Какой объем информации содержит сообщение уменьшающее неопределенность знаний в 2 раза?

2 ответов на вопрос “Какой объем информации содержит сообщение уменьшающее неопределенность знаний в 2 раза?”

  1. vobel2 Ответить


    Пример 4: В корзине лежат 50 шаров: 10 черных и 40 белых. Найти количество информации о выпадении белого и черного шаров:
    рч=10/50=0,2 рб=40/50=0,8
    iб=log2(1/0.8)=log2(1.25)=0.3219
    iч=log2(1/0,2)=log25=2,3219
    Вариант 1
    Вариант 2
    В барабане для розыгрыша лотереи находится 64 шара. Сколько информации содержит сообщение о первом выпавшем номере?
    При игре в кости используется кубик с шестью гранями. Сколько бит информации получает игрок при каждом бросании кубика?
    Сообщение, записанное буквами из 64-х символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?
    Информационное сообщение объемом 1,5 Кбайта содержит 3072 символа. Сколько символов содержит алфавит, при помощи которого было записано это сообщение?
    В корзине лежат 8 черных шаров и 24 белых. Сколько информации несет сообщение о том, что достали черный шар?
    В корзине лежат 32 шара. Среди них – 4 красных. Сколько информации несет сообщение о том, что достали красный шар?
    Вариант 3
    Вариант 4
    «Вы выходите на следующей остановке?» – спросили человека в автобусе. «Нет», – ответил он. Сколько информации содержит ответ? (Ответ обоснуйте)
    Какой объем информации содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 4 раза?
    Объем сообщения, содержащего 2048 символов, составил 1/512 часть Мбайта. Какой размер алфавита, с помощью которого записано сообщение?
    Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 16-ти символьного алфавита, если его объем составил 1/16 часть Мбайта?
    В коробке лежат 64 цветных карандаша. Сообщение о том, что достали белый карандаш, несет 4 бита информации. Сколько белых карандашей было в коробке?
    В группе 30 человек. За контрольную работу было получено 6 пятерок, 15 четверок, 8 троек и 1 двойка. Какое количество информации в сообщении о том, что первый по списку получил четверку?
    Вариант 5
    Вариант 6
    Вы подошли к светофору, когда горел желтый свет. После этого загорелся зеленый. Какое количество информации вы при этом получили?
    Вы подошли к светофору, когда горел красный свет. После этого загорелся желтый. Какое количество информации вы при этом получили?
    Сколько Кбайт составит сообщение из 384 символов 16-ти символьного алфавита?
    Для записи текста использовался 256-символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк по 70 символов в строке. Какой объем информации содержат 5 страниц текста?
    Известно, что в ящике лежат 20 шаров. Из них 10 черных, 5 белых, 4 желтых, 1 красный. Какое количество информации несут сообщения о том, что из ящика случайным образом достали черный шар; белый шар; желтый шар; красный шар?
    За четверть ученик получил 100 оценок. Сообщение о том, что он получил четверку, несет 2 бита информации. Сколько четверок ученик получил за четверть?
    Вариант 7
    Вариант 8
    В корзине лежат 8 шаров. Все шары разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали красный шар?
    Группа пришла в бассейн, в котором 4 дорожки для плавания. Тренер сообщил, что группа будет плавать на дорожке номер 3. Сколько информации получила группа из этого сообщения?
    Сообщение занимает 3 страницы по 25 строк. В каждой строке записано по 60 символов. Сколько символов в использованном алфавите, если все сообщение содержит 1125 байтов?
    Для записи сообщения использовался 64-х символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк. Все сообщение содержит 8775 байтов информации и занимает 6 страниц. Сколько символов в строке?
    В корзине лежат белые и черные шары. Среди них 18 черных шаров. Сообщение о том, что из корзины достали белый шар, несет 2 бита информации. Сколько всего в корзине шаров?
    В озере живут караси и окуни. Подсчитано, что карасей 1500, а окуней – 500. Сколько информации содержится в сообщениях о том, что рыбак поймал карася, окуня, поймал рыбу?
    Вариант 9
    Вариант 10
    Была получена телеграмма: «Встречайте, вагон 7». Известно, что в составе поезда 16 вагонов. Какое количество информации было получено?
    При угадывании целого числа в диапазоне от 1 до n было получено 7 бит информации. Чему равно n?
    Сообщение занимает 2 страницы и содержит 1/16 Кбайта информации. На каждой странице записано 256 символов. Какова мощность используемого алфавита?
    Сколько байт в словах «информационные технологии»?
    К остановке подходят автобусы с разними номерами. Сообщение о том, что к остановке подошел автобус №1, несет 4 бита информации. Вероятность появления на остановке автобуса №2 в два раза меньше, чем вероятность появления автобуса №1. сколько бит информации несет сообщение о появлении на остановке автобуса №2?
    В корзине лежат белые и черные шары. Среди них 4 белых. Сообщение о том, что достали белый шар, несет 3 бита информации. Сколько всего шаров в корзине?
    Вариант 11
    Вариант 12
    При угадывании целого числа в некотором диапазоне было получено 6 бит информации. Сколько чисел содержит этот диапазон?
    В коробке лежат 7 разноцветных карандашей. Какое количество информации содержит сообщение, что из коробки достали красный карандаш?
    Выяснить сколько бит информации несет каждое двузначное число (не учитывая его конкретного числового значения).
    Вычислить информационный объем сообщения «Оптический компакт-диск – это внешний носитель информации».
    В коробке лежат 64 карандаша: красные, синие, зеленые. Сообщение о том, что достали два карандаша – красный и синий, несет 9 бит информации. Сообщение о том, что достали красный карандаш, несет 5 бит информации. Сколько было зеленых карандашей?
    Алфавит состоит из 4 букв (А, Б, В, Г). Подсчитали, что в тексте написанном на этом языке содержится 10000 знаков: букв А – 4000, букв Б – 1000, букв В – 2000, букв Г – 1500, точек – 500, пробелов – 1000. Какой объем информации содержит текст?
    Вариант 13
    Вариант 14
    Какое количество информации несет сообщение: «Встреча назначена на сентябрь»?
    Какое количество информации несет сообщение о том, что встреча назначена на 15 число?
    Какое количество информации несет сообщение (см. первое задание)? Вычислить, используя алфавитный подход, считая что мощность алфавита равна 32.
    Какое количество информации содержит один разряд восьмеричного числа?
    В ящике лежат перчатки (белые и черные). Среди них – 2 пары черных. Сообщение о том, что из ящика достали пару черных перчаток, несет 4 бита информации. Сколько всего пар перчаток было в ящике?
    В ящике лежат перчатки (белые и черные). Среди них – 6 пар черных. Сообщение о том, что из ящика достали пару черных перчаток, несет 16 бит информации. Сколько всего пар перчаток было в ящике?
    Вариант 15
    Вариант 16
    Какое количество информации несет сообщение о том, что встреча назначена на 11.00?
    В корзине лежат 128 шаров. Все шары разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали синий шар?
    Какое количество информации содержит один разряд шестнадцатеричного числа?
    Какое количество информации содержит один разряд двоичного числа?
    Частота появления букв русского алфавита равна: буква О – 0,09, буква С – 0,045, буква М – 0,026, буква Х – 0,009. Определить какое количество информации несет каждая буква алфавита.
    Частота появления букв русского алфавита равна: буква Е – 0,072, буква В – 0,035, буква Я – 0,018, буква Ф – 0,002. Определить какое количество информации несет каждая буква алфавита.
    Вариант 17
    Вариант 18
    В коробке лежат 35 разноцветных карандашей. Какое количество информации содержит сообщение, что из коробки достали желтый карандаш?
    Какое количество информации несет сообщение: «Встреча назначена на январь»?
    Алфавит состоит из 10 букв. Какое количество информации несет одна буква этого алфавита?
    Вычислить информационный объем сообщения «Париж – столица Франции».
    Частота появления букв русского алфавита равна: буква А – 0,062, буква Р – 0,04, буква У – 0,021, буква Ж – 0,007. Определить какое количество информации несет каждая буква алфавита.
    Частота появления букв русского алфавита равна: буква Т – 0,053, буква Д – 0,025, буква Ч – 0,013, буква Ц – 0,003. Определить какое количество информации несет каждая буква алфавита.
    Вариант 19
    Вариант 20
    Какое количество информации несет сообщение о том, что встреча назначена на 5 число?
    При угадывании целого числа в некотором диапазоне было получено 16 бит информации. Сколько чисел содержит этот диапазон?
    Вычислить информационный объем сообщения «1 байт = 8 бит».
    Вычислить информационный объем сообщения «Байт – это основная единица измерения информации».
    Частота появления букв русского алфавита равна: буква К – 0,028, буква П – 0,023, буква З – 0,016, буква Ш – 0,006. Определить какое количество информации несет каждая буква алфавита.
    Частота появления букв русского алфавита равна: буква К – 0,028, буква Б – 0,014, буква З – 0,016, буква Ы – 0,012. Определить какое количество информации несет каждая буква алфавита.
    Вариант 21
    Вариант 22
    При угадывании целого числа в диапазоне от 1 до n было получено 10 бит информации. Чему равно n?
    Подбрасывается четырехгранная цветная пирамидка. Какое количество информации содержит сообщение о том, что пирамидка упала синей гранью вниз?
    Вычислить информационный объем сообщения «информатика».
    Вычислить информационный объем сообщения «На улице идет дождь!».
    Частота появления букв русского алфавита равна: буква К – 0,028, буква Р – 0,04, буква Ю – 0,006, буква Ж – 0,007. Определить какое количество информации несет каждая буква алфавита.
    В корзине лежат белые и черные шары. Среди них 18 черных шаров. Сообщение о том, что из корзины достали белый шар, несет 2 бита информации. Сколько всего в корзине шаров?
    Вариант 23
    Вариант 24
    Сообщение о том, что человек живет на 10 этаже, несет 4 бита информации. Сколько этажей в доме?
    Сообщение о том, что человек живет во втором подъезде, несет 3 бита информации. Сколько подъездов в доме?
    Вычислить информационный объем сообщения «Площадь Японии – 370 тыс. кв. км.».
    Вычислить информационный объем сообщения «Однажды в студеную, зимнюю пору…».
    За четверть ученик получил 100 оценок. Сообщение о том, что он получил четверку, несет 4 бита информации. Сколько четверок ученик получил за четверть?
    В коробке лежат 128 цветных карандаша. Сообщение о том, что достали белый карандаш, несет 4 бита информации. Сколько белых карандашей было в коробке?
    Вариант 25
    При угадывании целого числа в диапазоне от 1 до n было получено 15 бит информации. Чему равно n?
    Вычислить информационный объем сообщения «Поезд прибывает на 5 платформу».
    Алфавит состоит из 4 букв (A, B, C, D). Подсчитали, что в тексте написанном на этом языке содержится 1000 знаков: букв А – 400, букв B – 100, букв C – 200, букв D – 150, точек – 50, пробелов – 100. Какой объем информации содержит текст?
    Задание 2.

  2. coolperec Ответить

    Например, если из 256 одинаковых, но разноцветных шаров наугад выбрали один, то сообщение о том, что выбрали красный шар несет 8 бит информации (28=256).
    Для угадывания числа (наверняка) в диапазоне от 0 до 100, если разрешается задавать только двоичные вопросы (с ответом “да” или “нет”), нужно задать 7 вопросов, так как объем информации о загаданном числе больше 6 и меньше 7 (2627)
    Алфавитный подход основан на том, что всякое сообщение можно закодировать с помощью конечной последовательности символов некоторого алфавита.
    Алфавит — упорядоченный набор символов, используемый для кодирования сообщений на некотором языке.
    Мощность алфавита — количество символов алфавита. Двоичный алфавит содержит 2 символа, его мощность равна двум. Сообщения, записанные с помощью символов ASCII, используют алфавит из 256 символов. Сообщения, записанные по системе UNICODE, используют алфавит из 65 536 символов. С позиций computer science носителями информации являются любые последовательности символов, которые хранятся, передаются и обрабатываются с помощью компьютера. Согласно Колмогорову, информативность последовательности символов не зависит от содержания сообщения, алфавитный подход является объективным, т.е. он не зависит от субъекта, воспринимающего сообщение. Чтобы определить объем информации в сообщении при алфавитном подходе, нужно последовательно решить задачи:
    Определить количество информации (i) в одном символо по формуле 2i = N, где N — мощность алфавита
    Определить количество символов в сообщении (m)
    Вычислить объем инофрмации по формуле: V = i * m.
    Например, если текстовое сообщение, закодированное по системе ASCII, содержит 100 символов, то его информационный объем составляет 800 бит.
    Для двоичного сообщения той же длины информационный объем составляет 100 бит. В компьютерной технике бит соответствует физическому состоянию носителя информации: намагничено — не намагничено, есть отверстие — нет отверстия. При этом одно состояние принято обозначать цифрой 0, а другое — цифрой 1.
    Как уже было сказано, основная единица измерения информации — бит. 8 бит составляют 1 байт. Наряду с байтами для измерения количества информации используются более крупные единицы: 1 Кбайт (один килобайт) = 210 байт = 1024 байта;
    1 Мбайт (один мегабайт) = 210 Кбайт = 1024 Кбайта;
    1 Гбайт (один гигабайт) = 210 Мбайт = 1024 Мбайта.
    В последнее время в связи с увеличением объёмов обрабатываемой информации входят в употребление такие производные единицы, как:
    1 Терабайт (Тб) = 1024 Гбайта = 240 байта,
    1 Петабайт (Пб) = 1024 Тбайта = 250 байта.
    9Прагматический, ценностный подход к информации особенно важен в социальном управлении, где необходима не всякая информация, а лишь та, которая способствует достижению цели, стоящей перед системой. Ценность информации определяется через разность между вероятностями достижения цели до и после получения информации. В соответствии с этим определением информация измеряется всегда положительной величиной, а ценность ее может быть в известных случаях и отрицательной.
    Ценность информации является величиной, имеющей различные значения для различных людей, в соответствии с их способностью понять информацию и использовать ее в дальнейшем в различных областях своей деятельности.
    Информация ценна, поскольку она способствует достижению поставленной цели. Информация может действительно иметь различную ценность, если критерием оценки избрать ее использование для различных целей.
    10 Общеизвестно, что смысл любого слова естественного языка определяется контекстом. Это закономерное следствие того, что большинство слов применяются по отношению не к отдельной вещи, а к группе, или классу вещей. Если бы от языка потребовалось соблюдение принципа “одно слово – одна вещь”, то пользоваться таким языком было бы невозможно.
    Однако до последнего времени в научных кругах бытовала иллюзия, что по мере формализации научного знания в принципе возможно создать научный язык, понятия которого имели бы однозначно определённый смысл для широкого круга научных дисциплин.
    То, что таким надеждам не суждено сбыться, убедительно показано в работах М.Розова. Розов пришел к выводы о том, что “…непосредственная жизнь и рефлексия взаимно дополнительны в квантово-механическом смысле слова”.
    “Ситуация в целом очень напоминает явление дополнительности в квантовой механике. В ходе обоснования этого тезиса мы будем отталкиваться от двух замечаний Н. Бора, которые представляются нам крайне принципиальными. В поисках аналогий для квантово-механического принципа дополнительности Бор писал в 1929 г.: “Строго говоря, глубокий анализ любого понятия и его непосредственное применение взаимно исключают друг друга”.
    Проходит почти два десятка лет, и в 1948 г. Бор повторяет ту же мысль: “Практическое применение всякого слова находится в дополнительном отношении с попытками его строгого определения”. Что имеется в виду? Сам Бор явно скупится на разъяснения, но нам представляется, что интуиция его не обманывает и приведенные высказывания заслуживают детального анализа.
    Обратите внимание, Бор фактически утверждает, что в ходе практического использования слова, мы не можем его точно определить, а дав точное определение, теряем возможность практического использования. Ну разве это не парадокс?!
    В свете изложенного мысль Бора можно интерпретировать следующим образом. Практическое использование слова или понятия предполагает реализацию существующих образцов словоупотребления, содержание которых, как уже отмечалось, существенно зависит от контекста, т.е. от конкретной ситуации, в которой мы находимся.
    Объем и содержание понятия в этих условиях есть нечто достаточно неопределенное. Попытка их точного определения связана с подключением универсального контекста языка, что аналогично подключению нового прибора и порождает новое содержание, которое раньше просто отсутствовало и, разумеется, никак не соответствует исходному эстафетному механизму. При этом мы по условию задачи должны построить некоторое универсальное правило, элиминируя бесконечное множество возможных ситуативных вариаций, что, как правило, приводит к идеализации и к невозможности прямого практического использования”. И этот вывод касается не только естественного языка, но и языка научного:
    “Интересно рассмотреть сказанное применительно к референции знания. Практическое использование знания оказывается в этом случае в дополнительном отношении к попыткам точного определения сферы его применимости.
    Рассмотрим наиболее очевидный пример. В качестве референта теории выступает обычно так называемый идеальный объект типа материальной точки или абсолютно твердого тела. Но это и означает фактически, что точно сформулированная теория нигде не применима, ибо материальных точек и абсолютно твердых тел просто нет в действительности.
    Теория, разумеется, постоянно практически используется, но сфера этого использования не может быть точно определена, так как зависит от большого числа привходящих обстоятельств, от того, что для нас существенно, а что нет в той или иной ситуации.
    Иными словами, точная формулировка теории уводит нас от реальной практики, а реальная практика не может быть точно описана. Мы приходим к достаточно нетривиальному тезису о дополнительности теории и практики или практики и знания вообще”. Уточним ещё раз, что речь идёт о квантово-механическом принципе дополнительности, применимом в случаях, когда определение одного из взаимосвязанных параметров полностью исключает возможность определения другого.
    Другими словами, в том, что касается семантической информации, циркулирующей в человеческих сообществах, Розов обнаружил некий принципиальный запрет, аналогичный теореме Гёделя о неполноте достаточно богатых формализованных теорий и теореме Тарского о неформализуемости понятия истины для таких теорий.
    Очевидно, что само появление языка в человеческих сообществах и, как следствие, мышления могло произойти только в результате высокой степени обобщения языковых форм. Соответственно в процессе коммуникации происходит обратный процесс: конкретизация смысла языковых форм при конкретизации контекста.
    Из изложенного можно сделать вывод, что циркуляция в сообществах семантической информации происходит в форме эстафем – совокупности социальных эстафет и мемплексов. При этом развитие метагенома от появления речи до наших дней можно представить как изменение содержания эстафем от почти “чистых” эстафет – до комплексов эстафет и мемов.
    Однако информационная техника медленно, но неуклонно продвигается к полной имитации реальности в духе Д.Дойча. Возможность фиксировать и передавать по каналам связи те образцы деятельности, которые раньше можно было передать исключительно при непосредственном контакте, позволяет предположить, что в пределе все разновидности знания могут быть доступны для освоения в форме мемплексов.
    11Атрибутивная концепция опирается на наиболее широкое понимание информации как отражения разнообразия в любых объектах и процессах как в живой, так и в неживой природе. В ней информация в самом общем виде определяется как мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени, которая сопровождает все протекающие в мире процессы – profreglament.ru. Академику В.Глушкову принадлежит вывод о том, что информация существует постольку, поскольку существуют сами материальные тела и, следовательно, созданные ими неоднородности. Всякая неоднородность несет с собой какую-то информацию.
    В предельно широком атрибутивном понимании информации как меры неоднородности распределения материи и энергии акцентируется не столько функция упорядочивания, сколько обменное обеспечение в ситуации исходного многообразия. Возникновение информации о новой структуре означает закрепление «случайного» выбора. Природа «не знает» заранее, чего она хочет, она мутирует «наугад», испытывая на прочность каждый полученный результат. Все случаи повторения включают в себя разные обстоятельства, которые влияют на дальнейшее развитие.
    Информационно-обменные процессы не имеют конечных встроенных целей и степеней упорядочивания. Они актуализируются в изначально изменчивом, принципиально неравновесном поле взаимодействий. В этом случае вывод о том, что информация сигнализирует об обменных процессах, не препятствуя природной стохастике (неопределенности), правомерен и обоснован.
    Коммуникативная концепция информации, указывающая на передачу сведений, сообщений, осведомление о положении дел, как наиболее популярная, сохранялась до середины 20-х гг. 20-го столетия. С ростом объема передаваемых сообщений появилась потребность в их количественном измерении. В 1948 г. К. Шенноном была создана математическая теория информации – profreglament.ru. В ней под информацией понимались не любые сообщения, передающиеся людьми друг другу, а только такие, которые уменьшают неопределенность у получателя. Была предложена абстрактная схема связи, состоящая из источника информации, передатчика, линии связи, приемника, адресата и источника помех.
    Такие процессы имели наиболее важное значение в познании и управлении. Н.Винер предложил использовать понятие информации в кибернетике, — науке об управлении и связи в живых организмах, обществе и машинах. Информация стала пониматься в рамках функциональной концепции — как такая форма отражения, которая связана с самоуправляемыми системами. В данном контексте информация интерпретировалась не как свойство всей материи, но как особенность живых самоуправляющихся систем или же сознательных существ, как основная предпосылка и условие оптимального управления. В этом контексте принципиально инновационной является проблема информационной природы человеческого сознания.
    К особенностям информации относят ее избыточность, недостаточность, оптимальность. Информационные потоки классифицируются на потоки констатирующей и управляющей информации. Информацию подразделяют также на социально изменчивую и инвариантную – profreglament.ru. Социально изменчивая информация несет в себе следы идеологических стереотипов, национальных, политических, экономических и других отношений, отражает нужды и психологические характеристики социальных групп. В современной философской литературе именно атрибутивная концепция информации связывается с особыми перспективами.
    12 Процесс, происходящие в современной действительности, которые связаны с увеличением интенсивности воздействия человека на природную среду, рост многообразия форм ее преобразования не только ставят на повестку дня исследование необходимых гармоничных связей внутри системы “общество природа”, но выдвигают как наиболее актуальную проблему сохранения естественного мира.
    Неоправданный, излишний оптимизм, с которым не только практики, но и теоретики подходят к формированию среды обитания человека без учета всей ее сложности, приводит к неизвестным ранее коренным изменениям природы, отрицательно сказывающимся как на ее ценности вообще, так и на эстетических значениях. Поскольку процесс преобразования геобиосферы с неизбежностью продолжается, а вместе с ним происходят изменения, затрагивающие не только один или несколько видов живого, отдельные пейзажи, но и глобальные, меняющие аксиологический статус природных регионов в целом, постольку существенно меняется эстетический облик планеты. Разрушения, наносимые человеком эстетически ценной природной среде, обусловлены развитием новых видов производственных процессов и активным экологически не спрогнозированным применением техники.
    Вместе с тем с изменившимся типом культуры и расширением ценностного кругозора стремление к удовлетворению эстетических потребностей стало, как уже отмечалось, занимать все большее место в жизнедеятельности человечества. В этой связи актуален интерес к возможностям сохранения утрачиваемых ценностей в период научно-технической революции и связанным с ними процессом компенсации.
    13Отражение и информация
    За последние десятилетия в связи со стремительной компьютеризацией всех сфер производственной и духовно-культурной деятельности резко возрос интерес к природе и сущности информации, так как компьютеры представляют собой особые электронные быстродействующие устройства, используемые для передачи, хранения, кодирования, декодирования и преобразования информации. На их основе создаются особые базы данных и знаний, используемые для решения многих задач, которые раньше были доступны лишь человеку. В связи с этим возникает вопрос, в каком отношении между собой находятся знания, мышление, информация и отражение. Это особенно важно потому, что отражение рассматривается как фундаментальное свойство материи, а знания — как его высшая форма.
    Говоря о том, что вся материя обладает свойством отражения (119), имеют в виду, что определенные изменения в явлении, выступающем в качестве субъекта взаимодействия, вызываются соответствующими изменениями в другом явлении, выступающем в качестве объекта. Возможны два типа взаимодействия. При первом (физическом) воздействие объекта на субъект осуществляется непосредственно. При этом структурные и функциональные изменения в субъекте, а также количество затрачиваемой для этого энергии сопоставимы с энергией взаимодействия и функционально-структурными изменениями в объекте. Примерами могут служить процесс выветривания горной породы (субъект) под воздействием внешней среды (объект); прогибание металлического стержня (субъект) под воздействием подвешенного к нему груза (объект); изменение светочувствительной молекулы родопсина, точно определяемое энергией попадающих в нее фотонов (504). При втором типе взаимодействия (информационном) изменения в объектах передаются субъекту и вызывают в нем отражающие изменения не путем непосредственного взаимодействия, а опосредованно, через особые материальные носители — сигналы. Сигналы, испускаемые объектом, воспринимаются субъектом и вызывают в нем изменения, обусловленные изменениями в объекте. Как правило, ни физико-химические свойства сигнала, ни энергия, затрачиваемая на его передачу, несопоставимы с количественными и качественными характеристиками вызываемых изменений. Так, энергия электрического импульса, вызывающего взрыв атомного устройства, несопоставима с энергией взрыва; физико-химические свойства телеграфного бланка и чернил, которыми написан текст, а также энергия, затраченная на его пересылку, несопоставимы с изменениями, которые он может вызвать в жизни человека или деятельности целого коллектива. Информация как раз и представляет собой процесс передачи изменений от объекта воздействия к субъекту посредством сигналов и их фиксации.
    Важно подчеркнуть, что субъект, воспринимающий сигнал, по мере усложнения своей внутренней структуры и функций подвергает получаемую информацию особой, подчас довольно сложной переработке в соответствии с внутренними законами своего функционирования и структурной организации. Так, поток фотонов, падающих на светолюбивое растение в виде солнечных лучей, нагревает освещенную часть стебля, вызывая перемещение ряда гормонов в затененную его часть. В результате активизируются определенные биологические структуры: мембраны клеток меняют свою геометрию, и стебель изгибается таким образом, что на листья падает большее количество света, чем раньше. В таких случаях говорят, что цветок тянется к свету, хотя в действительности перед нами сложный процесс отражения, в котором фотоны выполняют разные функции. Их физическая функция заключается в «передаче» растению энергии, необходимой для его жизнедеятельности; их информационная функция состоит в «передаче» изменений положения источника света (солнце), что отражается в соответствующих движениях растения. Здесь следует четко разграничивать биофизические и биохимические процессы, с одной стороны, от информационных — с другой, хотя в обоих случаях эти процессы связаны с одними и теми же материальными носителями.
    Чем сложнее структурная и функциональная организация субъекта, воспринимающего и перерабатывающего информацию, тем в большей степени она используется как средство реализации все более сложных форм отражения, обеспечивающих сохранение, развитие, приспособление, а в случае живой природы и размножение организмов в среде обитания. В живых организмах и некоторых технических системах информация перерабатывается по особым правилам или закономерностям, обеспечивающим наиболее эффективное ее использование. Одним из таких правил является сохранение переработанной информации в особых подсистемах, называемых памятью, что допускает многократное ее использование. Чем больше информации в состоянии накопить и использовать живой организм или техническая система, тем эффективнее могут они приспособиться к окружающей среде и активнее выполнять свои функции. Это означает, что информация как бы увеличивает способность воспринимающей ее системы к более правильному, точному и определенному отражению окружающей среды и, следовательно, уменьшает неопределенность, неточность, ошибочность отражения. Информацию, следовательно, можно рассматривать и как меру неопределенности: чем больше информации, тем она точнее, тем меньше неопределенность в отражении субъектом окружающей среды.
    Термин «информация» многозначен. Его нередко отождествляют с терминами «сведения» или «знания», говоря, например, что «информация — это сведения или знания, необходимые для принятия решений». Такие утверждения верны лишь отчасти. Дело в том, что информация, как видно из приведенных примеров, существует и в неживой, и в живой природе (передача сигнала, взрывающего атомное устройство, поток фотонов, вызывающих движение, или тропизм, растений). Однако неверно думать, будто бы неодушевленные предметы или технические устройства вырабатывают и принимают решения. Гораздо точнее считать, что они осуществляют отражение внешних воздействий на основе получаемой и перерабатываемой ими информации. «Сведения» и «знания», безусловно, представляют собой особый, притом наиболее сложный и совершенный, вид информации. В чем именно заключается эта особенность, мы рассмотрим в пятой главе (510). Сейчас же важно понять, что не всякий вид информации достигает уровня знаний и не все субъекты воздействия, получающие информацию, вырабатывают или принимают решения, а затем сознательно и целесообразно действуют на их основе. Предметы неживой природы, технические устройства и даже живые организмы, например растения, не принимают решений, не действуют по целям. Они изменяют свое положение, характер функционирования и развития под воздействием получаемой информации, но эти изменения не являются сознательными. Информация превращается в знания лишь при очень сложных формах психической деятельности, которая складывается и формируется у человека в процессе социальной и трудовой деятельности.
    14«Энергия. Материя. Информация» – одна из ключевых мировоззренческих работ профессора Ивана Павловича Кочевых. В начале 90-х гг. прошлого века, продолжая свои исследования в области организационной науки, изучая общие закономерности функционирования систем живой и неживой природы, общества и Вселенной в целом, Иван Павлович Кочевых приходит к следующим основополагающим выводам:
    1. Информация, наряду с Материей и Энергией, является первичной субстанцией мироздания.
    2. Энергия, Материя, Информация – неразрывны и взаимосвязаны, они существуют в каждой точке Вселенной, они вечны и бесконечны в своем триединстве.
    3. Самоорганизация Энергии, Материи и Информации есть основа существования систем любой сложности и любой природы, является движущей силой их совершенствования и развития.
    Статья Ивана Павловича Кочевых «Энергия. Материя. Информация» была впервые опубликована в Китае в апреле 1993 года. Ее оригинальная версия на русском языке вышла в свет два года спустя в журнале «Информатизация и новые технологии», №2, 1995 (Киев).
    Ниже приводятся выдержки из этой работы.
    После многолетних исследований по теории управления систем я пришел к выводу, что Информация есть такая же субстанция, какЭнер­гия и Материя. Все элементарные частицы — кванты, фотоны, мезоны и др. – представляют собой «сгусток» Энергии, Материи иИнфор­мации, постоянно изменяющихся по величине, и, вместе с тем, неразрывных, неуничтожимых, подчиня­ющихся законам сохранения и превращения.
    Вечные и бесконечные в своем единстве Энергия, Материя, Информация создают все многообразие элементарных ча­стиц, вступающих в процесс самоорганизации.
    Са­моорганизация создает из отдельных элементов системы (от атомов до Человека), поддерживает их в динами­ческом равновесии при воздействии внешних и внутренних сил, способствует их саморазвитию и самосовершенство­ванию до любой степени сложности и разумности.
    Все устойчивые (жизнеспособные) системы мироздания – природные, общественные, тех­ногенные – являются продуктомсамоорганизации и подчиняются ее законам.
    Информация есть па­мять систем о прошлом и программа их развития в будущем. Принцип самоорганизации системы строится на обратных информационных связях, когда внутреннее действие или внешнее воздействие на систему корректирует параметры ее развития и поведения с целью сохранения устойчивости системы.
    15Понятия “информация”, “сознание”, “мышление”, “познание”, “дух”, “интеллект”, “идеальное” и др. фиксируют свойства и признаки явлений и процессов одного класса, но не являются синонимами, поскольку акцентируют разные аспекты и стороны одного и того же феномена.
    В повседневной речи понятие “информация” употребляется для обозначения некоторого набора сведений, циркулирующих в обществе: научных и технических знаний, художественных образов, профессионального опыта, политических, религиозных, моральных и прочих воззрений, вырабатываемых, передаваемых и получаемых людьми. Но информационные взаимодействия существуют и в природе: животные получают информацию об опасности из разных источников; информационный обмен существует на клеточном уровне и т. д. Информацию можно определить как способ упорядочения взаимодействий структур системы с неупорядоченной средой, как способ взаимодействия со средой в условиях помех для взаимодействия. Информация – средство сохранения целостности системы, вырабатываемое и транслируемое системой в виде сигналов, работающих по принципу “обратной связи”. Информационное поведение может осуществляться системами в разных формах, и сознание – одна наиболее сложная из них.
    Сознание – имманентное, атрибутивное (неотъемлемое) свойство высокоорганизованного бытия, позволяющее реалистически, но активно-творчески преобразовывать окружающий мир в соответствии с имеющейся информацией о мире и поставленными целями. Понятие сознания является родовым прежде всего по отношению ко всем действиям человека, которые он совершает в сфере идеального. Оно описывает феномен активно-творческого отношения человека к миру в общем виде, фиксируя специальным образом лишь самые общие черты проблемы – историческое происхождение, меру зависимости от материального носителя, основные способы существования и проявления, механизмы и критерии содержания и т. п.
    Общепризнанно, что сознание – способ жизнедеятельности человека, требующий умения путем мыслительной деятельности строить и краткосрочную, и долгосрочную программу целенаправленных действий, независимых (или не вполне зависимых) от давления внешней среды. Биологическими предпосылками этой способности у человека являются развитый мозг, развитые для тонкого манипулирования верхние конечности и гортань, позволяющая модулированное и артикулированное звукопроизношение. Социальными предпосылками данной способности является необходимость в передаче членам сообщества той части индивидуального опыта, который невозможно передать биологическим путем, т. е. по наследству.
    Признание всех вышеперечисленных свойств сознания и его предпосылок в качестве исходных принципов исследования проблемы сознания в целом позволяет сформулировать и методологические установки, на базе которых возможно логически последовательным образом поставить и исследовать проблемуфункционирования сознания, другими словами – проблему познания.
    Познание, таким образом, можно определить как “сознание в действии”, как процесс последовательно-целенаправленного (т. е. сознательного) движения индивидуального и коллективного знания. Общей целью познания при этом является постижение истины, достижение которой и является результатом “правильно” направленной деятельности сознания.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *