Какой размах имела крестьянская война в германии?

3 ответов на вопрос “Какой размах имела крестьянская война в германии?”

  1. Bladeseeker Ответить

    По уровню развития своей экономики Германия к началу 16 века уступала только лишь Голландии и Англии. С ростом крупных городов сельское хозяйство стало давать людям еще большее количество доходов. Собственники земель увеличивали прошлые крестьянские повинности и назначали новые.
    Крестьянская война в Германии — это восстание народа в центральной части Европы, первым делом, на территории Священной Римской империи на протяжении 1524—1526 годов.
    Как и Движение башмака и Гуситские войны, которые предшествовали этому событию, такое сражение состояло из массовых сильных волнений экономики и религии. При этом движущую силу всего этого составляли крестьяне, горожане, а также дворяне. Какой-то конкретной программы действий у таких выступлений попросту не было.
    Конфликт, который имел место по большей части на юге, западе и по центру современной Германии, также затрагивал соседние государства Австрию и Швейцарию, достиг своего максимуму в весенне-летний период 1525 года, когда в действиях принимало участие приблизительно триста тысяч крестьян-повстанцев. По нынешним оценкам, число погибших в этих военных действиях составляло примерно сто тысяч человек.

    Причины восстания


    Усиление сборов с простых крестьян, расширение разного рода «господских» прав над населением сельской местности, неблагоприятные перемены в общих условиях социальной жизни и быта крестьян, которые имели место в конце 15-ого и начале 16-ого века, брожение разумов, вызванное Реформацией,
    — это и были основные причины Крестьянской войны. Требования самих крестьян ярко выступали в самых разнообразных программах, которые появлялись в то время в огромном числе — особенно в так именуемых «двенадцати статьях» и в знаменитом Гейльброннском проекте.
    «Двенадцать статей», которые увидел свет в 1524 году под названием «Основательные и истинные основные статьи, где полагают себя обиженными все селяне и сельские сотрудники духовных начальств», были таким себе манифестом от крестьян, который объединял требования подавляющего большинства. Требования таковые были вполне умеренны и очень справедливы, они основывались главным образом на священном Писании. Совсем не затрагивая вопросов устройства общества, авторы вопрошали лишь о свободе евангелической проповеди, отмене крепостного права, а также устранения самых тяжелых повинностей феодалов и уничтожения тех привилегий, которые существенно угнетали народные массы.
    Гейльброннский проект составили специальная комиссия, состоящая из депутатов, под сильным воздействием Гиплера и Вейнганда. Основная концепция данного проекта состояла в том, чтобы освободить крестьян из-под дворянской власти, с их вознаграждением лучшими имуществами церкви, а также реформа судов, на основе выборного и общесословного начала. Вместе с данным главными требованиями и все существующее крестьянское движение может быть поделено на три основных местных движения:
    в юго-западной части Германии, откуда и пошла та самая программа «двенадцати статей», предводителем восстания стал Мюллер из Бульгенбаха;
    второй район, где самой знаменитой стала гейльброннская программа, захватывал собой Франконию от городов Ротенбурга и Бенсгейма до местечек Вюрцбурга и Таубера: тут положением дел руководили Метцлер и рыцарь Берлихинген;
    дальше к северной части, до Тюрингии и Саксонии, в восстании крестьян огромную роль играли анабаптистские порывы, а основным зачинщиком был Мюнцер.
    Итак, три основные программы Крестьянской войны:
    Статейное письмо — революционная концепция перехода власти к обыкновенному народу.
    Двенадцать статей — мирные воззрения и планы крестьян, смягчение гнета феодалов.
    Гейльбронская программа — та программа, которая выгодна рыцарству.

    Ход войны


    В летний период 1524 года восстания стартовали для начала на верхнем Рейне; после они в 1525 году стали охватывать уже всю территорию Германии, за исключением ее северной зоны
    .
    При этом способ действий крестьян становился все более настойчивым и решительным по причине встреченного ими сильного сопротивления и усиления анабаптистских движений. В конце концов, стартовал истинный террор, который имел своей целью заставить всех дворян исполнять главные требования восставших людей, а остававшиеся еще в покое села и деревни — примыкать к такому движению.
    Грабеж и насилие отталкивали от крестьян множество из тех, кто вначале сочувствовал движению.
    Полная разрозненность крестьян, которые восстали, очень слабое вооружение, неприученность к дисциплине и настоящей организации, а еще отсутствие опытных и мудрых вождей — все это сильно мешало дороге к победе, особенно после того, как евангелические и католические правители объединились для того, чтобы подавить подобный мятеж.
    Курфюрст саксонский по имени Иоганн Твердый вместе с Гессенским, герцогами-братьями Георгом и Генрихом, графом Мансфельдским и иными смелыми князьями нанес при Франкенгаузене сокрушительное поражение всем крестьянам. Мюнцер тогда взяли в плен и казнили. Та же сама судьба постигла и других предводителей иных банд крестьян в центральной части Германии, которые были разбиты объединенными князьями.
    Истреблением селян при Цаберне и Шейвейлере завершилось и движение крестьян в Эльзасе. В Вюртемберге и на территории Франконии командующий армии фон Вальдбург, объединившись с Пфальцским, после пары сражений целиком смог подавить бушующее восстание. Усмирение крестьянского народа повсюду проводилось с невероятной жестокостью и даже кровожадностью. Немного дольше продержались крестьяне в южной части Швабии, архиепископстве Зальцбургском, а также Тироле: правителям двух вышеуказанных земель пришлось даже немного уступить.

    Действующие лица

    Мюнцер
    Мюнцер
    Гайсмайр
    фон Берлихинген
    Гайер
    Лютер
    Карл V
    Фердинанд I

    Последствия

    Вслед за поражением Крестьянской войны следовали не лишь ужасающий террор со стороны феодализма, множественные пытки и жестокие казни участников такого восстания, но также страшные штрафы и контрибуции, которые повсеместно накладывались на немецкие деревни и поддерживающие тогда крестьян города.
    Несмотря на силу, стойкость, бесстрашие и мужество повстанцев, их убили внезапный, неорганизованный, стихийный характер, общая разрозненность, недостаточная сплоченность их выступлений, а также существенная ограниченность кругозора множества представителей лишь местными интересами, чрезмерная доверчивость людей к опытному и жестокому противнику, их тактика обороны.
    Поражение такого восстания только лишь усилило строгую власть князей и гнет феодалов на территории Германии, хотя во многих районах государства из опасений свежего восстания господа решили немного уступить. Крестьянство на несколько веков лишилось настоящих надежд на становление равенства всех сословий.

    В целом, данная война, само собой, только усугубила положение дел крестьян, так как очень ожесточенное и озлобленное дворянство с особенным усердием стало обкладывать крестьян поборами и повинностями.
    Опустошение целых огромных областей, усилившееся распадение разных частей нации, ослабление каких-либо стремлений к реформации, подавление жизни в политической сфере, общее недоверие народа и его правительства — вот и все печальные последствия такого неудачного.
    Давая в целом оценку характера Крестьянского востания, следует подчеркнуть, что это был потрясающий своими масштабами конфликт в социуме переходного типа с доминирующими чертами средневековья, но в котором, в плане Реформации, имелись и такие компоненты, которые характерны для ранее существовавших буржуазных революций.
    Одновременно с этим война осталась в мировой истории, да и, само собой, в истории всего немецкого народа настоящим символом героизма простых людей в борьбе за свободу.

  2. БоРоДаЧ Ответить

    Новый «Союз Башмака» возник в Брейсгау в 1513 году. Усвоив прошлый урок, Фриц больше не продвигал столь радикальную программу, как в Шпайере. Так, в его речах больше не говорилось о полной отмене налогов, а лишь о сведении их к необходимому минимуму. При этом он уточнял, что взимать их может лишь тот, кто издревле обладал правами на юрисдикцию в этих землях. Такой ход дал положительный результат – союз обрёл ещё больший размах. Однако вновь нашёлся предатель. Фриц вновь избежал ареста, в то время как 13 его приближённых последователей сожгли на костре. В 1517 году его везение закончилось – новая попытка возродить союз обернулась провалом, и Йосс Фриц был казнён.
    Вскоре, через семь лет, восстание всё же произошло, правда, причиной послужили вовсе не пламенные речи. В 1524 году в графстве Штюлинген выдалась малоурожайная осень. Но это мало интересовало графиню Люпфен, которая приказала своим крестьянам оставить жатву и идти собирать улиток и ракушки, так как она задумала сделать себе новое ожерелье. Для крестьян, которые всеми силами старались собрать хоть какой-то урожай, чтобы рассчитаться с землевладельцем и попытаться не умереть зимой с голоду, это стало последней каплей. Крестьяне стали вооружаться.

    Крестьяне и не только

    Многие историки считают некорректным термин «крестьянская война», так как, помимо крестьян, в повстанческих формированиях присутствовали горожане, ремесленники, ландскнехты, швейцарские наёмники, раубриттеры (raubritter – рыцарь-разбойник), а порой даже мелкие помещики и безземельные дворяне.
    Сейчас уже довольно сложно назвать точную численность крестьянских войск. Феодалы, стараясь приукрасить свои победы или обосновать поражения, указывали цифры от 200 000 до 500 000 повстанцев, реальные же цифры, скорее всего, находятся в диапазоне от 150 000 до 200 000. Цифры не учитывают тех, кто принимал лишь эпизодическое участие в восстании, также не стоит думать, что все эти люди воевали в одно время. В крестьянской армии служба велась посменно – каждые две-три недели крестьяне уходили домой заниматься хозяйством, а их место в строю занимали односельчане или повстанцы из соседней деревни. Города же, хотя и поддерживали восставших, но передавать под их командование свой контингент не стремились. Зачастую они просто отдавали крестьянам содержимое своих арсеналов и складов с провиантом. Немногочисленные городские роты, как правило, состояли из ремесленников одной или нескольких гильдий.

  3. Myз0н4ик Ответить

    В кругах умеренных руководителей составлена была тогда сводка крестьянских требований, обобщённая на основе «божественного права» в его умеренной трактовке и подкреплённая с помощью некоторых цвинглианских проповедников ссылками на «священное писание» . Так возникла программа «12 статей». В статьях этой программы и во введении к ней говорится о мирных намерениях крестьян, о том, что они желают только смягчения феодального гнёта. Требуя отмены малой десятины, статья 2 признаёт обоснованность большой десятины, т. е. десятины с зерновых кульур и желает лишь её более справедливого использования — на содержание избранных общиной священников и на нужды общины. В статье 4 признаётся законность повинностей, основанных на существующих феодальных документах. В статьях 6 и 7 выражается просьба об облегчении многочисленных поборов и барщины, но не о полном упразднении этих повинностей. В других статьях выдвигается требование свободной рыбной ловли и охоты в реках и озёрах и свободного пользования другими общинными угодьями. Решительно составлены требования отмены крепостного состояния крестьян (статья 3) и посмертного побора, происхождение которого также связано с крепостным состоянием (статья 11).
    Как мы видим, «12 статей» касались самых злободневных вопросов крестьянской жизни, являвшихся объектом многовековой борьбы. Этим в первую очередь объясняется большое распространение их среди восставших крестьян и превращение в общую для всех слоев крестьянства программу. Однако мирный тон «12 статей» и содержавшиеся в них оговорки не произвели в восставшей массе того эффекта, на который рассчитывали их авторы. Наоборот, широкие слои крестьян сочетали конкретные и популярные требования «12 статей» с революционной тактикой и Статейного письма», которой они по-прежнему придерживались, не считаясь с заключённым руководителями «Христианского объединения» перемирием и не признавая его. Расчёты руководителей Швабского союза и господ на внутренний распад крестьянских лагерей не оправдались. «12 статей» сделались фактически общей программой антифеодальной борьбы. Открытые военные действия стали неизбежными.
    В этой напряжённой обстановке многое зависело от положения в городах, которое внушало феодалам немалую тревогу. Плебейские массы открыто высказывали свои симпатии крестьянам и помогали им. Поступавшие в Швабский союз сведения о настроениях городских низов убеждали его руководителей в том, что городские власти сами не справятся с положением, что дальнейшие успехи революционных крестьян могут привести в движение и средние слои горожан. Руководители опасались за судьбу самого Швабского союза, которому грозил распад в случае отпадения городов.
    Сознавая опасность сложившейся ситуации, руководители Швабского союза решили форсировать события, поскольку они убедились, что время работает на крестьян: в крестьянские лагери прибывают всё новые и новые силы; всё больше усиливается связь крестьян с городскими низами. В начале апреля 1525 г. командир войск Швабского союза Георг Трухзес, нарушив заключённое с умеренными крестьянскими руководителями перемирие, внезапно напал на крестьянский лагерь у Лейпгейма, близ Ульма. Разбив здесь крестьян, Трухзес двинул свои регулярные силы против плохо вооружённых и организационно не связанных между собой главных крестьянских лагерей Верхней Швабии. Преимущества войск Швабского союза в вооружении и военной организации были очевидны. И всё же расчёты Трухзеса покончить с крестьянами одним ударом не оправдались.
    Вероломное нападение Трухзеса на Лейпгеймский лагерь вызвало новую мощную волну революционных выступлений крестьянских масс, которые вышли далеко за пределы Верхней Швабии и Шварцвальда, распространяясь по всей Средней Германии. Отдельные отряды революционных крестьян оказывали Трухзесу ожесточённое сопротивление. В горных районах Трухзес вынужден был прибегать к длительной позиционной войне. У городка Вейнгартен, севернее Боденского озера, Трухзес, зажатый крестьянскими отрядами, почувствовал, по его собственному признанию, опасность военной катастрофы.
    Но Трухзес стремился использовать не одни только военные преимущества своих регулярных войск. Значительное внимание он обратил на то, чтобы деморализовать крестьян переговорами с руководителями отдельных отрядов, противопоставлять одни отряды другим и действовать всюду обманом, шантажом и предательством. В этом Трухзесу помогали те крестьянские руководители из зажиточных слоев, которым, по словам Энгельса, «было что терять». Они прислушивались к увещеваниям Трухзеса и шли на переговоры с ним, внося этим в ряды крестьян разложение и деморализацию. Трухзес смог, кроме того, использовать доверчивость крестьян и их неспособность действовать длительное время большими массами. Решающее значение имела также позиция городов. Не только власти верхнешвабских городов, лицемерно взявшие на себя вначале роль посредников между господами и крестьянами, но и часть городского бюргерства оставила крестьян в самый тяжёлый для них моменТ, а в ряде случаев — прямо помогала Трухзесу. Только плебейские массы городов не участвовали в этом предательстве.
    Разбив в конце апреля 1525 г. основные силы верхнешвабских крестьян, Трухзес направился на север — в сторону Франконии и Тюрингии, где создавались новые очаги движения.
    События Крестьянской войны во Франконии. Гейльброннская программа
    Во Франконии весной 1525 г. также образовались расположившиеся лагерями крупные крестьянские отряды. Сторонники революционной тактики пользовались среди массы восставших большим влиянием и составляли значительную силу в крестьянских отрядах Франконии. Яков Рорбах предводитель крестьян Неккарской долины, представлявший собой яркий пример крестьянского революционера времён Великой крестьянской войны, возглавил решительные действия по подавлению сопротивления фраиконского рыцарства. Злейший враг крестьян вюртембергский фогт граф Людвиг фон Гельфенштейн, первым открывший военные действия против восставшиХ, и 13 его сторонников были осуждены Рорбахом на позорную смертную казнь – прогон сквозь пики. Весть о казни Гельфенштейна быстро распространилась по всей стране и вызвала в господствующем классе настоящую панику. Многие феодалы вынуждены были формально подчиниться крестьянам и оказывать им помощь продовольствием и оружием. По всей Франконии началось разрушение дворянски замков и монастырей в духе революционного «Статейного письма».
    Однако разнородный состав отрядов, ограниченность крестьянского кругозора и тактика руководителей бюргерства привели и во Франконии к тому, что положение изменилось в пользу господ. Городская оппозиция, чрезвычайно активная во Франконии, получила здесь в обстановке Крестьянской войны решающее влияние на политическую жизнь ряда городов. Там, где плебейские элементы сумели проявить в достаточной степени свою силу, устанавливался официальный контакт городов с крестьянами. Во многих городах Франконии активные деятели бюргерской оппозиции вместе с отдельными представителями разбитого рыцарства пытались оживить движение за старые бюргерские проекты имперской реформа и стремились использовать для этой цели революционное движение крестьянства, подчинив его своим интересам. Однако, когда в Гейльбронне плебейские элемента в разгар своей борьбы с правящей верхушкой открыли 17 апреля городские ворота крестьянам, бюргерская оппозиция, присоединившаяся к крестьянам, вступила в то же время в тайный контакт с князьями и дворянами. Если в первые дни Крестьянской войны руководители бюргерства ещё колебались в своей тактике и пытались использовать в своих интересах доверчивое отношение к ним крестьян, то теперь, во второй половине апреля 1525 г., большинство их было уже напугано революционными действиями крестьянско-плебейских масс и встало на сторону их врагов. Бюргерские деятели вносили в действия крестьянских отрядов разброд, который вёл к расколу и поражению.
    Проводником политики подчинения крестьянского движения чуждым ему интересам являлся начальник полевой канцелярии крестьян, дворянин по происхождению и бюргер по своему положению, Вендель Гиплер. Обладая широким политическим кругозором, Гиплер, предвидевший, по выражению Энгельса, будущее буржуазное общество, мечтал о проведении буржуазного преобразования Германии путем союза с крестьянством и полного устранения феодального гнёта, а путём сближения бюргерства с рыцарством и приспособления крестьянского движения к интересам этого бюргерско-рыцарского союза. Захватив в свои руки фактическое руководство так называемым Светлым отрядом, составившимся из объединения оденвальдских, эрингенских крестьян и крестьян долины Неккара, Гиплер задался целью притупить антидворянский характер движения и прекратить нападения на замки и монастыри. Гиплеру удалось добиться приглашения в качестве командующего крестьянскими силами Франконии франконского рыцаря Геца фон Берлихингена, который принял это предложение, поставив условием отказ от разрушения замков и монастырей и от других враждебных дворянству действий. Противники этой тактики Яков Рорбах и присоединившийся к крестьянам разорённый рыцарь Флориан Гейер были не только устранены от руководящей роли в «Светлом отряде», но и фактически поставлены вне его.
    Вендель Гиплер и его сторонники решили также лишить крестьян их собственной антифеодальной программы. Вначале они предприняли попытку «исправить» «12 статей», изменив их редакцию так, что сами требования стали менее определёнными, а их выполнение откладывалось до того времени, когда будет проведена имперская реформа. Убедившись в том, что крестьянские массы отвергают этот новый вариант «12 статей», Гиплер и его сторонники сделали попытку навязать крестьянским руководителям свой бюргерский проект политического переустройства Германии. Наметив созыв в Гейльбронне съезда делегатов крестьянских отрядов, Гиплер подготовил текст этого проекта, который сохранился и известен под названием «Гейльброннская программа». Согласно этому проекту, все власти должны быть подчинены императору и князья превращены в должностных лиц империи. Пятый пункт проекта требовал, чтобы духовенство было полностью лишено светской власти. Предусматривалось общеимперское законодательство и выборной суд на основе сословного представительства, в котором большинство мест принадлежало бы городам. Ряд пунктов требовал единства монеты, мер и веса и отмены всех внутренних таможенных пошлин. Кроме того, выдвигались требования о запрещении крупных торгово-ростовщических компаний, а также об изгнании докторов римского права. Составители программы старались сделать её выгодной и рыцарству, в интересах которого сохранялся сословный строй и производилась конфискация церковных имений. «Гейльброннская программа» допускала возможность выкупа крестьянами феодальных повинностей путём единовременной уплаты в двадцатикратном размере. Феодал при этом ничего не терял, так как, отдав сумму выкупа в рост, он получал бы даже при норме в 5% тот же доход. Этот пункт, сводившийся в конечном счёте к превращению части феодальной земельной собственности в буржуазную, удовлетворял только самую зажиточную верхушку крестьянства.
    Государственная централизация, составляющая главное содержание «Гейльброннской программы», выражена в ней, по словам Энгельса, в ряде «требований, которые гораздо более отвечали интересам городских бюргеров, чем крестьян».( Ф. Энгельс, Крестьянская война в Германии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7, стр. 413. ) В основу своего проекта Гиплер положил один из памфлетов XV в.— «Реформацию Фридриха III», — отражавший политический идеал той части бюргерства, которая ориентировалась на сближение с рыцарством.
    Радикальные элементы бюргерства, призывавшие к революционным действиям и к поддержке крестьян, были в крупных городах немногочисленны.
    Трухзес во главе войск Швабского союза прибыл во Франконию в момент, когда Гиплер и его сторонники готовились созвать съезд крестьянских представителей для обсуждения проекта «Гейльброннской программы». Само собой разумеется, что наличие таких «союзников» и командование Геца фон Берлихингена могли привести крестьян только к поражению. Руководящие слои бюргерства франконских городов открыто встали на путь предательства. Магистраты Вюрцбурга и других городов Франконии открывали ворота войскам Трухзеса, которые убивали всех находившихся там крестьян. Крестьянские силы во Франконии были, таким образом, разгромлены по тем же причинам, что и в Верхней Швабии,— из-за собственной неспособности организоваться для отпора врагу и из-за предательского отношения руководителей бюргерства.
    События Крестьянской войны в Саксонско-Тюрингенском районе
    В это время Мюнцер, находясь в Тюрингии, предпринял героическую попытку объединить все силы восставших народных масс деревень и городов на основе революционной тактики. Революционные события в Тюрингии, которыми непосредственно руководил Томас Мюнцер, Энгельс охарактеризовал как «кульминационный пункт всей Крестьянской войны».( Ф. Энгельс, Крестьянская война в Германии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7, стр. 35S,) Город Мюльхаузен в Тюрингии, в котором Мюнцер находился с февраля 1525 г.— после своего возвращения из Верхней Германии, сделался центром народного восстания в Тюрингии и Саксонии. Восставшие действовали во многих пунктах этих земель, вооружённые отряды занимали города, замки, господские имения и монастыри. Господскую землю и добро крестьяне, по указанию Мюнцера, делили между собой. Крестьяне питали к Мюнцеру большое доверие и советовались с ним по всем вопросам борьбы с феодалами и по своим хозяйственным делам.
    Стремясь сделать Саксонско-Тюрингенский район восстания центром всей Крестьянской войны, Мюнцер старался разъяснить крестьянам смысл происходящих событий, которые он рассматривал как начало борьбы за установление общего равенства людей во всей Германии и за её пределами. Он призывал к единству всех простых людей, обращаясь не только к крестьянам, но и к городской бедноте. Особые обращения Мюнцер направлял горнорабочим Саксонско-Тюрингенского района. Поддерживая крестьян, отстаивавших в борьбе свои повседневные нужды и программу «12 статей», Мюнцер разъяснял им, что требование «божественного права» включает и более широкие цели, что оно означает полное устранение господ, неподчинение существующим властям и утверждение такого порядка, при котором вооружённые отряды восставших будут осуществлять всё, что они признают полезным для общего дела.
    Мюнцеровская пропаганда распространялась не только в этом районе, но и в других землях, охваченных Крестьянской войной, в которых действовали анабаптисты — сторонники Мюнцера. После того как Трухзесу удалось разбить крестьянские силы Верхней Швабии, Мюнцер призывал к объединению мощных крестьянских отрядов Франконии с силами Саксонско-Тюрингенского района и к образованию сильного революционного центра в Средней Германии, способного дать должный отпор направлявшимся сюда войскам Трухзеса. В целях подготовки этого объединения крестьянские силы Тюрингии стали концентрироваться у Франкенхаузена. Туда же прибыл и сам Мюнцер с вооружённым отрядом из Мюльхаузена.
    Хотя эта деятельность крестьянских отрядов, руководствовавшихся указаниями Мюнцера, не имела солидной военной и организационной базы, она всё же свидетельствовала о возможности нового подъёма крестьянского восстания, значительно более мощного и интенсивного и более тесно связанного с движением городски низов. Князья Средней Германии, прежде всего саксонские герцоги и ландграф Филипп Гессенский, являвшиеся сторонниками и покровителями Лютера, усмотрел в действиях революционных отрядов Саксонско-Тюрингенского района грозную опасность, спешно собрали свои силы и выступили в поход с целью подавить новый очаг Крестьянской войны и захватить Мюнцера, которого они считали наиболее опасным вдохновителем восставшего народа.
    В середине мая 1525 г. около Франкенхаузена в Тюрингии разыгрался неравный бой между княжеской конницей, вооруженной артиллерией, и сконцентрировавшимися здесь крестьянскими отрядами, фактически безоружными. Это был по существу самый героический и вместе с тем самый безнадежный акт Великой крестьянской войны. Мюнцер старался поднять боевой дух крестьян и призывал их не бояться превосходящих сил врагов. Окруженный вооруженным до зубов княжеским войском, Мюнцер в страстных речах перед крестьянами Франкенхаузена рисовал величественную картину «царства божия на земле», под которым он понимал общество без князей господ и эксплуататоров, и призывал к решительной борьбе за его установление.
    Исход неравной борьбы был предрешен. Крестьяне были разбиты под Франкенхаузеном. Мюнцер попал в руки князей, которые казнили ею после мучительных пыток. Так погиб Томас Мюнцер, которого Энгельс характеризовал как самую величественную фигуру Крестьянской войны. Идеи Мюнцера, обладавшего широким революционным кругозором, делавшим его способным на предвосхищение далекого будущего, могли быть тогда поняты лишь немногими из его ближайших сторонников. Однако широкое толкование, которое Мюнцер давал происходившим событиям, отвечало настроениям народных масс сёл и городов и имело своей целью объединение всех сил, стремящихся к свержению феодального строя. Как указывал Энгельс, Мюнцер вынужден был «представлять не свою партию, не свой класс, а тот класс, для господства которого движение уже достаточно созрело в данный момент».( Ф. Энгельс, Крестьянская война в Германии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч , т. 7, стр 423. ) Его борьба даже в случае успеха могла содействовать только расчищению почвы для буржуазного развития. В этом заключалась трагедия крестьянско плебейского революционера Мюнцера, но это же обстоятельство показывает и прогрессивный для того времени характер его борьбы.
    Подавление Великой крестьянской воины
    Разгром франкенхаузенского лагеря и гибель Томаса Мюнцера были концом Крестьянской войны. Боевые действия крестьян после этою продолжались лишь в отдельных районах После того как были разбиты последние сопротивлявшиеся группы крестьян в горных районах Австрии, всюду начались преследования и массовые казни участников восстания. Число погибших крестьян превысило 100 тыс. Крестьянство было разорено огромными контрибуциями.
    Кровавое подавление восстания, массовое разорение крестьянских хозяйств подорвали боевой дух немецкого крестьянства и силу его сопротивления. Начавшееся еще до Крестьянской войны усиление феодального нажима на крестьян могло теперь развиваться беспрепятственно. Крепостное состояние крестьян сделалось в Германии преобладающим. Из районов, где происходила Крестьянская война, оно постепенно стало распространяться на восток от Эльбы, где немецкие крестьяне, до этого свободные, фактически и юридически превращались в крепостных, обязанных тяжелой барщиной. Этот возобновившийся в Германии крепостнический гнет Энгельс назвал крепостным правом «во втором издании».
    Причину поражения великого восстания немецкого крестьянства в XVI в. Энгельс видел в разрозненности крестьянских выступлений и неумении всех слоев оппозиция возвыситься над местными и провинциальными интересами, в том, что даже крестьяне и плебеи в большинстве районов Германии не смогли объединиться для совместных действий. Останавливаясь на этом указании Энгельса, В. И. Ленин подчеркивает, что речь идёт о таких особенностях классовой природы крестьянства, которые лишают его возможности одержать победу в самостоятельных выступлениях. В. И. Ленин пишет, что «организованность, политическую сознательность выступлений, их централизацию (необходимую для победы), все это в состоянии дать распыленным миллионам сельских мелких хозяев только руководство ими либо со стороны буржуазии, либо со стороны пролетариата».( В. И. Ленин, О конституционных иллюзиях, В. И. Ленин, Соч., т. 25, стр. 181.)
    О руководстве со стороны пролетариата не могло быть, конечно, речи в XVI в. Что же касается бюргерства, то, несмотря на объективную заинтересованность его передовых элементов, вступивших на путь буржуазного развития, в победе над феодализмом, оно в целом оказалось неспособным возвыситься над местной ограниченностью и освободиться от опутывавших его связей с миром феодальных отношений для того, чтобы выступить руководителем всех антифеодальных сил. Местная ограниченность немецкого бюргерства обусловлена была его экономической и политической незрелостью.
    Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы.
    Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт, И. Лурье, М. Полтавский.
    1956—1565.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *