Какой памятник культуры был создан в древнем двуречье?

11 ответов на вопрос “Какой памятник культуры был создан в древнем двуречье?”

  1. Kathrigar Ответить

    Культура Двуречья (Месопотамии) возникла примерно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов и потому была многослойной.
    Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге: ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии.
    Возникновение шумерского этноса до сих пор остается загадкой. Известно только, что в IV тыс. до н.э. южную часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной. К началу III тыс. до н.э. на юге Месопотамии появляется несколько городов-государств, главными из который становятся Ур, Урук, Лагаш, Jlapca и др. Они поочередно играют ведущую роль в объединении страны.
    История Шумера знала несколько взлетов и падений. Особого выделения заслуживают XXIV-XXIII вв. до н.э., когда происходит возвышение семитского города Аккад, находившегося севернее Шумера. При царе Саргоне Древнем Аккаду удаюсь подчинить своей власти весь Шумер. Аккадский язык вытесняет шумерский и становится главным на всей территории Месопотамии. Большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

    Культура Шумера

    Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия — как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Важное значение имело также скотоводство. Высокого уровня достигла шумерская металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла — ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами — Египтом, Ираном. Индией, государствами Малой Азии.
    Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.
    Система религиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступает бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.
    Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико — неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог». Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна. покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров — о сотворении мира, всемирном потопе — оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.
    В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах — насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.
    Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец IVтыс. до н.э.) и посвященные главным божествам города — богу Ану и богине Инанне. Оба храма — прямоугольные в плане, с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре (XXVI в. до н.э.). Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах — горельефы лежащих бычков. У входа в храм — две статуи львов из дерева. Все это делало храм праздничным и нарядным.
    В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки — зиккураг, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане, башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик — «жилище бога». Зиккурат в течение тысячелетий играл примерно ту же роль, что и египетская пирамида, но в отличие от последней не был загробным храмом. Самым известным стал зиккурат («храм-гора») в Уре (XXII-XXI вв. до н.э.), который входил в комплекс из двух больших храмов и дворца и имел три платформы: черную, красную и белую. Сохранилась лишь нижняя, черная платформа, но даже в таком виде зиккурат производит грандиозное впечатление.
    Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно. без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося. В качестве примера может служить женская фигурка (26 см) из Лагаша, которая имеет в основном общие этнические черты.
    В аккадский период скульптура существенно меняется: она становится более реалистической, приобретает индивидуальные черты. Самым знаменитым шедевром данного периода является портретная голова из меди Саргона Древнего (XXIII в. до н.э.), которая прекрасно передает неповторимые черты характера царя: мужество, волю, суровость. Это редкое по выразительности произведение почти ничем не отличается от современных.
    Высокого уровня достигла шумерская литература. IТомимо упомянутого выше «Земледельческого альманаха» самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который все видел, все испытывай, все познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.
    К концу III тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его в конце концов покоряет Вавилония.

    Вавилония

    Ее история распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину II тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину I тыс. до н.э.
    Своего наивысшего подъема Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). От его времени остались два значительных памятника. Первый из них – Законы Хаммурапи — стал самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охватывают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Вторым памятником является базальтовый столб (2 м), на котором изображен сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом солнца и правосудия Шамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса.
    Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре (605-562 до н.э.). При нем были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды», ставшие одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царем любимой жене, чтобы облегчить ее тоску по горам и садам своей родины.
    Не менее известным памятником является также Вавилонская башня. Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат (90 м), состоявший из нескольких поставленных друг на друга башен, на верхней из которых находилось святил и ше Мардука — главного бога вавилонян. Видевший башню Геродот был потрясен ее величием. Она упоминается в Библии. Когда персы завоевали Вавилонию (VI в. до н.э.), они разрушили Вавилон и все находившиеся в нем памятники.
    Особого выделения заслуживают достижения Вавилонии гастрономии и математике. Вавилонские звездочеты с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звездного неба. Названия пяти планет и двенадцати созвездий солнечной системы имеют вавилонское происхождение. Звездочеты подарили людям астрологию и составление гороскопов. Еще более впечатляющими были успехи математиков. Они заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков.

    Ассирия

    Третья могущественная держава Месопотамии — Ассирия — возникла в III тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине II тыс. до н.э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему географическому положению. Она оказалась на перекрестке караванных путей, и торговля сделала ее богатой и великой. Столицами Ассирии последовательно были Ашшур, Калах и Ниневия. К XIII в. до н.э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего Востока.
    В художественной культуре Ассирии — как и во всем Двуречье — ведущим искусством была архитектура. Наиболее значительными архитектурными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшур-банапала в Ниневии.
    Широкую известность приобрели также ассирийские рельефы, украшавшие дворцовые помещения, сюжетами которых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, военные события.
    Одним из лучших примеров ассирийских рельефов считается «Большая львиная охота» из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, где сцена, изображающая раненых, умирающих и убитых львов, наполнена глубоким драматизмом, острой динамикой и яркой экспрессией.
    В VII в. до н.э. последний правитель Ассирии Ашшур-банапап создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержащую более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всем Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной мере касавшиеся всего Двуречья. Среди них хранился и упомянутый выше «Эпос о Гильгамеше».
    Двуречье, как и Египет, стало настоящей колыбелью человеческой культуры и цивилизации. Шумерская клинопись и вавилонские астрономия и математика — этого уже достаточно, чтобы говорить об исключительном значении культуры Месопотамии.

  2. Ironshaper Ответить

    Введение
    1. Письменность Древнего Двуречья
    2. Литература Древнего Двуречья
    3. Религиозно – философские трактаты
    4. Развитие науки о Древнем Двуречье
    5. Искусство Древнего Двуречья
    Заключение
    Список литературы
    Введение
    В начале ХХ в. стало ясно, что знакомство с древним Востоком, с его языками и письменностью, с его материальной культурой, наукой, литературой, изобразительным искусством и религией выросло настолько, что требует отдельного изучения. Стало понятно, дальнейшая расшифровка сохранившихся в огромном количестве клинописных документов внесет много нового в понимание истории культуры стран Передней Азии.
    «Даром Нила» называет Геродот Египет. Таким же «даром Евфрата и Тигра» можно назвать гигантскую «восьмерку», которую описывают обе эти реки на свое пути.
    Название «Месопотамия», т.е. «Междуречье» греки применяли только в северной части гигантской восьмерки. Сенааром евреи называли южную часть этой страны, которую правильнее было бы назвать Двуречьем.
    Культура Двуречья, так же как и всей Передней Азии, во все времена перекликалась с другой ведущей культурой, с Египтом; оба великие материка, азиатский и африканский, и культурно-исторически и даже геологически никогда не были оторваны друг от друга, Синайский полуостров в отношении геологических условий является частью Аравийского полуострова.
    Первые государства на территории Двуречья возникли в начале III тысячелетия до н.э. “Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Двуречье, были шумеры. В истории Шумера видную роль играли города Эриду, Ур, Лагаш. Источники дают сведения о довольно ранних сношениях шумеров с пастушескими семитическими племенами, которые затем появляются на территории, заселенной шумерами. А с III тысячелетия до н.э. на севере Двуречья семиты стали выступать наследниками и продолжателями шумерской культуры.
    Самым древним из городов, основанных семитами, был Аккад, ставший столицей государства, выступившего в качестве объединителя Двуречья. После падения Аккадского царства северная часть Двуречья продолжала называться Аккадом, а за южной частью сохранилось название Шумер. Среди городов, основанных семитами, был Вавилон, политическое и культурное значение которого росло, начиная со II тысячелетия до н.э. Вавилон затмил все остальные города страны, и по его имени все Двуречье стали называть Вавилонией.
    Особое место в истории Древнего Вавилона занимает период царствования Хаммурапи. По вступлении на престол (начало XVII в. до н.э.) Хаммурапи повел завоевательную политику, итогом которой явилось образование единой вавилонской империи. Вскоре после смерти Хаммурапи (1750 г. до н.э.) Вавилон подвергся нападению касситов, господство которых продолжалось 500 лет. Новое возвышение вавилонского государства приходится на VII век до н.э. Ново-Вавилонская монархия просуществовала до VI в. до н.э. и была завоевана персами.
    Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества, прежде всего на свободных и рабов.
    Рабы (“вардум”)
    составляли низший общественный слой. Кроме военнопленных и покупных рабов, значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продают, закладывают. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считается не более как повреждением или уничтожением имущества их господина, которому виновный обязан был возместить ущерб. Например, за лишение жизни раба-вольноотпущенника по неосторожности виновный обязан был отдать раба за раба; за смерть раба в доме кредитора по вине последнего, за умерщвление его бодливым быком господину уплачивается треть мины; за повреждение глаза рабу или неудачную операцию, повлекшую за собой смерть, – половина его стоимости. Раб не имел права самовольно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Наоборот, поймавший раба и доставивший его господину получает за услугу награду. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого.
    Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Не ограничивалась власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявших меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободные.
    Свободное население Вавилона в свою очередь делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане (авилум-человек, муж)
    составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправные граждане в свою очередь не были однородным сословием. В царствование Хаммурапи процесс расслоения сельской общины зашел довольно далеко. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появляются обедневшие общинники, попадающие в долговую кабалу. Законы Хаммурапи свидетельствуют о стремлении законодателя облегчить положение этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным владельцем всего своего имущества, без его разрешения и разрешения суда заимодатель не имел право отчуждать это имущество. “Муж” не мог стать рабом-должником. Законы называют члена семьи должника, отрабатывающего долг в хозяйстве заимодателя, не “рабом”, а “заложником”. Через три года работы заложника долг считался погашенным независимо от его суммы. Стремление царской власти ограничить произвол кредиторов над попавшими в долговую кабалу беднейшими слоями свободного населения объясняется стремлением сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные.
    Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. В случае пленения воина, его можно было выкупить, и он сохранял свое право на земельный надел. Воины, обеспеченные своим земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертельная казнь, а человек, выступивший вместо воина, получал его земельный надел.
    Полноправным гражданам противопоставлялись “мушкену” (покорные).
    Вопрос о “мушкену” в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение этой социальной группы с достоверностью не установлено. На неравноправное положение мушкену указывают статьи, определяющие наказание за преступление против него.
    Членовредительство, нанесенное “мужу” каралось соответствующим членовредительством виновного, но если членовредительство было совершено по отношению к “мушкену”, то виновный платил лишь штраф. За украденную у “мушкену” вещь вор платил 10-кратный штраф, а за украденную вещь, находившуюся в собственности царя или храма, 30-кратный штраф. По одной из версий о происхождении “мушкену”, это жители покоренных Хаммурапи городов и областей, по другой – вольноотпущенники.
    Наряду с сословиями – Законы называют также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых Законы называют царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих Законы упоминают “редум”, “баирум”, “декум”, “лубуттум”, функции этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие.
    Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.
    Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимают крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд
    врачей, ветеринаров, в отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок); врачи получали плату.
    В те времена, когда в Шумере существовали города-государства, во главе них стоял энси
    (“возглавляющий род”); в случаях, если его власть выходила за рамки города, правителю присваивался титул лугаля
    (“большого человека”). Пережитки родоплеменной организации, присущие данному периоду, выражались в существовании совета старейшин и созыве общинных собраний, значительно ограничивавших власть правителя, вплоть до его свержения.
    Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления – восточная деспотия.
    В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная власть, законодательная и верховная религиозная власть. Управление государством осуществлялось через сложный бюрократический аппарат. Источники показывают, каким образом функционировали три основные ведомства: финансовое, военное и публичных работ. Среди высших сановников государства – визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник.

  3. Sabersinger Ответить


    Плодородная долина, находящаяся между реками Тигр и Евфрат называется Месопотамией или Междуречьем. На этой территории в древности существовало в разные периоды несколько государств:
     Шумер (28-22 века до н.э.);
     Аккад (24-22 века до н.э.);
     Вавилон (19-7 века до н.э.);
     Ассирия (10-9 века до н.э.).
    Все эти государства, объединенные общим именем Месопотамия, считаются выдающейся древней цивилизацией. В Междуречье была очень развита наука, культура и искусство. Особенно были развиты такие науки, как математика и астрология. В Вавилоне начали изготавливать стекло очень рано, примерно в 17 веке до н.э. Мало кто знает, что идея делить циферблат часов на 12 частей принадлежит именно народам Междуречья.
    Месопотамия известна своими достижениями в архитектуре, например, дворцовыми и храмовыми сооружениями. Европейскими археологами в 50-х годах 19 века были обнаружены при раскопках три огромных кургана. При вскрытии их нашли руины храмов и дворцов, потрясающих своей величественностью.
    Культурному развитию Шумера и Аккада, а в дальнейшем и Вавилона с Ассирией способствовала необходимость орошения полей для занятия земледелием и скотоводством. Жители междуречья строили весьма внушительные ирригационные системы. А при разливе Тигра и Евфрата приходилось сооружать дамбы для остановки воды.
    Общеизвестно также, что письменность появилась именно на территории Междуречья. Ее появление ученые датируют 5 тысячелетиями до н.э. Писали в Месопотамии на табличках, изготовленных из глины, пока она была мягкой. Вместо современной ручки выступала деревянная палочка. Такое письмо называлось клинописью. До сегодняшнего дня дошли некоторые такие «книги» различного содержания: и научного и литературного. Но еще раньше клинописи пользовались иероглифами, где каждый знак обозначал слово. Эпос междуречья сохранился в виде таких памятников литературы, как «Поэма о Гильгамеше». В этом произведении повествуется о полубоге, который познает себя и получает жизненный опыт, путешествуя по миру.
    Музыкальное искусство также пользовалось уважением в Двуречье. Существовали даже ансамбли, выступающие перед народом. Известно, что шумеры считали своих богов приверженцами музыки. В те времена уже были музыкальные инструменты, такие, как флейта, лютня, барабаны.
    Очень интересны религия и мифология Древнего Двуречья. Как и в Египте народ Месопотамии основополагающим считал космический порядок. Но, как ни странно, в космосе все было устроено довольно хаотично. Там сталкивались воли и интересы различных богов. Сами же боги несколько походили на людей, и имели что-то вроде своего государства, где главными были бог земли Анну и его сын Энлиль. Помимо них существовало еще множество богов: луны, земли, воды, ветра и т.д. Причем боги создали людей как собственных слуг. Практиковалось жертвоприношение. Кроме богов верили и в существование добрых и злых демонов.
    Из правителей Месопотамии один из самых известных – царь Хаммурапи. Его имя связано с эпохой расцвета Вавилона. Он объявил верховным божеством Мардука, бога солнца. Но самое знаменитое деяние этого царя – создание первого в мире свода законов. Номы и правила, зафиксированные на камне, регулировали жизнь вавилонян.
    По сей день Древняя Месопотамия является примером для подражания станам Дальнего и Ближнего Востока. Очень тудно оценить в полной мере весть вклад, который внесли государства Междуречья в развитие мировой Цивилизации. Невероятно впечатляют их достижения в различных сферах деятельности. Многие государства, существовавшие в более поздний временной период не могут похвастаться подобными достижениями в науке и культуре.

  4. Becelyu C NeBa Ответить

    В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах — насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.
    Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке.
    Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно. без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося.
    Высокого уровня достигла шумерская литература.
    Вавилония
    Ее история распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину II тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину I тыс. до н.э.
    Своего наивысшего подъема Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). От его времени остались два значительных памятника. Первый из них – Законы Хаммурапи — стал самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охватывают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Вторым памятником является базальтовый столб (2 м), на котором изображен сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом солнца и правосудия Шамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса.
    Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре(605-562 до н.э.). При нем были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды»,ставшие одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царем любимой жене, чтобы облегчить ее тоску по горам и садам своей родины.
    Не менее известным памятником является также Вавилонская башня. Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат (90 м), состоявший из нескольких поставленных друг на друга башен, на верхней из которых находилось святил и ше Мардука — главного бога вавилонян. Видевший башню Геродот был потрясен ее величием. Она упоминается в Библии. Когда персы завоевали Вавилонию (VI в. до н.э.), они разрушили Вавилон и все находившиеся в нем памятники.
    Особого выделения заслуживают достижения Вавилонии гастрономии и математике. Вавилонские звездочеты с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звездного неба. Названия пяти планет и двенадцати созвездий солнечной системы имеют вавилонское происхождение. Звездочеты подарили людям астрологию и составление гороскопов. Еще более впечатляющими были успехи математиков. Они заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков.
    Ассирия
    Третья могущественная держава Месопотамии — Ассирия — возникла в III тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине II тыс. до н.э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему географическому положению. Она оказалась на перекрестке караванных путей, и торговля сделала ее богатой и великой. Столицами Ассирии последовательно были Ашшур, Калах и Ниневия. К XIII в. до н.э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего Востока.
    В художественной культуре Ассирии — как и во всем Двуречье — ведущим искусством была архитектура. Наиболее значительными архитектурными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшур-банапала в Ниневии.
    Широкую известность приобрели также ассирийские рельефы, украшавшие дворцовые помещения, сюжетами которых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, военные события.
    Одним из лучших примеров ассирийских рельефов считается «Большая львиная охота» из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, где сцена, изображающая раненых, умирающих и убитых львов, наполнена глубоким драматизмом, острой динамикой и яркой экспрессией.
    В VII в. до н.э. последний правитель Ассирии Ашшур-банапап создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержащую более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всем Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной мере касавшиеся всего Двуречья. Среди них хранился и упомянутый выше «Эпос о Гильгамеше».

  5. Ararne Ответить

    Обширную равнину, расположенную в Передней Азии по среднему течению рек Тигра и Евфрата, называют обычно греческим термином «Месопотамия», т. е. междуречье. Однако греки прилагали это название только к северной части области; южную часть равнины называли Вавилонией. Часто в исторической литературе наряду с географическим термином «Месопотамия» употребляется собирательное название «Ассиро-Вавилония». Ко всей стране оно применимо, однако, не ранее конца II тысячелетия до н. э. В настоящее время есть возможность говорить об истории страны, начиная с IV тысячелетия, когда ни Ассирии, ни Вавилонии еще не существовало. Поэтому, говоря о стране в целом, мы пользуемся термином «Двуречье». Реки Евфрат и Тигр имели огромное значение в жизни страны.
    В хозяйственном отношении Двуречье, так же как и Египет, являлось страной скотоводческой и ирригационного земледелия. Выпадающих дождей было недостаточно для земледелия, и этот недостаток (как и в Египте) приходилось возмещать искусственным орошением.
    Климат Двуречья отличается резкими колебаниями температуры дня и ночи, знойного лета и дождливой зимы, сопровождающейся в северной части Двуречья снегопадами и морозами.
    Строительные материалы. Южная часть Двуречья совершенно лишена камня, и основным строительным материалом здесь была глина. Зато в северной части Двуречья (в Междуречье) было достаточное количество хорошего строительного и поделочного камня; известняк, песчаник, базальт добывались на месте, некоторые породы доставлялись из Курдистана, с гор Армении на севере, со склонов Амана на западе.
    Данные последних археологических раскопок показывают, что и в Южном Двуречье применялся камень, имевший здесь, однако, второстепенное значение. Так, уже в IV тысячелетии до н. э. в ряде мест Южного Двуречья, наряду с известняками и песчаниками, употребляли так называемой «алебастр-оникс», гранит из Аравийской пустыни, диорит и долерит.
    Поделочные породы, вроде яшмы, серпентина, жадеита, агата, ляпис-лазури, находившие себе применение во внутреннем убранстве храмов и дворцов, добывались путем обмена из других стран.
    Дерево в строительном деле, по сравнению с глиной, играло второстепенную роль, но уже с ранних времен стали ввозить ценные породы дерева: кедр доставляли с гор Амана и Ливана, самшит и кипарисовое дерево — из горной Армении. В нововавилонское время для внутренней отделки дворцов ввозили из Индии дорогие породы дерева — сандаловое, тисовое и черное. Широко распространенным строительным материалом в Двуречье, наряду с глиной, был тростник.
    Большое значение в строительстве Двуречья имел битум (асфальт), являющийся одним из основных естественных богатств этой страны. Очень твердая смесь глины с битумом применялась для замены камня там, где требовалась водонепроницаемость. Битум служил связующим веществом при кирпичной кладке, а также для крепления в стенах мозаичных вкладок и других декоративных элементов здания. Битумом обычно покрывали нижнюю часть стены, чтобы защитить ее от инфильтрации; толстый слой обмазки битумом предохранял деревянные опоры легких построек от муравьев — бича Южного Двуречья.
    Двуречье сравнительно мало пользовалось обожженным кирпичом из-за недостатка дерева, необходимого для обжига. Обожженный кирпич применялся главным образом для нижних частей стен общественных зданий и домов наиболее богатых слоев населения. Верхние части этих зданий, а также дома бедноты возводились из кирпича-сырца.
    Металлов в самом Двуречье не было. Но золото и серебро умели отлично обрабатывать уже в конце IV тысячелетия до н. э. Во время недавних раскопок царских гробниц в древнем Уре было найдено большое количество высокохудожественных изделий из драгоценных металлов. Для выделки орудий и оружия очень рано употреблялась медь, а со второй половины IV тысячелетия ее стали применять для отделки храмов и дворцов. В XIII в. до н. э., одновременно с Египтом, в Двуречье появилось железо.
    Внешние связи Двуречья. Уже в самые отдаленные времена Двуречье, бедное полезными ископаемыми и деревом, должно было завязать сношения и деятельный обмен с окрестными странами. Об этом свидетельствуют археологические находки предметов индского происхождения в Двуречье и изделий последнего в Индии. Связи стран Двуречья простирались на запад до побережья Средиземного моря, на северозапад в Малую Азию, а уже в III тысячелетии до н. э. шли далеко на восток — за пределы Элама и Иранского плоскогорья, доходя до области распространения древнеиндской культуры.
    Этнический состав и политическое устройство Двуречья. Двуречье ни этнически, ни политически никогда не представляло собой единства. Начиная с конца IV тысячелетия, южную часть страны населяли два племени — шумеры и семиты.
    Шумеры первоначально играли руководящую роль. Около середины III тысячелетия одержали верх семиты-аккадяне, их соседи с севера. Шумерский и аккадский языки существовали одновременно; аккадяне заимствовали у шумеров систему клинописи на глиняных табличках.
    После долгой борьбы в конце III — начале II тысячелетия произошло объединение племен шумеров и аккадян в государство Вавилонию с единым вавилонским языком и единой вавилонской культурой. В 1870 г. до н. э. в результате вторжения хеттов Вавилония испытала сильное потрясение, а позже (1746—1171 гг. до н. .э.) была завоевана касситами. Длительное владычество касситов задержало развитие вавилонской культуры и дало возможность возвыситься и расцвести государству Ассирии, северному соседу Вавилонии, с населением смешанного хурито-семитического происхождения.
    Говоря об истории Двуречья, его культуре, искусстве, надо иметь в виду не единое государство, как в Египте, a целый ряд государственных организмов, постоянно боровшихся между собой за власть и землю.
    В силу больших технических затруднений раскопки в Двуречье начались значительно позднее, чем в Египте. Обследование началось с самой северной, наиболее доступной части Двуречья, с Месопотамии (Древней Ассирии). Раскопки в древней Вавилонии (Шумере и Аккаде), наиболее интересной части страны, начались только в конце XIX в., а по-настоящему были развернуты только за последние 20 лет.

    Архаический период и время I династии Ура

    Древнейший период истории Двуречья в настоящее время принято условно делить на два больших отрезка: время до начала II тысячелетия, т. е. до возвышения так называемой I династии Ура (одного из центров культуры древнего Шумера), и время расцвета и политического преобладания Шумера в долине Двуречья в начале II тысячелетия.
    Общество в начале первого из этих периодов находилось в стадии родовых отношений.
    Следующий этап, время культуры Урука и Джемдет Насра (около 3400 — 3000 гг. до н. э.), в хозяйственном отношении характеризуется постепенным переходом от болотного земледелия к ирригационному. Наблюдается дальнейшее развитие обработки металла, развитие внешних сношений и обмена, появление печати (как знака собственности) и к концу этого периода — развитие письменности. Основным строительным материалом Южного Двуречья во все времена, а особенно в древнейший период, как уже сказано, были тростник и глина. Древнейшее жилище имело в плане форму круга или вытянутого прямоугольника.
    В наиболее высоких местах заболоченной местности население устраивало в зарослях тростника, достигающего здесь высоты 4—5 м, площадку, нагромождая тростник и покрывая его слоем плотно утрамбованной глины. Стебли тростников вокруг образовавшейся площадки сгибали и их верхушки связывали веревками, свитыми из листьев. Круглая в плане хижина получала вид палатки с острой крышей. Такой каркас будущего жилища переплетался тростником, стены замазывались глиной и завешивались циновками. Крайняя непрочность тростниковых жилищ заставила население очень рано перейти к использованию глины. Однако тростниковый каркас и перекрытия в тростниковых постройках применялись и в более позднее время. В раскопках времени III династии Ура были найдены остатки такого сооружения с о стволов тростника (табл. 74, фиг. 5 и 6).
    Раскопки в Тель-Арпачиа. В раскопках Тель-Арпачиа, в 2 милях от развалин древней Ниневии, были найдены остатки целого поселения древнейшего периода. Оно состояло частью из тростниковых хижин, частью из хижин, сложенных из мелкого кирпича-сырца иногда на фундаментах из бута. Характерно наличие большого количества сводчатых хлебных печей, сложенных из кирпича-сырца с подом из битой глины.
    В центре поселения, на самом высоком его мeстe, был найден ряд сооружений; во многих отношениях напоминающих гораздо более поздние микенские и критские подземные гробницы — толосы. Все они, за исключением наиболее древних, имели две части: круглое в плате основное помещение и предшествующее ему прямоугольное, соединенные между собою дверью. Нижняя часть стен обеих частей постройки сложена из речной гальки, связанной глиной, верхняя часть сложена из битой глины. Наибольшая длина всего сооружения составляет 16—19 м, наибольший диаметр круглой части 9—10 м (табл. 74, фиг. 1).
    Не вполне решен вопрос о форме перекрытий, хотя археологами и были найдены в Тель-Арпачиа остатки очень низкого куполообразного перекрытия круглой постройки.
    Посвятительные сосуды в форме круглых жилищ. Древнейший тип жилища — круглого в плане — хорошо известен в настоящее время по целому ряду круглых посвятительных сосудов из стеатита, мягкого темнозеленого камня. Наиболее характерным из них является сосуд (табл. 74, фиг. 6) из раскопок древних Суз в Эламе (около XXX в. до н. э.). Он представляет собой двойную круглую хижину: собственно жилое помещение и примыкающее к нему такое же круглое хранилище. На оттиске печати, найденной также при раскопках древних Суз, сохранилось изображение круглых глинобитных зернохранилищ с куполообразным перекрытием (табл. 74, фиг. 4).
    Изобретение высушенного на солнце кирпича, в раннее время очень мелкого, дало возможность перейти от круглой формы жилища к прямоугольной. Найденные глиняные модели прямоугольных в плане жилищ имеют двускатную крышу (табл. 74, фиг. 2 и 3).
    Характерно различие в планировке жилищ на севере и на юге Двуречья.
    Южный тип жилища. На юге в Шумеро-Аккаде (позднейшей Вавилонии) развивающееся крупное скотоводство и молочное хозяйство требовали охраны жилища и хозяйственных построек. Необходимой частью всякой вавилонской усадьбы был обширный двор, обнесенный прочной оградой; oн служил загоном для скота и местом хранения запасов. Жилище, прямоугольное в плане, располагалось обычно у южной стены ограды, по одной оси со входом, и таким образом своей открытой частью было обращено к свету.
    Этот прием планировки постепенно усложнялся пристройкой разных хозяйственных сооружений с внутренней стороны ограды. Позже в развитой форме вавилонская усадьба представляла собой двор, окруженный постройками. В некоторых случаях вокруг этого двора имелась галлерея, шедшая на уровне второго этажа. Помещения освещались со двора, жилища строили без окон. Очаг, служивший для приготовления пищи, обычно устраивали вне жилого помещения.
    Северный тип жилища. В северной части Двуречья, в позднейшей Ассирии, в силу климатических условий развивался иной прием плакировки жилищ. В суровое время года на севере очаг должен был обогревать жилое помещение. Именно очаг, а не открытый двор, и был центром жилища северного типа и обусловливал его планировку. Одной из характерных черт северного дома является размещение входа; вход находился в одной из длинных стен сбоку, тогда как очаг располагался по оси торцовой стены. Жилище Северного Двуречья обычно не имело центрального внутреннего двора; если двор и существовал, то его располагали перед домом.
    Монументальное строительство. В Южном Двуречье благоприятные условия для развития новых форм строительства привели к изобретению формованного кирпича, а по воде доставлялся тесаный камень, который шел на постройки и для устройства платформ, защищавших постройки от разливов.
    Время расцвета культуры Урукa и Джемдет Насра в строительном деле было отмечено появлением монументальной архитектуры.
    Раскопки в Уруке (Варке). Очень много нового внесли в наши представления об архитектуре второй половины IV тысячелетия раскопки в Уруке (Варке) — городе, вокруг которого, по преданию, соорудил стены герой Гильгамеш. Эти стены имели стратегическое значение в период становления классового общества и все усиливавшейся борьбы классов между собою.
    Первоначально это были простые земляные насыпи, которые укреплялись тростниковыми оградами. Вблизи ворот насыпь делали вертикальной. Во влажном воздухе Двуречья, при сильных ливнях, глинобитная вертикальная стена прочнее наклонной, и поэтому с момента изобретения формованного кирпича перешли к вертикальной кладке стен.
    В качестве каркаса для глинобитных стен применяли пальмовые стволы или связки тростника. В промежутках натягивали циновки, которые, несколько выпячиваясь от давления глины, создавали незначительную криволинейность профиля стены.
    Стена с каркасом из пальмовых стволов представляла собою снаружи чередование полукруглых выступов стволов и небольших впадин между ними. Когда надобность в каркасе из пальмовых стволов отпала, чередование ниш и выступов стены было сохранено как декоративный прием. Также и циновкой продолжали пользоваться как декоративным элементом.
    «Красный храм» в Уруке. При раскопках Урука был открыт самый ранний из известных нам в Двуречье храмов, так называемый «Красный храм». Он, как и все крупные постройки того времени, стоял на искусственной насыпи; кроме того, под него была подведена платформа из тесаного камня (табл. 74, фиг. 7). Характерно применение в этом храме массивных опор, сложенных из сырцовых кирпичей и сплошь покрытых разноцветной мозаикой из глиняных «гвоздей», шляпки которых плотно прилегали друг к другу, подражая узорам циновки. При раскопках Урука было найдено большое количество таких штифтов в форме большого гвоздя с плоской головкой. Стержни «гвоздей», сделанные из отлично обожженной горшечной глины, были прямыми или согнутыми под прямым углом (табл. 74, фиг. 8 и 9).
    Гвозди с прямым стержнем забивались в сырцовую стену. Их плоские головки, украшенные цветными розетками из вкладок черного, белого и красного цвета, создавали на поверхности стены пеструю сетку узора. Гвозди с согнутым стержнем первоначально служили для крепления циновок на глинобитных стенах.
    С изобретением обмазки стен надобность в гвоздях отпала, но они были сохранены уже как декоративный элемент постройки.

  6. Hell Door Ответить

    В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура.В отличие от египтян шумеры не знали каменно­го строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на ис­кусственных платформах — насыпях. С середины III тыс. до н. э. шумеры первыми начинают широко использовать в строитель­стве арки и своды.
    Первыми памятниками архитектуры стали два храма Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец IV тыс. до н. э.) и посвященные главным божествам города — богу Ану и богине Инанне. Оба храма — прямоугольные в плане, с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в “египетском стиле”. Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре (XXVI век до н. э.). Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульпту­рой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах — горельефы лежащих бычков. У входа в храм — две статуи львов из дерева. Все это делало храм праздничным и нарядным.
    В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройкизиккурат, который представлял собой ступенчатую, прямо­угольную в плане, башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик — “жилище Бога”. Зикку­рат в течение тысячелетий играл примерно ту же роль, что и египетская пирамида, но не был за­гробным храмом. Самым известным стал зиккурат (“храм-гора”) в Уре (XXII — XXI века до н. э.), который входил в ком­плекс из двух больших храмов и дворца и имел три платформы: черную, красную и белую. Сохранилась лишь нижняя, черная платформа, но даже в таком виде зиккурат производит гранди­озное впечатление.
    Скульптура в Шумере имела культовый харак­тер: верующий ставил сделанную по его заказу не­большую по размерам статуэтку в храме, которая как бы моли­лась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно, без соблюдения пропорций и без портретного сход­ства с моделью, часто в позе молящегося ( например, женская фигурка (26 см) из Лагаша, которая име­ет в основном общие этнические черты).
    Позже в аккадский период скульптура существенно меняется: она ста­новится более реалистической, приобретает индивидуальные чер­ты ( например, голова из меди Саргона Древнего (XXIII век до н. э.), которая прекрасно передает неповторимые черты характера царя: мужество, волю, суровость).
    Высокого уровня достигла шумерская литература.Помимо упо­мянутого выше “Земледельческого альманаха”, самым значи­тельным литературным памятником стал “Эпос о Гильгамеше”. В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который все видел, все испытывал, все познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.
    К концу III тыс. до н. э. Шумер постепенно приходит в упа­док, и его в конце концов покоряет Вавилония (II тыс. до н.э.– I тыс. до н.э.) .
    Своего наивысшего подъема Древняя Вавилониядостигает при царе Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н. э.). От его времени ос­тались два значительных памятника:
    · Законы Хаммурапи стал самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охваты­вают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право
    · базальтовый столб (2 м), на котором изображен сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом Солнца и правосудия Шамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса.
    Новая Вавилониядостигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре (605 — 562 гг. до н. э.). При нем были сооруже­ны знаменитые “висячие сады Семирамиды”, ставшие одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царем любимой жене, чтобы облегчить ее тоску по горам и садам своей родины.
    Не менее известным памятником является также Вавилонская башня. Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат (90 м), состоявший из нескольких поставленных друг на друга ба­шен, на верхней, из которых находилось святилище Мардука — главного бога вавилонян. Видевший башню Геродот был потрясен ее величием. Она упоминается в Библии. Когда персы завоевали Вавилонию (VI век до н. э.), они разрушили Вави­лон и все находившиеся в нем памятники.
    Особого выделения заслуживают достижения Вавилонии в ас­трономии и математике. Вавилонские звездочеты с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звездного неба. Названия пяти планет и двенадцати созвездий солнечной сис­темы имеют вавилонское происхождение. Звездочеты подарили людям астрологию и составление гороскопов. Еще более впе­чатляющими были успехи математиков. Они заложили основы арифметики и геометрии, разработали “позиционную систему”, где числовое значение знака зависит от его “позиции”, умели возво­дить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, созда­ли геометрические формулы для измерения земельных участков.
    Третья могущественная держава Месопотамии — Ассирия —возникла в III тыс. до н. э., однако наивысшего расцвета дос­тигла во второй половине II тыс. до н. э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему геогра­фическому положению. Она оказалась на перекрестке кара­ванных путей, и торговля сделала ее богатой и великой. Сто­лицами Ассирии последовательно были Ашшур, Калах и Ни­невия. К XIII веку до н. э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего Востока.
    В художественной культуре Ассирии —как и во всем Двуречье — ведущим искусством была архитектура. Наиболее значитель­ными архитектурными памятниками стали дворцовый ком­плекс царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшурбанапала в Ниневии.
    Широкую известность приобрели также ассирийские рельефы, украшавшие дворцовые помещения, сюжетами которых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, воен­ные события. Одним из лучших примеров ассирийских релье­фов считается “Большая львиная охота” из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, где сцена, изображающая раненых, умираю­щих и убитых львов, наполнена глубоким драматизмом, острой динамикой и яркой экспрессией.
    В VII веке до н. э. последний правитель Ассирии Ашшурбанапал создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержащую более 25 тысяч глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всем Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной мере касавшиеся всего Двуречья. Среди них и миф о Гильгамеше”.
    В I тыс. до н.э. ближневосточные народы подвергаются нападению со стороны молодого Персидского государства. В VII до н.э. окончательно сформировался союз племен, под руководством династии Ахеменидов. Военные успехи персов были велики, им покорились все народы Ближнего Востока, Египта. Греции. На территории огромгого государства действовала единая система законов, почта, монета, налоги были строго фиксированными, строились дороги, рос чиновничий аппарат.Разгромить Персидскую державу (Кира, Дариев) удалось Александру Македонскому.
    Иранская цивилизация была относительно молодой: так, иранцы овладели арамейским письмом лишь незадолго до создания своей «мировой» державы. С другой стороны, иранцы широко использовали возможности взаимодействия с неиндоевропейскими культурами, в чьей среде они оказались, синтезируя их достижения. Особого размаха процесс культурного синтеза достиг в рамках мировой державы Ахеменидов. Монументальное строительство дворцовых комплексов в Пасаргадах, Сузах и особенно Персеполе (VI- V вв.) считается наиболее ярким проявлением имперской ахеменидской культуры и демонстрирует новые скульптурные и архитектурные стили, органично сочетающие влияния разных ближневосточных цивилизаций. В ападану (парадный дворец) Дария I в Персеполе вели лестницы, украшенные рельефами с изображениями царя, его придворных, армии и представителей 33 народов империи с характерными особенностями облика и подати каждого из них.
    Зороастризм – это религия, в которой противопоставляются два начала ( добро и зло), борьба между ними залог мирового развития, появляется идея о Едином боге. Появление рлигии связанос именем пророка Заратуштры (VIII- VI вв. до н.э.), именно ему верховный бог подарил Авесту- 21 книга мудрости. Присутствует вера в загробный мир. Особое место в обрядах занимает поклонение неугасимому огню. Также тщательно следили за чистотой земли и воды(священные), а также личной гигиеной и нравственностью.
    Двуречье, как и Египет, стало настоящей колыбелью человече­ской культуры и цивилизации. Шумерская клинопись и вави­лонские астрономия и математика — этого уже достаточно, чтобы говорить об исключительном значении культуры Месо­потамии.

  7. ПОЛНОПРАВНЫЙ Ответить

    Культура Месопотамии возникла примерно в то же время, что и Египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с 4 тыс. до н. э. до середины 6 века до н. э. В отличии от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов, и по этому была многослойной. Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге; ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии, Ассирии.
    Возникновение шумерского этноса до сих пор остаётся загадкой. Известно только, что в 4тыс. до н.э. южную часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной. К началу 3 тыс. до н.э. на юге Месопотамии появляется несколько городов-государств, главными из которых становятся Ур, Урук, Лагаш, Ларса и другие. Они поочерёдно играют ведущую роль в объединении страны.
    История Шумера знала несколько взлётов и падений. Особого выделения заслуживают 24 – 23 века до н.э., когда происходит возвышение семитского города Аккад,находившегося севернее Шумера. При царе Саргоне Древнем Аккаду удалось подчинить своей власти весь Шумер. Аккадский язык вытесняет Шумерский, и становиться главным на всей территории Месопотамии. Большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *