Какой орган чувств у птиц развит сильнее?

10 ответов на вопрос “Какой орган чувств у птиц развит сильнее?”

  1. Roman Boss Tv Ответить

    Пернатым присущи пять органов чувств: зрение, слух, вкус, осязание и обоняние. Некоторые органы чувств птиц развиты гораздо сильней, чем у человека. Органы чувств у птиц помогают им отслеживать добычу, нападать на нее и защищаться от врагов.
    Чтобы выжить, птицы должны охотиться. В этом им помогает зрение и слух. Глаза пернатых развиты хорошо, порой зрение птиц в несколько раз лучше зрения человека. Они способны видеть не просто цветную картину мира, но и невероятно точную. Птицы могут не только различать цвета, но даже оттенки. Они способны на большом расстоянии видеть мелкие детали. Вдали они видят с такой же точностью. Многие птицы могут за долю секунды оценить расстояние до добычи и спланировать атаку.
    Кроме этого, многие птицы имеют большое глазное яблоко. В некоторых случаях оно в несколько раз больше чем у человека. Большим глазами может похвастаться африканский страус: у него глаза даже больше, чем у слона.
    Зрение — это один из органов, который развит у птиц наиболее хорошо. Строение глаза птиц напоминает человеческий глаз, но есть несколько отличий. Птицы имеют два, а порой даже три чувствительных пятна, в то время как человек — одно. Пятно — это место скопления чувствительных окончаний, благодаря которым птицы имеют острый взгляд.
    У птиц, как и у человека, два глаза. Люди видят двумя глазами одну картину мира, в то время, как птицы видят каждым глазом по отдельности.
    Птицы имеют целых три века. Помимо верхнего и нижнего у них существует специальная перепонка, которая расположена во внутренней стороне глаза. Эта тонкая пленка предотвращает попадание в глаза инородных тел и увлажняет слизистую оболочку.
    Одним из доказательств того, что зрение — один из важнейших органов жизнеспособности птиц, служат глаза страуса. Они у этой птицы больше мозга.
    Хорошо развит у птиц и слух. Многие из них охотятся в темноте. Тогда зрение просто не может помочь им поймать добычу. Но идеальный слух спасает сложившуюся ситуацию — не видя ничего в темноте, птицы способны поймать добычу, полагаясь исключительно на орган слуха.
    По своему внутреннему строению уши птиц схожи с органами слуха всех млекопитающих. Есть лишь незначительные изменения. Крокодилы, кстати, имеют сходное строение органов слуха.
    Ученые проводили десятки исследований, чтобы определить остроту зрения птиц. Выводы к которым они пришли поразительны. Если человек обладал бы таким же зрением, как и большинство птиц, то таблицу, по которой офтальмологи определяют уровень зрения, можно было рассмотреть с расстояния более 80 метров.
    Почти все птицы способны уловить звуковые волны частотой от 20 до 30 тыс. Гц. Некоторые птиц могут улавливать и ультразвук. Обычно, слуховые органы защищают перья, которые не препятствуют точному улавливанию даже самых тихих звуков.
    Такой слух помогает пернатым не только охотиться, но и слышать опасность на расстоянии и предупреждать о ней остальных.
    Птицы умеют различать пение особей своего вида от другого. Особенно восприимчивы они к пению “своих”. Птицы способны издавать разнообразные по красоте звуки, которые несут в себе важную информацию. Например, пение матери, адресованное птенцу, отличается от пения влюбленной парочки и от других звуков. С помощью голоса и различных сигналов птицы способны на расстояние передавать звук, из которого другие делают вывод о приближающейся опасности.
    Некоторые виды, к примеру, дятлы, общаются при помощи трели. Со стороны кажется, что это совсем бесполезный звук, но он несет в себе массу информации, адресованную другим птицам.
    Принято считать, что обоняние развито у птиц слабо. Исследований по данному вопросу было проведено немного. Но точно одно — по сравнению со зрением и слухом, обоняние у птиц развито намного слабее. Хотя есть некоторые виды, которые могут похвастаться отличным обонянием. Например, утки, которые с помощью запаха могут найти корм. А новозеландские киви обладают настолько хорошим обонянием, что оно считается чуть ли не главным органом чувств.
    Вкус у птиц развит хорошо. Они способны различать большое количество вкусов. Рецепторы, отвечающие за вкусовые качества расположены в ротовой полости. Подобно человеку, птицы могут отличить сладкое от соленого и горького.
    Кожные рецепторы расположены по всему телу птиц, на оперенных и неоперенных конечностях. С помощью этих нервных окончаний пернатые способны улавливать изменения температуры окружающей среды. А у птиц, которые добывают еду в почве, нервные окончания присутствуют и в клюве. Они помогают определить и поймать добычу.
    У многих птиц обзор зрения превышает отметку в 300 градусов. Это позволяет пернатым контролировать ситуацию не только впереди, но и сзади. Если сравнивать обзор зрения птиц и человека, то у людей диапазон зрения превышает 120 градусов, но не превышает отметку в 180 градусов.
    Птицы обладают идеальным зрением и слухом, которые помогают им выжить в этом мире. Вкусовые рецепторы развиты у пернатых достаточно хорошо, в отличие от обонятельных рецепторов. А птичье пение несет в себе не только красоту, но и важную информацию.

  2. Gholbithis Ответить

    «Центр управления» организмом — это мозг. Его отделы, вы­полняющие разные функции, получают сигналы от органов чувств и передают ответные команды.
    Общее «управление» осуществляют боль­шие полушария головного мозга. По­скольку жизнь у птиц сложнее и многооб­разнее, чем у рептилий, то их большиеполушария, ведающий движениями моз­жечок и зрительные доли мозга развиты значительно сильнее. Самый важный орган чувств у птиц — гла­за (особенно у тех, что летают с большой скоростью). Они занимают всю перед­нюю часть головы и отделены друг от друга лишь тонкой костной перегородкой. Глаза птиц чутко фиксируют и самые не­значительные изменения, как, например, перемещение солнца по небосклону, ибыстрые, молниеносные движения.
    Осо­бенно острое зрение у дневных хищников. Глаза сов, охотящихся по ночам, облада­ют большой светочувствительностью. Сетчатка глаза совы состоит из светочув­ствительных палочек, но, в отличие от людей, у сов совсем мало цветочувстви-тельных колбочек, так как им не столь важно различать цвета. Считается, что совы слепнут при свете дня. Это ошибоч­ное поверье. Днем совы тоже прекрасно видят. Они могут «диафрагмировать» гла­за (как закрывают диафрагму фотообъек­тива), когда свет слишком ярок. Ведьсовы обитают летом севернее Полярного круга, где солнце не заходит.
    Есть еще одно отличие зрения совы и человека. У людей стереоскопическое зрение, а у совы — нет. Чтобы определить точное расстояние, она во время охоты все вре­мя вертит головой, которая легко пово­рачивается во все стороны. Вальдшне­пам и козодоям не нужно поворачивать голову, чтобы обозревать окрестность. Глаза у них выпуклые, большие, их раз­рез чуть загибается к затылку, и общее поле зрения равно 360 градусам.
    Пожа­луй, все птицы, в отличие от людей, вос­принимают еще и ультрафиолетовые лучи, и окружающий их мир, вероятно, гораздо многоцветнее нашего.

  3. PodKast Ответить

    Органы зрения в жизни птиц играют важную роль, поэтому они получили хорошее развитие. Глаз птицы отличается способностью к быстрой и точной аккомодации, которая осуществляется за счет изменения кривизны хрусталика и формы роговицы, однако острота зрения птицы ограничена коротким расстоянием: у кур крупных пород – 50 м, у мелких – 30 м. На расстоянии 30 м курица зрительно воспринимает другую курицу в таком же масштабе, как зерно кукурузы на расстоянии 4 м. Гуси узнают особей своего вида на расстоянии до 120 м, утки – до 70-80 м.
    Наружного уха у птиц нет, вместо него имеется кожная складка или пучок тонких перьев, окружающих вход в наружный слуховой проход. Слух у птиц развит очень хорошо. Хищные птицы слышат писк мыши даже на расстоянии 50 м. Из домашних птиц лучше всего развит слух у кур, цыпленок в яйце уже за сутки до вылупления реагирует на изменения во внешней среде слабым испуганным писком и утихает, когда наседка успокаивает его своим квохтаньем. Сразу после вылупления цыплята могут по слуху отыскать свою мать в темноте на расстоянии до 15 м. Знакомую птичницу, раздающую корм, цыплята узнают с расстояния 25 м. Если цыпленок потерял свой выводок, он издает пронзительные жалобные звуки, на которые наседка отвечает усиленным частым квохтаньем. Цыпленок определяет ее местонахождение, быстро бегая в различных направлениях, прослушивая голос наседки с разных сторон за счет гибкой шеи, позволяющей быстро поворачивать голову в разных направлениях.
    Осязание воспринимается осязательными тельцами, расположенными в неоперенных частях тела и особенно в восковице клюва. Но и в других частях тела в коже имеются рецепторы, воспринимающие тепловые и болевые раздражения. Значительно чаще органы осязания располагаются под крупными хвостовыми и маховыми перьями, а также в коже лап и бедра.
    Органы вкуса у птиц развиты слабо. Птицы всех видов могут различать четыре вкуса: соленое, кислое, горькое и сладкое. Но при выборе корма вкус у кур играет очень малую роль.
    Обоняние у птиц практически не развито. Куры-несушки могут пить навозную жижу, клевать испорченные яйца, фекалии и т.д.
    Память у птицы также развита слабо. Она зависит от вида птиц, возраста и др. Птица очень плохо запоминает знакомые места. До 10-недельного возраста цыплята, как правило, вообще не помнят свое любимое место на выгуле. Они быстро находят другие места и столь же быстро их забывают. Молодки помнят свое прежнее помещение или выгул примерно три недели, после чего относятся к ним, как к чужим и незнакомым. Период привыкания взрослых птиц друг к другу составляет примерно 3-4 недели.

  4. king_of music Ответить

    Зрение – основной рецептор дальней и ближней ориентации птиц. В отличие от других позвоночных среди них нет ни одного вида с редуцированными глазами. Глаза очень велики по относительным и абсолютным размерам: у крупных хищников и сов по объему они равны глазу взрослого человека. Увеличение абсолютных размеров глаз выгодно потому, что позволяет получить большие размеры изображения, на сетчатке и тем самым яснее различить его детали. Относительные размеры глаз, отличающиеся у разных видов, связаны с характером пищевой специализации и способами охоты. У преимущественно растительноядных гусей и куриных глаза по массе примерно равны массе головного мозга и составляют 0,4-0,6% от массы тела, у ловящих подвижную добычу и высматривающих ее на больших расстояниях хищных птиц масса глаз в 2-3 раза превышает массу мозга и составляет 0,5-3% от массы тела, у активных в сумерках и ночью сов масса глаз равна 1-5% массы тела (М. Ф. Никитенко).
    У разных видов на 1 мм2 сетчатки находится от 50 тыс. до 300 тыс. фоторецепторов – палочек и колбочек, а в области острого зрения – до 500 тыс. – 1 млн. При разном сочетании палочек и колбочек это позволяет либо различать многие детали объекта, либо его контуры при низкой освещенности. Основной анализ зрительных восприятий проводится в зрительных центрах головного мозга; ганглиозные клетки сетчатки реагируют на несколько стимулов: контуры, цветовые пятна, направления перемещений и т. д. У птиц, как и остальных позвоночных, на сетчатке есть участок наиболее острого зрения с углублением (ямкой) в его центре. У некоторых видов, питающихся преимущественно подвижными объектами, есть две области острого зрения: у дневных хищников, цапель, зимородков, ласточек; у стрижей лишь одна область острого зрения, и поэтому их способы ловли добычи на лету менее разнообразны, чем у ласточек. В колбочках находятся масляные капли – цветные (красные, оранжевые, голубые и др.) или бесцветные. Вероятно, они выполняют роль светофильтров, повышающих контрастность изображения. Очень подвижный зрачок предотвращает излишнюю засветку сетчатки (при быстрых поворотах в полете и т. п.).
    Аккомодация (наводка глаза на резкость) осуществляется изменением формы хрусталика и его одновременным перемещением, а также некоторым изменением кривизны роговицы. В области слепого пятна (места вхождения зрительного нерва) расположен гребень – богатое сосудами складчатое образование, вдающееся в стекловидное тело. Основная его функция – снабжение стекловидного тела и внутренних слоев сетчатки кислородом и удаление продуктов метаболизма. Гребень есть и в глазах пресмыкающихся, но у птиц, видимо, в связи с большими размерами глаз, он значительно крупнее и сложнее. Механическая прочность крупных глаз птиц обеспечивается утолщением склеры и появлением в ней костных пластинок. Хорошо развиты подвижные веки, у некоторых птиц несущие ресницы. Развита мигательная перепонка (третье веко), двигающаяся непосредственно по поверхности роговицы, очищая ее.

    У большинства птиц глаза расположены по бокам головы. Поле зрения каждого глаза составляет 150-170°, но поле бинокулярного зрения невелико и составляет у многих птиц лишь 20-30°. У сов и некоторых хищных птиц глаза смещаются к клюву и поле бинокулярного зрения возрастает. У некоторых видов с выпуклыми глазами и узкой головой (некоторые кулики, утки и др.) общее поле зрения может быть 360°, при этом узкие (5-10°) поля бинокулярного зрения образуются перед клювом (облегчает схватывание добычи) и в области затылка (позволяет оценивать расстояние до приближающегося сзади врага). У птиц с двумя областями острого зрения они обычно расположены так, что одна из них проецируется в область бинокулярного зрения, а другая – в область монокулярного зрения.
    Все птицы обладают цветным зрением, распознавая не только основные цвета, но и их оттенки и сочетания. Поэтому в оперении птиц так часто встречаются яркие цветные пятна, выполняющие функцию видовых меток. Острота зрения птиц, видимо, превосходит в несколько раз остроту зрения человека. Например, сокол сапсан видит двигающуюся добычу размером с галку на расстоянии около 1 км. Птицы различают не только перемещения предметов и их контуры, но и детали формы и окраски, рисунок и фактуру поверхностей. Поэтому зрительные восприятия используются птицами и для получения разнообразной информации об окружающем мире, и как важное средство при внутривидовом и межвидовом общении.
    Орган слуха, подобно органу зрения, служит у птиц важным рецептором ориентации и общения. Анатомически орган слуха сходен с органом слуха пресмыкающихся, особенно крокодилов, но благодаря мелким преобразованиям функционально он не отличается от значительно более сложного и дифференцированного органа слуха млекопитающих. Внутреннее ухо птиц отличается от внутреннего уха крокодилов лишь несколько лучшим развитием улитки – удлиненного выроста круглого мешочка – и более сложным внутренним ее строением (увеличением числа чувствующих клеток). Возрастают размеры полости среднего уха, а единственная слуховая косточка – стремечко – имеет усложненную форму, увеличивающую ее подвижность при колебаниях барабанной перепонки, имеющей у птиц куполообразную форму и большие размеры. Барабанная перепонка погружена ниже уровня кожи и к ней ведет канал – наружный слуховой проход, по краю которого у части видов птиц образуется складка кожи – зачаток наружного уха (хорошо развит у сов). Контурные перья, прикрывающие наружный слуховой проход, по структуре отличаются от перьев близлежащих участков головы и служат не только для механической защиты слухового прохода, но и для организации звукового потока (могут приподниматься, выполняя роль рупора у открывшегося слухового прохода, или, наоборот, прижиматься, пропуская лишь звуковые волны ограниченного диапазона и т. п.).
    Птиц с плохо развитым слухом, видимо, нет. Большинство видов слышит в большом диапазоне – от 30 до 20 тыс. Гц, т. е. примерно в диапазоне обостренного человеческого слуха; некоторые виды, вероятно, способны воспринимать и ультразвуки до 35-50 кГц, присутствующие и в их голосе. В этом диапазоне орган слуха проявляет особую чувствительность к биологически важным для данного вида звукам (сигналам своего вида, звукам, издаваемым более обычными пищевыми объектами или врагами, и т. п.). Многие птицы с большой точностью (2-3°) способны определять положение источника звука. Особенно высока точность звуковой локации (около 1°) у сов, которые успешно ловят добычу “на слух”, не видя ее. У немногих птиц (гуахаро из козодоеобразных, стрижи саланганы), гнездящихся в глубоких темных пещерах, обнаружена звуковая локация: издавая в слышимом, а не ультразвуковом, как летучие мыши, диапазоне (1,5-7 кГц) отрывистые звуки и улавливая их отражение, птицы в темноте облетают препятствия и находят свое гнездо на слух.
    Острый слух и способность к акустическому анализу сочетается у птиц со способностью издавать разнообразные звуки, несущие емкую и биологически важную информацию (звуки общения родителей и птенцов, сигналы тревоги, звуки и позы, регулирующие территориальные отношения, взаимоотношения партнеров и т. д.). Голос и слух обеспечивают возможности звукового общения не только между особями своего вида, но и между разными видами. Так, например, звук тревоги, изданный в лесу сойкой или сорокой, воспринимается как сигнал, опасности птицами многих видов. Сходные по внешнему облику близкие виды (например, пеночки) обычно легко различаются по песням и позывам. Поэтому голос играет важную роль изолирующего механизма предотвращающего межвидовые скрещивания. Приобретение устойчивых отличий в позывах и песнях у разных популяций одного вида усиливает изоляцию (разобщение) этих популяций и в конечном счете может привести к их репродуктивной изоляции, т. е. к появлению новых видов. Запись сигналов тревоги или страха и последующее их воспроизведение позволяет отпугивать птиц от тех мест, где они в данный момент могут причинять ущерб (например, скворцов от вишневых садов и виноградников в период созревания ягод, многих птиц от аэродромов и т. п.).

  5. dtopala Ответить

    Н.Ю. Захарова Тематическое и поурочное планирование по биологии К учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» (М.: Дрофа)
    ОТ АВТОРА
    1
    Условные обозначения, использованные при составлении данного пособия
    1
    ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «БИОЛОГИЯ. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. 7 КЛАСС»
    1
    I четверть
    1
    УРОК 1 (1) ТЕМА: «Введение. Многообразие живых организмов»
    1
    УРОК 2 (2) ТЕМА: «Многообразие живых организмов. Наука систематика»
    2
    УРОК 3 (1) ТЕМА: «Царство Прокариот. Система прокариот. Многообразие бактерий»
    3
    УРОК 4 (2) ТЕМА: «Прокариоты». Проверочная работа
    4
    УРОК 5 (1) ТЕМА: «Царство Грибы. Настоящие и паразитические грибы»
    5
    УРОК 6 (2) ТЕМА: «Лишайники»
    6
    УРОК 7 (3) ТЕМА: «Строение грибов и лишайников». Лабораторная работа
    7
    УРОК 8 (4) ИТОГОВЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «Царство Грибов»
    7
    УРОК 9 (1) ТЕМА: «Царство Растения. Общая характеристика растений. Подцарство Низшие растения, или Водоросли»
    8
    УРОК 10 (2) ТЕМА: «Отделы Водорослей»
    9
    УРОК 11 (3) ТЕМА: «Строение водоросли спирогиры». Лабораторная работа
    10
    УРОК 12 (4) ТЕМА: «Водоросли». Проверочная работа
    10
    УРОК 13 (5) ТЕМА: «Подцарство Высшие растения. Отдел Моховидные»
    11
    УРОК 14 (6) ТЕМА: «Строение мха. Кукушкин лен и сфагнум». Лабораторная работа
    12
    II четверть
    12
    УРОК 15 (7) ТЕМА: «Отделы споровых: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные»
    12
    УРОК 16 (8) ТЕМА: «Отделы споровых: Плауновидные, Хвощевидные»
    13
    УРОК 17 (9) ТЕМА: «Отдел Папоротниковидные»
    14
    УРОК 18 (10) ТЕМА: «Строение папоротника». Лабораторная работа
    14
    УРОК 19 (11) ТЕМА: «Плауны, хвощи, папоротники». Проверочная работа
    15
    УРОК 20 (12) ТЕМА: «Представители, строение и образ жизни голосеменных растений»
    15
    УРОК 21 (13) ТЕМА: «Строение пыльцы, шишки и семени сосны». Лабораторная работа
    16
    УРОК 22 (14) ТЕМА: «Многообразие и прогрессивная организация покрытосеменных (цветковых) растений»
    16
    УРОК 23 (15) ТЕМА: «Особенности размножения цветковых растений, классы Однодольных и Двудольных»
    17
    УРОК 24 (16) ТЕМА: «Строение шиповника», «Строение пшеницы». Лабораторная работа
    18
    УРОК 25 (17) ТЕМА: «Прокариоты, грибы, растения». Проверочная работа
    18
    III четверть
    19
    УРОК 26 (1) ТЕМА: «Общая характеристика царства Животных. Подцарство Одноклеточные»
    19
    УРОК 27 (2) ТЕМА: «Строение инфузории туфельки». Лабораторная работа
    20
    УРОК 28 (3) ТЕМА: «Простейшие». Проверочная работа
    20
    УРОК 29 (4) ТЕМА: «Разнообразие подцарства Многоклеточных животных. Тип Губки. Особенности строения и жизнедеятельности»
    21
    УРОК 30 (5) ТЕМА: «Тип Кишечнополостные. Многообразие кишечнополостных, их экологическое и геологическое значение»
    21
    УРОК 31 (6) ТЕМА: «Тип Плоские черви. Строение и жизнедеятельность свободноживущих и паразитических плоских червей»
    22
    УРОК 32 (7) ТЕМА: «Тип Круглые черви. Отличительные особенности строения и жизнедеятельности нематод»
    23
    УРОК 33 (8) ТЕМА: «Тип Кольчатые черви. Строение, образ жизни и значение»
    23
    УРОК 34 (9) ТЕМА: «Губки, кишечнополостные, черви». Проверочная работа
    24
    УРОК 35 (10) ТЕМА: «Тип Моллюски. Строение, разнообразие и значение»
    24
    УРОК 36 (11) ТЕМА: «Внешнее строение моллюсков». Лабораторная работа
    25
    УРОК 37 (12) ТЕМА: «Тип Моллюски». Проверочная работа
    26
    УРОК 38 (13) ТЕМА: «Тип Членистоногие. Разнообразие типа, общие особенности их строения и жизнедеятельности. Класс Ракообразные»
    27
    УРОК 39 (14) ТЕМА: «Класс Паукообразные»
    27
    УРОК 40 (15) ТЕМА: «Класс насекомые»
    28
    УРОК 41 (16) ТЕМА: «Класс нанасекомые. Общественные насекомые»
    28
    УРОК 42 (17) ТЕМА: «Внешнее строение насекомого». Лабораторная работа
    29
    УРОК 43 (18) ТЕМА: «Тип и глокожие. Общая характеристика типа»
    30
    УРОК 44 (19) ТЕМА: «Типы Членистоногие и Иглокожие». Проверочная работа
    30
    УРОК 45 (20) ТЕМА: «Тип Хордовые. Общая характеристика типа»
    31
    УРОК 46 (21) ТЕМА: «Надкласс Рыбы. Общая характеристика рыб, их внешнее и внутреннее строение»
    32
    УРОК 47 (22) ТЕМА: «Систематика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы»
    33
    УРОК 48 (23) ТЕМА: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа жизни и промысловое значение»
    34
    УРОК 49 (24) ТЕМА: «Характеристика, систематика, особенности строения и образ жизни представителей типа Хордовые и надкласса Рыбы». Проверочная работа
    35
    IV четверть
    36
    УРОК 50 (25) ТЕМА: «Класс Земноводные, или Амфибии. Систематика, особенности образа жизни и строения»
    36
    УРОК 51 (26) ТЕМА: «Происхождение, разнообразие, образ жизни и практическое значение разных групп амфибий»
    37
    УРОК 52 (27) ТЕМА: «Характеристика, разнообразие, образ жизни и значение земноводных». Проверочная работа
    37
    УРОК 53 (28) ТЕМА: «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Происхождение и эволюция рептилий, их систематика, особенности строения и образа жизни»
    38
    УРОК 54 (29) ТЕМА: «Разнообразие рептилий. Группы современных рептилий, особенности их строения, образа жизни и практическое значение»
    39
    УРОК 55 (30) ТЕМА: «Характеристика, систематика, особенности строения и образ жизни представителей класса Рептилий». Проверочная работа
    40
    УРОК 56 (31) ТЕМА: «Класс Птицы. Характеристика прогрессивной организации птиц, как высших (теплокровных, летающих) позвоночных животных»
    41
    УРОК 57 (32) ТЕМА: «Размножение и развитие птиц. Разнообразие устройства гнезд у птиц, строение яйца и развитие зародыша»
    42
    УРОК 58 (33) ТЕМА: «Экологические группы птиц. Рассмотрение примеров приспособления к жизни птиц степных, околоводных и болотных ландшафтов»
    44
    УРОК 59 (34) ТЕМА: «Разнообразие птиц. Систематика, характеристика отдельных отрядов, природное и экономическое значение»
    44
    УРОК 60 (35) ТЕМА: «Общая характеристика класса Птицы. Особенности строения, образ жизни, природное и хозяйственное значение». Проверочная работа
    45
    УРОК 61 (36) ТЕМА: «Класс Млекопитающие. Характеристика млекопитающих, их прогрессивная организация, как высших позвоночных животных (на примере строения покровов, скелета, нервной системы и особенностей размножения)»
    46
    УРОК 62 (37) ТЕМА: «Особенности внутреннего строения млекопитающих (на примере пищеварительной, дыхательной, кровеносной и выделительной систем)»
    47
    УРОК 63 (38) ТЕМА: «Разнообразие млекопитающих. Деление класса Млекопитающие на подклассы и отряды, их характеристика, природное и экономическое значение»
    48
    УРОК 64 (39) ТЕМА: «Систематика, особенности строения, образ жизни млекопитающих». Проверочная работа
    48
    УРОК 65 (1) ТЕМА: «Царство Вирусы. Краткая характеристика царства Вирусы и их практическое значение»
    50
    УРОК 66 (1) ИТОГОВЫЙ УРОК ПО ТЕМАМ «Царства Прокариоты, Грибы, Растения, Животные, Вирусы»
    50
    УРОК 67 (1) Весенняя орнитологическая экскурсия в парк (лес)
    51
    УРОК 68 (2) Ботаническая весенняя экскурсия в парк (лес)
    52

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *