Какой период в развитии художественной культуры называется ведическим?

15 ответов на вопрос “Какой период в развитии художественной культуры называется ведическим?”

  1. Misar Ответить

    По мнению западной науки, этот этап начался в первой половине I тысячелетия до н.э. и продолжался примерно до VII–VI вв. до н.э. По представлениям самих индусов религия Вед зародилась гораздо раньше: 6 тыс. лет назад (или даже 100 тыс. лет назад — как пишет Е.П. Блаватская). Ведический период берет свое название от Вед, являвшихся основным священным текстом и религиозным авторитетом индусов не только ведического периода, но и по сей день. Иногда этот период индийской религии называют ведизмом, он представляет синтез учений арийских племен, пришедших в Индию по официальным данным в середине II тысячелетия до н.э., а по мнению индийских пандитов — примерно в V тысячелетии до н.э. с аватара Рамой.
    Основу писания составляет извечная борьба добра и зла, созидательного и разрушительного начал Природы — девов и асуров.
    Богов называли дева («сияющий», «светлый», это слово родственно нашему слову «день»). Многие из них связаны с принципом солнца и света в разных его проявлениях и воплощают силу порядка и гармонии. Не менее сильные существа, враждующие с богами, назывались асурами, от слова асу (особая магическая жизненная сила). Это древние божества хтонической, темной природы, часто описываемые как змееподобные.
    «Складывается впечатление, — пишет М. Элиаде, — что в ведийских учениях сделано все возможное, чтобы установить своеобразную двойную перспективу; хотя в данной нам непосредственной реальности боги и асуры имеют различную природу и обречены сражаться друг против друга, при этом они — до сотворения мира или до того, как мир принял настоящую форму, — были единосущны друг другу».
    Наибольшее число гимнов посвящено царю богов Индре, богу-громовержцу. Вооруженный громовой палицей ваджрой, он разъезжает по небу на колеснице, влекомой могучими конями, ею правит бог Вайю («Ветер»), а сопровождает его дружина Марутов — божеств бури. Главный подвиг Индры, составляющий основу ведийской мифологии, — борьба с Вритрой и такими же змееподобными демонами. Этот ведийский гимн по сути является мифом о сотворении.
    Экскурсионные туры с погружением в традицию и культуру Индии

    14 – 21 марта (экскурсионный тур)
    Фестиваль красок Холи в Индии (Дели – Джайпур – Агра – Гвалиор – Матхура и Вриндаван – Дели)
    Экскурсионные туры с погружением в традицию и культуру Индии

    30 апреля – 10 мая (экскурсионный тур)
    Духовные дороги Гималаев (Дели – Амритсар – Дхармсала – Манди – Ревалсар – Наггар – Манали – Шимла – Чандигарх – Дели)
    Экскурсионные туры с погружением в традицию и культуру Индии

    В марте – апреле (еженедельные вылеты по субботам)
    Индия. Золотой треугольник (Гарантированные туры – Еженедельно)(+ Каджурахо, Варанаси, Гоа)
    Вритра («Препятствие») предстает в нем в образе огромного змея или дракона, лежащего на горе. Индра, выступая как демиург, ударом молнии высвобождает из брюха дракона воду и солнце — важнейшие стихии и элементы космоса. Он организует пригодный для жизни людей космос, благодаря ему потенциальный и непроявленный мир становится миром реальным: в нем возникают свет и тьма, верх и низ, жизнь и смерть — одним словом дуальность. Другое божество Вaруна предстает в гимнах как вседержитель риты — мирового закона круговращения Вселенной, закона справедливости (своего рода, предтечи Дхармы и Кармы), гармоничной самоорганизации мира, космической морали. Этот закон является основой мира и приводит в движение Вселенную, обеспечивает поддержание порядка в космосе и в человеческой жизни, сопряженность жизни общества и человека с ритмами космоса. К примеру, любой важный момент начинания в жизни ведийских ариев рассматривался как повторение космогонического мифа о творении (мифа об Индре и Вритре).
    В более поздних книгах «Ригведы» приведены другие космогонические гимны, в которых задаются вопросы о начале мира, о «точке опоры», о том, из какого леса и дерева «вытесали небо и землю», что находилось по ту сторону «богов и демонов» и что же было тем первым зародышем, в котором содержалось все живое. В одном из гимнов рассказывается, что весь многообразный мир произошел из Пуруши — первого человека, которого боги принесли в жертву, расчленив его. Из его частей возникли варны. Из уст его возникли брахманы — жрецы, руки его стали кшатриями — воины, правители, из бедер его были созданы вайшьи — земледельцы, из ног его были созданы шудры, которые должны были служить высшим варнам.
    Еще один космогонический миф рассказывает о Дьяусе-питаре (Небо-Отец) и Притхиви (Земля-Мать). До начала творения они были слиты воедино. Бог-творец разъединил их и поместил между ними воздушное пространство, создав три плана мироздания: небо, воздух и землю. Эта обычная космогоническая схема является общей и для других мифологий. В послеведийский период культ Дьяуса практически угас.
    Надо заметить, что в Ведах не всегда возможно точно определить принадлежность богов к одной из трех сфер троичного представления мира.
    В небесной сфере обитают солнечные божества, связанные с разными проявлениями Солнца и солнечного света:
    НЕБО: o Савитар («Побудитель», «Порождающий») — животворящая сила Солнца, солнечная природа в целом
    o Ашвины («Всадники») — защитники людей, те, кто охраняют и оберегают от несчастий
    o Ушас (богиня зари) — отрывает врата свету, прогоняет мрак ночи
    o Сурья (Солнце) — следует на колеснице, запряженной семеркой лошадей подобно Солнцу, совершающему свой путь на небе
    o Пушан — олицетворяет Солнце в его путеводительном аспекте и т.д. • ВОЗДУХ: o Индра (громовержец, воин, предводитель дружины девов)
    o Рибху (божественный мастер)
    o Вайю (бог ветра)
    o Маруты (божества бури)
    o Рудра (разрушитель и целитель, предтеча индуистского Шивы)
    o Варуна (порядок и вселенский закон) — иногда принадлежит к небесной сфере, позднее стал ассоциироваться с океаном • ЗЕМЛЯ: o Агни («Пожиратель жертвы», «Принадлежащий всем людям») — бог жертвенного Огня, охраняющий и исцеляющий. Это второе по значимости божество после Индры (по числу посвященных ему гимнов)
    o Сома (напиток бессмертия) — этот напиток принес людям с небес орел Индры

  2. DESPERADO Ответить


    Это одна из самых оригинальных и величественных культур, существовавших на нашей планете. Она всегда считалась самой духовной культурой Востока. Ее волшебство и загадочность и сегодня открывается далеко не всем, особенно непостижимой она представляется технизированному сознанию западного человека.

    Хараппская культура Древней Индии

    Издавна народы, населяющие территорию Индостана, вели оседлый образ жизни, природа обеспечила им необходимые условия для жизни. С одной стороны Гималайские горы, с другой – море способствовали тому, что Индия долгое время была защищена от иноземных вторжений. В долине реки Инд уже в 4 тыс. до н.э. сложилась яркая и самобытная культура (этот период называют Хараппской культурой по имени районов Хараппы — места, где археологами были открыты особо ценные исторические находки). Они свидетельствовали о том, -что жители долины реки Инд первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Высокого развития достигли гончарное дело и ювелирное искусство. Самой совершенной среди древневосточных городов оказалась система водоснабжения и канализации.
    В Хараппе была известна письменность, которая, к сожалению, до сих пор остается нерасшифрованной загадкой. Вот почему о ранних этапах древнеиндийской культуры приходится судить по письменным источникам, оставшимся от более поздних периодов, связанных с вторжением в Индию племен ариев — скотоводов-кочевников, говоривших на индоевропейских языках.
    Так же как и зарождение, закат древнейшей индийской цивилизации (Хараппской культуры) наступил при невыясненных до сих пор обстоятельствах. Существуют предположения, что исчезновение древнейшей индийской цивилизации явилось следствием природной катастрофы — гигантского землетрясения, последующего разлива и изменения русла реки Инд. Вторжение воинственных племен, самыми активными из которых оказались арии, также рассматривается, в качестве решающего фактора упадка древнейшей индийской цивилизации. Несмотря на все это, Хараппская культура, бесспорно, стала основой дальнейшей культурной и социальной эволюции Древней Индии.

    Ведический период Древней Индии

    Дальнейшее развитие культуры Древней Индии, нашедшее отражение в древнейших письменных источниках, представляет собой период, который называют ведическим. Так он назван в соответствии с основными источниками священного знания — Ведами, написанными на санскрите — обработанном поздневедическом языке.
    В ведический период складываются принципы, надолго определившие развитие духовной культуры Древней Индии. Их исходным пунктом является обожествление миропорядка и представлений о нем. Идея божественного создания общественного строя становится основой взглядов на духовную и светскую власть.
    В ведическом периоде складывается кастовая система, оказавшая глубокое влияние на всю последующую культуру Индии. Начало возникновению каст положило четкое деление на ариев и неариев. В дальнейшем кастовая система приобрела более сложную структуру, сущность которой состояла в том, что каждому человеку с рождения предписывалось занимать строго определенное место, исполнять строго определенные обязанности в целях самосохранения и выживания рода. Человек растворялся в касте, теряя свою индивидуальность. В этом коренилась причина застойных явлений в культуре Древней Индии, что, в конечном итоге, привело к ее упадку. Однако, с другой стороны, кастовость закрепляла разделение труда на умственный и физический и, тем самым, освобождала некоторую часть людей от необходимости заниматься физическим трудом. Такая ситуация способствовала в определенной степени совершенствованию умственного труда, культивировала в обществе творческую деятельность, способствовала созданию высших духовных ценностей.

    Наука в Древней Индии

    Наибольшего подъема индийская культура и наука достигли в IV— 11 вв. до н.э. — VIII в. н.э. Именно в этот период была создана десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже названных в несколько измененном виде арабскими).
    Астрономы довольно точно вычисляли движение небесных тел. 12 месяцев (по 30 дней в каждом) года делились на 6 сезонов. Каждые 5 лет добавлялся 13-й месяц.
    Древнеиндийские астрономы знали о шарообразности земли, предполагали ее вращение вокруг своей оси. Знание химии позволило изготовлять кислоты, краски, лекарства, духи, цемент и т.д.
    Особая роль в духовной культуре Индии принадлежала философии. Она занимала независимое положение, и все другие науки искали в ней вдохновение и поддержку. Этим она отличалась от философии Запада, где ее постоянно принуждали быть чьей-то служанкой — религии, политики, естествознания.
    Важным было и то, что философия решала жизненные проблемы, требовала внутренней активности от самого человека, его внутренних нравственно-психологических изменений.

    Литература Древней Индии

    Ценнейшим источником для изучения общественно-экономических отношений, науки, культуры первой половины I тыс. до н. э. служит эпическая литература, написанная на санскрите. Основные памятники эпической литературы – «Махабхарата» и «Рамаяна», записанные на санскрите в первых веках до н. э., но в своей основе уже существовавшие в IV в. до н. э. Более 2-х тысячелетий эти поэмы чрезвычайно популярны. Их герои Кришна («Махабхарата») и Рама («Рамаяна») обожествлены и считаются воплощением Вишну — одного из важнейших божеств современного индуизма.
    Индийским народом созданы многочисленные сказки, басни, рассказы. На основе народных и культовых образов в Древней Индии сложилась драматургия. Ее родоначальник — танцевальная пантомима, сопровождаемая комментарием; позже заговорили и актеры.

    Религия Древней Индии

    Значительного развития в Древней Индии достигла религиозная литература, состоявшая преимущественно из жизнеописаний Будды и религиозных трактатов. Две основные религии оказали огромное влияние на культуру Индии: индуизм и буддизм.

    Основу индуизма составляют Веды и Упанишады. Веды, как уже упоминалось, представляют собой сборник текстов, отражающих древние религиозно-мифологические верования населения долины Ганга. Упанишады (санскр. «сидение внизу у ног учителя») — тайное философско-религиозное учение, возникшее на базе Вед, расширяющее ведическое учение. В основе вероучения индуизма — учение о перевоплощении души (сансара), происходящее в соответствии с законом воздаяния (кармой) за добродетельное или дурное поведение. Поэтому надо почитать богов, соблюдать кастовые правила, т.е. религия поддерживала идею божественного установления сословно-кастового строя, его незыблемость.
    Буддизм, одна из ранних мировых религий, возник в VI веке до н.э. Появление этого религиозного учения связывают с именем Будды, который не был богом от рождения. Таковым его сделали последователи. Настоящее имя Будды — Гаутама. Популярность буддизма заключалась в учении об освобождении: все живые существа страдают, обладают кармой, вращаются в сансаре, независимо от кастовой или национальной принадлежности, и любой человек может достичь освобождения и стать Буддой при жизни — это зависит от него самого. Главное — избегать ложных желаний и страстей (учение о нирване), освобождение от ложного знания. Нирвана — такое состояние человека, когда его сознание освобождено от хаоса мыслей, погружено в состояние покоя, чтобы установить контроль над собственным сознанием, руководить им, сделать сознательный выбор между положительными и отрицательными мыслями и делами. Таким образом, буддизм основной целью ставит идею самосовершенствования человека. Достижение нирваны невозможно без нравственности. Добродетель и мудрость в ней неотделимы.
    В Индии буддизм распространялся постепенно и в III веке до н.э. стал официальной религией. В средние века он стал одной из мировых религий, но в основном за пределами Индии (Тибете, Китае, Японии и др. странах).

    Художественная культура Древней Индии

    Большое место в художественной культуре Древней Индии занимала музыка. Театр выражал единство пения, музыки, танца.
    Совершенства достигло древнеиндийское изобразительное искусство (ваяние, художественные ремесла, фресковая живопись), а также зодчество. Ему присущи богатство и пластическая выразительность образов, смелость творческой фантазии, мастерство передачи движений и чувств.
    Материальная и духовная культура Индии заняла достойное место в мировой культуре — это и религиозно-философские системы (буддизм и др.), и древнеиндийская литература, которая воздействовала на восточные и европейские страны, и достижения науки — астрономии, математики, химии, медицины.

    Сухгид Гхош. Легенды и предания древней Индии. – М.: Центрполиграф, 2009. – 160 с.
    Закажи эту или любую другую книгу по Культуре Древней Индии, перейдя по ссылке и получи скидку от магазина OZ.BY

  3. Roman Boss Tv Ответить

    Рождение культуры не было единовременным актом. Оно представляло собой долгий процесс возникновения и становления и потому не имеет точной даты. Тем не менее хронологические рамки этого процесса вполне установимы. Если считать, что человек современного вида – homo sapiens возник примерно 40 тыс. лет назад (80 тыс. по новым данным), то первые элементы культуры возникли еше раньше — около 150 тыс. лет назад. В этом смысле культура старше самого человека. Этот срок можно отодвинуть еше дальше, до 400 тыс. лет. когда наши дальние предки начали использовать и добывать огонь. Но поскольку под культурой мы обычно имеем в виду прежде всего духовные явления, постольку более приемлемой представляется цифра в 150 тыс. лет. так как именно к этому времени относится появление первых форм религии, являющейся главным источником духовности. В этот огромный интервал времени — полтораста тысячелетий — и проходил процесс становления и эволюции культуры.

    Периодизация развития культуры

    Тысячелетняя история культуры позволяет условно выделить в ней пять больших периодов. Первый начинается 150 тыс. лег назад и завершается примерно в IV тыс. до н.э. Он приходится на культуру первобытного общества и может быть назван периодом младенчества человека, который во всем делает первые робкие шаги. Он учится и научается говорить, но не умеет еще как следует писать. Человек сооружает первые жилища, сначала приспосабливая для этого пещеры, а затем строя их из дерева и камня. Он также создает первые произведения искусства — рисунки, живопись, скульптуры, которые подкупают своей наивностью и непосредственностью.
    Вся культура данного периода была магической, поскольку покоилась на магии, принимавшей самые различные формы: колдовство, заклинания, заговоры и т.д. Наряду с этим складываются первые религиозные культы и ритуалы, в частности культы мертвых и плодородия, ритуалы, связанные с охотой и захоронением. Первобытному человеку повсюду грезилось чудо, все окружавшие его предметы были окутаны магической аурой. Мир первобытного человека был чудесным и удивительным. В нем даже неодушевленные предметы воспринимались как живые, обладающие магической силой. Благодаря этому между людьми и окружавшими их вешами устанавливались близкие. почти родственные связи.
    Второй период длился с IV тыс. до н.э. до V в. н.э. Его можно назвать детством человечества. Он по праву считается самым плодотворным и богатым этапом человеческой эволюции. С этого периода культура развивается на цивилизационной основе. Она имеет не только магический, но и мифологический характер, поскольку определяющую роль в ней начинает играть мифология, в которой наряду с фантазией и воображением присутствует рациональное начало. На этом этапе культура обладает практически всеми аспектами и измерениями, включая этнолингвистические. Основные культурные очаги представляли Древний Египет, Двуречье, Древняя Индия и Древний Китай, Древняя Греция и Рим, народы Америки. Все культуры отличались яркой самобытностью и внесли огромный вклад в развитие человечества. В этот период возникают и успешно развиваются философия, математика, астрономия, медицина и другие сферы научного знания. Многие области художественного творчества — архитектура, скульптура, барельеф — достигают классических форм, высочайшего совершенства. Особого выделения заслуживает культура Древней Греции. Именно греки, как никто другой, были по духу настоящими детьми, и потому их культуре в наибольшей степени присуще игровое начало. В то же время они были вундеркиндами, что позволило им во многих областях на целые тысячелетия опередить время, а это в свою очередь дало полные основания говорить о «греческом чуде».
    Третий период приходится на V-XVII вв., хотя в некоторых странах он начинается раньше (в III в. — Индия, Китай), а в других (европейских) заканчивается раньше, в XIV-XV вв. Он составляет культуру Средневековья, культуру монотеистических религий — христианства, ислама и буддизма. Его можно назвать отрочеством человека, когда тот как бы замыкается в самом себе, переживает первый кризис самосознания. На этом этапе наряду с уже известными культурными центрами появляются новые — Византия, Западная Европа, Киевская Русь. Ведущие позиции занимают Византия и Китай. Религия в этот период имеет духовное и интеллектуальное господство. Вместе с тем, находясь в рамках религии и Церкви, философия и наука продолжают развиваться, а в конце периода научное и рациональное начало начинает постепенно брать верх над религиозным.
    Четвертый период является относительно небольшим, охватывает XV-XVI вв. и именуется эпохой Возрождения (Ренессанса). Он соответствует юношескому возрасту человека. когда тот ощущает необычайный прилив сил и наполняется безграничной верой в свои возможности, в способность самому творить чудеса, а не ждать их от Бога.
    В строгом смысле эпоха Возрождения характерна главным образом для европейских стран. Ее наличие в истории других стран достаточно проблематично. Она составляет переходный этап от средневековой культуры к культуре Нового времени.
    В культуре этого периода происходят глубокие изменения. В ней активно возрождаются идеалы и ценности греко-римской античности. Хотя позиции религии остаются достаточно прочным, она становится предметом переосмысления и сомнения. Христианство переживает серьезный внутренний кризис, в нем возникает движение Реформации, из которого рождается протестантизм.
    Главным идейным течением становится гуманизм, в котором вера в Бога уступает место вере в человека и его разум. Человек и его земная жизнь провозглашаются высшими ценностями. Невиданный расцвет переживают все виды и жанры искусства, в каждом из которых творят гениальные художники. Эпоха Возрождения отмечена также великими морскими открытиями и выдающимися открытиями в астрономии, анатомии и других науках.
    Последний, пятый период начинается с середины XVII в., вместе с Новым временем. Человека этого периода можно считать вполне взрослым. хотя ему далеко не всегда хватает серьезности, ответственности и мудрости. Данный период охватывает несколько эпох.
    XVII-XVIII вв. в социально-политическом плане именуются эпохой Абсолютизма, в течение которой во всех областях жизни и культуры происходят важные изменения.
    В XVII в. рождается современное естествознание, и наука приобретает невиданную общественную значимость. Она начинает все активнее теснить религию, подрывая ее магические, иррациональные основания. Возникшая тенденция еще более усиливается в XVIII в., веке Просвещения, когда религия становится предметом суровой, непримиримой критики. Ярким свидетельством тому стал знаменитый призыв Вольтера «Раздавите гадину!», направленный против религии и Церкви.
    И здание французскими философами — просветителями многотомной «Энциклопедии» (1751-1780) можно считать переломным моментом, своеобразной демаркационной линией, отделяющей прежнего, традиционного человека с религиозными ценностями от нового. современного человека, главными ценностями для которого выступают разум, наука, интеллект. Благодаря успехам пауки Запад выходит на ведущие позиции в мировой истории, которые уступает ему остающийся традиционным Восток.
    В XIX в. в европейских странах утверждается капитализм, опирающийся на достижения науки и техники, рядом с которыми начинают неуютно чувствовать себя не только религия, но и искусство. Положение последнего отягощалось тем. что буржуазные слои — новые хозяева жизни — в массе своей оказались людьми низкого культурною уровня, неспособными к адекватному восприятию искусства, которое они объявили ненужным и бесполезным. Под воздействием возникшего в XIX в. духа сциентизма участь религии и искусства в конце концов постигла и философию, которая также все больше оттеснялась на периферию культуры, становилась маргинальной, что по-особому проявилось в XX в.
    В XIX в. в мировой истории возникает еще одно важное явление — вестернизация, или экспансия западноевропейской культуры на Восток и другие континенты и регионы, которая в XX в. достигла впечатляющих масштабов.
    Прослеживая основные тенденции в эволюции культуры, можно сделать вывод, что их истоки восходят к неолитической революции, когда человечество осуществляло переход от присваивающей к производящей и преобразующей технологии. С этого момента существование человека шло под знаком прометеевского вызова природе и богам. Он последовательно продвигался от борьбы за выживание к самоутверждению, самопознанию и самореализации.
    В культурном плане содержание эволюции составляли две основные тенденции – интеллектуализация и секуляризация. В эпоху Возрождения задача самоутверждения человека в целом была решена: человек приравнял себя к Богу. Новое время устами Бэкона и Декарта поставило новую цель: с помошыо науки сделать человека «господином и повелителем природы». Эпоха Просвещения разработала конкретный проект достижения этой цели, который предполагал решение двух главных задач: преодоление деспотизма, т.е. власти монархической аристократии, и обскурантизма, т.е. влияния церкви и религии.

    Наука и культура

    В ходе эволюции существенно изменялось соотношение между наукой и искусством. У Леонардо да Винчи наука и искусство еше находятся в равновесии, единстве и даже гармонии. После него это равновесие нарушается в пользу науки, и тенденция к интеллектуализации прогрессивно нарастает. Значение прошлого и традиций уменьшается, тогда как значение настоящего и будущего усиливается. При этом культурное поле дифференцируется и каждая область стремится к независимости и самоуглублению.
    Во всех областях культуры — и особенно в искусстве — роль субъективного начала возрастает. В философии Кант утверждает, что разум диктует природе законы, что предмет познания строится самим познающим. В искусстве Рембрандт одним из первых обнаруживает безмерные глубины внутреннего мира человека, сопоставимые с внешней Вселенной. В романтизме, а затем в модернизме и авангарде примат субъективного начала доходит до высшей точки.
    К середине XX в. научно-техническая и технологическая революции подводят тенденции интеллектуализации и секуляризации к практически полному воплощению, вследствие чего культура ripe- терпевает фундаментальные, качественные изменения. В современном обществе центр культурного и духовного влияния сместился от традиционных институтов — церкви, школы, университета, литературы и искусства — к новым, и прежде всего к телевидению. По мнению французского социолога Р. Дебрс, основным средством культурного влияния во Франции XVII в. была церковная проповедь, в середине XVIII в. — театральная сцена, в конце XIX в. — речь адвоката в суде, в 30-е гг. XX в. — ежедневная газета, в 60-с гг. — иллюстрированный журнал, а сегодня — регулярная телепередача.
    В современную культуру входят три основные составляющие: традиционно-гуманитарная. включающая в себя религию, философию. традиционную мораль, классическое искусство: научно-техническая, или интеллектуальная, включая искусство модернизма и авангарда; массовая. Первая в той или иной мере воспринимается сегодня в качестве устаревшей и занимает весьма скромное место. Вторая, с одной стороны, пользуется огромным престижем, но, с другой стороны, в силу своей исключительной сложности не осваивается подавляющим большинством людей и потому не становится в полном смысле культурой. Отсюда известная проблема ликвидации «второй неграмотности», связанной с освоением компьютера.
    Третья — массовая — имеет безраздельное господство, однако собственно культура нередко выступает в ней в качестве исчезающе малой величины. Именно поэтому современная культура становится все более эфемерной, поверхностной, упрощенной и обедненной. Она все больше лишается нравственного и религиозного беспокойства, философской проблемности и глубины, адекватного самосознания и самооценки, подлинной духовности. И хотя внешне культурная жизнь нашего времени изобилует громкими событиями, внутренне она поражена серьезным недугом, переживает глубокий кризис духовности.
    Бездуховность современной культуры становится все более угрожающей и вызывает растущее беспокойство. Еше Ф. Рабле в свое время заметил, что наука без тесной связи с совестью ведет к руинам души. Сегодня это становится очевидным. Наша современность часто определяется как великое опустение душ. Поэтому в поисках путей возрождения духовности взоры многих обращаются к религии. Французский писатель А. Мальро заявляет: «XXI век будет религиозным или его не будет совсем». Сторонники англо-американского неоконсерватизма видят спасение человечества в возврате к докапиталистическим ценностям, и прежде всего к религии. С ними солидарны участники французского течения «новая культура», которые также возлагают надежды на традиционные идеалы и ценности.
    В 1970-е гг. на Западе возникла так называемая культура постмодернизма, понимаемая ее создателями и сторонниками как культура постиндустриального и информационного общества. Постмодернизм выражает разочарование в идеалах и ценностях Просвещения, ставших основой всей современной культуры. Для него характерно стремление к размыванию границ между наукой, философией и искусством, к отказу от всякого радикализма, от иерархии и противопоставления традиционных ценностей — добра и зла, истины и заблуждения и т.д. Он также представляет собой попытку преодоления оппозиции между массовой и элитарной культурой и искусством, между массовыми вкусами и творческими устремлениями художника.
    Постмодернизм полон противоречий, неопределенностей и эклектики. Уходя от многих крайностей прежней культуры, он приходит к новым. В искусстве постмодернизм, в частности, вместо авангардистского футуризма исповедует пассеизм, отвергает поиск нового и культ эксперимента, предпочитая им произвольное смешение стилей прошлого. Возможно, пройдя через постмодернизм, человечество научится, наконец, устанавливать равновесие между ценностями прошлого, настоящего и будущего.

  4. Gozil Ответить

    Источники ведического периода – обширные и многослойные тексты Вед (II-I тыс. до н. э.) , записанные на языке ариев – ведическом санскрите. Поскольку ведическая литература оформлялась на протяжении почти тысячелетия, то она отразила различные стадии развития мировоззрения древнеиндийского общества – от мифологического до предфилософского и философского. В целом Веды представляли собой священные тексты – шрути, которые были результатом откровения мудрецов – риши и выражали идеологию брахманизма, а затем – индуизма. Ведический комплекс составляют: собственно Веды или самхиты – сборники гимнов в честь богов (Ригведа и Самаведа) , жертвенных формул, изречений, магических заклинаний и заговоров на все случаи жизни (Яджурведа и Атхарваведа); Брахманы – мифологические, ритуальные и другие объяснения к самхитам; непосредственно примыкавшие к Брахманам Араньяки, или “Лесные книги” – поучения для лесных отшельников, ставших “на путь знания”; примыкавшие к Араньякам и Брахманам – Упанишады – тексты эзотерического знания. Составной частью вед были также веданги – совокупность текстов, посвященных различным отраслям предфилософской науки (фонетике, этимологии, метрике, астрономии и т. д.) , являющихся плодом не сверхъестественного откровения (шрути) , а “запоминания” (смрити)

  5. Shalilbine Ответить

    7
    В I в. до н. э. в культовой архитектуре Индии широко распространились пещерные храмы чайтьи. Центральный коридор отделен от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В дальнем конце молитвенного зала возвышается ступа. При царе Ашоке начали высекать пещерные кельи для отшельников, создавая условия для полного уединения и медитации.Постепенно горные убежища превратились в достаточно большие комплексы – ЧАЙТЬИ(храмы) и ВИХАРЫ(монастыри) Чайтья в Карли

    8
    Чайтья в Карли ( интерьер, экстерьер)

    9
    Наружный фасад чайтьи в Карли украшают скульптурные рельефы с мужскими и женскими фигурами. Пары, изображенные на фасаде чайтьи, олицетворяют и два идеала красоты, и два начала в природе мужское и женское.

    10
    Колонны чайтьи в Карли выглядят очень мощными и монументальными. Их основания имеют вид глиняного сосуда для воды, а на капителях колонн разместились группы аллегорических человеческих фигур, сидящих на спинах коленопреклоненных слонов.

    11
    В I – III тыс. до н.э. на северных территориях Индии возникло государство Кушан, основанное пришельцами из Центральной Азии. В кушанскую эпоху центрами развития наук и искусства становятся буддийские монастыри. Главным достижением этого периода можно считать возникновение пластического образа Будды в виде идеально сложенного человека с красивым лицом, находящегося в состоянии вечного покоя. К этому времени пантеон богов обогащается и в кушанском искусстве всё чаще встречаются образа прекрасных и юных дарителей милосердия – бодхисаттв.

    12
    Период правления династии Гуптов ( IV – V вв.) – последний взлёт в развитии культуры Древней Индии, её « золотой век». Искусство того времени обрело свободу в выборе тем и сюжетов, стало поэтичным и выразительным. Самый яркий пример этому – пещерный храм в Аджанте.

    13
    Средневековый период Состоит из доисламского и исламского периодов развития. В эту эпоху буддийская идея отшельничества ушла в прошлое. Государство Гуптов пала под ударами кочевых племён – гуннов. Страна распалась на множество мелких княжеств, правители которых были озабочены сохранением древних духовных традиций. Глобальные представления о мироздании, свойственные буддизму, отошли в прошлое. Возрождается брахманизм, но уже в изменённом виде, где объединились старинные мифологические верования ( почитание священных животных),перерождение душ ( санатра) и представления о законе воздаяния( карма). Обновлённая религия получила название ИНДУИЗМ.

    14
    ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРОЗДАНИИ ВОПЛОТИЛИСЬ В НАЗЕМНЫХ ХРАМОВЫХ КОМПЛЕКСАХ. храм Парашурамешвара в храм Махабодхи в Бхубанешваре, VIII в. Бодхгайе, XIII в.

    15
    ХРАМ КАЙЛАСАНАТХА В ЭЛЛОРЕ ( ЭЛЛУРЕ) Храм Кайласанатха в Эллоре является непревзойденным шедевром и одним из самых впечатляющих архитектурных сооружений. Храм строился на протяжении 150 лет, в его сооружении участвовало 7 тысяч человек. Он занимает площадь в два раза превышающую площадь Парфенона в Афинах, по высоте превосходит его в полтора раза. Храм посвящен богу Шиве.

    16
    В ранних надземных храмовых комплексах ещё чувствуется влияние древнего скального зодчества. Таковы пять храмов Махабалипурама, посвящённые культу Шивы. Но уже в VIIIвек в архитектуре звучат черты другого стиля, символизирующего религиозную концепцию мироздания. Храм Шивы.Махабалипурама Храм Кандарья Махадева

    17
    Храм Кандарья Махадева ( интерьер)

    18
    НОВЫЕ БОГИ ИНДУИЗМА – ШИВА (РАЗРУШИТЕЛЬ), БРАХМА(ТВОРЕЦ МИРА), ВИШНУ-(ОХРАНИТЕЛЬ). Статуя Шивы из храма ГуддималамБог Брахма Брахма из храма Сомнатхпура

    19
    Бог Шива с о. Элефант Бог Вишну

    20
    В XIII веке север Индии был порабощён мусульманами, и на её территории образовалось исламское государство – Делийский султанат. С этого времени памятники культуры создавались в русле иноземных традиций. В результате слияния традиций двух культур возникает индо – исламский стиль, памятником которого является огромный минарет Кутб – Минар ( 73 м), в котором соединилась традиционная для минарета строгая форма с пластикой ребристых полуколонн, по – индийски богатых и нарядных.

    21
    В эпоху Великих Моголов (XVI – XVII века) мусульманское искусство испытало ещё более сильное влияние индийской культуры. Легендарным памятником этой эпохи является мавзолей Тадж – Махал, созданный в память о любимой жене правителя Шаха – Джейхана. В XVIII веке окончилось развитие средневековой художественной культуры Индии. Колонизация страны англичанами открыла новый этап в развитии жизни страны, завершившийся уже в XX веке. Мавзолей Тадж – Махал

    22
    КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА ИНДИИ Главная особенность могольской миниатюры, переживавшей при первых императорах свой расцвет, все нараставшая тенденция к передаче реального облика людей, предметов, природы. Одним из интереснейших достижений стал «могольский портрет». Основная его цель передать сходство, характерные особенности лица, а при возможности и психологическую характеристику персонажа.

    23
    МУЗЫКА ИНДИИ Слово “сангит”, во многих индийских языках означающее “музыка”, буквально переводится как “сведение воедино и выражение всего”. Важнейшее место среди музыкальных инструментов Древней Индии принадлежало ударным и струнным. Табла Вина. Ситар. Саранги

    24
    ТЕАТР ИНДИИ Театральное искусство Индии зародилось в 1-2 вв. до н.э. и его создание приписывают мудрецу по имени Бхарата. Согласно легенде,бог войны Индра попросил создателя Брахму придумать развлечение, которое понравилось бы всем людям.Брахма извлёк из четырёх «Вед» декламацию, пение,игру и эстетику и научил этим искусствам Бхарату, повелев ему со ста его сыновьями беречь и утверждать это искусство на земле. Брахма сформулировал главные задачи театра: поучать и развлекать. Самые дошедшие до нас ранние пьесы написаны на классическом языке Индии- санскрите и позволяют сделать вывод. Что в то время драматургия была развитым жаром театрального искусства. Излюбленные сюжеты пьес – народные предания и легенды, героические подвиги королевских мудрецов и любовь.

    25
    Высшей целью представления было достижение РАСЫ – эстетического наслаждения, возникающего вследствие искусной игры актёра. Восемь основных чувств (комизм,патетика,эротика,гнев,героика,ужас,нена висть.изумление)-должны были воплотить актёры. Характерной особенностью индийского театра является единство музыки. пения и танца. Статуэтка танцующей девушки (Мохенджо Даро-IIIтыс. До н.э.)

    26
    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ : а)ступа в Санчи; б)храм Шивы в Махабалипураме; в)храм в Аджанте; г)храм в Карли; д)храм Кандарья Махадева ; з)храм Махабодхи в Бодхгайе ; е)храм Кайласанатха в Эллоре. 1.Найдите соответствия: 1 7

    27
    2.КАКИХ БОГОВ ОЛИЦЕТВОРЯЮТ ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА РЕПРОДУКЦИЯХ ИЗОБРАЖЕНИЯ?

    28
    3. Продолжите предложения: – Культура Индии представлена следующими периодами……….. – Культура Индии дала миру следующие религии…………… – Культура Индии подарила людям такие эпические и философские произведения ………………………

    29
    4.Ответьте на вопросы: -на какие этапы подразделяется развитие индийской культуры? -почему самый первый период назван ведическим? -какие произведения эпоса были созданы в этот период? В чём их суть? – какие религии были сформированы в ведический период? -расскажите об особенностях этических и философских исканий ведического периода.

    30
    Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, страной чудес. ВЫВОД :

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *