появились в России после 1721 года, когда впервые был устроен пышный маскарад – по случаю заключения мира со шведами. Впоследствии эту форму празднования перенесли и на новогодние торжества. Так продолжалось во времена царствования всех российских императоров.
    Но грянула революция. В 1917 году большевики внесли очередную поправку в российский календарь, причем Новый год сначала вообще был отменен, как ненужный. Праздничные елки тоже были истреблены, как пережиток царских времен, но довольно скоро их “реабилитировали”. В 1930 году в Кремле была устроена самая большая елка страны, положившая начало традиции проведения главных елок от имени руководителей государства. После отмены и возвращения праздника, а также корректировки календаря в России стали праздновать сразу два Новых года – по новому и старому стилю.
    Начало традиционным телевизионным обращениям руководителей страны положил Леонид Брежнев, который обратился к народу перед новым 1976 годом. Соблюдается эта традиция и поныне. С праздником!
    Самые важные новости дня читайте на главной странице

  3. shooorik80 Ответить

    Празднование Нового года на Русской земле относится к глубокой седой старине. Здесь перекликаются и накладываются языческие и христианские традиции, смешения гражданского и церковного календарей.
    В языческие времена у восточных славян Новый год начинался весной – первого марта, когда пробуждалась природа и начинались весенние полевые работы. С кормилицей-землёй была тесно связана жизнь древнего человека, поэтому новый год и приходился на весеннюю пору. Новый год славяне отмечали на масленицу, где-то 20-го числа во время первого весеннего равноденствия.

    Главный зимний праздник наших предков носил названия Коляды. Он отмечался в день зимнего солнцеворота и длился с 25 декабря по 6 января. Зимние солнцестояние, как и весеннее равноденствие, славяне связывали с очередным пробуждением природы и поворотом к весне. Коляду отмечали 12 дней. Это число считалось сакральным и использовалось старцами – жрецами в период новогодних празднеств. До нас дошло предание о том, что в это время 12 языческих жрецов руководили ритуальными действиями. Они гадали о будущем урожае по 12 снопам, пользовались водой из 12 колодцев для подблюдных гаданий, 12 дней горел священный огонь в период празднования Коляды. 26 декабря прибавлялся световой день, и по представлению древних славян нарождалось новое солнце. Символически солнце представляло особое полено – Бадняк, который зажигали на Коляду. Считалось, что в это время там, в пламени, зарождается новое солнце, дающее всем жизнь и благополучие.

    Одна из главных частей праздника Коляды – новогодние песни и колядование. Из восхвалений Коляды они постепенно превратились в форму своеобразных поздравлений и шуточных песен. Накануне праздника славяне украшали свои дома еловыми и сосновыми ветками, позже стали ёлки, которые должными были, по древним поверьям, своими колючими и острыми иглами отгонять злых духов и не пустить их в дом.

    Добрые зимние духи славян Морок, Трескун и Морозко сковывали реки льдом, приносили метели и насылали лютые морозы. Чтобы они не очень расходились, приходилось их задабривать разными способами. Обычно на окна выставляли подарки духам: кисель, кутью и блины. С годами эти дары стали отдавать ряженым, которые ходили по деревни с песнями, шутками и плясками.
    У Коляды был ещё и брат-близнец Овсень, который появился на свет чуть позже и потому считался младшим. Обеих братьев отмечали в один и тот же сезон – зимой. Сначала праздновали Коляду, затем по деревням ходили “овсенщики”, славившие Овсеня. В древности Овсень почитался на Руси как божество, зажигающее солнечное колесо и несущее свет всему миру. Чествовали Овсеня 1 марта на Новый год, поэтому он считался весенним богом. Верили, что Овсень приезжает на большом коне и привозит с собой Новый год.

    Праздновали Овсеня как зимой, так и весной, согласно древнему славянскому календарю. Обычно встречали Овсеня кашей, которую хозяйки варили накануне ночью. Приносили из амбара крупу и начинали топить печь. По традиции нельзя было касаться крупы, пока не истопится печь. Во время приготовления каши необходимо было шептать заклинания на будущий урожай. Затем кланялись горшку с кашей и ставили в печку. Потом начинали гадать – если каша вылезла из горшка или горшок лопнул, значит, в дом могла прийти беда. А если каша удалась – значит Овсень остался доволен хозяевами, и надо ждать удачи и радости в доме.
    С принятием христианства на Руси новый год начал отмечаться 1 сентября. Этот день считался Новолетием, так как согласно Библии Бог сотворил мир именно в сентябре. Сентябрьский Новый год на Руси встречали благоговейно и чинно. Богатые люди на праздник стремились приехать в Москву, где устраивались пышные торжества. В храмах проходила торжественная служба, повсюду звенели колокола. Вечером перед новогодней ночью все собирались в доме главы семейства. Гостей угощали мёдом, винами пивом и медовухой.
    С приходом к власти Петра Первого в России грянули перемены. Не обошли они и календарь. В декабре 1699 года император Петр Первый издаёт указ о том, что с 1 января 1700 года Новый год в России будет отмечаться 1 января. Петр повелел “учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых”, потешаться с огнем – разжигание новогодних костров, учинять стрельбу и гуляния. Царским указом предписывалось поздравлять друг друга с праздником. И теперь гражданский новый год праздновали в начале января, а церковный новый год остался прежним – 1 сентября.

    Праздник Нового года имел свой народный аналог – Васильев вечер, который чествовали в ночь на 1 января. Это был церковный праздник, посвященный дню памяти святого Василия Великого. Вечером устраивали пышный пир, где главным блюдом был жареный поросенок. Он считался символом плодородия, плодовитости домашнего скота и обилия в будущем году. На стол ставили всё лучшее, что было заготовлено в доме – сытные пироги, блины, кутью. В изобилии была водка, медовуха, пиво. Принято было надевать новую неношеную одежду, чтобы весь следующий год хорошо одеваться. В этот день нельзя было давать в долг деньги, а вот получать их считалось хорошей приметой, которая сулила прибыль и достаток.


    В наши дни Новый год – любимый праздник всех людей. С ним связывают свои надежды и желания, этот праздник не носит никакой идеологической нагрузки. Он просто добрый, веселый и радостный.
    С Новым годом!
    В публикации использованы материалы из интернета и статьи Олега Полонского.

  4. NECHTO_1 Ответить

    В праздновании Нового года, который отмечают ещё с древних времен, переплелись языческие поверья и и христианские традиции, в которые мы верим до сих пор.
    Когда-то, в стародавние времена восточные славяне считали 1 марта наступлением Нового года. Именно в начале весны начинала потихоньку просыпать природа, люди при ступали к подготовке к полевым работам. Земля в то время была основной кормилицей. Сам праздник славяне бурно отмечали на Масленицу, во второй половине марта, когда наступал период первого весеннего равноденствия.
    Праздновали славяне и зимой. Только торжество носило название Коляды. Отмечали в течение почти двух недель, с 25 декабря по 6 января. Вернее, двенадцать дней. Это число взялось не на пустом месте. Это число почитали особо. И жрецы использовали его в ходе праздничных ритуалов.
    Согласно легенде, в это время дюжина языческих жрецов проводила главные ритуалы: о будущем урожае по двенадцати снопам, пользовались водой из двенадцати колодцев для особых гаданий, а еще и менно двенадцать дней горел так называемый священный огонь на все время празднования Коляды.
    Праздник начинался 26 декабря, когда прибавлялся световой день. Наши предки считали, что именно в этот момент происходило зарождение нового солнца, дающего радости жизни и земные богатства. Главным украшением праздника были новогодние песни и колядование. Фольклор тех времени, пусть и со многими поправками, дошел и до наших дней.
    Оттуда же к нам пришла привычка украшать дома елками, которые, согласно древним поверьям, своими колючими иглами отгоняли злых духов от жилища.Добрых зимних духов славян, таких, как Морок, Трескун и Морозко, которые приносили снега и морозы, задабривали с помощью киселя, кутьи и блинов. Все это выставляли на окна. Позднее появилась привычка ходить с подарками для духов по улице и угощать всех желающих. И все это сопровождалось песнями, шутками и плясками.
    Не все знают, но у Коляды был еще и брат-близнец Овсень, который славяне отмечали 1 марта, и встречали чаще всего кашей, которую хозяйки варили накануне ночью. Но тут была особенная праздничная тонкость. Сначала топилась печь, и пока она не была готова, к муке вообще категорически нельзя было прикасаться. Иначе проку от праздничной каши не будет абсолютно никакой.
    А пока суть да дело, хозяйки принимались шептать заклинания, чтобы ближайший урожай уродился и все были сыты целый год, пока не придет время новых посевных. Затем хозяйки отбивали низкий поклон горшку с кашей, и только потом ставили его в печь. И здесь тоже нужно было следить очнеь внимательно. Считалось, что если каша убежит из горшка, жди в дом беду. Если каша получилась хорошей, значит, Овсень высказал свою доброжелательность, и весь год в этом доме будут жить-поживать да добро наживать.
    С принятием христианства на Руси новый год начал отмечаться 1 сентября. Этот день считался Новолетием, так как согласно Библии Бог сотворил мир именно в сентябре. В больших городах проходили массовые гуляния, власти и богатые жители выставляли на улицу угощения и медовуху. В храмах проводились торжественные службы, звон колоколов был слышен на много верст. Ну, а уже ночью в домах начинались чисто семейные застолья.
    Когда к власти в России пришел Петр Первый, в стране много чего изменилось. Начали праздновать и Новый год «по-европейски». В декабре 1699 года государь издал указ о том, что с 1 января 1700 года Новый год в России должен отмечаться 1 января. Данным указом повелевалось в новогоднюю ночь украшать дома елями, жечь потешные костры, учинять праздничную пальбу и большие гуляния. Теперь отсчёт гражданского нового года в России пошел с 1 января. А церковный новый год остался прежним – 1 сентября.
    Таким главный, веселый и самый добрый праздник дошел и до наших дней. Его ждут все – и дети, и взрослые. По-прежнему загадывают желания, кладут под елку подарки, ходят с «колядками» по домам. За многие века в жизни человека сменилось многое. Лишь праздник Нового года остался прежним.

  5. ECLIPSE00074 Ответить

    По указанию царя праздник начинался с молитвы, звона колоколов и пушечных выстрелов. Тогда же началось формирование европейского обычая поздравлять друзей и близких. Улицы и дома украшались еловыми ветками. Устраивался и торжественный военный парад. Государь вместе с войском шел на литургию в Успенский собор. После всех православных обрядов царь поздравлял народ и принимал поздравление. Высшее духовенство удостаивалось чести сидеть за торжественным столом с государем. Народ же в это время угощался праздничными кушаньями перед дворцом. Ночью все города горели яркими огнями и зажигались фейерверки.
    Во дворце устраивался пышный бал. В первое время народ потешался нововведением и наслаждался дарами, но спустя некоторое время появились недовольные в кардинальном изменении года и уклада жизни. Долгое время верующие праздновали приход нового года в сентябре.
    Сильно изменились новогодние традиции, сформировавшиеся со времен первых славян. Стали внедряться европейские обычаи и символы. В это время стала формироваться традиция проводить Елки (немецкий обычай), на Руси любимым деревом была березка, поэтому и елка стала прерогативой городских жителей и потребностью в связи с переносом праздника на зиму. Традиция наряжать ель не относится ни к языческим, ни к религиозным обрядам и сохранилась до наших дней.
    Обратите внимание! При Петре стали проводить городские Елки – дерево наряжали игрушками, которые после праздника раздавали детям. (см. Дни официальных выходных с переносами на 2019 год.)
    Богачи заказывали огромные деревья и украшали их богатыми тканями, лентами и игрушками. К вечеру к ней приезжали дети с няньками, а она уже горела яркими огоньками. После праздничного стола играла музыка, а дети танцевали. После ребята взбирались на елку и забирали то, что им понравится. Формируется детская традиция – чтение стихотворений и песенок. Вначале Елки стали проводить в Москве, а к середине XVIII века и в Санкт-Петербурге.
    Постепенно новая традиция прижилась, и праздновать Новый год стали в ночь с 31 декабря на 1 января, а праздник продолжался вплоть до Рождества.  Каждую ночь в городах зажигали смоляные бочки.
    Кардинальная смена мировоззрения во время советской власти лишь укрепила традиции празднования Нового года и сделала их еще более радостными и веселыми. Конечно, сейчас не осталось всенародных гуляний и шествий, которые оберегали от природных катаклизмов и конфликтов в семье. Зато он стал семейным и теплым, таким, каким мы привыкли его видеть.
    Кто для вас лучшая компания на Новый год?
    Семья
    Друзья
    Также смотрите: Лунный календарь стрижек на январь 2019.

  6. taresgos Ответить

    В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, — в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты — от Сотворения мира и от Рождества Христова.
    Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ “впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова”.
    Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
    В Петровском указе писалось: “…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…”. В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века.
    Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.
    Новый год при советской власти. Смена календаря.
    После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.
    24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял “Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря”. Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: “…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.” Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.
    Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть. Даже напротив было выгодно разрушение основ христианской культуры. Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники.
    В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Однако, в конце 1935 года в газете “Правда” появилась статья Павла Петровича Постышева “Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!”. Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, — в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником “радостного и счастливого детства в нашей стране”, — прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.
    В 1949 году 1 января стал нерабочим днем.
    Старый Новый год
    Само название этого праздника указывает на его связь со старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918 года, и перешла на новый стиль указом В.И. Ленина. Так называемый Старый стиль – это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь). Новый стиль – это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку, которая с годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца. Поэтому григорианская реформа в какой-то степени была необходима.
    Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней! Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью. Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и совершаем дань времени.
    Источник (полная версия).

  7. Sam15 Ответить

    Когда на Русь пришло христианство, появилось и византийское новолетие, которое начиналось 1 сентября. Византийский индиктион, привязанный к 1 сентября, был связан со сбором урожая и отвечал потребностям налогообложения. Однако это новолетие, будучи порождением иных культурных реалий, к тому же не являвшееся важной датой в христианском календаре, приживалось долго. На Руси длительное время существовали две параллельные традиции, отсчитывающие новый год по старинке, с марта, и по-новому, с сентября. Разные календарные системы отсчета отразились в средневековых источниках. Был мартовский Новый год, который начинался на два месяца позже традиционного и привычного нам январского. Был сентябрьский, который начинался на четыре месяца раньше. Еще исследователи выделяют ультрамартовский Новый год, который начинался на 10 месяцев раньше январского. Под 1195 годом тверской книжник записал: «Пишет же в новгородском летописци лето весною починает, а осень и зиму глаголеть: тоя же осени и зыми; аз пишу по индикту начало, и сего ради не согажается леты с инеми летописци, точию времена месяцем в лете изсматряй, и после коего начала лету пишет, того и лета». Эта не совсем понятная в XXI веке фраза означает: «Авторы многих летописей (и среди них — новгородец) начинают новолетие с весны, а я веду по византийскому счету, с сентября, и у меня события осени и зимы относятся к тому же, сентябрьскому, году». При этом в течение XV столетия, а может быть, чуть раньше, на Руси все чаще начинает употребляться сентябрьское новолетие. Трудно сказать, почему так произошло. Возможно, это было связано с усилением позиций христианства.
    Широко распространено мнение, что в 1492 году Иван III распорядился праздновать новолетие с сентября и с тех пор оно стало обязательным в Московском государстве. Есть другой вариант этой версии, связанный с Московским церковным собором 1492 года. Мне кажется, что это некий историографический миф, возникший достаточно давно, а потом бездумно повторяемый. Мне не известны документы, которые бы подтверждали эту точку зрения. Действительно, осенью 1492 года при митрополите Зосиме на церковном соборе была принята новая пасхалия. Был составлен календарь расчета Пасхи на 20 лет вперед, потому что Пасха доходила только до 1492 года, или до 7000 года от сотворения мира, — дальше она рассчитана не была. А вот о том, что это сопровождалось каким-то решением об официальном установлении новолетия в пределах всей страны, ничего не известно. Но, во всяком случае, в течение XV века новолетие смещается на сентябрь, и так продолжалось вплоть до Петра Великого, который перенес Новый год на привычный нам январь.
    Конечно, нам хочется привязать перенос Нового года с марта на сентябрь к какому-то государственному или церковному установлению. Календарь — вещь строгая, синхронизированная в мировом масштабе, и поэтому мы относимся к нему как к чему-то нерушимому. Подобные вопросы в наше время решаются директивно. Но к Средневековью с его специфическим пониманием времени стандартизация неприменима. Об отношении к празднованию Нового года в ту пору красноречиво свидетельствует одно из писем Андрея Курбского, знаменитого некогда сподвижника Ивана Грозного, сбежавшего в годы Ливонской войны в Великое княжество Литовское. Уже находясь в Литве, Андрей Курбский вел обширную переписку. И одному из адресатов Курбский пишет гневное письмо, в котором укоряет того: «Как ты мог меня в своем письме поздравить с наступлением нового года? Это мерзко, это язычество, и это совершенно недостойно православного человека. Лучше бы ты меня с Рождеством поздравил. Вот это хорошо и по-православному». На мой взгляд, такое письмо Андрея Курбского, написанное в последней трети XVI столетия, ясно свидетельствует о русской традиции. А его адресат был человеком европеизированным и поздравлял Курбского уже в рамках светских принципов, которые распространялись в Европе.

  8. Mihvn Ответить

    Пpaзднoвaние язычеcкoгo Hoвoгo гoдa — пpaздник Koмoедицы (Беpезени) был пpиypoчен к веcеннемy paвнoденcтвию и для дpевних cлaвян язычеcкoй Pycи oзнaчaл нaчaлo нoвoгo пеpиoдa жизни. Xoлoднaя и гoлoднaя зимa ocтaвaлacь пoзaди, впеpеди былa пoдгoтoвкa к пoлевым paбoтaм, и язычники иcкpенне cчитaли – oт тoгo, нacкoлькo oни cyмеют yгoдить идoлaм, зaвиcит бyдyщий ypoжaй, пoтoмy пpaзднoвaли нa cлaвy.
    Пpaзднoвaние нaчинaлocь зa неделю дo paвнoденcтвия и пpoдoлжaлocь еще неделю пocле; чтoбы веcелью не мешaли злые дyхи, пooдaль oт кaпищ им нacыпaли зеpнo, и кoгдa птицы егo клевaли, люди ycпoкaивaлиcь, cчитaя, чтo дyхи зaняты и им не нaвpедят.
    У кaпищa нaкpывaли cтoлы, oбязaтельным блюдoм нa кoтopых были блины в фopме coлнцa, oлицетвopением кoтopoгo был бoг Яpилo, cюдa же c пеcнями пpивoзили чyчелo Мacленицы (или злoй Мapены) для pитyaльнoго coжжения – чтoбы зимa не веpнyлacь. Пятyю чacть yгoщения ocтaвляли нa кaпище — пpедкaм, a пеpвый блин oбязaтельнo «дapили» медведю, yнocя блин в чaщy и ocтaвляя тaм «нa cъедение звеpю».
    Зaтем paзжигaли кocтеp и пpыгaли чеpез негo, cтapaяcь oчиcтитьcя oт зимних нaвaждений, pacпевaя пеcни-зaклинaния, пpизывaющие теплo и пpихoд веcны и летa; вoзмoжнo, здеcь же пpoиcхoдил oбpяд величaния мoлoдoженoв, a хoлocтые члены oбщины дoлжны были oткyпaтьcя oт cooбщеcтвa.
    Кoгдa тoлпa pacпaлялacь aлкoгoлем, чyчелo Мacленицы-Мapены cжигaли и шли «бyдить медведя», poль кoтopoгo игpaл зaлегший в чaще pяженый, oдетый в шкypy звеpя.
    Paзбyдить егo мoглa девyшкa, пoпpыгaв нa нем, видимo, этo былo cимвoличеcким coвoкyплением женщины и живoтнoгo, кoтopoе дoлжнo былo paзбyдить мaть-пpиpoдy oт cпячки. Paзбyженный «медведь» pевел и гoнялcя зa девyшкoй, пocле чегo нaчинaлиcь игpищa, oтнюдь не вcегдa пpиcтoйные.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *