Какой изображена русь крестьянская в поэме мертвые души?

6 ответов на вопрос “Какой изображена русь крестьянская в поэме мертвые души?”

  1. >Funny Simpli Girl> Ответить

    Размещено на http://www.allbest.ru/
    1. Крестьянская Русь в поэме “Мертвые души”
    гоголь крестьянский копейкин поэма
    В произведении «Мертвые души» крестьянская жизнь непрерывно связанна с его названием. Для Гоголя понятие души, это, прежде всего, нравственное содержание поэмы. Поэтому у него души дворян и являются мертвыми.
    Глядя на народ, можно многое сказать об их традициях, порядках.… Но крестьяне представлены у Гоголя чаще всего в ироничном аспекте. Это, конечно, слуги Чичикова – Селифан и Петрушка. Гоголь с насмешкой описывает их пристрастия. Петрушка любит читать. Но ему больше нравится сам процесс чтения, а не его содержание. Селифан любит размышлять и беседовать, но единственные его слушатели – лошади. Он всегда находится в пьяном состоянии и совершает при этом самые неожиданные поступки. Крестьяне Манилова любят выпить. Они очень ленивы, готовы обмануть своего помещика. Появляется грусть, когда понимаешь, какая уродливая сторона простого народа на Руси.
    И всё же надежды на будущее России автор связывает именно с народом. Поэтому в финале «Мертвых душ» появляется образ заправского мужика, который собрал птицу-тройку. Это под силу только русскому человеку, которому свойственна деловитость, необыкновенное трудолюбие, умение творить. Русского человека отличает особый склад ума, порыв к свободе. Неслучайно Собакевич говорит о своих крестьянах как о «ядрёных орехах», требует за них более высокую цену, долго хвалится ими перед Чичиковым: «Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души, а у меня крестьяне, что ядрёный орех, все как на подбор».
    Чем же эти крестьяне оставили о себе память? Каретник Михеев был искусным мастером. Его рессорные брички – настоящие произведения искусства. Слава о каретнике распространилась по многим губерниям. К сапожнику Максиму Телятникову неприменима поговорка “пьян, как сапожник”. Его сапоги – настоящее чудо. Кирпичник Милушкин – необыкновенный мастер. Он мог сложить печь в каком угодно месте. Степан Пробка отличался богатырской силой. Он мог служить в гвардии. Сорокопёхин приносил своему барину очень большие оброки. Поэтому совсем не случайно Чичиков, читая реестр Собакевича, задумывается о судьбе многих крестьян.
    Особый смысл в поэме приобретает повесть о капитане Копейкине. Имя этого героя стало нарицательным в русской литературе. В истории его жизни отразились судьбы многих людей того времени. Гоголь показывает трагическую судьбу «маленького человека». Историю о капитане Копейкине рассказывает почтмейстер. Капитан Копейкин честно отдал долг своей родине, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Там у него отняли руку и ногу, и он остался инвалидом. Но в семье не было средств на его содержание. Чиновники также забыли о защитнике Родины, и капитан остался без средств к существованию. Он был вынужден обратиться за помощью к влиятельному генералу, для этого приехал в Петербург. Капитан много раз обивал пороги приёмной генерала, прося «монаршей милости». Но генерал постоянно откладывал своё решение. Терпению Копейкина пришёл конец, и он потребовал у генерала окончательной резолюции. В результате капитана Копейкина выгнали из приёмной.
    В скором времени по Петербургу прошли слухи о том, что в рязанских лесах объявилась шайка разбойников. Их атаманом оказался капитан Копейкин. Цензура пыталась заставить Гоголя убрать из поэмы эту вставную повесть. Но автор не сделал этого. Повесть о капитане Копейкине играет важную роль в раскрытии темы народа. В скрытой форме здесь звучит протест против бессердечия чиновников, равнодушия власти, бесправия простого человека. Гоголь предупреждает, что народное терпение небезгранично. Ему рано или поздно наступит предел.
    Мёртвые крестьяне, которые своими заслугами подняли Россию, по мысли Гоголя, обладают душами. Именно, благодаря им, Гоголь сказал: «…косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства!» Только от народа зависит будущее России, её процветание. Именно старания народа определяют судьбу страны.
    Размещено на Allbest.ru

  2. Юлька Ответить

    Часть персонажей, представляющих крестьянскую Русь, описана Н.В.Гоголем иронично. Самые яркие образы – слуги Чичикова.
    Петрушка. Бедный парень любит читать, но он не вникает в суть книги или газеты. Петрушка наслаждается самим процессом.
    Селифан. Слуга беседует с лошадями, размышляет, спрашивает их. Мужчина практически всегда пьян, такие его беседы вызывают у читателя улыбку.
    Как и слуги Чичикова, крестьяне Манилова ленивы, они любят выпить, стремятся обмануть помещика: отпрашиваются на заработки, а уходят по кабакам пить. С улыбкой читатель вслушивается в разговор двух мужиков, рассуждающих о колесе на бричке въезжающего в город гостя. Бестолковые помощники дядя Миняй и дядя Митяй не помогают разъехаться каретам, а только мешают кучерам экипажей. Девчонка Пелагея не знает, что такое право и где левая сторона, но может показать нужное направление.
    С одной стороны, народ глуп, порочен, бестолков и ленив. Он любит выпить и погулять, крепко ругнуться и подраться. С другой стороны, это все внешние характеристики. На самом деле, крестьяне трудолюбивы, смекалисты и талантливы. Они создают такие шедевры, которые не под силу грамотным помещикам и практичным чиновникам. Богатырская сила русского мужика отличает его от других народов. Иронии автора есть объяснение. Люди порабощены и задавлены. Крепостнический гнет не дает им раскрыться. Неограниченная власть «ограниченных людей» убивает живую душу русских самородков.

    «Ядреный орех» и талант

    Собакевич, торгуясь с Чичиковым во время продажи «мертвых душ», называет своих крестьян «ядреным орехом». Про каждого он может сказать доброе слово:
    Михеев делал кареты, слава о которых плыла по соседним губерниям.
    Максим Телятников шил сапоги, сравнимые с произведениями искусства.
    Милушкин создавал отличные печи в любом месте.
    Степан Пробка имел богатырскую силу.
    Мужики Собакевича старались работать, отдавать барину оброк и содержать свои семьи. Они кормили и одевали всю Русь, сами оставаясь полураздетыми и голодными. Их судьбы вызвали в голове бездушного Чичикова множество мыслей. Автор надеется, что с такими мужиками Русь не погибнет.
    Удивительна русская речь. Безграмотный мужик способен подобрать меткое слово, передающее точно характер или свойства предмета. Великий классик восхищается: «сам самородок, живой и бойкий русский ум». Мужику можно дать в руки топор, и он соорудит такую избу, что ей позавидует любой заморский архитектор. Крестьян не пугает климат, он сам соорудит себе рукавицы и выживет даже на Камчатке. Листок, испещренный именами умерших крестьян, не воспринимается как список мертвых душ. Они настолько живые, насколько мертвы души тех, кто пытается их продать за большую цену, не зная, во что вложит полученные деньги. Монеты будут лежать по мешочкам или растрачены на ерунду.

    Свободолюбие мужика

    Страницы и главы, в которых крестьяне бунтуют, имеют особое значение в поэме. Таких эпизодов несколько. Самая яркая часть – «Повесть о капитане Копейкине». Имя героя стало нарицательным для бунтовщиков. В судьбе героя прослеживается трагедия многих крестьянских поколений. Капитан отдал Родине воинский долг, в боях потерял руку и ногу. Вернувшись, солдаты оставались без средств к существованию. Все просьбы о помощи остаются без ответа. Мужики обивают приемные чиновников, ждут милости, но никто не торопится им помочь. Многие гибнут или становятся нищими, просящими милостыню у тех, кого защищали. Вместо благодарности за ратные подвиги солдат выгоняют и унижают. Капитан Копейкин, по слухам, становится предводителем шайки разбойников. Он мстит за своих друзей, протестует против бездушия властей, казнокрадства и обмана чиновников.

  3. Ричи Ответить

    Одной из основных тем поэмы «Мертвые души» является тема России, народа. Важно, что она неразрывно связана с названием произведения. Чем больше мёртвых душ скупает Чичиков, тем весомее оказывается его покупка. Эти души оживают, становятся реальностью, начинают жить своей жизнью вопреки воле хозяина. При этом важно понять, что вкладывает Гоголь в понятие души. Для него это, прежде всего, нравственное содержание. Именно поэтому души дворян у Гоголя мертвы.
    Хранитель лучших национальных традиций в поэме Гоголя – народ. Но автор не идеализирует его. Писатель показывает сильные и слабые стороны русского народа. Более того, крестьяне представлены у Гоголя чаще всего в ироническом аспекте. Это, конечно же, слуги Чичикова – Селифан и Петрушка. Гоголь с насмешкой описывает их пристрастия. Петрушка любит читать. Но ему больше нравится сам процесс чтения, а не его содержание. Он просто смотрит на буквы.
    Селифан любит размышлять и беседовать, но единственные его слушатели – лошади. Он всегда находится в пьяном состоянии и совершает при этом самые неожиданные поступки. Девка Коробочки, Палашка, так невежественна, что не может отличить, где право, а где лево. Бестолковые дядя Меняй и дядя Митяй никак не могут договориться и развести запутавшихся лошадей. Крестьяне Манилова любят выпить. Они очень ленивы, готовы обмануть своего помещика. Гоголь с горечью пишет об этих уродливых сторонах жизни простого народа.
    И всё же надежды на будущее России автор связывает именно с народом. Поэтому в финале «Мертвых душ» появляется образ заправского мужика, который собрал птицу-тройку. Это под силу только русскому человеку, которому свойственна деловитость, необыкновенное трудолюбие, умение творить. Русского человека отличает особый склад ума, порыв к свободе. Неслучайно Собакевич говорит о своих крестьянах как о «ядрёных орехах», требует за них более высокую цену, долго хвалится ими перед Чичиковым: «Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души, а у меня крестьяне, что ядрёный орех, все как на подбор».
    Чем же эти крестьяне оставили о себе память? Каретник Михеев был искусным мастером. Его рессорные брички – настоящие произведения искусства. Слава о каретнике распространилась по многим губерниям. К сапожнику Максиму Телятникову неприменима поговорка “пьян, как сапожник”. Его сапоги – настоящее чудо. Кирпичник Милушкин – необыкновенный мастер. Он мог сложить печь в каком угодно месте. Степан Пробка отличался богатырской силой. Он мог служить в гвардии. Сорокопёхин приносил своему барину очень большие оброки. Поэтому совсем не случайно Чичиков, читая реестр Собакевича, задумывается о судьбе многих крестьян.
    Реестры помещиков показывают их отношение к своим крестьянам. Записки скупого Плюшкина очень краткие. Он написал лишь начальные буквы имён и фамилий. Коробочка каждому своему крестьянину дала прозвище. Собакевич же даже представил краткую биографию своих крестьян: «Реестр Собакевича поражал необыкновенной полнотою и обстоятельностию; ни одно из похвальных качеств мужика не было упущено». Особо Чичиков заинтересовался судьбой Абакума Фырова. Этот крестьянин сбежал от своего помещика на Волгу в поисках счастья. Скорее всего, его ждёт лямка бурлака. Возможная судьба этого беглого наводит Чичикова на размышления о судьбе народа. С помощью образа Фырова Гоголь показывает, что русскому человеку свойственно глубокое чувство свободы.
    Особый смысл в поэме приобретает повесть о капитане Копейкине. Имя этого героя стало нарицательным в русской литературе. В истории его жизни отразились судьбы многих людей того времени. Гоголь показывает трагическую судьбу «маленького человека». Историю о капитане Копейкине рассказывает почтмейстер. Капитан Копейкин честно отдал долг своей родине, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Там у него отняли руку и ногу, и он остался инвалидом. Но в семье не было средств на его содержание. Чиновники также забыли о защитнике Родины, и капитан остался без средств к существованию. Он был вынужден обратиться за помощью к влиятельному генералу, для этого приехал в Петербург. Капитан много раз обивал пороги приёмной генерала, прося «монаршей милости». Но генерал постоянно откладывал своё решение. Терпению Копейкина пришёл конец и он потребовал у генерала окончательной резолюции. В результате капитана Копейкина выгнали из приёмной.
    В скором времени по Петербургу прошли слухи о том, что в рязанских лесах объявилась шайка разбойников. Их атаманом оказался капитан Копейкин. Цензура пыталась заставить Гоголя убрать из поэмы эту вставную повесть. Но автор не сделал этого. Повесть о капитане Копейкине играет важную роль в раскрытии темы народа. В скрытой форме здесь звучит протест против бессердечия чиновников, равнодушия власти, бесправия простого человека. Гоголь предупреждает, что народное терпение небезгранично. Ему рано или поздно наступит предел.
    Эту тему автор развивает, изображая крестьян Плюшкина. Не выдержав издевательств, они толпами бегут от своего помещика. Это Еремей Корякин, Попов, Никита Волокита и многие другие. Только судьбы их трагичны: одни терпят нужду, другие умирают в канавах, кабаках. Большинство крестьян не знает цену своим способностям. Но сам Гоголь отвергает путь капитана Копейкина и многих других крестьян – путь грабежа, насилия. Он ратует за проведение реформ.
    Мёртвые крестьяне оставили о себе память своими делами. По мысли Гоголя, именно они обладают душами. Им свойственно нравственное начало. Только от народа зависит будущее России, её процветание. Именно старания народа определяют судьбу страны.

  4. Nightbringer Ответить

    В произведении «Мертвые души» крестьянская жизнь непрерывно связанна с его названием. Для Гоголя понятие души, это, прежде всего, нравственное содержание поэмы. Поэтому у него души дворян и являются мертвыми.
    Глядя на народ, можно многое сказать об их традициях, порядках.… Но крестьяне представлены у Гоголя чаще всего в ироничном аспекте. Это, конечно, слуги Чичикова – Селифан и Петрушка. Гоголь с насмешкой описывает их пристрастия. Петрушка любит читать. Но ему больше нравится сам процесс чтения, а не его содержание. Селифан любит размышлять и беседовать, но единственные его слушатели – лошади. Он всегда находится в пьяном состоянии и совершает при этом самые неожиданные поступки. Крестьяне Манилова любят выпить. Они очень ленивы, готовы обмануть своего помещика. Появляется грусть, когда понимаешь, какая уродливая сторона простого народа на Руси.
    И всё же надежды на будущее России автор связывает именно с народом. Поэтому в финале «Мертвых душ» появляется образ заправского мужика, который собрал птицу-тройку. Это под силу только русскому человеку, которому свойственна деловитость, необыкновенное трудолюбие, умение творить. Русского человека отличает особый склад ума, порыв к свободе. Неслучайно Собакевич говорит о своих крестьянах как о «ядрёных орехах», требует за них более высокую цену, долго хвалится ими перед Чичиковым: «Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души, а у меня крестьяне, что ядрёный орех, все как на подбор».
    Чем же эти крестьяне оставили о себе память? Каретник Михеев был искусным мастером. Его рессорные брички – настоящие произведения искусства. Слава о каретнике распространилась по многим губерниям. К сапожнику Максиму Телятникову неприменима поговорка “пьян, как сапожник”. Его сапоги – настоящее чудо. Кирпичник Милушкин – необыкновенный мастер. Он мог сложить печь в каком угодно месте. Степан Пробка отличался богатырской силой. Он мог служить в гвардии. Сорокопёхин приносил своему барину очень большие оброки. Поэтому совсем не случайно Чичиков, читая реестр Собакевича, задумывается о судьбе многих крестьян.
    Особый смысл в поэме приобретает повесть о капитане Копейкине. Имя этого героя стало нарицательным в русской литературе. В истории его жизни отразились судьбы многих людей того времени. Гоголь показывает трагическую судьбу «маленького человека». Историю о капитане Копейкине рассказывает почтмейстер. Капитан Копейкин честно отдал долг своей родине, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Там у него отняли руку и ногу, и он остался инвалидом. Но в семье не было средств на его содержание. Чиновники также забыли о защитнике Родины, и капитан остался без средств к существованию. Он был вынужден обратиться за помощью к влиятельному генералу, для этого приехал в Петербург. Капитан много раз обивал пороги приёмной генерала, прося «монаршей милости». Но генерал постоянно откладывал своё решение. Терпению Копейкина пришёл конец, и он потребовал у генерала окончательной резолюции. В результате капитана Копейкина выгнали из приёмной.

  5. Munitus Ответить

    Одной из основных тем поэмы «Мертвые души» является тема России, народа. Важно, что она неразрывно связана с названием произведения. Чем больше мёртвых душ скупает Чичиков, тем весомее оказывается его покупка. Эти души оживают, становятся реальностью, начинают жить своей жизнью вопреки воле хозяина. При этом важно понять, что вкладывает Гоголь в понятие души. Для него это, прежде всего, нравственное содержание. Именно поэтому души дворян у Гоголя мертвы.
    Хранитель лучших национальных традиций в поэме Гоголя — народ. Но автор не идеализирует его. Писатель показывает сильные и слабые стороны русского народа. Более того, крестьяне представлены у Гоголя чаще всего в ироническом аспекте. Это, конечно же, слуги Чичикова — Селифан и Петрушка. Гоголь с насмешкой описывает их пристрастия. Петрушка любит читать. Но ему больше нравится сам процесс чтения, а не его содержание. Он просто смотрит на буквы.
    Селифан любит размышлять и беседовать, но единственные его слушатели — лошади. Он всегда находится в пьяном состоянии и совершает при этом самые неожиданные поступки. Девка Коробочки, Палашка, так невежественна, что не может отличить, где право, а где лево. Бестолковые дядя Меняй и дядя Митяй никак не могут договориться и развести запутавшихся лошадей. Крестьяне Манилова любят выпить. Они очень ленивы, готовы обмануть своего помещика. Гоголь с горечью пишет об этих уродливых сторонах жизни простого народа.
    И всё же надежды на будущее России автор связывает именно с народом. Поэтому в финале «Мертвых душ» появляется образ заправского мужика, который собрал птицу-тройку. Это под силу только русскому человеку, которому свойственна деловитость, необыкновенное трудолюбие, умение творить. Русского человека отличает особый склад ума, порыв к свободе. Неслучайно Собакевич говорит о своих крестьянах как о «ядрёных орехах», требует за них более высокую цену, долго хвалится ими перед Чичиковым: «Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души, а у меня крестьяне, что ядрёный орех, все как на подбор».
    Чем же эти крестьяне оставили о себе память? Каретник Михеев был искусным мастером. Его рессорные брички — настоящие произведения искусства. Слава о каретнике распространилась по многим губерниям. К сапожнику Максиму Телятникову неприменима поговорка «пьян, как сапожник». Его сапоги — настоящее чудо. Кирпичник Милушкин — необыкновенный мастер. Он мог сложить печь в каком угодно месте. Степан Пробка отличался богатырской силой. Он мог служить в гвардии. Сорокопёхин приносил своему барину очень большие оброки. Поэтому совсем не случайно Чичиков, читая реестр Собакевича, задумывается о судьбе многих крестьян.
    Реестры помещиков показывают их отношение к своим крестьянам. Записки скупого Плюшкина очень краткие. Он написал лишь начальные буквы имён и фамилий. Коробочка каждому своему крестьянину дала прозвище. Собакевич же даже представил краткую биографию своих крестьян: «Реестр Собакевича поражал необыкновенной полнотою и обстоятельностию; ни одно из похвальных качеств мужика не было упущено». Особо Чичиков заинтересовался судьбой Абакума Фырова. Этот крестьянин сбежал от своего помещика на Волгу в поисках счастья. Скорее всего, его ждёт лямка бурлака. Возможная судьба этого беглого наводит Чичикова на размышления о судьбе народа. С помощью образа Фырова Гоголь показывает, что русскому человеку свойственно глубокое чувство свободы.
    Особый смысл в поэме приобретает повесть о капитане Копейкине. Имя этого героя стало нарицательным в русской литературе. В истории его жизни отразились судьбы многих людей того времени. Гоголь показывает трагическую судьбу «маленького человека». Историю о капитане Копейкине рассказывает почтмейстер. Капитан Копейкин честно отдал долг своей родине, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Там у него отняли руку и ногу, и он остался инвалидом. Но в семье не было средств на его содержание. Чиновники также забыли о защитнике Родины, и капитан остался без средств к существованию. Он был вынужден обратиться за помощью к влиятельному генералу, для этого приехал в Петербург. Капитан много раз обивал пороги приёмной генерала, прося «монаршей милости». Но генерал постоянно откладывал своё решение. Терпению Копейкина пришёл конец и он потребовал у генерала окончательной резолюции. В результате капитана Копейкина выгнали из приёмной.
    В скором времени по Петербургу прошли слухи о том, что в рязанских лесах объявилась шайка разбойников. Их атаманом оказался капитан Копейкин. Цензура пыталась заставить Гоголя убрать из поэмы эту вставную повесть. Но автор не сделал этого. Повесть о капитане Копейкине играет важную роль в раскрытии темы народа. В скрытой форме здесь звучит протест против бессердечия чиновников, равнодушия власти, бесправия простого человека. Гоголь предупреждает, что народное терпение небезгранично. Ему рано или поздно наступит предел.
    Эту тему автор развивает, изображая крестьян Плюшкина. Не выдержав издевательств, они толпами бегут от своего помещика. Это Еремей Корякин, Попов, Никита Волокита и многие другие. Только судьбы их трагичны: одни терпят нужду, другие умирают в канавах, кабаках. Большинство крестьян не знает цену своим способностям. Но сам Гоголь отвергает путь капитана Копейкина и многих других крестьян — путь грабежа, насилия. Он ратует за проведение реформ.
    Мёртвые крестьяне оставили о себе память своими делами. По мысли Гоголя, именно они обладают душами. Им свойственно нравственное начало. Только от народа зависит будущее России, её процветание. Именно старания народа определяют судьбу страны.

  6. тётя ВКонтакте Ответить

    Одной из основных тем поэмы «Мертвые души» является тема России, народа. Важно, что она неразрывно связана с названием произведения. Чем больше мёртвых душ скупает Чичиков, тем весомее оказывается его покупка. Эти души оживают, становятся реальностью, начинают жить своей жизнью вопреки воле хозяина. При этом важно понять, что вкладывает Гоголь в понятие души. Для него это, прежде всего, нравственное содержание. Именно поэтому души дворян у Гоголя мертвы.
    Хранитель лучших национальных традиций в поэме Гоголя – народ. Но автор не идеализирует его. Писатель показывает сильные и слабые стороны русского народа. Более того, крестьяне представлены у Гоголя чаще всего в ироническом аспекте. Это, конечно же, слуги Чичикова – Селифан и Петрушка. Гоголь с насмешкой описывает их пристрастия. Петрушка любит читать. Но ему больше нравится сам процесс чтения, а не его содержание. Он просто смотрит на буквы.
    Селифан любит размышлять и беседовать, но единственные его слушатели – лошади. Он всегда находится в пьяном состоянии и совершает при этом самые неожиданные поступки. Девка Коробочки, Палашка, так невежественна, что не может отличить, где право, а где лево. Бестолковые дядя Меняй и дядя Митяй никак не могут договориться и развести запутавшихся лошадей. Крестьяне Манилова любят выпить. Они очень ленивы, готовы обмануть своего помещика. Гоголь с горечью пишет об этих уродливых сторонах жизни простого народа.
    И всё же надежды на будущее России автор связывает именно с народом. Поэтому в финале «Мертвых душ» появляется образ заправского мужика, который собрал птицу-тройку. Это под силу только русскому человеку, которому свойственна деловитость, необыкновенное трудолюбие, умение творить. Русского человека отличает особый склад ума, порыв к свободе. Неслучайно Собакевич говорит о своих крестьянах как о «ядрёных орехах», требует за них более высокую цену, долго хвалится ими перед Чичиковым: «Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души, а у меня крестьяне, что ядрёный орех, все как на подбор».
    Чем же эти крестьяне оставили о себе память? Каретник Михеев был искусным мастером. Его рессорные брички – настоящие произведения искусства. Слава о каретнике распространилась по многим губерниям. К сапожнику Максиму Телятникову неприменима поговорка “пьян, как сапожник”. Его сапоги – настоящее чудо. Кирпичник Милушкин – необыкновенный мастер. Он мог сложить печь в каком угодно месте. Степан Пробка отличался богатырской силой. Он мог служить в гвардии. Сорокопёхин приносил своему барину очень большие оброки. Поэтому совсем не случайно Чичиков, читая реестр Собакевича, задумывается о судьбе многих крестьян.
    Реестры помещиков показывают их отношение к своим крестьянам. Записки скупого Плюшкина очень краткие. Он написал лишь начальные буквы имён и фамилий. Коробочка каждому своему крестьянину дала прозвище. Собакевич же даже представил краткую биографию своих крестьян: «Реестр Собакевича поражал необыкновенной полнотою и обстоятельностию; ни одно из похвальных качеств мужика не было упущено». Особо Чичиков заинтересовался судьбой Абакума Фырова. Этот крестьянин сбежал от своего помещика на Волгу в поисках счастья. Скорее всего, его ждёт лямка бурлака. Возможная судьба этого беглого наводит Чичикова на размышления о судьбе народа. С помощью образа Фырова Гоголь показывает, что русскому человеку свойственно глубокое чувство свободы.
    Особый смысл в поэме приобретает повесть о капитане Копейкине. Имя этого героя стало нарицательным в русской литературе. В истории его жизни отразились судьбы многих людей того времени. Гоголь показывает трагическую судьбу «маленького человека». Историю о капитане Копейкине рассказывает почтмейстер. Капитан Копейкин честно отдал долг своей родине, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Там у него отняли руку и ногу, и он остался инвалидом. Но в семье не было средств на его содержание. Чиновники также забыли о защитнике Родины, и капитан остался без средств к существованию. Он был вынужден обратиться за помощью к влиятельному генералу, для этого приехал в Петербург. Капитан много раз обивал пороги приёмной генерала, прося «монаршей милости». Но генерал постоянно откладывал своё решение. Терпению Копейкина пришёл конец и он потребовал у генерала окончательной резолюции. В результате капитана Копейкина выгнали из приёмной.
    В скором времени по Петербургу прошли слухи о том, что в рязанских лесах объявилась шайка разбойников. Их атаманом оказался капитан Копейкин. Цензура пыталась заставить Гоголя убрать из поэмы эту вставную повесть. Но автор не сделал этого. Повесть о капитане Копейкине играет важную роль в раскрытии темы народа. В скрытой форме здесь звучит протест против бессердечия чиновников, равнодушия власти, бесправия простого человека. Гоголь предупреждает, что народное терпение небезгранично. Ему рано или поздно наступит предел.
    Эту тему автор развивает, изображая крестьян Плюшкина. Не выдержав издевательств, они толпами бегут от своего помещика. Это Еремей Корякин, Попов, Никита Волокита и многие другие. Только судьбы их трагичны: одни терпят нужду, другие умирают в канавах, кабаках. Большинство крестьян не знает цену своим способностям. Но сам Гоголь отвергает путь капитана Копейкина и многих других крестьян – путь грабежа, насилия. Он ратует за проведение реформ.
    Мёртвые крестьяне оставили о себе память своими делами. По мысли Гоголя, именно они обладают душами. Им свойственно нравственное начало. Только от народа зависит будущее России, её процветание. Именно старания народа определяют судьбу страны.
    Беру!

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *