Какой была жизнь вельмож в древнем египте?

12 ответов на вопрос “Какой была жизнь вельмож в древнем египте?”

  1. Negami Ответить

    Египетские вельможи составляли очень небольшую часть жителей Египта, но именно о них мы знаем больше, чем о других.

    Жилища

    Египетский вельможа имел большой дом-усадьбу. В таких домах было до 50–60 помещений. Дом стоял в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посередине сада находился пруд. Вельможи имели множество владений в разных частях Египта, большой штат слуг и домоправителя.
    Города и дворцы строились из кирпича-сырца.

    Мебель

    На чем сидели
    • Стул со спинкой и ножками в виде львиных лап.
    • Более элегантные и удобные ажурные кресла имели четыре ножки в виде львиных лап, высокую спинку и подлокотники.
    Но для фараона или царицы этого было недостаточно. Спинка их кресел, а также подлокотники изнутри и снаружи украшались сценами классического репертуара, выполненными разной техникой (резьба по дереву, тиснение кожи, чеканка по золоту, серебру или меди с инкрустациями из драгоценных камней.
    Египтяне также делали табуреты. Они имели либо вертикальные ножки, либо перекрещивающиеся в форме буквы X и оканчивающиеся утиными головами.
    Пол устилали циновки, и повсюду лежало множество подушек: их подкладывали под спину и под ноги тех, кто садился в кресла. Когда в доме собиралось много гостей и кресел не хватало, то гости садились на подушки или прямо на циновки на полу.
    На чем лежали
    Кровати представляли собой деревянную раму, которая опиралась на четыре ножки в форме звериных лап. Изголовье украшали головами животных. В гробнице Тутанхамона сохранились три роскошных ложа, изображавших животных: корову, пантеру и гиппопотама.
    В чем хранили вещи
    В комнатах стояли деревянные с инкрустацией шкафы для белья и одежды.
    Туалетные принадлежности, зеркала, гребни, головные заколки и парики хранили в сундучках и ларцах.

    Одежда и обувь

    Вельможи носили одежду из тонких льняных тканей.
    Набедренная повязка – основной вид одежды древних египтян. Часто наряд даже знатного египтянина состоял из такой повязки и определенного количества украшений. Он надевал на запястья один браслет или множество, на палец – кольцо, а на шею – нагрудное ожерелье из пяти-шести рядов бус с двумя застежками в форме соколиных голов.
    Считалось, что именно украшения придают египтянину респектабельность.
    Прямая юбка: ее носили и мужчины, и женщины.
    Плиссированное льняное платье-туника (оно оставляло шею открытой, обтягивало торс и расширялось книзу, короткие рукава тоже расширялись книзу).
    Украшения были обязательной частью облачения (золотые браслеты, кольца, ожерелья с драгоценными камнями).
    Носили также длинное прямое платье на одной или двух бретельках.
    Обувь
    Ходили босяком или в сандалиях. Их плели из папируса, из кожи, делали из золота
    Вельможи часто передвигались на носилках, которые несли рабы.

    Пища

    Мясо
    Древние египтяне разводили быков, охотились на антилоп, ориксов и газелей; разводили домашнюю птицу.
    Овощи и фрукты
    Выращивали лук, порей, чеснок (который египтяне особенно ценили), огурцы, арбузы, дыни, виноград, фиги, финики, оливки.
    Груши, персики, вишни и миндаль появились у них только в римскую эпоху. Апельсинов и лимонов в Древнем Египте тоже не знали.
    Хлеб
    В словаре Древнего царства можно насчитать до пятнадцати слов, обозначающих различные виды хлеба и булочек. Сорта хлеба отличались мукой, формой и всевозможными добавками в тесто.
    Напитки
    Самым распространенным напитком египтян было пиво. Пили также вино. В источниках есть упоминание еще двух напитков – «шедех» и «паур». Один из них, предположительно, гранатовый, другой похож на ликер.

    Досуг

    Любимые развлечения состоятельных египтян – охота и пиры.

    Жизнь египетского вельможи

    Больше всего мы знаем не о жизни простых земледельцев и ремесленников Древнего Египта, а о жизни вельмож. Дело в том, что у вельмож, в отличие от простых египтян, были гробницы, украшенные росписями, которые позволяют нам спустя многие годы судить не только об особенностях быта, но и том, что вельможи любили и чего не любили, чем гордились и перед чем трепетали. Где жили вельможи, во что одевались, как проводили досуг и, конечно, какие поручения фараона выполняли? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.
    Египтяне верили, что все нарисованное на каменных стенах гробницы — семья, имущество, слуги — будет с ними в загробной жизни
    Рассматривая изображения в гробницах, мы видим, что вельможа жил в большом и красивом доме. Дом стоял в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посреди сада находился пруд. В жару хозяин мог отдыхать у воды, наслаждаясь тенью и прохладой.
    Хозяйство вельмож было большим и обширным, вельможи владели имениями в разных частях Египта. Для управления им требовалось содержать огромный штат прислуги, во главе которого стоял управляющий. Писцы вели учет доходов вельможи. В имениях жили многочисленные земледельцы. В хозяйстве вельможи имелись и крупные ремесленные мастерские, в которых работали представители разных специальностей: медники, ювелиры, каменотесы, кожевники, плотники, гончары, ткачи
    Повседневная жизнь вельможи сопровождалась различными церемониалами. Утром — омовения, облачения в одежды, далее наступал черед парикмахера, который накладывал парик на голову вельможи, тело вельможи натиралось благовониями. Глаза знатных египтян были обведены черной или зеленой краской, это делалось, чтобы уберечь веки от палящего солнца или насекомых. Одежда вельможи сделана из тонких льняных тканей. Обязательным элементом облачения были драгоценные украшения — браслеты и ожерелья. На ноги богатые египтяне обували кожаные сандалии
    Вельможи любили устраивать пиры. Столы накрывались разнообразными яствами: всевозможные виды хлеба, фрукты и сладости, мясо птиц, пиво и виноградное вино. Пиры сопровождались музыкой и танцами.
    Если в собственном доме вельможа был всемогущим владыкой, то перед лицом фараона — простым слугой, который «дышал воздухом лишь по милости фараона». Получить награду от фараона считалось большим счастьем. Все награды перечислялись на стенах гробниц. Если же фараон гневался, то вельможа мог лишиться всего.
    Список литературы
    Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
    Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
    Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953. источник

  2. *§···истерика···§* Ответить

    Судя по рельефным гробничным изображениям, работники вельможеского хозяйства получали довольствие из вельможеских складов и производств – с огородов, пастбищ, рыбных угодий, из житниц, пищевого ведомства (зерно, рыбу, хлеб, овощи, пиво) . Мы видим, как земледельцам выдают одежду – короткий передник – и специальное масло для умащения, так как, работая под безоблачным египетским небом при жарком солнце, почти обнаженный земледелец вынужден был смазывать тело каким-либо жировым составом. Были ли у работника помимо хозяйского довольствия какие-то дополнительные средства к существованию, нам неизвестно.
    Но на тех же гробничных рельефах изредка изображается рынок для мелкого обмена, участниками которого были, по-видимому, также труженики вельможеского хозяйства. Здесь шла бойкая торговля: зерно, хлеб, овощи, рыбу обменивали на рыболовные крючки, обувь, зеркала, бусы, другие ремесленные изделия. Мерилом стоимости было зерно или полотно. Наличие такого рынка можно объяснить существованием определенного избытка пищевых продуктов у части тружеников, а также, вероятно, и существованием в ремесленном производстве урочной системы. Норма выработки была, видимо, близка к полной производительной возможности работника, но, выполнив свой урок, он, наверное, мог изготовить дополнительные изделия, которые уже считались принадлежащими лично ему и могли быть обменены на рынке. Если это действительно было так, то работники вельможеского хозяйства могли обладать определенной личной движимостью и распоряжаться ею по своему усмотрению. Царское и храмовое хозяйства эпохи Древнего царства, от которых до нас дошли значительно более скудные сведения, судя по всему, были организованы по тому же принципу. Сейчас наши представления об организации храмового хозяйства становятся более определенными благодаря сенсационному открытию чехословацкой экспедицией архива припирамидного храма Неффиркара в Абу-Сире. Сведений о средних и мелких хозяйствах этой эпохи у нас почти нет.
    Учитывая несомненно большую роль вельможеских хозяйств в экономике страны эпохи Древнего царства, необходимо выявить их связь с царским (государственным) хозяйством. Известно, что в египетских памятниках “собственный дом” вельможи выступает как нечто “внешнее” по отношению к “внутреннему”, государственному (царскому) хозяйству. В состав “собственного дома” вельможи входили земли и имущество, унаследованные от родителей. Владельцами такого наследия становились по преимуществу старшие сыновья покойного главы семейства. Вот почему, в частности, младшие братья вельможи вынуждены были служить в его доме, кормиться за счет его хозяйства. Вельможа мог располагать имуществом, полученным по завещанию от других лиц, а также доставшимся ему “за вознаграждение”, т. е. купленным. Складывается впечатление, что унаследованным, завещанным, купленным имуществом и землей вельможа имел право распоряжаться по своему усмотрению, как своей полной собственностью, своим достоянием “по истине” (именно из этого достояния вельможа, вероятно, выделял землю и средства на обеспечение своего заупокойного культа, предусматривавшего содержание большого штата заупокойных жрецов при его гробнице) . Наряду с достоянием “по истине” вельможа располагал достоянием “по службе”, которым он, по-видимому, полностью распоряжаться не мог, так как оно принадлежало не ему лично, а его должности и могло быть отобрано вместе с должностью, поэтому свое достояние “по истине” и “по должности” вельможа четко разграничивал. Вместе с тем памятники свидетельствуют, что благополучие вельможи зависело прежде всего от его должностного достояния, , и вне служебной карьеры мы не можем представить себе вельможу Древнего царства. Необходимо иметь в виду, что должности в Египте, как правило, были потомственными, передавались от отца к сыну, но при этом такая передача должности всякий раз утверждалась царем. Таким образом, личное и должностное в “собственном доме” вельможи тесно переплетается.

  3. -->faRAOн<-- Ответить

    Египетские фараоны. Египтяне верили, что их правители ведут свой род от могущественного бога Солнца Ра и сами являются божествами. Они считали, что фараоны могут общаться с богами как с равными и через них боги сообщают людям свою волю. Поэтому приказания фараонов исполнялись беспрекословно. Фараон обладал безграничной властью над своими подданными. В его руках были жизнь и смерть любого из них, включая и самых знатных вельмож. Случалось, что за заслуги цари Египта возвышали выходцев из простого народа. Но бывало, что и самые знатные вельможи, попав в немилость, лишались всех богатств и званий и ссылались в каменоломни.
    Власть фараона передавалась по наследству. Ему принадлежала вся земля в государстве. Часть её он жаловал за службу воинам, чиновникам, вельможам. Вместе с наделами земли фараон давал им и работников-земледельцев, которые эту землю обрабатывали. Египетские вельможи. Самыми знатными и влиятельными среди вельмож были правители homob. После объединения Египта номархи потеряли прежнюю самостоятельность, но сохранили власть над своими землями, а также право передавать их по наследству. От имени фараона они вершили суд, смотрели за порядком и следили, чтобы налоги исправно поступали в царскую казну.
    Множество знатных вельмож жили при дворе фараона, составляя его свиту. Они исполняли обязанности казначея, распорядителя пиров и увеселений, хранителя царских сандалий и множество других. Вельможи рангом пониже командовали войсками, следили за строительством крепостей, каналов и дорог, распоряжались работами в царских мастерских, рудниках и каменоломнях.
    Знати принадлежали сотни рабов, огромные стада и обширные земли с работающими на них земледельцами. Одевались вельможи в роскошные одежды из тончайшей льняной ткани. Они носили дорогие украшения из золота, серебра и драгоценных камней. У них было множество прислуги. Повара готовили изысканные блюда, парикмахеры следили за причёской, лекари за здоровьем, слуги с опахалами защищали от горячих солнечных лучей. Если вельможа покидал свой дом, его несли на носилках, чтобы ноги сановника не касались дорожной пыли.

  4. Blademaster Ответить

    Египтяне обожествляли фигуру царя, собственного фараона, другими словами считали его нескончаемо превосходящим обыденных людей. Вельможи, как приближенные к богу-царю, занимали особенное место в древнеегипетской иерархии.
    Фараон много времени посвящал поездкам по стране. Он приказывал строить новые и восстанавливать старенькые храмовые постройки, декорировать алтари и священные скульптуры, изображающие богов. Не считая мирных дел правители воевали. Вельможи помогали собственному государю в выполнении его планов. Одни наблюдали за казной и поступлением налогов, другие распоряжались работами по добыче камня для гробниц, третьи вершили судебные разбирательства над заговорщиками, четвертые собирали армии и управляли стражниками.

    Боярин и сельское хозяйство

    Жизнь вельможи в Старом Египте не проходила в отдыхе на ложе около бассейна. Приближенные царя вели такую же активную жизнь, как и он сам. В заслугу за выполнение собственных поручений и приказаний фараон одаривал приближенных землями с крестьянами. В предстоящем эти владения можно было реализовать, подарить либо завещать наследникам. Не считая личных владений, приближенные фараона имели в собственном распоряжении служебную собственность и муниципальные земли, доходы с которых шли в казну. Жизнь вельможи в Старом Египте зависела не только лишь от его положения в обществе, да и от выполнения муниципальных обязательств.
    У каждого вельможи было несколько управляющих, которые следили за сохранностью имущества и сельскохозяйственными работами. В руководстве у него находились люди, которые конкретно управляли всем процессом с полной, жесткой подотчетностью «домоправителю»:
    писцы личного дома вельможи;
    хранители ведомостей;
    мерщики и счетчики зерна.
    Они чинили экзекуцию и наказание над провинившимися, надзирали за производственными мастерскими, наблюдали за ходом полевых работ, за перегоном скота. Им подчинялись все низшие работники.

  5. Pegucka Ответить

    К сожалению, ревность и завистливость других фараонов, их желание создать себе славу на руинах былой славы предков (что часто встречается в истории) привели к тому, что многие строения фараонов XII династии или значительно пострадали, или попросту были снесены. Как отмечают Брестед и Тураев, вандализм XIX династии, в особенности в эпоху Рамсеса II, уничтожил бесценные летописи Среднего царства. Причина – безрассудное использование памятников в качестве строительного материала. Надежды Сенусерта I, заявлявшего: «О моей красоте будут помнить в этом доме, мое имя – вершина обелиска, и мое имя – озеро», не осуществились. Исчезли и храмы, и окружавший их город, и озеро.

    Статуи Верховного жреца и полководца Рахотепа и Нофрет
    О положении Египта в эпоху Среднего царства можно судить по так называемому Лейденскому папирусу или по папирусу из Эрмитажа. Любопытно «Обличение Ипувера». Описанные там события египтологи нарекли «социальной революцией». В 1919 году по поручению Государственного института искусств В. В. Струве прочитал доклад о социальной революции в Египте. Он считал, что крупный социальный переворот имел там место в конце Среднего царства (1750 г. до н. э.). Тогда же в Германии вышло в свет исследование Эрмана «Mahnworte eines agyptischen Propheten». Крупнейший немецкий египтолог рассматривал Лейденский папирус как свидетельство о восстании низов, случившееся в конце Старого царства. В труде Б. А. Тураева «Египетская литература» (его печатали в Москве фактически в те самые дни, когда стало известно о смерти великого ученого) было сказано: «Картина, описанная… (в Лейденском папирусе) напоминает нашу современность и, вероятно, отражает происшедший в Египте …после крушения Древнего царства или перед эпохой Хиксосов (гиксосов) грандиозный социальный переворот. Война не прекращается внутри и вне, в связи с этим развивается анархия и падает общественная безопасность, искусства и ремесла в упадке, социальный и политический порядок нарушен, даже к богам исчезает почтение (говорят «если бы я знал, где бог, я, пожалуй, принес бы ему жертвы»), не действуют магические заклинания. Всюду печаль; скорбит вся природа. Небезопасны и дворцы, и гробницы царей. Но сам царь виноват во всем, и это безбоязненно и в форме иронии говорит ему в глаза Ипувер». Можно говорить о том, что на мнения известных ученых повлияли грандиозные, роковые события, связанные с Октябрьской социалистической революцией. Однако даже без учета этих обстоятельств то, что происходило в Египте, действительно очень походило на «восстание масс».

    Молитва под пальмой. Роспись гробницы Амоннахта в Фивах
    Начало XIII династии было ознаменовано жестокими смутами. В стране обострились соперничество за власть и противоречия. Речи о созидательной работе не было. Прекратилось строительство каналов, дворцов, ирригационных сооружений. На Египет обрушивались все новые напасти. В тексте говорится: «Люди чужой страны будут пить из реки Египта… Страна будет разграблена… Возьмутся за оружие ужаса, в стране будут мятежи… Все хорошее улетит. Страна погибнет, как ей предопределено. Будет разрушено все находящееся (в ней). Страна пребудет в несчастии. Я сделаю нижнее верхним… Бедный будет собирать сокровища, вельможи сделаются ничтожными. Явится царь с юга (державы) – Амери имя его. Злоумыслители опустят свои лица из страха перед ним. Азиаты падут от меча его, ливийцы – перед его пламенем…, бунтовщики перед его силой. Правда снова займет подобающее ей место, а ложь будет изгнана. Будет радоваться этому всякий входящий, находящийся в свите царя…»

    Рай египтян (в царстве Иалу). Оба супруга пашут, сеют и собирают урожай
    Ипувер, обращаясь к царю, описывает происходящее. «Воистину: лица свирепы… то, что было предсказано, происходит. Лучшая земля оказалась в руках банд. Человек идет пахать со щитом… Грабители всюду. Раб тащит похищенное… Нил орошает, (но) никто не пашет… Люди говорят: «Мы не понимаем, что происходит в стране»… Женщины бесплодны, не беременеют. Не творит больше Хнум из-за состояния страны… И тот, который не мог изготовить себе и сандалий, стал теперь собственником богатств. Сердца людей жестоки, мор по всей стране, кровь повсюду. Многие мертвецы погребены в Ниле. Река (превратилась) в гробницу. Благородные – в горе, простолюдины – в радости. Каждый город говорит: «Будем бить сильных (т. е. знатных) среди нас». Люди подобны птицам, ищущим падаль. Грязь – во всей стране… Земля повернулась, подобно гончарному кругу. Разбойник стал владельцем богатств. Богач стал грабителем… Пустыней стала страна, номы разграблены, варвары извне пришли в Египет. Вскрыты архивы. Похищены податные декларации. Чиновники убиты. Взяты документы. Зерно Египта стало общим достоянием. Свитки законов судебной палаты выброшены на улицу. (По ним) ходят и их топчут… Бедные ломают печати на улицах… Бедные свободно выходят и входят в великие дворцы». Перед нами картина народной революции.

    Египтянка, просящая милости у бога
    Эти длинные, порой бессвязные речи напоминают обличения Давида пророком Нафаном. Тут описаны бедствия, постигшие Египет после крушения Древнего царства или перед эпохой гиксосов. Произошел грандиозный социальный переворот. Война внутри и извне не прекращается, растет анархия, призрачна безопасность, не действуют никакие заклинания. Всюду печаль и скорбь. Привести все в норму мог бы один бог Ра или его наместник на земле – премудрый царь. Только в его силах «искоренить зло» и навести порядок. Мудрец рисует идеалистическую картину, когда в стране водворятся мир и спокойствие. Все заняты производительным трудом, а не убийствами и грабежами, не забывают о своем долге и обязанностях, все веселы и довольны. Не вполне ясно, как автор представлял эти лучшие времена, ждал ли он их наступления на земле или на небе. Во всяком случае, Брестед назвал сей текст проявлением «социального идеализма, который у евреев мы называем мессианством». Тураев же разделяет точку зрения Гардинера, видя в идеальном царе бога Ра.

    Дом знатного египетского вельможи – с садом и слугами
    Но был ли тот благой бог, что готов вступиться за бедняка? Дошли молитвы к египетскому богу Амону эпохи Нового царства (Амону-Ра): «Большие взывают к тебе, Амон, и маленькие ищут тебя». Однако земные законы, словно в насмешку над правдой и справедливостью, нещадно попирались. Маленьким людям оставалось уповать на милость божью. Но тот не спешил прийти на помощь. С воцарением частной собственности в сознании людей образ злого божества персонифицировался в облике богача и крупного феодала-чиновника. Египтяне видели, как боги служат всем этим обманщикам, лжецам и ворам, а потому они, не стесняясь, награждали бога эпитетом «владыка лжи, князь обмана».

    Вельможа Хеви у чаши для возлияния. Берлин. Египетский музей
    Усилились скептические настроения и в религии. Не потому ли Гермес Трисмегист, пророчествуя, предсказал приход тяжких времен для богов. Боги не принесли счастья людям: «О, Египет, Египет! Одни только предания останутся о святости твоей, одни слова уцелеют на камнях твоих, свидетелях благочестия твоего… Наступят дни, когда будет казаться, что египтяне тщетно служили богам так усердно и ревностно и в религии, потому что боги уйдут на небо, и люди на земле погибнут. Ты плачешь, Асклепий? Но придут еще горше бедствия: сам Египет, некогда светлая земля, станет примером несчастия, впадет в отступничество. Земля, любимая богами за ее набожность, станет вертепом разврата, мир перестанет внушать им благоговение… Потоки крови осквернят твои божественные воды и зальют берега; число мертвых превысит число живых, а уцелевшие лишь по языку будут считаться египтянами, …превратившись в чужеземцев, подавая пример жестокости».
    Смута могла возникнуть и в ходе борьбы за престолонаследие. У фараонов были сыновья, и иногда очень много сыновей. Между ними нередко возникала смертельная вражда (особенно если они от разных матерей). В основе соперничества лежали вопросы власти, материальные интересы. В «Царевиче, не помнящем зла» рассказывается, как молодого царя соперники отстранили от власти. Отец решил наследником сделать сына от наложницы. Пересказывать страдания и беды законного принца не будем. Финал же истории таков. После долгих злоключений на его сторону переходят армия и гвардия. Царевич врывается в покои самозванца и видит того, напуганного до смерти, «бледного от страха и потного, как женщина после сношения». В гневе он хочет заколоть мерзавца, но сдерживает свои эмоции и прекращает резню во дворце. Однако виновник не избежал заслуженного наказания. Предателя бросают в кишащую крокодилами реку. Победитель милостиво говорит внутренней оппозиции: «Вот – первая и последняя казнь среди приближенных моих, ибо не помню зла». И враги якобы восхваляли его. Эта замечательная история более походит на сказку.

    Шейх Эль-Балад (царский сын?)
    Боги, будучи «крупными землевладельцами», нуждались в многочисленном персонале (жрецы, слуги, охрана). В эпоху Нового царства число храмовых людей не превышало 2 процентов от пятимиллионного населения Египта, но всех их надо было обеспечить богатством или хотя бы достатком. Сюда входили: сами правители (жрецы), их подданные (семдет), рабы из числа военнопленных Египта и т. д. Первые являлись свободными собственниками, приписанными к храму (часть из них – рабовладельцы). Вторую группу составляли храмовые рабы и рабыни. Когда фараоны вернули себе землю после изгнания гиксосов, они стали ее раздаривать жрецам храмов, что было крайне недальновидно и даже опасно, хотя и неизбежно.

    Портрет одного из верховных жрецов Египта. I в. Берлин. Египетский музей
    Жрецы – привилегированная часть египетского общества. Охота за жреческими должностями имела в своей основе корыстный интерес. Бдагодаря ей жрец получал в пользование часть храмового достояния и долю храмовых доходов, будь то земельный надел или продовольственные поступления. За эту должность шла борьба. Зачастую стороны не останавливались перед уголовными преступлениями, такими как похищение вещей, разрушение дома врага и соперника и т. д. Шла даже бойкая торговля жреческими должностями. Доходное жреческое место порой давалось и в виде взятки вельможе. Стареющим сановникам жреческие должности предоставлялись в порядке награды и обеспечения старости (как ныне у нас иным отставникам дается сенаторское кресло). Так, одному из храмов передали с ведома правительства большой участок государственной земли (площадью свыше 4 кв. км) с населением и стадами… «Можно себе представить, какую огромную хозяйственную и государственную величину и силу представляли при таких условиях позднеегипетские храмы и их жречество, слившееся в нерасторжимое целое с гражданской знатью».

    Маг – хранитель мумий фараонов
    Правда, стать жрецом можно было и по воле случая или жребия. Время от времени жрецы выбирали тех, кто должен был унаследовать в будущем их знания и посты. Из отобранных детей готовили врачей, писцов, хранителей архивов, стражников. Наиболее способных отправляли на обучение в школу Амона. Но лишь единицы становились жрецами или жрицами бога, попадая на вершину властной пирамиды.
    Ведущие храмы располагали крупными хозяйствами. По некоторым данным, жрецам принадлежало от 2 до 20 процентов населения Египта и от 15 до 33 процентов обрабатываемых земель. Деятельность храмовых хозяйств контролировалась бюрократией фараона. О дарении храмам земель, продуктов, предоставлении им благ говорится в «Палермском камне» (летописи эпохи фараонов V династии). Документ говорит о размере налогов, о том, что главный источник пополнения рабов – войны, которые вели фараоны с целью захвата пленных, сокровищ или скота. Рамсес IV приписал к храму бога Сутеха людей, коих он «взрастил», и рабов, то есть военную добычу, полученную «в качестве добычи меча». Ради благополучия храмов, носивших его имя, Рамсес обложил тогда податями Верхний и Нижний Египет, Финикию, Нубию и т. п. Каждая удачная война обогащала жрецов и казну храма. К примеру, богу Амону принадлежало 433 садов и рощ, а примерно 80 садов и рощ принадлежало другим богам. Этого бога (Амона) обслуживала пятнадцатая часть населения, ему принадлежала одиннадцатая часть земли.
    Большая часть населения Египта все же была свободными людьми (земледельцы, охотники, пчеловоды). Земледельцы отдавали фараону пятую часть урожая. Храмы обязались платить государству солидные денежные и натуральные налоги: скотом, зерном, продовольствием. Но такой порядок был скорее исключением.
    Храмы обладали еще одной очень важной привилегией: вошедший туда получал право убежища и пользовался неприкосновенностью (даже если его преследовали за долги, или если он был преступником или рабом). У границ храма висела табличка с указом царя: «Кто не имеет дела, пусть не входит сюда». Такие порядки были чрезвычайно выгодны храму. Нашедшие тут убежище становились собственностью жрецов. У преследуемых людей был небольшой выбор: бежать в другой ном, перебраться в Александрию и там затеряться, или укрыться в храме.

    Колье из золота и драгоценных камней принцессы Среднего царства
    Позже жрецы вышли из-под опеки фараона, а при Рамсесе X стали хозяевами положения в стране (жрец Херикор положил конец XX династии фараонов). Жрецы активно участвовали в торговых сделках и ростовщических операциях. Подданные фиванских, гелиопольских, мемфисских и прочих храмов вносили часть подати серебром. Бедные слои населения ненавидели жрецов. И эта ненависть объяснима. Сдавая им землю и орудия в аренду, жрецы взимали с них недоимки, вынуждая крестьян продавать свой дом, скот и даже отдавать в залог детей.

    Египтянин перед сидящим фараоном. Папирус
    Взирая на богатства жрецов, их синекуру, иные стали помышлять о переделе богатств. Известны случаи выступлений бедняков против храмов и жрецов. Порой храмы подвергались нападению. Мятежники выгребали сокровища, разрушали храмы, растаскивали даже камни и двери. Такое случилось в ходе гражданской войны между Эвергетом и Клеопатрой. Старая система власти в Египте рухнула. «Кто был ничем, тот стал всем». Вновь вспоминаются слова Ипувера: «Бедные в стране превратились в богачей; тот, кто владел чем-нибудь, теперь ничего не имеет… Кто не имел хлеба, теперь обладает житницей; его амбар наполнен достоянием другого». Тот, кто раньше спал в грязи, теперь спит «на пуховой подушке». Подумать только: «дети чиновников – в лохмотьях», а знатные дамы становятся легкой добычей вчерашних люмпенов. Они «сделались как служанки, их дети отданы на разврат». Страшно подумать, что творится в этом мире: рабыни едят вдоволь и словно принцессы украшают себя драгоценностями. Лейденский папирус доносит до нас призывы к мести: «Прогоним сильных из своей среды!» Бедняки захватывают дворцы («мир – хижинам, война – дворцам!»). Арестовали и царя. Житницы открыли народу. Чиновников прогнали, их попросту рассеяли. Налицо признаки социальной революции. Не доверяя черни, власть отгораживается от рабочих кварталов толстыми стенами.

    Сцены борьбы на египетских росписях
    Конечно, в отдельные периоды истории были властители, пытавшиеся как-то облегчить тяжкую долю народа… Власти Египта старались увеличить число праздничных дней (во время «царских» праздников работников отпускали домой на четыре дня). Рабочая неделя, состоявшая из 10 дней, имела два выходных. Во времена Древнего царства князь города Этбо (Эдфу) оставил для потомства надпись: «Давал я хлеб и пиво голодному, одежду нагому, какого только находил я в области этой. Давал я крынки молока. Отмеривал я ячмень из моего дома голодному, кого только находил в этой области. Найдя человека, получившего зерновую ссуду от другого, я возмещал ее хозяину из своих закромов. Я производил погребение тех, у кого не было сына, чтобы выполнить священный долг. Я давал даже одежду, чтобы похоронить несчастного, если таковой у него не нашлось». И все же такие добрые правители являлись в Египте исключением. «Остерегайся черни, дабы не случилось с тобою ничего непредвиденного. Не приближайся к ней в одиночестве, не доверяй даже брату своему, не знайся даже с другом своим, не приближай к себе никого без нужды. Сам оберегай жизнь свою даже в час сна, ибо нет преданного слуги в день несчастья. Я был доступен неимущему, как и имущему. Но вот вкушавший хлеб мой поднял на меня руку. Тот, кому я протягивал длань свою, затеял смуту против меня». И далее рассказывается о коварной попытке заговора (или переворота). Фараон при этом испытывает нешуточные душевные муки: «Неужели смуту замыслили во дворцовых покоях?» В расчет не берутся ни его победы, ни то, что он покорил ряд стран, ни то, что «изгнал азиатов, словно собак», ни то, что «воздвиг дворец и украсил золотом палаты его». Более того, в его правление люди якобы и не голодали, и не испытывали жажды. Все жили в мире и покое. Увы, дворцовая челядь затеяла смуту. Дается и совет: если хочешь упрочить свое правление – уничтожь врагов. В таком же духе дает наставления гераклеопольский царь Ахтой: «Вредный человек – это подстрекатель. Уничтожь его, убей… сотри его имя, погуби сторонников его… Подавляй толпу, уничтожай пламя, которое исходит от нее. Не возвышай человека враждебного. Тот, кто беден, – он враг. Будь враждебен к бедняку. Он дает разъяриться толпе, помещенной в рабочие дома». Социальный конфликт очевиден.

    Стела № 81 на острове Сехель. «Стела голода»
    Вдобавок ко всему между фараоном и народом стояли жрецы и чиновники. Они грабили и притесняли египетских пролетариев, зачастую ставя их в безысходное положение. Хотя жрецы и считались «чистыми» (они теоретически не знали женщин, не ели рыбы и мяса), как и у наших начальников, аппетиты их были завидными. Труженикам из их пасти даже маковая росинка крайне редко перепадала. Словам Шампольона о том, что Рамсес Великий заботился прежде всего о благополучии народа, верится с трудом, как и словам Диодора и Р. Уилкинсона о равной доступности египетского права для богатых и бедных.

    Женщина, готовящая пиво
    Так, при Рамсесе III, когда общая экономическая ситуация в стране, видимо, заметно ухудшилась, возникла инфляция. Чудовищно взлетели цены. Рабочие некрополя в Фивах взбунтовались из-за того, что жалованье удерживали чиновники. Дело не всегда ограничивалось мирными забастовками (недовольные «ложились в постель»). В отрывках дневника читаем: «Пролом пяти стен Некрополя рабочими, которые кричат: «Мы голодны уже 18?й день». Они сели в задней части храма Тутмоса III и заявили, что не сдвинутся с места. Сразу же сбежалось местное ворье (два квартирмейстера, бригадиры, начальник тюрьмы Некрополя). Они стали убеждать рабочих вернуться к работе, обещая, что произведут выплату зерном. Рабочие поверили и вернулись, но их снова обманули. В ярости рабочие сделали новый пролом в стенах Некрополя. Через пару дней пришли все те же начальники и военные. Объявились и жрецы. Однако рабочие никому уже не верили, заявив: «Мы ушли сюда от голода и жажды. У нас нет платьев, нет масла, нет рыбы, пищи. Напишите об этом фараону, нашему милостивому господину, чтобы нам дали возможность существовать». Лишь тогда чиновники, испугавшись, выдали им жалованье за предыдущий месяц. Вероятно, начальство хотело его присвоить. Беспорядки на этом не прекратились. Начался бунт в Некрополе. Один из лидеров рабочих сказал: «Уходите и захватите с собою инструменты, разбейте двери, заберите жен и детей». Когда офицеры хотели заставить их работать, те заявили: «Именем Амона, именем царя. Нас сегодня никто уже не заставит работать». Глава стройки попытался снизить накал конфликта, выдав работникам половинные порции. Он пытался убедить их, что «в закромах ничего нет». Ситуацию подобное объяснение нисколько, разумеется, не улучшило.

    Женщина вручную каменным жерновом мелет зерно
    В результате, отмечает Тураев, рабочие стали пополнять контингенты шаек бродяг и грабителей, подвизавшихся в Некрополе и уже давно занимавшихся грабежом царских и других мумий. Это стало известно, и при Рамсесе IX состоялся скандальный процесс, о котором подробно рассказывают папирусы Эббота, Майера, Эмхерста. Арестовали нижних прислужников храма Амона и каменщиков. Под пытками они признались: «Мы открыли саркофаг и погребальные пелены и нашли почтенную мумию царя с длинным рядом золотых амулетов и украшений на шее и голове. Почтенная мумия была совершенно покрыта золотом, и саркофаг был им украшен, равно как всякими драгоценными камнями. Мы оторвали золото, украшения и амулеты».
    Надо согласиться с оценкой историка: «Мы можем сочувствовать грабителям, которые, должно быть, действовали с помощью работников некрополя, долг которых состоял в защите гробниц. Но они голодали из-за недостатка хлеба, который честно заработали, в то время как молчаливые мертвецы в скалах блистали золотом и драгоценными камнями. Несколько документов свидетельствуют о взяточничестве и прямом воровстве чиновников казначейства двора. Жрецы не отставали в жадности от своих коллег в государственной бюрократии». Труженики всегда оказываются заложниками алчности и подлости элиты.
    Жрецы, писцы, главы министерств имуществ погрязли в воровстве. Они обворовывали и свой народ, и фараона. В одном из документов говорится, как из житницы бога Амона хранители-завхозы украли почти половину хранящегося зерна. Это наблюдалось повсеместно.

    Алебастровая посуда египтян для питья и приема пищи
    Положение в некоторых случаях было столь тяжелым, что люди похищали отбросы у свиней. Большим событием было, «если приходят люди из оазиса и приносят свои продукты». Терпение угнетенных масс лопнуло. Вооруженные палками, мечами и луками, они создали отряды и напали на знатных людей. Бедняки стали захватывать у богачей и жрецов землю, дома, скот, суда. Ликвидировали поборы в пользу царских и храмовых хозяйств. Должностных лиц, особо свирепствовавших в поборах, злоупотреблявших властью, подвергли жестокой расправе… Восставшие убивали царей, выкидывали их мумии, грабили их дворцы, не щадя ни вельмож, ни детей жреческой знати (разбивали о стены). Всюду слышны крики: «Да будем мы бить имущих среди нас». Акты отмщения, видимо, находили поддержку у народных масс («невежде покажется все это прекрасным»). Среди восставших были не только бедняки, но и представители служивого сословия («неджесы»). Это был, как мы бы сегодня сказали, тогдашний средний класс, т. е. «квалифицированные работники». Все они выступали не столько против государства как такового, но против тех, кто использовал возможности и прерогативы египетского государства в целях наживы и эксплутации.

    Праздник в саду вельможи в эпоху Среднего царства. II тыс. до н. э.
    Чтобы скрасить жизнь бедняков, власти устраивали церемонии и увеселения. В эпоху Нового царства в Ахетатоне количество праздничных дней доходило до 120 дней в году. Был и некий кодекс поведения чиновников и особ, приглашенных на пир. Визирь Птаххотеп писал (ок. 2500 г. до н. э.): «Когда ты приглашен на ужин важным человеком, принимай то, что предлагается, и благодари его щедрость. Обращайся к нему, но без настойчивости и не слишком часто. Не говори с ним, если он не говорит с тобой. Так как ты еще не знаешь, что могло бы вызвать его недовольство, говори тогда, когда он предлагает тебе, пусть твоя речь будет приятна ему… Не спорь, если у него не останется времени на ответ. Если он обнаружит свое невежество, не позорь его, а держись с ним деликатно. Не говори слишком много, не останавливай его речь, не набрасывайся на него со своей беседой, не утомляй его, чтобы в другой раз он не избегал общения с тобой…» Особо пышные празднества устраивались при главных храмах (в большом храме в Мединет-Абу в эпоху Рамсеса IV), куда доставлялись в больших количествах хлеб, вино, пиво, быки, гуси, различного рода яства.

    Фигурка египтянки-коробейницы
    Меню застолий у разных социальных групп, естественно, различалось. «Одни получали во время религиозных праздников наиболее лакомые блюда, – пишет Д. Редер, – (всевозможные печенья высшего сорта, мясо, вино и т. д.), другие довольствовались более дешевой и скудной пищей (рыбой и пивом). Градация социального положения давала себя чувствовать в Египте под сенью храмовых колонн с такой же силой, как и в любом другом месте». Бедняк чаще всего вообще обходился лишь лепешкой и сушеной рыбой. Богачи же вкушали самые дорогие вина – виноградное, пальмовое, финиковое, лучшее пиво, ели мясо гусей.
    Египтяне любили и выпить. Полагают, впервые виноградная лоза появилась в египетском городе Плинфине (другие называют Олимпию в Элиде). Поэтому, как считал философ-академик Дион (видимо, и сам не дурак выпить), египтяне стали большими ценителями и любителями вина. Учитывая относительную дороговизну этого напитка, которое тогда было не по карману беднякам (как и в наши дни), египтяне «изобрели средство для облегчения положения бедняков, которым не хватало на вино, – а именно ячменный напиток (пиво. – В. М.); и выпившие его приходили в такой восторг, что принимались петь, плясать и во всем вели себя как настоящие пьяные» (Афиней). Пиво – традиционный напиток бедняков с первых шагов зарождения цивилизации.
    С середины II тысячелетия в Египте, Ассирии, Вавилонии укрепился рабовладельческий способ производства. Положение рабов в комментариях не нуждается. Народ устал от бесчисленных строек фараонов. Долгие праздники не спасали народ Египта от нищеты и голода.
    Так что внутри лабиринта общественных отношений в Египте кипели страсти. Такие же противоречия встретим и в других странах Древнего мира. Следы пота и крови тружеников, подобно крови Исиды или частям тела Осириса, заметны всюду и в Египте, который вовсе не исключение.

  6. Dolmeena Ответить

    Вельможи
    Не только простые египтяне должны были исполнять все приказы фараона и угождать его прихотям.
    Фараон считал вельмож своими слугами.
    3. Как фараон относился к вельможам.
    Древний Египет
    Кто проживал на территории Древнего Египта помимо простых жителей?
    2
    . Чем занимались вельможи.
    Задание
    :
    Найдите лишние утверждения.
    Вельможи выполняли различные поручения фараона.
    2. Вельможа распоряжался работами в царских каменоломнях.
    3. Вельможа обрабатывал землю и строил корабли.
    4. Вельможа вершил суд и расправу.
    5. Вельможа следил за тем , чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну фараона.
    6. Вельможа не подчинялся фараону.
    7. Вельможа возглавлял военный поход .
    Как называется страна, по которой мы продолжаем путешествовать?
    Домашнее задание:
    – прочитать параграф 8;
    – составить сравнительную таблицу.
    п
    исец
    земледелец
    строитель
    горшечник
    Для вельможи еще при его жизни строили
    гробницы
    , стены которой украшали
    надписями,
    рисунками
    . Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому
    вельможа
    приказывал изобразить в
    гробнице
    себя, свой дом, жену, детей и все имущество, чтобы после смерти жить, как и прежде.
    У
    вельможи
    б
    ыл красивый дом. Рядом с домом росли
    цветы и фруктовые деревья
    , был
    пруд
    . Одежда вельможи
    из тонких льняных тканей
    .
    Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений:
    золотые браслеты, кольца, ожерелья
    .
    На столах вельможи была вкусная еда:
    мясо, хлеб, печенье, фрукты, сладости, пиво.
    Развлекали вельможу
    музыканты, красивые танцовщицы
    .
    Носили вельможу в
    специальном кресле с навесом
    .
    1. В каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались.
    Соотнести картинку и слово
    Писец,
    горшечник, земледелец, строитель
    Синквейн
    1
    строка: Вельможа
    2
    строка: 2 имя прилагательных (какой?)
    3 строка: 2-3 глагола (что делает?)
    4 строка: фраза или предложение по теме
    5
    строка: имя существительное, связанное со словом первой строки.
    Сегодня мы узнаем:
    1. В каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались.
    2. Чем занимались вельможи.
    3. Как фараон относился к вельможам.
    Верно ли утверждение?
    Фараоны пахали землю и строили корабли.
    Шадуф
    – это приспособление для полива садов и огородов.
    Обед земледельца состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы.
    4. Земледельцы больше всего боялись прихода писцов.
    5. Земледельцы и ремесленники жили в больших и красивых домах?
    Тема урока:
    «Жизнь египетского вельможи»
    Проблемный вопрос:
    Как жили египетские вельможи?
    Проблемный вопрос:
    Как жили египетские вельможи?

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *