Какой опричник ивана грозного по легенде превращался в оборотня и разбойничал по дворам бояр?

11 ответов на вопрос “Какой опричник ивана грозного по легенде превращался в оборотня и разбойничал по дворам бояр?”

  1. supernova Ответить

    1. На протяжении XV — XVII столетий одной из болезненных проблем внутренней жизни была проблема отношений царя (князя) и боярства, позднее — царя, боярства и дворянства.
    Особенно эта проблема обострилась в годы правления Ивана Грозного.
    Боярство — высшая аристократия, которая сформировалась еще во времена Киевской Руси и монголо-татарского ига. Отличительными чертами боярства являлись:
    — богатство — бояре обычно были крупными землевладельцами;
    — знатность — бояре претендовали на большой авторитет, почти равный с царем; имели богатую и прославленную родословную;
    — происхождение — чаще всего боярами становились потомки удельных князей, не ставших царями (великими князьями), и их родственники;
    — независимость — бояре обычно были ничем (ни богатством, ни знатностью) не обязаны царю и воспринимали царя (великого князя) как первого среди равных.
    К XV в. на Руси сформировалось несколько боярских родов. которые были самостоятельными центрами власти независимо от великого князя (царя):
    — Голицыны;
    — Милославские;
    — Шуйские;
    — Вельские;
    — Романовы;
    — Годуновы;
    — Морозовы;
    — иные знаменитые роды.
    Бояре обычно стремились к уменьшению царской власти и требовали дополнительных привилегий себе. Часто бояре являлись инициаторами и виновниками интриг и смут, поскольку это был шанс укрепить положение своего рода в обход других родов, например:
    — Великой феодальной войны 1433 — 1453 гг.,
    — боярского правления 1533 — 1547 гг. и войны между Шуйскими и Вельскими в 1540-е гг.;
    — после Ивана Грозного — Великой Смуты 1603 — 1613 гг. и Семибоярщины.
    Таким образом, бояре представляли собой угрозу для царской власти и единства страны.
    2.Дворяне — сословие подданных, которые находятся на службе государства и получают за это вознаграждение. Отличительными чертами дворянства являлись:
    — среднее имущественное положение — обычно дворянами становились способные представители среднего класса того времени — профессиональные воины и чиновники, посадские люди (горожане), мелкие и средние землевладельцы, зажиточные крестьяне; очень редко становились дворянами очень богатые подданные или представители беднейших слоев;
    — не знатность — как правило, лица, становившиеся дворянами, не были знатными; они зарабатывали свой авторитет впоследствии;
    — нахождение на службе у государства — в отличие от бояр, которые существовали сами по себе и служили государству лишь когда хотели, дворяне обязательно служили государству, как правило, или в качестве чиновников, или в качестве военных;
    — получение вознаграждения от царя — за свою службу государству дворяне вознаграждались царем, чаще всего землей;
    — преданность царю — в отличие от бояр, дворяне были обязаны царю, были ему преданы и были заинтересованы в царе и укреплении царской власти.
    Особенно бурный рост дворянства на Руси и укрепление его позиций наметились с 1480-х гг. и в эпоху Ивана Грозного, по­скольку освободившееся от монголо-татар молодое русское государство было заинтересовано в управленческих и военных кадрах. Царь, в свою очередь, также был заинтересован в дворянах и укреплении их положения.
    3. Одним из периодов обострения борьбы между боярами, с одной стороны, и царем и дворянами, с другой, стала опричнина — особый порядок управления на части территории государства и связанная с этим историческая эпоха. Опричнина была введена при следующих обстоятельствах:
    — в 1564 г. царь Иван Грозный сделал неожиданный политический ход — уехал из Москвы в Александровскую слободу и объявил о своем намерении отказаться быть царем, объявив главной причиной своего решения «предательскую деятельность бояр» и объявив их виновниками всех проблем в государстве;
    — царь имел определенную популярность, и его решение поставило Москву на грань антибоярского бунта, к царю потянулись делегации от разных сословий с просьбой остаться;
    — получив народную поддержку, в начале 1565 г. царь вернулся в Москву и объявил о введении опричнины, что было одним из главных условий его возвращения.
    Суть опричнинысостояла в следующем:
    — в январе 1565 г. вся страна была разделена на две части — земщину и опричнину;
    — на территории земщины («общей земли»), включавшей южные и восточные районы Руси, сохранялся обычный порядок управления;
    — остальная территория, (опричнина) была объявлена личным уделом царя, где устанавливался особый порядок управления;
    — на территории опричнины очутились преимущественно земли Западной и Северной Руси, а также территория вокруг Москвы.
    Особый порядок управлениязаключался в том, что:
    — на территории опричнины царь объявлялся единым самодержцем, хозяином этих земель, который мог принимать любые решения безо всяких сдерживающих органов;
    — законные органы управления — Боярская дума, Земский собор, органы земского самоуправления — на этой территории не действовали;
    — для реализации решений царя на территории опричнины бы­ло создано опричное войско, которое никому не подчинялось, кроме царя;
    — опричное войско было организовано в виде монашеского инквизиторского ордена;
    — опричники — солдаты Ивана Грозного — носили черную одежду и привязывали к лошади голову собаки и метлу, что символизи­ровало их намерение «выгрызать и выметать предателей»;
    — опричники могли применять любые меры для реализации своих целей, в том числе пытки и убийства, и никому не подчинялись, кроме царя;
    — на подвластной территории опричники развязали террор против местных землевладельцев, бояр, князей и политических противников царя;
    — в результате 7-летнего террора опричников были разорены и уничтожены многие крупные феодальные поместья, в основном бояр;
    — столкнувшись с произволом и не имея возможности защититься, многие бояре бросали свое богатство и земли, бежали за границу или прятались на территории земщины;
    — ряд бояр, а также родственников царя, в период его малолетства претендовавших на престол, были уничтожены.
    Опричный террор, продолжавшийся 7 лет, значительно подорвал позиции боярства на Руси.
    В 1572 г. опричнина была отменена и на территории всей страны был восстановлен обычный порядок управления — деятельность органов сословно-представительной монархии и органов земского самоуправления. Причинами прекращения опричниныбыли:
    — выполнение ее главной задачи — подрыв крупного боярского землевладения и ликвидация наиболее опасных соперников царя из числа бояр и князей;
    — участившиеся набеги на Русь крымских татар (в 1571 г. крымский хан Девлет -Гирей дошел до Москвы и сжег ее, а русская армия не смогла оказать сопротивления, поскольку опричники никому не подчинялись и подрывали дисциплину в армии);
    — превращение опричников в самостоятельную бесконтрольную силу, которая стала опасной для самого царя;
    — недовольство в обществе произволом и безнаказанностью опричников, из-за чего стал падать авторитет царя.
    Опричнина была прекращена так же решительно, как и начата. Многие опричники были рассеяны по стране, часть — упрятана в монастыри. Иван Грозный не любил вспоминать об опричнине, и даже произнесение вслух слова «опричнина» после 1572 г. было запрещено под страхом смертной казни. В последнее время в науке рассматривается и иная точка зре­ния на опричнину — «бесклассовая», суть которой в том, что опричный террор был направлен, в первую очередь, против политических противников Ивана Грозного. В пользу данной точки зрения говорит тот факт, что общество было расколото не по линии бояре — дворяне, а по линии сторонники Ивана Грозного — противники Ивана Грозного. В частности.
    — среди опричников были и бояре, и дворяне, и представители иных сословий;
    — опричный террор был направлен не только на бояр, но и на представителей иных сословий, а также целые местности;
    — жертвами опричников становились как бояре, так и дворяне и простой люд.
    Если принимать во внимание вторую (бесклассовую) точку зрения, то опричнину можно объяснить как террор Ивана Грозного против его политических противников (независимо от их сословной принадлежности).
    В первую очередь данный террор был направлен против группировки Владимира Старицкого — двоюродного брата Ивана Грозного, его главного политического соперника и претендента на престол, а также против бояр и дворян, настроенных против Ивана Грозного.
    В пользу данной версии говорит и то, что как только данная группировка, как и сам Владимир Старицкий, были уничтожены, опричнина была прекращена.

  2. Aurgas Ответить

    Опричнина – государственная политика террора, царившая на Руси в конце 16 века при правлении Ивана 4.
    Сущность опричнины состояла в отторжении имущества у граждан в пользу государства. По повелению государя выделялись особые земли, которые использовались исключительно для царских нужд и нужд царского двора. На эти территориях было собственное управление, и они были закрыты для простых граждан. Все территории отбирались у помещиков с помощью угроз и силы.
    Слово «опричнина» происходит от древнерусского слова «опричь», что означает «особый». Также опричниной называли ту часть государства, которая уже отошла в единоличное пользование царя и его подданных, а также опричников (членов тайной полиции государя).
    Численность опричнины (царской свиты) составляла около тысячи человек.

    Причины введения опричнины

    Царь Иван 4 Грозный славился своим суровым нравом и военными походами. Возникновение опричнины во многом связано с Ливонской войной.
    В 1558 году он начал Ливонскую войну за право овладеть Прибалтийским побережьем, однако ход войны шел не так, как того хотелось бы государю. Иван неоднократно упрекал своих воевод за то, что они действуют недостаточно решительно, а бояре и вовсе не почитает царя за авторитет в военных вопросах. Ситуация усугубляется тем, что в 1563 году один из военачальников Ивана предает его, тем самым все больше подрывая доверие царя к своей свите.
    Иван 4 начинает подозревать о существовании заговора воевод с боярами против его царской власти. Он считает, что его окружение мечтает прекратить войну, свергнуть государя и посадить на его место князя Владимира Старицкого. Все это заставляет Ивана создать себе новое окружение, которое способно было бы защитить его и покарать всех, кто пойдет против царя. Так были созданы опричники – особые воины государя – и учреждена политика опричнины (террора).

    Начало и развитие опричнины. Основные события.

    Опричники всюду следовали за царем и должны были оберегать его, однако случалось так, что эти дружинники злоупотребляли своими полномочиями и совершали террор, наказывая невиновных. Царь смотрел на все это сквозь пальцы и всегда оправдывал своих опричников в любых спорах. В результате бесчинства опричников, очень скоро их стали ненавидеть не только простые люди, но и бояре. Все самые ужасные казни и деяния, совершенные во времена правления Ивана Грозного были совершены его опричниками.
    Иван 4 уезжает в Александровскую слободу, где создает уединенное поселение вместе со своими опричниками. Оттуда царь регулярно совершает наезды на Москву с целью покарать и казнить тех, кого он считает изменником. Практически все, кто пытался помешать Ивану в его беззаконии вскоре погибали.
    В 1569 году Иван начинает подозревать, что в Новгороде плетут интриги и существует заговор против него. Собрав огромное войско, Иван движется в город и в 1570 году достигает Новгорода. После того, как царь попадает в логово, как он полагает, изменников, его опричники начинают свой террор – они грабят жителей, убивают невинных людей, жгут дома. Согласно данным, каждый день проходили массовые избиения людей, по 500-600 человек.
    Следующей остановкой жестокого царя и его опричников стал Псков. Несмотря на то, что царь изначально планировал также совершать расправы над жителями, казнены в итоге были лишь некоторые из псковичан, их имущество конфисковали.
    После Пскова Грозный снова едет в Москву, чтобы найти там пособников новгородской измены и совершить над ними расправу.
    В 1570-1571 году в Москве от руки царя и его опричников полегло огромное количество человек. Не щадил царь никого, даже собственных приближенных, в итоге было казнено около 200 человек, среди которых самые знатные люди. Большое количество людей остались живы, но сильно пострадали. Московские казни считаются апогеем террора опричнины.

    Конец опричнины

    Разваливаться система начала в 1571 году, когда на Русь напал крымский хан Девлет-Гирей. Опричники, привыкшие жить за счет грабежа своих же граждан, оказались бесполезными воинами и по некоторым сведениям просто не явились на поле боя. Именно это заставило царя отменить опричнину и ввести земщину, которая мало чем отличалась. Существуют сведения, что свита царя продолжала существовать практически в неизменном виде вплоть до его смерти, сменив лишь название с «опричников» на «двор».

    Результаты опричнины Ивана Грозного

    Итоги опричнины 1565-1572 годов были плачевны. Несмотря на то, что опричнина задумывалась как средство единения государства и целью опричнины Ивана Грозного была защита и уничтожение феодальной раздробленности, привела она в итоге лишь к хаосу и полной анархии.
    Кроме того, террор и разорения, которые устраивали опричники, привели к тому, что в стране начался экономический кризис. Феодалы потеряли свои земли, крестьяне не хотели работать, народ остался без денег и не верил в справедливость своего государя. Страна погрязла в хаосе, опричнина разделила страну на несколько разрозненных частей.

  3. *_*ViTaMiNkA*_* Ответить

    Самое подробное из сохранившихся описаний опричной жизни принадлежит перу немецкого авантюриста Генриха Штадена, уроженца Мюнстера. В Московское государство он попал из Литвы, так как имел, по его словам, «злосчастную привычку ввязываться в предприятия, которые сулили не столько выгоду кошельку, сколько веревку шее». Узнав, что выезд из Московского государства, коли уж ты сюда попал, невозможен, так как любого пытающегося пересечь границу незамедлительно казнят, Генрих приуныл, но вскоре встретил земляков, которые соблазнили его вступить в ряды опричников, что «сделать нетрудно, так как царь гораздо меньше верит своим соплеменникам, чем иноземцам».
    Прибавив себе чину и родовитости, благо для этого требовалось лишь собственное устное подтверждение, Генрих отправился на царский двор, где был немедленно принят на службу. Его щедро оделили деньгами, вскоре также легко выдали несколько поместий с крестьянами, и жизнь у Штадена пошла очень неплохая.
    «Тогда великий князь отправился грабить свой собственный народ, свою землю и города. И я был при великом князе с одной лошадью и двумя слугами. Все города и дороги были заняты заставами, а потому я не мог пройти со своими слугами и лошадьми. Когда же я вернулся в свое поместье с 49 лошадьми, из них 22 были запряжены в сани, нагруженные всяким добром, — я послал все это на мой московский двор».
    «Когда великий князь уехал в Псков, ко мне прибежали купцы из города Холмогоры. У них было много соболей — они боялись, что опричники отнимут у них товар на заставах. Они просили купить этих соболей и дать за них хоть какие-нибудь деньги. Я мог бы забрать этих соболей у них и вообще им не платить, но соболя мне были не нужны, так как мне их много прислал человек, который собирает дань с самоедов соболями. Купцам я ничего не сделал и отпустил их».
    «Тут начал я брать к себе всякого рода слуг, особенно же тех, которые были наги и босы; одел их. Им это пришлось по вкусу. А дальше я начал свои собственные походы и повел своих людей назад внутрь страны по другой дороге. За это мои люди оставались верны мне. Всякий раз, когда они забирали кого-нибудь в полон, то расспрашивали честью, где — по монастырям, церквам или подворьям — можно было бы забрать денег и добра, и особенно добрых коней. Если же взятый в плен не хотел добром отвечать, то они пытали его, пока он не признавался. Так добывали они мне деньги и добро».
    «Как-то однажды мы подошли в одном месте к церкви. Люди мои устремились вовнутрь и начали грабить, забирали иконы и тому подобные глупости. А было это неподалеку от двора одного из земских князей, и земских собралось там около трехсот человек вооруженных. Эти триста человек гнались за шесть­ю всадниками. В то время только я один был в седле и, не зная, были ли те шесть человек земские или опричные, стал скликать моих людей из церкви к лошадям. Но тут выяснилось подлинное положение дела: те шестеро были опричники, которых гнали земские. Они просили меня о помощи, и я пустился на земских. Когда те увидели, что из церкви двинулось так много народа, они повернули обратно ко двору. Одного из них я тотчас уложил одним выстрелом наповал, прорвался чрез их толпу и проскочил в ворота. Из окон женской половины на нас посыпались каменья. Кликнув с собой моего слугу Тешату, я быстро взбежал вверх по лестнице с топором в руке. Наверху меня встретила княгиня, хотевшая броситься мне в ноги. Но, испугавшись моего грозного вида, она бросилась назад в палаты. Я же всадил ей топор в спину, и она упала на порог. А я перешагнул через труп и познакомился с их девичьей. Затем мы проехали всю ночь и подошли к большому незащищенному посаду. Здесь я не обижал никого. Я отдыхал».

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *